Старые Морозовичи. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Памятник архитектуры регионального значения церковь Николая Чудотворца 1818 г. постройки, расположенная по адресу: деревня Старые Морозовичи, Бургинское сельское поселение, Маловишерский район, Новгородская область. Название населенного пункта до Октябрьской революции – деревня Морозовичи Крестецкого уезда Новгородской губернии. Около 947 года княгиня Ольга устанавливала на Мсте Погосты, вероятно, именно тогда на территории нынешнего Маловишерского района возникли населённые пункты Моркиничи, Коломно, Хубец и Морозовичи. Эти деревни из числа самых старых в Маловишерском районе. В 1583 году в Обонежской пятине на Мсте был «погост Никольский в Морозовичах». На погосте построена холодная церковь Николы-Чудотворца. Ныне существующая каменная церковь Николая Чудотворца заменила существовавшую здесь ранее деревянную церковь. По изгонной книге XVIII в. Морозовичи определялись в шестидесяти верстах от Новгорода. На картах XIX в. деревня показывалась на левом берегу Мсты, а погост (впоследствии село) значился на правом. По спискам Министерства Внутренних Дел значилось в Крестецком уезде село Морозовичи, с каменною церковью во имя Святого Николая Чудотворца. Каменная церковь построена в 1818 г. на средства помещицы Козляниновой. Проектных чертежей церкви обнаружить не удалось. Прямого аналога церкви Николая Чудотворца не выявлено. Церковь построена в формах классицизма. Объемно-пространственная композиция церкви продольно-осевая. Данный архитектурный тип «корабль» характеризуется расположением частей церкви (храма, трапезной и колокольни) в одну линию. План имеет форму неравноконечного креста, который образуется пересечением главного нефа и трансепта под прямым углом. Трансепт увенчан куполом, обеспечивающим второй свет и выступает концами из общей массы сооружения на север и юг. Относительно центрального двухсветного объема с востока расположена прямоугольная в плане алтарная апсида, с запада – трапезная и притвор, увенчанный трехъярусной колокольней со шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=54598

Митрополье. Церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Карта и ближайшие объекты Храм Новомученников и Исповедников Российских в с. Митрополье построен по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Чин освящения закладного камня был осуществлен благочинным церквей Пушкинского округа протоиереем Иоанном Монаршеком 12 сентября 2004 года. 26 сентября 2006 года на храм был поднят купол, 27 сентября на купол установлен Крест. Исторически храм был в старой части деревни в честь Святителя Николая Чудотворца. Сейчас на этом месте построена воскресная школа и планируется строительство храма. http://troitsa-pushkino.ru/ Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Митрополье. Церковь Николая Чудотворца в селе Метрополье в начале XVII ст. была деревянная, когда построена – неизвестно. О ней первое сведение встречается в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь Николая Чудотворца в селе Митрополичьем, дани 6 алтын, по наказу гривна, апреля в 8 день на 1628 г. те деньги взято». Под 1635 г. пишется: «в государеве дворцовом селе Митрополичье дани рубль, 2 алтына, 2 деньги, десятильничих и заезда гривна». По писцовым книгам 1631-33 гг. значится: «в селе Митрополичьем Николаевской церкви церковной паханой земли в пустоши Матвейкове 2 дес., да лесом поросло 14 дес. в поле, сена по реке Вязи 17 копен, лесу полторы десятины». В записной книге Патриаршего казенного приказа печатных пошлин за 1720 г. значится: «июня в 13 день запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского уезда, дворцового села Митрополья, Николаевского вдового попа Алексея Васильева с прихожанами, велено им в том селе, вместо сгорелой церкви, построить на прежнем церковном месте вновь церковь деревянную во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе Николая Чудотворца; пошлин 2 гривны взято». В Синодальном казенном приказе производилось дело об освящении новопостроенной церкви Николая Чудотворца, что в селе Митрополье. Дело началось по прошению священника Николаевской церкви Алексея Васильева. В прошении, поданном в казенный приказ 1724 г. 23 ноября, написано: «по указу и по благословенной грамоте повелено, вместо сгорелой церкви, построить на том же погосте вновь деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе Николая Чудотворца и оная церковь Николая Чудотворца построена и к освящению изготовлена, а церковь Рождества Пресвятой Богородицы, за скудностью приходских людей, не построена, и дабы указом повелено было оную церковь Божию Николая Чудотворца освятить на старом антиминсе и о том дать освященную грамоту». Резолюция: «1724 году ноября в 30 день дать указ об освящении и антиминс».

