архиеп. Никон (Рклицкий) Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. В этих немногих строках мы постараемся показать в чем состоит его величие и какое значение он и его наследие имеют для России, для Православия и для человечества. Прежде всего, отметим как понимает владыка Антоний основное призвание России в мире и сущность ее культуры в отличие от других народов мира. «Россию мы любим потому, что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную культуру, русский быт. Эта идея есть царство Божие, эта природа стремление к святости, этот быт выражает собой усилие семисотлетней жизни страны и девятисотлетней жизни народа водворять на земле праведность евангельскую, отвергаться всего, чтобы найти Христа, ставить Его волю, законы Его церкви законом общественной жизни» (Из слова в день четырех Московских святителей 5 октября 1904 г., «Жизнеописание», т. 15, стр. 134). Этой идее России митрополит Антоний и послужил всей своей жизнью. Он не принадлежал к сословному духовенству и происходил из светской среды. Родился он 17 марта 1863 года в дворянской семье помещика Павла Павловича Храповицкого в с. Ватагино Крестицкого уезда Новгородской губернии. Предок его был секретарем императрицы Екатерины II. Дед его сла­вился своей образованностью, увлекался химией и был вольтерьянцем, отец окончил физико-математический факультет и служил сначала в земстве, а затем в Дворянском и Крестьянском банке в С. Петербурге, учрежденном для благоустройства крестьян после их освобождения от крепостной зависимости. Мать владыки Антония Наталия Петровна, урожденная Веригина получила французское воспитание, но при этом была женщина глубокой религиозной настроенности и благочестия и так воспитывала своих четырех сыновей, из которых владыка Антоний был третьим. Она любила вслух читать своим сыновьям Евангелие, которым глубоко заинтересовался тогда маленький мальчик владыка Антоний, он также увлекался рассказами о знаменитом Оптинском старце Амвросии и читал о нем рассказы в «Журнале для всех». Тогда у него созрело решение стать монахом, которому он никогда в жизни не изменял.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Архиеп. Никон (Рклицкий) († 1976 г.) Московская Патриархия и Русская Зарубежная Церковь. (Доклад, сделанный 3/16 ноября 1969 года в Синодальном доме в г. Нью Иорке.) По древнему толкованию священных канонов православный Патриарх для воинствующей Церкви, для народа Божьего, изображает собою Самого Христа, невидимо среди нас пребывающего. Патриарх является отображением божественной славы и любви, средоточием духовной жизни своего народа. Христианская государственная власть должна обезпечить Патриарху возможность осуществления своего призвание на благо народа, и служение его должно протекать в духе и истине. В истории Русской Православной Церкви, начиная от первого ея главы Митрополита Киевского Михаила, причисленного к лику святых, почти всегда ея Первосвятители стояли на высоте своего высокого призвания. В Русской Церкви первосвятителями были сначала Киевские митрополиты, потом Московские, а в 1589 г. было установлено патриаршество, но этим не было внесено существенное изменение в церковном управлении: главе Церкви, до того времени носившему титул митрополита, был предоставлен титул патриарха наравне с древними восточными патриархами, но его положение в Церкви ни в чем не изменилось. В 1721 г. в управлении Русской Православной Церкви произошло существенное изменение – единоличный глава Церкви, патриарх, ранее митрополит, был заменен коллегией под наименованием Святейший Правительствующий Синод под контролем мирского лица – обер-прокурора. Но Русская Православная Церковь , хотя и была стеснена этим, но продолжала находиться под защитой государства и под покровительством православного Царя. Такое положение продолжалось 200 лет и лишь в 1917 году, после происшедшей революции, было возстановлено в России Патриаршество и на Всероссийский Патриарший Престол был избран Святейший Патриарх Тихон, которому сразу же пришлось стать перед лицом безбожной большевицкой революции. Советская власть поставила перед собой главныя цели – поработить русский народ, уничтожить в нем религию и распространить безбожный коммунизм на весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf Детство. 