В 1634 г. Максим стал иеромонахом Троице-Сергиева мон-ря с именем Моисей ( Извеков. 1906. С. 98), но связей с царской семьей он не утратил; так, в 1637 г. царица «справила» ему «ряску» (Там же. С. 143). 10 янв. 1638 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию М. во епископа Рязанского и Муромского и возвел его в сан архиепископа. 26 янв. М. прибыл на место служения. В качестве епархиального архиерея М. принимал участие во мн. гос. и церковных событиях, в церковном Соборе 1642 г., избравшем патриарха Иосифа , в чине венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 г. М. присутствовал на церковном Соборе 1649 г. о введении единогласия, а также участвовал в хиротонии Новгородского митр. Никона (впосл. патриарх Московский и всея Руси) . М. регулярно совершал поездки по мон-рям: в июле 1638 г. посетил Радовицкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь и Успенский Ольгов мон-рь, в февр. 1639 г.- Никольский мон-рь в Зарайске, в сент. 1640 г.- Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра ), через год - Солотчинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , Николо-Радовицкий и Борисоглебский мон-ри, в 1642 г.- вновь Николо-Радовицкий и Богословский ( Иоанна Богослова апостола монастырь в с. Пощупове), в 1643 г.- Космодамианский, а весной 1644 г.- «на Борок в монастырь, на Пустынь» (вероятно, Старорязанская Николаевская пуст.), Рязанский Покровский Нищевский и Богословский мон-ри и др. ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 55-56). М. часто ездил и по приходским церквам своей епархии, нередко совершал в них молебны и литургии, освящал в епархии новые храмы и приделы. М. уделял много внимания церковному строительству в Рязани: в 1640 г. по его указу из Черкасской слободы старая ц. Рождества Пресв. Богородицы была перенесена на новое место, и М. освятил ее. В 1642 г. он освятил в городе новую каменную 2-шатровую церковь Сошествия Св. Духа, о чем была сделана памятная надпись над входом (Там же. С. 56; Воздвиженский. 1820. С. 330). В 1647 г. по царскому указу в Романовской слободе (ныне г. Тутаев) был построен Спасо-Преображенский мон-рь (Красногорская пуст.).

http://pravenc.ru/text/2563982.html

В 1808 г. игум. Павлин написал донос в Святейший Синод на своего предшественника: якобы схиигум. Серафим убеждал паломников, что мощи схим. Романа почивают нетленными. Игум. Павлин ходатайствовал перед Синодом о дозволении освидетельствовать могилу основателя. Получив разрешение Синодальной комиссии, он указал совсем др. могилу и обманным путем добился разрешения в 1808 г. сломать часовню над захоронением основателя, а строительный материал употребить на возведение здания ДУ, располагавшегося на территории мон-ря. За нерадивое отношение к своим обязанностям в 1814 г. игум. Павлин был отстранен от управления мон-рем. В 1837 г. данковским купцом Г. Ф. Лебедевым по обету, данному в память спасения его семьи от холеры по молитвам к строителю Роману, над могилой основателя была построена деревянная часовня с памятником подвижнику на месте разобранной в 1808 г. При игум. Дионисии IV часовня была отреставрирована, над могилой основателя поднят пол. Особенностью богослужебного устава Д. м. являлся крестный ход к могиле старца Романа накануне или в день его кончины (в мае) из окрестных храмов и сел, сопровождаемый молитвой от бездождья. Первые каменные кельи и ограда были построены при игум. Антонии II (1753-1764) на средства жившего в 1751-1753 гг. в Д. м. на покое архиеп. Великоустюжского Гавриила (Русского) . В 10-х гг. XIX в. были построены деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте и 2-этажный братский корпус. В 1824 г. нижний каменный этаж был перестроен строителем Досифеем (1823-1825) «из келий, бывших с давних лет», а верхний деревянный устроен из бревен, пожертвованных игум. Николо-Радовицкого мон-ря Рязанской епархии Паисием. Внутренняя отделка келий и устройство иконостаса Покровского собора на сумму более 5 тыс. р. серебром осуществлены на средства о. Варсонофия, жившего на покое в мон-ре. В 1830-1850 гг. была построена новая каменная ограда (40 ´ 50 саж.) с башнями по углам и св. вратами; к 1850 г. сооружена новая соборная колокольня высотой 42 аршина. Колокол (более 88 пудов), отлитый на заводе елецких купцов братьев Н. и А. Криворотовых, пожертвовал помещик А. Казьмин.

