В июле 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом свыше 20 тонн. Продолжалось изъятие церковных ценностей, не прекращались аресты священнослужителей. Волна гонений несколько спала к началу 1940-х годов, но подавляющее большинство храмов уже были закрыты. К 1941 году Ленинградская епархия насчитывала 21 действующую православную церковь, из которых 8 — в Ленинграде. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек, из них 5 служили в Николо-Богоявленском соборе. В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным — своей резиденцией его избрал митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Почти всю войну, вплоть до восшествия на Патриарший престол в 1944 году, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе. По инициативе митрополита Алексия уже 23 июня начался сбор пожертвований среди верующих в фонд обороны. Общая сумма взносов Никольского собора за годы войны составила 4,7 млн. рублей — ни один храм Русской Церкви, за исключением Елоховского собора в Москве, не внес больше. С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены дежурные ПВО. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную литургию один, без диакона, сам читал помянники, каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой угодника, моля, чтобы он сохранил храм и город от разрушения. В годы войны отношение властей к Церкви стало улучшаться. В 1942 году впервые за долгое время было разрешено провести ночной крестный ход на Пасху. 11 октября 1943 года несколько священнослужителей получили правительственные награды — медаль «За оборону Ленинграда», среди них митрополит Алексий и еще пять клириков Никольского собора. Собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками, и окончательно восстановлен к 1953 году. Затем в конце 1950-х годов на Церковь вновь обрушились гонения, получившие название хрущевских. После десятилетий государственного атеизма церковная жизнь в Ленинграде стала заметно оживать только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.

http://patriarchia.ru/db/text/2236174.ht...

В иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема: в правой части среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра, напоминающий о Петре Великом, а в левой части находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны — святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Федоровича (будущего Петра III) — святого Ианнуария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) — святой Екатерины; а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского — на день их памяти пришлось восшествие на престол Елизаветы Петровны. К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. В 1756-1758 гг. была сооружена колокольня; к осени 1760 года на храм были водружены кресты. Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, в канун храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. По великолепию и размерам Николо-Богоявленский собор в то время уступал лишь Петропавловскому, и на освящении императрица Екатерина повелела именовать его Морским. Этим повелением было определено значение храма для истории российского флота. Со времени Екатерины II морские победы стали праздноваться в Никольском соборе. В память о сражениях 1770-1790 годов Екатерина II пожаловала в собор 10 икон в золотых ризах, причем каждая икона напоминала о победе в день памяти святого, на ней изображенного. 14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года. 6 апреля 1918 года, после прихода к власти большевиков, Николо-Богоявленский собор получил статус обычного приходского храма. В апреле 1922 года из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари общим весом 328 килограммов. В этом году собор стал одним из первых центров борьбы с обновленцами, которую возглавили епископ Ямбургский Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и епископ Петергофский Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской лавры, впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1923 году, после того как были высланы епископы Алексий и Николай, а также настоятель храма протоиерей Александр Беляев, в Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец, а из храма изъяты уникальные ценности. Но в январе 1924 храм вновь вернулся под омофор Патриарха Тихона, а в марте 1924 года настоятелем стал протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий.

http://patriarchia.ru/db/text/2236174.ht...

