Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Радуйся, Николае, великий Чудотворче...» (комментарий в свете веры) Свт. Николай. Новгородская икона, нач. XVI в. 19 декабря Русская Православная Церковь празднует память одного из самых почитаемых в России святых – святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца. 18 декабря, в канун дня памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в Богоявленском Кафедральном соборе г. Москвы, один из приделов которого освящен во имя св. Николая. Фото - Ю.Клиценко. Седмица.Ru Предстоятелю Русской Церкви сослужили: Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир; архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Вышгородский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры; епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Красногорский Савва. В алтаре Богоявленского собора Его Святейшество вручил епископу Нифону орден преп. Серафима Саровского, II степени, которого владыка удостоен в связи с 65-летием со дня рождения и по случаю 30-летия служения в Москве в качестве официального представителя Антиохийского Патриархата. По окончании Всенощного бдения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил верующих с днем памяти святителя и чудотворца Николая и престольным праздником Никольского придела собора. Его Святейшество также поздравил председателя приходского совета Богоявленского кафедрального собора Николая Семеновича Капчука с Днем Ангела и 75-летием. Фото - Ю.Клиценко. Седмица.Ru Слово Святейшего Патриарха за Всенощным бдением в канун праздника св. Николая Чудотворца Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с днем памяти великого угодника Божия — святителя Николая Чудотворца. Прихожан и тружеников соборного храма сего поздравляю с престольным праздником. Именинников поздравляю с Днем ангела.

http://sedmitza.ru/text/408284.html

Бобино. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Петра и Павла , Иоанна Богослова Год постройки:не позже 1782. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Слободской район, село Бобино Координаты: 58.703078, 49.762493 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:От площади Коминтерна в Первомайском районе г. Кирова (заречная часть), выезд на Бобино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о церквях Бобинского поселения встречается в писцовой книге Доможирова 1629 г. По писцовым книгам 1658 г. значится погост Бобино, в котором было 2 церкви: Благовещенская с приделом Архистратига Михаила и церковь Николая Чудотворца. Бобинский погост принадлежал Архирейской вотчине. 17 июня 1773 года Николаевская церковь сгорела. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, которая была разобрана при строительстве каменного храма. Каменная церковь в Бобино построена в 1782 году на средства прихожан и купца Песякова Л.И. В 1835 году в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 года в честь Святых Апостолов Петра и Павла. http://www.archidesignfrom.ru/page/21/ В дозорной книге князя Ф.А. Звенигородского 1615 г. значится в Бобинском стане Бобинский погост, церковь Николы Чудотворца. По переписной книге Толочанова 1629 г. значится церковь с трапезой Благовещенская да церковь холодная Николая Чудотворца . В писцовой книге Доможирова 1629 г. значится холодная Николаевская церковь на Бобине. По переписи Караулова 1654 г. значится погост Бобинский. В 1658 г. были две церкви: Благовещенская теплая с приделом Архистратига Михаила, другая холодная Николая Чудотворца (Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1908. II вып. II отд. С. 13).

http://sobory.ru/article/?object=34146

Костома. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Костоме Сортировка: Карта и ближайшие объекты Николаевская с. Костома зданием каменная, с такою же колокольнею; построена в 1802 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище при церкви. Престолов 3: а) в честь святит. Николая Чудотворца, б) в правом приделе - преп. Сергия Радонежского и в) в левом - св. благоверного князя Александра Невского. Расстояние от Костромы 90 в., от Галича 25 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Горки в 2 в., Происхожденская с. Русакова в 5 в. и Воскресенская с. Станков в 7 в. http://www.old-churches.ru/ga_050.htm Церковь Николая Чудотворца. 19 в. Костромская область, Галичский, р-н, Костома, с, Костомская сел. адм. Местонахождение ОКН на 1917 г.: Костома, Галичский у., Костромская губ. Типичная для провинциального зодчества своего времени приходская церковь с традиционной продольно-осевой композицией и упрощенным раннеклассицистическим декором. Церковь построена на средства прихожан в 1802 г. В 1-й пол. 19 в. окружающая ее территория в центре села была обнесена кирпичной оградой со Святыми воротами, в линии которой существовало четырнадцать кирпичных торговых лавок. В настоящее время от ограды сохранились лишь северные Святые ворота, выходящие на главную улицу села. Западнее церкви уцелел дом церковного причта посл. чет. 19 в. Церковь Николая Чудотворца — кирпичный храм, стены которого покрыты снаружи известковой обмазкой. Во 2-й пол. 19 в. первоначальную трапезную церкви сменила новая, существующая ныне трапезная с приделами Сергия Радонежского и Александра Невского, архитектура которой, соответствующая завершающему этапу классицизма, не противоречит первоначальным декоративным формам здания. Основной объем — бесстолпный кубический четверик с тремя ярусами окон, размещенных по трем осям, покрыт четырехскатной крышей, завершенной пятиглавием на граненых барабанах. Более узкая скругленная апсида и широкая, ориентированная по поперечной оси трапезная, охватывающая с трех сторон основание трехъярусной колокольни, по высоте равны между собой. Четверики ярусов колокольни — низкий в основании и более высокие со скошенными углами верхние, прорезанные арками звона, — завершены сомкнутым сводом с люкарнами-резонаторами и высоким шпилем на граненом барабане.

