(Никольский Яков Сергеевич; 1.10.1799, погост Новоникольское Каширского у. Тульской губ.- 7.09.1892, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский. Фамилию получил по названию места рождения. Род. в семье диакона Покровской ц. (по приделам называлась также Никольской и Космодамиановской) Сергия Иванова, к-рый скончался вскоре после рождения сына († 23 дек. 1799), оставив 5 сирот. Мать в первые часы вдовства отнесла И. в приходский храм и с молитвой поручила его «попечению Богоматери», положив перед местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери (впосл. митрополит особо почитал этот образ). При помощи мужа старшей сестры, диакона, в 1807 г. Никольский был определен в Тульское ДУ, по окончании к-рого в 1813 г. поступил в Тульскую ДС; исполнял послушание келейника ректора игум. Моисея (Сахарова). 15 авг. 1821 г. Никольский окончил семинарию по 1-му разряду и по предписанию из МДА от 8 июня 1821 г. поступил в СПбДА. Окончил академию в 1825 г. 2-м по списку магистром из 53 выпускников с курсовым соч. «О вере оправдывающей». 22 авг. 1825 г. еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Никольский был пострижен в монашество с именем Исидор в честь прп. Исидора Пелусиота . Вместе с ним постриг приняли буд. архиепископы Нил (Исакович) , Афанасий (Соколов) , Елпидифор (Бенедиктов) и еп. Евгений (Добротворский). 29 авг. того же года И. был рукоположен во диакона, 5 сент. 1825 г. в Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) - во иерея. 28 авг. того же года И. был определен бакалавром СПбДА по классу богословских наук и занял кафедру истолковательного богословия, т. е. Свящ. Писания и герменевтики. В 1825-1829 гг. переработал пособия по этому курсу, с 1828 г. читал также лекции по нравственному богословию. 10 сент. 1825 г. И. был назначен библиотекарем академии, к 1829 г. составил каталоги изданий на древних и новых языках. 17 дек. 1825 г. И. был утвержден в степени кандидата богословия, 30 окт. 1826 г.- в степени магистра. При воцарении Николая I в дек. 1825 г. И. приводил к присяге учащихся столичных духовных школ. С 10 марта 1827 г. действительный член академической конференции, также временно исполнял обязанности инспектора семинарии, с 1829 г.- инспектора академии. 26 авг. 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В 1826-1832 гг. И. участвовал в переводах творений св. отцов (в т. ч. прп. Исидора Пелусиота, свт. Иакова , еп. Нисибинского) и в подготовке статей для ж. «Христианское чтение».

