Е.Б. Громова Глава 2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богородице в палеологовском искусстве § 1. Результаты сравнительного анализа изображений балканских циклов акафистов Акафиста Среди известных циклов Акафиста, созданных греческими, сербскими, болгарскими или валашскими мастерами, нет на сегодняшний день таких, которые датировались бы временем более ранним, чем конец XIII века. Исходя из задач нашей работы, для сравнительного анализа иконографии были использованы памятники, созданные до середины XV столетия, то есть до падения Константинополя (1453г.), когда была прервана столичная художественная традиция. Таким образом, на этом временном отрезке (конец XIII – середина XV столетия) было выделено 13 циклов гимна, исключая икону Успенского собора, наиболее полно опубликованных (см. таблицу). Среди них три фресковых цикла из греческих церквей: ц. Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305), ц. Панагии тон Халкеон (1310–1320) и ц. св. Николая Орфаноса (1310–1320, 1340?) в Фессалониках, составляющие единую региональную группу; пять циклов Акафиста в сербских церквях: ц. Христа Пантократора в Дечанах (1335–1350), ц. Богородицы монастыря Матейч ( 1356–1360), ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365), ц. св. Димитрия Маркова монастыря (1380–1381) и ц. св. Петра на Преспе (1367–1371); один цикл из Валахии – из ц. Троицы в Козии (к. XIV в.) и один цикл из Мистры (ц. Богоматери Пантанассы, 1428–1445) – наиболее поздний в группе фресковых росписей; кроме монументальных циклов были использованы миниатюры иллюминированных рукописей: двух следованных Псалтирей – Мюнхенской (Cod. Slav. 4, 1396–1410) и Томича (ГИМ, 2752, 1360–1363), а также отдельного сборника, содержащего Акафист с последованием из ГИМ (Син. греч. 429, 1360-е гг.). Икон XIII–XV вв., подобных иконе Успенского собора, на Балканах неизвестно. Опубликованный в настоящее время иконографический материал, представляющий композицию циклов Акафиста, был собран и сведен в таблицу, которая помещена в приложении (см. приложение 1). Особенности каждого сюжета к отдельным строфам гимна подробно описаны и проанализированы в двух параграфах, следующих за таблицей (см. приложение 2). Основой анализа иконографического материала стало отношение изображения к тексту строфы, выявление особенностей которого дало интересные результаты. Для последующего изложения материала необходимо здесь кратко повторить эти результаты и одновременно подчеркнуть проблемы, важные для дальнейшего исследования конкретного памятника – иконы московского Успенского собора. 1. Проблема устойчивости иконографических типов

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ ИИСУС ХРИСТОС» Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении; получил распространение в поздне - и поствизант. искусстве. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях « Евхаристия » и « Небесная литургия », распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. 1320 г.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. XIV в.; Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг. (сцена помещена в конхе апсиды); Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1356-1360 гг.; св. Георгия в Полошко (Македония), ок. 1370 г.- В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов. «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. 1387 г., В. А. изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор, и в куполе в композиции «Небесная литургия» - с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» на панагиаре 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам, в апсиде ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, напр. мон-ря Дохиар, 1568 г. В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.

