Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † кон. 1538, Иосифов Волоколамский мон-рь), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил. Д. был 4-м сыном волоцкого землевладельца кн. Василия Глебовича Звенигородского (не Владимира Глебовича, как ошибочно пишут А. А. Зимин , Р. П. Дмитриева и др.; ср.: Бычкова. 1986. С. 39). Семья Д. была тесно связана с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем , ее представители известны как вкладчики обители. В 1503 г. в синодик Волоколамского мон-ря были записаны родители Д., возможно, его отец принял там постриг с именем Адриан (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 162). Д. был пострижен в монашество прп. Иосифом. В Волоколамском мон-ре инок сблизился с буд. митр. Даниилом и мон. Нилом (Полевым) , к-рый, как и Д., происходил из боярского рода, служившего в Волоколамском уделе. Иноков объединял интерес к истории и книгам. В нач. XVI в. в актах, связанных с хозяйственной деятельностью Волоколамского монастыря, имя Д. не встречается, нет сведений и о его денежных или земельных вкладах в обитель. Согласно посланию Нила (Полева) к кирилло-белозерскому мон. Герману (Подольному), ученику прп. Нила Сорского , к 1509 г., когда между прп. Иосифом и Новгородским архиеп. св. Серапионом произошел конфликт, автор данного письма и Д. «оуже тогда много время» не жили в Волоколамском мон-ре (РГБ. Вол. Ф. 113. 661. Л. 131). С согласия прп. Иосифа оба инока покинули обитель между 1505 и 1508 гг. и поселились в разных пустынях среди «заволжских старцев», вблизи от Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В послании Нила (Полева) и в «Письме о нелюбках старцев Кириллова и Иосифова монастыря» сообщалось, что бывш. волоцкие монахи обнаружили среди «заволжских старцев» ересь, о чем в нач. 1509 г. сообщили при посредничестве прп. Иосифа властям. Однако в результате вмешательства влиятельного при дворе Вассиана (Патрикеева) , покровительствовавшего нестяжателям , Д. и Нил (Полев) из обвинителей превратились в обвиняемых. Они были арестованы, подверглись наказанию, пустыни, где они жили, были сожжены. Бывш. волоцких монахов поместили в Кириллов Белозерский мон-рь, где они, по словам прп. Иосифа, «в велицей нужи многи скорби претерпеша» (Послания. 1959. С. 367-368).

http://pravenc.ru/text/178380.html

После того как священник подтвердил достоверность сведений, по настоянию Вассиана (Патрикеева) его подвергли пытке, после к-рой он скончался. Под влиянием инока Вассиана вел. князь «опалился» на Дионисия и Н., велел сжечь их пустыньки, а их самих заточить в Кириллов Белозерский мон-рь. Г. М. Прохоров считает, что доносительство изначально являлось главной целью пребывания Дионисия и Н. в заволжских скитах ( Прохоров. 1988. С. 131). Но этому предвзятому выводу противоречат свидетельства Н. и автора «Письма о нелюбках...». Н. и Дионисий вынуждены были остаться в заволжских скитах. Хотя Нил Сорский доброжелательно относился к Н., большинство обитателей скитов к ученикам Иосифа Волоцкого были настроены враждебно. В заволжских скитах могли находиться лица, причастные к ереси жидовствующих (см. Жидовствующие ), к-рым покровительствовали старцы Кириллова мон-ря. Можно предполагать, что эти события имели место в разгар полемики Вассиана (Патрикеева) против Иосифа Волоцкого, т. е. в 1511-1512 гг. ( Алексеев. 2014. С. 239-247). По словам Н., он «в велицей нужи многи скорби претерпеша». Во время написания посланий старцу Герману (Подольному) летом 1509 г. Н. и Дионисий еще не были в заточении, следов., опала имела место между летом 1509 и 1512 гг. Не позднее 1512 г. Н. уже был в Иосифовом мон-ре ( Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. Прил. С. 9.). Н. удалось вывезти из заволжских скитов неск. рукописей, переписанных Нилом Сорским. Это рукописи РГБ. Вол. 630, Троиц. 