Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † кон. 1538, Иосифов Волоколамский мон-рь), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил. Д. был 4-м сыном волоцкого землевладельца кн. Василия Глебовича Звенигородского (не Владимира Глебовича, как ошибочно пишут А. А. Зимин , Р. П. Дмитриева и др.; ср.: Бычкова. 1986. С. 39). Семья Д. была тесно связана с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем , ее представители известны как вкладчики обители. В 1503 г. в синодик Волоколамского мон-ря были записаны родители Д., возможно, его отец принял там постриг с именем Адриан (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 162). Д. был пострижен в монашество прп. Иосифом. В Волоколамском мон-ре инок сблизился с буд. митр. Даниилом и мон. Нилом (Полевым) , к-рый, как и Д., происходил из боярского рода, служившего в Волоколамском уделе. Иноков объединял интерес к истории и книгам. В нач. XVI в. в актах, связанных с хозяйственной деятельностью Волоколамского монастыря, имя Д. не встречается, нет сведений и о его денежных или земельных вкладах в обитель. Согласно посланию Нила (Полева) к кирилло-белозерскому мон. Герману (Подольному), ученику прп. Нила Сорского , к 1509 г., когда между прп. Иосифом и Новгородским архиеп. св. Серапионом произошел конфликт, автор данного письма и Д. «оуже тогда много время» не жили в Волоколамском мон-ре (РГБ. Вол. Ф. 113. 661. Л. 131). С согласия прп. Иосифа оба инока покинули обитель между 1505 и 1508 гг. и поселились в разных пустынях среди «заволжских старцев», вблизи от Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В послании Нила (Полева) и в «Письме о нелюбках старцев Кириллова и Иосифова монастыря» сообщалось, что бывш. волоцкие монахи обнаружили среди «заволжских старцев» ересь, о чем в нач. 1509 г. сообщили при посредничестве прп. Иосифа властям. Однако в результате вмешательства влиятельного при дворе Вассиана (Патрикеева) , покровительствовавшего нестяжателям , Д. и Нил (Полев) из обвинителей превратились в обвиняемых. Они были арестованы, подверглись наказанию, пустыни, где они жили, были сожжены. Бывш. волоцких монахов поместили в Кириллов Белозерский мон-рь, где они, по словам прп. Иосифа, «в велицей нужи многи скорби претерпеша» (Послания. 1959. С. 367-368).

http://pravenc.ru/text/178380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (ок. 1492? - 22.05.1547, Иосифов Волоколамский мон-рь), митр. Московский и всея Руси (27 февр. 1522 - 2 февр. 1539). Происходил из Рязани (по Житию прп. Иосифа Волоцкого (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 491) и по «Выписи о начале Волоколамского монастыря», Д. имел прозвище Рязанец). Род Д. записан в Волоколамском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.). В него включены имена Рязанских епископов Симеона (1481-1496) и Леонида (Протасьева ; 1573-1586), к-рые, возможно, были его родственниками. Е. Е. Голубинский высказал правдоподобное предположение, что, поскольку Д. «не имел родовой фамилии... он был не из бояр, а из простых» ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Пол. 2-я. С. 701). По мнению А. А. Зимина , Д. происходил, вероятно, «из среды посадских людей Рязани» ( Зимин. Крупная феод. вотчина. С. 99). Ранее 1513/14 г. Д. стал монахом Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Д.- игумен Иосифова Волоколамского монастыря Запись рода Даниила, митр. Московского, в Волокаламском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.) Запись рода Даниила, митр. Московского, в Волокаламском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.) Согласно Житию прп. Иосифа, написанному Крутицким еп. Саввой (Чёрным) в 1546 г., незадолго до смерти прп. Иосифа братия Волоколамского мон-ря избрала игуменом Д. как «старца, любяй нищету, и пребываа в трудех, и в посте, и в молитвах, и не любя празнословиа» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 491), при этом предполагавшего перейти в др. мон-рь на игуменство. Согласно данному Житию, прп. Иосиф, призвав избранного братией Д., благословил его, «и по совету и велению державнаго царя великаго князя Василиа Ивановичя всея Русии съверши его пресвященный Варлам, митрополит всея Русии. Преподобный же чясто его к себе призываа, и уча, и наказуя, како о братии попечение имети, и всем братиям отказа, веля им приходити на духовне к игумену Даниилу» (Там же. Стб. 492). О назначении Д. прп. Иосифом своим преемником говорится и в др., анонимном, Житии прп. Иосифа (ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 43, 46). Запись Нила (Полева) 1513/14 г. в списке Евангелия, данном им вкладом в б-ку Иосифова Волоколамского мон-ря (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1), также свидетельствует, что Д. фактически возглавил обитель еще при жизни прп. Иосифа (в записи Нил обращается к «игумену Даниилу, отцу нашему духовному, и всем соборным старцем»).