http://sobory.ru/article/?object=36628

Дракованова Кулига, урочище. Церковь Николая Чудотворца (деревянная). Карта и ближайшие объекты Каменная холодная церковь построена и освящена в 1755-м году, во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Она заключает в себе один престол. Иконостас резной, золоченый, искусной работы, а иконы греческого письма. Теплая деревянная построена на место сгоревшей в 1710-м году, а освящена в 1719-м году и вторично, по украшении стен штукатуркой, нового иконостаса и икон, в 1849-м году. Имеет один престол во имя Николая Мирликийского Чудотворца. В сем храме между святыми иконами замечательна икона Николая Мирликийского Чудотворца. Об ней повествуют: что якобы в давние времена в 18-ти саженях от теплой нынешней церкви на дереве сосне явилась оная икона св. Николая Чудотворца. Она подавала многие исцеления: но чудес письменных не находится. На месте, где явилась икона, первоначально построена была часовня, а потом церковь, но она сгорела, простояв неизвестно долго ли. Ныне же на том месте поставлен крест, куда Святая Церковь имеет благой обычай в день принесения мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца, т.е. 9-го мая, ходить с крестным ходом. Здесь отправляется водосвятный молебен пред литургией при многочисленном стечении поклонников. Из межевых документов видно, что церковь Дроковановская существует более 200 лет. Источник: ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 62-62 об. Церкви Архангельской области в 1916 году находились на территории Сольвычегодского уезда и относились к Вологодской епархии. Николаевская Дрокованская - приходская, в Великосельской волости Сольвычегодского уезда. Престол свт. Николая Мирликийского. Часовня в деревне Новошинская. Каменная, 1755 г. Современное расположение: Архангельская обл., Красноборский р., деревня Дрокованова Кулига в верховьях Шокши (приток Северной Двины). Николаевская Дрокованская - вторая (ветхая). Престол свт. Николая Мирликийского. Деревянная, 1710 г. Николаевская Дрокованская – третья. Престол свт. Николая Мирликийского. Каменная, 1912 г. Современное расположение: Архангельская обл., Красноборский р., деревня Дрокованово в верховьях Шокши (приток Северной Двины).

