Сортировать по Исключить новости Искра нелицемерного желания исправиться (+аудио) Почему человек, который обижал людей, вдруг сделался милостивым и щедрым, вдруг весь изменился? 14 февраля, 2016 Почему человек, который обижал людей, вдруг сделался милостивым и щедрым, вдруг весь изменился? Слово в Неделю о Закхее преподобного Никона Оптинского (Беляева). Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В нынешнем Евангелии (Лк. 19:1-10), как вы слышали, читалось про Закхея-мытаря, как Господь Иисус Христос посетил его и как это посещение изменило, исправило его жизнь. Мытарями назывались люди, которые собирали подати. Часто допускали они злоупотребления при сборе податей, обижали людей, брали с них лишнее, и потому были у всех в презрении как грешники. Таков был и Закхей. Но Господь не возгнушался его грехами, не возгнушался им самим. Он обещает посетить его, прийти к нему домой. Радостью исполнилось сердце Закхея, принял он Господа в дому своем, и это посещение произвело на него такое впечатление, что весь он изменился. Он в сердце своем сделался иным, не таким, каким был, и обещал Господу исправление жизни. «Господи, – говорит он, – я возвращу не только всё чужое, мне не принадлежащее, взятое по неправде, но и из собственного моего имения буду раздавать милостыню» (ср. Лк. 19:8). Вот какая перемена произошла в Закхее. Почему это так? Почему этот человек, который обижал людей, вдруг сделался милостивым и щедрым, вдруг весь изменился? Потому, возлюбленные братья и сестры, что возненавидел свой грех. Увидел у себя Христа – Чистого, Святого, Безгрешного. И в сравнении с Ним увидел свою греховность, свою нечистоту, свое нравственное падение. Увидел он это, и в сердце его зажглась искра нелицемерного желания исправиться. На это я обращаю особенное ваше внимание. К нам, духовникам, приходят больные душою люди. Приходят вроде бы каяться в своих грехах, но потом выясняется, что искренней решимости расстаться с каким-либо любимым своим грехом у них нет. Это нежелание оставить грех, эта тайная любовь ко греху и делает то, что не получается у человека искреннего покаяния и потому не получается и исцеления души. Каким человек был до исповеди, таким продолжает оставаться и после нее. Но так быть не должно! Надобно, подобно Закхею, искренно возненавидеть свой грех, пожелать всей душою своей исправиться и возлюбить Закон Божий.

http://pravmir.ru/iskra-nelitsemernogo-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Никон (Беляев), архим. Фотография. 1929 г. (Беляев Георгий Николаевич; 15.08.1886, с. Савельево Серпуховского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи священника. В 1902 г. окончил Коломенское ДУ по 2-му разряду, в 1908 г.- МДС по 2-му разряду. Был назначен учителем в 2-классную церковноприходскую школу им. имп. Александра III в с. Чашникове Верейского у. Московской губ. Школа считалась лучшей среди 2-классных церковноприходских школ Московской губ. и находилась под попечительством своего основателя, уроженца села Муромского еп. Никона (Рождественского ; с 1913 архиепископ), с которым Георгий Беляев поддерживал тесные личные отношения и вел переписку до смерти архиерея. При Троицкой ц. в с. Чашникове Г. Н. Беляев создал Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. В марте 1918 г. рукоположен во иерея. В авг. того же года назначен священником на место отца в Троицкую ц. в с. Протопопове Коломенского у. Свящ. Георгий Беляев решил не брать вознаграждений за совершение треб, но довольствоваться тем, что прихожане подадут сами. В авг. 1919 г. по его инициативе был устроен сбор продуктов на содержание псаломщика и сторожа. Когда продукты были уже собраны и отвезены старосте, их реквизировали представители местных властей; свящ. Георгий Беляев был арестован и отправлен в тюрьму в Коломну. Через 3 дня ему объявили, что он осужден на 2 недели принудительных работ. Несмотря на угрозы со стороны властей, свящ. Георгий ежедневно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религ. темы, собирал детей и проводил уроки Закона Божия - сначала в нанятом им частном доме, а затем у себя дома. Каждому из детей подарил небольшое Евангелие как напутствие на их дальнейшую христ. жизнь.

