Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЖИЩСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЯЖИЩСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1819 г. (ГИМ) Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1819 г. (ГИМ) (Новгородской и Старорусской епархии), в дер. Вяжищи Новгородской обл. Основан как муж. при архиеп. Новгородском Иоанне II (1389-1415). Согласно Новгородской III летописи, в 1411 г. «стяжанием» игум. Пахомия и строителя Антония в В. м. был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, в 1419 г.- деревянная надвратная ц. во имя прп. Антония Великого. Монастырские хроники, на к-рые ссылаются архим. Амвросий (Орнатский) и архим. Макарий (Миролюбов) , называют основателями В. м. и строителями Никольского храма монахов Евфросина, Игнатия и Галактиона, а первым настоятелем - пришедшего к ним иером. Пимена. По инициативе постриженика В. м. Новгородского свт. Евфимия II в мон-ре велось каменное строительство. Заложенный им в 1436 г. Никольский храм рухнул, «на старой основе» возведен (1438) и расписан (1441) новый Никольский собор. В 1439 г. была построена и расписана теплая ц. во имя ап. Иоанна Богослова с трапезной палатой, погребами, хлебной (Новгородские летописи. С. 270). «Летопись Авраамки» относит сооружение Иоанновской ц. к 1457 г. (ПСРЛ. Т. 16. 1889. С. 197). Последняя дата более достоверна, т. к., согласно житию, незадолго до кончины свт. Евфимий ( 1458) спешил завершить строительство и украшение Иоанновского храма. В 1463 г. над его захоронением у Никольского собора был устроен придел во имя прп. Евфимия Великого (расписан в 1466); в 60-х гг. построен надвратный каменный храм во имя прп. Антония Великого (расписан в 1466). Строительство трапезной свидетельствует об общежительном уставе мон-ря. Наиболее раннее изображение Никольского собора зафиксировано на иконе «Свт. Евфимий II» сер. XVI в., находившейся в В. м. и известной по фотографиям и прорисям. Согласно изображению, это был высокий (в 3 света) 1-главый кубический храм с апсидами, декорированными валиковыми разводами, к-рыми обычно украшались храмы XIV в.

http://pravenc.ru/text/161147.html

Москва. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Николая Чудотворца в Новой Слободе Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Николая Чудотворца, «что в Новой Слободе» расположена по адресу Долгоруковская ул., 25 (до недавнего времени — Долгоруковская ул., 23). Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI в. В 1672-1712 гг. по указу царя Алексея Михайловича на месте деревянного храма святителя Николая Чудотворца (первая четверть XVII века) была построена каменная церковь (1703 г. — главный храм), с главным престолом во имя Смоленской иконы Божией Матери. Строительство осуществлялось на средства и пожертвования прихожан радением священника К. Федорова. Этот храм изображен на знаменитой картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». В 1903-1904 гг. по проекту архитекторов С. Ф. Воскресенского и Н. С. Курдюкова была возведена новая трапезная (с приделами святителя Николая Чудотворца и Зачатия святого Иоанна Предтечи) и еще через год — колокольня. В 1922 году властями изъято свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари, но богослужения продолжались. В начале 1930-х храм был захвачен обновленцами, в 1934 году их лидер, митрополит А. И. Введенский, перенёс сюда свою кафедру после закрытия храма Петра и Павла на Ново-Басманной. В 1936 году храм закрыли, впоследствии он был передан под технические помещения киностудии «Союзмультфильм». Ныне основной объем церкви, сохранявшийся без особых изменений со времени постройки в XVII веке, искажен и полностью скрыт под пятиэтажным зданием с колоннами, выстроенным в советское время по красной линии Долгоруковской (тогда Каляевской) улицы. К трапезной с приделами и колокольне также были сделаны пристройки. Община храма святителя Николая Чудотворца зарегистрирована в 1993 году, но богослужения долгое время не велись, по большим праздникам у стен церкви проводились молебны. В связи с неопределенными перспективами возвращения общине здания церкви в настоящее время ей передано под приходской дом двухэтажное здание, в котором в советское время размещалось 64-е отделение милиции. Здание это расположено к югу от церкви по адресу Долгоруковская ул., 23 (по новой нумерации) – через проезд, ведущий в быв. Пыхов-Церковный тупик. В приходском доме оборудована домовая церковь Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=04629