http://pravenc.ru/text/674896.html

Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (Никольский Иаков Сергеевич) Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность. Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию. В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением. В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено. 22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым . † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора. 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября – во иеромонаха. С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения. Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825–1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вышел декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Великая Божия милость " , посвященная празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы . Темой раздела " Подробно " стал церковный хор. В материале Татьяны Кириллиной " Хор расширяет кругозор " - рассказ о созданном год назад молодежном хоре Исаакиевского собора , которым руководит Лариса Христич. Материал Елизаветы Кричфалуший " Живу тогда, когда поет наш хор " знакомит читателей с хором воссозданного храма Рождества Христова на Песках и его регентом Владимиром Львовым. В материале " Хрустальные звуки на берегах Невы " Татьяна Кириллина беседует с исполнительным директором хорового фестиваля духовной музыки " Хрустальная часовня на Невских берегах " Анастасией Мазанкиной: в этом году фестиваль прошел 4-6 ноября. В разделе " Образы и смыслы " о перемене взглядов на события 1917 года некоторых деятелей русской эмиграции Тимур Сунайт беседует с доктором исторических наук Петром Базановым; интервью озаглавлено " Переоценка революции " . В материале из серии " Слово петербургского предстоятеля " Тимур Щукин продолжает знакомить с богословскими высказываниями церковных деятелей, возглавлявших в разное время Санкт-Петербургскую кафедру: приведены отрывки из сочинений митрополитов Исидора (Никольского; 1799-1892) и Палладия (Раева; 1827-1898). Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Елизаветы Кричфалуший " Тридцать лет студенческого храма " о Покровском храме при Политехническом университете . Материал Евгения Перевалова " Поднять из руин " рассказывает о восстановлении храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Елизаветино Гатчинского района, построенного, возможно, по проекту известного архитектора Саввы Чевакинского. Пока работы в самом начале, а о дальнейших планах рассказывает настоятель священноинок Николай (Безуглов) . Материал того же автора " Музейная миссия " - о совместном проекте епархиального миссионерского отдела и Невского благочиния : для школьников Невского района организованы регулярные экскурсии в музей истории Санкт-Петербургской епархии с посещением Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Лопатино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Однопрестольный каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая построен на средства прихожан в 1889 году, освящен 29 июня 1892 года. Православная община распалась в 1931 году, после чего храм приспособили под Дом культуры. В дальнейшем, церковь лишилась своего завершения и колокольни. В августе 1992 года богослужения в Никольском храме возобновились. Здание построено в формах эклектики. К двухсветному крестообразному в плане объему храма с востока примыкает полукруглая апсида, а с запада - трапезная, с равным ей по ширине первым ярусом колокольни. Второй свет храма образуют строенные окна с полуциркульным завершением, обрамленные архивольтом. Нижние проемы имеют такую же форму и отмечены сандриками с треугольным подвышением. Углы храмовой части и колокольни украшены пучками колонн. В декоре широко использованы элементы древнерусской архитектуры: городки, поребрик, гирьки, ниши. С сайта: http://pravoslavie58region.ru Николаевская церковь в селе Лопатине построена на средства прихожан в 1889 г. и освящена 29 июня 1892 г., каменная, теплая, однопрестольная. К ней принадлежат деревянные, под одною кровлею церковно-приходская школа и сторожка. Имеются церковно-приходские училище и попечительство; земли при церкви усадебной и сенокосной нет, а пахотной 33 дес. К этой церкви приписана находящаяся в селе Елшанке того же уезда Параскевийская церковь, построенная на средства госпожи Марии Степановны Лупандиной в 1799 г.; церковь эта старанием госпожи Александры Степановны Лупандиной, священника Иоанна Чернышевского и с помощью других благотворителей в 1870 г. распространена; она деревянная, крепкая, холодная. Престолов в ней, кроме главного, два: в правом – в честь Введения во храм Божией Матери и в левом – во имя Всех святых. Церкви принадлежат построенные под одною кровлею деревянные церковно-приходская школа и сторожка. Церковно-приходское училище имеется; попечительства нет. Дома для священника и одного из псаломщиков церковные; другой псаломщик живет на квартире; казенного жалования положено: священнику 141 руб. 12 коп. и двоим псаломщикам 82 руб. 32 коп. Священник Антоний Феофаров и псаломщики: Андрей Сперанский и Стефан Узенский. Прихожан числится: статских, военных, мещан, дворовых и раскольников обоего пола 2793 души, дворов 468. В приходе одно село Елшанка, в 3-х верстах. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02729