http://pravenc.ru/text/150091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ОРФАНОСА ЦЕРКОВЬ Церковь Николая Орфаноса в Фессалонике, Греция. 1310–1320 гг. Церковь Николая Орфаноса в Фессалонике, Греция. 1310–1320 гг. [Греч. Αγιος Νικλαος Ορφανς] (XIV в.), освящена во имя свт. Николая Чудотворца, находится в сев. старой части Фессалоники, между улицами Иродоту и Апостолу Павлу; включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО Греции (в 1988). Предположительно была построена в 1310-1320 гг. как главная церковь (кафоликон) одноименного мон-ря. От визант. времени помимо церкви сохранились 2 колонны проездных ворот. В период турецкого владычества церковь не была превращена в мечеть, а оставалась христианским храмом, находившимся в ведении мон-ря Влатадон . Первое упоминание о церкви с названием Агиос-Николаос-Орфанос (букв.- Святой Николай Сиротский или Святой Николай Сирота) встречается в документах XVII-XVIII вв. (Патриаршие грамоты 1635, 1638 (1648?)). В рукописи 1754 г. использовано название Агиос-Николаос-тон-Орфанон (букв.- Святой Николай Сирот). Вероятно, в обоих случаях в названии храма содержится указание на особую заботу свт. Николая Чудотворца о сиротах и вдовах. Между тем существует др. т. зр., принадлежащая греч. автору, первому исследователю росписей церкви А. Ксингопулосу. Он полагал, что основателем мон-ря был мон. Никон, в крещении Николай, из семьи Скутериоса Капандритиса, к-рую именовали также Орфанос. Это слово читается на могильной плите, вторично использованной при устройстве пола церкви. Т. о., он считал, что первоначальное наименование церкви было Агиос-Николаос-ту-Орфану (букв.- Святой Николай от Сироты), впосл. Орфанос - семейное имя основателя мон-ря - стало эпитетом свт. Николая Чудотворца. Сербский исследователь В. Джурич идентифицировал эту фессалоникийскую обитель как монастырь Филокалу и считал, что она была основана во имя свт. Николая Чудотворца в кон. XII в. св. Саввой Сербским, а в нач. XIV в. обновлена серб. кор. Стефаном Урошем II Милутином (1282-1321). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2566144.html

Церковь святителя Николая Орфаноса - сироты (Салоники) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святителя Николая Орфаноса - сироты (Салоники) Церковь святого Николая Орфаноса — соборный храм монастыря Влатадов, храм посвящённый Николаю Чудотворцу, основан в XIV веке в городе Салоники. Греческое название — γιος Νικλαος Ορφανς. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включена в перечень объектов Всемирного наследия. Содержание История [ править править код ] Постройка церкви из-за особенностей архитектурного стиля относится к началу XIV века (вероятно 1310—1320 годы). Церковь всегда принадлежала христианам и в период турецкого завоевания не была обращена в мечеть, что и обеспечило хорошую сохранность её фресок. В XVII веке она стала подворьем монастыря Влатадов (об этом в 1648 году в своём письме свидетельствует константинопольский патриарх Иоанникий II) и принадлежит ему по настоящее время. Архитектура [ править править код ] Первоначально церковь состояла из трех равных частей, имеющих с запада общий неф, то есть имела форму трехскатной базилики. В настоящее время церковь состоит из продолговатого помещения, окружённого с трех сторон (кроме восточной) П-образной галереей, которая на восточной стороне образует два придела, один из которых выполняет функции диаконника. Внутреннее убранство [ править править код ] Из архитектурных украшений в церкви имеются капители, заимствованные из более ранней постройки, и относящиеся к эпохе императора Феодосия. Они украшены двумя рядами зубчатых листьев, окрашенных в разные цвета, которые сохранились до настоящего времени. В церкви установлен мраморный иконостас, сохранившийся практически неповреждённым. Наибольший интерес представляют фрески первой половины XIV века, являющиеся одним из значительных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Фресками расписана практически полностью вся внутренняя часть этой небольшой церкви. Они располагаются рядами по стенам: нижний ряд занимают образы святых, а выше их ряд крупных композиций со сценами двунадесятых праздников (заключены каждая в красную рамку), Страстей Христовых, жития святителя Николая, Герасима Иорданского (первый из известных житийный цикл святого) и другие. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: между ул. Апостола Павла и Геродота, Салоники. Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Николая Чудотворца. Церковь Святого Николая Орфаноса Карта и ближайшие объекты Церковь святого Николая Орфаноса — соборный храм монастыря Влатадов, храм посвящённый Николаю Чудотворцу, основан в XIV веке в городе Салоники. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включена в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Постройка церкви из-за особенностей архитектурного стиля относится к началу XIV века (вероятно 1310—1320 гг.). Церковь всегда принадлежала христианам и в период турецкого завоевания не была обращена в мечеть, что и обеспечило хорошую сохранность её фресок. В XVII веке она стала подворьем монастыря Влатадов (об этом в 1648 году в своём письме свидетельствует константинопольский патриарх Иоанникий II) и принадлежит ему по настоящее время. Первоначально церковь состояла из трех равных частей, имеющих с запада общий неф, то есть имела форму трехскатной базилики. В настоящее время церковь состоит из продолговатого помещения, окружённого с трех сторон (кроме восточной) П-образной галереей, которая на восточной стороне образует два придела, один из которых выполняет функции диаконника. Из архитектурных украшений в церкви имеются капители, заимствованные из более ранней постройки, и относящиеся к эпохе императора Феодосия. Они украшены двумя рядами зубчатых листьев, окрашенных в разные цвета, которые сохранились до настоящего времени. В церкви установлен мраморный иконостас, сохранившийся практически неповреждённым. Наибольший интерес представляют фрески первой половины XIV века, являющиеся одним из значительных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Фресками расписана практически полностью вся внутренняя часть этой небольшой церкви. Они располагаются рядами по стенам: нижний ряд занимают образы святых, а выше их ряд крупных композиций со сценами двунадесятых праздников (заключены каждая в красную рамку), Страстей Христовых, жития Святителя Николая, Герасима Иорданского (первый из известных житийный цикл святого) и другие. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=46325