Пушкино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В 1585 году в селе Пушкино была построена деревянная церковь во имя свт. Николая. Она несколько раз перестраивалась, горела. В 1692 г. св. Патриарх Кир Адриан благословил строительство новой каменной церкви во имя Николы Чудотворца. В 1694 году новопостроенная церковь была им освящена. Позже, в 1871-1876 годах, пристроены колокольня и приделы во имя прп. Сергия и апостола Иоанна Богослова. В середине 1940 года храм был закрыт и разграблен, а в середине 1947 года он был возвращен верующим. С тех пор в храме регулярно совершаются богослужения. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Белокаменная церковь святителя Николая была построена попечением патриараха Адриана взамен обветшалой деревянной Никольской церкви. Он сам выбрал место для будущего храма и благословил его. В 1694 г. патриарх Адриан освятил церковь. Об этом гласила надпись на белом камне, вделанном в стену внутри Пушкинского храма: «От миросоздания 7200 года, от Рождества же Христова 1692, благоволением Всетворца нашего Бога, с помощью Пресвятые Девы Богородицы Марии, господин святейший Кир Адриан Архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран патриарх созда сей храм Господен в честь угодника Божия Святителя и чудотворца Николая. Строена из домовния патриаршия казны. Освяти его чинодейством святейший Адриан патриарх со всем священным собором в 7202 году месяца июня в 17 день. Бысть же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича». Пушкино было в то время патриаршим селом, через него шли богомольцы поклониться нетленным мощам преподобного Сергия Радонежского. Московские иерархи и многие богомольцы избирали его для своего отдыха, здесь был устроен митрополичий двор с домовой церковью. Пятиглавый храм был благолепен, но внутри со временем в нем стала тесно. Пушкинский приход прирастал рабочими людьми строящихся в округе мануфактур. Зимою в праздничные дни было столько народа, что невозможно было совершать богослужение. Богомольцы стояли на паперти, а многие из прихожан оставались дома. Это заботило настоятеля храма отца Димитрия Сперанского, назначенного в этот храм в 1853 г. Долгие поиски средств не давали результатов. Пока Господь не послал помощника – купца Николая Ивановича Авученкова. В 1868 г. он был избран на должность церковного старосты. Решено было пристроить к храму два придела и соединить их открытыми арками. В июне 1874 г. началось строительство приделов – с северной стороны во имя преподобного Сергия Радонежского и с южной – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=03506

