Москва. Николо-Перервинский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты После 1917 года судьба Николо-Перервинского монастыря слилась с трагической судьбой всей России. После закрытия, примерно в 1940 году, Иверский собор использовался под склады и цеха мелких предприятий. Прмерно в это же время здание было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. Цветные стекла были заменены на простые. Была утрачена большая часть кровли и заложены боковые проемы крыльца. В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников г.Москвы, была забелена живопись и устроены междуэтажные перекрытия из железобетонных плит, которые разделяли его внутреннее пространство на три этажа, а с востока сделаны пристройки. Когда-то величественный Иверский собор представлял из себя жалкое зрелище: обезглавленный, на кровле его росли кустарник и трава, а внутри работали станки. Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря В смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строительство в загородном Николо-Перервинском монастыре собора в честь Иверской иконы. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора. Из Иверской часовни у Воскресенских ворот была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход двинулся от часовни через всю Москву в монастырь. Когда вечером процессия прибыла к Николо-Перервенскому монастырю, то вся местность, окружавшая обитель была переполнена богомольцами, собравшимися из окрестных сел и деревень, а также прибывшими из Москвы. Чудотворная икона была внесена в новый соборный храм и поставлена посреди его на особо месте. В девять утра началось освящение главного престола во имя Иверской иконы Божией Матери, 21 сентября был освящен правый придел в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира, левый придел в честь святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна был освящен в 1909 году, на третий день Пасхи.

http://sobory.ru/article/?object=05404

хоровод стал главным танцем в этом сезоне 14 июня 2011 г. 17:00 " Троицкие гуляния " в селе Троицком Молодежь православных приходов Москвы отметила праздник Святой Троицы на подворье Николо-Перервинского монастыря в подмосковном селе Троицкое. Гостей встретили выступления фольклорных коллективов, мастерские народных промыслов (гончарное ремесло, выжигание по ткани), выставка резьбы по дереву и народной самодельной игрушки, рассказ об истории народного костюма, хороводы, спортивные игры и, конечно же, радость новых встреч и общения с близкими по духу людьми. Праздник организовало православное молодежное объединение «Держава». Первое чувство - радость Зеленая поляна с небольшим подъемом в окружении деревьев, кроны которых закрывали от июньского солнца «зрительный зал», красочно оформленная сцена, Покровский деревянный храм, роскошные цветущие кусты пионов, много улыбок и счастливых глаз – так встретило нас подворье Николо-Перервинского монастыря. И пока артисты готовились к выступлению, а молодежь осваивала гончарное ремесло и искусство выжигания по ткани, руководитель православного молодежного движения «Держава» Андрей Петросянц рассказал, чем в этом году «Троицкие гулянья» отличаются от предыдущих лет. «Сегодня этот праздник вошел официально в календарь событий в рамках Синодального отдела по работе с молодежью, то есть получил официальный статус, - говорит руководитель объединения. - Если раньше «гулянья» проходили на «домашнем» уровне, преимущественно для прихожан монастыря, то теперь мы объявили о них более широко. И в праздничной программе участвуют не только наши ребята, но и профессиональные коллективы Москвы и Нижнего Новгорода…» Андрей Владимирович прервался, потому что в это время слово предоставили настоятелю Николо-Перервинского монастыря и подворья протоиерею Владимиру Чувикину. Священник напомнил, что день Святой Троицы - это день рождения христианской Церкви, сердечно поздравил всех собравшихся и объявил об открытии праздника. Над монастырским подворьем зазвучало праздничное песнопение в исполнении монастырского клироса.

http://e-vestnik.ru/reports/troitskie_gu...

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1701. Ссылки:   Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино Координаты: 55.929065, 38.233434 Проезд:От Щелковского вокзала на автобусе 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км - до Воскресенского. Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км от МКАД, после реки Воря повернуть направо Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в. Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек. Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

http://sobory.ru/article/?object=00768

В день памяти святителя Николая Чудотворца Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в московском Николо-Перервинском монастыре 21 декабря, 2009. Редакция " Правмира " 19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Патриаршее подворье храмов бывшего Николо-Перервинского монастыря. В Иверском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Тимофея Куропатова, клирика храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, во пресвитера. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью, посвященной подвигу святителя Николая Чудотворца. В конце проповеди Патриарх обратился к современным семинаристам с напутственным словом: — В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам — к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, которая открывается нам в нашей православной вере. И одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл этой веры в ясных, понятных и убедительных словах — с тем, чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня Святителю и Чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.

http://pravmir.ru/v-den-pamyati-svyatite...