В 1868 г. многолетняя тяжба между монастырём и прихожанами Рождественской церкви, начавшаяся в 1799 г., закончилась разделом монастырской территории и отводом церкви приходу. Пострадавшая при пожаре 1869 г., она восстанавливалась на средства купца Щукина до 1879 г.; иконостас для нового Никольского придела был выполнен мастером Барышевцевым, иконы написаны Бутусиным. В 1871-1872 гг. монастырём была выстроена новая каменная церковь, во имя Иверской Богоматери, на углу Большой улицы и Никольского переулка, и сам монастырь с этого времени получил наименование Иверского. Наконец, в 1892 г. к северу от Рождественской церкви была выстроена каменная часовня в «русском стиле», соимённая погребённому в монастырской ограде (1843) старцу Даниилу. В 17 и 18 веках монастырь использовался как место заключения, с применением пыток и казней. В тюремном отделении содержались члены семьи боярина М. Пушкина, Прасковья Салтыкова — племянница воеводы и впоследствии супруга Иоанна Алексеевича, Швейковская — невеста гетмана Самойловича, Мария Волынская — дочь казненного министра, и др. С 1810 г. при монастыре существовала богадельня, устроенная купцом М.Ф. Хороших. В 1865 г. было открыто женское училище с преподаванием рукоделия, скоро приобретшее широкую известность своими изделиями. В 1888 г. училище было преобразовано в церковно-приходскую школу. Сохранившиеся монастырские постройки — настоятельский и братский корпуса и здание Иверской церкви — не представляют целостного архитектурного ансамбля: широко разбросанные и отделённые друг от друга новой застройкой, они являются, скорее, самостоятельными памятниками архитектуры. http://www.okaryna.ru/node/435 В 1993 году Красноярской и Енисейской епархии был возвращен двухэтажный келейный корпус. Решением Синода РПЦ от 28 декабря 1998 г. Енисейский монастырь был возрожден. В 1998 г. в монастырское ведение по благословению святейшего Патриарха Московского Алексия II указом архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (Черемисова) были переданы здание Иверского храма и келейный корпус, в котором размещались церковные мастерские. Ныне территория старого монастыря практически вся занята частными домами, огородами и школой построенной на фундаменте Христорождественской церкви. Поэтому в настоящее время обитель не имеет цельной ограды и территории. От каменной монастырской ограды сохранились лишь ворота возле Иверского храма. Монастырское кладбище было уничтожено.

http://sobory.ru/article/?object=15131

Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (†250 или 251 год). Жизненный путь прп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V века, и его труды нашли отражение в большой статье, также вошедшей в состав XXVII тома энциклопедии. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на вторую половину XV века. Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72-х других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе — Юрьев, ныне Тарту) в XV веке. Тему непростых отношений между католиками и православными в XV веке продолжает обширный материал, рассказывающей о такой противоречивой фигуре, как Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, кардинал (ум. 1463). Именно этот русский митрополит греко-болгарского происхождения стал одним из творцов Флорентийской унии, за что был осужден и извержен из сана на Соборе в Москве в 1441 году. Новый том энциклопедии содержит крупный материал, посвященный Исидору (Никольскому; 1799-1892), митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому, видному церковному деятелю синодальной эпохи. Рядом размещены и статьи, рассказывающие об иерархах XX-XXI вв. — Исидоре (Богоявленском), епископе Таллинском и Эстонском (1879-1949), и Исидоре (Кириченко), митрополите Екатеринодарском и Кубанском (род. в 1941 году). Читатель XXVII тома также ознакомится с жизнеописаниями Патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (ок. 1300-1350) и Исидора II Ксанфопула (сер. XV века), а также прочесть очерк, рассказывающий о жизни и трудах Исидора из Милета, знаменитого византийского зодчего VI века, построившего храм св. Софии в Константинополе. Обширный материал в новом томе посвящен епископу Исидору Севильскому — выдающемуся латинскому церковному писателю, богослову, энциклопедисту, святому Католической Церкви (кон. VI-VII вв.)

http://patriarchia.ru/db/text/1678860.ht...

