Чуяла. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1750 - 1800. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, деревня Чуяла Координаты: 62.231628, 37.049837 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Часовня Николая Чудотворца в бывшей деревне Чуяла Поселения на мысе Чуйнаволок в южной части озера упоминаются еще в 1563 г., одна из трех деревень именовалась «у часовни». Мыс Чуйнаволок находится недалеко от устья Вамы, имеет ровную невысокую поверхность и представляет собой удобное место для жилья. Несомненно, Чуяла, так же как и Гольница, это одно из древнейших поселений Водлозерья, игравшее ключевую роль во взаимосвязях с соседними территориями. Сейчас от деревни осталось несколько полуразрушенных домов, основной ряд которых располагался вдоль восточного берега и был обращен фасадами к воде. Второй ряд домов, ныне практически исчезнувший, образовывал улицу, проходившую перпендикулярно к берегу. На месте их пересечения образовывалась небольшая деревенская площадь, где и стоит часовня. Часовня Николая Чудотворца в деревне Чуяла относится, по-видимому, ко второй половине XVIII в. Как и большинство рассматриваемых объектов, она строилась в несколько этапов. Наиболее старую часть здания составляет сруб молитвенного помещения с сенями. Он завершается повалом в несколько венцов и пологой двухскатной крышей со слегами, врубленными в каждый венец. Кровля была сделана, несомненно, по потокам и курицам, следов от которых на сгнивших верхних венцах найти уже невозможно. Завершалась часовня, скорее всего, просто крестом. На основном срубе сейчас имеется три окна: два с севера и одно с юга. Они лишены оконных коробок, но судя по величине и небольшому шипу, это окна XIX в. Однако около южного окна снаружи мы обнаруживаем затески от более раннего обрамления оконного проема, очевидно, косящатого, небольшого размера. Одно из северных окон, которое ближе к востоку, действительно XIX в., другое – западное было прорублено в советское время. В сенях по всей вероятности окон не было вовсе. Сейчас здесь на южной стене имеется большое окно XIX в., а на северной стене – дверь, сделанная в советское время. Таким образом, первоначально, по всей видимости, часовня имела одно небольшое косящатое окно на южной стене. Вход, как обычно располагался на западной стене. Следов примыкания крыльца на западной стене сеней не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=26118

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца в Тропине. Тропинская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Николо-Тропинская церковь. Каменная двухэтажная церковь, увенчанная одною позолоченною главою и посвященная имени Святителя и Чудотворца Николая, построена в 1660 году, тщанием прихожан, вместо прежде бывшей на этом месте деревянной, сгоревшей в 1658 году. Она сначала сооружена была одноэтажною, но по низменности местоположения, в весеннее время заливаемого Которостью и Волгою, оказалась надобность надстроить верхнюю церковь, что и исполнено в 1722 году. Теперь в верхней церкви помещается главный престол во ими Чудотворца Николая: это храм холодный. Нижняя же церковь, теплая посвящена в честь Богоявления Господня, с пределом на правой стороне алтаря, во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а на левой, во имя святыхъПетра и Февронии, Муромских Чудотворцев. Этот последний придел устроен в 1829 году, по случаю вклада в церковь частицы помянутых святых, принесённой прихожанином, гражданином Алек. Ив. Казанцевым. Посещая Николо-тропинский храм, нельзя не вспомнить, что в приходе его скончался знаменитый труженик Патриарх Никон. По вызову царя Фёдора Алексеевича, возвращаясь из места своего заточения – Кирилло-Белозерского монастыря в Москву, он отошёл в жизнь вечную здесь, на берегу Которости, в 1681 году. На месте кончины Патриарха поставлен был некогда крест, но он не устоял против ежегодных речных наводнений. Из книги " Церковно-археологическое описание города Ярославля " . Ярославль, 1860 г. Николо-Тропинская церковь - полуразрушенный храм 1660 г. постройки в Тропинской слободе на правом берегу Которосли в Ярославле, на расстоянии короткой пешей прогулки от Туговой горы и Коровников. Тропинская, или Трупинская слобода известна по документам с 1628 г. После пожара 1658 г. приходская церковь Николая Чудотворца была отстроена в камне. Местоположение храма было низменное, и ежегодно в половодье его заливало водами Которосли. По этой причине в 1722 г. он был надстроен вторым этажом.

