В дек. 1862 г. Г. вновь был схвачен полицией в Екатеринбурге, в апр. следующего года появилось Высочайшее повеление о заключении его в тюрьму Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря «на увещание». Вскоре после заключения старообрядческий архиерей подал прошение о помиловании, оставленное без последствий. Из донесений архим. Спасо-Евфимиева мон-ря Илариона известно, что Г. высоко ставил свою принадлежность к старообрядчеству, епископский сан считал законным, читал книги догматического и духовного содержания, нрава был кроткого. В 1869 г. он дважды подавал прошения: об освобождении из заключения, в чем ему было отказано, и о присоединении к единоверию . В кон. того же года Г. вместе с др. узником Спасо-Евфимиева мон-ря старообрядческим еп. Кононом (Смирновым (Дураковым)) по приглашению архим. Павла (Прусского) посетил Никольский единоверческий мон-рь . Старообрядческие архиереи также побывали в Синодальной (Патриаршей) б-ке и ризнице, в кремлевских соборах, ознакомились с Хлудовской б-кой. В апр. 1870 г. вышло Высочайшее повеление «об освобождении епископа Геннадия из арестантского отделения Спасо-Евфимиева монастыря для присоединения его к единоверию в московском единоверческом монастыре, с оставлением в оном на жительстве в иноческом образе» (цит. по: Пругавин. Старообрядческие архиереи. С. 450). Однако, оказавшись в Никольском мон-ре, Г. соглашался присоединиться к единоверию в епископском сане. Для властей это было неприемлемо, и в нач. нояб. Г. был возвращен в суздальскую монастырскую тюрьму. 9 сент. 1881 г. Г. вместе с др. старообрядческими архиереями (Кононом и Аркадием (Дорофеевым) ) был освобожден из Спасо-Евфимиева мон-ря. К концу заключения, как явствует из письма гр. П. П. Шувалову старообрядцев, ходатайствовавших об освобождении своих епископов, Г. находился «в душевно-болезненном состоянии или был близок к этому печальному положению». Тем не менее он смог присоединиться к обещанию, данному узниками, «по христианскому закону повиноваться Его Величеству до конца живота» (РГБ ОР. Ф. 246. К. 205. 12. Л. 59). Местом жительства Г. после освобождения была назначена Казань, откуда он вскоре перебрался в Харьков. Здесь его активность не понравилась местным властям, и они в 1884 г. ходатайствовали о высылке старообрядческого епископа в г. Виндаву Курляндской губ. (ныне Вентспилс, Латвия). Вскоре стало известно, что Г. отправился в Хвалынск, затем в Златоуст в Уфимской губ., вслед. чего Синод поставил вопрос о его возвращении в Спасо-Евфимиев мон-рь. Однако к этому времени Г. перебрался в старообрядческий Тисский мон-рь в честь Рожества Иоанна Предотечи в Румынии, где впосл. скончался.

