Архангельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь Архангельская область — субъект Российской Федерации на севере европейской части России. Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе. Образована 23 сентября 1937 года при разделении Северной области РСФСР СССР. Административный центр области — город Архангельск . Содержание Православие в Архангельской области [ править править код ] Архангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. — Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. — Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. — Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. — Архангельская и Мурманская. В конце 1995 года епархия была разделена на три: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архимандрит Тихон (Степанов). Современная территория — в границах Архангельской области. Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние - Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского - основаны в кон. XIV - кон. XV в.). Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры) входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Кировская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Кировской области [ править править код ] С начала русской колонизации Средней Вятки в конце XII века приходы Вятской земли входили в состав Новгородской архиепископии. Далее с 1489 Хлынов и окрестности составляли церковную десятину и управлялись патриаршим десятильником (назначавшимся из представителей местной церковной верхушки, главным образом из рода Юферевых) — земли входили в Митрополичью область. По соборному определению 1657 года и повелением Патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия; начала свою деятельность в 1658 с приездом первого епископа Александра, которому был дан титул вятского и великопермского. С декабря 1937 по декабрь 1942 не имела своего правящего архиерея. Управляющим епархией с 23 апреля 1978 года по 4 января 2011 года являлся митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль). 5 января 2011 года временным управляющим епархией назначен архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев). Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года новым правящим архиереем назначен архиепископ Марк (Тужиков). 4 октября 2012 года из состава епархии были выделены Уржумская и Яранская епархии со включением их и Вятской епархии в состав новообразованной Вятской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Киров Святыни Кировской области [ править править код ] Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров) : мощи преподобного Трифона Вятского (XVI в.). Преображенский Вятский женский монастырь : мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского Свято-Серафимоский собор (Киров) : список «Великорецкой» иконы свт. Николая. Филейское кладбище: могила преп. Стефана Филейского (XIX в.). Храм Св. Новомучеников и Исповедников Российских на Филейке: икона муч. Пантелеимона Целителя (келейный образ преп. Стефана). Свято-Троицкий собор (Яранск) : мощи преп. Матфея Яранского (ХХ в.). ОРЛОВ. Кладбище: могила сщмч. Михаила Тихоницкого (ХХ в.). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Орлов) : мощи Михаила Тихоницкого

http://azbyka.ru/palomnik/Кировская_обла...

Архитектор Николай Никитич Никонов 8 апреля 1849, Ануфриево, Ярославская губерния — 1918, Самара) — один из крупнейших российских зодчих конца XIX — начала XX века, много и плодотворно работал в области церковной архитектуры. В октябре 1872 года был принят вольнослушателем в Академию художеств. В 1881 году отчислен из неё за нерегулярное посещение классов. 21 октября 1893 года был назначен на должность епархиального архитектора. 24 августа 1899 года ходатайствует о награждении архитектора Н. Н. Никонова орденом Святой Анны 3-й степени за проект и постройку каменного трехпрестольного храма в подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге. 17 ноября 1906 года архитектор Н. Н. Никонов уволен по его прошению с должности Санкт-Петербургского епархиального архитектора. В 1910 году по проекту Н. Н. Никонова на Карельском перешейке в Териоках (ныне — Зеленогорск) построена Церковь Казанской Божьей Матери, признанная в 2001 году памятником архитектуры федерального значения. Умер в 1918 году в Самаре, где достаточно долго жил и работал. Список храмов, которые построил Николай Никитич Никонов (или с его участием) Брянская область Церковь Вонифатия Милостивого (утрачена) Новозыбковский район и г. Новозыбков, Новозыбков Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1896 Архитектурный стиль: Эклектика Ленинградская область Церковь Николая Чудотворца (утрачена) Кировский район, Лаврово Архитектор: Н.Н. Никонов (проект) Год постройки: Между 1899 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы (утрачена) Сланцевский район, Доложск, урочище Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1908 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (новая) Сланцевский район, Пенино Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1893 и 1900 Архитектурный стиль: Русский стиль Новгородская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Шимский район, Малая Уторгош Архитектор: Н.Н. Никонов (?) Год постройки: приблизительно не ранее 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Прочие страны Новоафонский монастырь Симона Кананита