http://pravenc.ru/text/2566246.html

Завещание духовным детям История «Завещания духовным детям» Никона Оптинского (Беляева) характерна для эпохи гонений. «Завещание» Никона Оптинского — это наставления старца-исповедника. С пятым томом сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) Никон (Оптинский) Беляев не расставался во время своего тюремного заключения в Калуге с 1927 по 1929 год. Перед этапом на Север ему было разрешено свидание с паствой. Никон Оптинский незаметно вложил книгу епископа Игнатия в широкий рукав монашеского ветошника одной из духовных дочерей, которая и вынесла ее из стен тюрьмы. Драгоценные записи, сделанные на полях книги, — духовное завещание иеромонаха отца Никона своим осиротевшим духовным чадам, живое свидетельство его старческого подвига. Завещание духовным детям. Никон Оптинский (Беляев), преподобный 1. Об изучении Евангельских Заповедей и о жительстве по Евангельским Заповедям Один старец поведал своему ученику, что он, будучи еще мирским, пришел к своим знакомым и между прочим заговорил о Боге, о вере Христовой и о других предметах духовных. Одна из присутствующих не соглашалась с его рассуждениями и даже высказывала свое неверие и, во всяком случае, несогласие с учением Церкви Православной.    Не будучи в состоянии убедить разгорячившуюся собеседницу, он сказал: " А что, если бы ваш покойный родитель или кто другой из близких ваших, явившись вам, засвидетельствовали бы истину того, что утверждает Святая Церковь – поверили бы Вы тогда или нет? " – " Нет " , – ответила она. – " Ну вот! Это только подтверждает Святое Евангелие, говорящее: " Аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры " , – это и требовалось доказать " .   Вот до какого безумия может дойти человек, желающий жить по своей воле, а не в послушании св. евангельскому учению. Кто не захочет принять Св. Евангелие сердцем своим и жить по нему, для того не вразумительны самые лучшие проповеди и назидания, самые убедительные доказательства.   Делание душевное спасительное заключается в усвоении уму и сердцу святого евангельского учения. К великому прискорбию часто люди (как иноки, так и мирские, считающие себя христианами), любящие читать Св. Евангелие, ходить в Церковь и вообще принадлежащие к Св. Православной Церкви или считающие себя таковыми – не хотят или не стараются во всех вопросах и обстоятельствах жизни применять к себе заповеди евангельские, зная их; как будто они, то есть заповеди, даны для всех, кроме них. Например, прекрасно известно, что Евангелие требует, чтобы мы прощали обиды друг другу. Но нам не хочется простить, мы находим справедливым так или иначе отплатить причинившему нам скорбь и таким образом отрекаемся от Христова учения, если не словами, то своим, сердцем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация Дневник послушника Николая (Беляева), будущего оптинского старца и исповедника преподобного Никона — уникальный документ. Дневник Никона Оптинского открывает нам сокровенные страницы начального этапа духовного становления старца, великого святого — действительно редкий случай. На страницах этого Дневника читатель встретит прежде всего две фигуры — самого послушника и его наставника — Варсонофия Оптинского (Дневник содержит много наставлений этого старца). Этот Дневник писался в первые три года пребывания будущего старца Никона в Оптине — 1907-1910 гг. Дневник состоял из трех тетрадей: последние две и начальные страницы первой утеряны. Ко всему прочему, издатели Дневника Никона Оптинского сочли уместным не публиковать «второстепенные подробности», записи «сугубо личного характера», «некоторые суждения преп. Варсонофия, которые […] не вполне согласуются с опытом большинства православных святых» и «те места, в которых мысль автора выражена недостаточно внятно». Послушник Николай Беляев, будущий оптинский старец Никон в своем Дневнике в частности писал: «Знаю по себе: хочу и не могу сделать добро, делаю зло. Я даже не могу отличить белого от черного — зла от добра. Жалкое, ужасное состояние, в котором только и может помочь молитва, молитва покаянная. Да, я вижу единый исход из моего положения — это покаяние и приобщение Святых Таин. Прежде должен очистить себя покаянием, а затем принять в себя Тело и Кровь Христа. […] Я не имею в себе жизни, теперь это мне вполне понятно. Я ни разу не говел, не исповедовался, не приобщался. Ни разу. Это ужасно. Что толку, что я каждый год ходил говеть? Какой смысл в таком говении? Еще в прошлом году я, пожалуй, молился, когда приступал к Чаше, но этого далеко недостаточно. Я помню, мне жалко было расстаться с миром, с плотскими наслаждениями, да я и не хотел вовсе с ними расставаться. А это разве покаяние? Нет, тут только одна форма, внешняя сторона. Так не должно быть!