http://sobory.ru/article/?object=31085

Рубрики День Николая Чудотворца: молитвы 8 мин., 10.12.2018 Поделиться Содержание День Николая Чудотворца в Русской Православной Церкви отмечается трижды в году – в конце весны, летом и зимой. В эти праздники – 22 мая, 11 августа и 19 декабря – храмы полны верующих, пришедших помолиться именно этому святому. Часто именно на Николая Угодника возлагаются особые надежды: считается, что после обращения к нему происходят настоящие чудеса. Такую славу святитель Николай обрел потому, что еще при жизни не раз спасал людей от смерти и непоправимых ошибок. Он помогал своим деятельным участием, но часто удивительные вещи совершались не самим святым, а Господом, Который отвечал на молитвы праведника. Угодником Николая называют не потому, что он готов угодить каждому просящему, а потому, что его жизнь и его дела были угодны Богу. Недаром в тропаре (кратком песнопении, посвященном памяти святого), звучащем в храме 19 декабря, поется: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя ста­ду тво­е­му…» Занимая высокое положение в Церкви, архиепископ Мирликийский Николай всей жизнью показывал своей пастве пример простоты и смирения, глубокой веры и преданности Господу и всегда с пониманием относился к бедам и горестям простых людей. А потому и теперь ему молятся практически при любой нужде. Вспоминая, как святой спасал от гибели моряков, попавших в шторм, ему молятся, отправляясь в путь. Вспоминая, как он помог обнищавшей семье с тремя дочерьми избежать горькой и постыдной участи, ему молятся о судьбах детей. Вспоминая, как ревностно он защищал христианство, ему молятся о наставлении оступившихся на истинный путь. Существует множество свидетельств о том, как и сейчас святой не оставляет верующих и становится заступником и ходатаем перед Господом для тех, кто от чистого сердца просит через него помощи Божьей. Молиться святому можно и нужно не только в день Николая Чудотворца и не только по четвергам, которые в недельном богослужебном круге посвящены памяти святителя . В личной молитве многие верующие ежедневно обращаются к Угоднику Божьему. А в дни его памяти в храме звучит общая молитва: тропари и кондаки, посвященные святому, в некоторых храмах читается акафист . В день Николая Чудотворца православные христиане приходят в храм поблагодарить его за те маленькие или большие чудеса, которые происходят в их жизни, и вдохновиться той надеждой, которой наполнено его житие и которая звучит в каждой обращенной к святому молитве.

http://foma.ru/den-nikolaya-chudotvortsa...

Церковь во имя Николая Чудотворца " Зарядного " называется так искони вследствие своего положения за торговыми рядами. Время первоначального основания этой церкви не известно. Первое описание ее мы находим в описи Бартенева 1637 г.: " В осыпи за хлебным рядом церковь великого чудотворца Николы древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великого чудотворца Николы в киоте на празеени, венец серебреный позолочен, да четыре гривны серебреные басменые, да очки серебреные, да 10 копеек серебреных позолочены, да две ефимки позолочены посеребрены, да крест серебреный. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии в киоте, а прикдаду венцы серебреные позолочены, да гривна серебреная позолоченая басменая, да серги серебреные, суровики (?) да копейка позолочена, да копейка серебреная. Да пред теми образами две свечи поставных с красками. Да образ местный Николы чудотворца напразелени, пред ним свеча невелика. Да образ местный всех святых, да образ местный святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницой - оба на празелени. У ней прикладу трои очки серебреные. Двери Царские и сень и столбцы и деисус на празелени. Да на престоле образ Пречистой Богородицы на празелени, да крест Воздвизальный обложен серебром позолочен. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные позолочены; Шестодневец; Минея общая; Апостол; Служебник; Потребник все печатные; два Трефоля полууставныхс трапарями и кондаки - письменные ж. Ризы миткалинные, белые; оплечье у стихаря и у риз выбойчатые. Паникадило медное. Да на колокольнице 6 колоколов невеликих, весу в них по смете по 6 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердия образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола, всякое церковное строение мирское приходных людей. Да на церковной земле двор попа Ефимия. Да у него живут на церковной земле бобыли Келья вдовы Лукерьицы петровской жены Шевелева с сыном с Ваською, келья Гаврилки хлебника, келья вдовы Марфы яковлевской жены Ярышкова, келья Сеньки Петрова сына баньщика, келья Трофимки шерстобита, келья Ярушки Деева. И всего 6 келий бобыльских бродящих люей. Они платят с тех своих келий попу Ефиму с кельи по две гривны, итого рубль, шесть алтын, 4 денги. А земли под тою церковью и под кладбищеми под бобыльскими кельями 23 сажени с полусаженью, поперек 23 сажени " .