684 и МДА. 207, а также ГИМ. Епарх. 349 и РНБ. Солов. 326/346. Все они были переданы в Иосифов мон-рь в качестве вкладов об упокоении душ усопших родственников Н. Три сборника (РГБ. Вол. 507; 630; РНБ. Солов. 326/346) снабжены сходными вкладными записями: «В лто 7022. Написана бысть книга сиа съборник в обитель Пречистыа Богородица честнаго и славнаго ея Успениа, в строение преподобнаго отца нашего Иосифа, еже есть близ Волока Ламьскаго, и дана бысть иноком Нилом Полевым по трех душахь, написати их по преставлении в списокь повседневной: Ксению, инока Марка, инока Нила.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Просветитель есть перевод слова Lucidarius, Elucidarium. Слово это употреблялось у нас и без перевода. В западной литературе им обычно обозначались сборники статей, разрешавших космографические, астрологические и всякого рода замысловатые вопросы. Луцидариус был переведён у нас с латинского 5 и Максим Грек писал против его содержания. В числе рукописей Московской епархиальной библиотеки находится автограф Просветителя: рукопись в 4-ку, написана небрежно полууставным почерком, каким написаны и другие собственноручные тетради Иосифа. Есть несколько полных списков этого сочинения, близких по времени к Иосифу, но самое большое их число относится к XVII и XVIII столетиям. Просветитель издан Казанской духовной академией в приложен к журналу Православный Собеседник за 1857 год. Издание сделано по трём рукописям Соловецкой библиотеки, двум Московской духовной академии, по рукописи, принадлежавшей митрополиту Григорию и некоторым другим. Рукописи эти второй половины XVII и первой половины XVIII века, за исключением одной Соловецкой за 326, современной Иосифу, и данной монастырю его иноком Нилом Полевым, в 7022 (1514) году, как это видно из надписи 6 . Две рукописи Императорской Публичной библиотеки, из древлехранилища Погодина сверены мною с печатным изданием Просветителя. Текст одной из них, за 1135, тот же, что и взятый за основание в издании; в другой же рукописи, за 1134, иногда встречаются те же варианты, какие означены в примечаниях и взяты из рукописи митр. Григория. Вообще разница в текстах Просветителя незначительная. Много есть и неполных списков Просветителя. Сказание и первые десять слов находятся в рукописи Имп. Публ. библ., F. I, 229 (Толст., отд. I, 299); оно же и первые десять слов в рукописи той же библиотеки, Q. I,259 (Толст., отд. II, 272), Слова 8-е, 9-е и 10-е включены в сборник XVI века Миротворный круг, потому что содержание их имеет прямое отношение к содержанию всей рукописи. Сказание было напечатано впервые, но не полностью, в Древней Российской Вивлиофике, т. XIV, стр. 128–146. В рукописях оно встречается и отдельно от слов, как например, в рукописи Импер. Публ. библ., Q. XVII, 18 (Толст., отд. II, 175, л. 439).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Досифей (Топорков), 12 - игум. Евфимий (Турков), 13 - старец Фотий, 14 книг - Нил (Полев). Среди первых писцов, участвовавших в переписке книг, были Герасим Поповка, монахи Геласий (Суколенов), Герасим (Замыцкий) , Тихон (Зворыкин), Ферапонт (Обухов), Варлаам (Кривошеин), Иоанн (Пищулин), Симеон Пустынник, Ефрем Тверитин, Исаия Белый. Старец Нил (Полев) был известным каллиграфом и некоторое время провел в заволжских скитах, работая над сборниками житий греч. святых совместно с прп. Нилом Сорским. Результатом этих трудов стали 3 рукописи (сборники), вывезенные прп. Нилом с Белоозера и в 1513-1514 гг. вложенные в виде вклада в И. В. м. Т. о. в обители оказались 2 тома «Соборника» прп. Нила Сорского (ГЛМ. РОФ 8354. 