Теперь я решил исправиться, хочу переменить жизнь и, кажется, хочу искренно. Если так, то для меня теперь имеет смысл говеть, ибо я намерен говеть по–настоящему, как следует. Я даже надеюсь, что это послужит основанием в моей дальнейшей жизни и деятельности. Я еще хотел в Рождественский пост говеть, но прозевал; да и мои теперешние мысли тогда едва нарождались. Завтра (впрочем, это будет сегодня), если даст Бог, я пойду к батюшке [Варснофию Оптинскому], поговорю, авось разъяснит хоть немного, да, как человек уже пожилой и, по–видимому, искренно верующий, даст, может быть, добрый совет.»

http://pravbiblioteka.ru/book/dnevnik-19...

Сведения об иеромонахе Никоне (Беляеве) Иеромонах Никон (Беляев) ученик старца о. Варсонофия и последний духовник Оптиной пустыни     Рождение - 26 сентября 1888 г.     Именины - 28 сентября     Мирские именины - 6 декабря     Постриг в мантию - 24 мая 1915 г.     Посвящение в сан иеродиакона - 10 апреля 1916 г.     Посвящение в сан иеромонаха - 3 ноября 1917 г.     Умер - 25 июня 1931 г. Предисловие Предисловие Жизнеописание о. иеромонаха Никона (1888-1931 гг.) состоит из следующих частей: его дневника, который он писал, когда поступил в Оптину пустынь в течение трех лет (с 1907 по 1910 г.), и воспоминаний о нем его духовных детей. Сохранились также записи некоторых из его проповедей. Он умер еще совсем молодым в ссылке в 1931 г. от туберкулеза. Вся недолгая жизнь о. иеромонаха Никона проникнута глубокой верой в Бога и непоколебимой преданностью Его воле при всех тяжелых обстоятельствах: и в монастыре, и в заключении, и в ссылке - и настолько поучительна, что мы сочли необходимым собрать о нем все имеющиеся сведения (далеко неполные), составляющие это жизнеописание. Часть первая. Дневник Предисловие Жизнеописание о. иеромонаха Никона (1888-1931 гг.) состоит из следующих частей: его дневника, который он писал, когда поступил в Оптину пустынь в течение трех лет (с 1907 по 1910 г.), и воспоминаний о нем его духовных детей. Сохранились также записи некоторых из его проповедей. Он умер еще совсем молодым в ссылке в 1931 г. от туберкулеза. Вся недолгая жизнь о. иеромонаха Никона проникнута глубокой верой в Бога и непоколебимой преданностью Его воле при всех тяжелых обстоятельствах: и в монастыре, и в заключении, и в ссылке - и настолько поучительна, что мы сочли необходимым собрать о нем все имеющиеся сведения (далеко неполные), составляющие это жизнеописание. 1907 г. Часть первая. Дневник 1907 г. 28-29 января Теперь я в первый раз намереваюсь серьезно и осмысленно говеть. Я только теперь понял всю необходимость, всю святость, все величие этих двух Таинств: покаяния и приобщения Тела и Крови Христовых. Все пророки, апостолы и Сам Христос Спаситель и Его Предтеча - Иоанн Креститель - все они начинали свою проповедь словом: " Покайтесь " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Скачать epub pdf Преподобный Никон, исповедник (26 сентября 1888 – 25 июня/8 июля 1931) Преподобный Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев) родился в Москве в благочестивой купеческой семье. В 1907г. Николай вместе с братом Иваном приехали в Оптину пустынь и вскоре были приняты в число братства. В 1908 г. брат Николай стал письмоводителем старца Варсонофия и ею духовным сыном. В 1915 г. Николай был пострижен в мантию. В 1916 г. о. Никон был рукоположен в иеродиакона, в 1917 г. – в иеромонаха. В 1923 г. после окончательного закрытия Оптиной пустыни ее настоятель архим. Исаакий благословил прп. Никона служить и исповедовать в оптинском Казанском храме. Так прп. Никон стал последним оптинским старцем. Тогда же к нему стал направлять своих духовных чад ссыльный прп. Нектарий. В 1927 г. старца Никона арестовали, и он провел три года в лагере, а затем был сослан в Архангельскую область. Условия жизни были крайне тяжелые, о. Никон был болен туберкулезом, но ему приходилось работать на хозяйку квартиры. Умирающего о. Никона перевез в другую деревню о. Петр, также ссыльный оптинец, и вскоре преподобный отошел ко Господу. «Он был всегда одним и тем же, нося на своем лице нечто вроде духовной радости», – вспоминал один иеромонах, видевший прп.