В. Пузович Работа посвящена научным трудам протоиерея Федора Ивановича Титова, которые были опубликованы в сербских богословских журналах в период с 1920 по 1935 гг. Сделан анализ его произведений, посвященных истории Русской и Сербской Православных Церквей. В приложении дается библиография трудов прот. Ф.И. Титова в упомянутый период. Содержание Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах Приложение 1. Библиография трудов доктора протоиерея Феодора Ивановича Титова, опубликованных в сербских журналах Приложение 2. Труды о протоиерее Феодоре Ивановиче Титове в сербских журналах     Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах Научные труды выдающегося русского историка Церкви протоиерея Федора Ивановича Титова 1 , многолетнего преподавателя Киевской духовной академии и Православного богословского факультета белградского университета, которые были опубликованы в сербских богословских журналах в 20-е и 30-е гг. XX в., до сих пор не были предметом подробного анализа 2 . После прибытия из Киева в Белград (1920) и вплоть до своей кончины (1935) профессор Титов опубликовал 30 научных работ и более 50 отзывов и рецензий в журналах, сделав значительный вклад в развитие сербского богословия. Он сотрудничал на постоянной основе с научным журналом белградского Православного богословского факультета (1 объемная работа и 25 отзывов и рецензий), с журналом студентов того же факультета (6 работ) и с официальным печатным органом Нишской епархии «Преглед Цркве Нишке» (13 работ и 27 отзывов и рецензий). Кроме того, профессор Титов сотрудничал и с официальным печатным органом Сербского Патриархата «Гласник Српске православне с официальным печатным органом сербского Священнического союза «Весник Српске Цркве», с официальным печатным органом Добробоснийской Епархии «Нови источник» 3 . Темы, на которые профессор Титов писал в сербских богословских журналах, можно отнести к нескольким областям богословской науки. Продолжая начатые еще в Киеве исследования по истории Церкви, он публикует несколько работ по данной тематике.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/na...

Αρχεο Архиепископ Верейский Амвросий: Мы пока еще слишком далеки от людей, чтобы нам доверяли 5 Φεβρουαρου 2019 τος 16:01 В первой части интервью порталу «Пастырь» ректора  Московской духовной академии   архиепископа Верейского Амвросия  беседа завершилась на особенностях публичной риторики духовенства. Наверное, не все священники призваны взаимодействовать с широкой общественностью, но к пастырской работе с людьми призван каждый. Во второй части беседы владыка Амвросий поделился мнением о главных проблемах пастырского окормления в современном мире, о нехватке духовенства в Русской Церкви и о риске потери благоговения к алтарю за годы служения.  — Владыка, как Вам кажется, какие в современном мире главные проблемы пастырского окормления? — Нужно быть ближе к людям. На каких-то приходах, в каких-то отдельных епархиях эта близость архиерея или священника к людям имеет место быть. Но мне кажется, что нам еще очень и очень далеко до того, что я увидел, например, на Балканах или в Греции. Когда вместе с делегацией фонда «Единство православных народов» мы посещали страны бывшей Югославии, то встречались и общались с разными архиереями. Мы пришли к нынешнему Патриарху Сербскому Иринею (тогда он был епископом Нишским) в резиденцию, после чего вместе должны были пойти на концерт. Дорога из резиденции к сцене проходила через парк, в котором располагался под открытым небом огромный ресторан. Владыка Ириней тогда предложил пройтись пешком, и мы шли через этот парк, мимо ресторана, где отдыхали люди, пили кофе, пиво, общались друг с другом. При виде нас люди вставали, приглашали нас посидеть с ними за столиком, чем-то хотели угостить. Они общались со своим архиереем, они знали его, приветствовали, и было совершенно не зазорно архиерею сесть с этими людьми. Кто-то рядом пил пиво или вино, кто-то может даже курил, но владыка абсолютно спокойно шел к этим людям, которые его приглашали. Он с ними общался, давал им какие-то советы, о чем-то спрашивал. И видно было, что архиерей знает эти семьи, знает этих людей, знает их проблемы. Это его паства. Пока мы пробирались через этот парк к сцене, я увидел, как владыка общается с горожанами — он действительно был владыкой своего города.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5360125...