http://pravenc.ru/text/162086.html

Аввакум. Икона из Никольского единоверческого мон-ря. Нач. XVIII в. (ГИМ) Аввакум. Икона из Никольского единоверческого мон-ря. Нач. XVIII в. (ГИМ) В Москве А. был весьма благосклонно принят царем и его ближайшим окружением, познакомился и вел полемику с Симеоном Полоцким и Епифанием (Славинецким) , получал подарки от царедворцев, беседовал с царским духовником Лукьяном Кирилловым, Рязанским архиеп. Иларионом, окольничими Р. М. Стрешневым и Ф. М. Ртищевым , спорил с ними «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», стал духовным отцом боярыни Ф. П. Морозовой , ее сестры кнг. Е. П. Урусовой и мн. др. московских «старолюбцев». Несмотря на подношения и посулы со стороны властей (в т. ч. обещание сделать его справщиком на Печатном дворе), А., относившийся к новым обрядам с прежней нетерпимостью, «паки заворчал» - написал царю гневную челобитную, «чтоб он старое благочестие взыскал», и стал открыто проповедовать свои взгляды. В авг. 1664 г. было принято решение сослать А. с семьей в Пустозерск. С дороги, из Холмогор, он написал в окт. 1664 г. челобитную царю с просьбой из-за трудности зимнего пути оставить его «зде, на Холмогорах». Благодаря заступничеству Ивана Неронова, к тому времени уже примирившегося с Церковью, а также из-за отказа кеврольских и верховских крестьян дать прогонные деньги и подводы местом ссылки А. стала Мезень (прибыл сюда с семьей и домочадцами 29 дек. 1664). В кон. 1665 - нач. 1666 г. в связи с подготовкой к Собору (начался в февр. 1666) были арестованы вожди старообрядческой оппозиции. 1 марта 1666 г. был привезен в Москву и А., к-рого отдали на увещание Крутицкому митр. Павлу. «Он же меня у себя на дворе,- вспоминал А.,- привлачая к своей прелестной вере, томил всяко пять дней, и козновав, и стязався со мною». 9 марта А. перевели «под начал» в Пафнутиев боровский монастырь . После бурной полемики на Соборе А. и его единомышленники, диак. Федор Иванов и суздальский свящ. Никита Добрынин , были 13 мая 1666 г. лишены сана и анафематствованы в Успенском соборе, после чего их, закованных в цепи, поместили в Никольский Угрешский мон-рь , где 2 июня Федор и Никита раскаялись и подписали требуемые от них грамоты. В нач. сент. А. вновь был переведен в тюрьму Пафнутиева боровского мон-ря, где его безуспешно уговаривали покаяться и примириться с Церковью. В этих увещаниях принимали участие А. С. Матвеев и дьяк Д. М. Башмаков.

http://pravenc.ru/text/62574.html

Мастерская Г. выполнила ряд ответственных заказов: реставрацию икон ТСЛ, Успенского, Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля, кремлевской Мироваренной палаты; росписи соборов в Варшаве, Петергофе, в Саровской и Югской Дорофеевой пустынях, в Новоспасском, Знаменском, Страстном, Перервинском, Гуслицком, Козельщинском и Никольском единоверческом мон-рях; работы за границей - в Андреевском скиту на Афоне, в храмах Токио, Киото, Мацуямы, в Буэнос-Айресе, Берлине, Вене. К прославлению прп. Серафима Саровского в 1903 г. были выполнены иконописные работы для украшения раки святого и сени над его мощами (сохр. фотография крышки раки - РГИА. Ф. 835. Оп. 2. Ед. 200. Л. 17). Известно неск. крупных работ мастерской Г. для столичных храмов (не сохр.). Ок. 1906 г. были написаны образа для иконостаса ц. Иверской иконы Божией Матери при имп. Жен. педагогическом ин-те в С.-Петербурге. В 1910-1911 гг. исполнен иконостас и запрестольный образ для ц. Благовещения Богородицы при гимназии Рус. собрания. В нач. 10-х гг. XX в. вместе с Н. С. Емельяновым, Г. О. Чириковым Г. писал копии древних икон для собора Феодоровской иконы Божией Матери, возведенного в С.-Петербурге в память 300-летия царствования Дома Романовых. Тогда же по древним образцам в мастерской создан 2-ярусный иконостас с.-петербургского храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах) - памятника погибшим в Цусимском сражении морякам. Икона работы Г. находилась в нижнем пещерном храме во имя прп. Серафима Саровского в государевом Феодоровском соборе в Царском Селе (освящен в 1912). К 1916 г. написаны иконы для домовой ц. Спаса Нерукотворного при Военно-походной канцелярии. В нач. XX в. по заказу Комитета попечительства о рус. иконописи в числе др. мстёрских иконописцев (известны особой склонностью к «подстаринному» письму) Г. выполнял точные копии древних прославленных визант. и рус. икон для издания Лицевого иконописного подлинника ( Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. (Лицевой иконописный подлинник; 1)). К этой группе принадлежит 8 икон разных иконографий из собрания ГРМ, скопированных Г. в 1902-1903 гг. с произведений, хранившихся в Никольском единоверческом мон-ре и в старообрядческой молельне на Преображенском кладбище в Москве, «Спас Нерукотворный» 1902 г.- с почитаемого образа из московского Андроникова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168404.html

