2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-512-0581 24 . Заявитель: издательство «Сибирская благозвонница». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги А. П. Арцыбушева «Память сердца» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. П. Арцыбушева «Память сердца». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-512-0582 25 . Заявитель: издательство «Сибирская благозвонница». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги А. П. Арцыбушева «Сокровенная жизнь души» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. П. Арцыбушева «Сокровенная жизнь души». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-512-0583 26 . Заявитель: ООО «Буква». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем календаря «Разрушенные храмы - разрушенные традиции: брошюра-календарь на 2016 г.» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Разрушенные храмы - разрушенные традиции: брошюра-календарь на 2016 г.». 2. Присвоить данному календарю номер Издательского совета – ИС Р15-512-0584 27 . Заявитель: издательство «Отчий дом». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Переславский Свято-Никольский женский монастырь» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Переславский Свято-Никольский женский монастырь» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Православным смыслом юношская возжеления возненавидев/и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/и во благоразумии Богу угодил еси,/и свыше от Него прием дар чудес,/бесы прогоняти, недуги исцеляти,/Никито преславне,/моли Христа Бога, да спасет души наша. Храмы в которых хранятся частицы мощей прп. Никиты Столпника Вознесенская Давидова пустынь Храм сошествия Святаго Духа на Лазоревском кладбище (Москва) Богородицерождественская церковь. (с. Васькино, Чеховский район) Свято-Никольский мужской монастырь (г. Саратов) Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, с.Совхозное (Кабардино-Балкария). Храм Святого благоверного князя Александра Невского, ст.Александровская (Кабардино-Балкария). Переславль-Залесский во имя вмч. Никиты мужской монастырь Адрес: 152140, Россия, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20. Телефон: 8 (48535) 3-20-08, 3-17-65. Расположен на окраине города вблизи Переяславского Клещина озера. Монастырь посвящен памяти великомученика Никиты. История Когда монастырь был основан, в точности неизвестно, ориентировочно - в XI-XII вв. Предположительно, обитель была основана при суздальском князе Борисе как опорный пункт для обращения местных язычников в христианство. Широкую известность монастырь приобрел после того, как в нем поселился прп. Никита Переяславльский чудотворец. До XVI века монастырь жил собственными трудами. Около 1515-1521 годов переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1521 году угличский князь Димитрий Иоаннович подарил монастырю село под Угличем. А в 1528 году по приказу Великого князя Московского Василия Третьего на территории обители на месте старой каменной Никитской церкви (посвящённой раннехристианскому мученику) строится каменный Никитский собор. Расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на неё обратил своё внимание сын Василия Третьего - Иван Грозный. Он готовил монастырь как запасную опричную крепость - на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надёжным укреплением. Не раз он со своей семьёй совершал паломничества в монастырь. В 1560-1564 годах по приказу царя возведено новое здание собора - пятиглавый храм (старая постройка времён Василия Третьего стала южным приделом Никиты Столпника). Иван Грозный приезжал на освящение собора. Одним из его вкладов было массивное бронзовое паникадило для храма, а его жена Анастасия Романовна подарила храму собственноручно вышитый образ Никиты Столпника. Храм XVI века сохранился до наших дней. По велению царя здесь были воздвигнуты и другие строения - трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь св. Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иван Грозный снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство.

http://sedmitza.ru/text/415682.html

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Полного исследования текстов Ж. и их научного издания пока нет. В изданном А. И. Пономаревым Прологе опубликована Проложная редакция Ж. В «Материалах...» архиеп. Макария – Минейная редакция (по двум принадлежавшим ему спискам). Изд.: Материалы для истории русской церкви. Харьков, 1863, т. 2, с. 51–77; Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896, вып. 4. Славяно-русский Пролог, с. 38–39. Лит.: Савваитов П. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. СПб., 1844; Ключевский. Древнерусские жития, с. 188–189, 270–271; Вологодский летописец. Вологда, 1874, с. 6–7; Верюжский И. 1) Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец. Вологда, 1879; 2) Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880, с. 104–130; Савваитов П. , Суворов Н. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. СПб., 1884; Филарет (Гумилевский) . 1) Обзор, с. 108; 2) Жития святых: (Февраль–апрель). СПб., 1885, с. 92–98, 190; Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 5, с. 242–243; Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894, с. 336–375; Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895, с. 34–38, 64–65; Степановский И. К. Вологодская старина: Историко-археологическпй сборник. Вологда, 1895, с. 82–102; Ильинский П. Переславский Никольский женский (бывший мужской) монастырь и его основатель Димитрий Прилуцкий//Владим. губ. вед., 1898, 36–38; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 189–194; Голубинский. История канонизации, с. 73; Дилекторский Ф. Николаевский женский монастырь в г. Переяславле Владимирской губернии. М., 1904, с. 58; Барсуков. Источники агиографии, стб. 156–160; Савваитов П. , Суворов Н. , Суворов И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1914; Смирнов М. И. Переславщина: Источники и материалы краеведения, их систематизация и обзор. Переяславль-Залесский, 1921, с. 60; Летопись города Вологды. Вологда, 1963; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 134–141; Дмитриев Л. А. Дмитрия Прилуцкого житие//ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 195–196.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