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

Новгородская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Новгородской области [ править править код ] Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку). В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках. С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Великий Новгород Святыни Новгородской области [ править править код ] ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Кафедральный Софийский собор Новгородского кремля: Мощи: свт. Никита, Иоанн, Григорий и Антоний Новгородские, благ. кн. Владимир, Феодор, Анна и Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородские, иконы Божией Матери «Знамение-Новгородская», «София – Премудрость Божия» и «Тихвинская».

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковное управление и надзор. Распоряжение церковным имуществом. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Церковное управление В область церковного управления, второй формы правительственной власти Церкви, входят такие функции, как учреждение и упразднение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование, а также церковный надзор. Новые церковные должности, включая новые епископские кафедры или даже первосвятительские престолы, учреждаются или упраздняются постановлениями поместной церковной власти. Помимо учреждения и упразднения, церковные должности могут подвергаться и другим изменениям; это может быть соединение нескольких должностей, производимое либо путем слияния, когда, например, две епархии соединяются в одну, либо путем личного соединения двух однородных должностей в одном их носителе (так, долгое время в XVIII и XIX вв. две отдельные епархии - Новгородская и Петербургская - имели одного иерарха: митрополита Новгородского и Петербургского) и, наконец, путем присоединения одной должности к другой, главной (например, присоединение, приписывание одного прихода к другому, более важному). Изменения могут также заключаться в разделении одной должности на две или несколько самостоятельных (разделение одной епархии на две епархии и др.) или в отнесении части компетенции одной должности к другой (например, перевод нескольких приходов с их округами из одной епархии в другую). Кроме того, возможны превращения одной институции в другую, скажем, часто имевшее место в XIX веке превращение женской общины в женский монастырь. Что касается замещения церковных должностей, то оно, естественно, осуществляется компетентной церковной властью в соответствии с канонами и другими церковными законоположениями. Замещение церковных должностей - это область церковной жизни, где на протяжении всей истории Церкви особенно ощутимо было влияние светской государственной власти, в основном это касалось высших церковных должностей. Такое влияние, в том случае, если оно не противоречит воле епископата, клира и церковного народа, не может считаться противоправным, ибо замещение церковных должностей соприкасается с областью внешнего церковного права. Формы этого влияния в истории менялись и определялись, в основном, статусом Церкви в государстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/432467/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Почитание игумении Таисии Леушинской на западных рубежах России Дмитрий Коновалов о почитании выдающейся подвижницы в Свято-Елисаветинском монастыре Калининградской епархии Дмитрий Коновалов   10:17 13.09.2018 876 Время на чтение 5 минут На прошедшем недавно в Вологде архиерейском совете епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан заявил о передаче собранных документов в Священный Синод, свидетельствующих о святости выдающейся подвижницы конца 19 – начала 20 века, духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского – игумении Таисии Леушинской. В собранных архивных документах представлены доказательства многочисленных трудов матушки Таисии на ниве служения Богу, Церкви и людям. При своей земной жизни матушка Таисия основала 20 женских монастырей, которые своими трудами не только построила – воздвигнув стены, но и собрав в них сестер, воспитав своей духовной мудростью нескольких игумений. Самым знаменитым детищем матушки Таисии является Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в 1940-е годы затопленный водами рукотворного Рыбинского водохранилища. Игумения Таисия Леушинская для всего Русского Севера и Верхневолжья имеет неоценимое духовное значение. Ее бесценным духовным наследием пользуются и хранят о ней память в Вологодской, Ярославской, Новгородской, Архангельской областях и Санкт-Петербурге. А так же, как бы это странно ни звучало, – в Калининграде – самом западном регионе России. Казалось бы, какое отношение имеют западные рубежи России к игумении Таисии? Здесь матушка никогда не была. Здесь не жили ее духовные чада. Ничего об этой земле не писала. И вообще, при жизни игумении Калининградская область была территорией Германии – Восточной Пруссией. Это был один из очагов немецкой государственности, цитадель Тевтонского ордена, от которого исходила постоянная агрессия крестовых походов на Русь, где ковались планы Второй мировой войны. В 1945 году часть Восточной Пруссии отошла Советскому Союзу как моральная и материальная компенсация за понесенные нашим государством потери от немецко-фашистских захватчиков. Немецкий город Кенигсберг стал Калининградом, Пиллау – Балтийском, Раушен – Светлогорском. До 1988 года на территории Калининградской области не было ни одного православного храма, были лишь брошенные или используемые в хозяйственных нуждах католические храмы и протестантские кирхи. Калининградская область была зоной государственного атеизма. Первый монастырь здесь был основан по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) в 2001 году на самой границе с Литвой и в 150 км от Польши. Он стал самым западным монастырем Русской земли.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/13/po...