7 фактов о Московском епархиальном доме В этом здании решалась судьба Церкви 27 июля, 2015 В этом здании решалась судьба Церкви В июле 2015 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Князь-Владимирский храм восстановленного Московского Епархиального дома в Лиховом переулке. Об истории этого дома можно писать многотомные исследования. Мы же приведем лишь несколько интересных фактов. Дом-памятник  Московский епархиальный дом был построен в 1901–1902 гг. по проекту архитектора Петра Виноградова, автора десятков церковных и общественных зданий по всей России. Среди наиболее известных — собор Иверской иконы Божьей Матери Николо-Перервинского монастыря в Москве, Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря, Здание реального училища во Владимире (ныне — один из корпусов Владимирского государственного университета), не сохранившаяся Церковь Трех Святителей московского Скорбященского монастыря. Московский епархиальный дом построили двухэтажным, в формах «нововизантийского» стиля с элементами русского церковного зодчества, с полуподвалом, колокольней со стороны переулка и церковью во имя В здании находились административные и лекционные помещения, Соборная палата (получившая название в ходе Поместного Собора 1917–1918 годов). Князь-Владимирский храм расписывали знаменитые иконописцы О. Чириков, М. Дикарев и В. Гурьянов. Осип Чириков — автор хранящихся ныне в Эрмитаже и других музеях икон для дворцовых церквей Петербурга, основатель иконописной мастерской Чириковых в Москве. Именно в этой мастерской реставрировали Донскую икону Богоматери, и еще более древнюю – Владимирскую. Михаил Дикарев – придворный поставщик Императорского Двора, создавший в числе прочего по заказу императора Николая II иконостас в храме Христа Спасителя города Уральска и иконостас в усыпальнице Романовых в Новоспасском Преображенском монастыре Москвы. Василий Гурьянов – придворный иконописец, по заказу Николая II украсивший своими иконами раку и сень над мощами св. Серафима Саровского, расписывавший Новоспасский монастырь, церкви Петергофа, Оптиной пустыни, Андреевский скит на Афоне. Дом святых

http://pravmir.ru/sem-obrazov-moskovskog...