Помимо престольных праздников в соборе отмечались и другие почитаемые местными жителями события. В день святых Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) из храма по приходу шел крестный ход в память об избавлении горожан от холеры в 1848 г., в десятое воскресенье после Пасхи - крестный ход к Литовскому рынку, а в первый Спас - крестный ход на Крюков канал для водосвятия. 23 января, в день преподобного Геннадия Костромского, в храме на молебен собирались жившие в Петербурге костромичи. С 1870 г. при соборе действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом для девочек-сирот и женской богадельней, в 1904 г. для него было построено каменное двухэтажное здание вблизи восточных ворот. Первым настоятелем собора в 1760-1770 гг. служил протопресвитер Иоанн Иоаннович Панфилов, духовник Екатерины II, член Рос­сийской Академии Наук, игравший важную роль в церковной по­литике. В 1860-1873 гг. настоятелем был протоиерей Сила Стефанович Тапильский, историк собора и Петербурга, в 1888-1900 гг. — известный церковный историк протоиерей Сергий Александрович Соллертинский. При нем в 1900 г. собор перешел в ведение прото­пресвитера военного и морского духовенства.   Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь Октябрьская революция и первые декреты совет­ской власти самым непосредственным образом сказались на положении собора. Уже через нес­колько месяцев изменился его статус. Первона­чально приказом Народного комиссара по морским делам П. Е. Дыбенко была подтверждена принад­лежность храма бывшему Гвардейскому экипажу. Но затем — 6 апреля 1918 г. Комитет экипажа с разрешения Верховной Морской Коллегии передал Николо-Богоявленский собор со всем имуществом и капиталами в распоряжение прихода. В сдаточ­ной ведомости бывшего Гвардейского экипажа 574 указывалось, что участок земли, занятый храмом, прилежащими к нему зданиями, " дверными и садо­выми местами " , равен 6390 кв. сажен. Среди церков­ного имущества перечислялись: 23 Евангелия (в т.ч. 10 в серебряных позолоченных окладах, древней­шее из них было 1716 г.), 57 облачений для священ­ников и 69 для диаконов и псаломщиков, 88 сереб­ряных позолоченных церковных сосудов, 208 книг в церковной библиотеке, 22 медных колокола (из них 9 для боя часов) весом 1319, 5 пудов (самый большой колокол весил 541 пуд). Общая вмести­мость верхнего и нижнего храмов собора согласно ведомости составляла 5024 человека. Кроме того, в документе говорилось о двух часовнях — отдельно стоящей каменной, построенной в 1867 г. с север­ной стороны ограды, и второй, в нижнем этаже цер­ковного дома на углу Никольской площади и набе­режной Екатерининского канала

http://bogoslov.ru/article/2518081

Получив вскоре по­слание Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Алексий сразу же сделал его достоянием всех пра­вославных города. А 26 июля и сам написал обраще­ние к верующим и духовенству «Церковь зовет к защите Родины», в котором отмечалось: «...война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идет вслед мученикам к нетленно­му и вечному венцу. Поэтому Церковь и благослов­ляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества... Церковь неумолчно зовет к защите Матери-Родины. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над вра­гом» . Отмечая горячий отклик ленинградцев на послание митрополита Сергия, владыка поддержал инициативу приходских советов и многих верую­щих по оказанию помощи обороне страны. Почти весь период войны, в 1941—1944 гг., вплоть до момента своего восшествия на патриарший престол, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе. Авторитет и влияние Ленинградского владыки в это время были настолько велики, что 12 октября митрополит Сергий в завещательном распоряже­нии именно его назначил своим преемником. По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвова­ний в фонд обороны и в Советский Красный Крест. Владыка поддержал желание верующих от­дать на эти цели имевшиеся в храмах запасные сум­мы, порой весьма значительные. Повсеместно для солдат собирали теплые вещи, прихожане жертвова­ли продовольствие для больных воинов и т. д. Об­щина Николо-Богоявленского собора, согласно по­становлению президиума «двадцатки» от 14 августа 1941 г. внесла в Ленинградский городской комитет Общества Красного Креста на помощь раненым в первые месяцы войны 355 тысяч рублей, а к середи­не января 1942 г. — еще 60 тысяч. С наступлением вражеской блокады Церковь разделила с ленинградцами все ее тяжелейшие испы­тания. Богослужения в действовавших православ­ных храмах совершались ежедневно (в Николо-Богоявленском соборе дважды — с 8 до 10 часов утра и с 16 до 18 часов вечера). При каждом из них были созданы из прихожан и церковных служащих группы противопожарной и противовоздушной обо­роны. Так, президиум «двадцатки» Никольского со­бора 15 октября 1941 г. назначил постоянных от­ветственных дежурных ПВО для охраны храма. Первоначально по сигналу тревоги молящиеся ухо­дили в бомбоубежища, но затем привыкли, и служ­бы зачастую не прерывались, только дежурные МПВО занимали свои места. Особенно тяжело бы­ло вести богослужения зимой 1941/42 г. Храмы не отапливались, порой замерзало масло в лампадах, все больше прихожан умирало от голода. Однако церкви продолжали функционировать, давая ленинг­радцам духовное утешение и поддержку. Весь пери­од блокады наблюдался значительный рост религи­озного чувства горожан. Богослужения проходили при переполненных храмах.