http://sobory.ru/article/?object=36095

Гришово. Церковь Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Село Гришово Куракинской сельской администрации Бабынинского района лежит на реке Березуй. Это бывший древний город Людимеск (Березуевск), существовавший в 12-17 веках, основанный вятичами. В 1407 году Людимеск вместе с Козельском и Серетинском упоминался как владение Ивана Андреевича Можайского, внука Дмитрия Донского. В 1504 году Людимеск вошел в состав владений калужского князя Симеона Ивановича. Первый деревянный храм был построен здесь в 1662 году. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу» (1782 г.) содержатся следующие сведения о нем: «Перемышльский уезд. Погост Людемской и писцовая церковная земля священно- и церковнослужителей. Домов нет. Жителей нет. На правом берегу речки Большой Березуй, церковь деревянная Спаса Нерукотворного Образа…». В 1769 году на его месте помещиком Щербачевым был построен каменный храм в честь святителя Николая - одноглавый, с трехчастной апсидой. Основная часть - четверик, переходящий в восьмерик. С запада к ней примыкала трапезная часть с колокольней в одной связи. В храме было три престола: главный - во имя святителя Николая, южный - в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» и северный - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Приход состоял из следующих населенных пунктов: села Гришова, деревень Сычево, Волконское, Машкино, Матово, Лунино, Бахтинск, Тимофеевское, Курочкино, Мячково, Староселье, Плюсково, Городниково. После революции в 1932 году храм был закрыт и использовался местным колхозом в разных целях. К 1962 году здание пришло в аварийное состояние и с тех пор пустует. В настоящее время колокольня полностью утрачена, в трапезной части обвалились своды и разрушена западная стена. Церковь в честь Николая Чудотворца находится в селе Гришово Калужской области. Этот населенный пункт – одно из самых старых поселений в этом районе. Находится на берегах речки Березуй, на этом месте некогда стоял старинный город, построенный еще в XII веке. В начале XV столетия он перешел в собственность внука Дмитрия Донского Ивана Можайского. Через два века здесь построили первый деревянный храм. В 1769 году на его месте помещик Щербачев заказал построить каменную церковь в честь Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=10655

Ново-Талицы. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Никольский Храм Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1775. Ссылки:   Адрес: Ивановская область, Ивановский район, с. Ново-Талицы Координаты: 57.009519, 40.853234 Проезд:От площади Пушкина вверх до конца улицы Жарова, повернуть направо на улицу Парижской Коммуны, ехать по ней до конца, пересечь железнодорожный переезд, по улице 1-й Балинской до посёлка Ново-Талицы, повернуть направо по указателю " Дом-музей Цветаевых " . Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты НОВО-ТАЛИЦЫ, ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И ВАРВАРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, сер. 18-сер. 19 в. Расположен в центре современного поселка. В 1775 г. вместо ранее существовавшего деревянного храма на средства местного помещика, контр-адмирала Н.И. Молчанова, возведена каменная церковь Николая Чудотворца; в 1855 г. рядом с ней, на сформировавшемся к тому времени кладбище, помещиком П.К. Меркуловым построена небольшая каменная церковь Варвары Великомученицы. Оба здания побелены по кирпичу. В комплексе, обнесенном общей каменной оградой (не сохр.), доминирует крупный объем Никольского храма. Верхние ярусы высокой четырехъярусной колокольни, а также завершение храма в настоящее время утрачены. К югу от храма стоит одноэтажный деревянный дом священника сер. 19 в. С 1853 по 1884 г. приходским священником здесь служил В.В. Цветаев, отец основателя московского Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева и дед поэта Марины Цветаевой. В этом доме прошли детские годы И.В. Цветаева. К западу от храмового комплекса частично сохранился старый парк усадьбы Молчанова, в кон. 19 в. принадлежавшей ивановскому промышленнику А.Г. Бегену. Один из ярких сельских храмовых комплексов шуйского региона, сохранивший крупный барочный усадебный храм и кладбищенскую церковь периода эклектики. Церковь Николая представляет собой интересный образец храма в стиле барокко. В объемной композиции доминирует сильно развитый в ширину центральный двусветный объем. К нему примыкает пониженная алтарная часть с тремя апсидами (средняя намного крупней боковых) и такой же высоты трапезная, коротким притвором связанная с колокольней. Выразительные барочные формы декоративного убранства фасадов включают рустованные пилястры, акцентирующие углы объемов; широкие раскрепованные карнизы; наличники с треугольными и лучковыми сандриками, ушами, серьгами и подоконными досками. Элементам декора колокольни присущи черты раннего классицизма. На углах ее нижнего яруса сдвоенные трехчетвертные колонны дорического ордера поддерживает антаблемент и карниз с полочками и сухариками.