http://pravenc.ru/text/171216.html

Примерно в середине XV в. происходит первый из упомянутых кризисов в жизни христианской культуры (но, конечно, не веры!) на Руси. Причин тому можно назвать много, я назову две: во–первых, в это время происходило, как некогда в Римской империи (т. е. очередное) отождествление «церковности» и «государственности», в данном случае – складывающейся великорусской, отныне династической, государственности. Мечты о сохранении или воссоздании «всея Руси» оказывались – это делалось тогда ясным – несбыточными. И во–вторых, это – падение Константинополя, остатка православной Римской империи. Вместе с этим оканчивалось столетие в высшей степени продуктивной работы монахов–книжников, переводчиков, переписчиков и переносчиков книг, по сути дела давших Руси международную, «наднациональную» книжную культуру. Исихастская учительная литература – упомянутые уже сочинения Иоанна Синайского, Лествичника, Исаака Сирина , Григория Синаита и пр. – была лишь частью этой богатой культуры. Но частью очень важной – научающей человека свободе от власти Момента с его страстями и радости прикосновения к Вечному с Его любовью. Монашеское движение XIV – начала XV в. можно, на мой взгляд, назвать «исихастским» потому, что оно духовно питалось этой переводной литературой. А около середины XV в. наследники зачинателей этого движения интерес к «исихастской» литературе в значительной мере потеряли. Человек, обнаруживавший в себе тягу к духовной жизни в это время, около середины XV в., как Нил Майков, будущий Сорский, должен был видеть происходившую тогда смену эпох и оказывался перед выбором: либо «плыть по течению», несущему к полной интеграции русской церковности и великорусской государственности, либо начинать собственное «движение сопротивления». 2 «Письмо о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» 7 , составленное в 30–40–х годах XVI в. со слов монахов–иосифлян Нила Полева и Дионисия Звенигородского, называет Нила «по реклу» Майковым, а из хроникальных заметок одного из его учеников и корреспондентов, Германа Подольного, знаем, что у Нила был брат Андрей, по–видимому, его старший, скончавшийся на пять лет раньше его (в конце 1502 – начале 1503 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

В отличие от митр. Даниила и Нила (Полева) Д. был собирателем, но не переписчиком книг. Сборник, содержащий сочинения прп. Симеона Нового Богослова, для Д. переписал буд. митр. Даниил, Евангелие - буд. Суздальский еп. Симеон , Псалтирь с заставкой «в красках» и Требник - Иван Пищулин, Лествицу - Ефрем, тетрадь из сборника смешанного состава - дьяк Ф. Вараксин (ГИМ. Епарх. 348(502). Л. 326; КЦДР. С. 25, 29, 35, 73, 82, 184, 364). Ист.: Горский А. В. , прот. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского мон-рей в XVI в.: [Изд. ркп. письма XVI в.]//ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 506-507; Жмакин В. Нил (Полев)//ЖМНП. 1881. Т. 216. 8. С. 189-196; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 78-79. 121(459); С. 198. 177(557); Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113: Дополнительная опись к печ. описанию иером. Иосифа «Опись рукописей...» (М., 1882)/Рукописи обработаны Л. В. Тигановой, Н. Б. Тихомировым, Ю. А. Неволиным. М., 1972. 121(449). С. 69; 235(661). С. 153-154; Рукописные собрания Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 146; 1996. Вып. 3. С. 406; РИИР. Вып. 2. С. 42, 112; КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 10-12, 25-26, 29, 31, 34-35, 38, 62, 73, 80, 82-83, 85, 184, 207, 364, 366, 400. Лит.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 202-230; она же. Дионисий Звенигородский Лупа//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 191-192; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 72, 88, 114-115, 267-268; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: Очерки соц.-полит. истории. М., 1982. С. 205-207; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 108-109; он же. Избр. труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 334-335, 347. Примеч. 10; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Ист.-генеалогическое исслед. М., 1986. С. 39-44, 74, 75; Анхимюк Ю. В. Новообретенные рукописные книги из б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в.//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: Сб. докл. науч.-практ. конф., 30 окт. 1998 г. М., 1999. С. 74-76, 78-79.

