По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы святого Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI b. был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные. Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 году по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь. В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля. В 1584 году царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. В 1630 году Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада. Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и государственную «дозорную и связную» службу.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая. Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет. Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И — о, чудо! — икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей. По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

http://patriarchia.ru/db/text/689671.htm...

В 1848-1849 гг. капитальное строительство Николо-Беседного монастыря было завершено сооружением трех одноэтажных каменных корпусов для размещения монашествующих и хозяйственных служб. На северо-восточной стороне монастыря возвели святые ворота со сводом в виде арки и башенкою вверху, увенчанною восьмиконечным крестом. Вокруг всего монастыря построили каменную ограду с четырьмя угловыми башнями. Несколько ранее (в 1843 г.) к северу от святых ворот по замыслу строителя иеромонаха Сосфена была построена новая каменная часовня у самого Ярославского тракта. Рядом с часовней возвели каменную караулку для помещения служащего при часовне монаха и сторожа. Часовня была кубической в основании с овальным усечением углов и куполообразной в завершении, покрытой на восемь скатов листовым железом. На куполе находилась деревянная восьмигранная башенка-фонарь и круглая главка, увенчанная восьмиконечным крестом. Вход в часовню располагался с западной стороны. Внутреннее благоустройство часовни было проведено старанием игумена Никанора и монаха Алексея в 1857 году. Главной святыней часовни являлся Животворящий Крест Христов с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, размещенный в вызолоченном и украшенном резьбою киоте. Живопись часовни выполнена неизвестными мастерами. В куполе часовни написано изображение Триупостасного Божества, окруженного херувимами, а на углах изображение четырех евангелистов. Под куполом стены были расписаны изображениями чудес, явленных Божией Матерью. Число монашествующих лиц в Николо-Беседном монастыре было невелико. В конце XIX века их число приближалось к 10. Примерно столько же пользовались монастырским гостеприимством из числа прибывших на богомолье по обету. Новгородская консистория систематически направляла в обитель различных лиц духовного звания для проживания на различные сроки за неодобрительное поведение и промахи по службе. Для ведения хозяйства монастырь располагал 263 десятинами земли, часть которой сдавалась в аренду. Государственных средств на своё содержание монастырь не получал.

http://sobory.ru/article/?object=37561

Управляли монастырем игумены, редко находящиеся в сане архимандрита. Игумен Никанор, управлявший монастырем в 50- 60-х гг. XIX века, имел наперсный крест от Св. Синода. Его сменил игумен Исайя, которого в свою очередь в 1870 году сменил иеромонах Николай. С 1879 г. по 1893 г. монастырем управлял игумен Митрофан, которого сменил на непродолжительное время архимандрит Иоанн. Управление монастырем в конце XIX века осуществлял игумен Амвросий, а на стыке веков – игумен Сергий. Последний составил «Сказание о явлении Пресвятыя Богородицы и святителя Николая клирику Георгию в пустыне, с приложением стихотворения на явление и проч., и краткой летописи Тихвинского заштатного Николо-Беседного монастыря с 1383 г. по 1898 год». Книга была издана в Новгороде в 1898 году и имела объём в 36 страниц. В конце XIX века, в соответствии с законом от 2 июня 1897 года об усовершенствовании системы и методов исправления несовершеннолетних преступников, Новгородская консистория утвердила список монастырей, предназначенных для содержания в них малолетних правонарушителей. В данный список вошли все тихвинские монастыри. Прибытие в Николо-Беседный монастырь подсудимого из Ревеля, сына капитана Штофа, вызвало в нем полное недоумение. Игумен Сергий обратился в консисторию с вопросом о том, какое послушание должен нести подсудимый и какое нужно иметь за ним смотрение. Спустя короткое время игумен Сергий посылает жалобу самому архиепископу Новгородскому и Старорусскому на несовершеннолетнего Штофа, который «оказывается для обители в великую тягость, на послушание никуда не способен, качеств самых буйных и упрямых, поведение его весьма опасное для монастыря, произносит всякие кощунные и нецензурные слова и производит страх с угрозою ножа. В настоящее время Штоф помещен в кухонной келии с поварами, но и те его боятся, книг духовных не читает, в церковь на богослужение не ходит». Далее в своем письме игумен просит Его Высокопреосвященство удалить, куда следует, Штофа из вверенного ему монастыря. Из-за различного рода бюрократических проволочек новгородская консистория только спустя несколько лет обратилась в Синод с просьбой ходатайствовать перед правительством об освобождении монастырей от помещения в них несовершеннолетних преступников. Действительно, принятый по инициативе правительства закон пагубно отразился на моральном состоянии насельников обителей и посещающих их богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=37561

