Глава пятая Образование С.-Петербургской Синодальной области и управление ей до открытия в ней самостоятельной епархии. Попытки назначения самостоятельного епископа в нее. Храмы и монастыри. Открытие (XXII) С.-Петербургский епархии (1742 г.). Ее состав и пределы. Кексгольм и Корельское викариатство. Отношение территории Петербургской епархии к территориям соседних епархий Новгородской и Псковской. Управление Синодальной Московской, бывшей Патриаршей областью до восстановления в Москве архиерейской кафедры и назначение туда самостоятельного архиепископа. Открытие Московской епархии в 1742 г. на территории Синодальной, бывшей Патриаршей, области. Состав и пределы Московской епархии. Распадение территории Московской епархии. Проект (1744 года) о выделении из нее четырех новых самостоятельных епархий: Владимирской, Костромской, Переяславль-Залесской и Тамбовской епархий. Открытие – XXIII – Переяславль-Залесской епархии (1744 г.); её состав и пределы. Викариатство Переяславль-Залесской епархии – Можайское. Открытие – XXIV – Коломенской епархии (1745 г.), её состав и пределы, XXV – Владимирской епархии (1748 г.), её состав, и пределы. Распределение в 1749 году городов, намеченных в 1744 г. в состав восстанавливаемой Тамбовской епархии, по соседним епархиям. Неудобство этого распределения. Открытие (точнее восстановление) XXV – Тамбовской епархии (1758г.), её состав и пределы. Состав Московской епархии после выделения из нее четырех епархий. Изменение в составе и территориях старых епархий в зависимости от открытия новых епархий и распадения Синодальной, бывшей Патриаршей области в половине XVIII в. Мысль об открытии Севской епархии в пределах Московской (1753 г.). Изменение состава и границ Воронежской и Белгородской епархий в зависимости от колонизации южной окраины России и населения там сербов, болгар, черногорцев и др., образовавших новую Сербию и Славяно-Сербию (1752 – 1753 гг.). Состав великорусских епархий перед учреждением великорусских духовных штатов в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

ПРИЛОЖЕНИЯ I. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ Год Численность населения В том числе православных ок. 14000000 ок. 19000000 ок. 41000000 ок. 74000000 ок. 53000000 82172022 ок. 59000000 128924289 ок. 89000000 163778800 99166662 ок. 178400000 II. КОЛИЧЕСТВО ЦЕРКВЕЙ И ЧАСОВЕН Год Церквей Часовен III. ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА Год Священников Диаконов Церковно- служителей 124923 101040 113961 115619 102682 107906 IV. ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей Академий Семинарий Духовных училищ ок. 6000 V. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц – без Южной и Западной России. VI. ХРОНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ ЕПАРХИЙ а) епархии, открытые до Синодальной эпохи 1 . Киевская (988 г.). 2 . Черниговская (992 г.). 3 . Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4 . Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5 . Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515–1616, 1639–1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в 1848–1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6 . Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733–1785 годы – самостоятельная, в 1785–1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7 . Полоцкая (1104 г., в 1596–1620, 1661–1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8 . Смоленская (1137 г.). 9 . Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10 . Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11 . Холмская (1233, 1650–1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12 . Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А.С. Смыкалин Глава VII. Церковное управление и церковный суд 1. Церковное управление и надзор. Церковное управление. Церковный надзор. Церковный суд. Суд в Древней Церкви. Церковный суд в Византии. Церковный суд в Древней Руси. Церковный суд в синодальную эпоху. Церковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви. 2. Церковные наказания. Церковные наказания для мирян. Церковные наказания для духовных лиц. 1. Церковное управление и надзор Церковное управление. Оно выполняет такие функции, как учреждение и упразднение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование и церковный надзор. Новые церковные должности, включая новые епископские кафедры или даже первосвятительские престолы, учреждаются или упраздняются постановлениями поместной церковной власти. Помимо