Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей» Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода 09.11.2022 1282 Время на чтение 5 минут Фото: indrik.ru В московском издательстве «Индрик» вышла новая книга: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода». Публикация и составление М.Г. Талалая и М.А. Бирюковой. Научная редакция М.Г. Талалая. М.: изд. «Индрик», 2022. (280 с., ил.). ISBN 978-5-91674-680-8, сообщает наш корреспондент. Первые два тома «Воспоминаний товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода» князя Николая Давидовича Жевахова (1874–1945), впервые опубликованные в Мюнхене в 1923 г. (том 1) и в Новом Саде в 1928 г. (том 2), неоднократно переиздавались в России после падения советского режима (вот только полные переиздания: 1) М.: Родник: Изд. отд. Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1993 (серия: Царский Архив); 2) СПб.: Царское Дело, 2007; 3) СПб.: Царское Дело, 2014). Они охватывают период с сентября 1915 года по январь 1920 года и вызывают у читателей неослабевающий интерес. Третий том воспоминаний, в которых автор описывал свои злоключения в эмиграции, так и не был им издан из-за отсутствия средств, и до последнего времени его местонахождение не было известно. И вот наконец рукопись найдена, и продолжение воспоминаний выходит в свет! В книге: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода» - в первые публикуется продолжение (3-й том) воспоминаний князя Н.Д. Жевахова. Это детальное и пристрастное повествование о прощании с Родинои, первых месяцах беженскои жизни в Сербии и прибытии в Италию ради главного дела жизни - устроиства паломнического подворья в Бари, близ мощеи святителя Николая Чудотворца. Вновь обнаруженные мемуары, обнимающие период с февраля по ноябрь 1920 года, дополнены редкими текстами Жевахова – очерками, заметками, воззваниями, касающимися Барградского дела. Особую часть (Приложение) составляют архивные материалы Императорского Православного Палестинского общества (впервые публикуются материалы, найденные в Архиве внешней политики Российской Империи и в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, за период 1910-1913 гг., в том числе письма Н.Д. Жевахова, выдержки из Журналов Заседания Совета Императорского Православного Палестинского Общества, касающиеся покупки земли и строительства православного храма во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в городе Бари, и странноприимного дома при нём ), курировавшего возведение подворья в Италии при непосредственном участии мемуариста. В книге собраны материалы, крайние даты которых помечены 1910 и 1944 гг., в совокупности они отражают не только жизнь и личность самого князя Жевахова, но и проливают ясный свет на историю Барградского православного храма и подворья.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

Белушья Губа. Церковь Николая Чудотворца (новая). Свято-Никольская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:2006. Адрес: Россия, Архангельская область, архипелаг Новая Земля, остров Южный, пос. Белушья Губа, ул. Советская, 10А Координаты: 71.537706, 52.343876 Проезд:Закрытая территория, проезд только по согласованию с военными. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 16 сентября 2006 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил чин Великого освящения Свято-Никольского храма, самого северного на территории России. Об этом сообщает Пресс-служба Архангельской епархии. Храм построен в поселке Белушья Губа архипелага Новая Земля, где расположен Центральный полигон Российской Федерации. История православия на Новой Земле восходит k XVII веку. Тогда настоятелю Антониево-Сийского монастыря игумену Феодосию было поручено направить на острова в Ледовитом океане попа и дьячка. В архивах не сохранилось сведений о том, было ли выполнено это распоряжение или нет. Первые документально подтвержденные сведения о храмах и часовнях на Новой Земле относятся к концу XIX века — периоду начала плановой колонизации архипелага. До революции на Новой земле находилось подворье Николо-Корельского монастыря, на котором подвизались одиннадцать монахов. В советское время церковная жизнь прервалась. До сегодняшнего дня сохранился Свято-Никольский храм в поселке Белушья Губа — административном центре Новой Земли. Церковь была построена в 1913 году. Никольский храм в Белушьей Губе параллельно выполнял функции школы и аптеки. За прошедшее с тех пор время поселок отступил от берега залива примерно на километр, и храм оказался за его пределами. Здание использовалось для различных хозяйственных нужд. До сегодняшнего деревянное храмовое здание дошло в полуразрушенном виде. Возрождение началось в 1997 году, когда епископ Тихон освятил первый камень в основание будущего новоземельского храма. В 1999 году на Новую Землю получил назначение первый настоятель прихода иеромонах Иннокентий (Русских). За восемь с половиной лет отец Иннокентий собрал вокруг себя православный приход, воссоздав прервавшуюся в советское время связь с Православием.

