П. Никона Черногорца В начале царствования визант. имп. Константина X Дуки (1059-1067) насельник т. н. Чёрной Горы близ Антиохии на Оронте мон. Никон Черногорец начал работу по составлению обширного компендиума «Истолкования заповедей Господних» (Ερμηνεαι τν ντολν το Κυρου), нередко имеющих в рукописях название «Пандект истолкований божественных заповедей Господних» (Πανδκτης τν ρμηνειν τν θεων ντολν το Κυρου). Благодаря этому заголовку за сочинением мон. Никона закрепилось в науке краткое название «Пандекты». Сам Никон Черногорец характеризует свой труд как «всеобъемлющую и большую книгу» (παγκσμιον κα μγα βιβλον - Γιγκου. 1991. Σ. 56). П. Никона Черногорца представляют обширный тематический флорилегий в 63 главах, составленный из сочинений св. отцов и учителей Церкви (прежде всего свт. Иоанна Златоуста и сиро-палестинских подвижников), житий святых, соборных и святоотеческих канонов, дисциплинарно-покаянных уставов и т. п. По образцу П. Антиоха Никон предназначал свой труд для мон-рей, не имеющих собственных б-к или лишившихся их в результате варварских нашествий (на Чёрной Горе и в регионе Антиохии такими варварами были турки-сельджуки). Из-за большого объема П. Никона были разделены на 2 тома (возможно, еще самим автором). Количество известных на сегодняшний день греч. списков П. Никона Черногорца приближается к 70 (их полный перечень см.: Максимович. 2004. С. 332-337). По причине дороговизны П. в их первоначальном объеме Никон Черногорец предпринял их сокращение, озаглавленное в рукописях «Правила и уставы и некоторые повествования, касающиеся монахов» (Καννες κα ροι κα μερικ διηγματα προσκοντα μοναχος - Γιγκου. 1991. Σ. 56). Отдельной книгой он издал также оглавление П. (PG. 106. Col. 1360-1381). Существуют 2 перевода П. Никона на церковнослав. язык, сделанные в XII (древнерусский) и кон. XIII - 1-й пол. XIV в. (болгарский) (подробнее см. в ст. Никон Черногорец , разд. Переводы сочинений Н. Ч. на церковнослав. язык). Имеется также араб. перевод, сделанный не позднее XIII в. (Γιγκου. 1991. Σ. 60-61).

http://pravenc.ru/text/2578801.html

Из тактикона Никона Черногорца Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Герд Никон Черногорец – византийский канонист XI в., известный как автор трех произведений: «Пандекта», или «Большая книга толкований заповедей Господних» (конец 50-х – начало 60-х гг. XI в.), «Малая книга» (1089 г.) и «Тактикон» (80–90-е гг. XI в.). Об авторе мы имеем сведения исключительно из его произведений. Известно, что он, родом грек, принял монашество еще в молодости, подвизался на Черной Горе близ сирийского города Антиохии сначала под духовным руководством старца Луки, митрополита Анаварзы, а затем в знаменитом монастыре Св. Симеона Столпника и наконец снова вернулся в основанный его духовным отцом монастырь Богородицы Роидиевой. Никон был весьма начитан в трудах отцов Церкви, канонической и аскетической литературе: это позволило антиохийским патриархам Петру III (1053–1054), Феодосию III (1057–1059) и Иоанну IV Окситу (1089–1100) дать ему почетное звание «учителя монахов». От священства, впрочем, Никон отказался, не желая брать на себя тяжесть сана. Никон жил и писал во время второго византийского владычества в Северной Сирии (969–1084 гг.). После трехвекового арабского господства в Антиохии в XI в. наступает своеобразный краткий ренессанс греческой культуры, плодом которого помимо творчества Никона явились антилатинские сочинения патриарха Петра III Антиохийского, которые Никон использовал в «Тактиконе». Никон явился свидетелем и другого важного события того времени – Первого крестового похода. Его творчество представляет особый интерес как продукт столкновения и противоборства по крайней мере трех различных культур – мусульманской, латинской и православной. Этим объясняется полемический дух, пронизывающий все его творчество, а также непримиримость автора по ряду спорных вопросов: для Никона как греческого монаха было особенно важно сохранить чистоту православия своих духовных чад – не только монахов, но и мирян. Монументальный труд Никона «Пандекты» состоит из 63 «слов» (глав) и представляет собой компиляцию из отцов Церкви, патериков, устных преданий и канонов Св. Апостолов и соборов Православной Церкви, а также законодательства Юстиниана на различные темы (монашеские добродетели и пороки, церковное управление и др.). По свидетельству самого автора, эта книга была написана им в молодости, затем прошла проверку в Антиохийской патриархии и хранилась в ней, а также в монастыре Св. Симеона для духовной пользы монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава I. Богослужение общественное и частное Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное выделяется из этого цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя. 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов и находится под непрерывным влиянием богослужения греческого.. Систематическое указание на порядок и образ совершения церковных служб находится в церковно-богослужебной книге, именуемой Типикон, или Устав. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввой Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами преподобных Иоанна Дамаскина  и Косьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой обители он был снова восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в X веке монахом обители св. Саввы Марком, впоследствии епископом Идрутским. Он внес в устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленные в IX u X веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и Филофей, патриарх Константинопольский (XIV век). Некоторые статьи Филофеева устава вошли и в славянские списки устава. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

