Я хотел бы выразить особую благодарность настоятелю сего святого храма протоиерею Богдану Сойко и огласить Патриаршую грамоту: «Во внимание к многолетнему служению в священном сане и в связи с 250-летием со дня освящения Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга настоятель и председатель приходского совета Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Богдан Сойко награждается орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского I степени». Аксиос! С этим храмом связано очень многое у меня лично. С отрочества, с юных лет я регулярно посещал этот храм, молился, очень любил пение хора, который в то время был лучшим хором Ленинграда. Возглавлял его регент Шишкин, известный многими своими деяниями, но, наверное, более всего он вошел в историю нашей Церкви как замечательный церковный композитор и регент. Здесь служили прекрасные священники, замечательный проповедник отец Александр Медведский, замечательные диаконы, которые услаждали нас своими голосами. Храм был всегда переполнен, потому что в городе оставалось всего 14 храмов, а Никольский собор близок к вокзалам и многие жители области приезжали сюда. Продвинуться поближе к алтарю не было никакой возможности — люди стояли так плотно, что нередко перекреститься было невозможно; но в этой давке, в этой духоте особенно чувствовалась наша общая принадлежность к Церкви, наша общая способность сохранять веру Христову в тяжелейшие годы лихолетья. Я хотел бы в день, когда мы празднуем 250-летие сего святого храма, вручить в качестве подарка этому собору свой келейный образ Божией Матери «Оранта». Пусть Царица Небесная, воздевающая руки к Господу и Спасителю, в своих молитвах помнит град Петров и сей Свято-Николо-Богоявленский Морской собор. Также Вам, отец настоятель, вручаю пасхальное яйцо с благодарностью за Ваши труды. А всем участникам сегодняшнего торжества хотел бы передать небольшую иконочку святителя и чудотворца Николая с Патриаршим благословением. Храни вас Господь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/2237528.ht...

31.12.2003 - Новогодний молебен в присутствии командования округа и морской базы. 10.01.2004 - Нахимовское училище. Встреча с воспитателями и родителями. 19.01.2004 - Участие командования округом и Военно-морской базой в праздничном богослужении, водоосвящении и приеме в Николо-Богоявленском морском соборе. 24.01.2004 - Открытие консульством Польши памятного знака на Пискаревском кладбище (прот. Вадим Балакирев) 26.01.2004 - открытие мемориальной доски в память блокадникам (свящ. Деонисий Чупрынин). 27.01.2004 - панихида по погибшим в блокаду (прот. Богдан Сойко). - Возложение венков на Пискаревском кладбище (свящ. Александр Ткаченко). - панихида по погибшим в блокаде в Исаакиевском соборе (прот. Богдан Сойко, диакон Василий Герич). 28.01.2004 - ДК " Газа " мемориал памяти блокадников (свящ. Деонисий Чупрынин). 29.01.2004 - Закладка корабля на Алмазе в присутствии главкома Флота адмирала Куроедова В.В. и командующих флотами (прот. Богдан Сойко и хор собора). 19.02.2004 - прием, данный командующим округом генералом армии Бобрышевым B.C. по случаю Дня Защитника Отечества в доме офицеров (прот. Богдан Сойко). 20.02.2004 - Праздничный концерт по случаю Дня Защитника Отечества в доме офицеров (прот. Богдан Сойко) 21.02.2004 - Прием, данный губернатором области по случаю Дня Защитника Отечества (прот. Богдан Сойко). 23.02.2004 - Молебен по случаю 75-летия Святейшего Патриарха Алексия II (весь причт). 25.02.2004 - Молебен по случаю Дня Ангела Святейшего Патриарха Алексия II (весь причт). 05.03.2004 - Акт по случаю 60-летия академии им. Макарова (прот. Богдан Сойко). 12.03.2004 - Курсантам Военно-морского института прочитана 2-х часовая лекция в соборе (псаломщик 2 курса Прокофьев Александр). 15.03.2004 - Панихида по рабу Божьему Юрию (Гагарину) в присутствии космонавтов и их семейств и работников института Космонавтики. Молебен по случаю 85-летия ВМ Базы в присутствии командира Базы к-адмирала Кудрявцева Владимира Юрьевича, адмиралов, офицеров и курсантов (прот. Богдан Сойко, псаломщик Александр Прокофьев и хор собора).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