http://sobory.ru/article/?object=34754

Закрыть Легко ли быть владыкой? Новая книга о митрополите Симоне (Новикове)/1928-2006/ Игорь Евсин   00:15 12.02.2018 867 Время на чтение 13 минут Как уже сообщалось на РНЛ, недавно вышла новая книга православного писателя Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой», в которой рассказывается о жизни и деятельности бывшего управляющего Рязанской епархией митрополита Симона (Новикова)/1928-2006 гг./. Это не первое издание о рязанском архиерее. Издавались и другие книги, которые по своему содержанию более полные. Однако, чем же книга «Легко ли быть владыкой» отличается от других изданий? Во-первых, написана она хорошим литературным, можно даже сказать - художественным языком. И по сути ее можно определить, как сборник рассказов, в то время, как достойные всяческих похвал книги о владыке Симоне (Новикове) других авторов написаны в стиле жизнеописания, приближенного к стилю агиографии. Хотя подзаголовок книги Игоря Евсина и говорит о том, что издание является жизнеописанием, однако - это все-таки рассказы, которые композиционно так составлены, что хронологически описывают всю жизнь владыки, потому и подзаголовок «жизнеописание» для этой книги уместен. Сегодня мы предлагаем читателям познакомиться с некоторыми короткими рассказами из книги Игоря Евсина о владыке. Отметим, что 5 февраля Рязанская епархия отмечала знаменательную дату - 90-лет со дня рождения известного деятеля Русской Православной Церкви митрополита Симона (Новикова). Ряса в грязи и достоинство В 1970-х годах епископ Симон, возглавивший Рязанскую кафедру в период постхрущевских репрессий и нового давления на Церковь, в чем-то шел по пути святителя Василия Рязанского, который после нашествия Батыева «собирал расточенных, утешал скорбящих, ободрял унывающих». Чтобы воодушевить верующих владыка Симон вел постоянный прием священников и мирян, а к тем, кто не мог по каким-либо причинам прибыть к нему, выезжал сам. Рязанский архиерей, чтобы ободрить свою паству, помолиться вместе с ней, возжечь в душах людей свет веры, надежды и любви добирался в самые отдаленные уголки епархии, причем невзирая на непогоду и бездорожье.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/12/...

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье — небольшом посёлке, расположенном в 2,5 км от города Сердобска. Там она находилась и более ста лет назад. Содержание История [ править править код ] Зарождение монастыря [ править править код ] По одной из легенд ещё в XVIII веке монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Во время пугачёвского восстания (1773–1775 г.г.) они приняли в убежище, по заповедям Христовым, скрывавшихся от властей пугачёвцев, наткнувшихся на пещеру случайно. Об этом вскоре узнали жители Сердобинской слободы и донесли властям. Присланный карательный отряд изрубил всех, живших в пещере, без разбора… Новая история Сазанских пещер [ править править код ] Новая история Сазанских пещер началась в XX веке. Сердобчане помнят о том, как перед октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-горе находился мужской пещерный монастырь. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования… В силу разных обстоятельств новая история монастыря, как и история его основания, была практически утеряна и восстанавливалась по крупицам. Вот что удалось выяснить исследователям. В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был местным крестьянином. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его пойти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою». Так он и сделал. В 1913 году Сила стал монахом (Серафимом) и, по благословению Саратовского епископа Гермогена, всю жизнь рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов… Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. (Однако существует и иная версия: владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его.)