http://pravenc.ru/text/171349.html

В 1808 г. игум. Павлин написал донос в Святейший Синод на своего предшественника: якобы схиигум. Серафим убеждал паломников, что мощи схим. Романа почивают нетленными. Игум. Павлин ходатайствовал перед Синодом о дозволении освидетельствовать могилу основателя. Получив разрешение Синодальной комиссии, он указал совсем др. могилу и обманным путем добился разрешения в 1808 г. сломать часовню над захоронением основателя, а строительный материал употребить на возведение здания ДУ, располагавшегося на территории монастыря. За нерадивое отношение к своим обязанностям в 1814 г. игум. Павлин был отстранен от управления монастырем. В 1837 г. данковским купцом Г. Ф. Лебедевым по обету, данному в память спасения его семьи от холеры по молитвам к строителю Роману, над могилой основателя была построена деревянная часовня с памятником подвижнику на месте разобранной в 1808 г. При игум. Дионисии IV часовня была отреставрирована, над могилой основателя поднят пол. Особенностью богослужебного устава монастыря являлся крестный ход к могиле старца Романа накануне или в день его кончины (в мае) из окрестных храмов и сел, сопровождаемый молитвой от бездождья. Первые каменные кельи и ограда были построены при игум. Антонии II (1753-1764 гг.) на средства жившего в 1751-1753 гг. в Данковском монастыре на покое архиеп. Великоустюжского Гавриила (Русского). В 10-х гг. XIX в. были построены деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте и 2-этажный братский корпус. В 1824 г. нижний каменный этаж был перестроен строителем Досифеем (1823-1825 гг.) «из келий, бывших с давних лет», а верхний деревянный устроен из бревен, пожертвованных игум. Николо-Радовицкого монастыря Рязанской епархии Паисием. Внутренняя отделка келий и устройство иконостаса Покровского собора на сумму более 5 тыс. р. серебром осуществлены на средства о. Варсонофия, жившего на покое в монастыре. В 1830-1850 гг. была построена новая каменная ограда с башнями по углам и св. вратами; к 1850 г. сооружена новая соборная колокольня высотой 42 аршина. Колокол (более 88 пудов), отлитый на заводе елецких купцов братьев Н. и А. Криворотовых, пожертвовал помещик А. Казьмин.

http://sobory.ru/article/?object=34982

После войны, в 1946 году, монашеская жизнь в Лавре восстановилась, а самое главное – Церкви вернули мощи преподобного Сергия Радонежского. Тогда же понемногу начали проводить реставрационные работы. Именно здесь прошли все Поместные соборы в 1971, 1988 и 1990 годах. Конечно, архитектура всех многочисленных построек Лавры предполагает неустанную заботу. В 1993 году монастырь вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры До и после реставрации Николо-Радовицкий мужской монастырь Московская область, Егорьевский район, село Радовицы, улица Щукина, дом 1-а Отреставрировали кирпичную кладку фасадов корпуса Обустроили техническую кровлю В первой половине XV века инок Пахомий, грек по происхождению, пришел на берег небольшого чистого озера среди глухих лесов, на полдороге между Москвой и Рязанью. На острове он основал Акакиеву пустынь, а местность вокруг назвал «Радовицами» в честь своей родины в Фессалии. В середине XVI века монах обители Иона по прозвищу Рогожа обрел образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, одного из самых почитаемых святых на Руси. Образ сразу признали чудотворным, и отовсюду к нему стали стекаться паломники. В 1584 году Иван Грозный дарственной грамотой пожаловал монастырю окрестные земли и разрешил возвести новую обитель «на суше», потому что маленькая пустынь на острове уже не вмещала всех желающих посетить это место. Николо-Радовицкий мужской монастырь незадолго до передачи Церкви в 2007 году До и после реставрации Все деревянные постройки монастыря заменили каменными только при императрице Екатерине II, а в 1816-м начали строить каменный собор святителя Николая. В советское время монастырь закрыли, а его насельников разогнали. Последний настоятель игумен Мелетий смог сохранить образ святителя Николая и избежать репрессий, он покоится на сельском кладбище неподалеку от монастыря. Монастырские здания освободили от различных служб к 1960 году, с тех пор он стал разрушаться. Монашеская жизнь возобновилась только в 2006 году. Новым насельникам предстоял длинный путь восстановления обители.

http://pravmir.ru/creative/vozrozhdennyi...

