2) Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря в 30 в.от Рима, основанного иноком Нилом † 1004 г., который дал ему устав; на последний часто ссылается сохранившийся доныне Типикон этого монастыря, составленный вторым преемником Нила Варфоломеем (построившим в 1025 г. и существующий доныне главный храм монастыря) и значительно переделанный 4-м игуменом Власием II † 1303 г. в сторону сближения с римским обрядом; но строя суточного богослужения эти переделки не коснулись, и он носит печать немногим меньшей древности и близости к Ипотипосису, чем Студийско-Алексиевские уставы 1620 . 3) и 4) Ряд близких к этому Типикону (с. 402) южно-италийских и сицилийских Типиконов. распадающихся на две редакции: в основе первой лежит Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии (полуострова, «посредством которого Италия как бы простирает длань к Греции») в 1099 г. греческими выходцами при содействии Боемунда Тарентского (монастырь только в XIV в. подчинился папе; ныне развалины); Типикон для него составлен в 1174 г. третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания прп. отца нашего Иосифа» первого игумена обители † 1125 г., правившего ею 26 л.; Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника » 1621 . В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 м. к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) 1622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

3) и 4) Ряд близких к этому Типикону южно-италийских и сицилийских Типиконов. распадающихся на две редакции: в основе первой лежит Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии (полуострова, «посредством которого Италия как бы простирает длань к Греции») в 1099 г. греческими выходцами при содействии Боемунда Тарентского (монастырь только в XIV b. подчинился папе; ныне развалины); Типикон для него составлен в 1174 г. третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания прп. отца нашего Иосифа» первого игумена обители († 1125 г.), правившего ею 26 лет. Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника» [ 47 ]. В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 милях к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) [ 48 ]. 4)  Евергетидский Типикон, т. е. монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в предместье Константинополя, основанного в 1048 г. иноком Павлом († 1054 г.); преемник его Тимофей увеличил монастырь и дал ему устав, который в синаксарной части переделан и дополнен ок. 1150 г., и в таком виде дошел до нас, что видно из памяти в нем Лазаря Галисийского († 1053 г.), впервые встречающейся в месяцесловах с XII b. (Коаленевом), и из памяти самих ктиторов Павла и Тимофея (служба им 16 апр. вместе и как преподобными и заупокойная); в Типиконе часто ссылки на практику Великой церкви (что и естественно для константинопольского монастыря), но в общем строй службы Студийский с наклоном к Иерусалимскому [ 49 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

47. Сохранился 1) в ркп. Туринской университетской библ. XII–XIII b.; к этой ркп. близки: 2) Типикон Барбериновской библ. в Риме III (77) 1205 г. «по чину Николо-Касулянского монастыря»; 3) Валличелиановской библ. в Риме N D. 61 — XIII b. 4) Лаврентианской библ. Во Флоренции 1336 г. 5) Барбериновской библ. 102 (236) 1583 г., представляющий буквальное сходство (исключая конца) с Туринским. 48. Основная ркп. 1) Ватиканской библ. изготовленная для этого монастыря в 1292 г.; к ней близки 2) ркп. Венской императорской библ. XIII b.; 3) Барбериновск. библ. писанная в 1552 г. для собора г. Бовы в Калабрии; 4) Ватиканской библ. XVI b., подаренная в 1585 г. папе Сиксту V хорепископом Родосским (в виде отдельного приложения здесь латинский месяцеслов). Описаны (обе редакции) у Toscani, Ad Typ. graec.; полнее и подробнее у Дмитриеввского Τυπικ (последнему принадлежит и деление на две редакции). 