— Владыка, как Вам кажется, какие в современном мире главные проблемы пастырского окормления? — Нужно быть ближе к людям. На каких-то приходах, в каких-то отдельных епархиях эта близость архиерея или священника к людям имеет место быть. Но мне кажется, что нам еще очень и очень далеко до того, что я увидел, например, на Балканах или в Греции. Когда вместе с делегацией фонда «Единство православных народов» мы посещали страны бывшей Югославии, то встречались и общались с разными архиереями. Мы пришли к нынешнему Патриарху Сербскому Иринею (тогда он был епископом Нишским) в резиденцию, после чего вместе должны были пойти на концерт. Дорога из резиденции к сцене проходила через парк, в котором располагался под открытым небом огромный ресторан. Владыка Ириней тогда предложил пройтись пешком, и мы шли через этот парк, мимо ресторана, где отдыхали люди, пили кофе, пиво, общались друг с другом. При виде нас люди вставали, приглашали нас посидеть с ними за столиком, чем-то хотели угостить. Они общались со своим архиереем, они знали его, приветствовали, и было совершенно не зазорно архиерею сесть с этими людьми. Кто-то рядом пил пиво или вино, кто-то может даже курил, но владыка абсолютно спокойно шел к этим людям, которые его приглашали. Он с ними общался, давал им какие-то советы, о чем-то спрашивал. И видно было, что архиерей знает эти семьи, знает этих людей, знает их проблемы. Это его паства. Пока мы пробирались через этот парк к сцене, я увидел, как владыка общается с горожанами — он действительно был владыкой своего города. Меня тогда очень воодушевил этот баланс между простотой в общении и одновременно уважением и почтением к архиерею. Это не было внешним раболепством, было видно, что люди его почитают, любят и уважают как старца, как своего отца. Вот теперь представьте: архиерей или священник сейчас приходит в какой-нибудь ресторан в Москве или в Петербурге — что происходит? Его снимают на телефоны, помещают в соцсеть, там ругают и смеются. О чем это говорит? О том, что мы пока еще очень далеки от людей, и люди по отношению к нам не испытывают доверия. А как преодолеть это советское наследие? Нужно идти к людям, не бояться этого. Священник должен знать свой приход по именам, знать проблемы людей. Поэтому первая проблема, мне кажется, — это удаленность духовенства от народа. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5360121...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Папа Римский в Ниш не приедет На завершившимся в Белграде Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви приняты важные решения 28.05.2011 1265 Время на чтение 3 минуты 26 мая завершила работу весенняя сессия Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, сообщает наш корреспондент. На Соборе был принят ряд важных, прежде всего, кадровых решений. Согласно уставу СПЦ, обновлен состав Священного Синода СПЦ. В связи с истечением срока полномочий Синод покинули митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Далматинский Фотий и епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий. В Священный Синод нового состава, помимо Патриарха Сербского Иринея, теперь входят епископы Бачский Ириней, Сремский Василий, Шумадийский Иоанн и Будимлянско-Никшичский Иоанникий. Принят ряд решений по изменению административного устройства Сербской Православной Церкви. Созданы три новые епархии. Одной епархией в Латинской Америке с центром в Буэнос-Айросе поручено управлять митрополиту Черногорскому Амфилохию. Второй - Среднеевропейской епархией с центром в Вене – поручено управлять епископу Бачскому Иринею. Третья - Крушевачская епахия в самой Сербии с центром в городе Крушевац - создана путем выделения части приходов Нишской и Жичской епархий, ее епископом избран доцент богословского института иеродиакон Давид (Перович). Епископом Нишской епархии, которой управлял до своего избрания на патриарший престол епископ Ириней, стал епископ Йован (Пурич), настоятель знаменитого Острожского монастыря. Избраны также два викарния Патриарха - представитель Патриарха в исторической резиденции сербских патриархов Печке Патриаршей в Косово епископ Липлянский Йован (Чулибрк) и настоятель Ковельского монастыря епископ Андрей (Чилерчич). Еще одно кадровое решение, принятое на Соборе, является довольно странным. Митрополиту Добробосанскому Николаю, который является человеком преклонного возраста, в помощь назначен не викарный епископ, а глава соседней епархии епископ Григорий Герцеговинский, один из лидеров «модернистской партии» в СПЦ. Видимо, дело в том, что епархия митрополита Николая – богаче и больше по размерам, чем епархия Герцеговинская.