Письмо IV. Тому же, о печали по Богу Радуюсь и веселюсь, видя, что на всем протяжении письма печалится благословенный господин мой похвальной печалью, ибо знаю, что «печаль по Богу производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ) в тех, у кого все силы души сдерживаются страхом Божиим; печаль эта не позволяет душе уклониться от судов Божиих и противоестественно привязаться к тленному, через которое в небрежно проходящих путь этой жизни вселяется скверное смятение страстей, уготовляющее несчастный их ум на попадание в ловушки дьявола и делающее его, разумеется, учителем всякого зла, и противоестественно подчиняющее естественное действие беспорядочным порывам гнева и желания. Ведь обманутая душа, однажды привязавшись умной силой к материальному, весьма изобретательна и ловка только в изыскании всякого зла. Поэтому я ночью и днём непрестанно молюсь, хоть и обременён множеством прегрешений, чтобы не утратил благословенный господин мой эту спасительную печаль, воистину суровую повелительницу страстей, добродетелей же – благородную и славную мать, и, ею хранимый, отразил скверное жало греха. Никто ведь, заключивший её в глубине сердца, не поражается до конца стрелами дьявола. Никто, незримо почитающий её в душе, не боится многообразных нападений демонов. Никто, избрав общение с нею, никогда не привязывается к видимому. Никто, чья жизнь отмечена её печатью, не оскверняется грязью тленного. Никто, неразрывно связав с ней рассуждение, не позволяет своим чувствам беспорядочно увлекаться недолжным. Никто, напитав ею душу, не может считать себя лучше другого – напротив, скорее поверит, что и по именованию, и по сути хуже всякого человека. Никто, препоясав ею свой ум, не уклоняется от мышления о Божественном. Никто, полностью сочетавшись с нею, не нарушит правила благочестивой жизни. Созидает её Дух Святой, входя в сердца достойных. Её одну почитаю я родительницей радования в Царствии Небесном. Ибо Божественное, несомненно, семя есть печаль по Богу, произрастающее в зрелый плод радости вечных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

По внешнему виду – это был тесный кружок мужей галилейских, которых все знали ( Деян.2:7 ). Но по внутреннему характеру, – по присущей и видимо действующей благодати Божией, – это было новое, зарождавшееся общество, доселе неслыханное и невиданное, ни у Иудеев, ни у язычников, – чудное и необыкновенное, полное силы и духа. Окружавшие это общество изумлялись чудесам Апостолов, дивились дерзновенной речи этих «некнижных и простых людей»; – но более всего дивились простоте нрава 1 и братской любви этого общества. Братская любовь, выражавшаяся в общении, не в молитвах только и не в учении, но и в жизни 2 , глубоко лежала в основе этого общества: у верующих все было общее, и они жили единодушно. Вот как описывает св. Златоуст внутренний строй общества первенствующих христиан и отношения членов его между собою. «Отказывались», говорит он, «от имуществ и радовались, и велика была радость: потому что приобретенные блага были гораздо больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враждовал; не было гордости, не было презрения: все как дети принимали наставления, все были, как новорожденные. Но зачем я говорю в темном образе? Помните, как все были скромны, когда Бог поколебал наш город? В таком же точно состоянии находились тогда они: не было коварных, не было лукавых. Не было холодного слова: мое и твое; поэтому была радость при трапезе. Никто не думал, что естъ свое; никто не думал, что есть чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братии. Ни бедный не стыдился, ни богатый не гордился: вот что значит – радоваться. И тот считал себя облагодетельствованным и чувствовал, что он больше пользуется благодеяниями, и эти находили в том свою славу; и все были крайне привязаны друг к другу... Кто же людей с такими чувствами не полюбил бы, как общих отцев? Никакого зла не замышляли они друг против друга, и все предоставляли благодати Божией». 