49. Сохранился в ркп. Афинск. унив. XII b., откуда впервые издан Дмитриевским Опис. лит. ркп. I Τυπικ 256–656. — От той же эпохи дошло до нас еще несколько ктиторских Типиконов, но дисциплинарного лишь содержания, отсылающих за литургической практикой к вышеперечисленным Типиконам или вообще студийскому уставу, или же наконец к общеупотребительному уставу («синаксарю»), не называя его определенно. Таковы Типикон 1130 г. Константинопольского Пандократорского (в честь Вседержителя) монастыря, основанного имп. Иоанном Комненом (в ркп. XVIII b. Халкинской школы в Константинополе предписывающий богослужение «по образцу великого храма во дворце», ссылающийся иногда и на «последование Агиополита» (как показывает название — Иерусалимское, по Дмитриевскому Τυπικ LXIV — «придворный устав»); Типикон Константинопольского загородного мон. св. Маманта 1159 г., пролог которого подписан несколькими игуменами и, между прочим, Студийским и указывающий руководиться в богослужении Евергетидским уставом «как принятым уже и вошедшим в обычай» (гл. 8 и др.; подлинн. ркп. в Париж. национ. библ.); Типикон малоазийского Богородичного мон. τν λον Βωμν τοι λεγμν («солнечных ступеней, т. е. обличений») 1162 г., ссылающийся на Студийский синаксарь (гл. 8 и др.; подлинник в Патмосск. библ.); все изданы Дмитриевским Τυπικ 656–715.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Типикон сохранился в современной Власию ркп. с датой 1200 г. в монастырск. библ. А. II. 7. Описан Toscani Th. Ad Typica graecorum, Rom. 1864 ; дополнительно к этому описанию у Дмитриевского, Τυπικà 899 и д. 1621 Сохранился 1) в ркп. Туринской университетской библ. 216 XII-XIII в.; к этой ркп. близки: 2) Типикон Барбериновской библ. в Риме 69 III (77) 1205 г. «по чину Николо-Касулянского монастыря»; 3) Валличелиановской библ. в Риме N D. 61 – XIII в. 4) Лаврентианской библ. Во Флоренции 15 – 1336 г. 5) Барбериновской библ. III, 102 (236) 1583 г., представляющий буквальное сходство (исключая конца) с Туринским. 1622 Основная ркп. 1) Ватиканской библ. 1877, изготовленная для этого монастыря в 1292 г.; к ней близки 2) ркп. Венской императорской библ. 1126/326/144 XIII в.; 3) Барбериновск. библ. 67, писанная в 1552 г. для собора г. Бовы в Калабрии; 4) Ватиканской библ. 1609 г. XVI в., подаренная в 1585 г. папе Сикету V хорепископом Родосским (в виде отдельного приложения здесь латинский месяцеслов). Описаны (обе редакции) у Toscani, Ad Typ. graec.; полнее и подробнее у Дмитриеввского Τυπικà (последнему принадлежит и деление на две редакции). 1623 Сохранился в ркп. Афинск. унив. 788 XII в., откуда впервые издан Дмитриевским Опис. лит. ркп. I Τυπικà 256–656. – От той же эпохи дошло до нас еще несколько ктиторских Типиконов, но дисциплинарного лишь содержания, отсылающих за литургической практикой к вышеперечисленным Типиконам или вообще Студийскому уставу, или же наконец к общеупотребительному уставу («синаксарю»), не называя его определенно. Таковы Типикон 1130 г. К-польского Пандократорского (в честь Вседержителя) монастыря, основанного имп. Иоанном Комненом (в ркп. XVIII в. Халкинской школы в К-поле 85), предписывающий богослужение «по образцу великого храма во дворце», ссылающийся иногда и на «последование Агиополита» (как показывает название – Иерусалимское, по Дмитриевскому Τυπικà LXIV – «придворный устав»); Типикон К-польского загородного мон. св. Маманта 1159 г., пролог которого подписан несколькими игуменами и между прочим Студийским и указывающий руководиться в богослужении Евергетидским уставом «как принятым уже и вошедшим в обычай» (гл. 8 и др.; подлинн. ркп. в Париж. национ. библ.); Типикон малоазийского Богородичного мон. τω ν λον Βωμω ν τοι λεγμω ν («солнечных ступеней, т.е. обличений») 1162 г., ссылающийся на Студийский синаксарь (гл. 8 и др.; подлинник в Патмосск. библ.); все изданы Дмитриевским Τυπικà 656–715.