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Алек...

Серебряное. Церковь Петра и Павла (новая). Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1997. Оборудована в здании советской постройки. Адрес: Россия, Омская область, Горьковский район, село Серебряное, ул Ленина, стр. 23а Координаты: 55.707253, 74.328981 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Серебряное знаменито на всю область своими целебными источниками. Их здесь более ста. Три из них освящены: это источники в честь Святой Троицы, иконы Божьей Матери «Почаевской» и целителя Пантелеймона. Воды этих источников помогают исцелиться от разных болезней. Первая церковь в селе Серебряном была построена еще в дореволюционной России. С приходом большевиков её решили взорвать. Старики рассказывают, что в ночь перед тем как храм должны были уничтожить, храм ушел в землю на метр: благодаря этому уцелели подвальные помещения. Храм Петра и Павла обрел вторую жизнь в начале девяностых годов XX века. Есть здесь старинные иконы, например, икона святого целителя Пантелеймона, икона Господа, спасающего младенцев, убиенных во чреве. С 1995 года икона Божьей матери «Благодатное небо» источает драгоценное миро. Несмотря на то, что храм довольно новый, все паломники говорят: когда заходишь в храм Петра и Павла, появляется чувство причастности к старине. Будто этот храм стоит здесь веками. Петропавловская церковь была основана в 1780 году. В этом же году она была освящена. Однако во время грозы церковь сгорела. Всего церковь восстанавливалась 3 раза: 1780 год (уничтожена полностью пожаром); 1843-1846 годы (сохранился руинированный фундамент с подвальным помещением); 1997 год (восстановлена в здании бывшего комбината бытового обслуживание, где и располагается по сей день). В 1843 году на средства местных жителей началось строительство новой церкви. Первым священником был Николай Мухин. В 1844-1845 годы священником был Стефан Попов. В 1846 году новая деревянная церковь на каменном фундаменте была построена, престол в ней один - во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В общей сложности церковь возводилась около трёх лет. Священником стал Алексей Иванович Вавилов. В 1860 году священником был Василий Григорьевич Буров. На 1897 год священником в церкви был Вениамин Корнильев, дьякон Михаил Смоленский, псаломщики Пётр Инфантьев, Александр Алексеев. Церковь относилась к благочинию священника Николая Дурыгина Омской епархии, город Тюкалинск.