В этом же году в обитель прибыли несколько сестер с вновь назначенной игуменией Макарией из Переславского Никольского монастыря. Умелое ведение хозяйства, усердный труд сестер привели к подлинному расцвету обители. Об этом говорит и стремительный рост числа насельниц: к 1914 году - 115 сестер. В первую очередь, был обновлен храм внутри и снаружи (теплые приделы освятили в честь Покрова Божией Матери и св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), отстроены новые жилые корпуса, конюшня и все необходимые хозяйственные помещения. Сестры трудились не только на земле, но и занимались рукоделием - шитьем, вышиванием, чтением духовных книг (монастырь располагал небольшой библиотекой). По-прежнему свято чтилась икона свт. Николая. С нее были сняты 3 копии, которыми обносили окрестные селения и поля. Перед подлинником служились частые молебны - по просьбе благочестивых местных жителей. Обитель за короткий срок настолько окрепла, что смогла оказывать посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки солдат русской армии. История женского Николо-Сольбинского монастыря была прервана в ноябре 1918 года после его упразднения и образования на его месте сельскохозяйственной коммуны «Новая жизнь». Некоторое время монастырь просуществовал недолго. Игумения Макария и некоторые сестры были обнаружены и арестованы. Дальнейшая судьба, их остается неизвестной. Тем временем монастырь был обращен в приход, а потом и вовсе закрыт. По государственному плану борьбы с пережитками прошлого - религией в 1937 году были арестованы и расстреляны иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский, служившие в монастыре. Члены коммуны за три года пустили по ветру все богатство монастыря, разобрали многие постройки. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже - лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями.

http://sedmitza.ru/text/404238.html

Кондак, глас 8 Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/и венец нетления от Него восприял еси,/приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/о Никито преподобне,//молитвенниче о душах наших. Храмы в которых хранятся частицы мощей прп. Никиты Столпника Вознесенская Давидова пустынь Храм сошествия Святаго Духа на Лазоревском кладбище (Москва) Богородицерождественская церковь. (с. Васькино, Чеховский район) Свято-Никольский мужской монастырь (г. Саратов) Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, с.Совхозное (Кабардино-Балкария). Храм Святого благоверного князя Александра Невского, ст.Александровская (Кабардино-Балкария). Храмы с престолами в честь прп. Никиты-Столпника Никитский собор Никитского монастыря (г. Переславль-Залесский) Церковь Спаса на Нередице (Новгородская область) Богородице-рождественская церковь. (с. Васькино, Чеховский район) Никитская церковь (г. Владимир) Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Кремле Литература Ильинский П. В. Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник/П. В. Ильинский. - М.: Melanar, 2005. - 27 с. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник./Ключевский В.О. Русская история: В 5 т. М., 2001. Т. 4. C 512-517. Петрунин Ю.Ю. На кого равняться российскому чиновнику: социокультурные архетипы государственной службы. Ученые труды - М.: Университетский гуманитарный лицей, 2005 - С. 61-72. Свирелин, А. И. Описание святынь Никитского монастыря/А. И. Свирелин//Свирелин, А. И. Житие преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переславского чудотворца, и описание святынь Никитского монастыря/А. И. Свирелин. - Переславль: Типо-литография А. М. Шаланина, 1886. - С. 8-16. Тихонравов, К. Н.Никитская каменная шапка (в Переславле)/К. Н. Тихонравов//Владимирскии сборник. - М., 1857. - С. 95. Использованные материалы Житие на сайте Православие.Ru http://days.pravoslavie.ru/Life/life6759.htm Житие на сайте " Русское Православие " Минея. Май, часть 3. Изд. Московкой Патриархии, сс. 104-105, 112 (молитвословия):

http://drevo-info.ru/articles/13678669.h...