На Украине и в Греции молитвенно почтили память жертв массового голода 1932-1933 годов 28 ноября 2016 г. 13:24 В четвертую субботу ноября на Украине ежегодно отмечают день памяти жертв массового голода 1932-1933 годов. 26 ноября 2016 года по благословению   Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия  во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви состоялись панихиды по скончавшимся от голода в эти годы. В тот же день на территории Национального музея «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине» состоялась государственная церемония чествования памяти жертв массового голода 1932-1933 годов. В государственной церемонии приняли участие президент Украины П.А. Порошенко, премьер-министр Украины В.Б. Гройсман, другие представители государственной власти, религиозные и общественные деятели. Президент Украины объявил общенациональную минуту молчания и акцию «Зажги свечу». По благословению Блаженнейшего митрополита Онуфрия мероприятие посетили наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел и председателем Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви   епископ Ирпенский Климент . В завершение церемонии ее участники установили зажженные свечи и возложили к мемориалу цветы. В тот же день председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Митрофан , возглавляющий делегацию УПЦ, которая прибыла  в Грецию с целью участия во II Всегреческой конференции по вопросам паломничества, совершил Литургию в древнем храме свт. Николая Орфаноса («Сироты»), сообщает pilgrims.in.ua . С XVII века церковь свт. Николая является подворьем ставропигиального монастыря Влатадон ( Константинопольский Патриархат ), также расположенного в Салониках. По инициативе консульства Украины в Салониках и по согласованию с игуменом монастыря Влатадон епископом Аморийским Никифором, каждую последнюю субботу месяца для украинской общины города клирики Элладской Православной Церкви , а также студенты в священном сане из Польской , Сербской и Русской Православных Церквей, обучающиеся в университете в Салониках, совершают богослужения на украинском и церковнославянском языках. Впервые Литургию в храме совершил архиерей Украинской Православной Церкви. По окончании богослужения митрополит Митрофан отслужил панихиду по жертвам голода 1932-1933 годов. На выходе из храма участники богослужения ознакомились с подготовленной консульством Украины в Салониках небольшой экспозицией, посвященной этой трагедии. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4700012.ht...

