Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 3. – С. 9–19. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – 6-е изд. – М., 1873. – С. 59; 7-е изд. – С. 62, 63. Зернин А. Нифонт, епископ Новгородский//Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изложенный Николаем Калачовым: в 3 кн. – М., 1850–1861. – Кн. 2. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888, пер. 1. – С. 175–177; 6-е изд. – М., 1894. пер. 1. – С. 118–121. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 32–33. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 404, 405. 463, 724. 725. Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. – СПб., 1892. Владимиров П. В. Критико-библиографические заметки об изданиях по русской словесности за 1892 год. – Киев, 1893. См. также: Киевские университетские известия. – 1893. Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому преосвященному Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. – СПб., 1892. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 93. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 414. Летопись по Ипатьевскому списку/Издано Археографической комиссией. – 1-е изд. – СПб., 1871. – С. 241, 245, 268, 305, 332–334, 345, 357. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изложенный Николаем Калачовым: в 3 кн. – М., 1850–1861; 1855. – Кн. 2, первая половина, отдел 3. – С. 107–115. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. – СПб., 1872–1927; 1880. – Т. 6. – С. 2933.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

жены с ароматами; вдали за горами виден крест 2479 . Видоизмененную форму плача представляет другая композиция «Надгробного рыдания или Не рыдай мене Мати». Спаситель стоит во гробе; Его поддерживает плачущая Богоматерь. Она встречается в поздних греческих памятниках (соборы в Каракалле и Зографе); также на русских иконах «Единородный Сын» и отдельно, и в Страстях Господних. Греческий подлинник не знает этой формы; но она, в нескольких вариантах, известна по многочисленным памятникам западным, каковы: фрески во флорентинской рефектории Св. Марка, запрестольный испанский образ XV в. в музее Клюни (подарок Юлия Avdeovd) металлический ящик XV-XVI вв. в Лувре 398 (два ангела поддерживают Иисуса Христа); там же золотая пластина 181 (Богоматерь и Иоанн Богослов поддерживают Иисуса Христа; позади них ангелы; ср. 399), картины Фра Джованни Анжелико 200) и Фьезоле там же, образ Перуджино в церкви S. Pietro fuori le mura в Перуджии 2480 ; резной (по дереву) триптих XV в. в средневековом отдел. Эрмитажа (зал резьбы по дереву V, 33) и картина П. Веронезе в том же Эрмитаже 145. В древнейших памятниках Запада сцена положения во гроб (=саркофаг) столь же проста, как и в византийских; так в кодексах архенском 2481 , трирском 2482 (сцена обрамлена двумя деревцами с надписью: «hortus»), в рукописи XII-XIII вв., изданной Бастаром 2483 , в Библии нац. библ. 9561 (л. 182), в молитвеннике той же библ. 1161 (л. 187), 1176 (л. 121) и 1354 (л. 148), на эмалевой пластине Нардона Пенико в средневековом отдел. Эрмитажа (зал эмалей, витр. 8, 190). В молитвеннике Марии Алоизии – прекрасный ландшафт, в перспективе город; Иосиф и Никодим в остроконечных шапках; четыре плачущие женщины (л. 22 об.). В бревиарии публ. библ. Q. v. I 78) и в Библии бедных 2484 положение во гроб сопоставлено с Иосифом в яме и Ионой, ввергаемым в море. 2474 Иисус Христос, лежащий во гробе, изображался также на древних плащаницах: иногда над Ним киворий и ангелы с рипидами; вверху ангелы плачущие и бюсты солнца и луны (плащ. Успенского собора во Владимире на Клязьме XVI в.); иногда Св. Дух сходит на Иисуса Христа (плащ. боровского Пафнут. монастыря). 2475 Прот. K.T. Никольский, Об антиминсах, табл. III-XIV. Наш рисунок передает не все подробности опис. типа. 2477 Деян. Моск. соб., л. 43. По изд. 1881 г., стр. 22. Исключение сделано для Апокалипсиса, л. 45, стр. 23 об. Читать далее Источник: Евангелие в памятниках иконографии : Преимущественно византийских и русских/Н. В. Покровский. - С.-Петербург: типография Департамента Уделова, 1892. - 496 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Павленко. К., 2007. С. 871. Yhibepcaлu Павла Полуботка (1722-1723). К., 2008. С. 526. ИРИ. Т. 1. Ч. 1. С. 163. История Русов или Малой России. М., 1846. С. 225. Филарет (Гумилевский) . Обзор. Кн. 1. С. 299. Описание Киево-Софийского собора. Киев, 1854, с. 30. Правос. собес., 1867, ноябрь, с. 183-184, 1907, апрель, с. 537, 1914, май, с. 949. Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 535, 541. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 21, 107. Изв. Казан. еп., 1879, 24, с. 693. Труды К. Д. А., 1879, май, с. 120-121. Строев. Списки иерархов. Стб. 7, 13, 18, 21. Сементовский Н. Киев и его святыни, 6-е изд. СПб и Киев, 1881, с. 63. Барсуков Н. По св. местам Зап. и Вост. (Путешествие Барского). Рус. вестн., 1884. Душеп. размышл., 1884, с. 393. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 199, 226. Киево-Златоверхий Мих. м-рь (Исторический очерк). Киев, 1889, с. 69. Востоков А. Из прошлого г. Киева: II. Дело по челобитью киевского Свято-Никольского пустынного монастыря игумена и Братского училищного монастыря ректора Иоасафа Кроковского о выдаче жалованья в Никольский и Братский монастыри//Киевская старина. 1889. Т. 27. 10. С. 187-190: Левицкий П. Иоасаф Кроковский, митрополит Киевский//Полтавские ЕВ. 1890. Часть неофициальная. 2. С. 59-83; 3. С. 109-126; 4. С. 138-168. Стороженко Н. В. Из фамильных преданий и архивов: Записка Иоасафа Кроковского митрополита Киевского (1712)//Киевская старина. 1892. Т. 36. 2. С. 347-348: Мухин Н. Ф. Киево-Братский училищный монастырь. К., 1893. С. 104, 113-129. [Лазаревский А. М.] Ист. мелочи: VI. Письмо печерского архимандрита Иоасафа Кроковского к генер. есаулу Ломиковскому, 1698//Киевская старина. 1894. Т. 45. 5. С. 359: Jabonowski A. Akademia Kijowsko-Mohilaska. Kraków, 1899/1900. S. 153, 157, 162-164, 167, 172-173, 175, 177-179, 181, 191-193, 197, 208, 211, 215, 217-218, 230, 243. Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 625, 626. Аскоченский Киев с его древнейшим училищем академией. Петров Л. Словарь, с.