14 и РГБ. Вол. 630) и один из ранних списков «Просветителя» и краткой редакции Устава прп. Иосифа (РНБ. Солов. 326/346) ( Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 37-54). Вероятно, один том «Соборника» иосифляне дописали: они подобрали слова и поучения, подкреплявшие идеологическую концепцию прп. Нила ( Лённгрен Т. П. «Соборник житий» в лит. наследии Нила Сорского: (На мат-ле автографа, хранившегося в Волоколамском монастыре)//Palaeoslavica. Camb. (Mass.), 1999. Vol. 7). Др. автограф прп. Нила Сорского обнаружен в сборнике Дионисия Звенигородского (ГИМ. Епарх. 51. Л. 173-180 об.; Шевченко Е. Э. Неизвестный автограф Нила Сорского//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 913-919). В 20-х гг. XVI в. сборники, вложенные Нилом (Полевым) в 1513-1514 гг., были взяты в Москву, где писцы митрополичьего скриптория изготовили их копии ( Клосс. 1980. С. 86). Мон. Досифей (Топорков) в И. В. м. редактировал Русский хронограф 1512 г. (сохр. в извлечениях и переработке в списке РГБ. Вол. 583; сведения об авторстве - ГИМ. Увар. 356) и написал предисловие к нему - «Изложение о истинней и православной вере». Возможно, в обители он редактировал и Хронику Георгия Амартола ( Анисимова Т. В. Криница «переводу» Досифея Топоркова?: (В сб. МГАМИД сер.- 3-й четв. XVI в.)//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/673721.html

В нашем распоряжении есть факты, свидетельствующие об известности текстов «Книги на еретиков» в округе Белого озера. Важнейшим аргументом знакомства «заволжцев» с текстом «Книги на еретиков» является «Ответ кирилловских старцев», в котором опровергаются аргументы Иосифа о необходимости казнить еретиков, известные нам по тексту 13го Слова. Вовторых, это переписанный руками Нила Сорского и Нила Полева список «Книги» РНБ, Солов. 326/346. Втретьих, это Послание иконописцу, адресованное Дионисию, выполнявшему росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря в августе-сентябре 1502 г.. Вчетвертых, это факт использования проживавшим в заволжских скитах Нилом Полевым в своем Послании старцу Герману текста из 12го Слова «Книги на еретиков». Полагаем, что пятым фактом в этом ряду является след знакомства проживавшего в Ферапонтовом монастыре опального киевского митрополита Спиридона-Саввы со «Сказанием о новоявившейся ереси», отразившийся в «Изложении о вере». Таким образом, соловецкий список, в состав которого не вошли Слова 12е и 13е, является свидетельством принципиально различных позиций Иосифа и Нила по отношению к еретикам. Какие же полемические памятники мы можем считать относящимися к периоду спора между преподобными Нилом и Иосифом? 5 . Вопрос о полемических сочинениях «нестяжателей» является одной из дискуссионных тем. Бесспорно, что «Ответ кирилловских старцев» и «Слово о еретицех» написаны в опровержение аргументов Иосифа, содержащихся в 13м Слове. Так же бесспорно, что следы полемики с мнением кирилловских старцев содержатся в Иосифовом «Послании о соблюдении соборного приговора». Из текста «Ответа» и «Слова» следует, что они написаны после церковного собора, осудившего еретиков на казнь в декабре 1504 г. В «Послании» содержится указание на дату написания – 1505 г. Следовательно, к 1505 г. полемика по вопросу о еретиках была в полном разгаре. Однако, имеется еще один текст, который мы считаем возможным отнести к более раннему времени. Главным вопросом, которым задавался неизвестный адресат Послания, являлся вопрос о причинах Божьего долготерпения в отношении еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В СНС вошли известные Жития греческих святых. Нил сам составил этот сборник, отредактировал и переписал. Этот объемный труд великого старца дошел до нас в автографе: РГБ, Волок. 