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX b.) дается уже подробное наставление о пище в Четыредесятницу св. Филиппа. Константинопольский собор при патр. Луке Хрисоверге и имп. Мануиле Комнене (1143–1180 г.) требует зачинать этот пост с 14 ноября; Вальсамон (XII b.) в толковании на правила этого Собора считает пост во всем объеме обязательным для иноков, для мирян же считает позволительным сокращение его до 7 дней [ 200 ]. По свидетельству Кодина (XIV b.) при Константинопольском дворе Рождественский пост соблюдался 40 дней, и в день Рождества Христова по случаю разрешения поста протопапа (первый протоиерей) приходил во дворец благословлять трапезу императора [ 201 ]. Успенский пост В IX b. находим первые упоминания и о посте Успенском. Ипотипосис и Диатипосис не говорят еще о нем и это в рукописях даже XIV века. Только в рукописи второго из этих уставов от XVI века на полях против главы о постах есть приписка: «замечательно (σημεωσαι), что ничего не говорится о посте Успения» [ 202 ]. Нет о нем упоминания и в уставах Евергетидском (XI b.), Константинопольского Пантократорского монастыря 1136 г. Из типиконов впервые указание на Успенский пост встречаем в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII b.). Здесь под 1-м августа есть такое замечание: «Николая святейшего патриарха Константинополя, нового Рима (Николай I 895–925 с перерывом, II 983–996 г.) о четыредесятнице Успения Пресвятой Богородицы. Есть у нас другой пост, называемый Пресвятые Богородицы, начинающийся с 1 дня августа месяца, который упоминается святым собором о соединении (νσεως, — в другой рукописи: «и седьмым Собором в Никее»). Но первый день августа не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа (начинаем) учиненный пост, и последование Преображения, т. е. 8 дней, все полне поем» (т. е. несмотря на пост, служба Преображения в церкви поется с предпразднеством 8 дней). Сомнительно более раннее упоминание об Успенском посте в письме папы Hukoлaя I (859–867 г.) болгарам: «следующие посты св. Римская Церковь приняла от древности и содержит: по 40 дней пред Пасхой после Пятидесятницы, пред Успением Марии Богородицы, а также пред праздником Рождества Господня».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Крест с двумя свечами лежит до литургии. На литургии антифон 1-й «Благо есть исповедатся» с припевом нынешним; 2-й «Господь воцарися». «Спаси ны, Сыне Божий, нас ради распныйся...» 3-й «Приидите возрадуемся» с тропарем; входное нынешнее; по входе Слава и ныне кондак; остальное на литургии как ныне (кроме задостойника). Отдание праздника 15-го (предпразднство – как ныне) 893 . По Студийскому Типикону Николо-Касулянского монастыря в Калабрии в греч. рукописи XII-XIII вв. (Туринский университет 216) предпразднства нет. На вечерне на Господи воззвах стихиры гл. 4 «Егоже древле Моисей» дважды, «Глас пророка Твоего» трижды, «Днесь Владыка твари» трижды. Слава и ныне «Предстоящи распятию яже Тя чисто»; прокимен «Господь воцарися» с 1-м стихом; паремии нынешние; на стиховне гл. 2 «Четвороконечный мир», стих: «Помяни сонм Твой», «Днесь сад живота»; стих: «Бог же Царь наш», «Пророков гласи». Слава и ныне «Христе Боже наш». На повечерии канон Златоуста, гл. 8 «Крест начертав»; бывает и литургия ему в другой церкви. На утрени на Бог Господь как в Евергетидском, «и стихословим 3 антифона: 1-й – Пс. 73, 2 -й – Пр. 98, 3-й «Хвалите Господа» ( Пс. 148 ), ипакои гл. 8 «Днесь пророческое». Слава и ныне «Благословенную нарекий»; чтение Андрея Критского «Торжество Креста совершаем»; степенны гл. 8, антифон один; прокимен гл. 4. «Бог же Царь наш», стих: «Помяни сонм Твой»; Евангелие от Иоанна: «Рече Господь: любяй душу», «Воскресение Христово». Канон ирмосы по 2, тропари по 4, и творим тропари на 14 со Слава и ныне; по В песни седален, гл. 8 «В рай убо мя прежде»; по 9 песни ексапостиларий; на хвалитех гл. 4 подобен «Дал еси»: «Днесь возсия» и подобные его на 6, Слава и ныне гл. 2 «Днесь Крест Честный воздвизается со славою»; конец: «Мы же непрестанно вопием: Слава в вышних Богу». Певцы поют Слава в вышних Богу великое. На тропаре исходит иерей через