http://drevo-info.ru/articles/16968.html

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 556, 953. Лесков Н. С. Собрание сочинений. – М., Гослитиздат, 1956–1958. – Т. 6. – С. 342–344, 346–347, 350, 657 (прим, к с. 342). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Никольского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 98, 345. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 252. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 121. Юродивый Иван Яковлевич Корейша. – М., 1898. – С. 79–80. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 344. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1906–1912. – Т. 10. – С. 58, 59, 60; т. 11. – С. 299. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. – 2-е изд. – Ярославль, 1888. – С. 20. Ярославские епархиальные ведомости. – 1869, 29–52. Пензенские епархиальные ведомости. – 1869, 20–23. –»– 1870. 2. Душеполезные размышления. – М., 1878–1887; 1885. – С. 324. Русский паломник. – 1900, 50. – С. 853. Исторический вестник. – СПб., 1885, январь. – С. 85. –»– 1894, апрель. – С. 226–227. –»– 1911, ноябрь. – С. 530–535. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1872, март. – С. 376; апрель. – С. 683–684; май. – С. 477–478. –»– 1878, сентябрь. – С. 102–113. –»– 1879, январь. – С. 159–163; февраль. – С. 361–370; август. – С. 729–730; декабрь. – С. 562, 714. –»– 1880, ноябрь. – С. 746. –»– 1881, июнь. – С. 318. –»– 1882, июнь. – С. 372; сентябрь. – С. 561–586; октябрь. – С. 116–118. –»– 1883, январь. – С. 175–176; июль. – С. 141; сентябрь. – С. 559–583. –»– 1886, июнь. – С. 710. –»– 1888, январь. – С. 55. –»– 1907, июнь. – С. 640. Письма А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву/Русский архив. – М., 1893. – Кн. 2. – С. 136, 137, 141–142, 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Села Никольского на Филиной Зушице, Чернского уезда, церковной земли при одном священнике 36 дес. Помещение есть, прихожан 217 м. и 223 ж. и т. д. 689 Открывалось мест вообще много, но все в 200 душ: не много завидного! В Полтавской епархии открывалось очень много мест, особенно псаломщических и пономарских. Для образца укажем следующие: Села Великого Булатца (Лубенского уезда) – второе псаломщицкое место; жалованья положено 30 р. в год, земли ружной 42 дес., дом церковный; душ м. 798, ж. 776. Села Городни (Прилукского уезда) – священническое место; жалованья 120 р., земли ружной 33 дес., дом общественный; душ м. 983 и ж, 980. Села Ивахников (Лохвицкого уезда) – 2-е священническое место; жалованья положено 70 р. в год, земли ружной 32 дес., дом общественный; число душ: м. 2190, ж. 2265. Довольно любопытное явление представляют здесь средства обеспечения пономарей. Напр. «При церкви села Ново-Ивановки – вознаграждение пономарю – от прихожан 15 р. и добровольные доходы при требоисправлениях приблизительно около 30 р. и от церкви 10 р., всего 55 р.». «При церкви села Заплавки Троицкой (Константиноградского уезда) – содержание от причта по 4 коп. с рубля братских доходов, от прихожан небольшое пособие хлебом, и 20 р. за учительство в школе грамоты в д. Миненковой». —121— «При церквах местечка Сорочинец и местечка Шишак (Миргородского уезда) положено вознаграждения пономарям по 30 р. в год и добровольные доходы от прихожан при требоисправлениях и за занятие в школе грамоты приблизительно 30 р. в год». 690 Обязанностей много, а всего доходу приблизительно 60 р. в год. Не отправиться ли, читатель, за поисками хороших мест в другую епархию? В Подольских епархиальных Ведомостях в отчете о ревизии церквей, произведенной в сентябре 1892 г. Преосвященным Николаем, Епископом Балтским, Викарием Подольской епархии, между прочим читаем: С. Савватиновка (Балт. уезда). Священник из окончивших курс местной семинарии Порфирий Рженишевский, по отзыву благочинного, пастырь энергичный, открывший в 4-х поселках своего прихода в каждом по школе грамоты и толково научивший всех своих прихожан повседневным молитвам путем открытых им же внебогослужебных собеседований. Псаломщик Семен Добранский, домашнего образования, человек болезненный, но по службе исправен. Пономарь Никандр Ловинский, уволенный из III-ro класса Шаргородского духов. училища, назначен на настоящее место в конце Ноября 1891 г., но не явившийся к должности по день ревизии. Причтовые помещения очень стары, с земляными полами, между тем устройство новых на очередь еще не поставлено здесь даже и на 1893-й год». 691