17 марта 1863 года, в день преподобнаго Алексия, человека Божия, в дворянской усадьбе, в с. Ватагино Крестицкаго уезда, Новгородской губернии, в семье Храповицких, принадлежавшей к старинному русскому роду, родился третий сын – Алексий, наш будущий Владыка – Блаженнейший Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Отец Владыки, Павел Павлович Храповицкий, прошел курс физико-математическаго факультета Петербургскаго университета и посвятил себя деятельности на пользу народа во вновь открытых земских учреждениях. Он был умеренный либерал и не сошелся во взглядах со своими сослуживцами, делившимися на революционеров и крепостников. Поэтому он вскоре оставил земскую службу и поступил сначала в Волжско-Камский Банк а затем по открытии правительством Дворянскаго и Крестьянскаго Банка, предназначеннаго к благоустройству дворянства и крестьянства, незадолго до этого освобожденнаго от крепостной зависимости, перешел на службу в этот банк. Здесь он не жалел своих сил и здоровья и скончался 58 лет от роду, оставив по себе память человека, славившаго своей честностью и благородством. Мать Владыки – Наталия Петровна, урожд. Веригина – дочь малороссийскаго Харьковскаго помещика. Она получила широкое образование с французским влиянием и пользовалась в обществе исключительным уважением за свою чистоту и благочестие. Она любила посещать церкви и монастыри, много молилась Богу дома по большому молитвослову Киевской печати, 17 века и читала своим четырем сыновьям вслух Евангелие. Скончалась она 70 лет, в своем поместьи Ватагино. Когда мальчику Алексею исполнилось 7 лет, его отец получил должность секретаря губернской земской управы в г. Новгороде и вся семья переехала в этот город, сняв большую квартиру в двух шагах от Софийскаго Собора. Новгородский Софийский Собор X века – один из самых знаменитых исторических храмов в России. В нем, среди других святынь, почивали св. мощи великаго учителя Церкви святителя Кирилла Александрийскаго , утвердившаго учение о двух естествах Спасителя. Храм этот был средоточием русской жизни при Александре Невском во время покорения Руси татарами. Из него вышли – вдохновитель русской государственности и воспитатель перваго Московскаго Царя Иоанна Васильевича Грознаго – Московский Митрополит Макарий и Всероссийский Патриарх великий Никон и он явился главным источником религиознаго вдохновения нашего современнаго Святителя Блаженнейшаго Владыки Митрополита Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Беседа с первоиерархом РПЦЗ о новостях Восточно-Американской епархии, о супругах духовенства и о Кресто-Воздвиженском монастыре (штат Западная Вирджиния) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_70362.html 19 ноября 2009 Беседа с первоиерархом РПЦЗ о новостях Восточно-Американской епархии, о супругах духовенства и о Кресто-Воздвиженском монастыре (штат Западная Вирджиния) Источник:  http://www.russianorthodoxchurch.ws/ Официальный сайт РПЦЗ Владимирском храме-памятнике, где был избран новый состав Епархиального Совета, который немедленно провел первое заседание под Вашим председательством. На заседании совет принял ряд важнейших решений касательно епархиальной администрации. Одним из главных решений стало открытие нового епархиального центра в Ховелле, Нью-Джерси. Как Вы оцениваете работу новой администрации за последние шесть месяцев? – Я очень доволен, что администрация поступила энергично и продуманно, определила наши административные недостатки, и мы стараемся, с Божией помощью, всё упорядочить. Кроме того, мы планируем создавать новые конкретные миссии и начинания; работать с молодежью и благотворительными организациями, и всегда смотреть в будущее. – Члены Епархиального совета часто опираются на опыт и наследие архиеп. Никона (Рклицкого). Почему наследие владыки Никона так важно для нас в сегодняшний день? – Приснопамятный архиепископ Никон был выдающимся архипастырем и одним из кандидатов в первоиерархи в 1964 г. При нем епархиальная жизнь была на высоте. Он всецело отдавал себя епархии, был очень общительным, знающим и любвеобильным человеком. Время его служения пришлось на период активного роста, когда церковные общины создавались беженцами из России. Сегодня ситуация изменилась: мы должны укреплять приходы, где со временем стареют прихожане, одновременно воцерковляя новых членов прихода, иммигрировавших в последние годы из России и СНГ. Мы также должны заниматься миссионерской работой в США, поскольку свидетельство о Православии и привлечение людей в лоно церковное для спасения их душ входит в обязанности как священнослужителей, так и всех православных христиан.

