Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЛ (ИСАКОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нил (Исакович), архиепископ Ярославский и Ростовский Еп. Нил (Исакович) Преосвящ. Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки. В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы. Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам . Он сам занялся изучением бурят-монгольского языка и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами владыки Нила возник Чикойский скит , а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1845 году была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь . Изучив местные диалекты, преосвящ. Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 г. были выпущен в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), служебника, часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению. С 24 декабря 1853 года - архиепископ Ярославский и Ростовский . Переводческую и редакторскую деятельность архиеп. Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру. Уже после отъезда из Иркутска преосвящ. Нил закончил большой труд " О буддизме " . Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Здесь он много потрудился над возвращением в лоно православной церкви раскольников-старообрядцев.

http://drevo-info.ru/articles/13500.html

ЖМП 9 сентябрь 2019 /  20 сентября 2019 г. 09:59 Райский сад на земле ПРИНЦИПЫ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СПОСОБЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИХРАМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ Прихрамовая территория — словно церковная сень, которая приглашает молящихся в храм и помогает им на пороге храма оставить повседневную житейскую суету. Талантливая организация прилегающего к храму зеленого участка зачастую не только настраивает на молитву, но и способствует первому общению со священнослужителем — ведь желание просто погулять, отдохнуть в монастырском или приходском саду со временем может перерасти в стремление к воцерковлению. Тем не менее единых подходов к ландшафтному озеленению в Церкви, как ни странно, до сих пор нет, и это направление продолжает оставаться полем для экспериментов архитекторов и садовников. «Журнал Московской Патриархии» представляет несколько удачных проектных и уже реализованных на практике решений, которые можно рассматривать в качестве ориентиров при благоустройстве прихрамовых земельных участков.  PDF-bepcuя, часть 2 (окончание) . Как утверждают историки архитектуры, ландшафтный дизайн появился в России именно в монастырях 1 . Увы, эта первая страница отечественного системного подхода к озеленению со временем оказалась основательно забыта. С формированием научного подхода в архитектуре ландшафта основное внимание в изучении русского садово-паркового искусства уделяется прежде всего светско-гражданским комплексам: царским садам, великолепным ансамблям Пет­ровского времени и блистательным приусадебным паркам расцвета Российской империи. Так, даже в обширных работах церковного историка позапрошлого столетия Ивана Забелина, уделявшего большое внимание храмовому зодчеству и его эволюции, о монастырских садах не удается найти ни строчки 2 . Как правило, в ориентированной на паломников литературе того времени можно встретить лишь указания на существование сада, цветника, рощи. Редкие исключения доносят до нас рассказы о преобразовании территорий Валаамского и Соловецкого Спасо-Преображенских, Кирилло-Белозерского, Коневского Богородице-Рождественского монастырей, а также Толгской и Николо-Угрешской обителей и Нило-Столобенской пустыни.

http://e-vestnik.ru/church/landshaftnyy_...