учреждения и упразднения, церковные должности могут претерпевать и другие изменения. Например, соединение нескольких должностей, производимое в результате либо слияния двух епархий в одну, либо объединения двух однородных должностей в одном их носителе (так, долгое время в XVIII и XIX bb. две отдельные епархииНовгородская и Петербургская – имели одного иерарха: митрополита Новгородского и Петербургского), либо присоединения одной должности к другой, главной (допустим, присоединение, приписывание одного прихода к другому, более крупному и важному). Изменения могут также заключаться либо в разделении одной должности на две или несколько самостоятельных (разделение одной епархии на две епархии и др.), либо в отнесении части компетенций одной должности к другой (перевод нескольких приходов с их округами из одной епархии в другую). Кроме того, возможны превращения одной институции в другую (так, в XIX b. женская община становилась женским монастырем). Что касается замещения церковных должностей, то оно осуществляется компетентной церковной властью в соответствии с канонами и другими церковными законоположениями. Замещение церковных должностей – область церковной жизни, где на протяжении всей истории Церкви особенно ощутимо было влияние светской государственной власти, правда, в основном это касалось высших церковных должностей. Данное влияние, если оно не противоречит воле епископата, клира и церковного народа, не считается противоправным, ибо замещение церковных должностей соприкасается с областью внешнего церковного права. Формы такого влияния в истории менялись и определялись статусом Церкви в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1. Алексей С. Павлов сын причетника томской епархии (родился в 1832 году). По окончании воспитания в Тобольской Семинарии, как даровитый питомец ее, он поступил в 1854 г. для довершения образования в Казанскую духовную Академию. С умом острым, при темпераменте живом и увлекающемся, талантливый А. С. Павлов хотя и выдвинулся из среды своих сотоварищей по академии 1 и занял в списке 7 курса первое место, но не был оставлен при Академии бакалавром. Причины этого обстоятельства кроются, во-первых, в нерасположении нового ректора Академии арх. Агафангела 2 , вообще, и лично к А. С. Павлову , в частности, за его студенческие увлечения и живой темперамент 3 и, во-вторых, в желании ректора видеть в академической корпорации молодых людей с наклонностями к монашеству, на что Алексей Степанович не подавал никаких надежд. Назначенный, по окончании курса в Академии, преподавателем общей и русской церковной истории в Казанскую духовную Семинарию, Алексей Степанович, однако же, не оставался в Семинарии и одного года и был перемещен в Академию 11 марта 1859 года бакалавром по кафедре канонического права и литургике, так как желательных кандидатов не было на лицо. Но «литургика, по замечанию П. В. Знаменского , бывшего одним из первых слушателей А. С. Павлова , не смотря на множество совершенных им работ по этому предмету 4 , была у него менее любимой наукой, и разрабатывалась им менее самостоятельно, чем каноника» 5 . Главным толчком к самостоятельным изысканиям в области канонического права вообще и русско-византийского права в частности послужило богатое собрание канонических сборников в рукописях Соловецкой библиотеки, переданной в ведение Казанской Академии 6 . С увлечением отдавшись их всестороннему изучению на первых порах своей службы в Академии, Алексей Степанович заложил здесь прочные основания тому научному и богатому запасу сведений по излюбленной специальности, которым он мастерски пользовался всю свою не кратковременную жизнь, и который он не успел исчерпать и до самого конца, несмотря на свою необыкновенно плодовитую деятельность. Доказательством для сего может послужить ряд статей, напечатанных в «Византийском Временнике» за 1895 и 1896 годы, и множество материалов для предположенной, но не осуществившейся 2 части «Памятников древнерусского канонического права». Что же касается прямых и очевидных результатов его увлечения и серьезного занятия каноническими памятниками на первых порах его службы, то они сказались в целом ряде изданий новых и неизвестных памятников, как, напр. «Церковно-судебные определения Киприана, митрополита новгородского» (Прав. Соб. 1861, т. 3), «Послание старца Елеазарова монастыря к великому князю Василию Иоанновичу» (там же, 1863, т. 1), «Послание Геннадия Новгородского к Московскому собору 1490 г.» (там же), «Три, доселе