Митрополит Исидор Хиротонию владыки Владимира (Богоявленского) летом 1888 года возглавлял митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский; 1799-1892), в то время - старейший иерарх Русской Церкви, годом раньше (1887) хиротонисавший и Антония (Вадковского). Этот иерарх возглавлял столичную митрополию более 32 лет, родившись в эпоху Императора Павла I и скончавшись за два года до воцарения последнего российского самодержца. Владыка Исидор принял таинство хиротонии в октябре 1834 года в Чудовом монастыре Москвы от рук выдающегося церковного деятеля Русской Церкви имперского периода - святителя Филарета (Дроздова; 1782-1867). Свое архипастырское служение владыка Исидор начал как епископ Дмитровский, викарий Московского святителя. Святитель Филарет Свою славу выдающегося церковного администратора и богослова хиротонисавший владыку Исидора (Никольского) свт. Филарет приобрел в Санкт-Петербурге, с церковной и политической жизнью которого связаны многие годы его жизни. Именно он стал первым действительным доктором богословия в России (в 1814), являясь в то время ректором столичной Духовной академии. В столице же, 23 июля 1817 года, по представлению митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Амвросия (Подобедова; 1742-1818), он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, оставаясь и далее ректором академии. А вскоре, 5 августа, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Амвросием, возглавившим хиротонию, будущий святитель был рукоположен во епископа. Разговор об апостольском преемстве можно было бы продолжить и далее, но, думается, сказанного достаточно для того, чтобы сделать некоторые заключения. Среди тех, кто таинством хиротонии оказался связан с митрополитом Владимиром - причем удаляясь только лишь на 150 лет в глубь времен, - и великие богословы (свт. Филарет), и священномученики (митрополиты Владимир и Вениамин), и Патриархи (Алексий I и Пимен). Если представить сказанное в виде краткой формулы, то придется сказать, что преемственно связанные таинством хиротонии с владыкой Владимиром архиереи в большинстве случаев были и его предшественниками в качестве Санкт-Петербургских иерархов. Это ли не лишнее доказательство действия Провидения в истории, не только рационально понимаемой, но и чувствуемой религиозно!

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

3110 Николай Иванович , как деятельный секретарь Братства, много потрудился с изданием «Деяний». Им было составлено предисловие к изданной книге, под его же руководством производилась проверка и сличение прежде изданного текста «Деяний» (в V т. «Дополнений к акт. истор.») с подлинными документами. Очевидно в Синоде было решено выдать Николаю Ивановичу денежную награду за труды по изданию «Деяний», от которой он благородно отказался. 3111 Иеромонах Никольского единоверческого монастыря в Москва, бывший архидиакон Белокриницкой митрополии, ревностный и энергичный помощник Н.И. Субботина по Братству Св. Петра Митрополита. Сконч. 11 июля 1901 г. Между прочим, на о. Филарете как знатоке церковно-славянского языка, лежал труд по исправлению прежде изданного текста «Деяний» на основании подлинного соборного свитка (хранится в Московской Синодальной библиотеке), а также и корректура книги. 3112 Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, статс-секретарь, д.т. советник. Род. 1827 г., сконч. 10 марта 1907 г. 3114 Разумеется, книга, изданная евреем-спекулянтом на средства московских раскольников под заглавием: «Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев», Москва. 1881 г., 366 стр., цена 4 руб. «Книга, как в свое время отозвался о ней в одном из своих писем к Н.И. Субботину К.П. Победоносцеву наполнена ложью, клеветами, искажением исторических фактов, есть даже в ней выдуманные документы и определения Синода небывалые». См. отзыв об этой книге Н.И. Субботина в Брат. Слове 1886. I, 665–574. Кто такой Карлович? См. об этом нашу статью в 42 Церковных Ведомостей за 1912 г., под заглавием: «Еврейский апологет старообрядчества». 3115 Митрополит С.-Петербургский Исидор, в мipe Яков Сергеевич Никольский, замечательный иерарх по своему высокому уму, богатейшему знанию Свящ. Писания, трудоспособности и долголетию. Род. 1 октября 1799 г., сконч. 7 сентября 1892 г. 3116 Профессору С.-Петербургской Дух. Академии по кафедре истории русского расколо-старообрядчества, доктору богословия, глубокому и основательному знатоку своего предмета. Род. 1831 г., сконч. 11 августа 1894 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