630; ГЛМ, РОФ 8354, 14; РГАДА, ф. 1192, оп. 2, 564. Л. 1318 об.; РГБ, ТСЛ, 685. Правдоподобно, что над сборником Нил трудился приблизительно в течение последних 20-ти лет жизни (14881508). СНС появился намного раньше Великих Миней Четьих (далее – ВМЧ), но о том, что до ВМЧ на Руси уже был такой основательный труд, в литературе не упоминается, ссылок на СНС нет. Однако не вызывает сомнения, что, как во время создания ВМЧ, так и позже, СНС был известен, признавался авторитетным и пользовался большой популярностью, о чем может свидетельствовать его существование в многочисленных поздних списках: РНБ: Кир. Бел., 23/1262; Кир. Бел., 141/1218; ГИМ, Увар. 17; РГБ: ТСЛ, Волок. 685 и др. Но особое признание СНС получил в Иосифо-Волоколамском монастыре: два тома СНС дошли до нас в составе библиотеки этого монастыря (РГБ, Волок. 630; ГЛМ, РОФ 8354, 14; РГАДА, ф. 1192, оп. 2, 564. Л. 1318 об.) и один – Троице-Сергиевой лавры (РГБ, ТСЛ, 685). Согласно вкладной записи, оба волоколамских тома были положены в монастырь одним из лучших учеников Иосифа Волоцкого Нилом Полевым в 1514 г.. Тогда же Нил Полев положил в этот монастырь и Устав Иосифа. Важно подчеркнуть, что вклад всех этих книг Нилом был сделан при жизни Иосифа. Митрополит Макарий, отличавшийся большой начитанностью и имевший тесные связи с Волоколамским монастырем, не мог не знать о существовании СНС, но при составлении ВМЧ (в основу которых были положены материалы уже существовавших миней) этот труд великого старца Нила не принял во внимание. Известно, что Макарий стремился к соблюдению стилистической унификации и не позволял включать в ВМЧ произведения, не соответствовавшие его требованиям. Однако кажется крайне маловероятным, что соответствующий строгим агиографическим канонам, выдержанный в одном стиле СНС мог быть отвергнут Макарием по такой причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Две рукописи были вложены в Нило-Сорский скит соловецким старцем Александром по душе его брата священноинока Макария. Периодом наибольшей активности духовных связей этих обителей была первая половина XVI в., что связано в первую очередь с деятельностью Феодорита (наиболее известного в качестве просветителя лопарей) и игумена Филиппа (Колычева), убитого по приказу Ивана Грозного. В первой четверти XVII в. на Беломорье вновь обращаются к идеям великого заволжского старца, что обусловлено, видимо, возрождением скитнического подвижничества и основанием Анзерского скита. Общеизвестно, что начало книгописанию в скиту положил сам преподобный Нил Сорский . Написанные им тексты были обнаружены в рукописях постриженника Иосифо-Волоколамского монастыря Нила Полева, который, включив автографы заволжского старца в свои Сборники, в 1514 г. вложил их в Иосифо-Волоколамский монастырь на помин своей души. Как известно, вместе с Нилом Полевым подвизался в Белозерских обителях другой постриженник волоколамского игумена – Дионисий Лупа, принадлежавший к роду звенигородских князей. На основании сравнения почерков Сборника, написанного Нилом Сорским , и Сборника, принадлежавшего Дионисию Звенигородскому, можно сделать вывод о написании некоторых листов Сборника волоколамского инока также заволжским старцем. Удалось установить и некоторые другие почерки иноков скита. Сейчас среди писцов пустыни можно назвать такие имена, как