Впрочем, основателем сего обряда должно почитать не другого кого-либо, как св. апостола Павла, который ( 1Тим.4:4–5 ) прежде Евтихиана сказал: ничтоже (есть) отметно со благодарением приемлемо: ибо освящается словом Божиим и молитвою. §10. Молитва над гумном Восточные христиане варят иногда пшеницу, приправленную каким-либо сладким веществом; раскладывают ее на несколько блюд, облагают плодами, то есть орехами, черносливом, изюмом, миндалями и коринками и сверх сего украшают лавровыми ветками. Приготовленную таким образом на блюдах пшеницу называют коливом. Когда это коливо приносится в церковь или в честь некоторого святого, или в память усопших, и поставляется на могилы умерших, тогда над ним совершаются и те моления, кои положены церковию в честь святого или в память усопшего (т.е. молебны и панихиды); – и потом приносящие почитают своею обязанностию уступить часть сего колива в употребление священников, церковнослужителей и нищих. Вальсамон (на 4 прав. апостольск.) пишет: «каким образом приносится к алтарю приготовляемое на памяти святых и умерших и украшаемое плодами всякого рода, ты узнаешь это из молитвы Великого Афанасия, читаемой за усопших». Но как до нас не дошло этой молитвы Афанасия Великого : то мы выводим обыкновение приносить коливо и начало сего обыкновения из того предания, о которых упоминает Никифор Калист (кн. 10, гл. 12). «Когда в царствование Юлиана вероотступника (на востоке) последовало повеление не выносить на торжище для продажи ни одного хлеба, ни одного плода и ничего съестного, что не было бы предварительно осквернено или кровию идольских жертв или служением языческим, дабы таким образом христиане, не зная сего языческого осквернения, по необходимости покупали и употребляли в пищу идоложертвенное: тогда св. великомученик Феодор, называемый Тирон, явился Евдоксию, епископу евхаитскому, наяву, а не во сне и увещевал его заповедать народу, чтобы никто не покупал ничего из предложенных на торжище брашен и питий: потому что все это, по повелению царя, осквернено кровию жертв идольских: а для употребления в пищу, в случае нужды и голода, вместо хлеба и других яств, повелел варить пшеницу и овощи. Сию-то вареную пшеницу, которою питались христиане в городе Евхаитах, называли обыкновенно коливом. С течением времени то же самое коливо, выдуманное похвальным благочестием христиан по увещанию Феодора в пищу во время Четыредесятницы, еще благочестивее обращено в память и молитвенное пособие умерших». Подобное предание о сем сохраняется в житии св. великомученика Феодора Тирона (февраля 17). В доказательство сего же смотри выше о кутии. Коливо есть пшеница, сваренная с медом, как в том житии упоминается. §12. Молитва о сущих в запрещениях и себе клятвою связующих

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Непорочнии в путь, аллилуиа: Заповеди Твоя, помилуй раба Твоего: Имя Твое, аллилуиа. Выше (2 ч., гл. 4, §11) было показано, что вся 17 кафизма, от второго слова: непорочнии, называется «непорочны». Подобным образом и здесь выражение: непорочнии в путь, которое поет с начала один на клиросе, и притом особенным некоторым напевом, означает то, что сию же 17 кафизму, именуемую непорочными или непорочнии в путь, должны начинать и все прочие тем же напевом с присоединением после всякого стиха сей первой статьи песни аллилуиа. Точно так же и пред второю статьею и с тою же целию один из клириков начинает: Заповеди Твоя, помилуй раба Твоего, – и пред третьею: Имя Твое, аллилуиа. Все это означает, что во второй статье, после каждого стиха, равно как и после слов: заповеди Твоя (вместо сего на русском языке стоит заповедем Твоим), должно присоединять слова: помилуй раба Твоего; а на третьей статье после первого же стиха и после слов: имя Твое, – должно прилагать: аллилуиа; – и все последующие стихи так же немедленно и теми же напевами должны петь все, как и окончательные стихи первых стихов предначал петь один. Все сии припевы здесь значат то же, что ирмосы или подобны, и суть такие частицы пред этими тремя статьями, которые подают ликам образ пения для всех последующих стихов статей положенных. §10 Шестое пою, и проч. Феофан, творец многих канонов, написал первый канон Безплотным; почему в Следованной Псалтири, в понедельник, над этим каноном его показано: первое ангелом пение; а шестой канон – (по порядку времени сочинения), – составленный им же на погребение мирских человек, и есть сей самый. Почему он и имеет надписание: шестое (т.е. шестой канон) пою отшедшему сладкопение. §11 Феофаново. Творец сего канона Феофан есть брат Феодора. Оба они именуются начертанными (о них, равно как и о причине наименования их начертанными, смотри в житии их декабря 26 дня). §12 Иоанна монаха. Св. Иоанн, по одному уже имени, есть известный Дамаскин, который не только житием и словом был превосходный учитель, исполненный всякого познания, – Божественного и человеческого, но и между песнописцами почитается в числе первых. §13. Почему умершие именуются усопшими