П. Липранди, длилось ок. 2 месяцев. Узнав, что протоколы допросов иногда читает император, Г. дал подробные показания в форме прошения императору «дозволить в России белокриницкое священство». Г. был осужден, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, затем в Шлиссельбургскую крепость. В последние годы жизни написал исповедь-автобиографию «Предсмертная грамота Превечному Божеству», ранее составил «Жизнеописание инока Павла» (рукописи обоих сочинений не опубл., хранились у Н. И. Субботина , к-рый использовал их при работе над «Историей так называемого австрийского, или белокриницкого, священства»). А. В. Панкратов Почти 20-летнее заключение подорвало телесные и душевные силы Г. В 1865 г. он узнал от коменданта Шлиссельбургской крепости о присоединении к РПЦ на началах единоверия неск. видных членов Белокриницкой иерархии. 2 дек. Г. обратился с прошением, в к-ром выразил желание перейти в единоверие с сохранением сана архимандрита и с назначением места «на всегдашнее пребывание» в учреждаемом в Москве Никольском единоверческом мон-ре (основан 16 мая 1866). (О тяжелейшем состоянии духа Г. свидетельствуют его слова, сказанные коменданту: «Пусть... освободят меня, и я поверю всему».) 30 мая 1866 г. Синод постановил считать «освобождение Леонова из заключения вредным для Православия, а помещение его на жительство в новоучрежденный московский единоверческий монастырь не безопасным для обители» (РГИА. Ф. 796. Оп. 147. Д. 538. Л. 3-3 об., 10-12 об., 15-17). 9 янв. 1868 г. на имя обер-прокурора Синода был подан рапорт главного священника армии и флота прот. Михаила Богословского о присоединении «крестьянина Герасима Колпакова» к Православию на правах единоверия. 8 марта решением Синода Г. был определен насельником Гуслицкого мон-ря, настоятелем в к-ром был игум. Парфений, знакомый Г. по Серковскому мон-рю. Несмотря на то что 30 марта игум. Парфений писал Дмитровскому еп. Леониду (Краснопевкову) о невозможности иметь за Г. в мон-ре «крепкий надзор», 24 апр. старообрядец был привезен в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/164861.html

1985. С. 67); писал иконы в ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове ( Токмаков. 1889. С. 21-22); «починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 16. 26079). На рубеже 1688 и 1689 гг. З. «погорел и разорился без остатку»; на восстановление из Оружейной палаты ему было выдано 10 р. (Там же. 26441). В 1691 г. З. написал диаконские врата для Высокопетровского мон-ря; в 1697 г.- для придела св. Иоанна Предтечи в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в имении Узкое писал иконы, к-рые сохранялись там вплоть до нач. XX в. ( Гурьянов. 1904); в 1698 г. для деисусного ряда Спасо-Преображенской ц. в Вязёмах исполнил икону апостолов Петра и Павла ( Шереметев. 1916). Последней известной работой З. в 1700 г. стала сохранившаяся до настоящего времени 2-сторонняя икона «Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном» с изображением на обороте Голгофского креста (ГММК). Образ кон. XIV - нач. XV в. был поновлен З. (икона, согласно сведениям реставрации 1980 г., была полностью переписана, расчищена), о чем сообщала надпись: «...поновлен сей святый чудотворный образ Спасителев греческаго письма во вторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым» (цит. по: РИБ. М., 1876. Т. 3. С. 587). Последние упоминания о З. датированы 1701 и 1702 гг. в связи с его поручительством об иконописцах Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123 об., 156; Ед. хр. 1031. Л. 332 об.). Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 100, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 115, 122; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверческого мон-ря в Москве. М., 1904; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 81-85; Шереметев П. С. Вязёмы. Пг., 1916. С. 49, 193, 198. Лит.: Токмаков И. Ф. Сборник мат-лов для VIII Археол. съезда в Москве. М., 1889. Вып. 2: Моск. губерния и ее святыни: История, археология, статистика; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 381-384; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 49, 54; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря//ВМУ: Ист. 1985. 2. С. 66-67; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. 1988. Кат. 151, 152; Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 1996. С. 5, 19, 22-27, 29, 31-34, 57, 62, 108, 121, 138; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 229-234 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199835.html

