Однонефный храм монастыря (5,5 ´ 4,45 м) с полуцилиндрическим сводом был расписан в 1596, 1816, 1830 и 1849 гг. Фрагменты первоначальной росписи сохранились в алтаре и наосе. Считается, что их выполнил св. Пимен Зографский , на его авторство указывают как очевидное афонское влияние, так и идентичность декоративных элементов на фресках с теми, что украшают переписанные им Минеи и Октоихи ( Пандурски. 1975. С. 22-27). В алтаре сохранились росписи «Богородица «Знамение»», часть сцены «Причастие апостолов», ангел из композиции «Благовещение», Христос с потиром над жертвенником и на своде наоса - образы Христа Вседержителя, Христа Ветхого денми и сцена «Вознесение Господне». Стены наоса украшены 5 рядами росписей. На юж. стене в 1-м ряду 3 поясных образа пророков (читается: «Прор. Аввакум», рядом с ним: «Прор. Даниил»), во 2-м - фрагменты сцен «Воскресение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». Возле ростовых образов святых в 3-м ряду читаются имена святых Феодота, Феофилакта, Никифора, Епифания, Георгия, Василия, Антипы и Никиты. На сев. стене этот ряд продолжают образы святых Анфима и Евмения и святителей в облачениях с Евангелиями в руках (епископы Анкирский Феодор, Никомидийский Феофилакт, патриарх К-польский Никифор, свт. Епифаний Кипрский, епископы Митилинский Георгий Исповедник, Парийский Василий Исповедник, сщмч. Анфим Никомидийский и Гортинский Евмений). В 4-м ряду на юж. стене в медальонах с плетеным орнаментом видны образы св. Хрисанфа и нмч. Николая Нового Софийского. Левее, над 2-й нишей, изображены 3 Вавилонских отрока (Анания, Азария и Мисаил). Нижний ряд состоял из образов святых в человеческий рост: на юж. стене раскрыты фигуры святых Прокопия и Никиты (наиболее вероятно, что это Никита Ремесианский, V в.), на сев. стене - голова св. Трифона. На зап. стене в люнете сцены «Омовение ног» и «Тайная вечеря», в центре «Успение Пресв. Богородицы», обрамленное композициями «Преломление хлеба в Эммаусе» и «Избиение Вифлеемских младенцев». Ниже, с левой стороны от входа, представлены в рост св. Параскева (Петка), вмц. Екатерина и арх. Михаил, в нише - поясной образ свт. Николая Мирликийского. По сторонам от входа образы равноапостольных Константина и Елены и вмч. Пантелеимона, справа внизу, в медальоне,- Аарон из сцены «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2462293.html