св. двери в предшествии двух монахов со свечами к диакона с кадилом в руках и крестом в ковчеге на голове; по тропаре «Спаси, Господи» и другой тропарь гл. 1 «Креста древу покланяемся»; став на амвоне, иерей берет у диакона крест. О воздвижении креста так же как в Евергетидском уставе; только упоминаются «васильки» с крестом у иерея в руках. После воздвижения кондак трижды; «иерей, положив крест в ковчег и войдя в алтарь (моет его чистой водой), взяв кадильницу и фимиам, подняв его с ковчегом со св. трапезы, выходит из алтаря и кладет крест для поклонения всему народу; поют тропарь гл. 1 „Креста Твоего древу покланяемся, Человеколюбче“, затем все поклонившись и с любовью целуя, поем тропарь гл. 6 „Кресту Твоему покланяемся»; ектения сугубая и просительная и отпуст. Отдание 21-го», и под этим числом замечание: «должно знать, что во всю осмицу Воздвижения Креста антифон поет церковь нашего монастыря, не изобразительные» 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Филиппе, по каковому преданию апостолу за то, что он пред смертью просил небесной кары своим мучителя, было открыто, что он в течение 40 дней не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за него эти дни 1773 . В Ипотипосисе и (с. 455) Диатипосисе (IX в.) дается уже подробное наставление о пище в 4-we св. Филиппа. К-польский собор при п. Луке Хрисоверге и имп. Мануиле Комнене (1143–1180 г.) требует зачинать этот пост с 14 ноября; Вальсамон (XII в.) в толковании на правила этого собора считает пост во всем объеме обязательным для иноков, для мирян же считает позволительным сокращение его до 7 дней 1774 . по свидетельству Кодина (XIV в.) при К-польском дворе Рождеств. пост соблюдался 40 дней, и в день Рождество Христово по случаю разрешения проста протопапа (первый протоиерей) приходил во дворец благословлять трапезу императора 1775 . Успенский пост В IX в. находим первые упоминания и о посте Успенском. Ипотипосис и Диатипосис не говорят еще о нем и это в рукописях даже XIV века. Только в рукописи второго из этих уставов от XVI века на полях против главы о постах есть приписка: «замечательно ( σημεωσαι), что ничего не говорится о посте Успения» 1776 . Нет о нем упоминания и в уставах Евергетидском (XI в.), Константинопольского Пантократорского монастыря 1136 г. Из Типиконов впервые указание на Успенский пост встречаем в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Здесь под 1-м августа есть такое замечание: «Николая святейшего патриарха Константинополя, нового Рима (Николай I 895–925 с перерывом, II 983–996 г.) о четыредесятнице Успения Пресвятой Богородицы. Есть у нас другой пост. называемый Пресвятые Богородицы, начинающийся с 1 дня августа месяца, который упоминается святым собором о соединении ( νσεως, – в другой рукописи: «и седьмым собором в Никее»). Но первый день августа не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа (начинаем) учиненный пости, и последование Преображения, т.е. 8 дней, все плоне поем») т.е. несмотря на пост, служба Преображения в церкви поется с предпразднеством 8 дней).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

вел. Четыредесятнице» и «О благовещении», последний § более литургического содержания), к работам монахов («О соразмерности в службах») и одежде их «(О количестве одежды и об обуви и о устроении постели и о подобном» только в Ипотипосисе). Тот же план выдерживает в общем Студийско-Алексиевский устав, давая сначала триодный устав (с Недели мытаря), затем месяцеслов (в ркп. Моск. Синод. библ. XIV b. и 906/382 XV b. месяцеслов ранее — перестановка позднейшая, как показывает предисловие к месяцеслову во второй ркп.); следующая затем дисциплинарная часть вначале тоже, по-видимому, намерена следовать Ипотипосису, говорит сначала о столе; но затем оставляет выдержанный план, стараясь лишь располагать предметы по какому-либо сходству: как например, §§ о должностных лицах стоят почти все рядом, тоже §§ о поведении за богослужением. Типикон