Священномученик Павел родился 8 сентября 1896 года в городе Зарайске Рязанской губернии в семье псаломщика Дмитрия Павловича Никольского. Окончив Рязанскую духовную семинарию в 1916 году, когда уже шла Первая мировая война, был призван на военную службу и служил в чине прапорщика. В 1918 году он демобилизовался и направился в село Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии, где его отец служил диаконом в Богоявленском храме. Он приехал сюда в то время, когда в нескольких уездах Рязанской губернии крестьяне восстали против насилия большевиков, и хотя Павел никакого участия в восстании не принимал, после его разгрома он был арестован вместе с крестьянами и просидел полтора месяца в тюрьме. Позже был признан невиновным и мобилизован в Красную Армию, где стал учителем и секретарем военкома. В 1922 году Павел Дмитриевич был рукоположен во диакона, а затем во священника к Ильинскому храму в селе Лобково Михайловского уезда; с 1928 года он стал служить в храме в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Тросна Зарайского района. В июне 1929 года отец Павел обратился к уполномоченному местного земельного общества с просьбой выделить ему землю в аренду. Вопрос был поставлен на рассмотрение общего собрания, и крестьяне проголосовали за выделение земли священнику, что вызвало раздражение местных властей. В ОГПУ был отправлен анонимный донос.  Этого оказалось достаточно для ареста и заключения в коломенскую тюрьму, произошедших 5 января 1930 года. 3 февраля 1930 года отца Павла приговорили к трем годам заключения в концлагере и отправили на Север. Вернувшись из заключения в 1932 году, о. Павел поселился сначала в городе Серебряные Пруды, а в 1938 году переехал в Зарайск. В 1940 году ему было предложено покинуть Зарайск, как расположенный слишком близко к столице, и он переехал в Рязань. В храме он не служил, но ходил молиться в Скорбященскую церковь, духовенство которой знало его как священника отбывшего заключение. 30 июня 1941 года, спустя неделю после начала Великой Отечественной войны, по ложному доносу  сложившего с себя сан священника он был арестован и заключен в рязанскую тюрьму. Обвинения в антисоветской деятельности категорически отвергал. Но 6 июля следствие уже было закончено. 22 сентября 1941 года отца Павла приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и этапом отправили в Вятлаг, куда он прибыл 5 мая 1942 года. Тяжелые условия жизни и каторжной работы в концлагере, где во время войны заключенных иногда переставали кормить, стали для него непосильны. Священник Павел Никольский скончался от голода 22 января 1943 года и был погребен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-189-...

Корнилий (Попов Константин Константинович), митр. б. Горьковский и Арзамасский Родился 7 августа 1874 года в с. Никольском, Грезовецкого уезда, Вологодской губернии. День Ангела 19 мая на память преп. Корнилия Комельского. В 1894 году окончил Вологодскую духовную семинарию и определен псаломщиком при церкви с. Иревково. В 1896 году рукоположен во священника и назначен противораскольническим миссионером и наблюдателем церковных школ Пермского уезда. Овдовел в 1897 году. В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен на должность Ярославского миссионера. 12 сент.1909 года пострижен в монашество и оставлен в той же должности. 27 сент.1912 года возведен в сан архимандрита, а в 1913 году по совместительству назначен настоятелем Троице-Варницкого Ростовского монастыря Ярославской епархии. 5 июля 1915 года хиротонисан во епископа Рыбинского, вик. Ярославской епархии с оставлением настоятелем Афанасьевского монастыря в гор. Ярославле. Управлял епархией по 1919 год. 15 февраля 1921 года Патриарх Тихон назначил его епископом Сумским, вик. Харьковской епархии. В сентябре 1922 года уклонился в обновленческий раскол, в котором и пребывал до 1943 года. При переходе в обновленческий раскол сложил с себя монашество. За указанный период он занимал ряд обновленческих архиерейских кафедр: С 1923 г. (фактически), а официально с 19 сентября 1922 г. по I авг.1923 года – епископ Вологодский. Был участником 2-го обновленческого т.н. «Всероссийского Поместного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. (См. « Дeяhuя II -го Всерос. Поместного Собора Пр.Ц.» М. 2-е мая 1923 года, стр.6–7). С 23 января 1924 года – архиепископ Ярославский. С 10 апреля 1925 года – архиепископ Саратовский. С I сент.1925 года – митрополит Уральский с местопребыванием в гор. Свердловске. С 22 сент.1926 года – митрополит Воронежский и всея Центральной Черноземной области. Член обновленческого Свящ. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