монахиня Елисавета (Желтухина) Митрополит Григорий Постников – светильник Церкви и покровитель Оршина монастыря Скачать epub pdf Жизнеописание Будущий владыка родился 1 ноября 1784 г. в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Федорова. Учился в Николо-Перервинской и Троицкой (в Троице-Сергиевой Лавре) семинариях и в Санкт-Петербургской духовной академии, где и получил свою фамилию. Время учебы в академии пришлось на те годы, когда инспектором, а потом ректором был святитель Филарет (Дроздов) , оказавший огромное влияние на формирование его личности и научных интересов. Григорий был любимым учеником великого святителя Московского, а впоследствии и единомысленным с ним архипастырем. В 1814 году Постников закончил академию первым магистром, 24 августа был пострижен в монашество, а уже через четыре дня рукоположен во иеромонаха. В 1816 году иеромонах Григорий был удостоен ученой степени доктора богословия и стал инспектором академии, а вскоре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря при сохранении послушания преподавателя. Через три года отец Григорий сменил своего любимого учителя владыку Филарета на должности ректора Санкт- Петербургской академии. Он первым начал преподавать богословие на русском языке, был весьма популярен и любим студентами, как замечательный лектор и заботливый наставник. 7 мая 1822 года следует рукоположение во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем назначение архиепископом Калужским и Боровским, перевод в Рязань. С 1829 года епископ Григорий становится постоянным членом Синода. 25 июля 1831 года (по другим сведениям – 28 июля 1829 г.) он был переведен на Тверскую кафедру. В Твери владыка Григорий, оставив о себе у духовенства и благодарных верующих   добрую   память, прослужил   17   лет,   за   это   время     собрал в Твери противораскольническую библиотеку, пожертвовал в Тверскую духовную семинарию около 500 книг, а также восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь (ниже мы еще остановимся подробно на деятельности Владыки Григория на нашей древней земле).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Серафим, митрополит Новгородский, Санкт -Петербургский, Эстляндский и Финляндский (Глаголевский Стефан Васильевич) Родился в 1757 году в городе Калуге в семье причетника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской духовной семинарии и в филологической семинарии ученого «Дружеского общества», основанного в Москве известными мистиками Н. И. Новиковым и И. Г. Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете. С марта 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой духовной семинарии. В 1787 году определен учителем риторики в Московской академии и академическим катехизатором. 2 декабря 1787 года пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре. С 21 августа 1790 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1791 года – цензор печатных книг. 12 февраля 1795 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 28 сентября 1798 года назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. 25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, Московским митрополитом Платоном. 29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским. 7 июля 1805 года переведен епископом Смоленским и Дорогобужским. 7 февраля 1812 года переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода. С 30 августа 1814 года – архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ. С 15 марта 1819 года – митрополит Московский и Коломенский. С 19 июня 1821 года – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 17 января 1843 года. Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Святого Духа, перед местной иконой Сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиерей, вместивший в свое сердце боль Беслана Памяти митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) Как тот, кто видел столько горя, мог быть таким веселым и простым? Сегодня 40 дней, как преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Неоднократно он нес свое служение под пулями. Но это, в общем-то, понятно любому нормальному мужику. А вот принять боль матерей в свое сердце – на это способен далеко не каждый… Он умел жить так, чтобы каждый день был прожит не зря.   Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) Будьте «как дети» (Мф. 18, 3) Протоиерей Владимир Чувикин , настоятель храмов Николо-Перервинского монастыря, почетный ректор Перервинской духовной семинарии: – Мы вместе, примерно в одно и то же время – в конце 1960-х – начале 1970-х – учились с будущим владыкой Феофаном в семинарии, а потом и в академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он тогда еще был Иваном, учился на год младше меня. Семинаристом он был, можно даже сказать, шаловливым. Боевой такой всегда. Далеко не идеален по поведению. Студенты есть студенты – молодежь! Хотя после первого курса академии он вдруг поступил послушником в лавру. В декабре 1973 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, наместник лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг послушника в монахи, дав ему имя Феофан – в честь преподобного Феофана Исповедника. Еще до окончания академии он принял сан. Потом уже нес послушания по линии ОВЦС: был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалим, служил во многих странах Ближнего Востока, а также Латинской Америки. Протоиерей Владимир Чувикин. Фото Натальи Фукс А потом, уже в 2000-м году, его рукоположили во епископа. Так что в этом году владыка буквально 5 дней не дожил до 20-летия архипастырского служения. Но даже в святительском сане он так и остался веселым и простым. Даже в святительском сане он так и остался веселым и простым Помню, нас, целую группу архиереев и священников во главе с митрополитом Тобольским Димитрием (Капалиным), отправили в инспекционную поездку по семинариям, духовным академиям страны: и по московскому региону, в том числе в Коломенскую, далее в Смоленскую, Рязанскую, Волгоградскую, Саратовскую области, потом прибыли мы в Санкт-Петербург… И владыка Феофан, который тоже был с нами, всегда очень живой, подвижный, энергичный, так что у него и поступки бывали эксцентричными… Приезжаем мы такой представительной архиерейско-священнической делегацией в питерский Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке.