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

«Свят будет растяй власы главы своея» ( Числ.6:5 ). Примечания: 1 «Словарь церковно-славянского и русского языка», составленный Вторым Отделением Императорской Академии наук, Спб, 1847 г., см. слово «оброснение») 2 «Новая Скрижаль», Спб., 1870 г., стр. 430. 3 «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», Снегирев И.М. , М., 1837 г., часть 1, стр. 210. 4 « Дионисий Ареопагит », книга о церковной иерархии, в кн.: «Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения», СПб., 1855, т. 1, стр. 197. 5 См. в книге: «Опыт курса церковного законоведения». Спб, 1851 г. вып. II, стр. 382. 6 «Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы и библиотеки», М., 1858 г., стр. 285. 7 «Христианские древности и археология». Ежемесячный журн. изд. И. Прохоров, 1862 г., т. 2., ср. 7, см. рисун. 8 Там же. 9 «Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения», Спб, 1855 г., том I, стр. 271. 10 Там же, стр. 365. 11 Назорей (от евр. «незир» — отделенный, посвященный) человек, посвящённый во времена Ветхого Завета на особое служение Богу посредством принятия ряда обетов ( Числ.6 ). Назореем был судия Самсон ( Суд.13:5 ); 2) одно из имен Господа Иисуса Христа. В продолжении всего срока обета, назореям запрещалось стричь волосы ( Чис.6:5 ). 12 «Христианские древности и археология», Спб, 1862 г., кн. 2, рисун. к стр. 8. Еще кн. 3. 13 Там же. 14 Там же, кн. 3. 15 «Славянские рукописи», Московская синодальная библиотека, 132, л. 201. 16 «Записки о Московии барона Герберштейна», пер. с латинского Ив. Анонимов. Спб., 1866, стр. 47. 17 «Душеполезное Чтение», 1867 г. кн. 3, стр. 282. 18 «Московские губернские ведомости», 1847 г., стр. 117. Здесь сказано о священниках: «волосы отращивают до плеч». 19 Печат. в Москв., 1656 г., смотр. л. 129, гл. 40. 20 «Деяния Вселенских Соборов», хранится в Синод. библиот. I. л. 187, обр. 21 Дела присяги священника (ставленическая грамота, присяжный лист). 22 История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821), М.: В тип. «Русских ведомостей», 1870; См. в «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения”, кн. 7, стр. 198, 199. 23 «Нечто о ращении волос», святитель Филарет Московский (Дроздов) . «Душеполезные чтения» 1870 года из декабрьской книжки. Москва, 18 декабря 1870. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/nechto-o-popovskih-gume...

