Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ДИОНИСИЙ Ефимович Щёголев (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ (Петушков Дионисий Иосифович; 1866-1931), прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (1869-1937), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ЕВА (Павлова Акилина Васильевна; 1879 - 1937), схим., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Евгеньевич Никольский (1886 - 1938), диакон, сщмч. (пам. 13 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ Герасимович Исадский (1879 - 1930), свящ., сщмч. (пам. 18 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Васильевич Васильев (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 11 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Игнатьевич Выжва (1883 - 1937), игум., прмч. (пам. 7 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ Александрович Ивашко (1899-1937), прот., сщмч. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Алексеевич Попов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_12.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (1869-1937), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих) ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ЕВА (Павлова Акилина Васильевна; 1879 - 1937), схим., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Евгеньевич Никольский (1886 - 1938), диакон, сщмч. (пам. 13 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Герасимович Исадский (1879 - 1930), свящ., сщмч. (пам. 18 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ Васильевич Васильев (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 11 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Игнатьевич Выжва (1883 - 1937), игум., прмч. (пам. 7 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ Александрович Ивашко (1899-1937), прот., сщмч. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_19.html

Новолуговое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1914 году деревня Новолуговая входила в состав Барышевского прихода. В деревне имелась церковно-приходская школа. В середине 1920-х годов верующие Новолугового решили строить собственный храм. Пока неизвестны фамилии всех, кто трудился на строительстве храма, но некоторые имена уже сегодня можно назвать. Это Степан Александрович Сбоев, Иван Корлыханов и Прохор Павлович Проскоряков. Прохор Павлович позднее был председателем церковного совета Новолуговского храма. Около 1926 года храм был уже построен и освящен во имя святителя и чудотворца Николая. Первым настоятелем стал священник Андрей Бирюков. Бирюков Андрей Владимирович родился в 1881 году в Пермской губернии. Окончил 4 класса Тобольской духовной семинарии. Рукоположен во священника около 1920 года, перед назначением в Новолуговскую церковь был священником церкви села Барышевского. В 1930 году о. Андрей был в первый раз арестован, но через полтора месяца выпущен на свободу. После ареста в Новолуговом, видимо, не служил. В 1937 году он стал вторым священником Успенской церкви Новосибирска. 20 ноября был арестован, а 2 декабря 1937 года расстрелян в Новосибирске. Реабилитирован в 1956 году. С 1935 по май 1937 года настоятелем Никольского новолуговского храма был архимандрит Сергий (Скрипалыциков). Архимандрит Сергий (Степан Захарович Скрипалыциков) родился в селе Балахта Ачинского уезда Енисейской губернии 28 декабря 1896 года в крестьянской семье. Окончил Красноярскую духовную семинарию, ректором которой в то время был протоиерей Николай Асташевский - будущий митрополит Новосибирский Никифор. В начале 1920-х годов иеромонах Сергий служил в Покровской церкви Новониколаевска. Осенью 1924 года в Новониколаевск прибыл назначенный Патриархом Тихоном епископ Никифор (Асташевский). Иеромонах Сергий стал келейником владыки Никифора. В списках священнослужителей Новосибирской епархии 1928 года отец Сергий значится игуменом, настоятелем Вознесенской церкви Новосибирска - кафедрального храма. В 1932 году архимандрит Сергий был арестован и осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Вернулся из лагеря в Новосибирск в 1935 году и был назначен настоятелем Никольского храма села Новолугового Новосибирского района. В ночь с 4 на 5 мая 1937 года архимандрит Сергий вновь арестован и доставлен в новосибирскую тюрьму, где находился до расстрела 29 июля 1937 года.