5. Благодарить губернатора Еврейской автономной области Н.М.Волкова за всемерное содействие в строительстве Благовещенского кафедрального собора и в развитии церковной жизни в Биробиджанской епархии, а также благотворителей, без существенной помощи которых было бы невозможно в предельно короткие сроки это осуществить. 6. Благодарить Преосвященного митрополита Ювеналия за понесенные труды по возложенному на него Святейшим Патриархом Алексием II послушанию. ЖУРНАЛ N 74 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Брянской епархии: протоиерея Александра (Левицкого; 1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия (Тютюнова; 1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна (Никольского; 1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия (Удиловича; 1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана (Корницкого; 1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина (Соколова; 1875 — 25 марта 1938), священника Алексия (Красновского; 1886 — 11 августа 1938), священника Павла (Никольского; 189622 января 1943), священника Петра (Успенского; 1876 — 12 марта 1938), священника Алексия (Троицкого; 1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха Андроника (Сурикова; 1885 — 22 сентября 1938), протодиакона Николая (Тохтуева; 1903 — 17 мая 1943), диакона Павла (Широкогорова; 1878 — 6 марта 1938), Ольги (Кошелевой; 1874 — 6 марта 1939);

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

6 октября 2005 г. от Брянской епархии: протоиерея Александра Левицкого (1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия Тютюнова (1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна Никольского (1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия Удиловича (1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана Корницкого (1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина Соколова (1875 — 25 марта 1938), священника Алексия Красновского (1886 — 11 августа 1938), священника Павла Никольского (189622 января 1943), священника Петра Успенского (1876 — 12 марта 1938), священника Алексия Троицкого (1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха Андроника (Сурикова; 1885 — 22 сентября 1938), протодиакона Николая Тохтуева (1903 — 17 мая 1943), диакона Павла Широкогорова (1878 — 6 марта 1938), Ольгу Кошелеву (1874 — 6 марта 1939); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеимона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937), иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931). 27 декабря 2005 г. от Архангельской епархии: архимандрита Павла (Моисеева; 1849 — 30 сентября 1918), архимандрита Феодосия (Соболева; 1842 — 30 сентября 1918), иеромонаха Никодима (Щапкова; 1852 — 30 сентября 1918), иеромонаха Серафима (Кулакова; 1874 — 30 сентября 1918), игумена Леонида (Молчанова; 1872 — 13 ноября 1918); от Екатеринбургской епархии: священника Алексия Кротенкова (1878 — 18 апреля 1930); от Московской епархии: протоиерея Димитрия Розанова (1890 — 9 октября 1937), протоиерея Николая Скворцова (1875 — 27 сентября 1937), протоиерея Александра Левитского (1876 — 9 октября 1937), иеросхимонаха Дионисия (Петушкова; 1863 — 10 июня 1931), игумена Владимира (Терентьева; 1872 — 3 марта 1933), священника Василия Малахова (1873 — 24 марта 1937), священника Константина Любомудрова (1879 — 19 ноября 1937), священника Алексия Протопопова (1880 — 4 мая 1938), диакона Николая Аристова (1872 — 10 июня 1931), псаломщика Михаила Маркова (1884 — 12 марта 1938), послушницу Анастасию (Титову; 1873 — 17 декабря 1937), послушницу Марию (Носову; 1872 — 10 мая 1938), послушницу Евдокию (Павлову; 1876 — 20 апреля 1939), Игнатия Маркова (1876 — 10 июня 1931), Петра Юдина (1877—10 июня 1931).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