Тихвин. Николо-Беседный мужской монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Николаевский Беседный, или Тихвинский меньшой Беседный мужской заштатный монастырь, находящийся в трех верстах от города Тихвина числился в Тихвинском уезде Новгородской губернии. В первой половине XIX века Николо-Беседный монастырь подвергся капитальной перестройке. Первой была перестроена с соблюдением прежней архитектуры и сохранением небольшой части каменного здания в 1826-1829 гг. церковь Усекновения Чесныя Главы Иоанна Предтечи. При освящении храм был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. Придел, устроенный в трапезном притворе, был сооружен во имя Иоанна Предтечи. На первом этаже двухэтажного деревянного храма размещались различные монастырские хозяйственные службы. На крыше храма возвышался восьмигранный с фальшивыми окнами купол, глава которого была покрыта листовым железом, а над ней устроен продолговатый фонарь с луковкой, увенчанной крестом. Внутри храма располагался трехъярусный иконостас, окрашенный под красный мрамор с позолоченными резьбовыми карнизами, колонками и капителями. С правой стороны за клиросом в резном киоте, одинакового стиля с иконостасом, находилась древняя икона св. Николая Чудотворца, с правой стороны в таком же киоте – икона Беседной Божией Матери. На месте разобранной каменной ц. св. Иоанна Предтечи была построена и 6 окт. 1829 г. освящена ц. Владимирской иконы Божией Матери. В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.  Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие. http://www.pravenc.ru/text/78230.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53323

Тихвин. Николо-Беседный мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор /// Объект утрачен Соборная Никольская церковь - главный храм монастыря, пришедшая в совершенную ветхость, была разобрана в 1842 году. На освободившемся месте в последующие три года была построена новая каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца на средства от доброхотных жертвователей. Храм был однокупольным, построенным под надзором строителя иеромонаха Сосфена, по типу храмов К.Н.Тона, представляющих русско-византийский стиль в церковном строительстве, узаконенный правительственными постановлениями и ставший «национально-патриотическим». Храм хорошо вписался в более ранние постройки монастыря. Он был соединен с трехъярусной каменной колокольней, завершенной строительством в 1818 году под руководством иеромонаха Аркадия. Внутри храма были устроены иконостасы. Главный иконостас был выполнен в три яруса, украшен карнизами, витыми колонками и резными пилястрами и покрыт позолотою. Новые иконы для главного иконостаса был исполнены в византийском стиле осташковским мастером Н. Т. Глазуновым. Из старинных икон особо почитаемым был образ Господа Саваофа, по преданию,  сделанный из соснового обрубка, на котором восседала Богоматерь при чудесном явлении клирику Георгию. Он находился в резном киоте на правой стороне церкви. С левой стороны располагались иконы апостолов Петра и Павла, а также Тихвинская икона Божией Матери. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. http://www.pravenc.ru/text/78230.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53322