http://sobory.ru/article/?object=20754

Берёзово. Церковь Николая Чудотворца (Покрова Пресвятой Богородицы). Карта и ближайшие объекты Березово в качестве села упоминается в писцовых книгах в 1628 и 1629 годах, где впервые описывается Никольская церковь. Новая каменная церковь в селе Березовом Спасского уезда строилась поэтапно. В 1705 году стольником Иваном Ивановичем Нарышкиным была возведена настоящая и освящена в 1707 году, а трапезная пристроена надворным советником Иваном Венедиктовичем Фатовым в 1805 году. Зданием церковь была каменная с такой же колокольней, покрыта железом, вся теплая. С разрешения Преосвященного Аркадия (Карпинского) церковь была расширена: каменная арка, отделяющая настоящую церковь от трапезной, была сломана, а престол и придел в трапезной части в честь Покрова Пресвятой Богородицы был упразднен 7 мая 1905 года. По благословению Преосвященнейшего Никодима (Бокова) новоустроенный престол во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского был освящен местным благочинным 4 июня 1907 года, а старый ветхий престол был предан сожжению местным священником. Престол в храме был один во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Церкви принадлежали каменная сторожка, кладовая и здание школы. Всего в приходе было две школы: одна - церковно-приходская в с. Березове, а в деревне Никитиной - земская школа. Церковно-приходская школа размещалась в специальном здании, и на ее содержание отпускались средства от Березовского общества. В ней обучалось 90 мальчиков и 45 девочек. Храм был закрыт Постановлением МОИКА 29.7.1936 под клуб, но в 1941 г. был переоборудован под зернохранилище. http://www.ryazeparh.ru/ В писцовых книгах за 1628-1629 годы Берёзово упоминается уже в качестве села с деревянной Никольской церковью, где описывается так: «Село Березово, а в селе на вотчинной земле церковь Николы Чудотворца да апостола Иякова древена клетцки, а церковь и в церкве образы и книги и ризы и все церковное строение вотчиничье, да на вотчинниковой же земле церковные дворы: двор поп Игнатей, двор просвирница Овдотьица, двор пономарь Сенька Степанов, да келья нищаго старца Афонки Прокофьева, а питаетца от церкви Божии, пашни церковные добрые земли из вотчинниковой пашни 12 чети в поле, а в дву потомуж. Да в селе ж двор вотчинников, двор прикащиков, а в нём живёт дворник Лёвка Иванов Засора с сыном с Матюшкою, да крестьянских 9 дворов, да бобыльских 9 дворов, да пустых крестьянских 12 дворов».

http://sobory.ru/article/?object=18291

Денисьево. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Введенская церковь с. Денисьева зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1824 г. на средства Наталии Васильевны Готовцевой. Ограда деревянная, кладбище при церкви. Престолов три: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Николая чудотворца и св. муч. Адриана и Наталии. Местно чтимые иконы: Введения во храм Пресв. Богородицы, св. Николая чудотворца и препод. Макария, Унж. Чудотворца. Причт: священник и псаломщик. Постоянные средства его: жалование от казны священнику 294 руб., псаломщику 98 руб., проценты с общего причтового капитала в 239 руб. 95 коп. Для священника есть церковное помещение, псаломщик живет в собственном доме, не получая квартирных денег. Церковной земли в пользовании причта 33 десятины пахотной и луговой. Плана и межевой книги на землю при церкви нет. Прихожан 439 обоего пола, они занимаются хлебопашеством и отхожими промыслами. Приходских селений 7, школы при церкви и в приходе нет. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г. Хороший образец провинциальной церкви в стиле классицизма с реминисценциями барокко в декоре. В 1620 г. часть села была пожалована М. Шипову, другая Трунову. Впервые документы упоминают о деревянной Введенской церкви в 1628 г. В 1735 г. по заказу галичского дворянина И.Г. Трунова в его вотчине, вместо прежнего обветшавшего храма была построена новая деревянная церковь Введения с приделами Николая Чудотворца и Тихвинской Богоматери. Существующая каменная одноименная церковь с двумя приделами (Николая Чудотворца и Адриана и Натальи) сооружена в 1824 г. на средства Натальи Васильевны Готовцевой. Стоит на высоком холме, посреди обширной прямоугольной площади села. Кирпичная оштукатуренная церковь имеет трехчастную продольно-осевую композицию. К храму типа «восьмерик на четверике» примыкают более узкая прямоугольная в плане апсида с полукружием на востоке и поперечно вытянутая прямоугольная в плане трапезная со скругленными восточными углами.