Герасим по прозвищу Глупой, или Скудной, Козьма Холмогорец и Иоасаф Коровка. В ряде манускриптов отождествляется почерк Герасима Лешницкого, скитского инока 30х гг. XVII в., и Герасима Новгородца, переписывавшего книги в конце того же столетия. Изучение рукописей позволяет определить не только репертуар произведений, бытовавших в среде иноков пустыни, но и выявить новые сочинения монахов этой обители и установить авторство некоторых произведений. Так, в Сборнике, написанном Герасимом Новгородцем, были помещены даже духовные стихи, вероятно, им и сочиненные. Возможно, им же был составлен и Канон преподобному Нилу, наличие которого отмечено в передаточной описи XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Псалтири с восследованием рубежа XV и XVI вв., переписанные Герасимом (Замыцким) и Герасимом Чёрным (РГБ. Вол. 152; ГИМ. Епарх. 90), отражают особенности «Псалтыри митр. Киприана» 1-й четв. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 142), хранившейся в Троице-Сергиевом мон-ре. Сборник 20-х гг. XVI в. (РГБ. ТСЛ. Фунд. 686) содержит старший список сокращенной редакции Жития деспота Стефана Лазаревича, созданной, вероятно, в И. В. м., а Жития св. кор. Стефана Дечанского и еп. Илариона Мегленского восходят вероятно к сборнику РГБ. Вол. 655. Краткие летописцы обители свидетельствуют о тесных связях с Боровским мон-рем ( Дмитриева. 1974. С. 223-225). Один из ранних списков «Просветителя» (РНБ. Солов. 326/346) был не позднее 1508 г. переписан прп. Нилом Сорским и Нилом (Полевым) в Сорской пуст., что позволяет говорить о тесных контактах между учениками преподобных Иосифа и Нила Сорского. Изучение индексов истинных и ложных книг, которые переписывались в И. В. м., позволило проследить заимствование и обогащение кирилловской книжной традиции иноками обители. Отмечены лит. контакты братии И. В. м. и Павлова Обнорского мон-ря ( Грицевская И. М. Индексы истинных и ложных книг в Волоколамском мон-ре//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 494-504; Пигин. О литературных контактах. 2006. С. 99-104). А. А. Зимин отмечал, что «помимо развития взглядов Иосифа Волоцкого в самостоятельных произведениях его последователей, в сборниках сер. XVI в., вышедших из-под пера монахов Волоколамского монастыря, помещались произведения и постановления Соборов, которые были направлены на защиту монастырского землевладения» ( Зимин. Крупная феод. вотчина. 1977. С. 276). В этих рукописях находятся: трактат прп. Иосифа в защиту монастырских имуществ (РГБ. Муз. 1257. Л. 264-297), «Соборный ответ» 1503 г. (РГБ. Вол. 514. Л. 426-433), «Ответ» Макария, обосновывающий право мон-рей владеть селами (РГБ. Муз. 1257. Л. 154-178), постановления Стоглава (РГБ. Вол. 517. Л. 206-209), «Слово кратко», отстаивавшее неприкосновенность монастырских владений (РГБ.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Там, как говорит «Письмо о нелюбках», они «в велицей нужи многи скорби претерпеша»; Нил Полев рассказывал потом: «Егда, рече, был в велицей нужи и молихся со слезами и вспомянух, яко без благословения изыдох от отца Иосифа…» 71 . (Значит, это, действительно, была уже вторая поездка его в Белозерье). Пребывание его с Дионисием Звенигородским в Кирилло–Белозерском монастыре не было продолжительным: приблизительно в 1511–1512 гг. по приказу того же великого князя они вернулись в Иосифов Волоколамский монастырь. Как Нил Полев сумел при этом похитить и увезти с собой из КириллоБелозерской и из Нило–Сорской библиотек целый ряд ценнейших книг, в том числе сочинения и автографы Нила Сорского , среди которых – отредактированный и переписанный Нилом