Двадцать третий день. Преподобный Нифонт. (Уроки из его жизни: а) опасность худого товарищества и б) необходимость увещевать ко спасению ближних, находящихся в опасности нравственно погибнуть). I. Преподобный Нифонт, память коего ныне, жил в IV веке; в отрочестве он был благочестив, добр, тих, кроток и любил посещать церковь . Когда же он начал приходить в юношеский возраст и лишился опытного наставника, а затем сблизился с дурными товарищами, то начал поступать по своему уму-разуму, как вздумается, и таким образом мало-помалу добрый характер его испортился. Но Бог явил ему Свое милосердие и в одно мгновение пробудил в нем чувство раскаяния. Однажды пришел к Нифонту друг его – Никодим. Поздоровавшись, он посмотрел на лицо своего приятеля и сильно ужаснулся. Оба друга молчали. «Что ты смотришь на меня, как на незнакомаго?» заговорил Нифонт. – «Поверь мне, друг, отвечал Никодим, я никогда не видал тебя таким, как теперь; лице твое черно, страшно и ужасно». Услышав это, Нифонт живо припомнил свое поведение, закрыл лицо руками и начал плакать. Раскаяние его было чистосердечное. Он стал усердно молиться и вести жизнь благочестивую, распиная плоть свою со страстьми и похотьми страхом суда Божия. Наконец за святость своей жизни он впоследствии, по указанию Божию, был избран во епископы кипрской церкви. Во время смерти лице его просветилось и исполнилось особенной привлекательности и радости. II. Жизнь препод. Нифонта дает нам, братие, много поучительных уроков. а) Из нея мы видим, во-первых, весь вред для нравственной жизни худого товарищества. Пока у Нифонта был опытный и добрый наставник, он был кроток, тих, послушен и вообще благочестив; когда же он лишился своего благочестивого наставника и подпал влиянию развращенных товарищей – он стал ходить по путям своих плотских похотей и предался порочной жизни. Слово Божие сильно предостерегает людей от сближения с дурными обществами. аа) Остерегая от развратного сообщества и соблазнителъных бесед, премудрый Соломон решительно говорит, что такие беседы и сообщества неизбежно гибельны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Нифонта Кипрского Уникальный памятник житийной литературы X-XI вв. (хотя действие разворачивается в IV в.). Было крайне популярным в «народном» Православии Средних веков. Сюжет кажется типическим: раскаявшийся грешник становиться святым. Но интерес в том как это описано. Первое что бросается в глаза: темы насилия, власти и тела. Мир сей и ад описывается как система насилия, крайне сгущенной телесности, переживающей жестокость и унижение. Страшный в своей «обыденности» эпизод: «блаженный Нифонт увидел, как бесы влекли душу в ад. Это была душа одного раба, которого господин изнурял голодом и бил; он не стерпел такого мучения, и, по наущению беса, взял веревку и удавился.» Бесы тащат грешников зацепив их сердца веревкой — а те даже не понимают. Бесы борются с Нифонтом бросая его в колодец, колотя его, пугая и пр. Нифонт в юности ссориться и дерется, бесы понукают людей к соре. «Госпожа с которой жил Нифонт, наставляя его ссорилась с ним, бранила и била его». Сам ад построен как жестокая система подчинения и насилия: бесам «нет пользы» от гибели души, но их «князья узнав что они не борются с людьми то жестоко бьют их». Дальнейшее развитие темы насилия соблазнительно: в логике, которую можно было бы назвать логикой Креста («смертью смерть») Житие рисует как блаженный обращает насилие против него самого. Он бичует себя столь сильно, что от него отделяются «куски тела»., за празднословие и осуждение наносит сорок ударов себя по лицу. Эта амбивалентность достигает пика в видении Нифонтом Евхаристии: ангел «заколол прекрасного отрока и выпустил кровь в св. чашу». Но после совершения Таинства «отрок вдруг опять оказался целым». Таким видится мир глазам святого Нифонта. Из хорошей семьи, способный и благочестивый в детстве — в юности он погружается в грех. Дойдя «до дна» он вырвался благодаря своему другу, который «не узнал его», из-за «страшного лица» (такие страшные и угрюмые лица видит Нифонт и у бесов). Он начинает покаяние. Величайшее из множества его испытаний — сомнение в бытии Бога — дьявол говорит ему: «Ты заблуждаешься, Нифонт, Бога нет, ибо где Он?», «Что ты говоришь: есть ли Христос? Нет Христа: я один всем владею и царствую над всем, кто тебе сказал, что есть Бог или Христос?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