http://sobory.ru/article/?object=11030

Мугреево-Никольское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Мугреево-Никольское. Храмовый комплекс: церкви Николая Чудотворца и Святой Троицы, кон. 18 - нач. 19 в. Расположен на обширной торговой площади в центре большого села, в нач. 17 в. значившегося в вотчинах Д.И. Пожарского, а в 18-19 вв. известного своей полотняной фабрикой; доминирует в сельской застройке. Более крупный летний храм Николая Чудотворца возведен в 1791 г. и служил усадебной церковью имения А.А. Голочарова. В 1806 г. построен зимний Троицкий. Церкви разделены проходящей между ними дорогой; своими южными фасадами они развернуты к прямоугольной площади, замыкая ее северную торцовую сторону. Теплая церковь выходит прямо на площадь, холодная поставлена к северо-западу от нее, несколько в глубине, но благодаря своей большой высоте и выразительному силуэту играет ведущую роль в этом характерном для рубежа 18-19 вв. сельском церковном комплексе на землях бывш. Владимирской губ. Церковь Николая Чудотворца выдержана в стиле раннего классицизма. Кирпичное, побеленное по тонкой обмазке здание отличается подчеркнуто вертикальной композицией, компактной и симметричной. Основной кубический объем прежде украшали боковые шестиколонные портики (разобраны); с востока и запада к нему примыкают одинаковые алтарь и притвор в виде более узких, прямоугольных объемов с сильно вынесенными закругленными выступами в центре. Над кубом возвышается крупная ротонда со сферическим куполом и четырьмя ложными люкарнами, увенчанная луковичной главой на высоком цилиндрическом световом барабане. С притвором соединена стройная трехъярусная колокольня: ее сквозные четверики завершает выпуклая граненая кровля и тонкий шпиль с вазообразным основанием. После утраты портиков главная роль в декоре принадлежит пилястрам (филенчатым на углах алтаря и притвора) и ленточным наличникам окон четверика - с замками, развитой подоконной частью и своеобразным прямоугольным завершением, украшенным по краям спусками с серьгами. Более упрощены по формам наличники восьми прямоугольных окон ротонды и чередующихся с ними ложных арочных проемов.

http://sobory.ru/article/?object=04636

Рубрики 19 декабря 2023: Николай Чудотворец 26 мин., 17.12.2018 Поделиться Содержание Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний. Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы. В чем помогает Николай Чудотворец Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса ( Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово. Житие (биография) Николая Чудотворца Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Синяя Никола. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Святого Николая Чудотворца в селе Синяя Никола построен в 1901 году из красного кирпича на месте деревянной церкви (1773). С западной стороны к храму пристроена трапезная, трёхчастный притвор с двухъярусной высокой шатровой колокольней. Ведутся восстановительные работы. Деревянная однопрестольная церковь построена в 1773 году помещицей Анной Степановной Румянцевой на высоком берегу реки Синей. Возле церкви через реку построили временный деревянный мост. В плане церковь напоминала корабль. Капитально церковь отремонтирована в 1859 году частично на церковные средства, частично на средства церковного старосты купца С.П. Утретского. Колокольня также была деревянной, построена в связи с церковью, на ней было пять колоколов. Первый колокол весил 28 п. 29 ф., на нем была надпись: «Зделан сей колокол Псковской епархии в Николаевскую церковь при Сини реки тщанием тоеже церкви прихожанина майора Румянцева: 1777 году мая 1 дня. Лил колокол Псковской мастер Пентелей Артемьев». Второй колокол весил 13 п., надпись на нем была следующей: «1733 г. к церкви Николы Синского устья реки». Третий колокол весил 10 п., на нем была надпись «Божию милостию лил сей колокол псковитин посадской человек Фома Котельников в церковь Николы Чудотворца на реке на Сине Большой губы по обещанию новгородского помещика Стефана Иванова сына Хвостова». Четвёртый колокол весил 1 п., пятый – 35 ф., оба эти колокола надписей не имели. В церкви находилась местночтимая икона Святителя и Чудотворца Николая. С давних времен ежегодно 15 (28) сентября монахами Святогорского монастыря совершались богослужения в погосте и в некоторых окрестных селениях, 17 (30) октября в погост Синяя Никола приносилась икона Божией Матери из Псково-Печерского монастыря. Рядом с церковью находилось кладбище, другое кладбище находилось в полуверсте от храма. Кроме них, в приходе было еще пять кладбищ. В конце XIX – начале XX века отмечалось, что «храм пришел в ветхость», с разрешения епархиального начальства началось строительство новой, кирпичной церкви. В 1901 г. строительство завершилось. Как и её предшественница деревянная, новая церковь была однопрестольной. Колокольню построили также из кирпича, в связи с церковью, на нее перенесли все пять колоколов с деревянной колокольни. В начале XX века в приходе было шесть деревянных часовен, издавна построенных прихожанами на кладбищах, к 1914 г. их осталось только три.