В.Алексеев, студент СПбДС Скачать epub pdf В декабре 2003 года в Санкт-Петербурге отмечалась знаменательная дата – 140-летие со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербургского университета и академика Софийской Академии наук, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937). Н. Н. Глубоковский родился 6/19 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, в бедной многодетной семье священника. В двухлетнем возрасте он лишился отца. Начальное образование получил в Кобыльской церковноприходской школе (1870–1873), затем учился в Никольском Духовном училище (1873–1878), в Вологодской Духовной семинарии (1878–1884) и в Московской Духовной академии (1884–1889), которую окончил с исключительным успехом и был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. Его научными занятиями руководил известный историк Церкви профессор А. П. Лебедев , под руководством которого Н. Н. Глубоковский писал свое магистерское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Кирском. В 1891 году Н. Н. Глубоковский представил в Ученый Совет Московской Духовной академии сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский» и был удостоен степени магистра богословия. С 1890 года преподавал в Воронежской Духовной семинарии, а в 1891 году переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, на кафедру Священного Писания Нового Завета, со званием доцента. В 1897 году молодой ученый защитил в Московской Духовной академии докторскую диссертацию «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». В 1898 году Н. Н. Глубоковский был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. После закрытия Академии в 1918 году преподавал в Петроградском Богословском институте. В 1921 году эмигрировал в Финляндию, затем в Германию, в 1922 году – в Чехословакию, через год – в Сербию. С 1923 года вплоть до своей кончины 18 марта 1937 года известный и уважаемый ученый трудился на кафедре Священного Писания Нового Завета Софийского университета Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ († между 11.02.1515 и 1538, София), болг. мч. (пам. 26 мая). Первую дату кончины определяет время мучения Георгия Нового Кратовского , вторую - время прибытия в Москву афонских монахов Прохора и Митрофана. На основе их рассказа в 1539 г. в Пскове пресв. Илией была составлена рус. версия Жития Георгия Нового, в к-рой, вероятно, были смешаны сведения о 2 соименных мучениках. Год кончины Г. С. Н., предложенный Парфением, еп. Левкийским, 1534-й, вероятно, близок к истине, но способ его установления на предположении, что слав. писцы путали буквы I и Л, обозначающие 10 и 30, не выдерживает критики (см.: Калиганов. С. 82-83). Житие Г. С. Н. неизвестно, упоминания о нем содержатся в Житии Николая Нового, составленном Матеем Грамматиком . Матей со слов многочисленных очевидцев рассказывает, что уроженца Софии Г. С. Н. из-за зависти к его красоте мусульмане хотели обратить в ислам. После отказа его жестоко избили, заковали и бросили в темницу. На суде Г. С. Н. исповедал Св. Троицу, за что был осужден на повешение. Чтобы впосл. христиане не смогли объявить его останки мощами, судья приказал не снимать тело в течение 3 дней. Но, несмотря на сильную жару и находившуюся рядом раскаленную печь, тело мученика благоухало. Рядом с Г. С. Н. во время мучений и казни и все 3 дня, пока тело висело, находилась его мать, к-рая через 40 дней умерла. Тело мученика было погребено благочестивыми христианами. Матей не сообщает год мучений Г. С. Н., но это было после смерти Георгия Нового, с к-рым автор его сравнивает. Версия Жития Г. С. Н., опубликованная Парфением ( Партений. С. 129-131), представляет переложение рус. жития Георгия Нового в редакции Димитрия , митр. Ростовского, произвольно отнесенное к Г. С. Н., хотя нек-рые сведения (о происхождении, месте погребения и присутствовавшем при этом софийском митр. Иеремии) могут характеризовать этого мученика. В целом вопрос о смешении 2 соименных и практически совр. друг другу софийских мучеников в Житии, написанном псковским пресв. Илией, нуждается в дополнительном исследовании.

http://pravenc.ru/text/164439.html

Усмань. Софийский Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь, Свято-Успенский храм На территории Софийского Успенского женского монастыря Карта и ближайшие объекты 1645г. - основан г. Усмань. 1684г. - Указ Государей Иоанна и Петра Алексеевичей определил устроение в г. Усмани Успенского девичьего монастыря. 1684-1685 гг. - окончена постройка Успенской церкви монастыря. 1690 г. - Царским Указом выделено регулярное хлебное жалованье монастырю. 1699 г. - Указом царя Петра первого монастырь передан в ведение Воронежского епископа святителя Митрофана Воронежского. 1764-1772 гг. - упразднение монастыря на основании Указа императрицы Екатерины второй. 1772г. - в связи с уничтожением пожаром Никольской церкви монастырский храм отдан под приходской для Никольских прихожан. А после постройки каменной Никольской церкви в 1780 г. деревянная монастырская церковь разобрана и передана в сёла Россошевка и Плавица. 1799 г. - начато восстановление монастыря на новом месте под именем Софийского в с.Новоуглянском на средства местной помещицы Надежды Георгиевны Фёдоровой (по совету святителя Тихона). Строителем монастыря назначен иеромонах Тихон, внук и келейник святителя Тихона Задонского. Скончался в 1812 году в основном построив к тому времени монастырь. 1806 г. - основательница монастыря Н. Фёдорова выхлопотала у города место бывшего Успенского монастыря под подворье нового. Провела там ремонт оставшихся келий и построила часовню, возвела каменную ограду с башнями по углам. 1827 г. - Указом Императора Николая первого окончательно закреплено место за подворьем монастыря. 1860 г. - выстроена каменная часовня вместо деревянной. 1862 г. - часовня обращена в домовую церковь во имя Успения Божией Матери. 1905 г. - по разрешению Епархиального начальства церковь была сломана, на её месте построена новая, на средства местного купца Григория Димитриевича Сукочёва, крупнейшего благотворителя Усманских храмов, почётного гражданина города, бывшего городского головы, владельца известной богадельни.