http://pravenc.ru/text/178380.html

К конференции приурочено открытие выставки «Нило-Сорский скит в духовной культуре России». Экспозиция, подготовленная научным сотрудником ОР Е. Э. Шевченко, знакомит посетителей с творческим наследием преподобного Нила и его учеников и иллюстрирует значение Нило-Сорской пустыни в культурной жизни России вплоть до XIX столетия. Д. Гольдфранк (США, Университет Джорджтауна). Этапы и итоги полувековой истории исследований о Ниле Сорском и переводов его сочинений Началом современных научных исследований о Ниле Сорском можно считать труды двух выдающихся ученых: покойного Я. С. Лурье и Ф. фон Лилиенфельд (Fairy von Lilienfeld), – опубликованные в середине прошедшего столетия. Лурье осознавал необходимость пересмотра отношения Нила Сорского к современной ему русской Церкви: как к Иосифу Волоцкому и его сторонникам, так и к вопросу об инакомыслии и ереси. Лурье писал о родстве Нила с Иосифом на основании 4х фактов: оба прокляли всех еретиков в своих сочинениях (Нил – в своем Предании); Иосиф в своем «Сказании о новоявившейся ереси Новогородцкых еретиков» как бы представлял целый «иноческий же чин, иже в манастырех и иже в пустынех пребывающе»; он отправил двух пострижеников-книжников, Нила Полева и Дионисия Звенигородского, подвизаться с Нилом, и именно в иосифовском монастыре в XVI в. находились многочисленные списки сочинений Нила Сорского . Таким образом, Лурье построил основу для последующих новых трактовок Нила как церковного деятеля. Спустя несколько лет Ф. фон Лилиенфельд, несмотря на типичную для ее времени приверженность старой концепции коренных разногласий между Нилом и Иосифом, подвела научную базу под исследования исихазма Нила благодаря как точной идентификации многочисленных греческих источников, так и определению его места среди традиций православной иноческой духовности – с точки зрения не только содержания его сочинений, но и их жанров. Помимо этого, она сделала первый достоверный перевод сочинений Нила (включая приписываемые ему труды) на иностранные языки. Почти в это же время иезуит Д. Малони (G.Maloney), в своей диссертации 1963 г. и последующей монографии 1972 г., также проводит анализ исихазма Нила. Однако его переводы отрывков из так называемого Устава Нила Сорского были неточными, а отношение к заключениям Лурье – высокомерным и необоснованно презрительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Прп. Иосиф пытался защитить своих пострижеников, действуя через покровителей в великокняжеской думе. Д. и Нил (Полев) были оправданы, по-видимому, на Соборе 1509 г., где сторонники прп. Иосифа одержали победу над архиеп. Серапионом, к-рый был лишен кафедры. Об этом свидетельствует письмо Нила (Полева) Герману (Подольному): «Отець наш игоумен Иосиф, такоже и мы вси, его оученици и постриженици, благословлени и прощени от святых правил, потом же и от всего Собора Роуския митрополия такоже благословени и прощени... Како святые правила не благословили и отлоучили архиепископа Серапиона, а отца нашего Иосифа и всех нас разрешили и простили» (РГБ. Вол. 661. Л. 128 об.- 129 об.). Это послание Нила близко к письму прп. Иосифа великокняжескому казначею И. И. Третьякову-Ховрину, что дает основание относить их составление к одному времени. Поскольку в послании Нила упоминается пост, можно предположить, что тексты были написаны во время Великого поста 1510/11 г. ( Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//ДРИ. 1974. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 2. С. 160). В письме Нил называет Д. «старцем». Д. переписывался с митр. Даниилом, о чем свидетельствует ответ митрополита иноку, написанный в окт. 1528 г. в Москве (письма Д. Даниилу неизв.). Из послания митр. Даниила следует, что в это время Д. был насельником Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Отсюда он писал первоиерарху, «яко многа гонениа, и скорби, и напасти, и беды приидоша» на него, и просил совета о том, «како пребывати» (АИ. Т. 1. 293. С. 534). Через какое-то время Д. покинул Саввин Сторожевский мон-рь и вернулся в Волоколамскую обитель. Известен монастырский акт с его именем: в 1534/35 г. Д. упомянут в числе 3 старцев, от имени к-рых составлен документ, в грамоте на купленную Волоколамским монастырем у детей боярских В. М., Г. М. и Ф. М. Ржевских их вотчину - с. Никольское и дер. Мелехово «с пашенною землею, и с луги, и с лесом, и з болоты, и со всеми угодьи» в Сестринском стане Рузского у. (АФЗХ. Ч. 2. 142. С. 139). Благодаря грамоте выясняется, что Д. в монастырском соборе в период настоятельства игум. Нифонта (Кормилицына ; 1522-1543) занимал место выше, чем казначей Тихон (Ленков) и келарь Иларион.