http://religare.ru/2_70362_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отец Валерий мог своим словом проникать в самую глубину душ» На 91-м году отошел ко Господу старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов 25.05.2018 979 Время на чтение 4 минуты Сегодня ночью, на 91-м году, почил в Бозе протопресвитер Валерий Лукьянов . Это ОГРОМНАЯ потеря для РПЦЗ и для всего Православного мира. Это огромная потеря для нас, кто любил и чтил о. Валерия как своего духовного наставника. Прошло всего несколько часов, как душа р.б. отошла ко Господу Богу. Мы еще не привыкли к потере. Мы чувствуем, что душа этого великого пастыря среди нас, что она совершает обход наших домов, умов и сердец. Она взывает в нашей памяти те многочисленные моменты радости общения с Богом и духовного просветления, которые нам дарил о.Валерий через свои проповеди, молитвы и многие часы личных бесед. Со временем очевидно появятся многие публикации, в которых будет описан непростой и долгий жизненный путь о. Валерия, истоки которого начинались в колонии русских эмигрантов в Шанхае. Очевидно будут упомянуты имена величайших духовных светочей Русского Зарубежья, с которыми он соприкасался: свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, митрополит Филарет (Вознесенский), митрополит Лавр (Шкурла), Архиепископ Иоанн (Максимович), Архиепископ Никон (Рклицкий), архиепископ Аверкий (Таушев), архимандрит Константин (Зайцев), проф. Андреевский, Николай Тальберг и мн. др. То было великое время, вошедшее в историю время потерь и созиданий, и отец Валерий был его частью. С уходом из жизни таких людей история беднеет и бледнеет. Уж больше не плодит Земля таких выдающихся людей, выживших в горниле Гражданской войны, и несмотря на горечь трагических потерь, пронесших через всю свою жизнь любовь к матери Церкви, к России и что самое ценное в этих жестоких условиях – любовь к людям. Любовь к людям – наипервейшая заповедь Божья, и отец Валерий щедро дарил её всем своим духовным чадам и всем кто его окружал. Отец Валерий был не только великим пастырем, но и выдающимся богословом. Его перу принадлежат многочисленные труды, такие как: Духовная качественность общественной молитвы. – Джорданвилль, 1970; Источник воды живой: Записки паломника. — 1980; Душе моя, возстани: Сборник духовных сочинений. – 1993; Радость о Господе: Сборник духовных сочинений. – 2000; Богослужебные заметки: Опыт разъяснения практической стороны богослужения Православной Церкви. − 2006; Светильник благодати: Семь слов иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского. Святитель Иоанн в жизни молодежи и детей. – 2010, и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/25/ot...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления Доклад архиепископа Феофана Полтавского (1874-1940) был написан им во второй половине 20-х годов и содержит в себе опровержение учения митр. Антония (Храповицкого). Публикуемый текст Доклада значительно отличается от того сокращенного варианта, который дважды публиковался: Русским Валаамским обществом и в 1997 г. обществом св. Василия Великого. Центральной темой Доклада является учение митр. Антония о едином естестве человеческом, разбору которого посвящена первая глава. Архиепископ Феофан на основании прп. Максима Исповедника и других отцов Церкви доказывает, что в богословии единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности: " В отношении же к неделимым тварного естества, и в частности к людям, понятие " единого " берется в смысле безусловного единства только отвлеченно, поскольку всякое понятие рода или вида одно. В применении же к действительности оно указывает лишь на одинаковость природы всех неделимых данного рода " . А это значит, что невозможно и коллективное Богообщение, которое проповедуют как протестанты (и " восточного обряда " , как о. Александр Шмеман), так и православные, как о. Иустин (Попович). Эта тема отсутствует в уже опубликованных вариантах Доклада, тогда как " Жизнеописание митр. Антония " (архиеп. Никон (Рклицкий), Нью-Йорк, 1961. Т. 8) свидетельствует, что именно с опровержения этого учения начинался оригинальный текст Доклада архиепископа Феофана Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Другой по важности темой, мало затронутой прежними публикациями, является ошибочное учение митр. Антония о первородном грехе. Введение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