3 И они «были любимы и достойны любви». Они имели, говорит св. еванг. Лука, благодать у всех людей ( Деян.2:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Святитель Афанасий Александрийский толкует: «Мне предан человек как Врачу, чтобы уврачевать его от угрызения змия, предан как Жизни, чтобы воскресить его мертвого, предан как Свету, чтобы просветить его тьму». «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин. 16:15 ). «Христос говорит так сообразно с целями домостроительства, воздавая почтение Отцу» (Е. Зигабен). Господь говорит как бы так: чему тут дивиться, что Я – Владыка и Господь всего? Я имею и нечто большее. Люди могут соблазняться Моим убогим видом, могут мне не верить, потому что они не знают Меня.  И НИКТО НЕ ЗНАЕТ СЫНА , никто из сотворенных существ, ни люди, ни Ангелы, не знают, Кто есть Сам в Себе, в Божественном Существе Своем, Сын,  КРОМЕ ОТЦА , это знает один Отец Мой, Мне единосущный; и те, которые думают, что Я оскорбляю Бога, когда именую Себя Сыном, Ему единосущным, сами не знают Моего Отца;  И ОТЦА НЕ ЗНАЕТ НИКТО , КРОМЕ СЫНА , – Отца, живущего в свете неприступном, никакое существо не может постигнуть и познать вполне, кроме Сына, от вечности сущего в лоне Отчем. Никто не имеет об Отце такого знания, какое имеет о Нем Сын. Святитель Кирилл Александрийский так толкует слова Господа: «Мы имеем равное знание: Я знаю Отца, знаемый Отцем, и Отец знает Меня и знаем Мною. Но вся тварь лишена такого Нашего знания, ибо как можно ей, не причастной Нашему естеству, участвовать в этом знании? Впрочем, некоторые получают слабое некое созерцание, ибо Я, сколько возможно, открываю тем, кому хочу, знание об Отце». «Видишь, – говорит блаженный Феофилакт, – у Отца и Сына сила одна, потому что открывает и Отец и Сын. Так Он показал Свое совершенное равенство с Отцем». «Господь, – замечает святитель Златоуст, – не разумеет здесь какого-то неведомого Бога, Который никому не открыл Себя, но прикровенным образом показывает невозможность полного о Нем познания, ибо мы и Сына не знаем так, как должно знать. Об этом ясно говорит Павел: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» ( 1Кор. 13:9 ). Заметь же и то, когда Он говорит это: когда они получили доказательство силы Его из самых дел, когда не чудодействующим только Его видели, но и сами, во имя Его, могли производить такие чудеса. Потом, когда говорит: «и открыл то младенцам», показывает, что и это – Его же дело, ибо – «Отца не знает никто, – говорит Он, – кроме Сына»,  И КОМУ СЫН ХОЧЕТ ОТКРЫТЬ . Бог вполне открывает Себя человеку, насколько сам человек это откровение вместить может, но открывает в Сыне и через Сына; а чтобы познать Его в Сыне, нужно верой в Него и любовью к Нему привлечь к Себе благодать и благоволение Самого Сына. Сын хочет всякому человеку открыть Отца, но для этого нужно, чтобы человек сам был способен и достоин принять такое откровение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1. При устроении человеческих дел, иногда требуется наставление, а иногда приказание. Если бы, поэтому ты стал при­казывать там, где следует учить, то ты был бы достоин посмеяния. И наоборот, если бы ты начал учить там, где нужно приказывать, то случилось бы с тобою то же самое. Например: что не должно быть злым, этому следует не учить, а приказывать и запрещать с особенною силою; равно как и то следует приказывать, что не нужно придерживаться иудейских заблуждений. Если же ты намереваешься говорить о том, что должно раздавать имение, что должно хранить девство, или если думаешь беседовать о вере, то в таком случае необходимым становится учение. Поэтому и употребляет Павел оба эти выражения: «проповедуй и учи». Например, если кто носит привески или что-нибудь подобное и делает это, зная, что это зло, то в таком случае нужным бывает одно только приказание; а когда, не зная того, – наставление. «Никто да не пренебрегает юностью твоею», – говорит. Видишь ли, что священник должен и приказывать и говорить с властию, а не все учить? Так как юность вследствие общего предрассудка некоторым образом сделалась чем-то легко презираемым, то (апостол) и гово­рит: «Никто да не пренебрегает юностью твоею». Учитель не должен находиться в пренебрежении. Где же (обнаружит он) скром­ность, скажешь ты, где кротость, если никогда не испытает пренебрежения? В тех вещах, которы лично его касаются, пусть он подвергается пренебрежению и пусть переносит его, – таким образом, долготерпение содействует успеху учения; а в том, что касается других, – нет, потому что это уже будет не кротость, но равнодушие. Когда он мстит за обиды, нанесенные ему, или за злословие, или за наветы, тогда спра­ведливо обвиняешь