6. Благодарить Преосвященного митрополита Ювеналия за понесенные труды по возложенному на него послушанию Святейшего Патриарха Алексия II. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР   митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ        митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ     митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей КИРИЛЛ   митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ епископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии КЛИМЕНТ ЖУРНАЛ 74 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Брянской епархии: протоиерея Александра (Левицкого; 1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия (Тютюнова; 1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна (Никольского; 1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия (Удиловича; 1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана (Корницкого; 1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина (Соколова; 1875 — 25 марта 1938), священника Алексия (Красновского; 1886 — 11 августа 1938), священника Павла (Никольского; 189622 января 1943), священника Петра (Успенского; 1876 — 12 марта 1938), священника Алексия (Троицкого; 1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха  Андроника  (Сурикова;   1885  —  22   сентября   1938),   протодиакона Николая (Тохтуева; 1903 — 17 мая 1943), диакона Павла (Широкогорова; 1878 — 6 марта 1938), Ольги (Кошелевой; 1874 — 6 марта 1939); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеймона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937) и иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931).

http://patriarchia.ru/db/text/51765.html

353 Лоррен (Lorrain; наст, фамилия – Желле, Gellee) Клод; (1600 – 23 ноября 1682) – французский художник. 301 Лосский Николай Онуфриевич; (6 декабря 1870 – 24 января 1965) – русский философ, представитель интуитивизма и персонализма. Окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета (1898). 1900–1921 преподавал в С.-Петербургском университете. 27 февраля 1921 избран членом Совета Петроградского философского общества. Член-учредитель философского кружка при Петроградском университете. В 1922 году выслан из России. Преподавал философию в Праге (Русский университет, Карлов университет), профессор Братиславского университета (1930–1945). Профессор кафедры философии в ДА в Нью-Йорке (1947–1950), преподавал философию в Свято-Владимирской Духовной Семинарии в Нью-Йорке (1950–1953). См.: Лосский Н. О. Жизнь и философский путь. Мюнхен, 1968. 226, 227, 249, 250, 265, 280 Луговая Ольга Николаевна; (21 июня 1889 – ?). Окончила Ксениинский институт. Чертежница. Посещала богословские чтения кружка при Андреевском соборе В начале 1920-х училась в Богословском институте. В 1923 была под следствием. Арестована в марте 1929 по делу кружка «Воскресенье». Приговорена 22 июля 1929 к 3 годам Соловецких лагерей. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 154. 245 Лука, св. апостол и евангелист . 259 Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович); (27 апреля 1877 – 11 июня 1961). В 1896 окончил гимназию и художественное училище в Киеве, в 1903 – медицинский факультет Киевского университета. В 1904 работал в Читинском госпитале, в 1905–1917 – земский врач в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губ. Доктор медицины (1896). С 1917 – главный врач Ташкентской больницы, с 1920 – профессор Ташкентского университета. С 12 февраля 1921 – священник Ташкентского собора, 12 мая 1923 тайно хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. В октябре 1923 приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. С 25 января 1925 по сентябрь 1927 – снова епископ Ташкентский, с 5 октября по 11 ноября 1927 – епископ Елецкий. С ноября 1927 – в ссылке в Красноярском крае, служил в местных храмах, работал врачом. В 1930 арестован в Ташкенте. Приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. 1930–1933 – в ссылке в Архангельске. 13 декабря 1937 арестован по обвинению в шпионаже. Обвинение не подписал. 1937–1941 – в заключении в тюрьмах. 1941 – в ссылке в Красноярском крае. Работал хирургом в районной больнице. 30 сентября 1941 переведен в Красноярск консультантом в эвакогоспиталь. Служил в Никольской церкви Красноярска. В 1941–1943 – главный хирург Красноярского эвакогоспиталя для тяжелораненых. С осени 1942 – архиепископ Красноярский, с января 1944 – Тамбовский и Мичуринский. За свои медицинские книги удостоен Сталинской премии первой степени, с 9 апреля 1946 – архиепископ Симферопольский и Крымский. Причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1920х годах богослужения в церкви еще продолжались, в 1924 году здесь прошел Всероссийский Собор Древлеправославной церкви (то есть беглопоповцев – старообрядцев, принимавших священников официальной церкви). Но уже в начале 1930х годов она оказалась закрыта. Прихожане смогли забрать с собой иконостас и перенести его в придел Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище. Здание же на Малой Андроньевской превратилось в клуб, переходивший от одного предприятия к другому. В процессе приспособления здания для новых целей были утрачены не только все церковные интерьеры, но и заштукатурен декор западного фасада, разобран шатер колокольни и сломаны главы церкви. Здание находится в искаженном состоянии и сегодня. Автор статьи Никита История московского кафедрального собора иже во святых Отца нашего Николы Мирликийского. К столетию основания Древлеправославной Никольско-Рогожской общины. Московский храм Николы Мирликийского Никольско-Рогожской общины древлеправославных христиан-старообрядцев, несмотря на то, что действовал всего семнадцать лет, имеет продолжительную предысторию и драматические последствия, продолжающиеся вплоть до наших дней. Первоначальная древлеправославная Никольская моленная находилась в доме Худяковых на Вороньей улице (при советской власти — Тулинская, т.е. Ленинская, ныне — ул. Сергия Радонежского), что близ Рогожской заставы. Ее ктитором был купец Михаил Федорович Ясашнов. Он-то и стал инициатором создания в Москве Никольско-Рогожской общины, которая была зарегистрирована ровно сто лет назад — в 1908 г. Само наименование общины «Никольско-Рогожской» не было случайным: в нем подчеркивалась ее преемственность с первой единой общиной всех московских поповцев (не разделенных на «белокриницких» и «беглопоповцев»), которые являлись прихожанами старейшего старообрядческого Никольского храма, построенного в 1776 г. на Рогожском кладбище. В 1855 г. при насильственном насаждении синодальным митрополитом Филаретом Дроздовым единоверия этот храм вместе со всем убранством, книгами, иконами, хоругвями, облачениями, священными сосудами и другим церковным имуществом был, как тогда выражались, «обращен в единоверческий», а попросту — конфискован у старообрядцев. Уже при советской власти верующие древлеправославной Никольско-Рогожской общины, лишившись храма на Малой Андроньевской, вновь оказались на Рогожском кладбище и более полувека (с начала 1930-х до 1990 г.г.) молились в северном приделе дорогого для всех поповцев Рогожского храма Николы Чудотворца. Но по грехам нашим Рогожская Никольская церковь в настоящее время принадлежит новообрядческому Московскому патриархату и пока еще не возвращена своим законным владельцам — древлеправославным христианам.