http://pravenc.ru/text/178380.html

Учеником Д. был волоцкий инок Онуфрий (Исаков), владелец рукописи «Съборник Ануфрея Исакова, Денисьева ученика Звенигородского» (РГБ. Вол. 577. Л. 388 об., список кон. 90-х гг. XV в.; книга упом. в описи 1591 г.- КЦДР. С. 85). В кон. 1538 г. на ее последнем листе Онуфрий (Исаков) сделал запись о смерти Д. Учениками Д. также были монахи Волоколамского мон-ря Дионисий (Горбатый) из старомосковского боярского рода Кутузовых и Никон (в сер. XVI в. он дал вкладом в мон-рь Следованную Псалтирь с записью: «Псалтырь Никонава, Деонисья Звенигородцкаго ученика» - ГИМ. Епарх. 117(180). Л. 475, список кон. XV - нач. XVI в.). По мнению А. А. Зимина, сыновьями Д. были упоминаемые в источниках волоцкие иноки - Феодосий и Владимир Звенигородские (АФЗХ. Ч. 2. 36. С. 38; Зимин. 1977. С. 114. Примеч. 62). Однако в ряде родословцев сер. XVI в., в т. ч. и в родословной вставке в одном из сборников из б-ки Д., он отмечен как бездетный (РИИР. Вып. 2. С. 42; Бычкова. 1986. С. 75). После кончины Д. значительная часть его б-ки попала в казну Волоколамского мон-ря (в описях 1545, 1573 и 1591 указаны 18 рукописей, ранее принадлежавших Д.). В наст. время известны 7 книг из библиотеки Д.: Следованная Псалтирь (ГИМ. Епарх. 96(159), посл. четв. XV в.), Лествица с толкованиями - вклад Д. в Волоколамский мон-рь (РГБ. Вол. 459, 1-я четв. XVI в.), Слова постнические прп. Исаака Сирина (РГБ. Гранков. 53, кон. XV - нач. XVI в.), 4 сборника историко-лит. состава (ГИМ. Епарх. 348(502), 351(518), списки кон. XV - нач. XVI в.; 405(646), 20-е гг. XVI в., и РГБ. Вол. 661(684), кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в.). Подборка текстов в сборниках свидетельствует об интересе Д. к агиографии, к монастырским уставам (помимо сведений о Студийском уставе помещен Устав прп. Нила Сорского без указания имени преподобного), к церковному праву, а также к совр. полемическим произведениям (включены письмо Нила (Полева) к Герману (Подольному), послания прп. Максима Грека к Николаю Немчину и «на латину»). Сборники также содержат исторические тексты (о Др. Риме, Иудее, Персии и Македонии, повести о наводнении в Неаполе, землетрясении в Венгрии), родословие звенигородских князей, где подчеркивается их происхождение от вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича . Для Д. был характерен интерес к лит. новинкам: сб. ГИМ. Епарх. 405(646) включает «Прение живота с смертью» 3-й редакции - это один из ранних сохранившихся списков. Как установил Б. М. Клосс , Д. принадлежал старший и лучший список «Сказания о Мамаевом побоище» (РНБ. Q. IV. 22. Л. 19-90; эти листы были вырезаны П. М. Строевым из сб. РГБ. Вол. 661, где они находились между листами 428 и 429; см.: Клосс. 2001. С. 334-335). В описях книг Волоколамского мон-ря упоминаются и др. книги из б-ки Д., в т. ч. неск. сборников (КЦДР. С. 25, 26, 34, 35, 82, 83, 85).