Липно, остров. Церковь Николая Чудотворца на Липне. Церковь Николы на Липне в устье Мсты бывшего Липенского мужского монастыря Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Псковско-Новгородская школа ( подробнее > > ) Год постройки:1292. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, остров Липно (устье Мсты) Координаты: 58.448864, 31.348881 Проезд:в период навигации - на катере или лодке; зимой - от Вокзальной пл. Новгорода автобусом 106а до Троицы, далее пешком по льду оз. Ильмень и протокам Мсты, ок. 7 км. Общее направление - восток; или из Сельца-Шатерно мимо Сковородского монастыря, ок. 5,5 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. При стоительстве церкви Николы на Липне впервые применяется новая строительная техника - кладка посредством чередования плинфы и камня на растворе извести с примесью мелко толченого кирпича (цемянки) заменяется кладкой из волховской плиты на растворе извести с песком. Кирпич получает иную форму - становится более удлиненным. такая строительная техника будет преобладать в Новгороде до конца 15 века. Наблюдается окончательный отход от посводного покрытия. Излюбленным типом покрытия становится трехлопастное завершение. Фасады церкви заканчиваются вверху трехлопастной декоративной аркой с пояском свисающих полуциркульных арочек. С фасадов пропадают лопатки, исчезают боковые апсиды, а центральная понижается до половины высоты фасада. Церковь была расписана, но роспись полностью погибла в Великую Отечественную войну, сам храм почти до основания разрушен. Восстановлен в первоначальных формах (авторы реставрации Л.М. Шуляк, П.Н. Максимов). По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. В церкви Николы на Липне (1292) при позакомарном трёхлопастном покрытии фасадов несколько усилены декоративные элементы: линию трёхлопастного завершения фасадов повторяет размещённый под нею аркатурный поясок. Стены храма целиком сложены из отесанных лишь с лицевой стороны камнем различного размера и даже различных пород. Оконные проёмы, а также верхние части здания - своды и барабан - сложены из кирпича нового типа квадратной или брусковой формы, толщиной 9-10 сантиметров. Возможно, что такой кирпич был заимствован новгородцами из соседней Риги.