О неосуществленном проекте В. Н. Бенешевича по изданию корпуса источников византийского права (по неопубликованным данным) Вся жизнь выдающегося русского ученого Владимира Николаевича Бенешевича (1874 – 1938), не столь уж, как видим, продолжительная да к тому же исполненная бед и страданий 1 , может быть названа своеобразным Forschungsproject «Byzantinisches Recht», причем именно с теми задачами и установками, которыми ныне руководствуется, скажем, такой бесспорный «флагман» в современном «правовом византиноведении», как основанный в 1974 г. во Франкфурте-на-Майне и успешно действующий центр по изучению греческих юридических рукописей (Frankfurter Forschungsprojekt «Byzantinisches Recht»), прямым предшественником и фактическим spiritus rector которого В. Н. Бенешевич , таким образом, является. Представляет, поэтому, большой научный интерес сама концепция русского ученого и разработанная им программа издания корпуса источников византийского права, даже независимо от того, что в своем целостном виде проект остался неосуществленным. Ясно, что это была не вина, а беда В. Н. Бенешевича : ему не дали осуществить то, что им было в деталях продумано, в значительной мере подготовлено и частично даже проведено в жизнь. Считается, что впервые подобная идея была высказана В. Н. Бенешевичем в 1919 г., когда Отделению исторических наук и филологии Российской академии наук им была предложена записка «Об издании Corpus juris canonici ecclesiae Graecae» (об этом – ниже). Кажется, однако, что сам замысел в общем виде зародился у В. Н. Бенешевича гораздо раньше, чуть ли не с самого начала его подвижнической археографической деятельности – иначе зачем же ему было производить уже тогда фактически сплошное обследование и фотографирование рукописного материала («объездил библиотеки Франции, Германии, Италии, Турции, Греции, М. Азии и Египта; обследовал все греческие рукописи юридического содержания не только виденных мною, но и всех остальных библиотек; описание рукописей сопровождалось фотографированием всего достойного в них внимания») 2 . Обнаружен план работы В. Н. Бенешевича в 1912 г., предусматривающий создание «Очерков по истории источников права восточной церкви» и, очевидно, издание текста следующих памятников: 1) Иоанн Схоластик и предшествующий ему сборник; 2) Арефа Кесарийский ; 3) Никон Черногорец; 4) Грузинский перевод номоканона 14 титулов; 5) Прохирон 1379 г.; 6) Прохирон Макария Анкирского 1405 г. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Скачать epub pdf Содержание 1. Середина ночи 2. Христос как Жених 3. Восьмой день Воскресения 4. Что важнее: день или тысячелетие? О вечном и временном 5. О восьмом веке Небесного Царствия 6. Общие итоги     «Се Жених грядет в полунощи…» (Из богослужения Страстной Седмицы) «Воскресни Боже, судяй земли,…» (Из богослужения Великой Субботы) В Евангелии ( Мф. 25:6 ) есть стих, который лёг в основу литургической поэзии Страстной седмицы 1 . Сам перевод стиха звучит следующим образом: «В середине ночи крик раздался: вот жених, выходите для встречи его». (ср. синодальный перевод: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» – μσης δ νυκτς κραυγ γγονεν, δο νυμφος, ξρχεσθε ες πντησιν ατο). Многие святые отцы повторяли этот стих дословно – и первую, и вторую часть. По сути дела, они цитировали евангельский текст, в ряде случаев снабжая его своими комментариями-пояснениями. Прп. Никон Черногорец (2-я пол. XI в.) в своём «Типиконе» приводит эти слова как указание на великопостное песнопение 2 . Тропарь: «Вот Жених грядет в полунощи, и блажен раб, которого обрящет бдящим…» является самым устойчивым церковным толклванием-обобщением данного стиха 3 . Конечно, помимо данного тропаря были и другие толкования. Так, в греческом корпусе прп. Ефрема Сирина находим следующие утверждения: «Вот Жених грядет, вот Судья является!» 