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛОБУКОВ КАШИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Клобуков (Клобуков, Клабуков) Кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии), находится в г. Кашине Тверской обл., на левом берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи. XIV-XX вв. Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1900 г. (ГПИБ) Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1900 г. (ГПИБ) Первоначально мужской, до XVII в. К. м. являлся одним из 3 (вместе с Димитриевским и кашинским в честь Сретения Господня ) мон-рей, окружавших удельный г. Кашин. К. м. основан не позднее 2-й пол. XIV в. Косвенно об этом свидетельствуют сведения Жития прп. Макария Калязинского (Колязинского), к-рый подвизался в К. м. в 20-30-х гг. XV в. Наименование К. м. включает в себя 2 компонента: посвящение, вероятно, единственного до посл. четв. XVII в. соборного храма во имя свт. Николая Чудотворца; версии о значении 1-й части названия - Клобуков, известного по документам с XV в., имеют и легендарное и топонимическое объяснение. Наиболее ранняя легендарная версия, записанная в ВМЧ свт. Димитрия (Савича (Туптало)) XVIII в., связывает это название с находкой на месте основания обители клобука, упавшего с головы свт. Иоанна, архиепископа Новгородского , направлявшегося в Иерусалим. Др. авторы связывают происхождение именования К. м. с фамильным прозвищем землевладельца той местности, где построена обитель. Однако нельзя исключить, что название происходит от рельефа местности нагорной части р. Кашинки, где построена обитель,- формы изгиба реки, напоминающей каблук; местное название формы некоторых возвышенностей - «клобук» ( Мурзаевы Э. и В. Словарь местных геогр. терминов. М., 1959. С. 110). Не позднее XVI в. к К. м. был приписан Введенский муж. мон-рь, находившийся за оградой, «подле... на Кашинке реке на берегу против Святых ворот» (АСЭИ. Т. 3. 176. С. 191-192). Введенский мон-рь был пожалован К. м. по грамоте от 2 окт. 1510 г. дмитровским и кашинским кн. Юрием Ивановичем. В Смутное время , в нач. XVII в., Введенская обитель запустела. В писцовой книге 1628/29 г. указывается: «Под монастырем слободка, а в ней храм Пресвятыя Богородицы Введения, древян верх шатром» ( Архангелов. 1909. С. 11). Т. о., после запустения мон-ря оставался действующим храм, ставший приходской церковью г. Кашина, очевидно, уже с XVII в.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Нижний Новгород. Церковь Николая Чудотворца ( " Нижнепосадская " ). Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1863. Год утраты:1929 (разобрана на строительные материалы) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Кожевенная улица, напротив церкви Рождества Иоанна Предтечи на Торгу Координаты: 56.33035, 43.99752 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Находилась на торговой площади внизу Кремля, в конце Зеленского съезда (Широкая ул.) на их пересечении с Рождественской улицей. «На этом месте издревле стоял храм во имя Святителя Николая, называвшийся прежде «Николою на торгу», т.к. вокруг храма была обширная площадь с гостиным двором и «земской избой». С большой вероятностью полагают, что на этой площади Кузьма Минин сделал свой знаменитый призыв о спасении Москвы и Отечества в 1612 г. Николаевская церковь первоначально была деревянной, много раз горела и была обновляема. В 1656 г., при царе Алексее Михайловиче, «гость» Семен Задорин и дьяк Клим Патокин построили каменную церковь, но и она сильно пострадала от пожаров, особенно в 1701 и 1705 гг., лишилась всей утвари и колоколов, а в пожар 1715 г. разрушилась. В середине XIX в. церковь настолько обветшала, что решили её не поправлять, а построить новую. Церковь разобрали, а приход был распределен по другим церквам. В 1863 г., при епископе Нектарии (Надеждине), на месте разобранной церкви была построена часовня. А в 1870 г. при епископе Филарете (Малышевском) часовня эта была обращена в однопрестольную церковь во имя св. Николая и приписана к церкви Архиерейского дома. В 1890-х гг. церковь была заново отделана внутри, и 23 октября 1894 г., при епископе Владимире (Никольском), церковь была вновь освящена. 7 мая 1929 г. управляющий Стройконторой НГСНХ попросил разрешения у административно-хозяйственного отдела Губисполкома на разборку церкви для строительства Дома Советов, и без труда его получил. http://www.gorbibl.nnov.ru/tserkvi На этом месте, по преданию, с XIV ст. стояла деревянная церковь во имя св. Николая, которая, неоднократно страдая от пожаров, была несколько раз перестраиваема. В 1656 г. вместо деревянной нижегородским купцом Задориным была построена каменная церковь; при ней издревле существовал и приход. В этой церкви было три престола: главный – в честь Воскресения Христова и придельные: во имя св. Николая и св. Иоанна Милостивого. К половине XIX ст. эта церковь настолько обветшала, что поправить ее было невозможно, а нужно было строить новую, но по разборке ее построение новой церкви было почему-то отложено, и приход ее был распределен по другим церквам.