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в восточной Болгарии. Для тех эпох, от которых не сохранились рукописные источники, цитаты являются единственным и незаменимым свидетелем. 3) Цитаты и история текстов, в которых цитаты употреблены. Наличие цитат из библейской книги, история которой приведена в известность, еще не решает вопроса о происхождении и истории текста, в котором цитаты присутствуют. Но в любом случае этот факт служит сигналом исследователю и позволяет строить текстологические гипотезы. Например, несколько болгарских текстов X в. совпадают в своем использовании цитат из четьего перевода Песни. Это названные Пандекты Антиоха, Толковая псалтырь Феодорита Кирского (1:4), Слово на Рождество Богородицы Андрея Критского (3:7, 9, 4:8, 11, 12), Слово на Введение во храм инока Евфимия (3:6, 4:8, 6:9, возможно, 7:1). По употреблению слова чиститель для передачи греч. ερες эти тексты уже объединены А. И. Соболевским (1910, с. 121 – 123) и отнесены к кругу деятельности Иоанна Экзарха. Между тем последний утверждал, что четий перевод Мефодия ему неизвестен. 11 Правильно ли мы понимаем его слова? В составе толкового перевода Песни процитирован Лев. 11вижь убо ха. овогда яко серна, овогда же яко 25;лень удобь, оба же пазногъть имата роскеплена и отригающи ечю РГБ, ОИДР 171, л. 57 об. Отрывок из этой цитаты есть и в Послании Климента Смолятича: в леугытьскых книгах о отрыгании ечь (Никольский 1892, с. 121). Во всех других славянских текстах книги Левит в этом стихе вместо ечя стоит жьвани25;; именно так, например, в известном Изборнике XIII в. (РНБ, Q.n.1.18, л. 138 об.): якоже бо жюющие пищю 21;тригають; между тем этот сборник находится в тесной связи с Посланием Климента (Понырко 1992, с. 98 и ел.). При том что слово ечя не отмечено в других текстах славянской письменности, это совпадение двух произведений в библейской цитате может служить важным указанием на их близость по происхождению. 12 Другие примеры такого рода, а также подборку цитат из Песни в славянской письменности см.: Алексеев 1985. 7 В греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Бычков В. В. Эстетика Древней Руси. М., 1998. 118 Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI – начала XII в. К., 1988. С. 100. 119 В Древней Руси понятия «ум» и «разум» не тождественны и слова эти не выступают синонимами. Достаточно вспомнить хотя бы слова Даниила Заточника: «Въструбим, яко въ златокованыя трубы в разумъ ума своего…», или народную присказку «ум за разум зашел». Разум – это рассудок, умственные способности, т. е. умение мыслить, доходить до сути в процессе размышления. «Разум» руководит чувствами. В основе разума лежит когнитивный эмпирико – теоретический тип отношения к реальности. Разум станет основой рационализма. «Ум» – это духовная сущность, способность восприятия сокровенного знания (Откровения) не через его понимание и приятие разумом, т. е. рассудком, а на базе веры мыслью восходить к Богу (см.: «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского). 120 Памятники литературы Древней Руси. XI – начало ХП в. С. 213. 121 Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. С. 127. 122 Повесть временных лет//Памятники литературы… С. 162. 123 Там же. С. 178. 124 Там же. С. 268. 125 Совпадение отнюдь не случайное, и имеющее для автора «Слова» глубокий религиозный смысл. Затмение в день пророка Иеремии указывало на смысловую связь между прегрешением Израиля, отошедшего от путеводившего его Бога истинного – «источника воды живы» и возжелавшего испить «воду мутну» из Нила Египетского, и согрешившим Игорем Святославичем (см. его раскаяние в «Ипатьевской летописи»), пожелавшим испить «Дону великого». Истинные (вечные) ценности подменены мнимыми (временными). За это и народ израильский, и князь Игорь были наказаны опустошением их земли врагами. 126 Повесть временных лет. С. 180. 127 Вдумайтесь хотя бы в начальные слова Евангелия от Иоанна: «Въ начале бе Слово, и Слово Бе у Бога, и Бог бе Слово». 128 «С точки зрения средневекового миросозерцания видимый мир, мир материальный – лишь знак, символ мира идеального. Через видимое, материальное средневековый символ передавал сущность невидимого, идеального. Само слово рассматривалось в качестве единородного Сына Божия, логоса, при помощи которого Бог сотворил мир. Как многозначны знаки окружающего человека мира, так многозначно и слово: оно может быть истолковано как в своем прямом, так и в переносном значениях. Этим и определяется характер символических метафор, сравнений, уподоблений в древнерусской литературе». См.: Кусков В. В. Эстетика идеальной жизни. М., 2000. С. 230. 129

