Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОПОЛЬСКИЕ МУЧЕНИКИ, 45 Никопольские мученики. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bode. gr. th. f. 1. Fol. 47r) Никопольские мученики. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bode. gr. th. f. 1. Fol. 47r) [Греч. Μρτυρες ν Νικοπλει τεσσαρκοντα πντε] (нач. 20-х гг. IV в.) (пам. 10 июля). Пострадали в Никополе Армянском (ныне г. Коюлхисар, Турция). Первоначальный текст Мученичества, написанный на греч. языке, не сохранился (MartRom. Comment. P. 281). Основные сведения о святых содержатся в его поздних переработках: пространной метафрастической редакции (BHG, N 1216), изданной в 1723 г. И. Пинием в «Acta Sanctorum» с лат. переводом (ActaSS. Iul. T. 3. P. 37-47), и в более краткой версии (BHG, N 1216e) из Императорского минология («Царской минеи») XI в., опубликованного в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым. Согласно 1-й редакции Мученичества, имп. Лициний (Ликиний) (308-324) разослал по всей империи эдикт о том, что следует разыскивать христиан, обещая дары и почести, пытаться склонить их к отречению от веры, в случае же отказа предавать мечу и огню, не щадя жен и детей, а имущество казненных отдавать в языческие храмы, городские термы или использовать на др. общественные нужды. После того как имп. указ был обнародован, мн. христиане, несмотря на жестокие пытки, остались твердыми в вере и смело исповедали Христа перед правителем Армении Лисием. Среди них были Леонтий, Маврикий и Даниил - почетные граждане города, образованные и благочестивые христиане. Вместе с др. единоверцами они добровольно предстали перед Лисием и на допросе сказали, что нек-рые из них - жители Никополя, другие происходят из его окрестностей, но все они - христиане, а потому не поклоняются глухим и немым идолам. Леонтий обличил Зевса и др. языческих богов, показав при этом превосходное знание греч. мифов. Разгневанный правитель повелел бить христиан камнями по лицу и губам, к-рые поносили хулой его кумиров.

http://pravenc.ru/text/2577589.html

(В крещении Петр), древнерус. строитель и архитектор (кон. XII - нач. XIII в.). Письменные источники сообщают о единственном произведении М.- каменной подпорной стене с вост. стороны Михаило-Архангельского собора киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря . В основе летописных текстов лежат составленные игум. Выдубицкого мон-ря Моисеем Речь (энкомий) по случаю завершения строительства стены и Похвала вел. кн. Киевскому Рюрику (Василию) Ростиславичу. Благодаря этим литературно-ораторским произведениям известны точные даты работ. Стена была заложена Рюриком Ростиславичем в 1199 (6707) г. 10 июля, в день памяти 45 мучеников Никопольских, а 24 сент., в день памяти равноап. первомц. Феклы Иконийской освящена, затем был устроен пир и игум. Моисей произнес торжественную речь стоя на стене («Не на брезе ставше, но на стене твоего создания»). Это строительство рассматривалось монастырскими властями как благодеяние (соборный храм обители находился на обрывистом осыпавшемся берегу Днепра, к-рый стена укрепила) и проявление любви вел. князя к месту, рядом с к-рым располагалось наследное загородное владение его семьи. Помимо риторических приемов и лит. образцов речь игумена интересна его личными впечатлениями и приведенными им отзывами киевлян, наблюдавших за строительством стены. Так, игум. Моисей сравнил князя-строителя с пророками и царями-строителями из ВЗ и христианской истории. Возможно, настоятель монастыря был начитан и в произведениях, описывающих храмоздательство благочестивых государей. Упоминание о том, что монастырская церковь подвешена на золотом волосе, спустившемся с неба, вызывает в памяти сравнение, использованное Прокопием Кесарийским для описания купола Великой ц. в К-поле, возведенной имп. Юстинианом: казалось, что он спущен с неба «на золотом канате». У жителей Киева прочность опорной стены создавала ощущение, что церковь как бы возвращается в обитель, отступая от прибрежного склона. Исследователи считают, что в период от XV до нач. XVII в. стена М. обрушилась вместе с вост. частью собора.

