Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Мина (Шелаев). Икона. 2007 г. Худож. В. А. Любченко (Шелаев Иван Власович; 15.09.1882, с. Пересветово Дмитровского у. Московской губ.- 4.11.1937, Сусловское отделение Сибирского ИТЛ), прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи владельца небольшой фабрики по производству бахромы. В 1885 г., после развода родителей, дети остались с матерью, к-рая устроилась работать прислугой. В 1892-1896 гг. И. Шелаев учился в Московском городском Петрово-Пятницком уч-ще. В 1902-1906 гг. работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы; занимался самообразованием, изучал Свящ. Писание, святоотеческое наследие, православно-догматическое богословие и труды по истории Церкви. В нояб. 1906 г. сдал экстерном экзамены в Заиконоспасском ДУ, получил свидетельство учителя церковноприходских школ. В том же году стал преподавателем церковной школы при Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя московском мужском монастыре . 23 авг. 1910 г. перешел на должность учителя в церковноприходскую школу при московском Никольском единоверческом монастыре . Был близко знаком с настоятелем Никольского мон-ря игум. Миной (Шустовым; † 17 апр. 1911), общение с которым повлияло на его стремление стать миссионером; во время каникул он регулярно проводил публичные беседы со старообрядцами. 19 авг. 1914 г. Михайловским еп. Амвросием (Смирновым ; впосл. архиепископ) был назначен исполняющим должность псаломщика в с. Знаменское Егорьевского у. Рязанской губ. Осенью 1914 г. стал окружным миссионером по 1-му, затем по 2-му Егорьевскому благочинию, был активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя вмч. Георгия Победоносца. 7 марта 1915 г. переведен на должность миссионера в Егорьевск. 15 марта назначен штатным псаломщиком с посвящением в стихарь в егорьевский Успенский собор. 5 апр. определен послушником рязанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , 12 апр. принял постриг с именем в честь прмч. Мины Палестинского, 15 апр. рукоположен во диакона, 26 апр. был назначен рязанским уездным миссионером. М. совмещал с новым назначением все имевшиеся у него миссионерские обязанности. 20 сент. того же года рукоположен во иерея. 1 янв. 1917 г. назначен рязанским епархиальным миссионером. 8 окт. 1919 г. переведен 2-м священником в Александро-Мариинский женский монастырь в дер. Евлево Егорьевского у. Вскоре мон-рь был закрыт, в 1921 г. должность епархиального миссионера была упразднена.

http://pravenc.ru/text/2563242.html

Середниково. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Жители села до построения своей церкви были прихожанами храма в селе Колушке. В 1798 г. тщанием коллежского советника Григория Петровича Оболенского в Середникове построили деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1822 г. она сгорела, и в 1836 г. ее возобновили по плану архитектора Больдсмана. В 1849 г. к ней пристроили колокольню. В 1882 г. церковь перестроили с добавлением к ней приделов — Спасского и в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”. В 1937 г. храм закрыли. Сначала здание использовалось под совхозный гараж, затем под склад удобрений. Из-за этого оставшаяся часть разрушенного храма находится в аварийном состоянии. В 1998 г. зарегистрировался православный приход. Тогда же возле кладбища устроили деревянную часовню в честь иконы “Всех скорбящих Радость”. Не имея средств для восстановления храма, община в настоящее время пристроила к зданию часовни алтарную часть, и с 2003 г. в этом храме совершается Божественная литургия и другие службы. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=946 В 45 верстах от уездного города Егорьевска. До построения церкви в с. Середникове, оно в качестве деревни принадлежало к приходу Никольской с приделами Спаса исцеления расслабленного и Скорбящинским  в с. Колушке церкви. В марте 1798 г. коллежский советник Григорий Петрович Оболенский испросил у Рязанского преосвященного Симона дозволение на построение деревянной  Никольской церкви в с. Середникове, что и было разрешено 19 марта того же года, от того же числа выдана и храмозданная грамота за 852. В 1836 г. настоящая церковь была возобновлена в наружном виде по плану архитектора Больдемана, а в 1837 г. приведена в приличный вид внутренность ее, в 1849 г. возобновлена была колокольня. Существующая ныне в Середникове каменная Никольская церковь с приделами на правой стороне – Спасителя, исцеляющего расслабленного, на левой  стороне – во имя Божией Матери  всех скорбящих Радости построена  в 1882 г., Скорбященский придел был освящен 8 ноября 1882 г., настоящая и придел с правой стороны  - в 1885 г. ноября 24.