его. Когда же дело касается спасения дру­гих, тогда приказывай и распоряжайся с полной властью. Здесь уже нужна не кротость, а власть, чтобы не произошло вреда для общества. Или это хочет сказать (апостол), или следующее: пусть никто не презирает тебя из-за твоей юности, то есть, до тех пор, пока ты будешь вести жизнь приличную (твоему сану), никто не станет пренебрегать тебя за возраст, но еще больше всякий будет удивляться тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2 . «Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, да внидет с радостию в радость Господа своего. Кто потрудился среди поста, пусть приимет ныне динарий. Кто работал с перваго часа, пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришел и после третьяго часа, благодари и веселись. Кто пришел после шестого часа, пусть не безпокоится: ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришел в девятый час, приступи без всякаго опасения. Кто пришел даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится своего замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и последняго, как перваго; – успокоивает пришедшаго в одиннадцатый час так же, как и трудившагося с перваго часа. Он и последняго милует, и перваго награждает, – и тому дает, и этому дарует, – и о делах радуется, но и доброе расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние получите мзду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поскольку для всех настало царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба всем возсияло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нея освободила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертию, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад, и огорчил того, который коснулся плоти Его. Давно предузнав сие, Исаия воскликнул: ад доле огорчися, срет тя ( Ис. 14, 9 ). Он огорчился, поскольку поруган; огорчился, так как умерщвлен: огорчился, ибо взял плоть, а принял в ней Бога, – взял землю, а нашел в ней небо, – взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал. Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )? Христос воскрес, и пали демоны. Христос воскрес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь. Христос воскрес, и нет ни одного мертваго во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 20 ). Господь возстал из мертвых, и с Ним множество святых. Будем же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистинну, сей день, егоже сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117, 24 ): прославим воскресение Спаса нашего, или паче, воспоем наше воскресение. Возвестим память о дне нашего спасения. Возвестим умерщвление диавола и плен нечистых демонов, спасение христиан и востание мертвых. Ибо воскресением Христовым огонь ада угашается, червь неумирающий скончевается, ад устрашается, диавол стенает, грех умерщвляется, злые духи прогоняются, сущии на земле на небо восходят, бывшие во аде освобождаются от уз диавола и, к Богу притекая, взывают диаволу: Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1. Господь наш Иисус Христос ублажает не того, кто учит только добрым делам, но того, кто прежде творит их и потом научает им и других. Ибо говорит в Святом Евангелии: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем ( Мф.5:19 ). Почему и божественные отцы Церкви нашей ни словом, ни писанием не учили никакому добру, которого не делали бы сами прежде, чем учить о нем. И те, которые слушают таких учителей, бывают более готовы на то, чтоб подражать им в добром, потому что не столько пользуют их слова, сколько пользуют дела, которые побуждают их делать и себе подобное же. Но горе нам, братия мои, что до такой великой дошли дерзости мы, монахи, что беремся пасти словесных овец Христовых, не имея благодати Христовой, и всячески домогаемся получить степень апостольскую (увы мне, треокаянному) для довольства и упокоения тела, для выгод и чести человеческой, и даже за деньги покупаем сие достоинство апостольское, ни Бога не боясь, ни человеков не срамляясь. Хотя ни один человек не дерзнет приблизиться к царскому престолу без воли царя, хотя никто из неученых не посмеет взять на себя чин грамматика или ритора, хотя никто из неграмотных не согласится быть чтецом, но мы не таковы, и не смотря на такие примеры, ищем и берем на себя достоинство апостольское, не имея