неизданных, послания князя Андрея Курбского» (там же, т. 3), «Полемические сочинение инока-князя Вассиана Патрикеева» (там же) и «Апокрифическое слово о судиях и властителях» (там же, 1864 г., т.1)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир: «Он не дал им этого сделать» (к 30-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)) сентября 2008 «Вода живая» начинает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), почившего 5 сентября 1978 года. В беседе с ответственным редактором «Воды живой» протоиереем Александром Сорокиным владыка вспоминает о своих встречах с митрополитом Никодимом и рассуждает о его роли в истории Русской Православной Церкви. " Вода живая " начинает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) , почившего 5 сентября 1978 года. Как уже сообщалось в нашей ленте новостей, свежий, сентябрьский номер официального журнала Санкт-Петербургской митрополии " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " посвящен памяти митрополита Никодима. Номер содержит эксклюзивные воспоминания о владыке, собранные непосредственно к юбилею, среди них - интервью правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . В беседе с ответственным редактором " Воды живой " протоиереем Александром Сорокиным владыка вспоминает о своих встречах с митрополитом Никодимом и рассуждает о его роли в истории Русской Православной Церкви.   - Владыка, первый вопрос к Вам о том, как Вы познакомились с митрополитом Никодимом, каково было Ваше первое впечатление, как складывались у Вас с ним отношения в дальнейшем?   - Первый раз я его увидел именно здесь, в Ленинграде, в наших Духовных школах . К тому времени я сам уже закончил Академию и был профессорским-стипендиатом. Владыка Никодим, тогда еще, кажется, в сане игумена, приезжал в библиотеку, будучи студентом заочного обучения. Так случилось, что заболел делопроизводитель заочного сектора, и меня, как стипендиата, поставили его заменить - принимать людей, координировать расписание и тому подобное. Отец Никодим тогда служил в Русской Духовной Миссии и специально приезжал сдавать экзамены. Поначалу в нашем общении не было ничего примечательного, но потом, когда я стал преподавателем и меня стали привлекать к работе с гостями, в том числе иностранцами, наши пути стали пересекаться гораздо чаще. После назначения отца Никодима в Отдел внешних церковных сношений процесс нашего участия в международных событиях значительно активизировался. Примерно тогда же к этой деятельности был привлечен и отец Виталий Боровой, профессор Ленинградских Духовных школ, окончивший в свое время богословский факультет Варшавского университета, который был необычайно образованным и культурным человеком (скончался совсем недавно, в этом году на Благовещение, на 93-м году жизни. - Ред.), знавшим несколько языков. Эта связь с Ленинградскими Духовными школами, наверное, и сыграла свою роль в том, что меня стали также привлекать к активному участию в международной деятельности.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Обучение должно быть профессиональным, доходчивым и увлекательным 27.06.2012 320 Время на чтение 9 минут С сентября 2012 года «Основы религиозных культур и светской этики» становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской епархии преподавание «Основ православной культуры» - уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны? Чем можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении «Основ православной культуры»? На каких принципах строится сотрудничество Московской епархии с Министерством образования Московской области? На эти и другие вопросы нашему изданию отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Интервью: Елена Балашова, Светлана Павленко Фото предоставлено пресс-службой митрополита Ювеналия - Ваше Высокопреосвященство, Вы родились в середине 1930-х годов, в очень трудное для Русской Православной Церкви время. Что сыграло особую роль в Вашем религиозном воспитании и образовании в столь сложное время? - Самое сильное влияние на мое развитие в детские годы оказала мать, происходившая из традиционной религиозной семьи. С раннего возраста и до последнего дня жизни ее духовными наставниками были архипастыри и священники нашей Церкви. Я с детства посещал храм, прислуживал за богослужениями в Ярославле, имея возможность непосредственного общения с архиереями и священнослужителями. Многие из них были моими духовными отцами, включая блаженной памяти митрополита Ленинг радского и Новгородского Никодима. Результатом такого жизненного опыта стало то, что к достижению совершеннолетия у меня сформировалось непреодолимое стремление к пастырскому служению. Тогда я поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а потом академию, где принял монашеский постриг и священный сан. - Владыка, Вы начинали Ваш пастырский путь более полувека назад. Что Вы могли бы сказать о катехизации в те годы?