http://sobory.ru/article/?object=33162

Белгород. Собор Иоасафа Белгородского и Николая Чудотворца. Николо-Иоасафовский собор Карта и ближайшие объекты В 1799 году на Новом городском кладбище г. Белгорода на средства прихожан была построена Свято-Никольская кладбищенская часовня. В 1867 году в часовне был расширен алтарь и устроены приделы. Престолов в церкви тогда было четыре: главный - во имя святителя Николая; в южном приделе - во имя св. муч. Харлампия; в северном приделе - во имя св. преподобного Иоанна Многострадального, затворника Печерского; в трапезе с южной стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1962 году в Белгороде был закрыт Преображенский собор, старинный иконостас XIII века из Преображенского собора был перенесён в кладбищенский храм, где и пребывает по сей день. С этого времени до 1990 года храм получил статус кафедрального Иоасафовского собора г. Белгорода. В 1990 году кафедра перешла во вновь открывшийся для прихожан Преображенский собор, а Иоасафовский собор стал именоваться Николо-Иоасафовским.  В настоящее время в соборе имеется два престола: главный - во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских; в южном приделе - во имя святителя Иоасафа Белгородского. http://bel1-2.cerkov.ru/ В 1799 году на средства прихожан на Новом городском кладбище возведен Никольский храм. В 1837 году усердием купца, церковного старосты Василия Кирпичникова к храму пристроена трапезная. Стараниями церковного старосты Семёна Васильевича Пешкова и прихожан в 1867 году расширен алтарь и приделы главной церкви. В храме устроено четыре престола: во имя святителя Николая, священномученика Харалампия, преподобного Иоанна Печерского и Рождества пророка Иоанна Предтечи. Иконостас собора изготовлен в XIX веке. В конце сороковых годов XX века верхний ярус отдельно стоящей колокольни разобран, восстановлен в 1990 году. После закрытия Преображенского собора в 1962 году, Никольский храм получил статус кафедрального собора. В настоящее время в соборе имеется два престола: во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в честь святителя Иоасафа Белгородского.

http://sobory.ru/article/?object=13462

Новоржев. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1782. Год утраты:1964 Адрес: Псковская обл., Новоржевский р-н, г. Новоржев, улица Германа напротив дома 87 с правой стороны Координаты: 57.03853, 29.330549 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Построен в 1782 г. на средства помещика Я.А. Татищева. Здание собора каменное с каменной колокольней, пять престолов: главный - Святителя и Чудотворца Николая, придельные - Святого Пророка Ильи, Преподобного Симеона Столпника, Успения Божьей Матери, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По штату 1876 г.: настоятель, два помощника и три псаломщика. Имел приписную кладбищенскую церковь Рождества Христова, построенную в 1797 г. купцами Е. Чистовским и И.К. Поросёнковым, возобновлённую в 1877 г., а также три каменные часовни: построенную на торговой площади в 1855 г. П.И. Филимоновым; построенную новоржевским мещанским обществом в 1890 г. и освящённую 28 апреля 1891 г. в память спасения императора и его семьи при крушении поезда; сведений о дате строительства третьей часовни не имеется. Ближайшие церкви: Троицкая погоста Бараново, Преображенская погоста Вехно, Воскресенская в с. Сторожня. В приходе существовало приходское народное училище в с. Орша. В 1930-е гг. в помещении собора была устроена дизельная электростанция. В годы Великой Отечественной войны богослужения в соборе были возобновлены. В 1944 г. здание пострадало в ходе военных действий: разрушена колокольня и часть купола. В 1964 г. здание собора уничтожено. Ф. 482, 1 ед. хр., 1857 г., оп. 1.  Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена в городе Новоржеве в 1782 г. помещиком Яковом Афанасьевичем Татищевым. Здание церкви каменное и такая же колокольня. Согласно ведомости за 1804 г., отмежеванной земли у церкви не было. Приходских дворов было 472, в них проживало населения: мужского - 1923, женского - 1883. Опись всему церковному имуществу была произведена в 1801 г., кроме того при церкви были метрические шнурованные книги и духовные росписи с 1799 г.

