Я хотел бы выразить особую благодарность настоятелю сего святого храма протоиерею Богдану Сойко и огласить Патриаршую грамоту: «Во внимание к многолетнему служению в священном сане и в связи с 250-летием со дня освящения Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга настоятель и председатель приходского совета Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Богдан Сойко награждается орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского I степени». Аксиос! С этим храмом связано очень многое у меня лично. С отрочества, с юных лет я регулярно посещал этот храм, молился, очень любил пение хора, который в то время был лучшим хором Ленинграда. Возглавлял его регент Шишкин, известный многими своими деяниями, но, наверное, более всего он вошел в историю нашей Церкви как замечательный церковный композитор и регент. Здесь служили прекрасные священники, замечательный проповедник отец Александр Медведский, замечательные диаконы, которые услаждали нас своими голосами. Храм был всегда переполнен, потому что в городе оставалось всего 14 храмов, а Никольский собор близок к вокзалам и многие жители области приезжали сюда. Продвинуться поближе к алтарю не было никакой возможности — люди стояли так плотно, что нередко перекреститься было невозможно; но в этой давке, в этой духоте особенно чувствовалась наша общая принадлежность к Церкви, наша общая способность сохранять веру Христову в тяжелейшие годы лихолетья. Я хотел бы в день, когда мы празднуем 250-летие сего святого храма, вручить в качестве подарка этому собору свой келейный образ Божией Матери «Оранта». Пусть Царица Небесная, воздевающая руки к Господу и Спасителю, в своих молитвах помнит град Петров и сей Свято-Николо-Богоявленский Морской собор. Также Вам, отец настоятель, вручаю пасхальное яйцо с благодарностью за Ваши труды. А всем участникам сегодняшнего торжества хотел бы передать небольшую иконочку святителя и чудотворца Николая с Патриаршим благословением. Храни вас Господь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/2237528.ht...

31.12.2003 - Новогодний молебен в присутствии командования округа и морской базы. 10.01.2004 - Нахимовское училище. Встреча с воспитателями и родителями. 19.01.2004 - Участие командования округом и Военно-морской базой в праздничном богослужении, водоосвящении и приеме в Николо-Богоявленском морском соборе. 24.01.2004 - Открытие консульством Польши памятного знака на Пискаревском кладбище (прот. Вадим Балакирев) 26.01.2004 - открытие мемориальной доски в память блокадникам (свящ. Деонисий Чупрынин). 27.01.2004 - панихида по погибшим в блокаду (прот. Богдан Сойко). - Возложение венков на Пискаревском кладбище (свящ. Александр Ткаченко). - панихида по погибшим в блокаде в Исаакиевском соборе (прот. Богдан Сойко, диакон Василий Герич). 28.01.2004 - ДК " Газа " мемориал памяти блокадников (свящ. Деонисий Чупрынин). 29.01.2004 - Закладка корабля на Алмазе в присутствии главкома Флота адмирала Куроедова В.В. и командующих флотами (прот. Богдан Сойко и хор собора). 19.02.2004 - прием, данный командующим округом генералом армии Бобрышевым B.C. по случаю Дня Защитника Отечества в доме офицеров (прот. Богдан Сойко). 20.02.2004 - Праздничный концерт по случаю Дня Защитника Отечества в доме офицеров (прот. Богдан Сойко) 21.02.2004 - Прием, данный губернатором области по случаю Дня Защитника Отечества (прот. Богдан Сойко). 23.02.2004 - Молебен по случаю 75-летия Святейшего Патриарха Алексия II (весь причт). 25.02.2004 - Молебен по случаю Дня Ангела Святейшего Патриарха Алексия II (весь причт). 05.03.2004 - Акт по случаю 60-летия академии им. Макарова (прот. Богдан Сойко). 12.03.2004 - Курсантам Военно-морского института прочитана 2-х часовая лекция в соборе (псаломщик 2 курса Прокофьев Александр). 15.03.2004 - Панихида по рабу Божьему Юрию (Гагарину) в присутствии космонавтов и их семейств и работников института Космонавтики. Молебен по случаю 85-летия ВМ Базы в присутствии командира Базы к-адмирала Кудрявцева Владимира Юрьевича, адмиралов, офицеров и курсантов (прот. Богдан Сойко, псаломщик Александр Прокофьев и хор собора).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Икона свт. Спиридона Тримифунского доступна для поклонения в Николо-Богоявленском Морском соборе г. Санкт-Петербурга. Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь Ария. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