благодати Апостолов и не видя в себе плодов благодати Святого Духа. И как допускаем мы себя даже подумать только о такой великой дерзости? Скажите мне, возлюбленные: если бы этот великий и многолюдный город, Константинополь разумею, встретив какого-либо человека страннего, который никогда не входил в царские палаты и которого не знает ни царь, ни царские люди, стал просить его, говоря: мы делаем тебя меченосцем царевым, входи ты один в царские палаты и говори царю о нашем благе и проси его сделать для нас то и то, то странний тот человек захотел ли бы принять предлагаемое ему достоинство, и пришло ли бы ему даже на ум, что он сможет делать такие дела? Все мы, наверно, в один голос скажем, что он никогда не поступил бы так, даже тех, которые предложили б ему это, осудил бы, обозвав их бессмысленными и сумасшедшими, и никак не согласился бы принять сказанное достоинство, видя, что оно доставило бы ему не честь, а скорее бесчестие и царское наказание. Итак, если в человеческих делах не можем мы поступать так, то как же не страшимся мы и не трепещем брать на себя апостольское достоинство с такою дерзостию, приближаться к неприступному свету Царя царствующих, Бога, и становиться посредником между Богом и человеками? Или считаем такое покушение малым и ни во что ставим как ничтожное? Увы мне, братия мои! Страшно подумать, до какого крайнего дошли мы ослепления и нечувствия, что даже не знаем, сколь великие и страшные дела соглашаемся брать на себя. Ибо если бы знали, то никогда не могли бы дойти до такой дерзости, чтоб шутить божественным и являть больший страх и большую честь земному, чем небесному Царю Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Мы уже поговорили о гордыне , в том числе и той, которая прячется под маской самоуничижения и самоедства, а сегодня решили поразмышлять о чувстве собственного достоинства. Что такое человеческое достоинство с точки зрения христианства? Может ли чувство собственного достоинства быть греховным, а может ли стать добродетелью? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов) . С христианской точки зрения, человек обладает достоинством совершенно превосходным. Преподобный Макарий Египетский говорит о том, что как бы ни был прекрасен и величественен весь этот мир, сотворенный Богом, но тем не менее ни в чем из этого видимого мира не благоволит Господь упокоеваться, а в маленьком человеческом сердце находит для Себя место упокоения. В тех, конечно, случаях, когда человек перестает противиться Богу и пускает Его в свое сердце. Человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское Более того, апостол Павел говорит о бесплотных Небесных Силах, что они суть служебные духи, посылаемые для нашего спасения (см.: Евр. 1, 13–14), то есть человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское. И хотя это звучит несколько дерзновенно, Бог стал не Ангелом — Он стал Человеком и возвел человеческую природу к самой большой высоте, к которой только может подняться сотворенное существо. Мы созданы для того, чтобы стать богами по благодати. Можно ли говорить о том, что существует какое-то достоинство, более высокое, нежели это? Таким образом, чувство собственного достоинства не противоречит христианскому благочестию. Однако сразу вслед за этим утверждением надо оговориться, что мы считаем правильным чувством собственного достоинства, а что — искаженным представлением о нем. Если уязвляют мое самолюбие, как-то попирают мою гордыню, а я возмущаюсь, раздражаюсь и гневаюсь, это говорит о ложном понимании собственного достоинства. На самом деле то достоинство, которое Господь дал человеку при сотворении, то есть образ Божий, никто никаким поступком или словом не способен уязвить или умалить. Ведь люди, нас окружающие, до нашего достоинства даже дотянуться не могут — они поражают что-то внешнее, в нас существующее, но ни в коем случае не нашу внутреннюю самую главную составляющую. И только лишь мы сами, высочайшим достоинством почтенные, можем себя этого дара лишить. Только лишь мы сами можем жить так, словно мы его не имеем. Так, возмущаясь, что кто-то думает и уж тем более говорит о нас хуже, нежели мы думаем о себе, мы при этом совершенно спокойно сами свое достоинство буквально втаптываем в грязь — в грязь своих грехов, в грязь своих страстей, в грязь каких-то низменных интересов.