Новые храмы и монастыри В минувшем году в нашей Церкви появился 21 новый монастырь, – 10 мужских и 11 женских. Священный Синод благословить открыть обители во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Рязанской, Самарской, Ставропольской епархиях, а также в Башкирии, Бурятии, Дагестане, Карелии, на Камчатке и в Молдавии. Наиболее важным, пожалуй, является воссоздание Успенской Саровской пустыни, где подвизался знаменитый на весь православный мир русский святой – преподобный Серафим Саровский. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. При обители создан также скит, где будут испытываться желающие поступить в Успенскую пустынь послушники. Кроме того, открылись следующие обители: Николо-Радовицкий и Николо-Берлюковский мужские монастыри (Московская епархия); Казанский женский монастырь в г. Рязани; Мужской монастырь во имя великомученика и целителя Пантелеимона в г. Петропавловске-Камчатском; Ильинская Водлозерская пустынь близ деревни Куганаволок (Республика Карелия); Крестовоздвиженский женский монастырь в г. Кизляр (Республика Дагестан); Марфо-Мариинский женский монастырь в с. Ира Кумертаусского р-на (Республика Башкирия); Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в с. Троицкое (Республика Бурятия); Георгиевский женский монастырь в Предгорном районе (Ставропольская епархия); Александровский мужской монастырь в г. Суздале (Владимирская епархия); мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших, в г. Черепанове (Новосибирская епархия); Никольский мужской монастырь в р. п. Саргатка и Серафимовский женский монастырь в с. Татьяновке (Омская епархия); Симанский Спасо-Казанский женский монастырь в г. Острове и Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в с. Финева Гора (Псковская епархия); Покровский женский монастырь в с. Лукино (Нижегородская епархия); Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка (Самарская епархия);

http://pravoslavie.ru/700.html

Радовицы. Николо-Радовицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты 26 декабря 2006 года на заседании Священного Синода было, в частности, принято решение благословить преобразование прихода храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района Московской области в Николо-Радовицкий мужской монастырь села Радовицы Егорьевского района Московской области. Радовицкий Николаевский монастырь, 3 класса, в Егорьевском уезде, близ села Радовицы, при Святом озере. По преданию, монастырь именовался раньше Акакиевой пустынью и был основан в половине XV века старцем Пахомием на острове Святого озера. Здесь чудесно явилась икона святого Николая чудотворца, и после этого монастырь был перенесен на настоящее место. Соборный храм во имя святителя Николая построен в 1816 —1839 годах, в итальянском стиле. Здесь находится явленный чудотворный образ святого Николая Чудотворца. Замечательны также по древности: образ святителя Николая с частью его мощей и другой образ его же с двуперстным благословением, весьма уважаемый старообрядцами. При монастыре приют для мальчиков — сирот духовенства. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» По преданию, первым насельником монастыря был старец Пахомий, который в XV веке нашёл в безлюдных мещерских болотах озеро с высоким островом. Красота и безмолвие места настолько потрясли греческого монаха, что он основал здесь пустынь и назвал её Акакиевой, в честь своего духовного наставника. Предание также гласит, что здесь же, во второй половине XVI века монаху Ионе, был явлен образ Св. Николая Чудотворца в полный рост, вырезанный из целого куска яблоневого дерева. По видимому, тогда же на острове посреди озера, названного Святым, была воздвигнута деревянная церковь Св. Николая (не сохранилась). Только за XVI век у чудотворного образа было засвидетельствовано 250 благодатных знамений. Весть о чудесах пошла по всей Руси и учреждённый Петром I Синод даже изъял икону и доставил её в Москву «из опасения суеверия в народе». После смерти императора икона была возвращена монастырю и несена всю дорогу на руках в сопровождении народа и духовенства с зажжёнными свечами.

http://sobory.ru/article/?object=04698

Андреевские Выселки. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В деревне Андреевские Выселки находится один из древнейших погостов Мещёры - Спасо-Преображенский Святоозерский, основанный во второй половине XIV века. Основанию погоста положил святитель Киприан, митрополит Киевский и Московский. На берегу Святого озера, недалеко от Государевой дороги, ведущей из Владимира через Коломну в стольный град Киев, находились земли, входящие в Сенежскую волость, находящуюся во владении Церкви. Само озеро в то время имело несколько наименований: Сенежское, Сенецкое, Сенег. Здесь, на западном берегу озера, святитель Киприан устроил свою резиденцию. Имеются сведения, что во времена Киприана здесь существовал небольшой мужской монастырь, впоследствии перенесённый греческим монахом Пахомием на остров Радовицкого озера, положивший начало Николо-Радовицкой обители. Сенег любил посещать также митрополит Фотий. Здесь он в 1411 году укрывался до набега многотысячного войска татарского хана Талыча. С переводом столицы Государства из Владимира в Москву отпала небходимость в Сенегской митрополичьей резиденции и на её месте образовался Святоозерский погост с главным храмом Преображения Господня. На территории погоста, как в духовном и административном центре сельской местности, ежегодно на Преображение устраивались ярмарки, а также еженедельные базары. На Спасском Святоозерском погосте, находящемся после административной реформы 1860-х годов в Петровской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии, находились: земское училище и приходская богадельня. В 1917 году здесь стояли две церкви. Спасо-Преображенская каменная церковь построена в 1898-1905 годах в псевдорусском стиле попечением протоиерея Иакова Светлова с двумя тёплыми приделами: северный - Никольский и южный - митрополитов Киприана и Фотия. Деревянная однопрестольная Казанская церковь построена в 1896 году. Церкви были построены взамен сгоревшего в конце XIX века от удара молнии деревянного Преображенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=54389