http://sobory.ru/article/?object=01804

Архив Пн Священный Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века новые имена подвижников 6 октября 2006 г. 16:54 На заседании Священного Синода, которое прошло сегодня в Москве, утверждено решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века новых имен подвижников. Решение было принято на основании зачитанного на заседании Синода доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых , о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви: от Архангельской епархии : протоиерея Николая (Родимова; 1856 — 10 января 1938); от Йошкар-Олинской епархии : протоиерея Николая (Рюрикова; 1884 — 18 июня 1943); от Московской епархии : протоиерея Мирона (Ржепика; 1885 — 13 сентября 1937), протоиерея Петра (Рождествина;   1879 — 27  мая   1939),  протоиерея Владимира (Смирнова; 1877 — 10 декабря 1937), диакона Евгения (Никольского; 1886 — 26 февраля 1938), послушницы Евфросинии (Тимофеевой; 1881 — 5 ноября 1942), Василия (Петрова; 1882 — 15 января 1942), Анны (Четвериковой; 1873 —2 марта 1940); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Пафнутия (Костина; 1866 — 20 января 1938), иеромонаха Лаврентия (Левченко; 1893 — 25 октября 1937), иеромонаха Серафима (Гущина; 1872 — 23 ноября 1937), иеромонаха Рафаила (Тюпина; 1886—11 декабря 1937). Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/149710.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Дмитриевич Никольский (30.10.1882, с. Дерменино Пошехонского у. Ярославской губ.- 6.11.1937, Ярославль), сщмч. (пам. 24 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1903 г. окончил Ярославскую ДС. 10 дек. 1906 г. был рукоположен во иерея и назначен священником к ц. Успения в с. Владычня Пошехонского у. С 1909 г. также служил законоучителем местной школы. В 1918 г. был переведен в с. Никольское Пошехонского у. В 1919 г. жители села выступали против мобилизации в Красную Армию. Несмотря на то что Н. не принимал участия в протестах, в дальнейшем по обвинению в причастности к этим событиям он подвергался арестам в 1930 и 1931 гг. 29 окт. 1937 г. Н. вновь был арестован и обвинен в «антисоветской пропаганде, террористических призывах и эсеровской деятельности». Виновным себя не признал. Был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Ярославской обл. от 2 нояб. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-9468; Ф. 230. Оп. 8. Д. 306. Лит.: Не предать забвению: Кн. пам. репрессированных в 30-40-е и нач. 50-х гг., связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1993. Т. 1. С. 260; Марченко В., свящ. Вечная память//Ярославские ЕВ. 1996. 8/9; Новомученики и исповедники Ярославской епархии/Ред.: прот. Н. Лихоманов. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Ч. 3. Священнослужители и миряне. С. 102-104. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2565766.html