http://elitsy.ru/holy/temple/13971/

Вскоре последовало требование властей предста­вить к 20 декабря в трех экземплярах полную опись церковного имущества, а также список " двад­цатки " . Оно было выполнено. 29 декабря 1919 г. состоялось общее собрание прихожан для выборов комиссии по проверке имущества и заключения до­говора с представителем райисполкома об офици­альной передаче собора со всем инвентарем в " бес­платное и бессрочное " пользование коллективу верующих. Особых возражений у прихожан не воз­никло, и в тот же день — 29 декабря — договор был заключен. Однако власть сама не собиралась исполнять его. " Красный террор " 1918-1919 гг. прямо не затро­нул священнослужителей собора, но его отголоски слышны в архивных документах храма. Так, 13 мая 1922 г. протоиерей Александр Беляев на запрос районного отдела ЗАГСа отвечал, что метрические книги за 1918 г. находились у отца благочинного протоиерея Алексия Ставровского, но из-за его внезапной смер­ти (расстрел в качестве заложника) возвращены не были Остальные метрические книги и докумен­ты собора за 1741-1917 гг. власти изъяли. Большую часть их сдали в Государственное архивное бюро. В декабре 1921 года церковно-приходскому сове­ту под угрозой наказания было " предложено " пре­кратить занятия Закона Божия. А через несколько месяцев на всю Русскую Православную Церковь обрушилась кам­пания по изъятию церковных ценностей. Лишь не­большая часть из них в дальнейшем пошла для нужд голодающих Поволжья, а остальное — на Красную армию, внешнеполитическую деятельность, создание " твердой " советской валюты и т. п. В Николо-Богоявленском соборе за несколько веков были накоплены богатейшие ценности, мно­гие из которых имели огромное художественно-историческое значение. Это понимали и власти. Еще летом 1919 г. храм осмотрели представители город­ского отдела по охране памятников искусства и ста­рины и " взяли его в свое научное и художествен­ное ведение " . 25 апреля 1922 года специальная комиссия составила список церковных предметов, имевших художественно-историческую ценность и не подлежавших конфискации. А через четыре дня, 29 апреля, в собор пришли представители районной комиссии, которые изъяли несколько десятков се­ребряных предметов церковной утвари общим ве­сом 20, 5 пудов (328 килограмм). Часть святынь прихожане выкупили, внеся равное по весу количе­ство серебра

http://bogoslov.ru/article/2518081

Можно привести много примеров подвижничес­кого служения духовенства храма. «Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел на работу, — вспо­минала балерина Кировского театра И. В. Дубровицкая о своем отце, протоиерее Никольского собора Владимире Дубровицком. — Бывало, качается от го­лода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь — упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: “Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, обо­дрить”. И шел в свой собор. За всю блокаду, об­стрел ли, бомбежка ли — ни одной службы не про­пустил» [iv] . Священнослужители, сами испытывая все невзгоды, понимали, как нуждаются люди в под­держке, утешении. А ведь некоторые из них уже бы­ли немолодые, жили далеко от храма. Ленинградские священники шли на службу в церкви даже во время бомбардировок города. Так, например, «двадцатка» храма святителя Николая 3 мая 1943 г. обратилась в общий отдел Ленгорисполкома с заявлением: «Никольский собор настоя­щим ходатайствует о выдаче пропусков на право хождения по улице во время воздушной тревоги для работающих в соборе служителей культа Н. И. Ло­макина, В. А. Дубровицкого, П. Ф. Маслова и пред­седателя 20-ки Н. Д. Успенского» [v] . Церкви Ленинграда постоянно подвергались фа­шистским обстрелам и бомбежкам. Поэтому среди оборонных мероприятий важное значение имела маскировка храмов, которые могли бы стать ориен­тирами и целями при воздушных налетах на город. Уже в августе 1941 г. началась маскировка их золо­тых куполов с помощью чехлов, специальных сетей и окраски в защитный цвет. 7 августа был состав­лен акт обследования пробной маскировки куполов Николо-Богоявленского собора. Было решено зак­рыть кресты и «верхние маковицы» куполов специ­альной тканью, на нижнюю часть куполов также по возможности надеть чехлы или маскировочные се­ти, окраску же применять в крайнем случае (так как она может испортить позолоту) [vi] . Маскиро­вочные работы в храме были в основном заверше­ны в сентябре 1942 г. Но на 1943 г. планировалось выделить еще триста тысяч руб. на ремонт крыш, пострадавших при артобстреле, окраску их в серый цвет, вставку выбитых стекол и рам (в том числе — в квартире митрополита на хорах собора) и допол­нительные маскировочные работы.