Особенными добродетелями старца были нестяжательность, пост, молитва, милосердие, смирение. Он подавал всякому просящему, никому не отказывая, и часто доходил до того, что, раздав все свое жалованье до последней копейки, просил у духовных чад рубль для подаяния нищим, которые всегда толпились вокруг него. Когда бывало много нищих, он клал в карман серебряные и медные монеты разного достоинства и подавал их, не разбирая, что кому попадет. Многие семейства были избавлены старцем от нищеты, от разорения, нередко с пожертвованием значительных сумм. После его смерти стало известно, что старец тайно посещал бедные жилища и тюрьмы. Только самые близкие к отцу Агапиту знали о его воздержании и посте. В первую и последнюю седмицу Великого поста он почти не принимал пищи – и при этом в положенные Церковью дни сам литургисал, продолжая литургию от четырех до пяти часов и говоря поучения. Вообще жизнь старца была сокровенным, молчаливым внутренним деланием о Господе. Он всегда являлся первый к церковным службам и нередко, упреждая очередного, сам читал за него полунощницу или часы. Благочиние, великолепие и продолжительность его службы утешали души богомольцев. Древнее трогательное столповое пение, которое он воссоздал в Нило-Столобенской пустыни, располагало к молитве и вызывало слезы. По лицу самого старца часто струились слезы, и он, как бы отрешаясь от всего земного, погружался в невидимое дивное созерцание. Нельзя было смотреть на старца без глубокого чувства умиления. Особенно же умилительно было служение его в Страстную седмицу, когда он среди церкви читал святое Евангелие: в эти минуты по лицу его струились обильные слезы и от плача прерывался его голос. Нередко, простояв на келейной молитве всю ночь, старец, при первом ударе к утрени, весело и бодро шел в храм, облачался для церковных выходов, читал и пел, и никому в голову не приходило, что он во все ночное время не смыкал глаз. От ночных стояний на коленях его были затверделости; его ноги, черные и постоянно отекшие, были покрыты ранами. Но, несмотря на боль, он стоял иногда в служении Богу и человекам по восьми и более часов сряду, не садясь, не опираясь и не прислоняясь к стенке. Этот последний подвиг он усвоил себе, подражая преподобному Сергию Радонежскому, и исполнял его до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Делегации Русской Православной Церкви передан список чудотворной иконы Божией Матери «Ченстоховская» 29 сентября, 2009. Редакция " Правмира " По сообщению из Варшавы, святыня была передана шести насельникам Нило-Столобенской пустыни на Ясной Горе в Польше, затем образ будет принесен в часовню г.Осташкова Тверской области для молитвы на месте заключения польских военнопленных. По сообщению из Варшавы, святыня была передана шести насельникам Нило-Столобенской пустыни на Ясной Горе в Польше, затем образ будет принесен в часовню г.Осташкова Тверской области для молитвы на месте заключения польских военнопленных. В 1939—1940 в разоренной Нило-Столобенской пустыни безбожными властями был устроен концлагерь для 6311 пленных польских офицеров, о чем свидетельствует католический крест, установленный у въезда в монастырь. В 1940 году они были расстреляны в подвалах Калининского НКВД и захоронены под Тверью. С инициативой привезти в Осташков список с ясногорского образа выступили насельники Нило-Столобенской пустыни. Свою просьбу они передали через посла Польши в России Ежи Бара, который затем обратился к католическому архиепископу Хенрику Мушинскому. «Это прекрасный жест, а может быть также важный шаг к польско-российскому примирению»- говорят представители Католической Церкви Польши. Ченстоховские монахи охотно откликнулись на просьбу православного монастыря и сами сделали копию. Передача списка состоялась во время вечерней службы в ясногорской часовне. Образ передали митрополит Ченстоховский архиепископ Станислав Новак и настоятель монастыря паулинов отец Изидор Матюшевский. «Трудно переоценить этот прекрасный жест, принимаем его с большой радостью и большой надеждой», — говорил за несколько часов перед передачей иконы генеральный секретарь Конференции Епископата Польши епископ Станислав Будзик. Настоятель Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) подчеркнул, что часовня, в которой будет помещен список Ченстоховской иконы Божией Матери, будет важным местом для всей Православной Церкви в России.

http://pravmir.ru/delegacii-russkoj-prav...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 450-летию преставления преп. Нила Столобенского (комментарий в цифрах и фактах) 22 августа 2003 года члены Некоммерческого партнерства взаимопомощи православных предпринимателей «Попечитель» совершили паломническую поездку в Нило-Столобенскую пустынь. В поездке приняли участие председатель координационного совета НП «Попечитель» Ю.Е.Шеляпин, члены общественного совета Е.Г.Катаева и А.М.Катаева, предприниматели Л.И.Маленкова, Д.Е.Пузанов, исполнительный директор А.П.Тепцов. По пути в Нилову пустынь паломники посетили Успенский храм в селе Завидово Конаковского района Тверской области и встретились с благочинным Конаковского округа протоиереем Валерием Ильиным. Отец Валерий рассказал гостям о возрождении храмового комлекса в Завидово и выразил Некоммерческому партнерству взаимопомощи православных предпринимателей «Попечитель» благодарность за участие в этом богоугодном деле. В Нило-Столобенской пустыни православные предприниматели молились у мощей преподобного Нила Столобенского. Затем состоялась встреча с наместником обители архимандритом Вассианом (Шуста). Архимандрит Вассиан передал гостям приветствия священноархимандрита Нило-Столобенской пустыни архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. В ходе состоявшейся беседы были обсуждены проблемы возрождения Нило-Столобенской пустыни – уникальной православной святыни, расположенной на острове экологически чистого озера Селигер. После встречи наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Вассиан (Шуста) ответил на вопросы корреспондента «Седмицы.Ru» Юрия Клиценко: — Ваше Высокопреподобие, благословите! Расскажите, как начиналось Ваше служение Богу и людям, которое уже несколько десятков лет проходит у мощей преподобного Нила Столобенского? — По милости Божией уже 48 лет я служу у мощей преподобного Нила. И все эти годы я ощущаю его незримое присутствие и молитвенную помощь.