Тёплое. Церковь Космы и Дамиана. Космо-Дамиановская церковь Карта и ближайшие объекты Первая церковь появилась в с. Тёплом в 1782 году. Каменная холодная церковь во имя святых бессребренников Космы и Дамиана была построена в 1842 году. Церковь возводилась на средства Егора Петровича Мягкова, приобретшего в 1836 году усадьбу в Тёплом, а также на средства прихожан. Есть предположение, что Космодамианскую церковь расписывал сын Егора Мягкова – известный художник-портретист, иконописец – Тимофей Мягков. По данным 1876 года храм был приписным к Никольскому храму с. Большое Попово . Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1868 по 1878 гг. священником Космодамианской церкви был Александр Григорьевич Гроздов. По данным 1876 года церковным старостой был государственный крестьянин Гревцев. В 1893 году священником служил Павел Дионисович Преображенский, 31 года, рукоположен 1 марта 1887 года, в 1909 году был награждён орденом св. Анны; диаконом – Иоанн Иванович Соколов, 34 лет, рукоположен 29 сентября 1891 года; псаломщиком – Николай Студеницкий, определён в 1892 году. В 1911 году священником служил Митрофан Романовский, диаконом – Николай Чтецов, псаломщиком – Иван Калинин. Последними священнослужителями Космодамианского храма стали: Романовский Митрофан Константинович, 1882 г.р., уроженец с. Сенцовка Липецкого района, священник церкви в с. Тёплое Лебедянского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 05.09.1937 по ст. 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1937 (1938?) году был расстрелян. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 13.06.1989. Васильев Алексей Матвеевич, 1869 г.р., уроженец и житель с. Тёплое Лебедянского района, церковный ктитор. Постановлением тройки УНКВД по Рязанской области от 26.12.1937 по ст. 58-8, 58-10, 58-11 приговорен к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 19.07.1969. В наши дни благодаря помощи благотворителя Павла Семёновича Клишина был восстановлен купол храма, а в мае 2010 года на куполе был установлен крест. Реставрируемая храмовая часть была отделена от трапезной, которая вместе с колокольней ещё ждёт своего часа.

http://sobory.ru/article/?object=17319

Новая Селя. Шиханский Покровский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты На горе Шихан в конце 1850-х годов с разрешения тогдашнего правящего епископа Пензенского Варлаама поселился старец Сергий Полянский с двумя иноками. В 1866 году была освящена небольшая деревянная Покровская церковь, но уже в конце 1860-х годов место опустело почти на два десятилетия. В 1882 году решили попытаться возродить обитель, но уже как женскую. Вскорости собралось 8 сестер, была организована богадельня. В 1890 году по указу Святейшего Синода богадельня была преобразована в женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1893 году - в Покровский общежительный монастырь. В 1890-1905 годах был построен десятиглавый каменный собор во имя Святой Троицы, появились пять двухэтажных деревянных корпусов, флигель, кельи и хозяйственные постройки, дома для притча, просфорная, пожарный сарай, водопровод с водокачкой, конный и скотный дворы, сад, огород, пасека, пруд с мельницей. В конце 1900-х годов построили гостиницу. В обители подвизались преподобномученицы Елена (Асташикина) и Ева (Павлова). В 1937 году обитель закрыли, разрушив все постройки. Монахини, насильно изгнанные из монастыря после его закрытия, ежегодно приходили на гору в день Сошествия Святого Духа, приходили, чтобы помолится на месте разрушенной обители, на фундаменте Троицкого собора. Чтобы люди не забывали дорогу к святому месту, на пути устанавливали кресты, по которым ориентировались паломники. Кресты ломали, но на их место неизменно устанавливались новые. К началу 1970-х годов от монастырских построек не осталось ничего. В 1993 году в память о монастыре на Шихане установили памятный знак. Главным инициатором возрождения святого места и историографом обители стал благочинный Никольского района, настоятель Никольского собора города Никольска протоиерей Владимир Кознов. Ему удалось собрать не только богатые исторические сведения и фотографии, но и иконы, и церковные предметы, которые сохранили и передали ему старые монахини и селяне.