4 Очевидно, что для автора данной формулы, которая повторяется неоднократно, оказалось недостаточным называть Христа Спасителя Женихом. Он не только Жених. Жених – это одно из ряда имён. Христос – это прежде всего Судия, что соответствует точному смыслу цитируемого места. Однако одно из самых детальных толкований появляется у автора XVIII в. – прп. Никодима Святогорца , в его исповедании веры. Прп. Никодим обращает особое внимание на понятие «середина ночи» («полночь», ср. «полунощница») – то есть на время, когда приходит Жених. Указание на это время содержится как в самом евангельском стихе, так и в тропаре «Се жених грядет». Прп. Никодим соединяет всё в единое смысловое целое, поскольку «середина ночи», о которой он пишет, которую он оправдывает, это воскресная полунощница 5 . С точки зрения прп. Никодима воскресная полунощница имеет огромный внутренний духовный смысл. Воскресенье – это не седьмой день; это восьмой день, День будущего века. А воскресная полунощница – это начало восьмого дня. Пришествие Жениха в день восьмой означает иное духовное измерение, введение всего человечества в совершенно иную систему координат – вселенную вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН ИЕРУСАЛИМЛЯНИН [Иерусалимец; серб. Никон Jepycaлuмaц] (ок. 1380 - после 1468?), серб. богослов, писатель. Предположительно Н. И. имел серб. происхождение, а свое прозвище получил после длительного пребывания в Иерусалиме, где входил в число братии серб. мон-ря святых Архангелов, основанного серб. кор. Милутином . Впосл. он поселился на Скадарском оз., где в 1439-1440 гг. переписал, внеся свои дополнения, сб. «Шестоднев» (ныне хранится в мон-ре Савина близ г. Херцег-Нови, Черногория). Этот кодекс является наиболее полным серб. исихастским сборником 1-й пол. XV в.: кроме «Шестоднева» свт. Василия Великого в него входят сочинения Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, Каллиста II Ксанфопула и др. авторов-исихастов. Н. И. был духовником Елены Балшич, вдовы зетского правителя Георгия II Страцимировича Балшича, дочери серб. кн. мч. Лазаря и кнг. прп. Милицы . По ее желанию в 1441-1442 гг. он составил Горицкий сборник для мон-ря Бешка, находившегося на одноименном острове на Скадарском оз. (см. в ст. Балшичские монастыри ). Местонахождение сборника в XV-XIX вв. не прослеживается, в 1902 г. он был приобретен С. Томичем в Скопье и позже попал в архив САНУ (Белград. Архив САНУ. Бр. 446). Горицкий сборник является выдающимся примером эпистолярного жанра, он построен в виде вопросов Елены и ответов Н. И. и служит своеобразной энциклопедией знаний в самых разных областях. Старец дает своей духовной дочери советы, разрешает недоумения по догматическим вопросам, пересказывает историю Церкви и жития боголюбивых предков (в т. ч. Жития прп. Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый , прп.) и свт. Саввы I , архиеп. Сербского). Сборник завершает оригинальная «Повесть о иерусалимских церквах и отшельнических местах», рассказывающая о жизни монашествующих на Св. земле, однако по сути она воспринимается как своеобразный скитский типик, исповедание Н. И. веры и его молитва ко Пресв. Богородице.