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Митрополит Крутицкий Ювеналий: Обучение должно быть профессиональным, доходчивым и увлекательным 27 июня 2012 г. 12:20 С сентября 2012 года «Основы религиозных культур и светской этики» становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской областной епархии преподавание «Основ православной культуры» — уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны? Чем можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении «Основ православной культуры»? На каких принципах строится сотрудничество Московской епархии с Министерством образования Московской области? На эти и другие вопросы в интервью журналу «Православное образование»  ответил  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . — Ваше Высокопреосвященство, Вы родились в середине 1930-х годов, в очень трудное для Русской Православной Церкви время. Что сыграло особую роль в Вашем религиозном воспитании и образовании в столь сложное время? — Самое сильное влияние на мое развитие в детские годы оказала мать, происходившая из традиционной религиозной семьи. С раннего возраста и до последнего дня жизни ее духовными наставниками были архипастыри и священники нашей Церкви. Я с детства посещал храм, прислуживал за богослужениями в Ярославле, имея возможность непосредственного общения с архиереями и священнослужителями. Многие из них были моими духовными отцами, включая блаженной памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима . Результатом такого жизненного опыта стало то, что к достижению совершеннолетия у меня сформировалось непреодолимое стремление к пастырскому служению. Тогда я поступил в Ленинградскую духовную семинарию , а потом академию, где принял монашеский постриг и священный сан. — Владыка, Вы начинали Ваш пастырский путь более полувека назад. Что Вы могли бы сказать о катехизации в те годы? — Как я не раз говорил, в то время первыми катехизаторами в семье были бабушки. Я своих живыми не застал.

http://patriarchia.ru/db/text/2308574.ht...

Сначала офиц. часть разделялась на общий и местный отделы. В общем отделе под заголовком «Распоряжения правительства» помещались Высочайшие манифесты и повеления, объявляемые Синодом, мнения Гос. совета, а также указы и определения Синода, распоряжения и отношения синодального обер-прокурора и его канцелярии, хозяйственного управления, контроля при Синоде. В местном отделе публиковались распоряжения и определения местного епархиального начальства, касающиеся всей епархии или значительной ее части, журналы, акты и отчеты епархиальных съездов духовенства, епархиального попечительства, отчеты и программы духовных учебных заведений, отчеты по свечному заводу, постановления и определения Новгородского епархиального братства, уставы различных об-в и благотворительных заведений и т. п. Нек-рые из офиц. документов, напр. маршруты обозрения церквей викариями, сообщения о посещениях архиереями монастырей, церквей и учебных заведений, документы по Новгородскому музею древностей, списки церквей (Расписание гор. и сельских приходов и причтов Новгородской епархии//1876. 16. С. 299-317; 17. С. 329-343), представляют немалый церковно-исторический и краеведческий интерес. Сведения об изменениях в составе клира, о наградах и взысканиях, некрологи, разрядные списки учащихся ДС и уч-щ, списки служащих по духовно-учебному ведомству дают обильный материал по истории и генеалогии духовного сословия. Достойны особого внимания также нек-рые постановления консистории и резолюции архиерея канонического характера: напр., о дозволении причтам венчать браки в 5-7-й (с 1893 г.- только в 6-й и 7-й) степенях родства без архиерейского разрешения (1875. 20. С. 2-3; 1893. 8. С. 133-145), о порядке совершения браков с инославными (1885. 15/16. С. 201-202; 1891. 14. С. 329-330; 1892. 2. С. 27-29) и др. В 1888 г. при Синоде началось издание ж. «Церковные ведомости», общий отдел оказался лишним, и после выделения в «Н. е. в.» с 1894 г. неофициальной части значительная доля местного материала перешла в нее.

http://pravenc.ru/text/ Новгородские ...