На Преображенском кладбище сохранялась федосеевская община. Летом 1867 г. митр. Филарет благословил П. П. отправиться в старообрядческое с. Поим Чембарского у. Пензенской губ. (ныне Беликовского р-на Пензенской обл.), инициатором поездки был местный поморец К. Н. Крючков. Усилиями П. П. в Поиме было положено начало единоверческому приходу, позднее был построен большой собор. Крючков присоединился к православной Церкви, впосл. стал протоиереем, миссионером. (Во 2-й пол. ХХ в. село вновь стало старообрядческим, здесь преобладали последователи Спасова согласия и поморцы.) 25 февр. 1868 г. еп. Леонид (Краснопевков) , викарий Московской епархии, совершил присоединение П. П. к православной Церкви на началах единоверия. Также были присоединены бывш. старообрядческий Тульчинский еп. Иустин (Игнатьев), бывш. настоятель беспоповской киновии близ г. Зенсбурга (ныне г. Мронгово, Польша), и 15 учеников П. П. 16 окт. 1868 г. Московский митр. Иннокентий (Вениаминов) назначил П. П. настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, 26 нояб. П. П. был рукоположен во диакона, 15 дек.- во иерея, 21 июня 1870 г. возведен в сан игумена, 31 марта 1879 г.- в сан архимандрита. П. П. стал одним из самых известных миссионеров Русской Церкви. Его поездки к старообрядцам, переходившие одна в другую, продолжались по несколько лет. В 1867-1870 гг. он ездил в Литву к беспоповцам, пожелавшим присоединиться к православной Церкви, но прежде выслушать авторитетного проповедника из бывш. федосеевцев, чья подвижническая жизнь была им хорошо известна. Вскоре миссионер предпринял еще одну поездку в эти места, т. к. староверы написали викарию Литовской епархии Ковенскому еп. Иосифу (Дроздову), что желают присоединиться к Церкви и хотят, чтобы совершителем присоединения стал П. П. В 1870 г. жившие в с. Климоуцы старообрядцы просили митр. Московского Иннокентия, чтобы он направил к ним П. П. для присоединения их к Церкви, поэтому из Вильны миссионер сразу направился в Австрийскую империю. В 1871 г. П. П. предпринял 5-месячное путешествие на свою родину, в Сызрань.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

Собрание О., составившее начальное ядро хлудовской коллекции, разместилось в особняке нового владельца в Хлудовском (ныне Хомутовском) тупике, д. 5а (здание сохр.). Благодаря своим большим финансовым возможностям Хлудов значительно расширил коллекцию рукописей и старопечатных книг (их число составило соответственно 524 и 717 номеров). Помня пожелание О., Хлудов завещал свое собрание Никольскому единоверческому монастырю , при к-ром с 1872 г. существовало Петра митрополита братство и велись активные собеседования со старообрядцами. Освящение и открытие б-ки для публики состоялось 17 июля 1883 г. После упразднения мон-ря в 1917 г. его рукописно-книжное собрание было передано в Исторический музей . Поскольку О. не пользовался экслибрисом, первоначально принадлежавшие ему рукописи растворились в обширном собрании Хлудова. Можно предположить, что они составляют часть раздела старообрядческих сочинений, среди др. памятников включающего рукописи, переписанные московскими старообрядцами во 2-й четв.- сер. XIX в. Углубленное изучение памятников, в т. ч. своего собрания, О. обратил на службу миссионерскому делу. Как писал собиратель, «из чтения и сличения приобретенных мною древних книг и рукописей ясно открывается вся несправедливость уклонения старообрядцев от единения со святою православною Церковию». Активно участвуя в полемике со старообрядцами, О. увидел необходимость составить в помощь синодальным миссионерам подборку выписок из древних рукописных и старопечатных книг в защиту послереформенных обрядов. Эта обширная подборка в 2 частях была опубликована в Университетской типографии в Москве в 1862 г. на средства Хлудова. В предисловии составитель сформулировал главные выводы своей работы: «Старопечатные церковно-богослужебные книги свидетельствуют, 1) что вне истинной Церкви нет спасения, что истинная Церковь имеет священный, ведущий свое начало от времен апостольских чин иерархии, без которого не может быть ни законного священства, ни правильного совершения таинств… Из самых старопечатных книг и рукописей видно, 2) что исправление их и предпринято и совершено по необходимости... не произвольно, но по соборному определению» (Выписки. 1862. Ч. 1. С. I-III).