http://sobory.ru/article/?object=37311

Боровск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор (XVII-XIX вв.). Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. В настоящее время храм остается городским соборным. В нём хранится резная деревянная скульптура Николая Чудотворца (местные легенды связывают ее появление с XIV в.), резная деревянная скульптура Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Благовещенский собор всегда оставался действующим храмом, не считая его закрытия на непродолжительное время в начале 1940-х гг. Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая - резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 г. она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву. Соборный Благовещенский храм - каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г., церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади. По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 г. из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и “Казанской” иконы Божией Матери. В 1738 г. храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 г. упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Старая Русса. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Никольский храм Старорусской староверской общины Сортировка: Карта и ближайшие объекты Ныне действующая старообрядческая церковь Николая Чудотворца была построена в Старой Руссе в далеком 1371 году. Место для постройки церкви было выбрано подходящее – здесь просторно и привольно, рядом находится старое русло реки Порусья, отовсюду открывается живописный вид, по соседству расположен двор княжеского наместника, а вдалеке Торговая площадь. Во многих летописных источниках того времени эта церковь была упомянута под названием церкви «Николы в городу». Церковь Николая Чудотворца изначально была небольшой, четырехстолпной, по типу она была идентичной многим храмам тех времен. Если говорить об общих размерах храма, то они были очень невелики – 8 х 8, а внутреннее пространство так вообще было маленьким - 5,6 ,5 м. По сведениям историков, первоначально церковь имела одну главу и широкий притвор. Из чего же была сложена эта церковь? Оказывается, кирпича для строительства было использовано очень мало. Он в основном пошел для кладки арок, окон и сводов. Стены были сложены из тесаных известковых плит и ракушечника, перекрытия были деревянными. Церковную утварь для храма подбирали очень тщательно. Особенно выделялся на иконостасе роскошный образ Николая Мирликийского, который считался покровителем торговли. Годы шли, храм ветшал, разрушался. В конце 18 века церковь Николая Чудотворца была восстановлена по образцу и точному подобию старого храма. Архитектор смог полностью воссоздать все церковные постройки, но при этом сделал их более прочными и красивыми. В те же годы, прежде одноглавый храм, стал пятиглавым. В 1750 году возле церкви была построена высокая колокольня. Многие десятилетия храм радовал своим видом всех прихожан, здесь им было уютно и спокойно. В начале 19 века все переменилось. Храмы стали массово закрываться и передаваться в собственность государства. Не обошла эта участь и церковь Николая Чудотворца в Старой Руссе. В 1931 году она была закрыта для посещения, в ней организовали овощехранилище.

http://sobory.ru/article/?object=00834

Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА APXIENUCKONA МИРСКОЙ ЛИКИИ В БАР ГРАД «Слово о перенесений мощей Николая Мирликийского» – русский памятник XI в. Его создание связано с установлением на Руси в 1089 г. праздника в честь этого события. Архимандрит Леонид атрибутировал этот памятник Ефрему, епископу Переяславскому (см.: Леонид архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиеп. Мирликийского чудотворца: Памятник древней русской письменности XI в./Труд Ефрема, еп. Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV в. библиотеки Троице-Сергиевой лавры, 9). СПб., 1888 (ПДПИ, 72)). Слово дошло до нас во множестве списков, имеющих значительные расхождения, древнейший список датируется кон. XIII–haч. XIV в. (публикацию двух списков и исследование см.: Шляпкин И. А. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881 (ПДП 19)); входило в состав старопечатных изданий Жития Николая Чудотворца. В ВМЧ текст слова помещен под 9 мая в цикле памятников, посвященных Николаю Мирликийскому. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., 1321, лл. 354–354 об.). 9 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА APXIENUCKONA МИРСКОЙ ЛИКИИ В БАР ГРАД Господи, благослови, отче! Непрестанно должны мы, братья, праздники Божии, почитая, прославлять, и подобиться святым его, и усердно искать спасения. И непрестанно размышляя, помнить, что по образу Божию руками его сотворены мы были, и что славой несказанной увенчаны были, если угодное ему творили, подобно тому, как содеял блаженный, великий и преславный архиерей Христов Никола, чью трапезу ныне хочу вам представить, дабы вкусили от нее и увидели, что милостив Господь к уповающим на него, милостив к надеющимся на него, милостив к творящим волю его, милостив Господь к любящим его. И воздал Мирскому граду и его окрестностям, свои щедроты изливая на них, чудеса творя дивные, исцеляя неоскудно, подавая исцеления сущим в напастях. Великим помощником и заступником показал себя, и на море, и на суше больных исцеляя, пленников избавляя, слепым прозрение подавая, хромым хождение, глухим слышание, и прокаженных очищая, и бесов изгоняя, и всем . Как сказал Господь: «Верующий в меня, дела, какие я творю, и тот творит». Так и сей святой угодник его, архиерей и отец Никола. И когда по благоволению благодати и человеколюбия воссияло над нами праведное солнце, и явилась благодать нам от Владыки Вседержителя Бога, показал нам в нынешнее время, в дни и лета наши и в нашу память чудо преславное и выше ума человеческого о преподобном и великом архиерее святом Николе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Балаклава. Церковь Двенадцати апостолов (Николая Чудотворца). Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1375 и 1797. восстановлен в 1797 году из руин оригинальной церкви 14 века, на ее фундаменте и с сохранением частей стен. Адрес: Россия, г. Севастополь, Балаклава, ул. Рубцова, д. 41 Координаты: 44.49766, 33.60145 Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Двенадцати Апостолов существовала с 14 в., нынешний храм построен в 1794 г., сильно разрушен в Крымскую войну, восстановлен в 1875 г. и переосвящен во имя Николая Чудотворца. Храм святых Двенадцати апостолов в Балаклаве наряду с другими православными храмами Крыма является уникальным памятником архитектуры XVIII века. Он был возведен во имя святого Николая Чудотворца в 1794 году. В качестве материала строительства использовался бутовый известняк, добываемый в каменных карьера Крыма, а само здание возвели на фундаменте старинной церкви, построенной здесь в 1375 году.В 1861 году во время проведения работ по реконструкции церкви над ее входом обнаружили камень, скрытый под слоем штукатурки, надпись на котором гласила: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна». Такие каменные доски генуэзские мастера оставляли в построенных ими зданиях. По предположению исследователей, камень с надписью использовали вторично уже при возведении храма святых Двенадцати апостолов.Вот что писал в 1864 году епископ Симферопольский и Таврический Гермоген: «Еще в 1375 году в Балаклаве была построена церковь во имя Двенадцати апостолов. Настоящая же каменная церковь построена в 1794 году, но в Крымскую войну была повреждена неприятелем и потом возобновлена прихожанами и освящена 8 июля 1875 года во имя святого Николая Чудотворца». Храм святых Двенадцати апостолов сначала находился в ведении главного священника армии и флотов. В нем хранили знамена и другие реликвии Балаклавского греческого батальона, который после присоединения Крыма к России в 1783 году поступил на службу в русскую армию.