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Первые листы, выпущенные мон-рем, являлись литографиями с чудотв. образов (напр. копия чу-дотв. Запечной иконы Божией Матери с предстоящими З. и С. на хромолитографии 1892 г. из собраний АМИИ, СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 100-101. Кат. 142, 143). В обители также были созданы образы святых для иллюст-рации изданий Соловецкого патерика (СПб., 1895; М.,1906), хотя тираж их был от-печатан не в монастырской литографии. Все они были одобрены Моск. духовно-цензурным к-том (цензурные экземпляры: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121.). Известны панорамы мон-ря с Соловецкими чудотворцами, напечатанные в технике литографии на белом шелке, а также с медных досок на хлопчатобумажной ткани (СГИ-АПМЗ). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Соловецкий мон-рь пользовался также услугами ча-стных литографий И. И. Пашкова и И. А. Морозова в Москве, Веферс в С.-Петербурге, Е. И. Фесенко в Одессе, к-рые выпустили неск. изображений обители и ее святынь. В 1876 г. от Пашкова поступили картины «в красках»: З. и С., Соловец-кий мон-рь (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5589. Л. 100, 124). В нач. ХХ в. мон-рь при-обретал небольшие цв. литографии у Фесенко (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 108). Образы З. и С. были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, предпочтительно одного иконографического извода, сложившегося в XVII в.: святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху - панорама мон-ря с характер-ным «дореформенным» видом обители: с 3-шатровой звонницей (икона «Преподоб-ные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря» кон. XVIII - нач. XIX в. из Никольской ц. с. Нижмозеро в Поморье, СГИАПМЗ). Образцами выговского иконо-писания являются иконы кон. XVIII - нач. XIX в. (ГЭ), нач. XIX в. (ЦМиАР, см.: Чугреева Н. Н. Группа поморских икон в собр. Музея им. Андрея Рублёва//Мир старообрядчества: Сб. науч. тр. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исслед. рус. старообрядчества: Мат-лы междунар.