http://sobory.ru/article/?object=01583

26. Архиепископ Серапион 2 Курцев 317 (с 1551 по 1553 г.) После отъезда архиеп. Феодосия в Москву в 1551 году, Новгород оставался без владыки «40 недель да и 4 недели» 318 . Вызванный для совещаний по делам церковным, он уже не возвратился в Новгород, чтобы упокоиться навеки под сению св. Софии. На место Феодосия в том же 1551 году был избран в архиепископы Новгороду Серапион, по прозванию Курцев – игумен Сергиева монастыря, и хиротонисан 14-го июня митрополитом Макарием. Прибыв в Новгород 23-го августа «в 7-м часу дня, он в тот же день служил божественную литургию во святей Софии и молебны пел». Новгородцы рады были прибытию своего владыки и сделали ему торжественную встречу: «конец Славна вышли со кресты архимандрит, и игумены, и попы, и вси мужи и жены Новгородци» 319 . Кратковременно и скорбно было время управления архиеп. Серапиона Новгородскою паствою. Не прошло и года с дня прибытия его на святительскую кафедру, как посетило Новгород и его область ужасное моровое поветрие. В чем обнаруживалась болезнь, летописец не упоминает, а говорит только, что мор начал появляться «в Новгороде на Редятине улице 320 , с июля месяца 1552 г., а с августа месяца велми сильнее бысть: и Божиим попущением, таково бысть поветрие от Семеня дня (1-го сент. 7061) 1553 г. до Николина дни месяца декабря». Жертвою поветрия было бесчисленное множество иноков, священников и диаконов, так что на две и на три волости оставалось по одному священнику, многие храмы запустели и оставались без вседневной божественной службы; а из многочисленного штата Софийского собора, который состоял тогда из протоиерея, 18-ти священников, протодиакона, 4-х диаконов и архидиакона, осталось только шесть священников, да два диакона. Даже многолетние старцы не запомнят такого поветрия на священнический чин. По сказанию летописца, в Новгороде и по монастырям, в Старой Руссе, в пригородах и в волостях Новгородских смертоносная язва похитила игуменов, священников и инокинь, монашеского чина священников и диаконов, и всех православных христиан 279594 человека. Великий князь Иван Васильевич, известясь о бедствии, постигшем Новгород, велел своему богомольцу архиеп. Серапиону построить две церкви, и владыка, исполняя волю государя, помолившись вкупе со всем освященным собором, с городскими властями и со всем христолюбивым народом, поставил «единого дни на Семен день (7061) две деревянных церкви, – одну во имя препод. Кирилла Белозерского чудотворца, а другую во имя св. мученика Христофора» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Великий Новгород. Церковь Петра и Павла на Сильнище. Петра и Павла на Синичьей горе, церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1185 и 1192. Адрес: Новгородская область, г. Великий Новгород, находится на Петровском кладбище (по ул.Петровской и Юрьевскому шоссе) Координаты: 58.50936, 31.25881 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Петра и Павла на Сильнище построена в 1185-1192 г.г. Другие источники называют на Синичьей горе. Построена по заказу жителей Лукинской (Лукиной) улицы. По своим конструкциям и формам является типичной постройкой новгородской архитектуры второй половины 12-го века. Отличием является кладка стен, которая выполнена без применения камня, только из плинфы (плоский кирпич). Церковь построена из чередующихся углублений и выступающих рядов плинфы, соединённых известковым раствором с примесью толчёного кирпича. Такая техника кладки в то время была характерна для киевской архитектуры, в 12-ом веке так строили храмы в Смоленске и Полоцке. Со временем рядом с церковью Петра и Павла возник женский Петропавловский монастырь. Обычно женские монастыри устраивали в черте города, а мужские - выносили за земляной вал. Этот монастырь был исключением. Он просуществовал до 1611 года - до шведской интервенции. Рядом с церковью сохранилась маленькая часовня. Памятной доски на ней нет. Церковь частично реставрирована в 1962 году. Сейчас ведутся реставрационные работы. Если идти по главной аллее Петровского кладбища, то перед церковью мы увидим часовню, а сразу за церковью Петра и Павла находится могила бывшего руководителя Новгородского Русского Собора - Малышева Льва Николаевича. Могила осквернялась трижды после кончины. Фото срывалось, потом было расстреляно, следом разбит и мраморный крест. В настоящее время могила и памятник восстановлены усилиями родных, близких и соратников Льва Николаевича. Участники конференции " Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация " обратились с открытым письмом к федеральным и местным властям по поводу возможной утраты разрушающейся церкви Петра и Павла, построенной в период до монгольского нашествия. Состояние древней церкви, входящей в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, можно оценить как катастрофическое.

http://sobory.ru/article/?object=00428

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010