http://sobory.ru/article/?object=12681

Унежма. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Унежма — деревня на Поморском берегу Онежской губы Белого моря. По преданию, первые поселенцы решили построить деревню на реке Унежма. Но икона св. Николая Чудотворца, которую они привезли с собой, снова и снова оказывалась у моря. Поэтому место для жительства было выбрано по указанию святого. Первое упоминание о том, что в д. Унежма «на Ужнем наволоке» существовала церковь во имя «Николы Чудотворца» встречается в писцовой книге 1582-1583 г. Сколько лет простояла эта церковь и она ли, или другая, более поздняя, сгорела при пожаре 1812 года, неизвестно. Известно одно — в 1812 году сгорела деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца, стоявшая на том же месте, где сейчас находится существующая церковь с тем же названием. Летом 1890 г., усердием крестьян вокруг церкви была устроена деревянная решетчатая ограда, церковь содержалась на прибыль от свечей, которых в 1896 г. продавалось до 25 пудов. С течением времени, по мере роста деревни и увеличения населения, Никольская церковь стала мала, и в 1904 году ее расширили, подняли повыше и назвали в честь трех Святителей и Георгия Победоносца. По рассказам местного жителя П.М. Базанова, в ней было просторно, светло, потолки высокие, окна большие, в глаза бросался иконостас с позолотой и резьбой. У церкви, как и раньше, был вид корабля. Но новые названия не прижились, и церковь так и осталась Никольской. В 1908 и в 1914гг. «тщанием прихожан» для причта были выстроены дома, оставшиеся собственностью паствы. К 1917г. в приходе насчитывалось 99 дворов. В 1917г. в приходе появилось земское училище. В 1929-1930 гг. в Унежме был организован колхоз «Великое дело», что, конечно, печально сказалось на судьбе ее храмовых построек. Священника выслали на Соловки. Колокольню местные руководители решили свалить, несмотря на многочисленные возражения верующих. Снизу ее подпилили и подрубили, чтобы упала. За крест привязали веревку и стали тянуть, но она не падала. Еще подрубили и подпилили, добавили людей и колокольня рухнула.

http://sobory.ru/article/?object=30437

Борзна. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1765 и 1768. (колокольня 1864, храм расширен в 1903, в 1990-е перестроен). Адрес: 16401 Украина, Черниговская обл., Нежинский район, г. Борзна, ул. Пантелеймона Кулиша, 116 Координаты: 51.254039, 32.424308 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная церковь св. Николая чудотворца в 50 саженях от собора, ближе прочих церквей к торговой площади. Там, где стоит эта церковь, в 1755 г. существовали две деревянные церкви: святителя Николая - холодная, и близь нея, называемая придельною к ней, теплая Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1757 г. об церкви сгорели: «сего 1757 г. октября против 25 дня, писали члены причта, с вечера как бы в четвертом часу ночи, церковь наша приходская святителя Христова Николая борзенская, не ведомо, с какого случая, снутри загоралась и до самого основания со всеми церковными сосудами, книгами, одеяниями и прочими утварями церковными до остатка погорела, да при той же церкви и придел в отличности Воведения пресвятой Богоматери и колокольня со всеми колоколами погорела тож» и проч. В том же 1757 г., на месте Введенской церкви, иждивением г. майора Георгия Скерлета, построена была небольшая деревянная теплая церковь св. великомученика Георгия, которая и была освящена того ж года протоиереем Борзенским Иоанном Дубянским. Церковь св. великомученика Георгия существовала недолго. В 1764 г. в Месяце октябре, неизвестно от чего, сгорела вместе с избою дух. правления борзенского, в которой сгорела тогда большая часть архива. На месте сгоревшей церкви св. Николая, согласием Иереев Емельяна Квитницкого и Симеона Ковалевского с прихожанами, положено было строить большую деревянную же церковь - во имя святителя Николая. «А как церковной суммы мало имелось, да к тому ж и прихожане за последовавшими в мимошедших годах пожары находились не без разорения» испрошена была у высокопреосвященнейшего Арсения книга для сбора по епархии Киевской доброхотного подаяния.

http://sobory.ru/article/?object=55411

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010