http://pravenc.ru/text/2578227.html

Г. являлся членом ОЛДП, Петроградского и Московского археологических ин-тов, МАО, Комиссии по осмотру и изучению церковной старины Москвы и Московской епархии, Ростовского музея церковных древностей, Владимирской губ. ученой архивной комиссии, Румянцевского музея, нек-рых благотворительных учреждений. Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими свт. Алексием Московским и прп. Серафимом Саровским. Иконописец В. П. Гурьянов. 1912 г. (ГТГ) Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими свт. Алексием Московским и прп. Серафимом Саровским. Иконописец В. П. Гурьянов. 1912 г. (ГТГ) Др. значительное направление деятельности Г.- публикация памятников древнерус. живописи и лит-ры. Благодаря Г. увидели свет такие издания, как «Переводы с древних икон» (1902), «Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве» (1904), «Иконы Спасителя письма Симона Ушакова» (1907) и др. В них, в частности, встречаются ссылки на иконы и прориси из собственной коллекции Г. Мастер снимал прориси с древних памятников, напр. с уникальной иконы «Московские святые» 2-й пол. XVII в. из старообрядческой молельни на Преображенском кладбище в Москве ( Успенский А. И. Икона с изображ. Моск. святых из молитвенного дома Преображенского старообр. кладбища в Москве//Моск. ЦВед. 1902. 40. С. 465-466; Маркелов. Святые Др. Руси. С. 340-341, 616-617. 169). После событий 1917 г. художник, очевидно, вернулся в Мстёру ( Семеновский Д. Н. Мстёра. М.; Иваново, 1937. С. 137-138). В наст. время в музейных, церковных и частных собраниях выявлено ок. 40 икон с подписями Г., выполненными, как правило, мелкими буквами справа возле нижней лузги, на обороте иногда встречается штамп мастерской или дарственная надпись художника. Наиболее ранним произведением является Казанская икона Божией Матери 1892 г. (частное собрание), написанная, очевидно, самим Г. по заказу А. М. Гордеева ( Данченко Е. А. , Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XVII-XX вв.: (По данным обследования церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 1994. С. 14-15. 41). Иверская икона Божией Матери 1898 г. (частное собрание), согласно подписи, «в меньшем размере точная копия» чудотворного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. Аналогичный список большого размера создан в 1901 г. (ГРМ) как дар Е. В. Богданович от московских хоругвеносцев, в числе к-рых поименован Г. К авторским произведениям мастера, по мнению К. Коткаваара, относится икона Божией Матери «Иерусалимская» 1901 г. из Нововалаамского мон-ря в Финляндии ( Kotkavaara. 2000. S. 77, 80). Вкладом мч. имп. Николая II в часовню г. Торнио являлся образ «Спас Нерукотворный» 1909 г. (Музей Правосл. Церкви в Куопио, Финляндия).

http://pravenc.ru/text/168404.html

Второе издание книги О., проверенное по подлинникам и значительно дополненное, было подготовлено Братством св. Петра митрополита в 1872 г. Существенную по объему редакторскую работу выполнил член совета Братства иером. Филарет под руководством и при участии архим. Павла Прусского. Новую редакцию «Выписок...» отличает большая корректность формулировок, упорядочение структуры. В 1-й ч. разделы 5-6, имевшие заостренно полемические заголовки, были объединены под новым заглавием: «О священном, и его обетовании, и о необходимости веровать в оные». Во 2-й ч. материал «отделений» 4-7 был перераспределен между разделами, которые получили следующие названия: 4. «О перстосложении для крестного знамения»; 5. «О древности некоторых священнодействий, отвергаемых глаголемыми старообрядцами или почитаемых ими за нововведения»; 6. «О различии уставов о поклонах и церковном пении и о древности некоторых обрядов, порицаемых глаголемыми старообрядцами»; 7. «О том, что некоторые слабости и недостатки, поставляемые глаголемыми старообрядцами в вину их отделения от Церкви, бывали и прежде среди христиан, но Церковию были терпимы и не считались достаточным поводом к отделению от Церкви даже у строгих ревнителей православия и нравственности христианской». Во 2-м издании круг источников был существенно расширен за счет новых изданий (публикаций памятников, церковной периодики) и рукописей. Редакторы воспользовались рукописями из библиотек Хлудова (помимо тех, к-рые ранее принадлежали О.), Никольского единоверческого мон-ря, Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , Троице-Сергиевой лавры, МДА. Нек-рые добавления были весьма важными: напр., древнейший список Слова Ипполита, папы Римского, об антихристе из б-ки Чудова мон-ря (ГИМ. Чуд. 12, кон. XII в.), Толкования на 16 пророков XV-XVI вв. В то же время редакторы отказались от упоминания таких авторитетных для старообрядцев текстов, как Житие прп. Евфросина Псковского и «Поморские ответы». Данная редакция «Выписок...» О. неоднократно перепечатывалась в московской Синодальной тип. (1883, 1888, 1896, 1914). Судя по числу изданий, «Выписки...» О. на протяжении полувека служили подспорьем для миссионеров правосл. Церкви в полемических беседах со старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/2578227.html