http://sedmitza.ru/text/762839.html

Первые листы, выпущенные мон-рем, являлись литографиями с чудотв. образов (напр. копия чудотв. Запечной иконы Божией Матери с предстоящими З. и С. на хромолитографии 1892 г. из собраний АМИИ, СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 100-101. Кат. 142, 143). В обители также были созданы образы святых для иллюстрации изданий Соловецкого патерика (СПб., 1895; М.,1906), хотя тираж их был отпечатан не в монастырской литографии. Все они были одобрены Моск. духовно-цензурным к-том (цензурные экземпляры: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121.). Известны панорамы мон-ря с Соловецкими чудотворцами, напечатанные в технике литографии на белом шелке, а также с медных досок на хлопчатобумажной ткани (СГИАПМЗ). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Соловецкий мон-рь пользовался также услугами частных литографий И. И. Пашкова и И. А. Морозова в Москве, Веферс в С.-Петербурге, Е. И. Фесенко в Одессе, к-рые выпустили неск. изображений обители и ее святынь. В 1876 г. от Пашкова поступили картины «в красках»: З. и С., Соловецкий мон-рь (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5589. Л. 100, 124). В нач. ХХ в. мон-рь приобретал небольшие цв. литографии у Фесенко (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 108). Образы З. и С. были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, предпочтительно одного иконографического извода, сложившегося в XVII в.: святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху - панорама мон-ря с характерным «дореформенным» видом обители: с 3-шатровой звонницей (икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря» кон. XVIII - нач. XIX в. из Никольской ц. с. Нижмозеро в Поморье, СГИАПМЗ). Образцами выговского иконописания являются иконы кон. XVIII - нач. XIX в. (ГЭ), нач. XIX в. (ЦМиАР, см.: Чугреева Н. Н . Группа поморских икон в собр. Музея им. Андрея Рублёва//Мир старообрядчества: Сб. науч. тр. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исслед. рус. старообрядчества: Мат-лы междунар.

http://sedmitza.ru/text/848754.html

перев. прот. Π. Преображенского (Москва, 1892), стр. 92. – Сн. Пост. Апост. VII, 22, стр. 220. 35 De cerimoniis aulae byzantinae (Migne, Patrol. curs. compl. ser graec, poster t. 112, col. 393, 1017); сн. Беляев, Byzantina, кн. II, Спб. 1893, стр. 255, 256. 38 См. архиеп. Филарет, Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви, изд. 2. (Чернигов, 1864), стр. 154–155 прим. 394, 395. А. П. Голубцов. Соборные чиновники и особенности службы по ним. Москва. 1907, стр. 178. 39 Паломничество, гл. 45–47, стр. 66–70, 167–171. – Красносельцев, Богослужение иерусалимской церкви в конце 4-го века (Правосл. Собес, 1888, ноябрь, стр. 379–381. – Сн. Лаод. соб. пр. 46 «крещаемые (ο φωτιζμενοι) должны изучать (символ) веры (τν πστιν) и в пятый день (великой) седьмицы отвечать епископу или пресвитерам». 41 Migne, Patrol. graec. t. 112 col. 421 – С предшествовавшим чину тритекти оглашением можно, пожалуй, сопоставить указываемые в древних Типиконах чтения до и после тритекти (см. А. А. Дмитриевский Τυπικ, ч. 1, стр. 111, 113 κα μετ τν ρθρον γνονται προαναγνσματα μχρι τν ντιφνων τς τριτοκτης; его-же, Древн. патр. Типиконы, стр. 327), а также чтение «оглашений преподобного отца нашего Феодора Студита », положенное, по нынешнему уставу: «во всякую среду и пяток святыя 40-цы по отпусте 1-го часа непременно» (Устав, гл. 49, послед. св. 40-цы, понед. 1-й седьмицы. М. 1896, л. 412 об. сн. 395). 42 Goar, Εχολγιον, р. 279–281. – Н. Ф. Красносельцев, К истории правосл. богослужения, Казань, 1889, стр. 121–125 (по-славянски). – А. А. Дмитриевский , Εχολγια. стр. 59. – Его-же, Древн. патр. Типиконы, стр. 153 и дал., ср. К. С. Кекелидзе, Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908, стр. ??? 45 Излагается, преимущественно, по Симеону С. и Син. 957 с дополнениями из Патм. 266 и Дрезд. 140. 47 В словах молитвы можно находить некоторое соответствие с выражениями псалма 24-го. ст. 5, 7, 8, 13, 16, 18, 19, 20. 61 Хлудов.(=рукопись Хлудовской библиотеки при Москов. Никольском единоверч. мон-ре) 133, л. 30; сн. печ. Триодь 1491 г. (Хлуд. 51, л. 34 со.: «съвъкоуплеемже к пръвому часу обичьное», т. е тропарь, прокимен и пророчество. 70 Сн. Типогр. 49, л. 12; 50, л. 76; 52, л. 39; 51, л. 13 («на заутрени, на литургии»), и друг. Читать далее Источник: Диаковский Е.П. Из истории богослужения. «Чин тритекти»//Труды Киевской Духовной Академии. 1908. Т. 2. 7. С. 394-435.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010