ЧЕБОКСАРСКИЙ Троицкий мужской заштатный КИЕВОВО3НЕСЕНСКИЙ Фроловский девичий 1 кл. ИОАННОПРЕДТЕЧЕВ Казанский мужской 3 кл. ЗАБЛУДОВСКИЙ Успенский мужской заштатный МАТРЕНИНСКИЙ девичий заштатный возобновлён СНЯТОГОРСКИЙ мужской 3 кл. Ивановский Московский девичий Машезерская пустынь около 1570 Ферапонтов Благовещенский около 1575 Маркушевский Николаевский БОГОРОДИЦКИЙ Казанский девичий 3 кл. ТРИФОНОВ Успенский мужской 2 кл. ЧЕРНЕЕВ мужской заштатный НИКАНДРОВА Благовещенская пустынь ЧИРЦОВА пустынь около 1585 ЗАОНИКИЕВСКАЯ заштатная мужская пустынь КИЕВОБРАТСКИЙ училищный 2 кл. ЗАЧАТЕЙСКИЙ Московский девичий 3 кл. ДОНСКИЙ Московский Ставропигиальный 1 кл. НЕБИН мужской 3 кл. ЕНИСЕЙСКИЙ Спасский мужской 3 кл. СЕМИГОРОДНАЯ пустынь. Основана в 1410 году, возобновлена НИЛОВА Осташковская общежительная пустынь Лукианова пустынь ВИЛЕНСКИЙ Духов мужской 2 кл. около 1595 Троицкий упразднён около 1595 СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Астраханский мужской 2 кл. ЗНАМЕНСКИЙ Курский мужской 2 кл. КОРЕННАЯ пустынь ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь мужская заштатная БЕЛГОРОДСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. СОФРОНИЕВА пустынь около 1599 В конце этого же века устроены: Батуринский Николаевский мужской Чолнский Спасский мужской БУЙНИЦКИЙ Духов мужской заштатный Ломовский Спасский мужской Мальский или на Малах Рождественский ПАИСИЕВ Галицкий (возобновлён) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВ Свияжский девичий 3 кл. ГРОЗОВСКИЙ Иоанно-богословский мужской заштатный Макошинский Николаевский Троицкий Густинский Звание монастырей Лета их основания В какой части ВЕК XVII ЗНАМЕНСКИЙ Тобольский мужской 2 кл. около 1601 КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ Нижегородский девичий 3 кл. около 1601 ГРО3ОВСКИЙ Николаевский приписной около 1601 Тиксенская Спасская пустынь Туринский Покровский Синозерская Троицкая пустынь ВЕРХОТУРСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. Воскресенский Берёзовский Виленский Благовещенский КАЗАНСКИЙ Ярославский девичий 3 кл. НИКОЛАЕВСКИЙ Арзамазский девичий 3 кл. Яшезерская пустынь КРАСНОГОРСКИЙ Архангельский мужской 3 кл. Устнедумский мужской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Именно ею и направился великий князь Дмитрий Иванович. Самым любопытным для нас является то, что ровно в 15 км от Кремля на этом пути до сих пор расположен Николо-Перервинский монастырь. Это совпадение фактического расстояния от Кремля до обители с тем, что указано в предании, позволяет говорить о том, что основа легенды содержит реальные сведения, но в ней были спутаны два соседних одноименных монастыряНиколо-Угрешский и Николо-Перервинский. В сохранившихся источниках последний упоминается крайне поздно – в выписи из писцовых книг 1623 г. Лаврентия Кологривова и подьячего Дружины Скирина. К этому времени монастырь был очень небольшим: в нем имелись лишь игумен и два старца, а также стояла деревянная церковь Николы Чудотворца. Судя по тому, что на момент описания за обителью числилась монастырская слободка, в которой значились 7 бобылей, Николо-Перервинский монастырь существовал еще до Смутного времени. Монастырское предание, зафиксированное в XIX в., сообщает, что обитель была основана около времен Мамаева побоища, а первоначально она именовалась «Николою Старым». Определение обители как «старой», по всей вероятности, было дано для отличия от ближайшей к Николо-Перервинскому монастырю одноименной Николо-Угрешской обители. С учетом этого можно предположить, что из двух соседних обителей более древней являлась Николо-Перервинская. Район ближайших юго-восточных окрестностей Москвы постоянно разорялся во время татарских набегов и исторически сложилось так, что предание о начале Николо-Перервинского монастыря было перенесено на соседнюю одноименную Николо-Угрешскую обитель. Учитывая, что эта легенда донесла до нас точное указание расстояния от Кремля до Перервы по пути следования Дмитрия Донского на Куликово поле, мы можем говорить о том, что Николо-Перервинский монастырь был действительно основан вскоре после Куликовской битвы 917 . Что же касается соседней Николо-Угрешской обители, то она возникла несколько позднее – судя по всему, лишь в первой половине XV в. (до 1438 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Под сенью мон-рей московских. М., 1991. С. 237-243; Сорок сороков. Т. 1. С. 369-376; Афанасьев В. В. и др., сост. Николо-Перервинский мон-рь: Очерки истории. М., 2004; Юхименко Е. М. Люблино прекрасное, Люблино милое. М., 2005. С. 87-132; она же. Малоизв. факты из истории Николо-Перервинского мон-ря XVII-XVIII вв.