XII. Маркелл Родышевский и Феофан. – Протесты Родышевского против Феофана в противностях церковных и государственных. – Ответы Феофана В Феврале 1726 года, преемник Болтина, Баскаков возобнови дело о по доносу Савватия на Маркелла. Предложивши Синоду, что Феофан не репортовал не только об иснолнении, но даже о получении указа по этому делу, Баскаков поставлял на вид, что Маркелла, как подсудимого, не следовало переводить из Пскова в Новгород, потому что «в присланных к бывшему обер-прокурору ведомостях показано взятое из казны серебра и жемчугу им архимандритом не малое число. А понеже оный архимандрит ныне в новгородской епархии, а не в псковской, и из той епархии в Псков брать его к изследованию невозможно, да и того для, что, по книгам его, как серебру, так и жемчугу в цене показано с немалой убавкой, о чем имеется явное его обличение, которое во обличение ему, на ответы его, архимандрита, вашему святейшеству предложены будут: того ради вашему святейшеству сим предлагаю, дабы соблаговолили оное дело взять в Синод и, по указам ея императорскаго величества, следование и решение учинено было без упущения времени». Как ни велика была услуга Феофана Екатерине, но видно было, что его поможение не твердо. Против него был Меншиков, и в Синоде сидели его недоброжелатели. Меншиков открыто благоприятствовал Дашкову. –Дашков помнил обиды, нанесенные ему Феофаном и решился отомстить за них. Борьба пошла на жизнь и смерть. На этот раз определено было дело взять в Синод, а к Феофану послать указ: для чего он по сие время не репортовал Синоду? Феофан отвечал: «получить я указ ея имяераторскаго величества из св. правительствующаго Синода 1725г. мая 6, а справясь с домовою конторою ведомо явилось, что указ о изследовании того от мене в Псков не был посылан, а то не ради иной коей вины, токмо моим забвением, за случившимися тогда немалыми трудностями и конфузиями, как всем известно, и за то ея императорскаго величества из святейшаго правительствующаго Синода покорно прошу прощения (29 апр. 1726 г.)». Синод определил исследовать дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В стойкости раскола «старообрядчества» во всех его видах, в появлении и широком распространении новых, по преимуществу, «рационалистических» сект и в малорезультатной борьбе с ними православных миссионеров нельзя не усмотреть такого крупного факта современной настроенности русского религиозного самосознания, пред которым следует остановиться с глубоким вниманием. Как доселе устойчив и значителен по числу последователей раскол старообрядства, в этом легко убедиться, взяв в руки дневник, или отчет любого епархиального миссионера. Вот напр. некоторые выдержки из дневника миссионера Саратовской епархии: «Лопуховка – гнездо раскола безпоповской секты... В приходе числится 1781 душа, из них раскольников 1123 души, следов. православных остается 658 душ – и то номинально. К приходу приписаны две деревни: Новая Лопуховка и Агаревка; в самом селе православных нет, в Новой Лопуховке есть не много, а в Агаревке – почти все – православные… Село Лопастейка. Здесь в приходе числится 3329 душ: из них раскольников – около 3000 душ. Лет 40 тому назад приход был весь православный и крестьяне были прилежны к храму Божию и почтительны к духовенству 1 . В Уфимской епархии раскольников, по статистическим данным, считается более 17500, но в действителъности гораздо более 2 . – Число сектантов в Таврической губ. по докладу епархиального миссионера представляется (за 1891 г.) в следующих цифрах: «сектантов и раскольников в Таврической епархии числится 13449; в том числе раскольников 1939. Большинство сектантов составляют Молокане разных толков – 11254. Сверх того в епархии в 1891 г. появились новые секты «сепаратистов» и «антиквиетистов седьмого дня» 3 . – По имевшимся в распоряжении 2 Миссионерского съезда в Москве 1891 г. данным, штундизм вместе с баптизмом и пашковщиною проникли в следующие губернии: Астраханскую, Владикавказскую, Донскую, Екатеринославскую, Киевскую, Могилевскую, Курскую, Минскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Орловскую, Оренбургскую, Петербургскую, Псковскую, Подольскую, Полоцкую, Полтавскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Ставропольскую, Тамбовскую, Тверскую, Таврическую, Харьковскую, Херсонскую. – Приблизительное число штундистов по епархиям определяется так: в Астраханской – около 2500, в Кишиневской – около 3000; в Киевской – около 5000; в Могилевской до 200; в Подольской около 300; в Самарской – до 400; в Тверской (Пашковцев) 60; в Херсонской – около 5000 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010