http://sobory.ru/article/?object=40214

Сидоровское. Церковь Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Село Сидоровское бывшего Нерехтского уезда- одно из наиболее интересных и богатых своими архитектурно-художественными произведениями сёл Костромской губернии. Наиболее ранее упоминание о селе относится к 1-й пол.17 в.,когда оно находилось в вотчине бояр Мстиславских. В 1620-1630-х гг. здесь стояли две деревянные церкви: шатровая Николая Чудотворца с приделом Димитрия Солунского и клетская Афанасия и Кирилла. В 1648 г. Сидоровское от Мстиславских перешло в поместье костромичам М.Е.Кандаурову и К.И.Дурнову. Не позднее нач. 18 в. село стало дворцовым и было одним из центров царского коневодства. Здесь разводили лошадей для царского двора, и потребность в лошадях была огромная, если учесть, например, что для выезда царя на богомолье требовалось 2000 лошадей. В Сидоровском была своя Конюшенная канцелярия, подчинявшаяся Конюшенному приказу в Москве. Природные условия в этом селе с его лугами по Волге были удобны для коневодства. Помимо коневодства жители села занимались рыбной ловлей и платили за это денежный оброк. Здесь была и своя отдельная Рыбная слобода, которая подчинялась также Конюшенному приказу. В 1720 г. было начато строительство каменной церкви. При начале строительства ей дали наименование во имя Смоленской иконы Божией Матери, но в 1724 г. она была переосвящена во имя Николая Чудотворца: " понеже в том селе Сидоровском настоящая церковь издревле была во имя Николая Чудотворца " ... Приделы здесь были: во имя Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла и Димитрия Мироточивого. Очевидно, в 1-й пол. 18 в. была сооружена сохранявшаяся до недавнего времени на центральной площади села кирпичная палатка. Первоначально она, возможно, служила церковной сторожкой, а позднее в ней размещалось волостное правление. Когда в 1767 г. Екатерина Вторая путешествовала по Волге, она дворцовое село Сидоровское пожаловала Владимиру Григорьевичу Орлову, брату знаменитых Григория и Алексея Григорьевичей Орловых, возведших Императрицу на престол. Дочь В.Г.Орлова, Софья Владимировна вышла замуж за Никиту Петровича Панина, и Сидоровское как приданое перешло к нему. Частью деревень у села владел также Григорий Григорьевич Орлов, фаворит Екатерины Второй. Потомкам Орловых село принадлежало вплоть до 1917 года. В 1-й пол.19 в. в Сидоровском была выстроена Успенская часовня, а около сер. 19 в. господский усадебный дом.