Под циклом чудес расположены сцены из ВЗ (слева 2 сцены истории прор. Моисея - «Моисей слушает призыв ангела», «Моисей снимает сандалии») и сцены жития прп. Герасима Иорданского (справа, в 2 яруса, без разделения на композиции). В юж. части кругового обхода изначально находился Богородичный цикл, однако эту часть церкви в позднее время перестраивали, живопись XIV в. здесь не сохранилась. Росписи вост. стены нартекса ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Росписи вост. стены нартекса ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В сев. галерее на 4 стенах первоначально размещался живописный цикл, иллюстрирующий текст Акафиста Богоматери; композиции шли в один ярус, без разделения. Большая часть сцен утрачена, сохранившиеся сцены находятся в плохом состоянии. В верхнем ярусе юж. стены слева направо размещены следующие композиции: «Встреча Марии и Елисаветы», «Бегство в Египет», «Поклонение пастухов», «Рождество Христово» (иконография сцены отличается от той, что включена в цикл двунадесятых праздников), «Волхвы прибыли поклониться Младенцу», «Поклонение волхвов», «Возвращение волхвов в Вавилон». Иллюстрации к следующим 3 стихам находились в нижнем ярусе: «Христос среди монахов, епископов и певчих», «Юный Христос с апостолами», выше - «Христос, восседающий на херувимах во славе, несомой двумя ангелами», «Богоматерь с Младенцем на троне, в окружении ангелов». Между 2 склонами арки в верхней точке написана сцена, не имеющая прямого отношения к Акафисту,- «Сон Иосифа». Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В нартексе, на вост. стене над входом в наос, помещены композиции, иллюстрирующие житие свт. Николая Чудотворца, к-рые размещены в 2 линии, без разгранки на отдельные сцены. Повествование начинается наверху: «Рождество Николая» (по иконографии аналогично сцене «Рождество Богородицы»), «Поставление в диакона», «Поставление в пресвитера», «Поставление в епископа».

http://pravenc.ru/text/2566144.html

и зап. стенах), «Распятие», «Воскресение Господне» (разделена окном на 2 части, сильно разрушена), «Успение Пресв. Богородицы» (занимает 3 яруса росписи), «Пятидесятница» (утрачена, причины неизвестны). Необычно то, что в цикл праздников включена сцена «Поклонение волхвов», но отсутствует сцена «Вознесение» (как отдельная 2-частная композиция она помещена на зап. стене в треугольном фронтоне). Под праздничным циклом находится цикл Страстей Господних (сев. и юж. стены), который развивается лентообразно, без разделения на сцены. Этот цикл начинается в вост. части сев. стены сценой «Омовение ног», далее следует «Тайная вечеря»; на юж. стене - «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом»; в юж. углу зап. стены - «Отречение Петра», «Поругание Христа» (после «Успения Богоматери»), «Шествие Христа на Голгофу», «Возведение Христа на крест» (завершающая сцена цикла). Далее на вост. стене следуют события по Воскресении: «Христос в саду», «Явление Христа женам-мироносицам». Расписаны также нартекс и обходная галерея, в к-рых помещены сюжеты из ВЗ, житийные циклы прп. Герасима Иорданского (сев. стена юж. части кругового обхода), свт. Николая Чудотворца (вост. стена нартекса, 2-й ярус росписи), цикл «Чудеса Христа» (сев. стена юж. части кругового обхода, над сценами из ВЗ), ростовые фигуры святых и Акафист Богоматери (юж. стена сев. части кругового обхода), а также месяцеслов (частично восточная и вся зап. стена), который первоначально занимал всю зап. стену (сохр. фрагментарно). Тайная вечеря. Роспись наоса ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Тайная вечеря. Роспись наоса ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В юж. галерее 2 верхних яруса сев. стены заняты циклом «Чудеса Христа», сцены имеют разгранку. В него входят композиции: «Исцеление кровоточивой жены» (сильно разрушена), «Исцеление больного водянкой» (2-частная), «Исцеление одержимого бесом», «Исцеление хромого», «Исцеление паралитика», «Христос и самарянка» (2-частная, по сторонам окна), «Брак в Кане» (акцент в сцене сделан на трапезе, а не на чуде превращения воды в вино).

http://pravenc.ru/text/2566144.html

вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г.; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере, Греция), между 1333 и 1345 гг.,- рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.,- в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533 г. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: напр., во фресковых минологиях в ц. Успения Богородицы мон-рей Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- оплечно в медальоне и Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.,- в рост; на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. Г. И. изображен на л. 47 - фронтально в рост, в красной мантии и зеленом подряснике, на л. 48 - оплечно в медальоне, мантия коричневая; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- в рост; на рус. минейных иконах на март (напр., XVI в., ВГИАХМЗ, кон. XVI в., КОХМ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу - святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой - ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010