http://sobory.ru/article/?object=12555

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕЙ ГРАММАТИК [Матфей; болг. Матей Граматик] (XVI в.), болг. книжник. Известно лишь одно его произведение - Житие нмч. Николая Софийского († 17 мая 1555, София), самое объемное болг. агиографическое произведение, выдающийся памятник болг. лит-ры XVI в. Это Житие вместе со службой тому же святому, составленной иноком Андреем, и с анонимной общей похвалой Софийским новомученикам сохранилось в Сборнике слов, служб и житий, переписанном в 1564 г. в г. Кратово попом Лазарем (ЦИАИ БП. 1521. Л. 41а - 209а). Ранее рукопись хранилась в ц. св. Николая Нового в софийском квартале Ючбунар (рядом с местом мученичества святого) и была перенесена в кафедральный храм св. Недели в Софии. Этот сборник был обнаружен П. А. Сырку во время поездки в Болгарию в 1878-1879 гг. и в 1901 г. опубликован на языке оригинала. Позже появился перевод Жития Николая Нового на новоболг. язык. Житие, т. о., было составлено между 1555 и 1564 гг. Сведения о жизни М. Г. можно почерпнуть из Жития, в заглавии которого он называет себя «последний между диак[он]ами Матей, грамматик и ламбадарий этой святой и великой церкви Сардикийской» (т. е. митрополичьего храма Св. Софии в Софии). В названии Жития указан сан М. Г. Он диакон, его почетная обязанность - выносить светильник-кадило перед архиерейским богослужением и руководить частью церковного хора. М. Г. также упомянут в записи попа Иоанна в Четвероевангелии 1562 г. (ЦИАИ БП. 34) как заказчик рукописи («Господин Матфей великий ламбадарий святой и великой церкви Софии Сардикийской»). Как считал В. Киселков , включение попом Лазарем Жития св. Николая в сборник 1564 г. было также обусловлено заказом М. Г. Исходя из содержащегося в Житии пространного описания Софии, исследователи считают, что автор род. здесь в нач. XVI в. и получил образование в одной из приходских школ. Использование стиля «плетение словес» характеризует М. Г. как последователя тырновской книжной школы, а множество цитат - как знатока Свящ.

http://pravenc.ru/text/2562568.html

Киев. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:не ранее 1911. Не достроена и не освящена. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Е. Ермаков Адрес: г. Киев, угол ул. Жилянской и ул. Большой Васильковской Координаты: 50.434233, 30.516445 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкая церковь появилась на углу улиц Большой Васильковской и Жилянской (современный адрес – ул. Красноармейская, 51) в 1858 году. Это была территория нового района, так называемого «Нового строения». Церковь была перенесена из Верхнего города (современный адрес – ул. Владимирская, 17). Эта мера была вызвана значительными градостроительными преобразованиями, которые проводились в связи с сооружением на Софийской площади дома Присутствующих мест. Свято-Троицкая церковь была «перенесена в Лыбедскую часть, где беспрестанно умножалось число жителей и чувствовалась потребность в церквях, сгрупированных до того почти в одном месте». Троицкая церковь на ул. Большой Васильковской была освящена 12 октября 1858 года. Во всех дореволюционных клировых сведениях указывается, что церковь построена «тщением священника Евфимия Ботвииовского, церковного старосты Николая Балабухи, и других благотворителей». «Зданием деревянная, колокольня при ней такая же. Престолов два: один – во имя Пресвятой Троицы, а другой – во имя Великомученика Пантелеймона». При планировке так называемого «Нового строения» от перенесенной сюда церкви были названы Троицкая площадь (современная прилегающая территория к главному входу на Олимпийский национальный спортивный комплекс), Троицкий народный дом (ныне – Киевский государственный театр оперетты), построенный в 1902 году, а также Троицкие бани, которые действовали с 1893 по 1990-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=43101