http://pravenc.ru/text/2563218.html

Монастырь Формирование мужского монастыря в честь святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого проходило при Свято-Успенском храме г. Верхнеднепровска по благословению Высокопреосвященнейшего Иринея, бывшего Архиепископа Днепропетровского и Криворожского с 1994 по 1996 гг. Священный Синод УПЦ, на своем заседании от 27 апреля 1996 г., заслушав рапорт Архиепископа Днепропетровского и Криворожского Иринея, определил: «благословить открытие монастыря на честь святого священно мученика Владимира, Митрополита Киевского при Свято-Успенском храме в г. Верхнеднепровске, Днепропетровской области. В 1996 году образована Криворожская епархия, возглавить которую Священный Синод благословил Преосвященному Ефрему, Епископу ( с 2006г. Архиепископ) Криворожскому и Никопольскому. Благословением Управляющего Криворожской епархией мужской монастырь в 1997 году переводится в г. Кривой Рог. Решением сессии Криворожского Городского Совета Криворожской епархии УПЦ в пользование монастырю передается комплекс зданий бывшего городского диспансера; куда и переезжает монастырь. Как говорит история эти здания построены в 1916г., меценатом Галковским для приюта бедняков. В советское время здесь располагалась городская больница имени Крупской. Решением Священного Синода УПЦ наместником Свято-Владимирского монастыря назначен игумен Николай (Капустин). Первоначальной задачей братии, прибывшей на новое место, стало преобразование территории в надлежащий церковный вид. Больничные палаты были перестроены в братские келии и обустроен домовой храм. Стараниями отца наместника и братии была пристроена к храму монастырская колокольня, сооружены – ризница, воскресная школа, библиотека, большая монастырская братская трапезная, благоустроена территория монастыря, площадь которой - 5.5га. К престольному празднику обители 7 февраля 1998 года, священноархимандритом обители – епископом Ефремом, была освящена домовая церковь на честь священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого. 8 апреля 2008 года было освящено место под строительство главного храма обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. Братия монастыря несет не только трудовой подвиг. Основная задача монаха – молитва. В обители ежедневно совершаются уставные Богослужения. Посильную помощь и духовное попечение насельники монастыря предоставляют всем нуждающимся. Братия обители проводят пастырское окормление находящихся в местах лишения свободы, в детских домах, приобщают учащих и учащихся учебных заведений города к богатствам Православной Веры и культуры.

http://sobory.ru/article/?object=26577

В Алма-Ате прошли торжества по случаю 145-летия учреждения Туркестанской епархии 1 октября 2017 г. 17:23 29 сентября 1 октября 2017 года в Алма-Ате прошли торжественные мероприятия по случаю дня памяти небесных покровительниц города Алма-Аты и Семиречья мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии и 145-летия учреждения Туркестанской епархии. Торжества возглавил глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . 29 сентября, в день попразднства Воздвижения Животворящего Креста Господня, день памяти великомученицы Евфимии Всехвальной и мученицы Людмилы, княгини Чешской, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Матронинском храме Иверско-Серафимовского женского монастыря г. Алма-Аты. За богослужением молились: митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир. По окончании богослужения митрополит Александр тепло приветствовал гостей архипастырей митрополита Иринея, три с половиной года возглавлявшего Казахстанскую кафедру, митрополита Виктора, участвовавшего в его епископской хиротонии, и митрополита Ефрема, в духовном окормление которого находится малая родина священномученика Николая, митрополита Алма-Атинского, село Комиссаровка Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии (ныне территория Криворожской митрополии). Слова поздравления глава Митрополичьего округа произнес в адрес старейшего казахстанского иерарха архиепископа Антония, отмечающего в праздник мученицы Людмилы день своего рождения. Митрополит Александр подарил управляющему Уральской епархией памятную панагию и пожелал здоровья и помощи Божией в несении трудов на благо Святой Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5022329.ht...

ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего Маркиана и того, кто будет объявлен, на третий день сентябрьских ид, в Халкидоне, городе Вифинской области, по благодати Божией и по повелению благочестивейших государей, собрался вселенский собор, и заседали в храме святой и добропобедной мученицы Евфимии все святейшие и боголюбивейшие (епископы): Пасхазин и Луценций (епископы), и Бонифатий пресвитер, занимавшие место святейшего Льва, архиепископа апостольского престола Римской церкви; и Анатолий Константинопольский; Максим Антиохийский; Стефан Ефесский; Кириак Ираклийский; Лукиан Бизский; Диоген Кизический; Юлиан Косский; Валериан Басианский; Евномий Никомидийский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Феодор Тарсский; Роман Мирский; Кир Аназарвский; Константин Бострский; Селевк Амасийский; Иоанн Севастийский; Константин Мелитинский; Калогир Клавдиопольский; Патрикий Тианский; Амфилохий Сидский; Епифаний Пергский; Феодор Дамаскский; Аттик Никопольский, в древнем Эпире; Василий Траянопольский; Флоренций Сардийский; Франкион Филиппольский; Иоанн Родосский; Петр Гангрский; Фотий Тирский; Нунехий Лаодикийский; Онисифор Иконийский; Стефан Иерапольский; Мариниан Синнадский; Пергамий Антиохийский, в Писидии; Нонн Едесский; Олимпиодор 401 , митрополит Константии Кипрской; Феоктист Пессинунтский; Домн Апамейский, в Сирии; Критониан Афродисийский; Симеон Амидский; Севастиан Веррейский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Германикийский; Атарвий Трапезунтский: Иосиф 402 Илиопольский; Антилох 403 Синопский; Акакий Ариараоийский; Аттик Зилский; Евстафий Галикарнасский; Апрагмоний Тийский; Иоанн Никопольский; Грациан Керасунтский; Фалассий Парийский; Филипп Адрианский 404 ; Епиктет Диоклитианопольский; Даниил Сигальский; Феодосий Назианзский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Феодор Трипольский; Фома Феодосиопольский; Феодор Неокесарийский; Иоанн Полемонийский; Афанасий Мессинский; Патрикий Неокесарии Августовой; Александр Селевкийский, в Исаврии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Разделы портала «Азбука веры» глас 4 Написан преподобным Андреем Критским Предисловие Известный греческий архиерей, митрополит Никопольский Мелетий, писал: “Приступающие к убиению во чреве своих детей похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни”. Тогдашний мир содрогнулся, услышав об этом злодеянии. Весть о нем дошла даже до Рима. Император, узнав, что Ирод в свое время убил собственного сына, произнес: “У Ирода лучше быть животным, чем сыном”. Эти слова императора Августа можно отнести ко многим нашим современникам: не каждый из нас решится убить свою собаку, кошку, но убивать собственных детей стало самым обычным делом. Причем когда убивают животных, они могут защищаться, муха хотя бы попытается улететь, даже новорожденное дитя в случае опасности заплачет, чтобы его услышали и спасли, но нерожденный ребенок не может даже запищать, он абсолютно беззащитен. И страшно не только это. Страшнее всего то, что в отличие от Вифлеемского избиения убийство детей во чреве матери стало нормой, обычным способом решения личных проблем, всего-навсего “прерыванием беременности”, “планированием семьи”. Один московский священник на проповеди в день памяти святых мучеников-младенцев сказал: “Сегодняшний день должен стать особенным праздником всех людей, населяющих нашу землю, потому что ни в одной стране мира не погибает во чреве матери столько младенцев, сколько у нас. Каждый четвертый убитый ребенок в мире приходится на Россию, Белоруссию и Украину”. Во всем мире действуют организации, борющиеся за права человека, охрану окружающей среды. В Великобритании существует закон, по которому могут привлечь к ответственности хозяина, ударившего собственную собаку, и в то же время детоубийство считается чуть ли не благом. Подобное не сравнишь даже с лицемерием фарисеев, про которых Господь сказал: “горе вам, фарисеи и лицемеры”. Ирода по крайней мере нельзя считать лицемером, он все делал открыто, но чем кончил? История сохранила для нашего назидания обстоятельства смерти убийцы. Она была ужасна: “Бог, желая наказать Ирода за его жестокость, постоянно увеличивал его болезнь. Медленный жар мучил и пожирал его внутри. Его внутренность была полна язв; многие наружные части тела были изъедены червями; он едва мог дышать, и его дыхание было так зловонно, что нельзя было приблизиться к нему. И вдобавок ко всему этому страшный голод мучил его, такой голод, которого нельзя было утолить”. Так описывает последние дни царя Ирода древний историк. Но на этом не кончилось наказание Божие. Дети его тоже выросли убийцами. Сын Ирода Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя, издевался над Христом. Внук убил апостола Иакова, один из потомков допрашивал апостола Павла. Другой, Агриппа, погиб в Помпеях при извержении Везувия. “Нечестивого наказываю до четырех родов”, – сказал Господь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Состоялось заседание Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ 7 марта 2007 г. 19:22 6 марта состоялось заседание Синодальной комиссии по канонизации святых. Комиссию возглавляет архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем . На заседании присутствовали: архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн , епископ Святогорский Арсений , архимандрит Евлогий (Гутченко), архимандрит Дамиан (Давыдов), архимандрит Филарет (Кучеров), архимандрит Никодим (Горенко), протоиерей Виктор Симонюк, игумения Стефана (Бандура), протоиерей Георгий Зверев, игумен Аристарх (Лебедев), иеромонах Стефан (Царук), иеромонах Димитрий (Демченко), протодиакон Василий Марущак и преподаватель КДА Иван Михалко. Заседание началось со вступительного слова председателя комиссии владыки Ефрема, который, в частности, сказал: «История Православной Церкви есть прежде всего история ее Святости. И каждая Православная Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников православного благочестия, но и прославляет своим соборным волеизъявлением этих подвижников как канонизованных святых. Подвергшаяся в XX веке жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и изощренности превзошли гонения первых христиан, Русская Православная Церковь явила христианскому миру великий сонм подвижников православного благочестия, мучеников и исповедников. Однако на протяжении большей части XX века Русская Православная Церковь была лишена возможности осуществлять канонизации этих подвижников, несмотря на то, что в соборном сознании русского православного народа все эти годы сохранялась глубокая вера в то, что мученической кровью и молитвенным предстательством этих подвижников Русской Православной Церкви суждено выстоять в испытаниях, которые обрушились на нашу страну в XX веке. Только в 1980-е годы Русская Православная Церковь получила возможность возобновить более чем на полвека прерванную практику постоянной канонизации святых. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществленная Поместным Собором в июне 1988 года, открыла новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви, когда постоянная деятельность по прославлению подвижников благочестия стала важным началом нашей церковной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/209758.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ Мон-рь во имя прор. Илии Никопольской и Превезской митрополии Мон-рь во имя прор. Илии Никопольской и Превезской митрополии [греч. Ιερ Μον το προφτου Ηλιο], муж., действующий, принадлежит Никопольской и Превезской митрополии Элладской Православной Церкви. Первое упоминание об И. п. м. относится к 1720 г., до этого обитель являлась подворьем неизвестного по имени монастыря, находившегося близ или внутри крепости Роги. При 1-м игум. Каллисте был отремонтирован существовавший ранее небольшой храм и в 1735 г. построены новые кельи.Монастырь также называли Илиовунийский (Ηλιοβουνων, Ηλιοβουνν, Ηλιοβουνου) по местности Илиовуния или Лиовуни (Ηλιοβονια, Λιοβονι), он располагался между селами Стефани и Неа-Керасунда. Игуменов И. п. м. Агапия и Дионисия I почитают как исповедников. Агапий в 1780 г. был брошен в тюрьму по приказу Али-паши Янинского и претерпел различные мучения, а затем был продан в рабство в Алжир. «Непокорный» игум. Дионисий был подвергнут пыткам Мухтаром, сыном Али-паши. В 1852 г. игум. Дионисий II († 1857) построил новый соборный храм мон-ря (кафоликон). В 1857 г. игум. Иерофей приобрел для обители крепость Роги и отремонтировал находившийся в ней храм Пресв. Богородицы. И. п. м. имел большие владения, доходы от которых шли на благотворительность: на содержание школ, на помощь бедным, на общественные нужды, например на строительство игум. Дионисием II моста Калойирос через р. Лурос. В 1897 г., во время греко-тур. войны, И. п. м. был нанесен серьезный ущерб. В ХХ в. И. п. м. пришел в упадок. В 1943 г. нем. солдаты подожгли все здания мон-ря, кроме кафоликона. После 1950 г. были проданы почти все владения И. п. м. для восстановления разрушенной во время второй мировой войны митрополичьей резиденции в Превезе. В 80-х гг. XX в. началось возрождение одноименного мон-ря в 20 км от прежнего, близ дер. Фламбура, в 15 км от Превезы. При поддержке Мелетия (Каламараса), митр. Никопольского и Превезского, был построен монастырский комплекс. В 1992 г. освящен кафоликон старого монастыря во имя прор. Илии, в 1996 г.- кафоликон нового мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/389259.html