Разделы портала «Азбука веры» Престол Божий — аллегорический образ, обозначающий место особого присутствия Божия и указывающий на Бога как на Вселенского Царя и Владыку. В таком осмыслении престол Божий противопоставляется престолу сатаны : « знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны » ( Откр.2:13 ). Выражение «Престол Божий» допускает сближение с понятием «Престол благодати»: « Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи » ( Евр.4:16 ). Кроме того, это выражение эквивалентно понятию «Престол Славы», ведь Отец есть «Отец славы» ( Еф.1:17 ), Сын — «сияние славы» ( Евр.1:3 ), а Дух — «Дух славы» ( 1Пет.4:14 ). Традиционно под Божьим Престолом подразумевается Небо: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» ( Ис. 66:1 ). Между тем, иногда образ Престола представал перед взором угодников Божьих в сжатых символических формах. Так, пророк Исаия: «видел… Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис. 6:1 ). Пророк Иезекииль созерцал «подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека» ( Иез.1:26 ). Евангелисту Иоанну Богослову открылось, что «престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий» ( Откр.4:12 ) Во времена Ветхого Завета наиболее знаковым местом присутствия Божия среди Израильского народа считался ковчег. Вот почему «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» ( Числ.10:35-36 ). Однако, ветхозаветный ковчег, при всей его значимости, был лишь прообразом тысяч и тысяч новозаветных Престолов, которые, с образованием и распространением Кафолической Церкви, вошли в состав важнейших христианских святынь: «Важнейшее в Алтаре место есть Святой Престол. Посему все преимущества, приписываемые Алтарю, ни к одному, находящемуся в оном месте, не могут быть так близко применены, как к Святому Престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди Алтаря» (Новая Скрижаль, ч. 1, гл. 3 ).

http://azbyka.ru/prestol-bozhij

11 Требник. Указ о провождении усопших на Святую Пасху и во всю Светлую неделю (седмицу) бываемый. 12 Святого Иоанна Златоуста, Беседа 4я на Послание апостола Павла к евреям. 13 Новая скрижаль, часть 6я, гл. 22, § 2. 14 (Святого) Симеона, митрополита Солунского, «Разговор о священнодействиях», § 326. 15 Святой Григорий Нисский. Жизнь святой Макрины. Том 2й, с. 200. 16 Святого Иоанна Златоуста, Беседа 29я об усопших. 17 см. святого Григория Нисского, Слово на день Вознесения Господня, и блаженного Августина, предисловие к Толкованию на псалмы. 18 Святого Афанасия Великого , Послание к Маркеллину о толковании псалмов. 19 Новая скрижаль, гл. 20я, § 4. 20 Святого Германа Патриарха, Тайнозрение вещей церковных. 21 Требник. Последование погребения мирских человек. 22 Святого Иоанна Златоуста, Беседа 4я на Послание апостола Павла к евреям. 23 Блаженного Феодорита, Церковная история, книга 5, глава 36. 24 Деяния Большого Московского Собора, бывшего в 1667 году, гл. 2, пункт 33. 25 История Церкви, книга 3я, глава 10. 26 Разговор о священнодействиях, § 329. 27 Новая скрижаль, ч. 4я, гл. 20, § 9. 28 Этот погребальный канон есть плач святого Феофана Начертанного (исповедника и творца канонов, епископа Никейского. – Ред.) о любезном брате своем святом Феодоре. Феофан жил при иконоборствующих государях, от которых он претерпел много бедствий вместе с братом своим Феодором. Один из царей-иконоборцев приказал начертать ножом на челе двух святых братьев, ревностных иконопочитателей, позорные стихи, отчего Феофан и Феодор получили название «Начертанных». Феодор († ок. 840 г.; память 27 декабря/9 января. — Ред. ) раньше Феофана († ок. 850 г.; память 11 ⁄ 24 октября. – Ред. ) оставил землю и переселился на Небо. Растроганное сердце оставшегося на земле брата излило свою скорбь в трогательном каноне, которым Святая Церковь напутствует и ныне всякого православного христианина в Страну Вечности. 29 Стихирами «самогласными» называются такие стихиры, которые в отношении размера и тона пения (и содержания) написаны не по подобию других песней; а глас, на который поются «самогласны», назначен им (по Октоиху) для пения самогласнов сообразно с содержанием их и независимо ни от каких других песней, которые были бы образцом для них по содержанию или по размеру. «Самогласными» в основном бывают стихиры на «Господи, воззвах» и «на стиховне».

http://azbyka.ru/pogrebenie-i-pominoveni...