http://pravoslavie.ru/136440.html

«Иду причащаться, как на расстрел». Что общего у священника и автомата по продаже газировки И как мы становимся мнимой церковью 27 июня, 2019 И как мы становимся мнимой церковью «Нельзя же сказать людям: “Господь заповедовал любить друг друга. Ну-ка давайте быстро, начинайте”». Что мешает людям в Церкви полюбить друг друга, почему они боятся переступить границу, которая не дает им причащаться часто, нужно ли священнику бояться выгорания и в чем выражается потеря Христа – размышляет священник Георгий Белькинд, клирик Иоанно-Предтеченского храма (г. Венев Тульской области), президент Образовательного фонда им. братьев Сергея и Евгения Трубецких (г. Москва). Желание креститься и плавки – Вы крестились поздно, в 30 лет. То есть в детстве и юности пересечений с верой не было вообще? – Да. Папа, учитель истории, умер через несколько месяцев после моего рукоположения, оставаясь коммунистом. Мы приезжали с детьми прощаться с ним за месяц до его смерти, и у нас состоялся один-единственный разговор, когда я сказал, что мог бы крестить его. «Можно, наверное, – ответил отец. – Но что это будет значить? Я всю жизнь прожил, Бога не встретил». Так что Церковь в нашей семье была только в культурном контексте – древняя архитектура, Рублев… Крестился я, можно сказать, от счастья. В 1992 году 5 октября мы семьей приехали в Москву, с помощью друзей получили комнату в общежитии ПТУ 100, прямо напротив Николо-Перервинского монастыря. Проснулся однажды под звон колоколов в полном счастье, пошел посмотреть, что там внутри, откуда раздается этот звон, и все, что увидел – мне понравилось. Через некоторое время подошел к священнику: «Я креститься хочу. Как это сделать?» Он ответил: «Для этого нужны две вещи: желание креститься и плавки». Этот священник стал моим духовным отцом. При крещении присутствовал будущий игумен Симеон, настоятель Соловецкого подворья в Кеми, где снимался фильм Павла Лунгина «Остров». – Священником вы стали через десять лет после крещения. – Да, до этого я девять служил в алтаре, а в 1998 году духовный отец сказал мне: «Приходите ко мне домой чай попить». И во время беседы вдруг говорит: «Ты будешь служить. Не знаю где, когда, но будешь». Его слова сбылись через 6 лет, в 2004 году в Туле.

http://pravmir.ru/idu-prichashhatsya-kak...

Ирина Ковалева проводит очередное занятие ЖМП 4 апрель 2011 /  " Счастливая осанка " доступна каждому «Журнал Московской Патриархии» публикует необычное письмо, которое получила редакция. Ирина Ковалева, молодой педагог одной из столичных школ, рассказывает о собственной методике сохранения и выработки правильной осанки. Проблема, поднимаемая автором письма, имеет особую актуальность. Всем известно, как утомляются молящиеся во время продолжительных, особенно великопостных, служб, когда долго приходится стоять на ногах. Ирина неоднократно проводила индивидуальные занятия с монахинями, священниками, а теперь решила поделиться накопленным опытом уже с широкой читательской аудиторией... Здравствуйте, уважаемая редакция «Журнала Московской Патриархии»! Разрешите поздравить вас с наступлением весны и началом Великого поста! Пишет вам Ирина Ковалева, студентка Высших богословских курсов Московской духовной академии, певчая Николо-Перервинского монастыря, храма-часовни в честь иконы «Всех скорбящих Радосте», педагог дополнительного образования ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1804. В течение нескольких лет я разрабатывала образовательную оздоровительную программу «Счастливая осанка». И сегодня эта программа уже помогла многим священнослужителям, монахам, певчим, а также мамам, папам, дедушкам, бабушкам, детям, педагогам и воспитателям... Дело в том, что от многих трудностей можно избавиться, если заботиться о правильной осанке — правильно стоять, сидеть, двигаться, наклоняться. Я довольно продолжительное время занимаюсь этой тематикой и хотела бы поделиться с вами имеющимся опытом. К сожалению, у нас уже не учат специально тому, как правильно держать спину и сохранять правильную осанку, хотя еще столетие назад в дореволюционной России этому уделялось большое внимание. Так, в Институте благородных девиц классная дама сутулым барышням колола булавкой в спину, а в результате у наших предков вырабатывалась привычка держать спину ровной. Важной частью православного этикета было не класть ногу на ногу, не переносить вес тела с одной ноги на другую, не растекаться в кресле при первом же удобном случае. Сейчас эти традиции, увы, почти все позабыты...

http://e-vestnik.ru/analytics/schastliva...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010