http://sobory.ru/article/?object=03096

Сынково. Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова , " Взыскание погибших " иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Архитектурные стили: Эклектика , Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1900 и 1906. Архитектор:Н.М. Садовников Ссылки:     Адрес: Московская обл., Подольский р-н, с. Сынково Координаты: 55.350535, 37.627165 Проезд: от Курского ж/д вокзала до ст. Гривно, далее авт.49 до ост. с.Сынково; а также маршрутное такси 38. Проезд на а/м из Москвы - два варианта: 1) По Симферопольскому шоссе (М2) до второй бетонки (А107) налево, через 1,5-2км первый поворот налево до с.Сынково. 2) По новой Каширской трассе (М4) до втор ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от Курского ж/д вокзала до ст. Гривно, далее авт.49 до ост. с.Сынково; а также маршрутное такси 38. Проезд на а/м из Москвы - два варианта: 1) По Симферопольскому шоссе (М2) до второй бетонки (А107) налево, через 1,5-2км первый поворот налево до с.Сынково. 2) По новой Каширской трассе (М4) до второй бетонки (107) направо, через 14км направо (ориентир - слева кладбище, справа строительный магазин) до с. Сынково. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Впервые Иоанно-Богословская деревянная церковь с Никольским приделом упоминается в документах за 1628 г. Возобновлена в 1757 г. Каменный храм в стиле эклектики возведен в начале XX в. Одноглавый, крестокупольный храм вмещал 400 человек, имел трапезную с приделами: в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и во имя свт. Николая Чудотворца. В 1930-х гг. храм закрыли, настоятеля арестовали. В здании располагалась мельница, игрушечная фабрика, картонажный цех. С 1993 г. храм начал восстанавливаться. Богослужения совершаются регулярно. Существующая церковь Иоанна Богослова с боковыми престолами во имя Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери " Взыскание Погибших " была построена на месте сгоревшей в 1892 г. деревянной, известной с 1628 г. Храм строился " тщанием " священника Василия Коссинского и прихожан в соответствии с прошением митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру " о дозволении построить каменный храм в с. Сынково Подольского уезда " с предоставлением плана " на предполагаемый к постройке каменный храм во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и святителя Николая Чудотворца " , они сообщали, что, кроме церковных сумм, уже заготовлены кирпич, белый и бутовый камень. Проект составлен архитектором Н.М. Садовниковым, это была его первая работа (из сохранившихся известен Ильинский храм в Изварине 1904 г., ныне в составе Ильинского благочиния Московской городской епархии Викариатства новых территорий). В 1899 г. храм был построен и освящен, но придел " Всех Скорбящих Радости " именовался уже Божией Матери " Взыскание Погибших " .

http://sobory.ru/article/?object=07000

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ ЧЕРНООСТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ ЧЕРНООСТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии Калужской митрополии), находится на окраине г. Малоярославца Калужской обл., на берегу р. Лужи, на вершине холма - т. н. Особной горы, которую именовали Чёрным островом, т. к. она была окружена рвами и оврагами и поросла лесом. Местоположение и дало название монастырю; другой, бытовавший до XX в. вариант названия, видимо искаженный,- Черноострожский. Первоначально монастырь был мужским. По устному преданию, был основан в XIV в. удельными князьями Оболенскими. Однако в духовной грамоте 1486 г. верейского кн. Михаила Андреевича среди прочих деревень, жалуемых приходским церквам Малоярославца, упомянута дер. Романсково (Раменсково), приписанная «к Николе» (СГГД. Ч. 1. С. 300). Вероятно, здесь упомянут не мон-рь, а церковь свт. Николая Чудотворца на месте буд. обители. XVI в.- 1775 г. Первое письменное упоминание о М. м. содержится в выписи из переписных книг Ильи Чемесова 1621 г.: «...в Ярославце на посаде монастырь, а в нем церковь Николы Чудотворца ветха, стоит без пения, запустела от 7118 года» ( Леонид (Кавелин). 1863. С. 11). Вероятно, обитель была основана в XVI в., после присоединения Малоярославца к великому княжеству Московскому, на посаде города. Монастырь находился на территории Патриаршей обл. В период Смутного времени М. м. был разорен. В выписи из переписных книг Михаила Павлова (1653-1654) обитель «на острову Черный» упоминается по-прежнему с запустевшей церковью. К 1659 г. М. м. был возобновлен, там хранились рукописи, связанные с его историей. Наиболее ранняя - грамота от 10 марта 1659 г. царя Алексея Михайловича с указом, в к-ром фиксировалась передача церковной земли и пустошей на оброк «Ярославца Малого пустыни Николы Чудотворца, что на острову». В документе упоминается 1-й известный строитель (1659-1671) старец Ипатий с братией, к-рые обязывались ежегодно вносить оброчные и пошлинные деньги в патриарший приказ (Там же. С. 18). В мон-ре хранились квитанции об уплате этих денег начиная с 1660 г. В 1662 г. были также взяты на оброк церковные земли малоярославецких храмов св. Иоанна Предтечи и арх. Михаила.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010