31 Из поэмы графа А.Толстого († 1875) «Преподобный Иоанн Дамаскин». 32 В русской Библии – к фессалоникийцам. – Ред. 33 В настоящее время имеет место практика начинать данный отпуст следующими словами: «Живыми и мертвыми обладаяй», и далее – «Воскресый из мертвых…» - Ред. 34 Разговор о священнодействиях, § 533. 35 Требник. Последование погребения мирских человек. 36 Начиная с 1950х гг. в изданиях Московской Патриархии (также отдельным листом) эта молитва называется «разрешательной». – Ред . 37 Печерский патерик, с. 68–78. 38 Софийский временник. Т. 1, с. 273. 39 Обычно отпевание совершается на третий день после смерти. – Ред . 40 Требник. Последование погребения мирских человек. 41 Некоторые священники берут землю с лопаты рукой (перстами) и затем рукою же «мещут» землю «поверху мощей». – Ред. 42 В настоящее время предание земле тела усопшего архиерей или священник совершают в храме в конце отпевания – и до окончательного закрывания гроба крышкой или – уже у самой могилы. – Ред. 43 Об употреблении освященного елея, которым помазывался больной, в древних Требниках, в чине «освящения маслу», говорится следующее: «Аще ли случится болящаго ради святити масло, то святити новое масло не освященное, и, освятив, аще умрет боляй, то оставшим маслом полити умершаго. Аще ли оздравиет боляй, то священное масло сжещи на паникадиле или в кадиле. Буди же ведомо, яко и всякаго усопшаго, иноки же и миряны, в погребении поливати крестообразно святым сим маслом, по писанию святаго Дионисия Ареопагита » (Требник, изданный в Москве в 7133 ⁄ 1625 году, с. 4, л. 394. В стар. иноч. Требн. Патриарха Филарета, л. 125. См. Истина святой Соловецкой обители, Преосвященного Игнатия. СПб., 1844, с. 47). 44 Святого Дионисия Ареопагита, Церковная иерархия, гл. 7. Святого Симеона Солунского, О священнодействиях, § 333. Новая скрижаль, ч. 4я, гл. 20, § 17. 45 Из слова в Великую Субботу Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. 46 Вот почему в христианских надписях и мученических актах иногда вместо слов «умер тогда-то» говорилось «родился», а диптихи (поминания, синодики), в которые заносились имена умерших для поминовения, назывались не «Книгой мертвых или усопших», а «Книгой живых».

http://azbyka.ru/pogrebenie-i-pominoveni...

2) желающих монашескаго чина и уже достаточно испытанных в способностях к иноческому подвижничеству принимать в число братства не иначе, как на основании святых отец, совершенных лет, с законным видом, вдовых или в брак не вступивших, свободных от обязанностей семейственных и гражданских повинностей и не подлежащих судному делу и долговым взысканиям; 3) от приходящих в монастырь не требовать корысти и не принимать; можно же принять в обитель добровольное пожертвование от поступающаго в монашество, но и то по трехлетнем искушении, и притом так, чтобы подписался, что он никакого преимущества чрез то подаяние не ищет и хвалиться тем и того выговаривать игумену и братии и воспоминати не будет и весьма уничтожает, как бы не дал ничего; а до истечения трехлетняго искушения собственность каждаго хранить в общей казенной кладовой; и если впоследствии вздумает возвратиться в мир, то получает свое; 4) кто желает монашества, а не расточает всего имения своего убогим и на иныя богоугодныя дела и не отдается в совер шенное повиновение по воле Божией, того не принимать и не постригать в монашеский чин, ибо любоимение и непослушание противны суть слову Божию, иноческим обетам и образу сея жизни, и таковаго надобно отлучать от монастыря вовсе; 5) всякаго желающаго вступить и вступающаго в братство общежития не должно оставлять без управления в душевном его спасении, но в то же время игумен должен поручить его испытанному в духовной жизни старцу, который наставлял бы его вести мысленную брань противу соблазнов мира, плоти и диавола, иметь непорочную совесть к Богу, к ближним и к употребляемым вещам, быть послушным к игумену, к отцу духовному и ко всей братии с отвержением своея воли, иметь смирение внутреннее, терпеть искушения и скорби благодушно, соединяться с Богом искреннею молитвою, а наипаче расположиться к постоянному, даже до смерти, в монастыре и в иноческом чине пребыванию; 6) поскольку иноческаго совершенства конец тремя степенями ангельскаго жительства достигается, по каковым степеням иноки разделяются на три чина, то есть на рясофоров, мантии носящих и схимников, то в течение трехлетняго искуса в монастыре прежде пострижения в мантию, если усмотрено будет, что кто со всяким усердием желает к иноческому житию приступить, и неизменное намерение имеет, и обещается невозвратно пребыть в монастыре в посте и молитвах и тщатися преуспевать в добродетелях и во всех ему заповеданных службах, таковый по разсмотрению игумена по чиноположению может быть удостоен одеяния в рясу и камилавку (Новая Скрижаль, ч. 4, гл. 17);