В храме присутствовали Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, председатель Попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В. Медведева, члены Общественно-попечительского совета Кронштадтского Морского собора, представители федеральных и региональных властей. По окончании Литургии Его Святейшество обратился к многочисленным молящимся с Первосвятительским словом, а затем вручил высокие церковные награды особо потрудившимся в деле воссоздания храма военно-морской славы. После осмотра собора Святейший Патриарх Кирилл и Президент Д.А. Медведев проследовали на Якорную площадь, где обратились с приветственными словами к высшему командованию, офицерам и морякам Военно-морского флота России, жителям и гостям городам Кронштадта. В этот же день Святейший Владыка вылетел из Санкт-Петербурга в Москву. Вечером 21 мая 2012 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург и посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. В поездке Его Святейшество сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Также со Святейшим Патриархом Кириллом в Санкт-Петербург прибыли председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и члены делегации Русской Зарубежной Церкви. 22 мая 2012 года, в день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и сонма иерархов, в том числе архиепископа Севастийского Феодосия (Иерусалимский Патриархат), духовенства Санкт-Петербургской митрополии и Русской Зарубежной Церкви, совершил Божественную литургию в верхнем храме в честь Богоявления Господня Санкт-Петербургского Николо-Богоявленского Морского собора, 250-летие которого отмечается в этом году. За Литургией была совершена хиротония клирика Санкт-Петербургской митрополии архимандрита Мстислава (Дячины) во епископа Лодейнопольского, викария Санкт-Петербургской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/2269360.ht...

Вскоре последовало требование властей предста­вить к 20 декабря в трех экземплярах полную опись церковного имущества, а также список " двад­цатки " . Оно было выполнено. 29 декабря 1919 г. состоялось общее собрание прихожан для выборов комиссии по проверке имущества и заключения до­говора с представителем райисполкома об офици­альной передаче собора со всем инвентарем в " бес­платное и бессрочное " пользование коллективу верующих. Особых возражений у прихожан не воз­никло, и в тот же день — 29 декабря — договор был заключен. Однако власть сама не собиралась исполнять его. " Красный террор " 1918-1919 гг. прямо не затро­нул священнослужителей собора, но его отголоски слышны в архивных документах храма. Так, 13 мая 1922 г. протоиерей Александр Беляев на запрос районного отдела ЗАГСа отвечал, что метрические книги за 1918 г. находились у отца благочинного протоиерея Алексия Ставровского, но из-за его внезапной смер­ти (расстрел в качестве заложника) возвращены не были Остальные метрические книги и докумен­ты собора за 1741-1917 гг. власти изъяли. Большую часть их сдали в Государственное архивное бюро. В декабре 1921 года церковно-приходскому сове­ту под угрозой наказания было " предложено " пре­кратить занятия Закона Божия. А через несколько месяцев на всю Русскую Православную Церковь обрушилась кам­пания по изъятию церковных ценностей. Лишь не­большая часть из них в дальнейшем пошла для нужд голодающих Поволжья, а остальное — на Красную армию, внешнеполитическую деятельность, создание " твердой " советской валюты и т. п. В Николо-Богоявленском соборе за несколько веков были накоплены богатейшие ценности, мно­гие из которых имели огромное художественно-историческое значение. Это понимали и власти. Еще летом 1919 г. храм осмотрели представители город­ского отдела по охране памятников искусства и ста­рины и " взяли его в свое научное и художествен­ное ведение " . 25 апреля 1922 года специальная комиссия составила список церковных предметов, имевших художественно-историческую ценность и не подлежавших конфискации. А через четыре дня, 29 апреля, в собор пришли представители районной комиссии, которые изъяли несколько десятков се­ребряных предметов церковной утвари общим ве­сом 20, 5 пудов (328 килограмм). Часть святынь прихожане выкупили, внеся равное по весу количе­ство серебра