http://pravenc.ru/text/2577573.html

ЦВ 4 (401) февраль 2009 /  27 февраля 2009 г. Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Богоявленском соборе 25 февраля Церковь празднует память святителя Московского Алексия. В этот день также отмечается тезоименитство приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Торжественное богослужение в Богоявленском Елоховском кафедральном соборе, где пребывают мощи святителя Алексия и где в Благовещенском приделе находится гробница пятнадцатого Патриарха Русской Церкви, возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора и собора архипастырей и пастырей. Предстоятелю сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Костромской Александр, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Верейский Евгений, епископы Илиан (Востряков), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов), Красногорский Савва, Липецкий и Елецкий Никон, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност, Егорьевский Марк, Люберецкий Вениамин, Троицкий Панкратий, Гатчинский Амвросий, Серпуховской Роман. Петергофский Маркелл, Бронницкий Феофилакт, Уссурийский Сергий, Орловский и Ливенский Иероним. За литургией молились епископ Диоклийский Иона (Сербская Православная Церковь), митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл и епископ Проватский Игнатий (Болгарская Православная Церковь). На богослужении также присутствовали Президент Черногории Филипп Вуянович, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, представители богословского факультета Бухарестского университета. В проповеди после чтения Евангелия Патриарх Кирилл напомнил, что в этот день празднуется память святителя Алексия, митрополита Московского, отметив, что «титул святителя в те времена звучал иначе: митрополит Киевский, Московский и всея Руси, потому что именно святитель Алексий последним из первоиерархов Церкви Русской носил древний титул Митрополита Киевского». По словам Патриарха Кирилла, это служение святителя было связано с особыми трудностями, потому что политическое влияние на западных землях было направлено на то, чтобы воспрепятствовать Первосвятителю Русской Церкви даже посетить Киев; он прилагал всевозможные усилия, чтобы навещать западные русские земли, но это становилось все более затруднительным. «Уже в далеком XIV веке внешние силы стремились разделить Русь, и потому не было для нас неожиданным и новым, когда в 90-е годы века XX повторилось то, что сохранилось в истории и нашей памяти с века XIV», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

http://e-vestnik.ru/reports/patriarh_kir...

Духовный маяк на Скадарском озере ФОТОГАЛЕРЕЯ На юге современной Черногории расположен уникальный регион. По берегам и островам крупнейшего на Балканах Скадарского озера действуют многочисленные православные монастыри. В церковной истории это место давно известно как «Зетский Афон». vk fb tw ok @ g+ lj Скадарское озеро Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Вид со Старчевой Горицы Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Отец Григорий Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Старчева Горица Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Остров на Скадарском озере Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Старчева Горица Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Старчева Горица Монах Григорий и иеромонах Кирилл беседуют после литургии. Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj У телескопа Иеромонах Кирилл. Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj На Старчевой Горице Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Бешка Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Морачик Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Морачик Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Скадарское озеро Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Закат на Скадарском озере Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Закат на Скадарском озере Фото: Карина Дрыганова vk fb tw ok @ g+ lj Закат на Скадарском озере Фото: иеромонах Игнатий (Шестаков) Враньина Среди обителей Скадарского озера особое место занимает монастырь святителя и чудотворца Николая на Враньине. Археологические раскопки показали, что, начиная с VI века, здесь находилось старинное христианское кладбище и была церковь, а, возможно, и монашеская обитель. Именно на этом месте сам святой Савва, основатель Сербской Церкви, в 1223 году основал монастырь. Все великие сербские династии, владеющие этими землям: Неманичи, Балшичи, Црноевичи, щедро одаривали обитель. В момент наивысшего расцвета сербского царства при царе Душане в монастыре было несколько сотен монахов и он являлся одним из самых значительных духовных центров на западе Балкан. Царь Душан связал судьбу монастыря со Святой Землей, сделав монастырь подворьем сербского монастыря св. Архангела Михаила в Старом Граде Иерусалиме. Начиная с конца XIV века, обитель стала убежищем для иноков со святой горы Синай, которые перенесли сюда и свой монашеский устав. В XV веке палестинские и синайские иноки еще более прославили монастырь. Самым удивительным игуменом этого времени был благодатный старец Никон-Иерусалимец, автор знаменитого Шестоднева и Горичского Изборника.