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу; так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Господь указывает на Свое равенство и единосущие с Отцом и в произнесении суда над людьми: «Я ничего не могу творить Сам от Себя – не живу отдельной жизнью от Отца, не разделяюсь с Ним по существу и деятельности, но живу в полном единении с Отцом, Который открывает Мне Себя совершеннейшим образом. Я произведу суд над людьми; но не Сам по Себе, а в единении с Отцом, так что Мой суд есть вместе и суд Отца: как слышу – судит Отец, так и Я сужу; и потому суд Мой есть суд праведный, справедливый». «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». «Не по Своей воле и Своему хотению Я буду одних определять на вечную жизнь, а других на вечные мучения, но по воле Отца. Воля Моя совершенно согласна с Его волей, и нет между Нами несогласия и противоречия. По воле Отца Я пришел в мир грешные спасти, волю Отца являю в учении и делах, по воле Отца приму крестную смерть, согласно с волей Его и суд произведу над всеми людьми». (См. «Заупокойные толковые чтения из Евангелия и Апостола» прот. А. Свирелина ). Д. Историческая справка о происхождении и значении заупокойной кутьи Кутьей – по-славянски коливом – называются сваренные с медом зерна пшеницы, употребляемые особенно при панихидах. Начало употребления колива относят ко времени великомученика Феодора Тирона, пострадавшего 17 февраля 316 г. Но это коливо было употреблено по особому случаю – во избежание осквернения христиан от продававшихся на рынке окропленных идоложертвенной кровью съестных припасов. Естественнее усматривать начало заупокойной кутьи в древних агапах, или вечерях любви. Последние устроялись в притворе храма и предназначались прежде всего для клириков и нуждающихся бедных мирян. После того как агапы, вследствие вкравшихся злоупотреблений, были запрещены правилами Лаодикийского собора 28, Карфагенского собора 46, а особенно правилом 74 Трулльского собора, поминальные трапезы перешли в частные дома, куда по-прежнему приносимы были разнообразные продукты для совершения поминальных трапез. Но из всех этих приношений для поминовения умерших осталось употребление зерен, получившее символическое значение, которое (в «Новая скрижаль», ч. 4, гл. 23), объясняется следующим образом. «Пшеница означает, что умерший человек опять воистину восстанет из гроба; ибо пшеница, посееваемая в земле, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод... ( Ин.12:24 ). И человек, как семя, как плод из земли, полагаемый в землю, как пшеница, опять восстанет божественной силой и как бы прозябший приведен будет ко Христу живым и совершенным. Мед означает то, что после воскресения ожидает праведных сладкая, благоприятная, блаженная жизнь в Небесном Царстве». Е. Исторические сведения о разрешительной молитве, читаемой над умершими