http://pravoslavie.ru/91552.html

XXI. Свят Господь, Бог наш! Ни один великий философ, ни один гениальный человек не подумал до Христа о скромных людях, страждущих, обездоленных, забытых, несчастливых в жизни, презираемых, предоставленных своим болезням, больных с их увечьями, недостатками, о тех, кого никто не любит. Все эти люди познают благую весть. У них есть на небе думающий о них и любящий их Отец, в глазах Которого никто не презрен или незначителен, но каждый создан «по образу Божию», и значит, достоин уважения. Каждый может войти в близость с Богом. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). «Какой мыслитель, политик, революционер, вписал такие мысли в свою программу... И мог во всех сердцах вызвать такую надежду? Разве их – устанавливающих новый порядок – интересуют калеки, уроды, больные, умирающие?... Да, Иисус Христос не только Человек. Он – Бог. Никто не может оказать на Него влияния. Он обладает высшей независимостью, остается безразличным перед восторгом толпы, не чувствует опьянения от популярности, не гонится за успехом; когда народ хочет провозгласить Его царем, Он уклоняется. Его просят о чуде, но Он не хочет быть предметом любопытства людей. Ничто не может заставить Его подчиниться – ни угрозы, ни истязания. Он не умоляет Своих судей,... но провозглашает Истину. Чтобы придумать такую сверхчеловеческую Личность как Христос, нужно было быть настоящим гением,... а апостолы таковыми не были. Если Иисус – Бог, то отношение к Нему должно быть изменено. Уклониться от этого нельзя. Тут уже речь может пойти о полной перемене всей жизни,... а это устрашает. Но это – путь Истины» 123 . На самых подступах к Вершине, в конце концов, будет отыскан путь, единственно возможный для восхождения всех народов к Истине Единой; и все народы некогда добровольно тем путем пойдут к Ней. «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым;... идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» ( Ис.35:8 ) 124 . Ибо Тот же Кто «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» ( Деян.14:16 ), впоследствии – через Сына Своего Единородного Иисуса Христа – показал в Нем всем народам и Путь, и Истину и Жизнь. И потому настанет время, когда мы «все придем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф.4:13 ). Вот тогда-то все стада в одно соединятся и за Единым Пастырем добрым безропотно и радостно узким путем пойдут вперед и выше к сияющим высотам Истины Единой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Андрей Денисов Слово надгробное Петру Прокопьеву «Кто есть человек, – возглашающу пророку, – иже поживет и не узрит Кто от Адама рожденных «земля еси и в землю паки Адаму реченных избежати возможет? Кто смертных страшнаго сего смертнаго таинства восприяти не воздолженствует? Ельма 173 убо, о, боголюбивая чада пустынная, потаися от нас церковнаго благолепия торжественник; скрыся от нашею очию любезный боголюбия ревнитель; покрыся смертными облаки братская красота; умолча язык, сладость слова Божия точащий; затворишася уста, молитвы соборныя к Богу и святым его мироюхающая 174 ; зайде сладкий нашего зрения свет; скрыся от очию нашею любезная свеща; взяся в горкия сия дни пустынное утешение; скончася в скорбное сие время раб Божий Петр, бодрый служитель церковный. Чесо ради никто зде от боголюбных возможе сие разлучение понести без жалостнаго сердца, никто без скорбныя души, никто без плачевнаго лица. Вси же жалостными уязвившеся сердцы: старейшии возскорбеша, церковнии восплакаша, общежители возслезиша, скитяне возрыдаша, сироты восхлипаша; вси же возтужиша таковаго усерднаго красителя 175 церковнаго, таковаго разженнаго 176 слову Божию служителя, таковаго ревнителна к Божию делу тщателя и в скорбных случаех вселюбовна утешителя, и в напастех скора молитвами вооружителя, и тепла всех к молитвам возбудителя. Темже убо неправедно нам мнится быти таковаго слову красителя без слова гробу отдати, и якоже в земли тело, сице в молчании жизнь его скутати 177 , и ниже любви духовныя, ниже сродственныя воспомнити, и лишити себе же и прочия любовныя сладкаго того изображения, и якоже незрим есть телесно, не зрети его душевными очима оставити. 