прот. Пётр Перекрестов Часть IV. Воспоминания о святителе Иоанне П.Е. Ковалевский. Пример святости и благочестия 556 Православная Церковь за рубежом не только вела все 50 лет большую культурную и просветительную работу, но дала много примеров святости и благочестия. Мы ограничимся только шестью примерами, хотя подвижников было очень много. ...Третьим подвижником был архиепископ Иоанн (Максимович) , которого при жизни многие считали юродивым и только после смерти оценили его высокую христианскую добродетель. Он спас тысячи своих пасомых из Китая и был удивительным аскетом и молитвенником. Архиепископ Никон (Рклицкий).Хиротония архиепископа Иоанна 557 Последней хиротонией, которую совершил владыка Антоний (Храповицкий) , была хиротония иеромонаха Иоанна (Максимовича) в сан епископа Шанхайского. Епископ Иоанн принял епископский сан 38 лет от роду. Он происходит из дворянской семьи Харьковской губернии и был обретен владыкой Антонием в Харькове в 1914 году. После окончания кадетского корпуса он окончил юридический факультет в России и богословский факультет в Белграде и затем в сане иеромонаха служил преподавателем в Битольской духовной семинарии, приняв пострижение в Мильковском монастыре от владыки Антония. В Битоле иеромонах Иоанн обнаружил себя как ревностный молитвенник. Его полюбило местное македонское и греческое население, для которого он совершал службы на греческом языке. При вручении ему жезла владыка Антоний сказал следующее: «На моих глазах прошло многое множество архиерейских хиротоний, на которых я присутствовал еще с детства и еще тогда вслушивался в приветственные слова новым архиереям. Помню, как престарелый митрополит Петербургский и Новгородский Исидор, вручая жезл новым епископам, говорил: “Мудреного здесь ничего нет, старайся только исполнять две заповеди – хорошо служи и не важничай”. Ты больше всего на свете любишь службу Божию, а важности у тебя не только никакой нет, но твоя простота безгранична, так что эти заветы ты выполнишь в полной мере. Живя чистым девственником, ты не возгордись и не говори, как говорил фарисей: несмь якоже прочии человецы, хищницы... прелюбодее ( Лк. 18:11 ), да оградит Господь твое сердце от таких чувств. Молись со смирением, и эта молитва постоянно будет обогащать твое сердце. Вот это мои скромные тебе пожелания и пожелания предстоящих здесь преосвященных архиереев. Ты любишь Божественную службу и сохрани эту любовь во все дальнейшие дни твоей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Скачать epub pdf (8/21 августа 1873 г. – 8/21 августа 1973 г.) В годы страшных бедствий, постигших великий русский народ, Божественный Промысл воздвиг многих самоотверженных и мудрых мужей, указывавших путь, идя по которому Россия не только избежала бы всех своих бедствий, но и пришла бы к небывалому величию, славе и расцвету. В нашей Зарубежной Руси такими славными мужами были – главным образом приснопамятный Митрополит Антоний и два его ученика, по Московской Духовной Академии – Митрополит Анастасий и по Казанской Духовной Академии – Архиепископ Виталий. От времени их рождения ныне исполняется столетие. Они были от детства своего избранниками Божиими – чистые девственники, самоотверженные подвижники и от юности своей посвятившие себя служению Церкви Божией. В эти дни сего славного столетия на меня, бывшего в течение 14 лет в Америке помощником и сотрудником Архиепископа Виталия, возложена честь написать эти строки о нем. Архиепископ Виталий в своей подвижнической и многотрудной и самоотверженной жизни прошел служение пророческое, святительское и народное. Перейдя из земной Церкви в Церковь торжествующую, небесную, он оставил нам священные заветы и знамя, которым русский народ может одержать победу над своим врагом – безбожным коммунизмом. Эти заветы его жизнь, а вещественное знамя – основанный им Св. Владимирский Храм Памятник – памятник былой Святой Руси и знамя надежды на ея воскресение, – Св. Троицкий Монастырь и Св. Троицкая Духовная Семинария, при нем разросшиеся и укрепленные. В годы смуты перед мысленным взором Архиепископа Виталия предстояла Русская Православная Церковь и Россия, которым он самоотверженно служил. В докладе Епархиальному Съезду в г. Нью-Иорке 19 марта 1935 года Архиепископ Виталий сказал следующия слова: «Вы помните эту нашу родную величественную матерь, Русскую Церковь , как она стояла до войны? На шестую часть вселенной раскинулась. Больше ста миллионов членов. Сколько она племен и народов соединила во едино с русским народом! Какое господствующее ея положение было в христианском мире! Она оказывала высокое покровительство и помощь Вселенским Патриархам, славянским и прочим православным Церквам, 115 епархий, огромныя Миссии в Китае, в Америке, в Японии, в Корее, в Персии, в Иерусалиме, 160 архиереев, более 50 тысяч подготовленных священнослужителей, еще более