Николо-Радовицкий монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николо-Радовицкий монастырь - православный мужской монастырь в с. Радовицы, Московской области. Основан в первой половине XV века старцем Пахомием. Закрыт в 1919, восстановлен в 2006 г. В настоящее время монастырь восстанавливается, укреляется духовная жизнь обители. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан старцем Пахомием, пришедшим в Москву с митрополитом Киевским и всея Руси Фотием. По смерти митрополита Фотия в 1431 году ради уединения и безмолвия иеромонах Пахомий оставил митрополичью волость и отправился в поисках тихого места в чащу лесов на юг от Сенежа. Здесь он и решил основать свою пустынь. Постепенно у него стали появляться сподвижники из числа тех людей, которые, как и он, искали уединения. Во второй половине XVI века настоятелю обители игумену Ионе Рогоже на озере было явление святителя и чудотворца Николая, идущего по водам от берега к острову. После чудесного явления был вырезан образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева, высотой около полутора метра. На иконе святитель изображен в полный рост в архиерейском облачении, в правой руке он держит меч, а в левой - храм (символизирующий собой град). В более позднее время на образ святителя была сделана митра. Образ сразу же прославился многими чудесами, привлекая большое число богомольцев. В связи с этим и монастырская братия стала увеличиваться, что заставило настоятеля обители игумена Иону «бить челом» государю Иоанну Грозному. В ответ на просьбу игумена Иоанн IV выдал грамоту, которой пожаловал монастырю земельные владения протяженностью 10 верст в длину и 5 верст в ширину. В 1616 году игумен Антоний испросил у царя Михаила Федоровича повторную грамоту на владение монастырём землей. В 1619 году произошло нападение на монастырь и его разграбление. К началу XVII века количество монашествующих сильно увеличилось. В 1623 году вышла Утвердительная грамота за подписью царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета на имя настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Иосифа о выделении земли на берегу озера под монастырь. Сразу же по получении грамоты монахи выстроили деревянную церковь на берегу Святого озера в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Радовиц...

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Архангельской епархии: архиепископа Архангельского и Холмогорского Антония (Быстрова; 1858 — 16 июля 1931); от Московской епархии: священника Димитрия (Касаткина; 1884 — 28 октября 1942), послушницы Александры (Каспаровой; 1882 — 18 февраля 1942), Никифора (Зайцева; 1884 — 21 1942), Иоанна (Любимова; 1876 — 19 января 1942), Елены (Черновой; 1874 — 17 сентября 1943), Параскевы (Федоровой; 1882 — 11 декабря 1938); от Рязанской епархии: послушницы Варвары (Конкиной; 1868 — 5 апреля 1938); от Саратовской епархии: епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 — 10 октября 1919) и протоиерея Михаила (Платонова; 1868 — 10 октября 1919). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об открытии Николо-Радовицкого мужского монастыря, Николо-Берлюковского мужского монастыря в Московской области и о назначении настоятелей этих монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1.Доклад принять к сведению. 2. Благословить преобразование прихода храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района Московской области в Николо-Радовицкий мужской монастырь села Радовицы Егорьевского района Московской области. 3. Настоятелем Николо-Радовицкого мужского монастыря назначить иеромонаха Августина (Французова) с возведением в сан игумена. 4. Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь села Авдотьино Ногинского района Московской области. 5. Настоятелем Николо-Берлюковского мужского монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением в сан игумена. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке в г. Венецию (Италия) 21-23 октября 2006 года и о состоявшейся презентации Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86322-zhurnaly-...

от Рязанской епархии : послушницы Варвары (Конкиной; 1868 — 5 апреля 1938); от Саратовской епархии : епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 — 10 октября 1919) и протоиерея  Михаила (Платонова; 1868 — 10 октября 1919). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об открытии Николо-Радовицкого мужского монастыря, Николо-Берлюковского мужского монастыря в Московской области и о назначении настоятелей этих монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1.Доклад принять к сведению. 2. Благословить преобразование прихода храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района Московской области в Николо-Радовицкий мужской монастырь села Радовицы Егорьевского района Московской области. 3. Настоятелем Николо-Радовицкого мужского монастыря назначить иеромонаха Августина (Французова) с возведением в сан игумена. 4. Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь села Авдотьино Ногинского района Московской области. 5. Настоятелем Николо-Берлюковского мужского монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением в сан игумена.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке в г. Венецию (Италия) 21-23 октября 2006 года и о состоявшейся презентации Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Справка: 21-23 октября 2006 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл находился с визитом в Венеции по приглашению кардинала Анджело Сколы, Патриарха Венецианского. Целью поездки было ознакомление духовенства и верующих данной католической епархии, многие из которых испытывают искренний доброжелательный интерес к возрождению Православия в России, с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви, принятыми Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010