23-е Св. десяти мучен. в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста Сии мученики, уроженцы разных городов, собранные и представленные на суд правителя острова Крита, как ревнители христианской веры, были преданы им на истязания. Испытав над ними всевозможные роды мук, которые в продолжении тридцати дней они мужественно выносили, оставаясь непоколебимыми в своей вере, правитель велел их обезглавить. Это было в 251 г., во время гонения на христиан от императора Декия. Отцы собора, бывшего в Крите в 458 году, говорят в письме к императору Льву, что «их остров до сих пор был охраняем от заблуждения ходатайством этих святых мучеников» 346 . – Впоследствии мощи их были перенесены в Рим. Память их совершалась и в Цареграде, в храме св. Стефана. Преп. Нифонта, еп. Кипрского Сын богатых родителей, родом из Пафлагонии, Нифонт, получив хорошее домашнее воспитание, получил от родителей также и средства для дальнейшего своего научного образования в Константинополе. Велика сила хорошего образования, но, к сожалению, не всегда она может оградить человека от подчинения иной силе, также неотразимо действующей на него, если он недостаточно бодрствует, чтобы удаляться от неё: удаляться от влияния порочных людей. Так и Нифонт, сблизившись неосторожно с порочными товарищами, увлёкся дурными примерами до такой степени, что не только забыл все добрые внушения своих воспитателей, но и утратил, казалось, всякое помышление о Самом Боге... Не красит человека безнравственная жизнь. Она безобразным клеймом отпечатлевается на всей его даже внешности. Так было и с погрязшим в омуте нечестивых развлечений молодым Нифонтом. – Но ещё не угасла в нём последняя искра добра, заронённая в сердце его хорошим воспитанием. Не утратил Нифонт вполне стыда, который внезапно пробудился в нём при встрече однажды с одним из своих прежних хороших товарищей, и при словах, которые невольно вырвались у того при взгляде на его обезображенное лицо, отражавшее безобразную жизнь, которую он вёл...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воздушные мытарства. Мытарство первое – празднословия (+ВИДЕО) Цикл «Путь всей земли». Беседа 3-я Протоиерей Олег Стеняев О первом из мытарств, которое проходит душа по смерти человека, о том, какими должны быть слова и речи православного христианина, каких грехов, связанных со словом, он должен избегать, рассказывает протоиерей Олег Стеняев . «Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства , на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и тем более срамного», – так описывает блаженная Феодора первое мытарство. Обычному человеку порой кажется, что его жизнь, поступки, тем более слова могут касаться лишь его самого и не более. Но реальность несколько иная – нас окружают духи: Ангелы и бесы. За каждого из нас, бодрствуем ли мы или нет, ведется духовная брань, недоступная нашему взору. Самые духовно одаренные из нас могли себе позволить сказать следующее: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1 Кор. 13, 12 ). Существует и рукописание ( Кол. 2, 14 ), и книга ( Откр. 5, 1; 20, 12 ), в которую записываются все наши дела и деяния. Из описания мытарств мы видим свитки, составленные, скорее всего, в разное время и разными бесами, – некая диавольская канцелярия. Не надо приписывать бесам и их князю диаволу божественные свойства, им не присуще всезнание и всеведение, и тем более они не вездесущи. Скорее всего, у них действительно ведется некая «бухгалтерия» на наши дела и деяния. Я глубоко сомневаюсь, что многие из нас хотя бы один раз встречались с самим диаволом. Чаще мы можем привлекать к себе внимание каких-нибудь мелких бесят, в зависимости от наших погрешностей. Для самого диавола наши грехи и прегрешения – это как некая пища, которая подпитывает его и оправдывает существование рядовых бесов в глазах князя бесовского. Который, в свою очередь, предстает с отчетом перед Самим Богом. Сказано: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» ( Иов 1, 6–7 ). То есть, являясь тварью, сатана имеет свое место во времени и в пространстве, и, чтобы ему что-либо увидеть или познать, ему надо там оказаться. Между собой бесы постоянно дерутся и вредят друг другу, ибо злы весьма. В «Житии святого Нифонта Кипрского» (память 23 декабря) говорится следующее:

http://pravoslavie.ru/95810.html

Разделы портала «Азбука веры» иеромонах Серафим (Роуз) Православие и религия будущего " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 7  голосов:  4.6 из  5) Наш век – век духовного шатания, когда многие православные христиане чувствуют себя колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ). Кажется, и вправду настало время, когда люди здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням ( 2Тим.4:3-4 ). Глава VIII. Заключение: Дух последних времен 1. “Харизматическое возрождение” как знамение времени “До самого конца века не будет недостатка в пророках Господа Бога, а также и слугах дьявола. Но в последние времена те, кто истинно хочет послужить Богу, сумеют таиться от людей и не будут творить среди них знамений и чудес, как в наше время, но они будут странствовать путем деяний и смирения, и в Царстве Небесном они будут больше отцов, прославленных знамениями. Ибо в это время никто не будет творить перед глазами людей чудеса, которые воспламеняют их жаждой аскетического подвига… Многие, пребывая в невежестве, впадут в пропасть, заблудившись и ступив в сторону широкого и пространного пути” (пророчество св. Нифонта из Констанции Кипрской) 53 . А. “ПЯТИДЕСЯТНИЦА БЕЗ ХРИСТА” Для православных христиан современные “языки”, подобно описанным в Новом Завете, тоже являются “знамением”: но ныне они стали знамением не начала евангелия спасения для всех людей, но конца его. Здравомыслящему православному христианину нетрудно согласиться с апологетами “харизматического возрождения”, что это новое “излияние Святого Духа” может и вправду означать, что “приблизился конец века” (о. Евсевий Стефану “Логос”, апр. 1972, стр. 3). Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1 Тим. IV:1 ). В последние дни мы увидим духов бесовских, творящих знамения ( Откр. XVI:14 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

Ангелы Хранение и служение святых ангелов спасению человеческому, по жизнеописаниям святых 1 . Св. Иоанн Лествичник о себе свидетельствует: «Когда я жаждал большего успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел» («Лествица», степ. 27). 2 . Св. Феодор, епископ едесский, спросил одного прозорливого столпника: каким образом он узнает и различает праведных и грешных? Столпник отвечал: «Если мимо столпа моего проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; если же проходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а ангел-хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но, когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является ангел с огненным оружием и прогоняет их». 3 . Св. Онуфрий, при входе в одну пустыню, увидел пред собою сияющий луч света, весьма убоялся и, остановившись, хотел возвратиться. Луч же, приблизившись к нему, сказал: «Не бойся; я ангел, ходящий с тобою от рождения твоего; я приставлен от Бога хранить тебя, и было мне повелено вести тебя в пустыню» («Четьи-Минеи», 12 июня). 4 . К преподобному Паисию Великому пришел однажды инок и увидел его спящим, а у главы его стоящим ангела-хранителя, видом прекрасного. 5 . Преподобный же Паисий однажды был в отлучке; возвращаясь, увидел он свет большой, ударяющий в лицо его. Он взглянул и увидел всю пустыню, наполненную ангелами. Ангел-хранитель сказал ему: «Этим тебе показывает Бог, что и в отсутствие твое Он чрез ангелов хранил твоих иноков» («Четьи-Минеи», 14 июня). 6 . В житии св. Нифонта, епископа кипрского (23 декабря), говорится, что один ангел, при виде самоубийцы, плакал. Бог повелел ему идти в Рим и там охранять одного новорожденного и уже крещенного младенца. 7 . В житии священномученика Севастиана (18 декабря) рассказывается, что, когда один начальник разрушал идолов, то явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает тебе чрез меня совершенное здоровье». Он вскочил и хотел броситься к ногам ангела и облобызать его, но тот сказал: «Не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада». Из этого видим, что св. ангелы служат спасению только крещеных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЫГОЛЕКСИНСКИЙ СБОРНИК» (РГБ. Музейное собр. (Ф. 178). 1832), галицко-волынская рукопись кон. XII в., содержащая древнейшие слав. списки житий свт. Нифонта , еп. Кипрского, краткой редакции (Л. 1-33), и прп. Феодора Студита (Л. 33 об.- 171). Кодекс назван по месту хранения между кон. XVII и сер. XIX в.- старообрядческому Выголексинскому общежительству . Рукопись состоит из 171 л. пергамена размером 19,1 ´ 14,3 см, за исключением 2 страниц, написана одним анонимным писцом. Помимо названных житий в рукописи на л. 33 содержится начало апокрифического поучения, приписанное в XIII или XIV в. Житие прп. Феодора Студита в составе «В. с.» принадлежит, по всей видимости, к числу текстов, переведенных в Болгарии в X в. и позднее отредактированных рус. книжниками (в нем достаточно широко представлена восточнослав. лексика); менее вероятно, что перевод был сразу выполнен на Руси (оба этих мнения были высказаны А. И. Соболевским ). Рукопись украшена 2 заставками с зооморфными изображениями (на л. 1 - старовизант. стиля, на л. 33 об.- плетеная, с элементами старовизант.), выполненными чернилами без подкраски. В XIII в. (судя по записи на л. 171) «В. с.» принадлежал иноку Феофилу, к-рый завещал его мон-рю во имя вмч. Георгия («святуму Георгию благословление и братии утеху») - по всей вероятности (учитывая позднейшую историю рукописи), Юрьеву новгородскому мон-рю . Сходство судьбы «В. с.» с Варлаама Хутынского Служебником , также галицко-волынской рукописью, датируемой тем же временем и оказавшейся в 1-й пол. XIII в. в Новгороде, делает вполне вероятным предположение, что оба кодекса могли попасть на север Руси вместе со свт. Антонием , в 1219-1225 гг. управлявшим Перемышльской епархией и зимой 1225/26 г. вернувшимся на Новгородскую кафедру, либо с кем-то из его окружения. Согласно подстрочной записи на л. 1, «В. с.» в XVII в. по-прежнему хранился в Юрьевом мон-ре. Затем кодекс попал в собрание Выголексинского общежительства (точнее, в б-ку Крестовоздвиженской соборной часовни на Лексе), где находился до 1862 г.