http://sobory.ru/article/?object=08560

Пушкино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1585 году в селе Пушкино была построена деревянная церковь во имя свт. Николая. Она несколько раз перестраивалась, горела. В 1692 г. св. Патриарх Кир Адриан благословил строительство новой каменной церкви во имя Николы Чудотворца. В 1694 году новопостроенная церковь была им освящена. Позже, в 1871-1876 годах, пристроены колокольня и приделы во имя прп. Сергия и апостола Иоанна Богослова. В середине 1940 года храм был закрыт и разграблен, а в середине 1947 года он был возвращен верующим. С тех пор в храме регулярно совершаются богослужения. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Белокаменная церковь святителя Николая была построена попечением патриараха Адриана взамен обветшалой деревянной Никольской церкви. Он сам выбрал место для будущего храма и благословил его. В 1694 г. патриарх Адриан освятил церковь. Об этом гласила надпись на белом камне, вделанном в стену внутри Пушкинского храма: «От миросоздания 7200 года, от Рождества же Христова 1692, благоволением Всетворца нашего Бога, с помощью Пресвятые Девы Богородицы Марии, господин святейший Кир Адриан Архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран патриарх созда сей храм Господен в честь угодника Божия Святителя и чудотворца Николая. Строена из домовния патриаршия казны. Освяти его чинодейством святейший Адриан патриарх со всем священным собором в 7202 году месяца июня в 17 день. Бысть же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича». Пушкино было в то время патриаршим селом, через него шли богомольцы поклониться нетленным мощам преподобного Сергия Радонежского. Московские иерархи и многие богомольцы избирали его для своего отдыха, здесь был устроен митрополичий двор с домовой церковью. Пятиглавый храм был благолепен, но внутри со временем в нем стала тесно. Пушкинский приход прирастал рабочими людьми строящихся в округе мануфактур. Зимою в праздничные дни было столько народа, что невозможно было совершать богослужение. Богомольцы стояли на паперти, а многие из прихожан оставались дома. Это заботило настоятеля храма отца Димитрия Сперанского, назначенного в этот храм в 1853 г. Долгие поиски средств не давали результатов. Пока Господь не послал помощника – купца Николая Ивановича Авученкова. В 1868 г. он был избран на должность церковного старосты. Решено было пристроить к храму два придела и соединить их открытыми арками. В июне 1874 г. началось строительство приделов – с северной стороны во имя преподобного Сергия Радонежского и с южной – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=03506

Червень. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:2003. Архитектор:Сергей Доренский Адрес: Республика Беларусь, Минская область, г. Червень, ул. Маяковского, 2 Координаты: 53.712444, 28.423696 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство храма в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца в городе Червене началось в 1993 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета. 28 декабря 2003 г. состоялось освящение храма Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом Патриаршим Экзархом всея Белоруссии. Первое воспоминание о церкви в Игумене, как раньше назывался город, встречается в 1633 г. и связано с возвращением храма православным жителям места, у которых после заключения Брестской унии 1596 г. храм был принудительно отобран. В 1633 г., вступивши на польский трон, король Владислав 4 выдал универсал о возвращении «людям греческой веры» ряд церквей и монастырей, которые ранее были принудительно отобраны в унию. Среди них упоминается и церковь в Игумене. Универсал Владислава завершается следующими словами: «И во всех тех церквах, монастырях не униатам: митрополиту, владыкам и священникам иметь резиденции и выполнять богослужения без всяких перебоев.» Получается, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Червене существовала до унии. Сохранились описания униатской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Игумене во второй половине 18 в. С него видно, что кроме этой церкви в местечке существовала также церковь святителя Николая. Оба храма находились под опекой виленских католических бискупов или имели «фундушавыя зямельныя наданни». Церковь Рождества Пресвятой Богородицы получила их в начале 70-х гг. 18 в. от бискупа Масальского, церковь святителя Николая – в 1761 г. от бискупа Зянковича. Документы свидетельствуют, что церковь, которая существовала в Игумене, имела несколько приписных храмов: Свято-Покровская церковь в Рудне Островитой, Свято-Иоанно-Богословская в д. Ельня, свято-Успенская в д. Колодежи и каплица святых Бориса и Глеба рядом с городом при дворе Натальевском.

http://sobory.ru/article/?object=39558

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010