Великой Константинопольской церкви IX–X b. положил начало другому плану Типиконов, поставив месяцеслов ранее Триоди. Такого порядка держатся все западные Студийские Типиконы и Евергетидский. Типикон Великой церкви и западные Студийские не имеют дисциплинарной части, но Типиконы Калабрийской редакции (Николо-Касулянского монастыря (начинаются общелитургической частью, заключающей (в 28 гл.) наставления о тех или иных пунктах суточного богослужения, например, о пении Бог Господь и аллилуиа, о благовесте, о каждении, о кафисмах на утрене и вечерне в простые дни и в праздники, об отмене поклонов в некоторые дни, о кафисмах в посты и попутно о трапезе в обыкновенные дни и посты, о стихирах на службах — воскресных, будничных, праздничных. о канонах на разных службах, о чтениях, о повечерии [ 252 ]. Похожие главы были и в Типиконах Сицилийской редакции, но между месяцесловом и Триодью [ 253 ]. Евергетидский Типикон после месяцесловной и триодной части дает чин воскресного бдения и литургии, делает общие замечания о будничных службах, приводит прокимны литургийные, воскресные и будничные, аллилуйные стихи вечерни, говорит о субботней вечерне и панихиде по усопшим, о поведении канонарха, о каждении, о входе и выходе из церкви в течение службы, а затем в особом «Прологе» дает дисциплинарную часть устава («Изложение и изображение жизни в монастыре»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Постепенно расширялись репрессии против свя­щеннослужителей. Так, 11 июня 1930 года был арес­тован в связи с делом «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» (т. н. «делом академиков») по обвинению в антисоветской деятельности протоиерей Николай Чуков. За него ходатайствовала младшая дочь в Москве, добившись приема у Янукидзе и через девять месяцев отца Ни­колая освободили, когда у родных уже практически не было надежды, что они его увидят. После ареста протоиерея Н. К. Чукова настоятелем Николо-Богоявленского собора был назначен протоиерей В. М. Яблонский. Отца Василия в свою очередь арестовали 11 января 1933 г. по обвинению " в членстве в нелегальных контрре­волюционных кружках — «пятерках» сергиевского направления и ведении контрреволюционной пропа­ганды " . Постановлением Тройки Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском воен­ном округе от 5 апреля 1933 года его приговорили к лишению права проживания в 12 крупнейших горо­дах СССР на 3 года и выслали из Ленинграда Настоятелем храма с января 1933 г. вновь стал про­тоиерей Николай Чуков. Тяжелый удар по духовенству епархии был на­несен весной 1933 г. при проведении в Ленинграде паспортизации населения. В паспортах отказали при­мерно 200 священнослужителям, и им пришлось по­кинуть город, в т. ч. и нескольким членам причта Николо-Богоявленского собора. Паспорт не получил даже митрополит Серафим (Чичагов). Поэтому 14 октября указом Патриаршего Священного Синода он был от­правлен на покой и на Ленинградскую кафедру назна­чен митрополит Новгородский Алексий (Симанский). 27 июня 1933 года Президиум Леноблисполкома и Ленсовета постановил запретить колокольный звон в церквах Ленинграда. Все председатели приходских советов, в т. ч. Николо-Богоявленского собора  были вынуждены подписать обязательства о прекращении его в своих храмах с 15 июля. Через несколько месяцев началась широкомасштабная компания по снятию и переплавке колоколов с дей­ствующих церквей. Проводилась она по всей облас­ти в соответствии с директивами Совнаркома, тща­тельный учет бронзы шел по линии ОГПУ. 9 июля 1934 г. были сняты с колокольни Николо-Богоявленского собора и сданы " Металлолому " 13 коло­колов общим весом 20408 кг. Продолжалось изъя­тие из храма церковных ценностей. Так, 9 февраля 1933 г. были переданы в Русский музей четыре мозаич­ных образа, 4 февраля 1934 г. — в Музейный фонд пять серебряных окладов. В архивных делах сохрани­лись акты об изъятии ценностей от 7 марта, 23 апреля 1934 г., 23 декабря 1937 г. и т. д.