http://bogoslov.ru/article/2520765

Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви, силой общего воодушевления. В чин Божественной литургии вводились специальные молитвы о даровании победы нашему доблестному воинству и избавлении томящихся во вражеской не­воле. Служился тогда и особый молебен «В нашест­вие супостатов, певаемый в Отечественную войну». Позднее на некоторых богослужениях в Никольс­ком кафедральном соборе присутствовало командо­вание Ленинградского фронта во главе с маршалом Л. А. Говоровым. Митрополит Алексий прилагал все свои силы для того, чтобы службы продолжались. Не обращая внимания на артобстрелы, он обходил ленинградские храмы, беседовал с духовенством и мирянами. «Нет слов, — отмечал очевидец, — чтобы описать ужасы, которые пережили ленинградцы в дни жестокой блокады своего города... Митрополит Алексий сам испытывал все эти бедствия и проявил героическую бодрость духа и огромное самообладание. Он посто­янно совершал богослужения, ободрял и утешал ве­рующих. Несмотря на голод и бомбежки, обессилен­ные люди с опухшими лицами, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храм, где служил архипастырь, и во множестве приобщалось у него Святых Хрис­товых Тайн. В дни блокады владыка Алексий слу­жил Божественную литургию один, без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен Святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор, в котором в то время жил, с иконой великого угодника Божьего, моля его, чтобы он сохранил храм и город от разрушения» .  Две­ри квартиры митрополита были открыты для всех посетителей. По воспоминаниям протоиерея Н. Ло­макина, «очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь, немалым лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молит­венно утешить и духовно ободрить пасомых, ...он нередко сам отпевал усопших от истощения мирян, невзирая на лица, — и обставлял эти погребения особенно торжественно» . Голодная блокада не щадила и священнослужите­лей. В Николо-Богоявленском соборе прямо за бо­гослужением умер регент, звонарь А. А. Климанов, не пережил страшную зиму 1941—1942 гг. и келейник митрополита Алексия инок Евлогий. К январю 1942 г. число певчих уменьшилось с 34 до 15 человек.

http://bogoslov.ru/article/2520765

После перехода храма в Морское ведомство в 1901 году, в верхнем храме были устроены печи, и он стал теплым. В 1913 году старостой собора купцом I гильдии Алексеем Ивановичем Ивановым был сделан новый престол и жертвенник: металлические, вызолоченные, чеканной и скульптурной работы, с художественной живописью в медальонах. Годы гонений Октябрьская революция и приход к власти большевиков незамедлительно сказался и на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел в разряд приходских. Все имущество собора и капиталы согласно декретам советской власти подлежало национализации. В мае 1919 года Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал представить все банковские документы. Согласно описи капиталы в размере 147 392 рубля были переданы в доход казны. Вскоре дело дошло до церковного имущества. Была составлена полная опись. На собрании прихожан был подписан договор с представителем райисполкома об официальной передаче собора со всем инвентарем «в бесплатное и бессрочное» пользование коллективу верующих. В Николо-Богоявленском морском соборе за время его существования были накоплены богатейшие ценности. В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари, общим весом 328 килограммов. Часть святынь были выкуплены прихожанами, которые внесли равное по весу количество серебра. Собор был одним из первых центров борьбы с обновленцами. Такое сопротивление было встречено негативно со стороны властей. Во главе Петроградской автокефалии стоял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской Лавры. Власти традиционно стали предпринимать репрессии, для борьбы с этим движением. 26 октября группа священников на 3 года была сослана в Среднюю Азию, а епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – в Казахстан. Во главе движения сопротивления стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич). За короткий срок число приходов порвавших с обновленцами увеличилось до 65. В этот период владыка Николай очень часто совершал богослужения в соборе. В 1923 году он, а также настоятель собора протоиерей Александр Беляев, были арестован и высланы.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