http://sedmitza.ru/text/401199.html

В Нило-Столобенской пустыни прошли торжества в честь 355-летия обретения мощей ее основателя преподобного Нила Столобенского 10 июня 2022 г. 10:21 8 июня 2022 года, в канун 355-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий возглавил малую вечерню с акафистом преподобному Нилу Столобенскому и всенощное бдение. Богослужения прошли в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат , епископ Джакартский Питирим , наместник монастыря иеромонах Гавриил (Баглай), благочинные, председатели епархиальных отделов, настоятели храмов Тверской епархии , братия и гости обители священном сане. 9 июня Божественную литургию в монастырском Богоявленском соборе также возглавил митрополит Амвросий. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Новгородский и Старорусский Лев , митрополит Виктор (Олейник) , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност , архиепископ Якутский и Ленский Роман , архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, епископ Бежецкий и Удомельский Филарет , епископ Джакартский Питирим, секретарь Тверской епархии, настоятель Николо-Малицкого монастыря игумен Борис (Тулупов), наместник Нило-Столобенской пустыни иеромонах Гавриил (Баглай), братия обители в священном сане, клирики Тверской, Балашихинской , Бежецкой , Выборгской , Горноалтайской , Коломенской , Московской , Новгородской , Псковской , Пятигорской и Якутской епархий. За богослужениями пел хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских села Санино под руководством Ильи Капрелянца. В Нилову пустынь после ранней Литургии в соборе Вознесения Господня в Осташкове крестным ходом на пароходе прибыли 250 паломников в сопровождении благочинного Осташковского церковного округа протоиерея Димитрия Марковского и главы Осташковского района А.А. Титова. Из Твери в Нилову пустынь также прибыли 50 слушателей Военно-космической академии им. Г. Жукова.

http://patriarchia.ru/db/text/5935585.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 450-летию преставления преп. Нила Столобенского (комментарий в зеркале СМИ) Нилова пустынь. Фото В.Петрушко В Нило-Столобенской пустыни состоится праздничное богослужение 20 декабря исполняется 450 лет со дня преставления преподобного Нила Столобенского. Как сообщили в Тверской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви, праздничное богослужение, которое возглавит архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, начнется в 9.00 в Нило-Столобенской пустыни, расположенной на территории Осташковского района. Мероприятие пройдет в преддверии 2005, юбилейного года, который в Тверской епархии будет проходить как год Преподобного Нила Столобенского. В Богоявленском соборе-обители с 1995 года находятся святые мощи преподобного, перенесенные сюда из Знаменского собора города Осташкова. Ежегодно в Нило-Столобенскую пустынь стекаются паломники со всей России поклониться угоднику Божию, преподобному Нилу. В 1594 году монастырь открылся, получив по грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иова название Нилова пустынь от имени преподобного Нила. Первым его настоятелем, со званием строителя стал преподобный иеромонах Герман из братии Николаевского Рожковского монастыря. Он собрал полные сведения о жизни преподобного Нила. Филофей Пирогов написал Житие Нила, приложив к нему стихири и канон. С того времени для иноков монастыря открылся новый источник духовного назидания и утешения. Перед концом своей жизни иеромонах Герман с братией испытали много скорбей от неурожая хлеба и голода, и от набегов на Селигер литовцев и шведов. С 1764 года обитель внесена в разряд первоклассных монастырей России. В нем все было в благоустроенном виде: порядок отправления Богослужения, жизнь братии, прием богомольцев, точное исполнение послушаний. Общежительный устав, принятый при устроителе Германе, соблюдался неизменно. Благолепие Богослужения, трудолюбие и богобоязненность братии украшали монастырь. Нилова Пустынь почиталась потому, что в ней сохранился дух древних монастырей.

http://sedmitza.ru/text/401202.html

Сортировать по Исключить новости Отошёл ко Господу архимандрит Вассиан (Шуста) — наместник Нило-Столбенской пустыни 4 мая, 2010. Редакция " Правмира " В ночь 2 мая в 2 часа 22 минуты на 83 году жизни после тяжёлой продолжительной болезни на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, отошёл ко Господу наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан Шуста — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края. В ночь 2 мая в 2 часа 22 минуты на 83 году жизни после тяжёлой продолжительной болезни на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, отошёл ко Господу наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан Шуста — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края. Отец Вассиан родился в Праздник Богоявления 19 января 1928 года в деревне Войниловичи Несвижсого района Минской области в семье крестьянина. В 1947 году окончил 9 классов средней школы. В том же 1947 году поступил в Минскую Духовную семинарию и окончил её в 1951 году. С 1951 года по 1955 годы учился в Ленинградской Духовной академии, в которой в тоже время учился будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. Отец Вассиан успешно окончил Академию с учёной степенью кандидата богословия. 21 ноября 1955 года Архиепископом Калининским и Кашинским ВАРСОНОФИЕМ был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Знаменской церкви города Осташкова Калининской (Тверской) области. Стойкость и мужество требовались от молодого священника в тяжёлые времена хрущёвских гонений на Церковь, чтобы достойно совершать истинное жертвенное служение, окормляя чад, вверенных ему Самим Богом: сохраняя доброту людей и приумножая их нравственное христианское благочестие в безбожное время. С 1956 по 1992 год — благочинный Осташковского округа Тверской епархии. В 1983 году протоиерей Владимир Иванович Шуста похоронил жену.