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/28/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИШСКАЯ ЕПАРХИЯ [Серб. Нишка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри СПЦ на территории Нишского, Топлицкого, Пиротского и Ябланицкого округов Сербии. Кафедральный город - Ниш. Разделена на 14 архиерейских наместничеств (Алексинацкое, Бела-Паланкское, Власотинцкое, Димитровградское, Косаницкое, I Лесковацкое, II Лесковацкое, I Нишское, II Нишское, III Нишское, Пиротское, Сврлигское, Топлицкое, Ябланицкое), имеет ок. 300 приходов. Правящий архиерей - еп. Арсений (Главчич), на кафедре с 13 авг. 2017 г. История Начало проповеди христианства в Нише (Наисс), известном с III в. до Р. Х. и в первые века по Р. Х. ставшем важным стратегическим, экономическим и политическим центром на Балканах, связывают с учениками первых апостолов. Фундаменты самых ранних сохранившихся христ. строений в городе и его окрестностях археологи датируют IV в. Время возникновения епископской кафедры в Нише точно неизвестно, исторические источники сообщают имена ее епископов начиная с IV в.: Кириак (до 343), Гауденций (343), Боноз (до 391), Маркиан (409-414), Гайан (516) и Пройект (553). Также сообщается о том, что в 344 г. в Наиссе праздник Воскресения Господня встретил свт. Афанасий I Великий , еп. Александрийский, к-рый находился здесь по приглашению своего друга еп. Гауденция. Следующее упоминание о Н. е. относится к 995 г., когда она была одной из 23 епархий Болгарской Церкви (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). Участники крестовых походов описывали Ниш как богатый город. При падении державы болг. царя Самуила (1018) в Н. е., к-рая была частью Охридской архиепископии , входили почти все зап. земли Балканского п-ова. Согласно хрисовулу визант. имп. Василия II Болгаробойцы 1018 г., Н. е. относилась к 1-му из 3 классов епархий и была 6-й по списку. Но при вхождении Ниша в состав Сербского гос-ва Н. е. охватывала лишь поселения Мокро, Сврлиг, обл. Топлица и некий г. Камрлпт (Коблос), к-рый И. Снегаров локализует между реками Юж. Морава и Топлица, где сохранились развалины древней церкви.

http://pravenc.ru/text/Нишской ...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Патриарх Ириней: В мае мы собираемся рассмотреть вопрос об отлучении от Церкви бывшего епископа Артемия По словам Предстоятеля Сербской Православной Церкви, данный вопрос будет поставлен на ближайшем заседании Архиерейского Собора 14.04.2011 1102 На прошедшей 11 апреля в Нише пресс-конференции Патриарх Сербский Ириней сообщил, что на предстоящем в мае этого года заседании Архиерейского Собора, возможно, будет рассмотрен вопрос об отлучении от Церкви бывшего епископа монаха Артемия (Радосавлевича), сообщает Православие.ру со ссылкой на сайт Рашко-Призренской епархии СПЦ. На столь болезненный, по словам Патриарха, шаг Сербская Церковь вынуждена будет пойти в связи с «абсолютно антиканоничной» деятельностью монаха Артемия и его последователей. «Это будет болезненным решением, но то, что он (Артемий) сейчас делает, противно канонам Церкви. Такого примера наша Церковь еще не имела», – сказал Патриарх на конференции для журналистов в Святосаввском доме Нишской епархии. Предстоятель Сербской Церкви заявил, что «антиканоничное поведение» бывшего владыки Артемия предполагает строжайшее наказание – исключение из церковного единства. «Церковь никогда не предполагала, что это сделает образованный и ученый монах, а позднее владыка Артемий. То, что он делает находится на границе здравого разума и самыми основными церковными понятиями», – сказал Патриарх. Предстоятель СПЦ также призвал верующих не следовать за бывшим владыкой. «Следующие за ним верующие совершают антицерковный акт и дают Артемию фиктивную силу делать нечто, что он считает добром. А он делает зло. Тем самым эти последователи оказывают плохую услугу ему и самим себе, так как отделяются от Церкви», – заявил он. По словам Сербского Патриарха, Церковь не останется равнодушной к деятельности монаха Артемия и его последователей, которое де-факто отделили себя от Церкви. Поведение самого бывшего владыки нельзя назвать, по словам Патриарха, ни епископским, ни священническим, добавив при этом, что Церковь была бы рада, если бы «Артемий увидел, что своим путем катится в великую пропасть».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/14/pa...