5 декабря 1760 г. Владыка Сильвестр освятил в ниж­нем храме главный Никольский и правый придел Усекно­вения Главы Иоанна Предтечи, а 20 июля 1762 г., в присутствии императрицы Екатерины II, состоялось освящение архиепископом Казанским Вениамином главного Богоявленского придела в верхнем храме и левого в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского в нижнем храме. Тогда же было указано именовать морскую церковь собором. Екатерина II подарила новому храму 10 украшенных драгоценными камнями икон, на которых были изображены святые, в дни которых русский флот одержал победы над шведами и турками. С самого начала собор стал памятником морской славы России, в нем отмечались главные победы русского флота. В 1866 г. по проекту архитектора Г. И. Карпова в новом доме причта, в угловом помещении первого этажа, была устроена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Вторая часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, к северу от собора, была построена по проекту Г. И. Карпова в 1868-1869 гг. в память спасения Александра II от покушения 25 мая 1867 г. в Париже. Главная святыня собора был и остается образ святителя Николая Чудотворца греческой работы XVII века, который находится в нижнем храме, у левого клироса, и прежде был украшен богатым серебряным окладом 1740 г. с множеством самоцветных камней (изъятым в 1922 г.). В 1847 г. императрица Александра Федоровна подарила собору частицы мощей святителя Николая и святого мученика Александра, которые хранились в отдельном ковчеге (они были утрачены в 1920-е гг.). В храме было много подносных икон в золоченых серебряных ризах, пожертвованных морскими командами или отдельными лицами. В 1746 г. императрица Елизаветы Петровны подарила Евангелие в чеканном окладе из серебра. Начиная с 1770 г., ежегодно в Иванов день, в память о Чесменской победе свершалось торжественное богослужение архиерейским чином. В Цусимскую годовщину служили панихида, на которой присутствовали члены Гвардейского морского экипажа. 14 мая 1908 г. в церковном саду в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны был открыт гранитный обелиск в память о погибших при Цусиме на броненосце «Император Александр III» офицерах и матросах Гвардейского экипажа, установленный по проекту архитектора Я. И. Филатея. Одновременно в верхнем храме были вывешены мраморные доски с именами погибших чинов Гвардейского экипажа.

http://bogoslov.ru/article/2518081

На Смоленском кладбище, где находится место захоронения блаженной Ксении Петербургской, митрополит Кирилл посетил собор в честь Смоленской иконы Богоматери и поклонился чудотворному храмовому образу. Затем в часовне на месте упокоения святой блаженной Ксении Петербургской был совершен молебен. По окончании молебного пения митрополит Кирилл помазал верующих освященным елеем. В ходе своего визита в Санкт-Петербург Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром посетил Николо-Морской Богоявленский собор и поклонился святыням храма, в том числе особо почитаемым — иконе Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, и мощам преподобного Феодосия Черниговского, пребывающим в нижнем храме собора. Обратившись к присутствовавшим в храме со словами приветствия, митрополит Кирилл отметил, что «никогда еще здесь не было так благоустроено, никогда не было такой красоты, как сейчас». Он сердечно поблагодарил настоятеля собора протоиерея Богдана Сойко за совершенные труды, «наипаче же Владыку Владимира, под омофором которого эти труды осуществляются». Со словами приветствия к Местоблюстителю Патриаршего престола обратился настоятель храма и преподнес архипастырю на молитвенную память икону Святителя Николая. В тот же день митрополит Кирилл посетил Казанский собор Петербурга и приложился к чудотворному списку Казанского образа Пресвятой Богородицы. В своем слове к богомольцам, собравшимся в кафедральном соборе северной столицы, иерарх сказал, что он прибыл в Санкт-Петербург во исполнение замысла ныне почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, дабы совершить в день столетия преставления всероссийского батюшки святого праведного Иоанна Кронштадтского Божественную литургию в Иоанновском монастыре и помолиться перед «родными и дорогими петербургскими святынями». После Казанского собора Местоблюститель Патриаршего престола посетил Спасо-Преображенский собор, в котором хранится образ Спаса Нерукотворного. Эта икона, написанная знаменитым московским иконописцем С.Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича, была любимым образом Петра I.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