http://bogoslov.ru/article/2518081

Можно привести много примеров подвижничес­кого служения духовенства храма. «Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел на работу, — вспо­минала балерина Кировского театра И. В. Дубровицкая о своем отце, протоиерее Никольского собора Владимире Дубровицком. — Бывало, качается от го­лода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь — упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: “Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, обо­дрить”. И шел в свой собор. За всю блокаду, об­стрел ли, бомбежка ли — ни одной службы не про­пустил» [iv] . Священнослужители, сами испытывая все невзгоды, понимали, как нуждаются люди в под­держке, утешении. А ведь некоторые из них уже бы­ли немолодые, жили далеко от храма. Ленинградские священники шли на службу в церкви даже во время бомбардировок города. Так, например, «двадцатка» храма святителя Николая 3 мая 1943 г. обратилась в общий отдел Ленгорисполкома с заявлением: «Никольский собор настоя­щим ходатайствует о выдаче пропусков на право хождения по улице во время воздушной тревоги для работающих в соборе служителей культа Н. И. Ло­макина, В. А. Дубровицкого, П. Ф. Маслова и пред­седателя 20-ки Н. Д. Успенского» [v] . Церкви Ленинграда постоянно подвергались фа­шистским обстрелам и бомбежкам. Поэтому среди оборонных мероприятий важное значение имела маскировка храмов, которые могли бы стать ориен­тирами и целями при воздушных налетах на город. Уже в августе 1941 г. началась маскировка их золо­тых куполов с помощью чехлов, специальных сетей и окраски в защитный цвет. 7 августа был состав­лен акт обследования пробной маскировки куполов Николо-Богоявленского собора. Было решено зак­рыть кресты и «верхние маковицы» куполов специ­альной тканью, на нижнюю часть куполов также по возможности надеть чехлы или маскировочные се­ти, окраску же применять в крайнем случае (так как она может испортить позолоту) [vi] . Маскиро­вочные работы в храме были в основном заверше­ны в сентябре 1942 г. Но на 1943 г. планировалось выделить еще триста тысяч руб. на ремонт крыш, пострадавших при артобстреле, окраску их в серый цвет, вставку выбитых стекол и рам (в том числе — в квартире митрополита на хорах собора) и допол­нительные маскировочные работы.

http://bogoslov.ru/article/2520765

В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Икона свт. Спиридона Тримифунского доступна для поклонения в Николо-Богоявленском Морском соборе г. Санкт-Петербурга. Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь Ария. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