Никона в Оптиной и в ссылке. Указание пути ко спасению Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это – единственный свет жизни нашей. Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все. Никто сам по себе не может познавать волю Божию, путь Господень, иметь правильные понятия о духовной жизни и христианской нравственности, если не научит этому Сам Господь. А научает Он того, кто искренно желает этого и просит об этом Господа, кто оказывается способным и достойным этого научения, кто хранит свою совесть, кто стремится к свету, кто понуждает себя на всякое добро.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Аннотация В публикации предлагается фрагмент из дневников профессора догматики МДА А. Д. Беляева , в котором описываются последние дни 1918 г. и первые два дня 1919 г. по старому стилю. В достаточно кратких, но выразительных дневниковых записях автор успевает рассказать о многом, немногословно передать дух и колорит того сурового времени. Центральное описываемое событие – празднование Рождества в Покровском академическом храме, который в то время оставался внутренним духовным оплотом уже в значительной степени разоренной Академии. Описание служения архимандрита Илариона (Троицкого) и пересказ содержания его проповедей позволяют еще лучше представить роль будущего архипастыря и священномученика в сохранении Московской духовной академии в трудные моменты ее бытия. Ключевые слова: Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, Рождество Христово, Покровский академический храм, Октябрьская революция, советская власть, голод, большевики. Дневники профессора догматики Московской духовной академии Александра Дмитриевича Беляева 1 представляют бесценный источник для истории Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры, а также для истории России: жизнь страны в целом видна в них сквозь призму событий, происходивших в этих ключевых центрах духовного образования и монашеской жизни, в настоящей публикации представлены записи последних двух недель 1918 г. и первых двух дней 1919 г. 2 На этот период пришлось празднование Рождества Христова 3 в Покровском академическом храме с предстоятельством архимандрита Илариона (Троицкого) , впоследствии архиепископа Верейского, священномученика. Автор передает свои переживания при первом в истории России праздновании Нового года по новому стилю и радостное впечатление от полуночного молебна под Новый год по старому стилю в Вознесенской церкви Сергиева Посада, прихожанином и членом Приходского совета которой он являлся много лет. Завершился 1918 г. печальным событием – смертью архиепископа Никона (Рождественского) , в первые дни 1919 г. было совершено его погребение в Троице-Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Дневниковые записи 2 Александра Дмитриевича Беляева 3 охватывают период с 15 по 28 апреля 1918 г. по старому стилю. Центральный день церковного года – Пасха, которая праздновалась в тот год 22 апреля – оказывается и центром данного фрагментарного повествования, в другие периоды смутного революционного времени профессор А. Д. Беляев неоднократно бывал в Москве на заседаниях Поместного Собора и на других мероприятиях. Предпасхальные и пасхальные дни он провел в Сергиевом Посаде, бывал в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии на богослужениях и по другим случаям. Таким образом, этот отрывок из дневников предлагает читателю целостное видение духовной атмосферы, сложившейся в Лавре, Академии и во всем Сергиевом Посаде на драматическом изломе между новой революционной реальностью и старым уходящим, но еще очень крепким строем жизни. Автор дает нелицеприятные оценки мероприятиям новой власти, показывает ее слабости, в результате которых она оказалась лишенной поддержки со стороны народа, и наоборот, многотысячный крестный ход на Светлой седмице подчеркивает духовное единство русского народа, еще более сплотившегося вокруг Христа, Церкви и ее истинных пастырей в дни революционной смуты. Особо интересен образ патриарха Тихона, раскрытый в виде небольшого наброска, но при этом очень точно и вдохновенно. Для автора, достаточно критичного и к лицам высшего