Сорским трехтомный «Соборник», о котором мы говорили, это загадка. На протяжении 1512–1514 гг. Нил Полев передавал эти книги, наряду с деньгами, в Иосифов Волоколамский монастырь в качестве платы за будущие посмертные молитвы о нем и его близких 72 . В «Соборнике» РГБ, Волоколамское собр., 630 (л. 1), к примеру, можно прочесть характерную для него запись: «В лето 7022 написана бысть книга Съборник въ обители Пречистыа Богородица, честнаго и славнаго ея въ преподобнаго отца нашего еже есть близ Волока Ламьскаго, и дана бысть иноком Нилом Полевым по трех душахь, – написати их по въ списокъ повседневной: инока Марка, инока Нила. […] Вдали есмя по себе осмь книгъ от списка повседневнаго и три рубли денегъ на три сорокоусты…» 73 . Читая ее, можно подумать, что книга была написана в 1513–1514 гг. в Иосифовом Волоколамском монастыре. Литературу о Ниле Сорском см. в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» 74 , а также в книге Е. В. Романенко 75 , где прослежена история изучения творчества Нила Сорского и история его скита после его смерти, причем показано, что благодаря инициативе Вассиана Патрикеева уже в 1515 г. Нило–Сорский скит начал получать от великого князя государево обеспечение. Первый русский писатель–исихаст преподобный Нил Сорский представляется мне фигурой «серебряного века» в истории древнерусской духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

1438 Некоторые сведения об этом монастыре можно получить в Истории Российской Иерархии Амвросия см. ч. II, Москва 1811, стр. 608–609. 1440 л. 221. Срав. препод. отца нашего Иоанна игумена Синайского, Лествица и слово к пастырю. М. 1851. 383. Цитат взят из слова Лествичника к пастырю. 1443 Временник Императорск. Москов. Общ. Истории и Древн. Российск. книга 10. Родословная книга, 156. 245. 1444 В Рукописи. Сборник Московск. Епарх. библиотеки при Высокопетровском монастыре из собрания Волоколамского монаст. (не разборчиво) XVI в., когда то принадлежавшем Дионисию, на последнем листе сохранилась надпись: «Сборник Дионисия Лупы Звенигородскаго». 1445 Житие преподобного Иосифа Волоцкого , составленное неизвестным, изд. Новоструевым. Чтения в Обществе Люб. дух. просвещения за 1865 год. Приложение. Отрывки из него напечатаны в прибавлениях к Творен. св. Отец в русском переводе, – Часть X, 522–524, в статье «Отношения иноков Иосифова – Волоколамскаго и Белозерскаго монастырей». 1446 Из описи книг Иосифова монастыря видно, что Дионисию Звенигородскому принадлежали некоторые книги, писанные самим митропол. Даниилом, или ему когда-то принадлежавшие. Чтения в Общ. Ист. и Древн. 1847 г. 7 стр. 8. 1448 Рукопись Москов. дух. Акад. (не разборчиво) л. 128–149. Выдержки из них сделаны в статье «Отношения иноков Волоколамскаго и Белозерскаго монастырей». Прибавл. к Творен, св. Отцев, часть X, 524–526. Два послания Нила Полева изданы мною в журн. Министерства Народного Просв. 1881 г. Август. 1451 Архимандрит Леонид в своей статье «Село Полево и его владельцы» утверждает, что Нил Полев возвратился в Иосифов монастырь в 1514 году, а относительно Дионисия Звенигородского здесь говорится, что он жил в опале в Кирилловом монастыре до 1519 г. К сожалению, в статье нет указаний на фактические данные, на основании которых автор делает свои показания. (Чтения в общ. истор. и древностей 1872 г. кн. IV, 12–14). В отношении Нила Полева о. Леонид близок к истине. Действительно в библиотеке Иосифова Волоколамского монастыря находятся не мало рукописей с надписью, что они пожертвованы были в монастырь Нилом Полевым или в 7022 (1514) году, (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010