http://sobory.ru/article/?object=07858

Содержание Человек свободный и радостный. О протоиерее Александре Шмемане Беседы «Я верю в Бога…» Предельно личная религия Каково мое истинное «я»? «Я верю» – что это значит? В какого Бога? Всечеловеческое достояние Опыт веры – мой ли он? Единственное имя Непрекращающийся спор Время сравнить Необъяснимое неверие На последней глубине Исконное содержание Высшая разумность Растворяя ставни Беспомощная трактовка Познается по плодам Новая «религиозная война» «Религия» против религии Две веры Спор о Боге и богах Начало всего Главная тема Универсальное знание Доказательство от света Доказательство от полноты Возможность невозможного Историческое лицо, Господь, Учитель Заново поверить в непобедимость добра Почему замалчивается Рождество? Блаженны не видевшие и уверовавшие Враги одухотворения Во имя чего? Контрабандный идеал Объект ненависти Поразительное мировоззрение Парадокс нашей веры Слепота и зрячесть Псевдонаучность Одно из главных обвинений Догматизированная пропаганда Смешение понятий «Борьба» с наукой? Порабощенное знание Объективно и честно Подлинно научный подход Скучная помеха Обывательщина Сверху или снизу? Единство веры и разума Полярные объяснения Цена отказа «Како веруеши?» Общее – поиск Нужда в безмерно большем За пределами науки Радость или сытость? В едином мире Разоблаченный «гуманизм» Мнимый антагонизм Основополагающее различие Неоправданное разделение Отказ от подлинного знания Путь к соединению Метафизический «уклон» Сближение исходных позиций Современная наука о начале и конце Ложная предпосылка Два пережитка Встреча смирения и мудрости За жизнь мира Предисловие Глава первая. Жизнь мира Глава вторая Глава третья. Время Глава четвертая. Водою и Духом Глава пятая. Таинство любви Глава шестая. «Смертию смерть поправ» Заключение. «Вы же свидетели сему...» Литургия и жизнь. Христианское образование через литургический опыт Предисловие Литургия и образование 1 2 Пост: время наставления 3 Церковь: новая жизнь во Христе Обучение: «вкусите и видите» Возрождение концепции церкви 4 Опыт церкви Домашняя атмосфера Школа: ее значение Библия и Литургия Память о Христе Значение таинств Евхаристия как центр Православное богослужение Введение Основные элементы литургического богослужения Язык богослужения: язык библии Основные обряды Литургические формулы Богослужебные тексты Святой Храм Священник и приход Божественная литургия Проскомидия Литургия оглашенных Благословенно Царство Великая Ектения Антифоны и вход Литургия Слова Сугубая Ектения Молитва об оглашенных Литургия верных Приношение Исповедание веры и любви Благодарение Освящение Ходатайственные молитвы Причащение Освящение времени Праздник Воскресения Пятидесятница и Пасха Пришествие Христа Преображение Память Божией Матери Празднование: приготовление и исполнение Освящение жизни Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство покаяния Таинство Елеосвящения Брак Обручение Венчание Рукоположение Статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пробуждение 26.01.2017 664 Время на чтение 13 минут Смерть или рождение для будущей жизни - тема заключительной лекции из цикла «От зачатия до гроба», прочитанного игуменом Киприаном (Ященко) в Центре дополнительного образования Московской духовной академии. «Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение». Лев Толстой, «Война и мир» Лучшее время для подготовки к смерти - час, когда мы отходим ко сну. Это и есть репетиция смерти. Многие говорят: нет сил читать вечернее правило. Получается, что всю жизнь (весь день) вы тренируетесь, чтобы отойти от этой жизни, - и уходите без молитвы. А нужно, превозмогая себя, вспомнить весь день, покаяться в грехах, поблагодарить Господа, попросить его: «В руце твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми», - это же молитва на исход души. Действительно, каждую ночь душа отходит от тела, а потом - утром - возвращается. Это временная смерть, с которой мы сталкиваемся ежедневно. Меня как-то одна интеллигентная женщина спросила: «Ну что такое православие? То ли дело теория реинкарнации. Там душа может полетать, потом опять вернуться в тело - вот и новая жизнь. Я отвечаю: «Так у нас реинкарнация происходит каждый день». - «Как это?» - «Утром душа вернулась в тело - вот и новая жизнь. Каждый день начинай жить с чистого листа». Попытался это объяснить на ее языке. Пойти ко Христу и радоваться с Ним А как вы считаете, смерть - это страшно или не страшно. Как святые отцы воспринимали смерть? - Как праздник. - Когда святому Паисию Святогорцу сообщили, что у него рак в одной из самых худших форм, он попросил: «Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец «Будь здоров, прощай несчастный этот мир!.. Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть». «Если в человеке живет Христос, то смерть для него радость... Когда человек радуется смерти, в добром смысле этого слова, то смерть уходит от него и приходит к какому-нибудь трусу! Если ты хочешь умереть, ты не умираешь», - пишет святой Паисий Святогорец.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Митрофан, святитель, епископ Воронежский (Михаил, в схиме Макарий) († 1703; память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря, 4/17 сентября, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых) Родился 6 ноября 1623 года от благочестивых родителей, по свидетельству самого святителя. До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи. Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом. В 1663 году, овдовев, принял монашество в Золотниковской Успенской пустыни Суздальского уезда. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным. Однако богоугодная жизнь Митрофана не могла быть скрыта от окружающих. Братия Яхромского Косминского монастыря в июне 1665 года избрала его своим игуменом. Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители. В 1675 году Митрофан был переведен игуменом Макариева Желтоводского монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами. Освящена новая церковь в 1680 году. Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения. На Соборе 1681–1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра – Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан. 2 апреля 1682 года патриарх Иоаким († 1690) и 16 иерархов хиротонисали его во епископа Воронежского. После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За этот период ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Федора Алексеевича и в венчании на царство юных государей Ивана и Петра. В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Трудный путь предстояло пройти ему в этой епархии. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99679.html 12 февраля 2013 Протоиерей Владислав Цыпин Как работает соборный разум Источник:  http://pravoslavie.ru/Православие.ру Одним из важных деяний прошедшего Архиерейского Собора стала новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Этот документ регламентирует схему церковного управления на всех уровнях – от центрального до приходского. Новые положения Устава комментирует ведущий специалист по каноническому праву, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин. Протоиерей Владислав Цыпин Протоиерей Владислав Цыпин – За последние годы в жизни Церкви происходили разнообразные изменения, что естественно. Неужели они настолько глобальны, чтобы менять Устав? – Новая редакция Устава действительно должна была отразить те новшества, которые уже прочно вошли в жизнь Церкви за последние десять лет. Например, в тексте Устава, который, напомним, был принят в 2000 году, теперь появились определения о статусе митрополий (на основании выработанного ранее положения о митрополиях). Митрополии – это, как правило, результат разделения одной большой епархии на несколько при сохранении уз, которые их связывают. Архиерей, занимающий правящую кафедру, становится митрополитом всей своей бывшей епархии: он председательствует на архиерейских советах митрополии, в который входят все правящие и викарные епископы; его имя возносится за богослужением. Но епархии, входящие в состав митрополий, находятся в прямом каноническом подчинении высшей церковной власти. Главная цель преобразований епархиальной структуры была в умножении числа кафедр, с тем чтобы епископы стали ближе к своей пастве и церковная жизнь была бы под более пристальным наблюдением архиерея. Но все же в новообразованных епархиях могут возникать вопросы, связанные с недостатком опыта молодых епископов, которым придется выстраивать всю систему епархии практически заново на новой кафедре, поэтому новым епархиям полезно сохранить связь с центральной кафедрой региона, ставшей митрополичьей.