Митрополит Киевский Владимир возглавил торжества по случаю причисления к лику святых новомучеников Василиевских 11 августа 2008 г. 20:03 В воскресенье 10 августа, находясь с архипастырским визитом в Николаевской и Вознесенской епархии , предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил торжества по случаю причисления к лику святых новомучеников Василиевских. Божественная литургия и чин прославления святых состоялись в кафедральном соборе в честь Рождества Богородицы города Николаева. Его Блаженству сослужили архиепископы Тульчинский и Брацлавский Ионафан , Черкасский и Каневский Софроний , Николаевский и Вознесенский Питирим , Винницкий и Могилев-Подольский Симеон , Криворожский и Никопольский Ефрем , Херсонский и Таврийский Иоанн , Вышгородский Павел , епископы Александрийский и Светловодский Пантелеимон , Хотинский Мелетий , Переяслав-Хмельницкий Александр , духовенство епархии. За богослужением молился губернатор области Алексей Гаркуша вместе с другими представителями власти региона. Во время Литургии (после малого входа) состоялся чин прославления святых Николаевской епархии священника Сергея Штенка и мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, которые приняли мученическую кончину в годы гонений на Святую Церковь. Была отправлена последняя панихида по новомученикам, а глава Синодальной комиссии по канонизации святых архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн зачитал решение Священного синода УПЦ от 18 апреля 2008 года ( журнал 33 ) о причислении мучеников к лику местночтимых святых Николаевской епархии. Потом архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем прочитал жития прославленных угодников Божиих. По завершении прозвучали тропарь и кондак новомученикам, после чего Первосвятитель вместе с архиереями и духовенством поклонились иконам святых и их честным мощам. После богослужения многочисленные верующие также поклонились нетленным мощам святых мучеников. После воскресного Евангельского чтения предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью, в которой рассказал о святых угодниках Божиих. Также верующие почтили память святителя Питирима, епископа Тамбовского. Архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим отметил день своего небесного покровителя. Во время богослужения, и по его завершении тезоименитый владыка принимал поздравления от гостей, духовенства и паствы. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/447019.htm...