Общие определения §1 Господствующая (государственная) вера в Сербии христианская восточно-православного исповедания. Сербская церковь автокефальна. Она не зависит ни от какой заграничной церкви, но сохраняет единство в догматах с восточной вселенской Церковию. §2 Внутреннее управление восточно-православной сербской церкви принадлежит Архиерейскому Собору. §3 Церкви, монастыри, епископии, все их имения и все церковно-благотворительные заведения сербской православной церкви состоят под верховным управлением Архиерейского Собора и под надзором министра просвещения и церковных дел. §4 Имения церквей, монастырей и епископий, которые суть задушбины 1 благочестивых и верных сынов православной церкви, не могут быть употребляемы ни на что иное, как только на то, на чтó они пожертвованы. Те монастырские имения, которые не были завещаны для какой-нибудь определенной цели, с согласия Архиерейского Собора, могут быть употреблены на благотворительные цели и на церковно-просветительские и (другие) полезные дела. Церковно-административное деление страны §5 Территория королевства Сербии, в церковно-административном отношении, делится на епархии, протопресвитерства, наместничества, парохии и капеллании. §6 В королевстве Сербии суть следующие епархии: 1) белградская (состоящая из округов – подринского, подунайского, валевского, пожаревацкого и моравского), которою управляет архиепископ белградский и митрополит Сербии, – с кафедрою в Белграде; 2) жичкая (состоящая из округов – ужицкого, рудницкого и крагуевацкого), с кафедрою в Кралеве; 3) нишская (состоящая из округов – теплицкого, враньского, пиротского и крушевацкого), с кафедрою в Нише; и 4) тимокская (состоящая из округов – крайнского, чернорецкого и тимокского, с кафедрою в Зайчаре. §7 В королевстве Сербии каждый округ образует окружное, г. Белград – белградское и г. Ниш – нишское протопресвитерства; каждый уезд, в котором находится более 10 приходских священников, образует уездное наместничество, церковь же с определенным количеством домов (согласно §1 закона об урегулировании положения священников – от 31 декабря, 1882 г.) – парохию (приход), а при каждом протопресвитерстве, окружном, а также нишском и белградском, есть и капеллания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В монастыре Жича торжественно отпраздновали 800-летие автокефалии Сербской Православной Церкви В ознаменование 800-летия автокефалии 09 октября в Музее Сербской Православной Церкви в г. Белграде открывается выставки «Восемь веков искусства» БЕЛГРАД. 6 октября в монастыре Жича, именуемом Царской лаврой, торжественно отпраздновали 800-летие автокефалии Сербской Православной Церкви (1219-2019 гг.). Центральным событием праздника стала Божественная литургия, которую возглавил Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий Святейший Патриарх Сербский Ириней. В алтаре на богослужении молились епископы, прибывшие на праздник, духовенство и монашествующие из разных стран и епархий. Из-за большого количества участников этого исторического события, прибывших в монастырь Жича, место служения литургии было расположено в восточной части территории монастыря. Его Святейшеству молитвенно сослужили Его Преосвященство епископ Жичский Иустин, Его Высокопреосвященство архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, митрополит Дабробосанский Хризостом, митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, Преосвященный епископ Сремский Василий, епископы Будимский Лукиан, Банатский Никанор, Новограчаницкий и Среднезападно-Американский Лонгин, епископ Канадский Митрофан, Бачский Ириней, Британско-Скандинавский Досифей, Враньский Пахомий, Шумадийский Иоанн, Браничевский Игнатий, Зворничко-Тузлянский Фотий, Милешевский Атанасий, Будимлянско-Никшичский Иоанникий, Дюссельдорфский и Германский Григорий, Вальевский Милутин, Рашко-Призренский Феодосий, Тимокский Иларион, Западно-американский Максим, Восточно-американский Ириней, Крушевацкий Давид, Славонский Иоанн, Бихачско-Петровацкий Сергий, Нишский Арсений, Австралийско-Новозеландский Силуан, Буэнос-Айресский и Южноамериканский Кирилл, Далматинский Никодим, Осечко-Польский и Бараньский Херувим, Захумско-Герцеговинский Димитрий, Полошко-Кумановский Иоаким, Моравичский Антоний, Брегалничский Марко, Стобийский Давид, Ремезианский Стефан, Диоклийский Мефодий, Мохачский Исихий, архимандриты монастыря Студеница Тихон (Ракичевич) и Йован (Радосавлевич), игумен Сопочанский Феоктист, а также клирики Сербской Православной Церкви в священническом и диаконском сане.