http://pravmir.ru/otoshyol-ko-gospodu-se...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Преподобный Нил Столобенский строго выбирает себе братию... " (комментарий в свете веры) Наместник Ниловой пустыни архим. Вассиан и Председатель координационного совета НП «Попечитель» Ю.Е.Шеляпин 22 августа члены Некоммерческого партнерства взаимопомощи православных предпринимателей «Попечитель» совершили паломническую поездку в Нило-Столобенскую пустынь. Во время поездки паломники встретились с наместником Ниловой пустыни архимандритом Вассианом и обсудили вопросы восстановления обители. После встречи наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Вассиан (Шуста) ответил на вопросы корреспондента «Седмицы.Ru» Юрия Клиценко: — Ваше Высокопреподобие, благословите! Расскажите, как начиналось Ваше служение Богу и людям, которое уже несколько десятков лет проходит у мощей преподобного Нила Столобенского? — По милости Божией уже 48 лет я служу у мощей преподобного Нила. И все эти годы я ощущаю его незримое присутствие и молитвенную помощь. В ноябре 1955 года, по окончании Ленинградской Духовной академии, я был назначен настоятелем Вознесенского храма бывшего Знаменского женского монастыря города Осташкова, где находились мощи преподобного Нила. В 1928 году по указанию властей святыню перевезли из разоренной Нило-Столобенской обители в Знаменский монастырь. Сначала мощи находились в зимнем храме монастыря, где было устроено зернохранилище, а затем их поместили в летний Вознесенский храм, в экспозицию местного краеведческого музея. В марте 1947 года Вознесенский храм и мощи преподобного Нила были возвращены Церкви. — Были ли в Вашем многолетнем служении какие-то особенные, запоминающиеся события? — Служба у святых мощей преподобного Нила – это великая ответственность. Я знаю, что от святых мощей много было исцелений. Особенно часто исцелялись подверженные беснованию. Я был свидетелем многих чудес. Будучи молодым священником, я не вел записей – в то время к этому относились крайне настороженно и отрицательно. Но я все эти чудеса засвидетельствовал в душе своей.

http://sedmitza.ru/text/397536.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 450-летию преставления преп. Нила Столобенского (комментарий в свете веры) Нилова пустынь. Фото В.Петрушко 20 декабря исполняется 450 лет со дня преставления преподобного Нила Столобенского. Праздничное богослужение в Нило-Столобенской пустыни возглавит архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Торжественное празднование пройдет в преддверии 2005, юбилейного года, который в Тверской епархии будет проходить как год преподобного Нила Столобенского. Святые мощи преподобного с 1995 года находятся в Богоявленском соборе обители, перенесенные сюда из Знаменского собора города Осташкова. Ежегодно в Нило-Столобенскую пустынь стекаются паломники со всей России поклониться угоднику Божию, преподобному Нилу. Житие прп. Нила Столобенского Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия в Жабенском погосте Деревской пятины Новгородских земель. Древнее житие прп. Нила написано в самом конце XVI века иноком Свято-Троицкой Герасимовой пустыни города Вологды Филофеем Пироговым по запискам о жизни и чудесах преподобного, составленным о. Германом, первым игуменом Нило-Столобенской пустыни. Кто были его родители и какое имя носил он в миру, неизвестно. Известно только, что воспитали они сына в страхе Божием. С ранних лет отрок воспламенился любовью к Богу. Рано лишившись родителей, он оставил собственный дом, удалился в монастырь святого Иоанна Богослова, именуемый Крыпецким. Здесь он принял монашеский постриг с именем Нил в честь великого подвижника Синайской горы преподобного Нила Постника. Приняв на себя ангельский образ, инок проявил стремление к высокой подвижнической жизни, подвергая плоть свою строгому воздержанию. Сколько лет подвизался преподобный в обители, точно никто не знает. Однако во время своего пребывания в Крыпецком монастыре Нил не переставал удивлять настоятеля и братию своей полной самоотречения высокой духовной жизнью, соединенной с кротостью, смирением и послушанием. Но не восхищения, не мирской славы искал будущий святой: он желал уединенных, невидимых человеческим глазом подвигов и, обнаружив пристальное к себе внимание, стал просить у настоятеля благословение отойти в пустыню, чтобы подвизаться пред очами Единого Бога. Долго настоятель не соглашался отпустить Нила, провидя в нем человека Божия, избранный сосуд Святого Духа и считая удаление такого монаха в пустыню великой потерей для обители. Попытки отговорить подвижника от пустыннической жизни ни к чему не привели, и, уступив просьбам монаха, игумен благословил его.

http://sedmitza.ru/text/401193.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010