http://sobory.ru/article/?object=13925

Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Могилёв. Никольский монастырь. Храмы и постройки монастыря: Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский монастырь в Могилеве знаменит тем, что на его территории находится церковь, которая включена ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Свято-Никольский монастырь появился в XV веке. В апреле 1636 года митрополит Киевский Петр Могила получил разрешение польского короля Владислава IV на строительство монастыря в Могилеве. В 1637 году построили деревянную Никольскую церковь и женский монастырь при ней. Строительство каменного храма началось в 1669 году, и уже через три года – в 1672 году – он был освящен. Собор называли летним, потому что он не отапливался. В нем было два придела: правый – во имя святого Иоанн Предтечи, а левый – во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского. Женский монастырь существовал здесь до 1719 года. Потом его преобразовали в мужской, а в 1754 году и вовсе закрыли. Храм же стал приходским. В конце XVIII века он был отреставрирован. Церковь старались содержать в порядке, в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекеревич провел тут капитальный ремонт. После смерти настоятеля его прах хранился в церкви, пока в XX веке его могила не была разрушена и разграблена. На территории монастыря действовало две церкви, была еще зимняя церковь, которая была освящена во имя святого Преподобного Онуфрия Великого. XX век стал для Никольского храма непростым. С 1901 года тут служил священник Михаил Лещинский. В 1930 году сняли все колокола с храма, а после смерти Лещинского в 1934 году церковь закрыли. В 1937 году не стало и Могилевской епархии. После войны советские власти хотели перенести столицу БССР в Могилев, поэтому обсуждался вопрос сноса Свято-Никольской церкви. На этом месте должен был быть построен фонтан, вокруг которого раскинулся бы парк культуры и отдыха. В 1936-1937 годах во времена жестких сталинских репрессий в здании церкви была устроена пересыльная тюрьма. После войны тут была книжная база. Советские власти рьяно боролись с «религиозным дурманом», поэтому в 1954-1955 годах стены и своды церкви оштукатурили цементным раствором. Местные жители рассказывают, что в этот раствор была добавлена соль, чтобы таким раствором навсегда уничтожить уникальные фрески XVII века. Правда, уже через год в храме начались реставрационные работы. Те фрески, которые совсем недавно яростно истреблялись, начали спасать. К сожалению, реставрация проводилась не очень разумно, что привело к еще большему упадку здания собора.

http://sobory.ru/article/?object=05612

Февраля 22 (7 марта) Священномученик Виктор (Моригеровский) и мученица Ирина (Смирнова) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Виктор родился 17 апреля 1872 года в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Моригеровского. Окончил Духовную семинарию и в 1901 году был рукоположен в сан священника к Никольской церкви села Черленково Волоколамского уезда Московской губернии. В XVI веке в этом селе был мужской монастырь, приписанный к Иосифо-Волоколамскому монастырю, построенный на его средства. Впоследствии приписной монастырь был обращен в приходскую церковь . В 1931 году отец Виктор был арестован по обвинению в отказе от выполнения общегосударственных повинностей и приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Не согласившись с обвинением, он подал кассационную жалобу в суд и был оправдан. В 1933 году власти снова арестовали священника по обвинению в контрреволюционной агитации. Тройка ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. В июне 1934 года отец Виктор вернулся домой и вновь стал служить в Никольском храме. Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов власти стали собирать сведения о тех, кого предполагали арестовать. 22 января 1938 года следователь допросил священника Петра Павловича Розова, который служил в Никольской церкви, но в 1937 году оставил служение и поступил работать в контору «Союзплодовощ». Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Из фактов контрреволюционной деятельности Виктора Ивановича Моригеровского мне известно следующее. 27 декабря 1937 года в доме Моригеровского был священник из села Поречье Уваровского района Василий Никитский; последний хотел поступить священником в село Левкоево Шаховского района. В разговоре с Никитским о переходе его в Шаховской район Моригеровский сказал: «Советская власть в нашем районе никакого житья не дает духовенству. Налогами нас, видать, не осилили, так начали пачками арестовывать». 12 декабря 1937 года в доме Моригеровского в разговоре об аресте за контрреволюционную деятельность некоторых священников Шаховского района он говорил: «Большевики сейчас, как видно, окончательно озверели на духовенство, никакого житья не стало нам от советской власти. В конституции о религии пишут одно, а на деле делают другое. Забирают всех подряд ни за что. Вот и в нашем районе несколько священников пошли страдать. А за что? Совершенно ни за что забрали».