http://sobory.ru/article/?object=45039

Шуклино. Церковь Василия Великого (старая). Васильевская церковь /// Объект утрачен Храм в с. Шуклино Курской губ. был построен в 1903 году на средства жителей села. До этого в Шуклино было несколько храмов. Первый, документально известный, возводился в период 1650-1670-х годов и находился на кургане, на месте нынешнего кладбища. Затем в 1794 году силами местных жителей под руководством священника Тимофея Никитовича Попова на месте ветхого храма построили новую деревянную с колокольней церковь. Интересно, что шуклинские храмы сгорали по неизвестной причине, и на сходе жителей села принималось решение воздвигать их на новом месте. Так, в 1903 году церковь построили посреди сельской улицы. Рядом были выстроены сторожка и амбар. В сторожке располагалась церковно-приходская школа и духовная библиотека. В этот период в селе проживали 1467 мужчин и 1406 женщин (всего 414 дворов). После закрытия в 1930-х годах приходской церкви в селе Никольское, многие жители деревни стали посещать Васильевский храм в селе Шуклино. В советский период предпринимались неоднократные попытки закрыть храм в селе Шуклино, но здание храма оставалось нетронутым, лишь небольшое количество времени перед войной использовалось как зерносклад, и позже Богослужения в селе возобновились. Отличительной чертой Васильевского прихода являлось большое количество подвижников из числа священнослужителей и монахов. В середине ХХ века в селе проживало более десяти монахинь, принявших постриг в монастырях Киева и Курска. В 1937 году вместе с епископом Курским Дамианом (уроженцем Фатежского уезда, прославленном в ранге священномученика), была репрессирована монахиня Марфа Ильинична Выскребенцева, родившаяся в 1882 году в дер. Гнездилово. В это же время, в одном из монастырей Курского края впала в летаргический сон монахиня Прасковья (Лукьянчикова) – уроженка д. Шуклинка. По возвращении в прежнее состояние, у неё открылся дар прозорливого предвидения, которым она делилась с окружающими. Матушка Прасковья говорила: «Господь велел мне всё людям открывать, но не говорить только три слова». Тайна этих слов ушла в могилу вместе с монахиней (умершей в конце войны), но всё остальное, предсказанное ею, сбылось.

http://sobory.ru/article/?object=49234

Покровский Шиханский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский Шиханский женский монастырь был основан как мужской в XIX веке, в советское время был разрушен. Возрождение монастыря началось в 2007 году с постройки храма преподобного Сергия Радонежского. Содержание История [ править править код ] На горе Шихан в конце 1850-х годов с разрешения тогдашнего правящего епископа Пензенского Варлаама поселился старец Сергий Полянский с двумя иноками. В 1866 году была освящена небольшая деревянная Покровская церковь, но уже в конце 1860-х годов место опустело почти на два десятилетия. Разрушенный Троицкий собор Шиханского монастыря В 1882 году решили попытаться возродить обитель, но уже как женскую. Вскорости собралось 8 сестер, была организована богадельня. В 1890 году по указу Святейшего Синода богадельня была преобразована в женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1893 году - в Покровский общежительный монастырь. В 1890-1905 годах был построен десятиглавый каменный собор во имя Святой Троицы, появились пять двухэтажных деревянных корпусов, флигель, кельи и хозяйственные постройки, дома для притча, просфорная, пожарный сарай, водопровод с водокачкой, конный и скотный дворы, сад, огород, пасека, пруд с мельницей. В конце 1900-х годов построили гостиницу. В обители подвизались преподобномученицы Елена (Асташикина) и Ева (Павлова). В 1937 году обитель закрыли, разрушив все постройки. Монахини, насильно изгнанные из монастыря после его закрытия, ежегодно приходили на гору в день Сошествия Святого Духа, приходили, чтобы помолится на месте разрушенной обители, на фундаменте Троицкого собора. Чтобы люди не забывали дорогу к святому месту, на пути устанавливали кресты, по которым ориентировались паломники. Кресты ломали, но на их место неизменно устанавливались новые. К началу 1970-х годов от монастырских построек не осталось ничего. Сергиевский храм В 1993 году в память о монастыре на Шихане установили памятный знак. Главным инициатором возрождения святого места и историографом обители стал благочинный Никольского района, настоятель Никольского собора города Никольска протоиерей Владимир Кознов. Ему удалось собрать не только богатые исторические сведения и фотографии, но и иконы, и церковные предметы, которые сохранили и передали ему старые монахини и селяне.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Ших...