Небольшие главки помещены над трапезной и алтарной частью. Здание церкви стоит в ряду таких замечательных произведений архитектуры середины XVIII века, как созданный Ф. Растрелли Воскресенский Смольный собор и выстроенный С. И. Чевакинским Николо-Богоявленский Морской собор. В 1786 – 1791 годах по проекту Д. Кваренги рядом с церковью была сооружена отдельно стоящая колокольня. Она была трехъярусной, массивной, приземистой, высота ее не превышала высоту боковых куполов церкви. Нижние два её яруса представляют восьмерик. Третий ярус, использовавшийся как ярус звона, представляет круглую ротонду, обрамленную парными колоннами ионического ордера. Венчал ее плоский купол на низком барабане. Позже, в 1848 году колокольня была достроена до 4 ярусов по проекту Ф. И. Руски. Новый, четвертый ярус аналогичен третьему. Завершение колокольни высоким куполом с главкой и крестом созвучно оформлению центральной главы церкви. В 1864 г. возле церкви был устроен сквер. В 1888 году колокола были перенесены на верхний ярус. В XIX веке ансамбль претерпел ряд изменений. В 1811 – 1816 годах к южной стене апсиды была пристроена лестница для входа в алтарь верхней церкви. В 1830 году архитектор А. И. Мельников пристроил к церкви с запада двухэтажный притвор с лестницей в верхний храм, фасад которого представляет собой классический портик со сдвоенными колоннами, поддерживающими фронтон. Массивная пристройка значительно исказила и утяжелила пропорции храма. Ширина пристройки превышает ширину трапезной и своим объемом нарушает восприятие легкой изящной отделки боковых фасадов церкви. Сохраненные от прежнего фасада тонкие шпильки не соответствуют громоздкому портику. Со стороны площади пристройка подавляет и заслоняет композицию храма. Тем самым было нарушено стилистическое единство сооружения. Первоначально купола церкви были окрашены светло-зеленой масляной краской. Во время ремонта 1843 – 1846 годов главы церкви впервые были покрыты позолотой. Внутреннее архитектурное оформление интерьеров Владимирской церкви хорошо сохранилось до наших дней и представляет большой историко-художественный интерес. Нижняя церковь во имя святого Иоанна Дамаскина, помещавшаяся в первом этаже каменной церкви, более древняя. чем верхняя. План церковного зала идентичен плану действующего ныне верхнего храма. Потолки храма невысокие, сводчатые. За восточными пилонами начиналась солея и находились три (центральный и придельные) резных золоченых иконостаса с живописными иконами. К сожалению, росписи нижней церкви, и её иконостас были погублены в середине XX столетия.

http://sobory.ru/article/?object=01577

В новой епархии насчитывалось ок. 100 храмов. Из них в самом С.-Петербурге при населении ок. 70 тыс. чел. имелось 35 церквей (не считая домовых), в т. ч. 10 полковых. Статус кафедрального получил Петропавловский собор (1712-1733), служивший царской усыпальницей. Кроме него в городе было всего 5 каменных храмов. 7 нояб. 1742 г. Н. вступил в управление епархией. В первый же месяц по прибытии в С.-Петербург, 19 нояб., Н. организовал торжество по случаю объявления наследником престола племянника императрицы вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III Феодорович ). Из-за сильного ледохода архиерей совершил литургию в церкви Зимнего дворца, куда он собрал духовенство левобережных частей столицы, тогда как еп. Вологодский Пимен с духовенством Петербургской и Выборгской сторон служил в кафедральном соборе. Н. учредил духовную консисторию, присутствовать в к-рой был назначен кафедральный прот. Михаил Слонский († 16 мая 1754). 28 февр. 1743 г. возвел в сан протоиерея настоятеля Благовещенского собора Шлиссельбурга и «заказчика» (благочинного) свящ. Иоанна Ануфриева «за доброе житие и исправление духовных дел» и в связи с тем, что город входит в епархиальный титул. 22 июня 1743 г. Н. доносил Синоду: «...вновь за благодатию Божиею в потребных и нужных местах св. церкви умножаются». 26 июня 1743 г. он осмотрел большой зал в бывш. Меншиковском дворце, переданном Кадетскому корпусу, где предполагалось разместить церковь, утвердил размещение икон в иконостасе и велел позаботиться об искусных иконописцах, «ибо таковых в Петербурге не найдется». В том же году на Морском полковом дворе в С.-Петербурге была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (на ее месте позже был воздвигнут Николо-Богоявленский Морской собор). Летом 1743 г. Н. рукоположил к ней во диакона Гавриила Вершнецкого (впосл. ключарь московского Благовещенского собора). 17 июля 1743 г. Н. освятил деревянную ц. во имя св. Илии Пророка на Охтинских пороховых заводах и 24 июля - «полковую» ц. в честь Воскресения Христова «на Санкт-Петербургском острову при Инженерном доме» (впосл. 2-й Кадетский корпус). 20 июля того же года, в день св. Илии Пророка, был совершён крестный ход из Петропавловского собора в Охтинскую слободу: Н. встретил его у ц. во имя св. Иосифа Обручника. Вступив в процессию, «он трудился до самых пороховых заводов пешком» и совершил литургию в Илиинской ц.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010