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Венедикт (Плотников), архп. Казанский и Свияжский Родился 25 окт. 1872 года. В 1893 году окончил С.-Петербургскую духовную семинарию и определен псаломщиком Петрозаводского кафедрального собора и учителем пения Духовного училища. 15 авг.1894 года рукоположен во священника того же собора. С 1895 по 1898 г. – священник Вытегорского Воскресенского собора. В 1902 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1902–1918 гг. – законоучитель и настоятель церкви Петроградского Павловского женского института и законоучитель разных учебных заведений. 1918–1919г. – настоятель Кронштадтского Никольского морского собора. 1919–192O г. – ключарь Исаакиевского кафедрального собора. 15 авг.1920 г. по пострижении в монашество, хиротонисан во епископа Кронштадского, вик.Петроградской епархии. С февраля 1924 года управлял Ленинградской, а с 25 окт.1924 г. и Олонецкой епархиями. С 18 дек. 1925 года епархией не управлял. С 1931 г. – управляющий Вологодской епархией, но именуется епископом Кронштадтским. 4 апр.1933 г. возведен в сан архиепископа. С 16 июня 1933 г. – архп. Вологодский. С 5 окт. н.ст.1933 г. – архп. Новгородекий. В августе 1936 г. уволен на покой. 7/20 декабря 1936 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С февраля 1937 г. епархией не управлял. С 23 мая 1937 г. уволен на покой. Скончался в июне 1937 года. Место погребения неизвестно. Отношение епископа Венедикта к обновленчеству Ярко описывает один из лидеров обновленчества проф. Титлинов в своей статье: «Что сделано для церковного мира». В феврале 1924 года еп. Венедикт принял управление Ленинградской епархией и управлял ей до 5 декабря 1925 года. Как и у его предшественника, епископа Мануила, его деятельность за этот период была посвящена борьбе с обновленчеством. Уже в первом своем воззвании, написанном совместно с епископами: Григорием (Лебедевым) Шлиссельбургским и Серафимом Колпинским 9/22 февраля 1924 года, он не только призывал духовенство и верующих держать связь с ними, православными епископами, но и предупреждал, чтобы никто не принимал участия в собраниях обновленцев ни в качестве представителей от общин, ни просто, как частные лица. Такое воззвание в тот момент было необходимо, потому что обновленцы в это время уже начали толки «о примирении», хотя их призывы и звучали довольно странно на фоне ожесточенных нападок обновленцев на православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Белгород. Марфо-Мариинский монастырь. Успенско-Никольский собор. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Появлению Успенско-Николаевского собора на земле белгородской способствовало событие необычное – сам Государь Император Петр I пожертвовал на строительство его сто рублей. Об этом было записано в клировых ведомостях и указана точная дата царской благотворительности – 15 июня 1701 года. Об этом же свидетельствует и небольшая мемориальная доска на стене храма. А собственноручную записку первого российского императора более двухсот лет хранили в алтаре, показывая лишь именитым гостям. Возведение собора завершено в 1709 году. После 1917 года был закрыт, в 1933-1937 гг. в нем размещалась тюрьма, в 50-80-х гг. XX в. Белгородский хлебозавод. В мае 1998 года был передан РПЦ и в нем началась реставрация. Восстановлен и освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 26 декабря 2005 года. В 1993 году при храме основан Марфо-Мариинский женский монастырь. 15 июня 1701 года Государь Император Петр I пожертвовал на строительство Успенско-Николаевского собора сто рублей, o чем свидетельствует запись в клировых ведомостях и небольшая мемориальная доска на стене храма. В 1709 году возведение собора завершено. После революции 1917 года Успенско-Николаевский собор закрыт, в 1933-1937 годах в здании размещалась тюрьма, в 50-80-х годах XX века - Белгородский хлебозавод. В 1993 году открыто подворье, которое 28 декабря 1999 года преобразовано в Белгородский женский монастырь во имя Святых Марфы и Марии. В мае 1998 года полуразрушенный храм возращен Русской Православной Церкви. 26 декабря 2005 года восстановленный храм освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Священнослужители обители окормляют заключенных ИТК строгого режима в поселке Сосновка. Успенско-Николаевский собор города Белгорода слышал много похвал и красивых эпитетов. О нём любили рассказывать и писать паломники, церковнослужители, археологи - многие, кто бывал и молился в этом соборе и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веках.