http://pravenc.ru/text/161057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК I Патриарх Антиохийский (весна (?) 1376 - 10.04.1378). Патриаршество М. пришлось на один из самых драматических периодов истории христианского Востока, когда после крестового похода на Александрию кипрского кор. Петра I Лузиньяна (1365) мамлюкские власти начали жестокие гонения на ближневост. христиан. Многие архиереи Антиохийской Православной Церкви подверглись заточению, патриарх Пахомий I был низложен, у христиан Сирии и Египта конфисковали четверть имущества на военные расходы. После того как в кон. 60-х гг. XIV в. гонения стали утихать, неск. ближневост. архиереев, пытаясь восполнить понесенные потери, впервые отправились для сбора милостыни в Вост. Европу. Рус. летописи сообщают о пребывании на Руси «милостыня ради» митр. Германа из Иерусалима в 6879 (1370/71) г. и митр. Марка «от святыя Богородица из Синаискыя горы» в 6884 (1375/76) г. Архим. Леонид (Кавелин) высказал предположение, что именно этот Марк взошел впоследствии на Антиохийскую кафедру. Он также предложил отождествить митрополитов Германа и Марка с одноименными архиереями, к-рых рус. паломник Агрефений упоминает как участников пасхального богослужения в Иерусалиме в 1-й пол. 70-х гг. XIV в.: «митрополит Герман от Егупьта и Марко епископ от Дамаска, бывы преж игуменом в лавьры Святаго Савы». Т. о., Марк был одним из архиереев Антиохийского престола. Попытки архим. Леонида объяснить, почему он носил сан Синайского митрополита, представляются неубедительными. Возможно, Марк был Сайднайским митрополитом, имевшим резиденцию в Сайднайском монастыре Пресв. Богородицы, который тоже расположен на вершине горы и именовался рус. авторами «Сеиднайским»,- отсюда могло возникнуть его смешение с Синайским. Согласно летописи Антиохийского патриарха Михаила II (кон. XIV - нач. XV в.), сохранившейся в передаче архидиак. Павла Алеппского и патриарха Макария III , М. прибыл в Сирию из К-поля (вариант - с Кипра), что вполне сообразуется с гипотезой о совершении им поездки на Русь в 1375/76 г. Ж. Насралла предполагал, что М. возглавлял одну из кафедр Кипра. Согласно русским источникам, в том же году, что и митр. Марк, за милостыней приезжал архимандрит иерусалимского Архангельского монастыря Нифонт, к-рый по возвращении «стал на патриаршество, иже в Иерусалиме». Утверждение о Патриаршестве Нифонта явно ошибочно - возможно, летописец перепутал двух просителей милостыни, приезжавших в один год.