//Тр. Перервинской правосл. ДС. 2011. 3. С. 14-24; Куковской О. Выдающиеся выпускники семинарии и училищ на Перерве: [XIX-XX вв.]//Платоновские чт. М., 2006. Вып. 2. С. 24-33; Павлова А. Л. Иверский собор Николо-Перервинского мон-ря в контексте истории отеч. архитектуры//Там же. С. 76-82; Харин А., иерей. Выдающиеся выпускники семинарии и училищ на Перерве: [XVIII-XIX вв.]//Там же. С. 9-23; Аверьянов К. А. О времени основания Николо-Угрешского мон-ря//Археология Подмосковья: Мат-лы науч. семинара. М., 2007. Вып. 3. С. 345-348; Николо-Перервинский мон-рь//Памятники архитектуры Москвы: Окрестности старой Москвы (юго-вост. и юж. части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2007. С. 183-193; Николо-Перервинская обитель: Кр. ист. обзор. М., 20082, 20183; Мирошина Е. О. Неорус. стиль в монументальной живописи Иверского собора Николо-Перервинского мон-ря//Academia. М., 2010. 3. С. III-VIII; она же. Монументальная живопись Иверского собора Николо-Перервинского мон-ря в Москве: Иконографические и стилистические особенности. Процесс реставрации//Россия. Грузия. Христианский Восток: Духовные и культурные связи: Сб. ст. по мат-лам V науч. чт., посвящ. памяти Д. И. Арсенишвили. М., 2018. С. 137-146. (Тр. ЦМиАР; Т. 15); она же. Особенности живописной декорации и реставрация стенописей храма святителя Николая Чудотворца Николо-Перервинского мон-ря в Москве//XXVII Междунар. Рождественские образоват. чт.: Молодежь: свобода и ответственность. М., 2019. Ч. 2. С. 168-173; она же. Настенные росписи Успенской церкви Николо-Перервинского мон-ря: Исслед. храмовой программы в ходе реставрационных работ. Анализ отдельных сюжетов//Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА (в печати); она же.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Алексия, митр. Московского (женский, в Угличе; основан как мужской Успенский в 1371, с 1439 - Алексиевский, закрыт в кон. 20-х гг. XX в., возобновлен как женский в 1998), Николо-Сольбинский (в мест. Сольба Переславского р-на; основан как мужской в XV в., разорен в Смутное время, возобновлен на новом месте в 1711, преобразован в женский в 1903, закрыт в 1918, возобновлен как женский в 1994), Данилов во имя Св. Троицы (мужской, в Переславле-Залесском; основан в 1508, закрыт в 1923, возобновлен в 1995), во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в Переславле-Залесском; основан как мужской во 2-й пол. XIV в. прп. Димитрием Прилуцким, преобразован в женский в 1898, закрыт в 1923, возобновлен в 1993), Богоявленский (женский, в Угличе; основан в кон. XVI в., разорен в Смутное время, возобновлен в 20-х гг. XVII в., перенесен на новое место в 1661, закрыт в кон. 20-х гг. XX в., возобновлен в 2010). Недействующие: Борисоглебский на Горе (Нагорный) (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее XII в., упразднен в 1764), Александровский Борисоглебский (мужской, близ с. Городищи Переславского р-на; основан блгв. кн. Александром Невским в XIII в., разорен в Смутное время), Горицкий Успенский (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее кон. XIII в., упразднен в 1788), Христорождественский на Прилуке (мужской, в совр. с. Прилуки Угличского р-на; основан не позднее 1334, прекратил существование после 1592 (разорен в Смутное время?)), Введенский (в Переславле-Залесском; вероятно, основан как мужской не позднее XV в., не позднее нач. XVIII в. преобразован в женский, упразднен в 1764), Кассианов Успенский Учемский мон-рь (пустынь; мужской, при впадении р. Учмы в Волгу (в совр. Мышкинском р-не); основан в XV в., упразднен в 1764), Покровский Паисиев (мужской, находился близ Углича на противоположном берегу Волги, ныне местоположение обители затоплено Угличским водохранилищем; основан в XV в., закрыт в 20-х гг. XX в.), Николо-Городищенский (Иоанно-Богословский у Николы на Прудищех) (мужской, в Угличе; основан не позднее XV в., разорен в Смутное время), Михайловский в Борчуге (в Борчуре) (мужской, предположительно находился в Угличе или в Угличском у.; упом.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010