Более тридцати лет он безропотно и смиренно исполнял обязанности пономаря, скрывая от всех свое знатное происхождение. После смерти при нем обнаружили грамоту с его кратким жизнеописанием, перстень с княжеской печатью и железные вериги. Похоронили святого князя при Никольской церкви, впоследствии ее стали называть Князь-Андреевской, которая находилась неподалеку от Никольского монастыря.В тридцатые годы прошлого века Князь-Андреевскую церковь в числе двадцати других переславских храмов, для новой власти «не представлявших исторической ценности», взорвали. По свидетельству старожилов, руководитель взрывных работ был убит тогда осколком кирпича, после взрыва неожиданно упавшим на него с неба.Знаменательно, что труд прославления святого благоверного князя Андрея взял на себя в 1539 году, в конце своей долгой жизни, преподобный игумен Даниил, на что получил разрешение своего крестника, тогда еще юного царя Иоанна Грозного, и благословение митрополита Московского Иоасафа. Благоверный князь Андрей был причислен к лику святых, но мощи его были оставлены под спудом. После же разрушения Князь-Андреевской церкви и само место захоронения было утеряно.Сестры Никольской обители решили найти святые мощи князя-пономаря.В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха были начаты работы по обретению мощей угодника Божия князя Андрея. Но потребовалось время, чтобы собралась компетентная группа специалистов, которую возглавил федеральный архитектор Сергей Васильевич Демидов. Они приступили к освидетельствованию места пребывания святых мощей. Прежде всего исследовали остатки фундамента церкви, выполнили тщательные архитектурные расчеты, на основании которых было точно определено местоположение захоронения. И при раскопках в соответствии с расчетами, на глубине двух с половиной метров, были обретены мощи с остатками древнего гроба-колоды, которые вполне соответствовали Житию князя и другим историческим описаниям. При этом были обнаружены следы современного раскопа, который не достиг святых мощей всего лишь на штык лопаты: не допустил Господь святотатства.Святые мощи благоверного князя Андрея Смоленского были положены в резную раку и установлены в теплом Благовещенском храме Никольского монастыря.

http://elitsy.ru/holy/temple/13738/

С приходом безбожников многие святыни были уничтожены или осквернены. Старожилы рассказывали, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, где оно тогда пребывало, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, и они не смогли сдвинуть его с места. Раздосадованные безбожники, не вразумлённые чудесным явлением, принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твёрдый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на руке изображённого на Распятии Господа остался неглубокий след от пилы. Ничего не добившись, богоборцы заперли святыню в храме. Позже Крестовоздвиженская церковь была разрушена, а Животворящий Крест перенесён верующими в храм святителя Иоанна Златоуста в село Годеново. Точная дата перенесения Креста пока не известна, но убедительным кажется свидетельство Веры Дмитриевны Кирсановой, уроженки и старожила деревни Захарово, о том, что перенесли Крест в Златоустовскую церковь в 1933 году. Выкупленный у безбожников на трудовые крестьянские копейки Чудотворный Крест был тайно, под прикрытием ночи, перенесён верующими из Никольского погоста в Златоустовский храм села Годенова. Из книги: Животворящий Крест-Господень в храме святителя Иоанна Златоуста села Годенова. Издательство Переславского Никольского женского монастыря, 2014 Комментарии и обсуждение Сайт АНТУШКОВО http://antushkovo.narod.ru 31 января 2011. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article?object=06329