церковного сана, патриарх – настоящий духовный руководитель русского народа, а его слово беспристрастно, авторитетно и духовно-назидательно. Упоминает профессор Беляев и другого известного архипастыря – архиепископа Никона (Рождественского) , продолжавшего служение в Лавре вплоть до своей мученической и исповеднической смерти в конце 1918 г. Автору более близки и привычны службы в храмах Троице-Сергиевой лавры, нежели в Академии, с тем большим теплом и душевным проникновением рассказывает он о пасхальной службе в академическом Покровском храме. Описания лаврских и академических будней и праздничных служб, с одной стороны, и мероприятий большевиков, с другой, в будущем станут важным материалом для написания детальной истории Лавры и Академии в революционные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Дарите любовь. Государыня императрица Александра Федоровна Романова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-202-3015. 4 .         Заявитель: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Собрание писем оптинского старца Амвросия» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Собрание писем оптинского старца Амвросия». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-202-3016. 5 .         Заявитель: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Никона исповедника)» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Никона исповедника)». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-202-3017. 6 .         Заявитель: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «И. М. Концевич. Оптина пустынь и ее время» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «И. М. Концевич. Оптина пустынь и ее время». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-202-3018. 7 .         Заявитель: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Сортировать по Исключить новости Патерик новоканонизированных святых (Часть IV) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 15 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Преподобноисповедник Оптинский Никон (Беляев) сентября 1888 — †25 июня/8 июля 1931 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 1 Память празднуется 25 июня/8 июля (преставление), 11/24 октября (Собор преподобных Оптинских старцев) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) В повседневной жизни наших мучеников ХХ столетия присутствовало много сурового, возникавшего прежде всего от того, что над каждым днём их жизни в те годы нависала угроза ареста, судебной расправы и чрезвычайных страданий. Самой тогдашней государственной системой они уже были приговорены заочно за разномыслие и разноверие с ней, только приговор осуществлялся для каждого из них в разные годы и дни. Если и не принадлежавшие к Церкви люди, зная об идущих повсюду арестах, тяжело приковывались мыслью и чувством к возможному своему аресту, то тем более поставленные вне закона члены Русской Православной Церкви принуждены были думать о нём. Это постоянное переживание приговорённости приводило иногда к такому перенапряжению, что человек приобретал хроническую болезнь; так болел после лагеря преподобноисповедник Севастиан Оптинский, Карагандинским лагерем награждённый болезнью и по месту страданий и подвигов названный Карагандинским. Каждый стук в дверь, всякое появление на службе в храме незнакомого человека и тем более человека в военной форме вызывали у него тяжёлые переживания и мысли о возможности полной перемены судьбы. Жить можно было в те годы, лишь приобретя страх Божий в предстоянии чистой совести Богу, как бы ежедневно готовясь от земных дел идти на суд Божий. И на этом фоне суровости жизни ХХ века жизнь преподобноисповедника Никона ощущается лугом духовным — потому ли, что сам он был с чуткой и нежной душой, или потому, что рядом с ним был старец, богатый духовно и одарённый многоразличными талантами, преподобный Варсонофий Оптинский, или потому, что это была Оптина пустынь, многие насельники которой ревностно стремились привиться веткой живой на лозе Христовой. Сам быт семьи, в которой в 1888 году родился преподобноисповедник Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев), несколько напоминает быт, описанный в книгах писателя Ивана Шмелёва, впрочем, может быть потому, что и Николай родился в семье небогатых московских купцов.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010