http://sobory.ru/article/?object=25767

Из первой книги трактат первый под заглавием; «Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла» был составлен первоначально в качестве актовой речи, которая и прочитана на годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1896 г., в субботу 2-й седмицы великого поста (см. о сем «Церковный Вестник» 8 за 22-е февраля 1896 г., стлб. 248–251; «Прибавления к Церковным Ведомостям» 9 за 2-е марта 1896 г., стр. 336б–338а и ср. стр. 342б; «С.-Петербургский Духовный Вестник» 8 за 23-е февраля 1896 г., стр. 144б–146б; «С.-Петербургския Ведомости» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Правительственный Вестник» 39,за 18-е февраля 1896 г.; «Новое Время» 7.175 за 19-е февраля 1896 г.; «Новости» 48 за 18-е февраля 1896 г.; «Петербургская Газета» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Петербургский Листок» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Московския Ведомости» 51 за 21-е февраля 1896 г.; «Русское Слово» 48 за 20-е февраля 1896 г. и ср. 50 за 21-е февраля), а напечатана (с некоторыми стилистическими «корректурами», сделанными без ведома автора цензором – ректором Академии, епископом Иоанном Кратировым, † 11 февраля 1909 г.: см. о нем «Христ. Чтение» 1909 г., 3, стр. 421–440) в сборнике «Годичный акт в С.-Петербургской Духовной Академии в 1896 году (17 февраля, Спб. 1896, стр. 1–150, и в «Христ. Чтении» 1896 г., вып. II, стр. 241–388.. Отсюда было 150 отдельных оттисков в обложках под этим же заглавием, но с прибавлением: «библейско-богословское изследование» (Спб. 1896, стр. 3–150; на стр. 1–«содержание настоящего изследования»), а о нем см. отзывы Л. Т. (т. е. Льва Александровича Тихомирова ) в «Московских Ведомостях» 300 за 31 октября 1896 г. и у L’abbe Fr. Grivec в «Öasopis katolického duchovenstva» 1905 (Pragae Bohemorum) XLVI (LXXI), 1, p. 86–87 (почешски) и 88–90 (полатыни); 2, р. 197–199 и 200–201 (полатыни все вместе в особой перепечатке отсюда «Slavorum litterae theologicae» I, p. 21–24), при чем проф. Η. И. Барсов († 1903 г., III, 30) находил в «Страннике» 1896 г., 11–12 («К учению о сущности или природе христианской литургийной проповеди »), стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

“Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года». “Правда о религии в России», МП, 1942, стр.449–451, стр.24. «Рус. Прав. Цер. и Вел .от.война», стр.24–25. “Послание возлюбленным о Христе чадам Святой Прав.Русской Церкви 22 июня 1942 года». «Русск. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.29–31. “Послание всем верным чадам нашей Святой Православной Русской Церкви, в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года». «Русск. Прав. Церк. и Вел. от. война», стр.32–34. “Рождественскоепослание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви» 25 декабря 1942 года. «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.37–38. «Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации 13 дек.1942 года». «Рус. Прав. Церк. и Вел. от. война», стр.39–40. «Архипастырское послание к православной пастве Ростова на Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года». «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.43–45. «Пасхальное послание 23 апреля 1943 года». «Рус. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.46–47. «Послание ко дню двухлетия войны 22 июня 1943 г. «Руск. Прав. Цер. и Вел. от. война», стр.48–50. «Святительское обращение ко всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах», 23 апреля 1943 года. «Рус. Прав. Цер. и Вел. От. война», стр.83–86. «О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны» (доклад на Соборе епископов 8 сентября 1943 года). «ЖМП» 1943, I, стр.7–8. «Послание к пастве». 12 сентября 1943 года. «Речь его в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации, 12 сент.1943 г.» «ЖМП» 1943, стр.8. «Праздничное приветствие». «ЖМП» 1943, 4, стр.3–4. «Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Правосл.Церкви 7 ноября 1943 года». «ЖМП» 1943, 3, стр.3–4. «Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Русской Церкви». «ЖМП» 1943, 4, стр.5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закладка храма во имя святителя Николы Чудотворца состоялась 16 мая (ст. ст.) 1910 г. при громадном стечении молящихся. Чин совершали три священника: о. Александр Ковалевский, о. Никола Никулин и о. Василий Царев. На празднике присутствовали все члены совета общины во главе с его председателем и пожизненным почетным членом общины Иваном Ивановичем Карасевым, архитектор И.Е. Бондаренко и многочисленные гости. Однако первой в древней столице церковью христиан, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, над котором воссиял животворящий крест Господень, был храм во имя святой великомученицы Екатерины в доме И.И. Карасева, находившийся в Девкином переулке (ныне — Бауманская ул., дом 18). 27 ноября (ст. ст.) 1910 г. состоялось перенесение из дома наследников М.Ф. Ясашнова, что по Ирининской улице (ныне — ул. Ф. Энгельса, дом 56) походной церкви и святого антиминса. На следующий день совершилось торжественное освящение древлеправославного храма, также принадлежавшего московской Никольско-Рогожской общине. Изящный в древнем стиле постоянный иконостас и внутренняя отделка храма были устроены усердием и иждивением И.И. Карасева и его сестры Наталии Ивановны Капыриной, которая пожертвовала много ценных и древних икон и была ближайшей блюстительницей этого храма. В 1915 г. по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского рядом с домом была возведена колокольня, сохранившаяся до наших дней. Распоряжением правительства г. Москвы от 16 мая 2007 г. колокольня взята под государственную охрану. Торжество освящения главного столичного древлеправославного храма во имя святителя Николы Мирликийского Никольско-Рогожской общины состоялось 17 декабря (ст. ст.) 1912 г. Его совершал настоятель храма иерей Александр Ковалевский в сослужении пяти священников, прибывших из Ростова-на-Дону, Городца, Нижнего Новгорода и других мест. По окончании литургии отец Александр возгласил многолетие государю императору Николаю II и всему его августейшему семейству. Все присутствовавшие на торжестве особо отметили благолепное пение вновь организованного, при участии певчих Московской старообрядческой книгопечатни, смешанного хора.

http://sobory.ru/article/?object=25767

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010