http://bogoslov.ru/article/2518081

" Евлогиевцы " были осуждены Тройкой Полно­мочного Представительства ОГПУ в Ленинградс­ком военном округе 25 февраля 1934 г. Владыку Сергия приговорили к 10 годам лагерей, его сестёр, как и большинство осужденных прихожан Николо-Богоявленского собора, отправили в ссылку. Про­тоиерей Владимир Рыбаков, перенесший пытки, в на­чале марта 1934 г. был освобожден в предсмертном состоянии, помещен в городскую больницу, где че­рез несколько дней, 20 марта, умер. Отпевание про­ходило в Николо-Богоявленском соборе, и целая демонстрация — более 2000 человек — сопровожда­ли тело до места похорон на Смоленском кладбище. Сохранился бюллетень, составленный работника­ми Ленгорисполкома по итогам наблюдения за про­ведением Пасхальных служб в 1934 г. В нем гово­рится и о реакции верующих на дело " евлогиевцев " : " Наши наблюдения фиксируют заметный рост фак­тической преданности церкви, выражавшейся в уве­личении количества предпасхальных «исповедающихся и причащающихся», в увеличении доходов церкви и проявления пассивной озлобленности по поводу закрытия ряда храмов и ареста церковни­ков... Такие же факты отмечались и во Владимир­ском соборе на Петроградской стороне, в Николо-Морском соборе, в Знаменской церкви и в ряде других церквей. Вследствие значительного сокраще­ния количества духовенства, наличные кадры... «ра­ботали» по 18-20 часов в сутки; бывали случаи, когда священники после окончания «работы» теря­ли сознание от переутомления. В соответствии с абсолютным увеличением количества причастни­ков и т. п. выросли и доходы духовенства, которые не поддаются даже ориентировочному подсчету. Основным моментом в настроениях верующих, напол­нивших церкви перед Пасхой, было выражение пас­сивного недовольства мероприятиями советской вла­сти: «Церкви закрывают, а ничего не дают взамен. В красные клубы мы никогда не ходили и не пойдем». «Литвинов говорил Рузвельту о том, что в СССР нет преследования духовенства, а ГПУ арестовывает лучших священников только за то, что они добро­совестно выполняли свой пастырский долг и вели работу по духовному воспитанию верующих». Груп­па «верующих», по внешнему виду интеллигентов, в Николо-Морском соборе пыталась устроить демон­страцию во время похорон священника Рыбакова, осужденного в ссылку по делу «евлогиевцев» и умершего вскоре после освобождения из ДПЗ. Рас­пространились слухи, что Рыбаков подвергался пыт­кам, и во время похорон вышеуказанная группа на­стаивала на том, чтобы «открыть и показать народу лицо батюшки-мученика»... "

http://bogoslov.ru/article/2518081

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010