http://sobory.ru/article/?object=04743

Горышино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Михаила Архангела Год постройки:1783. Адрес: д.Горышино. Волость Горышин находилась по обоим берегам Волги, между погостом Горышин и Селижаровым монастырем; у самого погоста, расположенного на правом берегу Волги в 70 км выше Ржева, имеется городище Координаты: 56.74841, 33.68054 Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Памятник культуры областного значения требует срочной реставрации. Сейчас это единственная сохранившаяся церковь в округе. В с. Большая Коша действует небольшая домовая церковь в так называемом " Белом доме " . Планируется возведение в селе нового храма, но где и на какие средства - неизвестно. Но, несомненно, прежде чем создавать новое - необходимо восстановить разрушенное. До Великой Отечественной войны в Горышино была деревня, храм стоит на искуственном высоком холме - древнем кургане, в честь защитников отечества во время монголо-татарского ига. Близлежащая деревня Лошаково постепенно умирает, хотя московские дачники постепенно и скупают домики в верхневолжских деревеньках, но по другой берег Волги этот процесс продвигается заметнее медленнее, чем там где есть шоссе Москва-Осташков. В общем, предлагаю объединиться в сборе материалов и данных об этом месте и начать задумываться о восстановлении памятника культуры и сохранить память предков! Церковь Николая Чудотворца расположена в 1,5 км от деревни Лошаково на возвышенном месте бывшего села Горышино (Горышин погост) Селижаровского района Тверской области. Горышино - древнейшее поселение селижаровского края. Упоминание о селении впервые встречается в летописи 1335 года. Свое название оно получило по своему расположению на реке Волга " Выше города " , что означает Горышино. Каменная церковь Николая Чудотворца с теплым приделом Михаила Архангела возведена на погосте в 1773-1783 годах на средства помещика А.С. Нелидовского. Ядром храмовой композиции является четверик, несущий массивный световой восьмерик, завершенный куполом и луковичной главой. К четверику церкви Николая Чудотворца примыкают алтарная апсида, просторная трапезная и трехъярусная колокольня, верхний ярус которой окружен восемью колоннами. Простое убранство фасадов и своеобразная архитектура колокольни придают сооружению композиционную гармонию и легкость.