336 В те же дни Иннокентий, по докладу Голицына, без предварительных рассуждений в синоде, был назначен епископом в далекий Оренбург. А. С. С., 1819, 46. 340 Насколько самостоятельно действовал теперь в комиссии Голицын, можно убедиться из следующего записанного в журнале его предложения: «Господин министр духовных дел и народного просвещения словесно предложил, что он признает полезным приобресть покупкою для училищных библиотек по экземпляру вновь вышедших на российском языке двух книг: «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова» (продается по шести руб.), и другая: «Опыт деятельного учения о действии Св. Духа в душа» (по 1 р. 50 коп.)». Резолюция комиссии вполне соответствовала предложению: «Рассуждено: По уважению назидательных истин, содержащихся в новоизданных книгах,... купить и препроводить в окружные академии..., что и предоставить распоряжению господина тайного советника Голицына». Арх. ком. дух. училищ, 1820, 2802. Это «Воззвание» было распространено Голицыным в количестве свыше трех тысяч экземпляров. Христианское чтение, 1876 г., январь-февраль. стр. 142 342 Под проектом устава находятся подписи следующих лиц конференции митр. Михаила, архиепископа Филарета Тверского; ректора академии Григория и семинарии Поликарпа; инспектора академии Нафанаила; протоиереев: Стахия Колосова, И. Бедринского, Данкова; священников: Г. Павского , И. Кочетова, Т. Никольского, проф. И. Ветринского и секретаря Ст. Райковского. А. С. С., 1818, 1215. 350 Кстати: в 1822 синодальным указом было предписано московский цензуре принимать от духовных лиц сочинения лишь с ведома и рассмотрения епархиального преосвященного. Архиепископ Филарет тогда же распространил действие этого указа и на академический цензурный комитет. М. Д. Ц., К. 1823. 353 Император Александр I, его жизнь и царствование, Н. К. Шильдера, том IV, стр. 302–303. (СПБ, 1898). 357 А. С. С. 1818, 1215, л.л. 118–119; Очерки истории русской цензуры (1700–1863), А. М. Скабичевского, (Спб., 1892), стр. 187.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Известно, что отношения знаменитого харизматика и чудотворца, протоиерея Андреевского собора в Кронштадте, св. Иоанна со своим петербургским епархиальным начальством складывались неровно. В частности, деятельность святого вызывала раздражение митрополита Исидора (Никольского) (1799–1892 гг.). О митрополите Антонии биограф Кронштадтского пастыря сообщает, что тот завидовал славе о. Иоанна и даже… ненавидел его3. В качестве подтверждения указывают на некоторые попытки митрополита Антония стеснить действия поклонников св. Иоанна. Само по себе это не говорит ни о зависти, ни, тем более, о ненависти. Заметим, что митрополита Антония и св. Иоанна никогда не разделяла в жизни глухая стена. Зная митрополита Антония, который пребывал в Петербурге с 1885 г., Иоанн Кронштадтский послал поздравление его матери, когда владыку назначили на Петербургскую кафедру1. Св. Иоанна неоднократно приглашали сослужить митрополиту Антонию, в частности, при освящении церквей2. В 1902 г. владыка Антоний в сослужении Иоанна Кронштадтского освящал главный храм Иоанновского женского монастыря на Карповке, а в 1908 г., накануне погребения святого, освятил его церковь -усыпальницу, приготовленную о. Иоанном заранее3. И все же слухи о трениях между митрополитом Антонием и Иоанном Кронштадтским не беспочвенны. Попытаемся понять, что разделяло двух выдающихся представителей Православной церкви в России. Повесть Н. С. Лескова «Полунощники» называют иногда сатирой на Иоанна Кронштадтского , отмечая при этом точность писателя в изображении быта той среды, которая долгое время окружала святого. На самом деле образ Иоанна в повести Лескова вызывает симпатию и сочувствие и ни в коей мере не является ни карикатурой, ни сатирой. Что же касается экзальтированного прижизненного почитания святого, то его формы действительно порой были уродливы. Отчасти это связано с тем, что среди тех, кто постоянно теснился вокруг св. Иоанна, появлялись люди, искавшие наживы, желавшие властвовать, распоряжаться. Постоянно ощущалось в Кронштадте и присутствие безумных сектантов «иоаннитов», с которыми сам святой вел постоянную и изнурительную борьбу. Сегодня легко отделять св. Иоанна Кронштадтского от того «кокона» больных характеров, который ужаснул в свое время не одного только Лескова. Но современники вынуждены иметь дело и с человеком, и с его окружением… Можно ли упрекать митрополита Антония за то, что он далеко не всегда и не во всем шел навстречу поклонникам св. Иоанна Кронштадтского ? Скорее, стоит обратить внимание на тактичность поведения владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010