http://pravenc.ru/text/2562234.html

Реальность всей нашей современной жизни буквально соткана из проблем. То же можно сказать и о жизни церковной. Но есть одна проблема, которая, как мне кажется, является самой острой, насущной и в то же время трудноразрешимой. Потому что разрешить ее одним «росчерком пера», одним движением невозможно. Циркуляры и директивы — самые грамотные, самые разумные — здесь тоже бессильны. Это проблема сугубо личного характера, но в то же время — всеобщая Фото из архива редации портала «Православие и современность» Мы все, безусловно, знаем, что каждый человек, пришедший рано или поздно в Церковь, обязательно переживает пору, может быть, непростого, но всегда светлого и счастливого церковного детства. Когда Господь радует и утешает его душу, когда буквально каждое мгновение знаменуется пусть маленьким, но чудом, когда таким чудом становится самая жизнь. Когда все дается даром, просто так. А затем наступают «трудовые будни». Благодать как бы отходит. После того как сердце ликовало и трепетало от совершенно реального на тот момент ощущения присутствия в жизни Бога, после того как небо неожиданно открылось, душа вырвалась из плена земного, сиюминутного, тленного, очень трудно преодолевать затяжной период сухости, нечувствия, когда на смену празднику приходят серые, унылые будни. И, напротив, весьма легко увериться, что, кроме этих будней, ничего больше нет. Очень помогает в это время чтение житий святых — тех, которые не только сами переживали не раз подобное (потому как — кто этого не переживал?), но и поведали кому-то из близких им людей, как это было, как они боролись и побеждали — диавола, мир и самого страшного противника — самого себя. Одно из ярчайших в этом смысле житий — житие преподобного Нифонта Кипрского, человека, которого благодать Божия воззвала из бездны нечистой, греховной жизни; он же откликнулся на этот призыв всей силой своей души. И вот, после пережитого чуда обращения — четыре года (не дня, не месяца, а года!) сухости, мертвости душевной. Ни отклика, ни утешения… И на протяжении всего этого времени подвижнику являлся враг рода человеческого и говорил ему: «Оставь! Кому ты молишься, Кого и о чем просишь? Нет никакого Бога, нет Христа, есть только я…» Но раз за разом переживающий немыслимую сердечную муку святой отвечал: «Есть Бог и есть Христос!» И так он преодолел это страшное испытание — и душа ожила, и Господь на протяжении всей его жизни был для него реальностью большей, нежели весь окружающий мир.

http://pravoslavie.ru/53615.html

Герой «Вечного мужа» становится таким странным — бессознательным — извращенным участником измен, чуть ли не их провокатором. Герой «Крейцеровой сонаты» убивает жену, заподозрив ее в измене. «Житие Павла Препростого» (см. по ссылке жития на 4 октября) тоже живописует ситуацию супружеской измены, вот с таким, впрочем, весьма значимым различием: «[Павел] вступил в брак с женщиною, красивой лицом […]; долгое время она тайно от мужа вела прелюбодейную жизнь. Однажды, возвратившись с работы домой, Павел застал жену свою с другим. Тогда, немного усмехнувшись, сказал он прелюбодею: — Хорошо, хорошо! Я совсем не обращаю на это внимания. Призываю во свидетельство Иисуса Христа, что я не желаю более жить с нею. Вот ты обладаешь ею, посему и детей корми, а я уйду и стану монахом. И тотчас же, оставив все, Павел ушел из дома; никому он при сем ничего не сказал, и порочную свою жену нисколько не укорил, но молча пошел в пустыню» . Итак, «метод» святого в ситуации измены жены — оставить ее в покое с любовником. А вот маленький шедевр византийской литературы — «Житие Нифонта Кипрского». «Житие Филарета Милостивого» начинает как будто с семейного благополучия: «[жена Филарета — ] благородная и богобоязненная и принесла ему немалое богатство» . Однако у счастливой семьи проблема: муж и отец — вот не повезло! — святой. Он врет жене, чтобы скрыть свое непрагматичное милосердие, а когда обман расскрывается, терпит от жены такие сцены: «она в печали души своей воскликнула: “Горе” — и, сорвав головную повязку, стала рвать волосы и в сердечной тоске подошла к мужу и закричала с плачем, называя его потатчиком лентяев, ленивцем, медносердым, безжалостным и бессердечным; она добавила и такие слова: “Да, тебе не жаль меня, несчастную, пожалел хотя бы детей. Как им жить? Но ты — тверже камня, и у тебя нет сердца» . Филарет же — в стиле Павла Препростого — реагирует так: «Филарет же кротко сносил упреки жены и, ничего не отвечая, улыбался, чтобы не поддаться гневу» . А вот «Житие Симеона и Иоанна» (по ссылке смотрите жития на 21 июля) рисует, казалось бы, наипрекраснейшую картину: два молодых друга, благочестивых и счастливых — один холостяк, живущий с матерью, другой — женат на прекрасной молодой жене.

http://blog.predanie.ru/article/romany-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010