http://pravoslavie.ru/51147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III ПОЛИТ Иоанн Полит [греч. Ιωννης Πολτης] († июль 1021), патриарх Антиохийский (с 4 окт. 996). Уроженец К-поля, чем, возможно, объясняется его прозвище ( Πλις - Город, одно из названий К-поля). До возведения на Патриаршество был хартофилаксом храма Св. Софии. Поставлен на Антиохийскую кафедру после вынужденного отречения патриарха Агапия I (II) (978-996, † сент. 997). Выбор визант. имп. Василием II кандидатуры И. П., члена к-польского клира, не связанного с антиохийской региональной элитой, был определен необходимостью укрепления имперской власти на дальней и недостаточно лояльной властям окраине гос-ва. Этим можно объяснить и то, что И. П. принял поставление не от епископов Антиохийского Патриархата, а в К-поле. Визант. канонист прп. Никон Черногорец в 31-й гл. «Тактикона» (2-я пол. XI в.) объяснял поступок И. П. тем, что патриарх Агапий готов был вернуться на Патриарший престол, поэтому И. П., не имея опоры в Сирии, принял сан от К-польского патриарха, за к-рым письменно закрепил право поставления Антиохийских патриархов в будущем. Эта практика сохранялась, по-видимому, до нач. XIII в. После похода Василия II в Сирию в 999 г. Фатимидский халифат и Византия начали переговоры о мире. Фатимидское посольство во главе с Иерусалимским патриархом Орестом в 1000 г. проехало через Антиохию, направляясь в К-поль. На встрече Ореста и И. П. было достигнуто соглашение о передаче Антиохийским патриархом Иерусалимской Церкви прав на выплаты из Грузии, традиционно производившиеся за получение компонентов св. мира. Относительная политическая стабильность, установившаяся на Ближ. Востоке в 1-й пол. XI в., способствовала активным контактам восточнохрист. Церквей. Известно о напряженной дискуссии по поводу расхождений в вычислении даты Пасхи 1007 г., охватившей ближневост. христ. мир от Армении до Египта. В урегулировании конфликта важную роль сыграл Арсений , патриарх Александрийский, осуществлявший в это время также управление Иерусалимской Церковью; вероятно, между ним и И. П. велась переписка по этому вопросу. В отличие от иерусалимских христиан антиохийская паства без возражений приняла дату, за к-рую выступал Египет.

http://pravenc.ru/text/469622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ II [Николай Студит] († 7 или 8 окт. 1030), патриарх Антиохийский (с 17 янв. 1025). До поставления на Патриаршество был игуменом к-польского Студийского монастыря , насельники к-рого в тот период не раз занимали высшие церковные посты. Хиротония Н. прошла в К-поле в соответствии со сложившейся практикой назначать предстоятелей Антиохийской Церкви из рядов византийского, преимущественно столичного, клира, чтобы избежать развития сепаратистских тенденций в Антиохии, которая в 969 г. была отвоевана византийцами у арабов. Летописец Яхья Антиохийский , современник Н., указал дату интронизации и точный срок правления патриарха: 5 лет 8 месяцев и 21 день. Этот источник был использован позднейшими арабо-христ. хронистами - патриархом Макарием III аз-Заимом и свящ. Михаилом Брейком . Визант. канонист XI в. Никон Черногорец со ссылкой на свидетельства Луки, митр. Аназарвского, рукоположенного Н., приводит сведения об аскетическом образе жизни, которому тот следовал и после избрания на Патриаршество. Митр. Лука рассказывал, в частности, что Н., страдая от болезни, отказывался следовать указаниям врачей и уговорам клира о посещении бани, поскольку считал это несовместимым с монашескими обетами. При Н. произошло перенесение мощей одного из его предшественников по кафедре, сщмч. Христофора († 967), из кафедрального собора в патриаршую ризницу ( Zayat H., é d. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (967) par le protospathaire Ibrahîm b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle//POChr. 1952. T. 2. Р. 358). Ок. 1029 г. визант. имп. Роман III Аргир начал гонения на монофизитов (сиро-яковитов и армян), живших в визант. владениях. Яковитский патриарх Иоанн VIII (VII) бар Абдун c 6 архиереями и др. клириками был доставлен в столицу, где К-польский патриарх Алексий Студит убеждал их принять правосл. исповедание. Патриарх Алексий пригласил к участию в прениях и Н., находившегося тогда в К-поле, однако тот отказался; под синодальными документами подпись Н. отсутствует (см.: RegPatr, N 839-840). Яковитский хронист патриарх Михаил Сириец , повествование к-рого, безусловно, нельзя признать объективным, указывает на то, что причиной было уважительное отношение Н. к Иоанну бар Абдуну; возможно, оно возникло в результате совершённого яковитским патриархом исцеления визант. сановника (см. рассказ об этом без указания имени правосл. патриарха: Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 139).

http://pravenc.ru/text/2698594.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010