http://bogoslov.ru/article/2520765

Архиепископ Григорий активно поддерживал патриотические призывы митрополита Сергия и всячески заботился о поддержании жертвенного служения православного народа своей Родине. К 1944 году Саратовская и Сталинградская епархии собрали в Фонд обороны и на нужды, связанные с войной, и передали Родине 2 338 776 руб. Пребывание на Саратовской и Сталинградской кафедрах (с управлением одно время и Тамбовской епархией) с 15 октября 1942 года по 25 мая 1944 года составило первый период святительской деятельности нового архипастыря. В это время он широко входит в жизнь Русской Православной Церкви: 8 сентября 1943 года участвует в Архиерейском Соборе избранием Святейшего Патриарха Сергия. Его подпись стоит под всеми обращениями и деяниями этого Собора. 12 сентября в светлый день интронизации Святейшего ему выпадает честь произнести новому Первосвятителю приветственное слово. Убежденный приверженец Святейшего Патриарха Сергия, Владыка Григорий никогда не оставлял своей паствы в заблуждении относительно позиции Церкви в отношении с гражданскими властями. Он направлял ее правильным путем, постоянно говорил проповеди, вел апологетические беседы. Его настроения по этому вопросу наиболее точно были сформулированы им самим. В первый раз он говорил об этом в вышеприведенной проповеди, произнесенной в Николо-Богоявленском Морском Соборе 21(8) августа 1929 года. Второй раз он говорил об этом же в речи, произнесенной в Московском Кафедральном Соборе в день интронизации Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года: «Тяжелый крест выпал на долю Митрополита Сергия; скорбен был путь, которым пришлось идти ему – второму Местоблюстителю: и епископы не все признавали его, и в народе враги Церкви старались возбудить против него злые слухи. Но он – глубоко убежденный православный канонист – твердо отмежевался от всякой нелояльной в отношении государства работы, на которую толкали его некоторые из его собратий-епископов. Он помнил слова Христа: „воздадите кесарево кесарю и Божие Богу“, и эти божественные слова легли в основу его деятельности, как Патриаршего Местоблюстителя. Он занялся исключительно устроением Церкви и твердо держался строгой церковной линии. Горько было Блаженнейшему Сергию переживать эти испытания, тяжело ему было слышать укоризны со стороны непонимавших характера его деятельности, обвинения в Пассивности, якобы, в бездействии. Но он глубоко верил, что Церковью правит Господь и Своими премудрыми судьбами ведет ее к славе, а верующих к опасению, и потому он твердо шел своею прямою дорогою и за 17 лет привел ее к тому спокойному и прочному положению, в каком находится наша Русская Православная Церковь в настоящий момент» 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 апреля 1925 г. сонмом русских иерархов , присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, митрополит Петр был избран Местоблюстителем Патриаршего престола. В марте 1924 г. прот.Николай Чуков получил место настоятеля Николо-Богоявленского Морского собора в Петрограде, номинально оставаясь настоятелем занятого живоцерковниками Казанского собора. 23 ноября 1924 г. состоялось торжество «обновления храма», пережившего захват обновленцами. Трудами настоятеля была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. Апологетические беседы, которые прот. Николай проводил в соборе, привлекали все больше слушателей. В апреле он был избран заведующим Богословско-пастырскими курсами Центрального района и возглавил комиссию по выработке Положения о Высших Богословских Курсах (ВБК), за основу которого было взято Положение о Петроградском Богословском институте, самораспустившемся в мае 1923 г. во избежание захвата его обновленческим епархиальным управлением. 31 мая 1925 г. на основании постановления Общего собрания представителей приходов Центрального района г. Ленинграда, в присутствии всех четырех епархиальных епис­копов – Кронштадского Венедикта (Плотникова), Ладожского Иннокентия (Тихонова), Шлиссербургского Григория (Лебедева) и Сестрорецкого Николая (Клементьева), Богословские курсы Центрального района были реформированы в Высшие – с програм­мой Богословского института и трехлетним курсом обучения. В корпорации ВБК, как ранее в Петроградском Богословском институте, нашли себе достойное место многие оставшиеся без дела и содержания выдающиеся профессора и образованное священство. В 1925 г. костяк корпорации составили протоиереи А.В. Петровский, М.В. Митроцкий, П.П. Аникиев, В.Ф. Лебедев, П.П. Мироносницкий, профессора А.А. Дмитриевский и И.Д. Андреев. ВБК разместились в помещениях эстонской церкви Св. Исидора Юрьевского на Екатерининском канале (ныне ул. Римского-Корсакова, 24), где с 1923 г. функционировало Богословско-пастырское училище. Заведующим училищем в 1925–1926 гг. был настоятель Исидоровской церкви прот. Александр Пакляр, с 1926 г. – архимандрит Гурий (Егоров), секретарем был о. Карп Эльб.