http://elitsy.ru/holy/temple/13971/

- Расскажите, какими были ваши первые прихожане. Известно, что в 1990-е Россия пережила бум интереса к православию, люди потянулись в храмы. Чем-то они отличались от нынешних?  - В 1990-е людей в храмах было очень много. За свою первую исповедь я принял около 600 человек, потом ко мне на помощь подоспели ещё два священника, но начинал-то я один. В те времена вера для людей была чем-то сокровенным. Они относились к вере очень благоговейно. Сейчас люди приходят в храм чаще всего с неким предубеждением: переубедите меня, докажите мне… Но истина в том, что, когда они начинают молиться, то становятся такими же, как наши вечные русские бабушки в белых платочках, которые, как предсказывал преподобный Серафим Саровский, спасут Россию.  Прихожане, по словам отца Святослава, это те, кто что-то уже пережил. Остальных наш батюшка любя и в шутку называет " захожанами " , " прохожанами " , " мимохожанами " . При этом никого из церкви не выгонит, рад каждому...  За 16 лет в Кронштадте… - Как получилось, что вы оказались в Кронштадте? В каком состоянии встретил вас Владимирский собор?  - В 1998 году я был ключарём кафедрального Николо-Богоявленского морского собора. И приходит мне послание из епархии, чтобы я явился, взял указ и ехал в Кронштадт. До этого в Кронштадте ни разу не был. То, что увидел здесь, был страх и ужас! Владимирский собор стоял не то что без крестов - без главок, без окон, без дверей. Руины. Правда, восстановление уже началось благодаря бывшему до меня священнику - отцу Владиславу. Службы же шли в домовом храме. Помню, первую Литургию отслужил 4 декабря - на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.  Сегодня кронштадтский собор Владимирской иконы Божией Матери сияет красотой. И не один он. Восстановлены часовни старицы Феодоры, матери Иоанна Кронштадтского, и старицы Параскевы Ковригиной на городском кладбище, реконструирована часовенка " Спас-на-Водах " у Ленинградских ворот, возрождён храм Николая Чудотворца у Военно-Морского госпиталя, воссозданы Тихвинская часовня и Свято-Троицкая кладбищенская церковь, в красоте " большей, чем первозданная " засиял Николаевский Морской собор; а в скверике у дома на Посадской улице, где 53 года жил пастырь всея Руси, установлен прекрасный памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому. 

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

19.03.2004 - Прием по случаю 85-летия Военно-морской базы С.-Петербурга (500 человек, прот. Богдан Сойко - приветственное слово). 21.03.2004 - Лития по погибшим в Цусимском сражении в присутствии делегации Японии. В числе делегации присутствовала потомственная родственница адмирала Того и вице-адмирал флота Японии (прот. Богдан Сойко, протодиакон Константин Маркович и хор собора). 29.03.2004 - Освящение памятной доски погибшим воинам-врачам в Чечне. Лития, (прот. Богдан Сойко и хор собора). - Участие в заседании ученого совета Военно-медицинской академии (прот. Богдан Сойко). 03.04.2004 - Литургия в штабе округа в храме св. вмч. Георгия Победоносца (прот. Богдан Сойко, иеромонах Мстислав, свящ. Георгий, протодиакон Константин Маркович, диакон Василий Герич). 07.04.2004 - Благовещение, Страстная среда. Панихида по погибшим на АПЛ " Комсомолец " - 10 летняя годовщина (прот. Богдан Сойко, клир, хор собора). 11.04.2004 - Пасха Христова. Молились за богослужением командование Северо-Западным направлением, представители военных и гражданских властей. 13.04.2004 - Светлый вторник. Панихида по адмиралу Стефану Макарову в присутствии командования Базой, нач. Морской академии им. Макарова, преподавателей, профессоров и курсантов академии (прот. Богдан Сойко, клир и хор собора) Пасхальная трапеза. 06.05.2004 - В память погибших медиков митинг в 1-м Военно-морском госпитале. - прием командующим Северо-западным направлением генералом Бобрышевым B.C. с участием постоянного представителя Президента Клебанова И.И., губернатора С.-Петербурга Матвиенко В.И., губернатора области Сердюкова В.П. и др. по случаю Дня Победы, (принимал участие прот. Богдан Сойко). 8.05.2004 - Прием губернатора области Сердюкова Валерия Павловича по случаю дня Победы (участвовал митрополит Владимир, прот. Богдан Сойко, свящ. Сергей Куксевич). 9.05.2004 - Парад войск на Дворцовой площади. - Фурштет от имени командующего. - Возложение венков на Пискаревском кладбище (принимал участие прот. Богдан Сойко, свящ. Сергий Куксевич).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