http://pravenc.ru/text/178380.html

Молимжеся вамь господие наши и отци, прочитающеи книгу сию, и при живот нашемь и по смерти помяните вашу к нам послднюю любовь и помяните наша душа в святыхь ваших молитвахь. А дали есмя по себ осмь книг от списка повседневнаго и три рубли денег на три сорокоусты и чтобы Бога ради по нас по коегождо преставлении отпли без препуска 40 обдень и с понахидами, сирчь сорокоуст. Молимжеся с слезами и приказываемь сиа исправити по преставлении душь наших господину христолюбивому князю Арсению Голенину [и старцу Касиану], и старцу моему Ион Голов, и старцу Геронтию Рокитину, и надющиеся и о сеи любви от Господа Бога милости сподобитися» ( Клосс. 1974. С. 150). Н. был книжником и искусным писцом, в описях Иосифова Волоколамского мон-ря числятся 11 книг его «письма» и 6 книг, переданных им в монастырь в качестве вкладов (КЦДР. С. 25, 29, 31-34, 47, 50, 65, 72, 74, 79-81). В числе этих книг - Евангелие-тетр (РГБ. Вол. 39), в к-ром, однако, почерк Н. встречается только на вставных листах. Одно из Евангелий отличается дорогим оформлением: «Евангелие, писмо Нила Полева; заставицы на красках и слова прописаны золотом, застешки и спни медяные, поволока камочка черна ветха» (КЦДР. С. 47). Другая богато украшенная рукопись значится в описи: «Еуангелист Иван Богослов в осминку, писмо Нила Полева, да заставица и слово на красках, прописано золотом, поволока бархат дымчат, застешки заметные обычные» (Там же. С. 50). Н. написал Псалтирь «в четверть дести» (Там же. С. 29). Сборник творений аввы Дорофея и прп. Варсонофия Великого (РГБ. Вол. 476) обозначен как написанный Н., но, по наблюдениям Клосса, почерк принадлежит не ему ( Клосс. 1974. С. 153). Почерком Н. написана 1-я часть сборника творений св. Исаака Сирина (ГИМ. Епарх. 320/444). Второй сборник сочинений того же автора Н. лишь передал мон-рю в качестве вклада. Н. принадлежали Азбучный патерик и 2 «соборника», также переданные в мон-рь (КЦДР. С. 31, 81). Являлся вкладом Н. сборник, содержащий сочинение прп. Нила Синайского о 8 помыслах (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Почему же Иосиф не упоминает Даниила среди кандидатов в игумены? Возможно, преподобный, решительно боровшийся с уходами из монастыря, не одобрял желания Даниила перейти на игуменство в другую обитель и потому имел с ним непростые отношения . Кроме того, вполне вероятно, что преподобный Иосиф, как духовник братии, видел некоторые недостатки Даниила, такие как самолюбие и стремление к церковной карьере, и, имея в виду духовное здоровье последнего, не хотел предлагать его в игумены. Тем не менее, братия монастыря избрала именно Даниила. Точно неизвестно, что было тому причиной. Те достоинства, которые приписываются будущему игумену в его житии («любяй нищету и пребываа в трудех и в посте и в молитвах и не любя празднословия»), по верному наблюдению В.И. Жмакина, могли быть одинаково отнесены к любому хорошему монаху и тем более к монаху, избираемому в игумены. Из них можно заключить только то, что Даниил «по своим нравственным качествам представляет из себя образец хорошего, деятельного и исправного инока» . Но каковы были его личные качества? Что позволило ему так выделиться из числа прочих монахов? Несомненно, это его умственные способности. Блестящий писатель и публицист в будущем, Даниил наверняка проявлял большой интерес к книгам и знаниям уже в молодости. Он обладал тонким и достаточно гибким умом, прекрасной памятью. Впоследствии в своих сочинениях он приводил сотни цитат из Священного Писания и творений святых отцов, которые изучил еще в юные годы. По образованности и просвещенности Даниил был много выше большинства иноков Волоколамской обители. Кроме того, он имел и значительный духовный авторитет среди братии. В одном из списков Евангелия, данного вкладом в библиотеку Волоколамского монастыря, сохранилась запись (1513/1514) книжника Нила (Полева), в которой он обращается к «игумену Даниилу, отцу нашему духовному, и всем соборным старцем» . Не исключено, что еще при жизни преподобного Иосифа Даниил уже был одним из духовников монастыря. Выбор игумена Волоколамского монастыря не мог быть сделан без одобрения великого князя. Об этом говорит упомянутое нами послание Иосифа Волоцкого к Василию III с просьбой проследить за избранием будущего игумена монастыря. Но нет ни одного источника или даже косвенного свидетельства, которое указывало бы на знакомство и тем более благосклонность Василия III к Даниилу до избрания последнего в игумены. Поэтому сложно согласиться с теми историками, которые утверждают, будто Даниила назначил великий князь, да еще и после смерти Иосифа. Напротив, все имеющиеся сведения говорят о том, что Даниил был избран в игумены еще при жизни преподобного и решающую роль в этом избрании играл голос монастырской братии .