п. Западноевроп. редкая книга представлена изданиями XV в. (в т. ч. альдинами, среди к-рых «Гипнэротомахия Полифила», труды Цицерона и др.), книгами типографии А. Кобергера (напр., «Книга хроник» Г. Шеделя с раскрашенными от руки гравюрами) и т. п. Среди изданий XVI в. можно назвать продукцию лионского типографа С. Грифия, предприятия К. Плантена и его наследников в Антверпене и Лейдене, франц. типографов и издателей Этьеннов, базельских издателей Фробенов и Генрикпетри и др. Издания XVII в. представлены большим числом томов; имеются хорошо подобранная коллекция Эльзевиров, ранее принадлежавшая акад. Н. П. Лихачеву , полный экземпляр европ. топографий М. Цайлера с иллюстрациями М. Мериана и др. Среди изданий XVIII в. выделяются франц. роскошные издания басен Ж. Лафонтена с гравюрами по рисункам Ж. Б. Удри, собрание сочинений Ж. Расина в издании Фирмен-Дидо, «Энциклопедия» Д. Дидро и Ж. Л. Д " Аламбера и др. Редкие издания рус. и зарубежных карт и атласов XVI-XVIII вв. хранятся в секторе картографии. В БАН хранятся рукописи Архангельского собрания, состоящего из книг Архангельской ДС, Архангельской миссионерской б-ки, Антониева Сийского , Николаевского Корельского мон-рей, отдельные рукописи из Соловецкого мон-ря и Тихвинского в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-рей, собрания устюжского Успенского собора, греч. рукописи Русского археологического ин-та в К-поле; рукописные книги из б-к архиеп. Афанасия (Любимова), архиеп. Феофана (Прокоповича), еп. Павла (Доброхотова), А. А. Дмитриевского , Никольского, М. К. Бобровского . В БАН хранится значительное количество старообрядческих рукописей, поступивших в виде коллекций от частных лиц (собрание В. Г. Дружинина , старообрядческого наставника М. А. Епифанова , единоверческой церкви и об-ва старообрядцев поморского согласия в С.-Петербурге, купца Ф. А. Плигина, Ф. А. Каликина) или привезенных из археографических экспедиций (Белокриницкое, Беломорское, Вятское, Двинское, Казачье, Неманское, Семеновское собрания). В БАН попала часть книг и рукописей С.-Петербургской католической ДА. В БАН хранятся иностранные книги и рукописи из Несвижской б-ки Радзивиллов, собрания Ф. А. Толстого, гр. С. Г. Строганова, музея г. Енисейска, рус. и слав. рукописи из собраний Э. И. Калужняцкого, Н. Я. Колобова, В. В. Лукьянова, Н. Е. Ончукова, Ф. М. Плюшкина, Н. Ф. Романченко, П. А. Сырку, Н. В. Тимофеева, А. И. Яцимирского и др. Б-ки Петра I, Ломоносова, архиеп. Феофилакта (Лопатинского), Полярной комиссии хранятся как отдельные коллекции; имеются также собрания «Вольной печати» (книги XIX в., изданные за границей) и рус. зарубежья.

http://pravenc.ru/text/63754.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010