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3 См. Кекелидзе К. С. Указ. соч. С . 456. 4 См. Bruni . I funerali di un sacerdote nel rito bysantino. Jerusalem, 1972. 5 PG 151 и 154. См. также Лебедев А. П. Очерки истории византийско-восточной Церкви с конца XI до половины XV вв. М., 1892. 6 См. Мансветов. Митрополит Киприан… 7 Речь идет о Псалмах 3, 37, 62, 87, 102, 142, которые в настоящее время читаются в начале утрени. 8 Все эти сведения почерпнуты в том курсе о Требнике, который был прочитан приснопамятным архимандритом Киприаном (Керном) ; курс этот до сих пор не опубликован. 9 Постановление Святейшего Синода от 20 ноября 1773 г.; см. также “Цер­ков­ные ведомости”. 1895. 29, 39. 10 В таких случаях не поются стихиры на хвалитех и другие гимнографические части службы, упоминающие священническое достоинство усопшего. 11 См. Булгаков С. В. Настольная книга для священнослужителей. 3е изд. Киев, 1913. С. 1222. 12 Memento ( лат. ) — сокращенное memento mori ‘помни о смерти’. — Ред. 13 Для мирян и монахов это бдение заключается в непрерывном чтении Псалтири с тропарями об усопшем в конце каждой кафизмы. 14 Новая Скрижаль. Ч. IV, Гл. 22. § 2. М., 1992 (репринт изд. 1899 г.). С. 428. 15 См. Bruni . Указ. соч. С. 146–158. 16 Никольский К. Т. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 768. 17 Упоминаемые стихи взяты из перевода LXX, поэтому мы цитируем псалмы с нумерацией, принятой в греческой Библии. 18 Здесь речь идет о свободном использовании текста псалмов. Еще одним примером такого использования может служить прокимен в чине венчания. 19 В современном византийско-славянском чине погребения теперь уже не вычленяют стихи Псалма 50 для пения их с гимнографическими частями, а раньше было не так. В службе XIV века, общей для всех усопших, Псалом 50 пелся несколько раз перед закрытием гроба и все его стихи сопровождались тропарями (см. Кекелизде К. С. Указ. соч. С. 457 и след., 70 и след.). 20 На Западе она называется “карнавальной” от лат. caro ‘мясо, плоть’. — Пер . 21 Кекелидзе К. С. Указ. соч. С. 456–459.

http://azbyka.ru/smert-svyashhennika-kak...

«Яко же рекл еси, Господи, Марфе: Аз есмь Воскресение, делом слово исполнил еси, из ада призвав Лазаря: сице и раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче» и т. д. (см. Большой Требник). Затем братия совершает двенадцать поклонов за усопшего, «скончал временную жизнь, которая вся исчисляется дванадесятым числом часов, как во дни, так и в нощи» («Новая скрижаль», ч. 4, гл. 21, § 5). Отпевание и погребение священников и архиереев При погребении священников и архиереев бывает погребальный перезвон. При выносе тела из дома и при шествии с ним к могиле перезвон такой же, как при выносе Креста – 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную Неделю и при выносе Плащаницы в Великую субботу. Ударяют по разу в каждый колокол и перебирают таким образом колокола до двух, трех раз, затем одновременно ударяют во все колокола вместе один раз. При чтении Евангелия на отпевании удары в колокол бывают по счету читаемых Евангелий. По внесении тела в храм, а также по прочтении разрешительной молитвы и после погружения гроба с телом в могилу бывает трезвон. Священников и архиереев, находившихся в момент смерти под запрещением, но не лишенных сана, отпевают по чину священнического погребения. Умершего диакона отпевают по чину отпевания мирских человек. Последование отпевания священников и архиереев по своему составу значительно отличается от чина погребения мирян. 1) После 17-й кафизмы – «Непорочных» и тропарей по «Непорочных» с припевом «Благословен еси, Господи» читаются Апостол и Евангелие. При чтении первого Евангелия обычно ударяют в колокол один раз, при втором – дважды и т. д. 2) Кроме Апостола и Евангелия, положенных при отпевании мирских людей, читаются еще четыре Апостола и четыре Евангелия и, таким образом, при погребении священника бывает пять чтений из Апостола и пять – из Евангелия. Каждому чтению из Апостола предшествует прокимен, а Евангелию – «Аллилуиа». Кроме того, перед первым чтением Апостола положены тропари и степенны антифоны; перед вторым чтением Апостола – седален и псалом; перед третьим – антифоны, псалом, тропарь и седален: перед четвертым – антифоны, псалом и тропарь; перед пятым – «Блаженны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010