http://pravoslavie.ru/49574.html

Я. А. Ким. О некоторых особенностях письма рукописи Вологодского евангелия 14–15 вв. Б. М. Клосс. Новый автограф Нила Полева М. О. Чудакова. Неизвестный корректурный экземпляр сборника переводов Б. Л. Пастернака Новые поступления Рукописи, поступившие в 1975 г. в Собрание единичных поступлений (ф. 218) Рукописи, присоединенные к ранее поступившим архивам и коллекциям, и новые архивы Публикации План и черновой фрагмент рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 г.». Публикация Л. Д. Опульской Телеграмма Л. Н. Толстого к Н. Н. Макарову. Публикация Ю. П. Благоволиной Встречи с Л. Н. Толстым ( Из огнишенского дневника Цуриковых). Публикация А. Б. Сидоровой Письма Б. Н. Чичерина к А. А. Чичериной (урожд. Капнист) о встрече с Л. Н. Толстым в Ясной поляне. Публикация К. И. Бутиной Письма Н. И. Надеждина к М. П. Погодину. Публикация Л. А. Ирсетской Письма А. А. Краевского к В. П. Давыдову. Публикация К. А. Майковой Анфиса Федоровна Петерсон Список иллюстраций Указатель имен и названий Выпуск 40 Оглавление От редакции Статьи и обзоры С. М. Каштанов. По следам троицких копийных книг 16в. Е. П. Мстиславская. Архив и коллекция И. Е. Бецкого Ю. И. Герасимова. Н. Г. Чернышевский (Автографы Чернышевского и материалы о нем в фондах отдела рукописей) Новые поступления Рукописи, поступившие в 1976 г. в собрание единичных поступлений рукописных книг древней традиции Рукописи, присоединенные к ранее поступившим собраниям Рукописи, поступившие в 1976 г. в коллекцию единичных поступлений архивных материалов Новые архивы и рукописи, присоединенные к ранее поступившим архивам, Собрание рукописных книг И. К. Андронова Ярославское собрание рукописных книг Публикации Из переписки декабристов. Письма А. Е. Мозалевского, А. З. Муравьева, П. А. Муханова, П. Н. Свистунова и А. Н. Сутгофа к И. И. Пущину. Публикация Н. В. Зейфман Список иллюстраций Указатель имен и названий Выпуск 41 Оглавление От редакции Статьи и обзоры В. П. Козлов. К истории комплектования Румянцевского собрания русских и славянских рукописей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010