Календарь Материалы 4 июля 2012 г. [Интернет-журнал/Общество] Протоиерей Андрей Ткачев Хорошо бы задать взрослым сочинение на тему «Какие люди мне нравятся». Они бы по необходимости стали размышлять над нравственной проблематикой, выкапывать из глубин подсознания какой-то личный опыт, анализировать его. Стали бы думать сердцем. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Диакон Павел Сержантов Книжечка владыки Мелетия попала мне в руки не по стечению внешних обстоятельств. Я специально искал ее. Зачем? Один близкий мне человек попал на приходе под влияние апокалиптически настроенных людей. Очень сложно было успокаивать человека, взволнованного устрашающими проповедями о грядущем царстве антихриста. Как раз тогда я и столкнулся с цитатой из митрополита Никопольского и Превезского Мелетия. Цитата была многообещающей, название цитированной книжечки тоже: «Начертание антихриста в Православном Предании». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Трудно мне, отец Симеон, — жаловался игумен Павел старцу Симеону, — сил никаких нет. Может, лучше отказаться от своей должности, уйти на покой? — И не помышляй. В монастыре сейчас нет никого, кто мог бы заменить тебя. Терпи! [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] После мучений святой Никита был отдан на растерзание разъяренной толпе, которая повлекла его к окраине города, за подворье Иверского монастыря. На последние попытки вернуть его в ислам святой отвечал: «Я – христианин, меня зовут Никита, и Никитой я хочу умереть!» Его много раз ставили на колени, как во время казни, в надежде, что он испугается и переменит решение, но мученик восклицал: «Почему вы так медлите? Убейте меня скорее, и я уйду наслаждаться райским блаженством!» Мониторинг СМИ [Мониторинг СМИ] Протоиерей Андрей Ткачев Оскар Уайльд пишет «Портрет Дориана Грея». Ведая о том или нет, он пишет художественную иллюстрацию к словам апостола Павла о двух людях внутри одной личности — о человеке внешнем и внутреннем. [Мониторинг СМИ] Александр Богатырев Лев Алексеевич зашел в открытую калитку и, ни слова не говоря, взял сразу 4 коробки, и понес их в храм. Одна из старушек проговорила: «Вы ведь решили потрудиться во славу Божию?» – В Петю, – проворчал Лев Алексеевич. – Какого Петю? – А какого Славу? Старушки опешили. Новости 4 июля 2012 г.

http://pravoslavie.ru/archive/120704

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010