178 Аще бо грубейшии от поселян умерший своя частыми воспоминании повествуют, и поселянская его дела, елика или в ратайстве дивна, или в ловительстве чюдна, или в домостройстве им мнится добра, та вся высоковещают и друг другу проповедают и, на гроб приходяще и друг другу любовнаго своего показующе, дела его и словеса возвышают, много себе теми повестми утешение устрояюще, – не много ли паче нам мужа сего, в духовных подвизех от юности усердно подвизавшагося и многия сладости и любви духовныя нам виновнаго, словом изобразити должно есть; не яко да он воспочтится, не требует бо сего смиренная она душа, но да мы словом изображена его, яко жива зряще, утешаемся и, поскольку возможно, ползы наслаждаемся и, воспоминающе любовно любовнаго нашего любви точителя, любовно на поминание души его воздвигнемся; чесого у нас ныне якоже саморучным его сице душею его просит и желает и любезно приемлет 178 . Убо, всежалостная чада церковная, понеже любовными вашими пламы скорбите и желаете достойнаго желанию сего мужа зрети же и беседовати с ним, приидите ныне, отрем слезы от очию нашею и жалость от сердца нашего и с повестию сею походим с ним умныма очима, и воспомним краткостию слова пребывание его с нами, и поне 179 сице сотворим утешение себе от многия жалости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 4 Евр.2:5–7 .  Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами. 1. Желал бы я достоверно знать, слушает ли кто-нибудь слова мои с надлежащим вниманием, не при пути ли мы бросаем семена; тогда я стал бы предлагать учение с боль­шею ревностью. Конечно, хотя бы и никто не слушал, мы бу­дем говорить по страху, внушаемому Спасителем. «Говори, – говорит (Господь), – к людям сим и если не послушают, ты сам будешь невиновен» (Иезек. 3). Но если бы я убедился в вашем усердии, то говорил бы не только по страху, но и с удовольствием делал бы это. Теперь же, – если никто не слу­шает, – хотя я сам не подвергаюсь опасности, как исполняющий свое дело, но этот труд бывает без удовольствия. Что в самом деле пользы, когда никто не назидается, хотя я и не под­вергаюсь обвинению? А если бы вы были внимательны, то мы не столько бы извлекали выгоду из того, что не подвергаемся наказанию, сколько из вашего преспеяния. Каким же образом мне убедиться в этом? Заметив некоторых из вас, ко­торые не очень внимательны, я буду спрашивать их особо, когда встречусь с ними, и если найду, что они помнят нечто из сказанного, – не говорю всё, это для вас не очень удобно, но хотя немногое из многого, – тогда, очевидно, не будет мне на­добности беспокоиться о прочих. Мне следовало бы не говорить вам об этом предварительно и застать вас неприготовлен­ными, но и то будет приятно, если таким образом я найду (помнящих сказанное); или лучше сказать, я и в таком случае могу застать вас неприготовленными. Ведь о том, что я спрошу, я говорю предварительно, а когда спрошу, этого не объявляю; может быть сегодня, может быть завтра, может быть чрез двадцать или тридцать дней, может быть менее, может быть более. Так и Бог не объявил нам дня нашей смерти, не открыл нам, сегодня ли, или завтра, или чрез целый год, или чрез несколько лет Он придет, чтобы по неизвестности ожидаемого мы постоянно соблюдали себя добродетельными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010