http://sedmitza.ru/text/9268246.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Разбойничьи действия Фанара продолжаются Патриарх Варфоломей признал раскольничью «Македонскую православную церковь» 10.05.2022 1198 Фото: Из интернет-источников Самопровозглашенная «Македонская православная церковь – Охридская архиепископия» (МПЦ – ОА) может вернуться к каноническому единству с Сербской Православной Церковью (СПЦ). Это вселявшее надежду сообщение сделал 6 мая 2022 года епископ Зворницко-Тузланский Фотий (СПЦ), пишет «Православная жизнь». Как рассказал иерарх, несколькими днями ранее в г. Ниш состоялась встреча церковных делегаций: после многолетнего перерыва в общении МПЦ (ОА) и СПЦ вновь сели за стол переговоров. Встреча проходила в закрытом формате в присутствии Патриарха Сербского Порфирия. «В составе Синода Сербской Православной Церкви в эти дни я сопровождал Его Святейшество. В первый день у нас состоялась встреча с представителями " Македонской православной церкви " в Нишской епархии. Это интересный диалог любви, веры и надежды, и мы надеемся, что, дай Бог, единство будет», – передает слова епископа Фотия religija.mk. Как отметил архиерей, есть основания предполагать, что возвращение МПЦ (ОА) к каноническому единству с СПЦ и, таким образом, со всеми Поместными Православными Церквями, произойдёт уже в мае этого года, на Соборе Сербской Православной Церкви в Белграде. «Перед нами стоит великая задача – с Божией помощью, молитвами епископов Николая Охридского и Жичского, молитвами святых Кирилла и Мефодия, святых Климента и Наума Охридских, святого Саввы Сербского и других святителей, – восстановить единство и уврачевать раскол 1967 года. Сейчас мы находимся на пороге решения этой проблемы. Поэтому я призываю всех вас и всех нас молиться Богу, чтобы решить ее во славу Божию и на благо наших святых Церквей. А также и на благо двух братских народов – сербского и македонского», – отметил епископ Фотий. Однако попытка канонического урегулирования застарелого конфликта явно не устроила Константинопольского патриарха Варфоломея, который в последние годы предпринимает попытки стать «православным папой» и самому решать конфликты во всех Православных Церквях.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/10/ra...

Липча. Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты История Рождество-Богородичной обители в селе Липча гораздо менее древняя и драматическая, чем история Грушевского, Угольского и Мукачевского монастырей. Основание ее относится к 1924 году, заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадалного народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь. Обитель, духовными наставниками которой стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий (Кеминь), а основательницей - монахиня Параскева (в миру Юлиана Прокоп), сыгравшие важную роль в Карпатском возрождении. В 1924 году она вместе со своими соподвижницами Марией Рацюк, Анной Кеминь и Анной Изай обращается к епископу Досифею, в юрисдикции которого находился в те времена Закарпатский край, с ходатайством об открытии женского монастыря в с. Липча, на небольшом земельном участке, пожертвованном благочестивой христианкой Марией Вакаровой. Поскольку Церковь в Закарпатье в эти времена была под омофором Сербского Патриарха, Преосвященный Досифей первоначально направляет мать Параскеву с сестрами в Сербию, благословив игумению женского Куведжинского монастыря Меланию принять сестер многострадальной Карпатской Руси под свою опеку. На мать Параскеву, как наиболее духовно опытную, твердо стоящую в православии, были возложены дальнейшие труды по организации монашеского общежития и его благоустройству. В строительстве принимает активное и заинтересованное участие сам Преосвященный Досифей, пожертвовавший от Нишской епархии 500 тысяч динар. Архимандрит Алексий Кабалюк, причисленный впоследствии к лику святых, также не остается в стороне от широко развернувшегося созидательного труда. Посильные вклады вносят и благочестивые местные жители. Все это дает возможность начать строительсво храма и келий для монахинь, и уже июня 1925 года игумен Амфилохий (Кеминь), назначенный владыкой благочинным будущей обители, освящает место для постройки.

http://sobory.ru/article/?object=26553

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010