В частности, известный историк и богослов Виктор Тростников считает, что явление Креста случилось в тот исторический период, когда на Руси происходили важнейшие события, определившие на века пути ее развития. Это время правления великого князя Василия II, при котором крепнет Московская Русь, объединяющая вокруг себя многие княжеские земли. В 1448 году Московским собором в митрополиты всея Руси возводится рязанский епископ Иона — впервые эту кафедру занимает иерарх не греческого, а русского происхождения. Так Русская Церковь обретает независимость от Константинопольского Патриархата. В 1458 году, после падения Константинополя, некий благочестивый паломник приносит в обитель под Псковом (ныне Спасо-­Елеазаровский монастырь) величайшую святыню — чудотворный список с Цареградской иконы Божией Матери. Спустя около полувека в этой же обители старец Филофей как будто подведет итог произошедших событий: «...два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Русь становится последней надеждой для всего православного мира. Про грибы и ягоды забыли сразу После Октябрьской революции 1917 года на Никольском погосте был создан колхоз, но существовал он недолго. По свидетельству старожилов, в годы гонений на Церковь безбожные активисты попытались вынести святое распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, «но Крест словно налился свинцом, и они не смогли его сдвинуть». Тогда решили распилить его, «но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня». В 1940 году Крест был перенесен верующими из закрытого Крестовоздвиженского храма (впоследствии частично разобранного на хозяйственные нужды, ныне восстановленного как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Ивановской области) в храм святителя Иоанна Златоуста села Годеново нынешней Ярославской области. В 1997 году Златоустовский храм стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря. — Мы узнали о Годенове от москвичей, — рассказывает игумения Евстолия, настоятельница монастыря. — Приехали к нам однажды паломники из столицы и говорят: «У вас тут такая святыня под Ростовом — Крест Господень!» Было удивительно, что живем рядом, но ни о каком Кресте не слышали. Решили съездить посмотреть. И отправились с сестрами в это затерянное среди лесов и болот место.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5997001...

Нет, процесс происходил медленно, постепенно. Господь меня вел по этому пути, но, видимо, хотел, чтобы я и сам не ленился, какие-то труды прилагал. Первый раз я причастился на Пасху в Переславском Свято-Никольском женском монастыре и познакомился с его настоятельницей – игуменией Евстолией (Афониной), о чем тепло вспоминаю. Потом через год снова на Пасху там причастился. Это было еще до командировок в Чечню. В Ярославле на моих глазах происходило чудо возрождения Толгского монастыря, куда мы в детстве бегали играть, а зимой катались с горок или на лыжах. В Переславле-Залесском матушка Евстолия, воспитанница игумении Варвары (Третьяк), подвижнически восстанавливала святыню из руин, и это тоже было чудо милости Божией. Но именно после Чечни стала настойчивее стучаться в сердце мысль о необходимости спасения своей души для вечной жизни. До пенсии оставалась какая-то пара лет. Семьи у меня не было, и я подумал: наверное, лучше всего уйти в монастырь и послужить Господу. Только какой монастырь избрать? Поскольку в Ярославле у меня много родни и знакомых, этот вариант отпадал. Я как раз читал святителя Игнатия (Брянчанинова), который советовал тем, у кого имелось намерение избрать монашество, поездить по обителям, присмотреться... Мне нравились Кострома и Вологда. Господь так управил, что в свой отпуск в 2005 году я поехал в Вологду, зная только, что там есть мужской монастырь, основанный преподобным Димитрием Прилуцким. Я видел его в фотоальбомах – очень красивый древний монастырь! Переславский Свято-Никольский монастырь, где я первый раз причастился, тоже основал этот святой, ученик преподобного Сергия. Причем на два десятилетия раньше. Вот такая духовная ниточка протянулась…. Приехал я, попросил привратника обители вызвать игумена. Привратник позвонил по телефону, пришел наместник. Это была вторая судьбоносная встреча. Игумен Дионисий (Воздвиженский) стал моим духовным отцом. Сейчас он – настоятель Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере. А я, выйдя на пенсию, стал послушником. Затем по прошествии трехлетнего искуса принял монашеский постриг, под духовным руководством отца Дионисия прошел все послушания: огородника, привратника, работал в церковной лавке, был экскурсоводом (наверное, тысячи экскурсий провел, и перед каждой горячо молился: «Господи, умудри меня, вложи в мои уста те слова, которые дошли бы до сердца и ума каждого человека!» Видел, что паломники всё, словно губка, впитывают, а вот с туристами было тяжеловато). Потом заведовал канцелярией, был заведующим епархиальным древлехранилищем, которое находится в монастыре. Был библиотекарем, благочинным, временно исполнял обязанности наместника монастыря.

http://pravoslavie.ru/121572.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010