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Бобруйська 7 березня 2013 р. 17:38 Епархия сегодня Первые летописные упоминания История Православия в Бобруйске начинается с появлением первых летописных свидетельств. В 1387 году правитель Великого княжества Литовского Ягайло, в числе других селений, передаваемых в управление своему брату Скиргайло, упоминает и Бобруйск. В конце XV века в городе было три церкви: Николаевская, Ильинская и Успенская. С середины XVI века уже достоверно известно о существовании в городе братства в честь святителя Николая, православного казачества, при кафедральном соборе г. Бобруйска. Борьба с унией После Брестской унии 1596 года и последовавшего насильственного окатоличивания Великого княжества Литовского православное казачество встало на защиту интересов православного населения. За свою верность Православию в 1649 году Бобруйск был подвергнут разгрому войсками короля Яна Казимира. Подлинное духовное пробуждение начинается в XIX веке, после того, как город входит в состав Российской империи (1792 г.). В городе создается поветовая школа, в программу преподавания которой входят такие предметы как риторика, история, катехизис. Со строительством в 1812 году Бобруйской крепости в ее пределах устраивается еще семь храмов (включая домовые), среди них — Петропавловский, в честь Казанской иконы Божией Матери и собор святого Александра Невского. В 1829 году на городском кладбище, по особому ходатайству церковным властям полковника Розенмарка и на его средства, строится храм в честь святой мученицы Софии. Всего к началу XX века в городе уже было 10 православных храмов, среди них три собора: Никольский, Александро-Невский и Георгиевский. Работало пять церковно-приходских школ. Советские годы Гонения, воздвигнутые на Церковь советской властью, в короткие сроки перечеркнули былое благолепие. К 1925 году в городе осталось лишь два православных храма: Свято-Никольский собор и Свято-Софийская церковь на Минских кладбищах. Духовенство и прихожане подвергаются гонениям. Тем не менее, духовная жизнь в городе не угасает. Преосвященный Филарет (Раменский), епископ Бобруйский, викарий Минской епархии , служил в минских и бобруйских храмах в нелегкие времена гонений на Церковь. 28 июля 1937 года епископ Филарет, ряд священников и прихожан были арестованы и 1 ноября 1937 года расстреляны.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3150666...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ И ТОТЕМСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена в марте 1682 г. как архиепископия с названием Великоустюжская и Тотемская, 6 мая 1788 г. присоединена к Вологодской епархии, восстановлена в 1918 г. как Великоустюжская и Усть-Вымская епархия, прекратила существование ок. 1937 г. До 23 окт. 2014 г. Вел. Устюг входил в Вологодскую епархию. Решением Свящ. Синода от 23 окт. 2014 г. Великоустюжская епархия была выделена из состава Вологодской епархии. Включена в состав Вологодской митрополии . В состав епархии вошли приходы в административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского р-нов Вологодской области. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Великоустюжский и Тотемский». Глава епархии - митр. Вологодский и Кирилловский Савва (Михеев) . Кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Вел. Устюге (первый деревянный храм построен в 1290, затем неоднократно перестраивался). Епархия разделена на благочиннические округа: Великоустюжский, Никольский, Тотемский. На нач. 2016 г. в В. е. было 18 храмов, 19 священников, 3 диакона. История В 1682 г. в В. е. вошли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, в 1685 г. также Яренский у. В 1918-1937 гг. территория В. е. включала в себя Устюжский, Никольский, Сольвычегодский, Яренский, Усть-Сысольский уезды. Территория, прилегающая к Вел. Устюгу (первые упоминания города относятся к 1178 и 1218), с кон. XII в. входила в Ростовскую епархию (см. ст. Ярославская епархия ). До включения в состав Московского гос-ва Вел. Устюг в кон. XIII-XIV в. являлся центром земель Ростовского княжества на р. Ваге и в Подвинье и наряду с Гледенским Троицким мон-рем был центром христианизации местного финно-угорского населения. Наиболее полный титул Ростовских архиереев этого времени приводят летописи: в 1396 г. Киевский митр. свт. Киприан «постави Григорья епископа Ростову, и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю, и Устюгу, и Молозе» (ПСРЛ. Т. 26. С. 165). В актах титул Ростовских архиереев был более коротким и изменялся в зависимости от того региона, в к-рый направлялся документ: напр., архиеп. Никандр (1549-66) в грамоте, посланной в Вел. Устюг, имеет титул «Ростовский, Ярославский и Устюжский» (в др. документах - «Ростовский, Ярославский и Белозерский»). В XVI-XVII вв., до открытия В. е., представителями епархиального архиерея в Устюжском крае были архимандриты великоустюжского во имя арх. Михаила мон-ря (основан ок. 1276), осуществлявшие надзор за духовенством и имевшие право освящения храмов. Власть епархиального архиерея осуществлялась в Устюге также через десятинников (упом. с 1436).

http://pravenc.ru/text/150143.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010