В храме святителя Николая в Покровском прошли торжества по случаю 15-летия возобновления богослужебной жизни в храме и 55-летия благочинного Богоявленского благочиния архимандрита Дионисия (Шишигина) 1 октября 2007 г. 14:30 В воскресенье, 30 сентября, московский храм святителя Николая в Покровском отметил 15-летие с начала возобновления богослужебной жизни. К этому событию было также приурочено празднование 55-летия архимандрита Дионисия (Шишигина)  — благочинного храмов Богоявленского округа и настоятеля Никольского храма. Торжественное богослужение по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавил архиепископ Истринский Арсений . Владыке сослужили благочинный храмов Центрального благочиния протоиерей Владимир Диваков , юбиляр, архимандрит Дионисий (Шишигин), благочинные города Москвы и гости храма. После окончания Крестного хода состоялась закладка капсулы в основание возводимой часовни в честь новомучеников, служивших в Никольском храме. Также архиепископ Арсений освятил восстановленную колокольню храма. В 1920-1922 годах настоятелем храма был священномученик протоиерей Сергий Голощапов (1882-1937 гг.), причисленный к лику святых в 2000 году. Среди новомучеников последний священнослужитель храма протоиерей Павел Ансимов и протоиерей Александр Буравцев, также расстрелянные на Бутовском полигоне. После богослужения владыка зачитал Поздравление Святейшего Патриарха Алексия архимандриту Дионисию Шишигину в связи с 55-летием со дня рождения. В поздравлении, в частности, говорится: «Более пяти десятилетий тому назад Вы явились в этот мир, дабы в последствии, промыслом Божиим, нести достойное служение Церкви и народу. В этот торжественный день молитвенно желаю Вам, дорогой о. Дионисий, крепости телесных сил, духовной радости, утешения и долготерпения в дальнейших  пастырских трудах на многая и благая лета». Во внимание к усердному служению и в связи с 55-летием Святейший Патриарх удостоил архимандрита Дионисия ордена преподобного Серафима Саровского II степени. От лица благочинных города протоиерей Владимир Диваков вручил юбиляру крест у украшениями. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/301129.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Матвеевич Матвеев (11.10.1871, г. Боровичи Новгородской губ.- 31.12.1937, Казахстан), мч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), отшельник. В юности был парализован, исцелен прав. Иоанном Кронштадтским , к-рый благословил В. на странничество. В течение мн. лет В. странствовал по России, в 1906 г. поселился в 30 км от г. Верного (ныне Алма-Ата) на горе Горельник, где построил небольшую келью и начал вести строгую подвижническую жизнь. Имел дар непрестанной Иисусовой молитвы и дар прозорливости; часто бывал в Никольской ц. в Верном. После 1923 г. В. нек-рое время подвизался на Горельнике вместе с прмч. Пахомием (Русиным) . По воспоминаниям жителей Верного, В. был маленького роста, сухощав, с негустой темно-русой бородой и темными длинными волосами; никогда не мылся, лишь изредка протирался керосином, круглый год ходил в брезентовом плаще, зимой - в 2 плащах. 2 сент. 1935 г. В. был арестован вместе с жившими в горных скитах монахами и мирянами, 28 янв. следующего года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ссылки, направлен в пос. Орловка Чаяновского р-на Южно-Казахстанской обл. В дек. 1937 г. В. был арестован вместе с жившими в ссылке священниками, обвинен в «контрреволюционной деятельности». виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 30 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив КНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 2041. Лит.: Крест на Красном обрыве. М., 1996. С. 40-56. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/158526.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010