церквей, 1000 монастырей, более 50 тысяч иночествующих, 4 академии, 80 семинарий, 2½ миллиона учащихся в церковных школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Скачать epub pdf III. Братство Русской Правды После окончания гражданской войны в России, и разселения эмиграции заграницей, в 20-ых годах, в эмиграции было организовано «Братство Русской Правды», которое поставило своей задачей освобождение русскаго народа от коммунистической власти через вооруженную борьбу. Главным основателем «Братства Русской Правды», предоставившим материальныя средства на его деятельность, был Герцог Георгий Николаевич Лейхтенбергский, обладавший в Германии имущественными владениями и фамильными драгоценностями значительной стоимости. В организации и руководстве Братством принимали деятельное участие ген. П. Н. Краснов и писатель Соколов-Кречетов, которые вдохновляли и составляли всю литературу Братства, направлявшуюся в советскую Россию. Главными представителями Братства были: в Париже – Бурцев, в Прибалтике Светлейший Князь Л. П. Ливен, на Дальнем Востоке Д. В. Гондатти, в Югославии С. Н. Палеолог и сен. С. Н. Трегубов, в Соединенных Штатах А. А. Вонсяцкий. Деятельное участие в работе Братства принимал гр. В. В. Мусин-Пушкин, впоследствии принявший священный сан и скончавшийся в 1958 году в звании строителя и настоятеля Св. Владимирскаго Храма Памятника в Кассвиле, в С. Ш. Братство действовало с ведома и одобрения Великаго Князя Николая Николаевича и ген. П. Н. Врангеля и продолжало белую борьбу с узурпаторами власти в России, приостановившуюся с эвакуацией Русской Армии заграницу. В своей внутренней жизни Братство было строго секретной организацией. Во главе Братства был Верховный Круг, а его исполнительным органом был Основной Круг. В различных странах были представители Братства, так называемые «общественные гаранты». «Братчики не знали друг друга и получали свои директивы только от своих непосредственных руководителей. На всех границах советской России, а также внутри ея были устроены братские пункты, с которыми были связаны центры Братства. 1. Послание владыки Антония о вооруженной борьбе с большевиками. В связи с деятельностью «Братства Русской Правды» владыка Антоний в 1930 году опубликовал следующее свое послание 25 . Архипастырское послание ко всем православным Русским людям в Подъяремной России и в Зарубежье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Скачать epub pdf IX. Русской молодежи 77 Владыка Антоний горячо любил русскую молодежь и имел на нее глубокое влияние, которое многих из молодежи покоряло на всю жизнь. В эмиграции, в Югославии владыка Антоний старался навещать русския учебныя заведения как только имел для этого возможность, а когда такой возможности у него не было, сначала по отсутствию средств для оплаты своего проезда по железной дороге, а затем по своей болезни, владыка Антоний писал в учебныя заведения трогательныя послания, которыя мы и приводим ниже в хронологической последовательности. Первая статья, которую владыка Антоний написал для нашего журнала, по нашей просьбе, это было описание его впечатлений от перваго посещения русских кадетских корпусов в. Югославии. 1. Наши кадетские корпуса 78 . Два добрых сербских министра – народнаго просвещения и путей сообщения достали мне безплатный билет до конца настоящаго года по всем сербским железным дорогам для посещения русских школ. Немало не медля, я пустился в объезд последних и за краткое время своих путешествий посетил три кадетских корпуса, две гимназии и один женский институт. Более всего я интересовался корпусами, расположенными как раз в трех противоположных углах Королевства; в каждом корпусе я гостил по три-четыре дня, высиживал в каждом по пять цельных уроков и совершал литургии и всенощныя. Должен признаться, что, как воспитанник классической гимназии эпохи Димитрия Толстого, я, как и мои товарищи в эпоху зеленой юности, взирали на военныя школы несколько свысока и думали, что юнкера умеют только маршировать и танцевать. Но уже с начала 20 века пришлось радикально изменить такой взгляд и замечать, что школа – военная – лучшая школа в России, а гражданская – падает стремглав в сторону безпутства и анархии; что в военной школе и учатся больше и ведут себя лучше, чем в гражданской. Последнюю развращала постоянная смена министров и отмена классической системы ничем не замененной, а первую подымало нравственное влияние высокого друга юношей Великаго Князя Константина Константиновича и сознанная правительством необходимость поднять образование и нравственную дисциплину во всей Армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010