http://sobory.ru/article/?object=06843

Енисейск. Часовня Николая Чудотворца в Кузнечных рядах. Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Красноярский край, город Енисейск Проезд:Точное месторасположение не установлено Изменить описание объекта До настоящего времени остаются слабо изученными утраченные церковные постройки Енисейска XVIII века. К их числу принадлежит каменная часовня Николая Чудотворца в Кузнечных рядах, игравшая в прошлом заметную роль в городском сакральном пространстве. Упоминание об этой часовне, наряду с другими аналогичными ей небольшими культовыми постройками, приписанными к енисейской Христорождественской церкви, находится в справочнике о церковных приходах, опубликованном енисейским церковно-археологическим обществом в 1916 году. Сведения об этой часовне, располагавшейся на Кузнечной улице Енисейска, весьма кратки, и не содержат данных ни о времени сооружения часовни, ни о материале ее стен. Известно, что в основу указанного справочника о церковных приходах Енисейской епархии были положены материалы клировых ведомостей, составлявшихся отдельно по каждой приходской церкви. Так, одна из таких ведомостей енисейской Христорождественской церкви, датированная 1866 годом, приводит следующие данные о часовне Николая Чудотворца: «В приходе сей церкви находится вроде часовни каменный столб, построенный неизвестно когда мещанами кузнецами, где находится несколько икон, принадлежащих им же кузнецам…». Из этого описания следует, что к моменту составления клировой ведомости в церковных архивах уже давно были затеряны сведения о времени и обстоятельствах сооружения часовни, а сама постройка, видимо, не имела особого значения в среде енисейских священнослужителей. При известной тщательности церковного делопроизводства скудность сведений о енисейской часовне Николая Чудотворца может быть отчасти объяснена особенностями процесса строительства этих небольших культовых сооружений в России в XVIII веке. Известно, что XVIII век был отмечен последовательной правительственной политикой по ограничению церковного строительства, особенно в отношении часовен.

http://sobory.ru/article/?object=36408

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАСТИР Мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония), на правом берегу р. Црна. Об истории мон-ря до 1271 г. сведений не сохранилось; в XVI в., в период тур. господства, он не был разрушен и продолжал существовать. Монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был возведен в 1095 г. при имп. Алексее Комнине; в 1266 г. перестроен и расписан (1271) по заказу игум. Акакия (в миру - Иоанникий) при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе . Работами мастеров руководил диак. Иоанн, референдарий Охридской архиепископии. Эти сведения известны благодаря сохранившейся в росписи пространной посвятительной надписи (на греч. языке), к-рая помещена на стенах центрального нефа над ростовыми изображениями святых в нижнем ярусе (надпись прочел и расшифровал проф. Ф. Баришич; см.: 1964). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь свт. Николая Чудотворца представляет собой 3-нефную базилику, сложенную из туфа и камней; главный неф перекрыт цилиндрическим сводом и отделен от боковых аркадой. В качестве опор для нешироких, но высоких пролетных арок использованы столбы. Потолки в боковых нефах деревянные, плоские (результат реставрации кон. XIX - нач. XX в.). Центральный неф заканчивается на востоке апсидой, циркульной внутри и граненой снаружи, с двойным окном в нижней части, боковые апсиды - полукруглые; все 3 снаружи украшены декоративными слепыми нишами. Росписи в ц. свт. Николая Чудотворца были открыты в 1954 г. и впервые опубликованы Д. Коцо и П. Мильковиком-Пепеком в 1958 г. Их тематика обширна. В центральной апсиде композиции: «Богоматерь с поклоняющимися архангелами» (в конхе), «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (в нижней зоне); над апсидой на вост. стене - «Благовещение». На сев. и юж. стенах главного нефа: в 2 нижних ярусах - фигуры святых воинов, мучеников ростовые (в нижнем ряду), поясные (во 2-м ряду) и в медальонах; циклы земной жизни Спасителя и Страстной (в верхнем ярусе).

http://pravenc.ru/text/2561808.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010