12 апреля 1925 г. сонмом русских иерархов , присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, митрополит Петр был избран Местоблюстителем Патриаршего престола. В марте 1924 г. прот.Николай Чуков получил место настоятеля Николо-Богоявленского Морского собора в Петрограде, номинально оставаясь настоятелем занятого живоцерковниками Казанского собора. 23 ноября 1924 г. состоялось торжество «обновления храма», пережившего захват обновленцами. Трудами настоятеля была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. Апологетические беседы, которые прот. Николай проводил в соборе, привлекали все больше слушателей. В апреле он был избран заведующим Богословско-пастырскими курсами Центрального района и возглавил комиссию по выработке Положения о Высших Богословских Курсах (ВБК), за основу которого было взято Положение о Петроградском Богословском институте, самораспустившемся в мае 1923 г. во избежание захвата его обновленческим епархиальным управлением. 31 мая 1925 г. на основании постановления Общего собрания представителей приходов Центрального района г. Ленинграда, в присутствии всех четырех епархиальных епис­копов – Кронштадского Венедикта (Плотникова), Ладожского Иннокентия (Тихонова), Шлиссербургского Григория (Лебедева) и Сестрорецкого Николая (Клементьева), Богословские курсы Центрального района были реформированы в Высшие – с програм­мой Богословского института и трехлетним курсом обучения. В корпорации ВБК, как ранее в Петроградском Богословском институте, нашли себе достойное место многие оставшиеся без дела и содержания выдающиеся профессора и образованное священство. В 1925 г. костяк корпорации составили протоиереи А.В. Петровский, М.В. Митроцкий, П.П. Аникиев, В.Ф. Лебедев, П.П. Мироносницкий, профессора А.А. Дмитриевский и И.Д. Андреев. ВБК разместились в помещениях эстонской церкви Св. Исидора Юрьевского на Екатерининском канале (ныне ул. Римского-Корсакова, 24), где с 1923 г. функционировало Богословско-пастырское училище. Заведующим училищем в 1925–1926 гг. был настоятель Исидоровской церкви прот. Александр Пакляр, с 1926 г. – архимандрит Гурий (Егоров), секретарем был о. Карп Эльб.

http://bogoslov.ru/article/4492633

И в конце своего вступительного слова митрополит Владимир остановился на ряде проблем, связанных с пастырским служением клириков епархии. Священнослужители иногда неграмотно, неподготовлено и невежественно трактуют ту или иную проблему. В связи с этим предстоятель Санкт-Петербургской Епархии призвал всех священнослужителей серьезнее относится к вопросам, связанным с переписью населения, с ИНН и т.д. Необходимо изучить эти проблемы, посоветоваться с компетентными специалистами, а не зажигать рознь и смуту. О состоянии духовных школ кратко рассказал новоизбранный Заместитель Председателя Епархиального собрания ректор СПбДАиС епископ Тихвинский Константин. Затем последовал доклад секретаря Епархиального Управления, настоятеля Троицкого Измайловского собора Санкт-Петербурга, протоиерея Геннадия Бартова. В своем докладе секретарь Епархиального Управления привел статистические сведения о Санкт-Петербургской митрополии. Отец Генадий заметил, что в 2002 году создано по Санкт-Петербургу: 5 новых приходов, 3 часовни. По Ленинградской области: 6 новых приходов, 4 приписных храма, 6 часовен. Всего в настоящее время в Санкт-Петербургской Епархии насчитывается: 287 приходов, 89 приписных храмов и 109 часовен. Также секретарь Епархиального Управления привел сведения о священнослужителях Санкт-Петербургской Епархии. Всего по состоянию на 1 ноября 2002 года. Архиереев - 2. Штатных священнослужителей - 557. Среди них: священников - 427, диаконов - 130, протоиереев - 137, протодиаконов - 13, иереев - 233, диаконов - 104, архимандритов - 8, иеродиаконов - 13, игуменов - 13, иеромонахов - 35, иеросхимонах- 1 (в Коневском монастыре). Затем выступили начальники епархиальных отделов: Протоиерей Владимир Сорокин - настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный Центрального округа, председатель Отдела по связям с учреждениями воспитательно-трудовой системы СПб епархии. Протоиерей Богдан Сойко - настоятель Николо-Богоявленского морского собора, председатель Отдела по связям с армией и флотом СПб епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010