http://bogoslov.ru/article/4492633

В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года. 17 января 1992 года, Российское Правительство приняло резолюцию относительно возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. В субботу, 15 февраля 1992 года Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе. (По материалам сайта «Россия корабельная» ) Западно-европейские ордена, посвященные апостолу Андрею Первозванному (Из книги «Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея. Сост. прот. Сергия Петровского. СПб., 2003 г. СС. 353-355) Священная память апостола Андрея, пользовавшегося издревле в Западной Европе высоким уважением и окруженного ореолом святости, первопризвания к апостольскому служению, широкой просветительской деятельности и мученичества за веру Христову, была в Средние века ознаменована и увековечена учреждением двух орденов – Шотландского, который носит название «Орден святого Андрея», и Бургундского ордена «Золотого руна». Шотландский «Орден святого Андрея» считается древнейшим и благороднейшим во всем мире. Учрежден он королями Унгом и Ахаем в 787-м году в честь апостола Андрея после блестящей победы, одержанной шотландцами над саксами. Церемонии учреждения ордена предшествовал торжественный крестный ход, в котором принимали участие духовенство и население всей страны; этот грандиозный крестный ход в честь святого апостола совершен был потому, что общенародное убеждение приписывало победу над врагом Первозванному апостолу. После крестного хода произошла не менее торжественная церемония посвящения святому Андрею воинских знамен. «Орден святого Андрея» имеет овальную форму, отчасти напоминающую форму буквы «О». Внутри изображен апостол Андрей стоящим и держащим пред собою косой крест. По краю, вокруг изображения, идет латинская надпись: «Nemo me impune lacessit», – т.е. «никто не обидел меня безнаказанно». Бургундский рыцарский орден в честь святого Андрея учрежден Филиппом Красивым, герцогом Бургундским и Брабантским. Отличительным знаком его служит крест святого Андрея, или «Бургундит». Орден носит наименование «Золотого руна». Статут ордена гласит, что он учрежден в 1429-м году в честь Девы Марии и первого, кто видел Сына Божия, т.е. апостола Андрея, и воскликнул: «Равви, мы хотим знать, где Ты живешь» (Ин 1:38). В конце XV столетия орден «Золотого руна» был перенесен в Австрийский дом, затем Карлом V, императором Германии и Испании, переведен в Испанию.