http://religare.ru/2_99679_1_21.html

В Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семени Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ), – говорит святой апостол Павел в своих наставлениях христианам. Потому-то, придавая большое значение слышанию людьми слова Божия, Господь наш и предложил сегодня нам на страницах Святого Евангелия притчу о сеятеле и семени, в которой изобразил разнообразные действия Своего Божественного слова на сердца человеческие. Слово Божие, дорогие мои, имеет весьма важное значение для религиозно-нравственной жизни людей. Без Божественного Откровения, заключенного в слове Божием, мы не имели бы надлежащего понятия ни о Боге и о Его существе и свойствах, ни о мире и о его происхождении и последних судьбах, ни о себе самих – о нашем назначении в жизни настоящей и будущей, о нашей природе. Без слова Божия мы не могли бы вести и жизни действительно нравственной. Только слово Божие ясно определяет, в чем состоит существо и совершенство истинно нравственной жизни. Слово Божие есть то духовное, Божественное семя, от которого зачинается и возрастает духовный человек. Как в мире вещественном всё – от малой былинки до большого дерева – рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новый благодатный человек, новая тварь во Христе, возрождается в новую жизнь через слышание слова Господня, слова веры и упования, слова спасения и вечной жизни. Нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля, но бросьте в нее семена, и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучами солнечными – и она украсится многообразными, золотистыми цветами, плодами и злаками. Мертва и безобразна сама по себе греховная наша природа падшего человека, способная только к взращиванию греховных помыслов, чувств и неправд от самой юности до престарелого возраста. Но, когда посеется на ней живое семя слова Божия и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Христовой и согреется дыханием Пресвятаго Духа, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою святых помыслов, благоговейных чувств, намерений и желаний; она благоухает цветами благих дел и плодов Святаго Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верою, кротостью, воздержанием (см.: Гал. 5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010