http://sedmitza.ru/text/404058.html

В те годы мне необходимо было еще и работать, поэтому учиться в Ленинградской духовной семинарии я стал заочно. Позже духовное образование я продолжил в академии. Учился у знаменитых профессоров — протоиерея Ливерия Воронова, Льва Парисского, Николая Успенского. Очень многое в плане практического руководства я получил у моего духовного наставника, аввы, митрополита Никодима.Он руководил мудро: когда было нужно — наказывал, а когда и миловал. Помню, уже c самых первых месяцев моей учебы по приезду в Ленинград он благословил мне прислуживать во второй паре иподиаконов. А вот в первой паре иподиаконов состояли тогда Володя Гундяев (нынешний Патриарх) и Игорь Толстихин. — А монашеский постриг Вы тоже приняли в Ленинграде? — Да, это значимое в моей жизни событие произошло в 1969 году на Пасху, в Страстную пятницу, а в Пасхальную ночь, 13 апреля 1969, в Николо-Богоявленском Морском соборе в Ленинграде меня рукоположили во иеродиакона. Пять недель спустя, в неделю о слепом, я был рукоположен в иеромонахи. В то время я работал в японском посольстве в Финляндии. После моей хиротонии владыка Никодим назначил меня вторым священником в Покровскую Патриаршую общину в городе Хельсинки. Светскую работу и служение священником совмещать было невозможно, поэтому я ушел с дипломатической должности и стал совершать богослужения в Покровском, а впоследствии, в Никольском храмах — приходах, принадлежавших Московскому Патриархату. Одновременно по благословению митрополита Никодима и Святейшего Патриарха Алексия I я стал заочно учиться в Ленинградской духовной академии. Окончив ее в 1974 году, был назначен профессорским стипендиатом, однако состояние здоровья настоятеля нашего прихода в Хельсинки не дало мне возможности продвигаться дальше в научной работе. Все больше и больше времени я уделял богослужениям. В 1978 году приходским собранием я был избран настоятелем Покровского Патриаршего прихода города Хельсинки и назначен митрополитом Никодимом на эту должность с возведением во игумена. — Чем особенным запомнился период Вашего служения в Хельсинки?

http://patriarchia.ru/db/text/2336229.ht...

К юбилею был построен главный храм Вооружённых Сил России в честь Воскресения Христова, посвященный ратным подвигам русского народа во всех войнах. Он был освящен 14 июня Святейшим Патриархом Кириллом. Его главная икона Спас Нерукотворный была принесена в период Великого поста в воинские храмы Санкт-Петербурга - Николаевский собор Кронштадта, Троице-Измайловский и Николо-Богоявленский соборы. Стало доброй традицией принесение в Кронштадт по случаю дня Военно-морского флота мощей праведного воина Феодора Ушакова, покровителя моряков. В епархии с 9 по 17 марта пребывала частица мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святыня была принесена из Иерусалима по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалима и всея Палестины Феофила III и Святейшего Патриарха Кирилла. Ковчег с мощами находился Казанском кафедральном соборе, к нему приложились тысячи петербуржцев. Мы скорбим о продолжающейся смуте в семье Поместных Православных Церквей в связи с антиканоническими действиями Вселенского Патриархата на Украине . Враг рода человеческого, пользуясь несовершенством людей, сеет разделение и среди иерархов. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил сделал шаги к преодолению разделения, в феврале по его инициативе в Иордании состоялось собрание предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, в котором участвовал и наш Святейший Патриарх Кирилл. В итоговом документе подчеркнута необходимость всеправославного диалога по украинскому вопросу, а также укрепления братских связей между Православными Церквами. Но не все считают, что такие вопросы нужно решать сообща в духе взаимной любви и при неукоснительном соблюдении канонических прав другой стороны. В октябре глава Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостом помянул за Божественной литургией главу украинских раскольников в числе Предстоятелей Поместных Церквей, фактически признав этим раскольничье собрание автокефальной Церковью. Священный Синод Русской Православной Церкви вынужден был прервать молитвенно-евхаристическое общение с Архиепископом Хризостомом и теми иерархами, которые вступят в церковное общение с раскольниками. Как вы знаете, в ноябре состоялся Синод Кипрской Церкви, на котором позиция заседавших архипастырей разделилась, но большинством голосов они поддержали своего предстоятеля, по сути признав Поместной Церковью упомянутое собрание раскольников. Обстановка среди кипрских иерархов сейчас неоднозначная, ряд архиереев по-прежнему отказывается поминать раскольников и сослужить с ними.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/23/mitrop...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010