Талгар (Софийская). Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты Во время Второй мировой войны два храма — Святителя Николая и вмц. Параскевы — были разрушены. Церковь Параскевы Пятницы восстановили в 1942 году. Освящение совершил священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алматинский и Казахстанский. В 1995 году храм был закрыт по причине возрождения храма Святителя Николая. В 2005 году по благословению митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия церковь была вновь восстановлена и открыта. Храм прямоугольный, размеры 8,5м на 20,5 м, алтарь в виде апсиды. При храме имеются постройки: просфорная, трапезная, сторожка, сарай. История храма интересна. Как сообщают «Семиреченские областные ведомости», номер от 1 января 1912 г., 27 декабря 1911 г. станица Софийская (ныне город Талгар) праздновала освящение своего нового храма, построенного во имя святой мученицы Параскевы. Вся станица была расцвечена национальными флагами. При въезде в станицу была поставлена великолепная арка с надписями: со стороны въезда «милости просим» и со стороны выезда «благодарим за посещение». Такая же арка, но несколько меньше, с надписью «Боже, Царя храни», была поставлена перед входом в новый храм. Поклониться чтимому в Семиречье образу святой мученицы Параскевы собралось так много молящихся как из ближайших, так и отдаленных местностей области, что светлый, просторный и красивый храм, построенный по плану областного архитектора, не мог вместить их всех. Накануне освящения храма прибыли на праздник некоторые из чинов Войскового Правления. С большим нетерпением софийцы ожидали прибытия Наказного Атамана, но Его Превосходительство, при всем желании посетить станицу, по неотложно важным делам не мог этого сделать. Вечером прибывшее в станицу Софийскую соборное духовенство совершило в новом храме всенощное бдение, в конце которого протоиерей Антонов произнес подходящее случаю слово. К 8 часам утра 27 декабря в станицу изволил прибыть Преосвященный Дмитрий (Абашидзе), Епископ Туркестанский и Ташкентский, и был встречен жителями и администрацией Софийской станицы хлебом-солью; и проследовав затем в новый храм, соборно с духовенством совершил перед литургией крестный ход до старой Никольской церкви, откуда была принесена частица мощей святой мученицы Параскевы в новый храм.

http://sobory.ru/article/?object=26652

Патриаршее приветствие читателям «Библейского словаря» Н.Н. Глубоковского 12 июня 2007 г. 17:15 Центр изучения церковной истории русского зарубежья при Московской духовной академии подготовил к изданию «Библейский словарь» профессора Н.Н. Глубоковского . Приветствие читателям словаря направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Для меня является особой радостью представить Вам «Библейский словарь», который спустя многие годы увидел свет на родине своего составителя — заслуженного ординарного профессора Петроградской Духовной Академии, доктора богословия Московской Духовной Академии, выдающегося русского богослова Николая Никаноровича Глубоковского. Покидая навсегда Россию в тяжелые годы революционного лихолетья, Глубоковский в числе немногих разрешенных ему для вывоза книг взял с собой за границу и рукопись «Библейского словаря», с которой он никогда не расставался, несмотря на все тяготы и лишения эмигрантского бытия. Став профессором Софийской духовной академии, Глубоковский наряду с лекциями по Священному Писанию Нового Завета — предмету, по которому он считался едва ли не лучшим специалистом в России, читал здесь также курс по Священному Писанию Ветхого Завета и продолжал трудиться над «Библейским словарем», работу над которым в силу разных причин не мог завершить в России. К сожалению, по причине сложных обстоятельств эмигрантского бытия он не смог издать свой многолетний труд, который после смерти автора на долгие годы исчез из поля зрения исследователей и вплоть до последнего времени считался утраченным. Однако, как выяснилось совсем недавно, рукопись словаря хранилась в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле . Поэтому книга, которую Вы сегодня держите в руках, не только представляет значительную ценность для русской библеистики, но и является одним из уникальных обретений возвращаемого ныне в Россию духовного, научного и культурного наследия русской эмиграции. Спустя многие годы «Библейский словарь» вновь обретает своего читателя. Конечно, за то время, которое прошло после смерти великого ученого, библейская наука не стояла на месте, и теперь словарь Глубоковского в научном плане, наверное, во многом уступает современным изданиям. Но для нас, в первую очередь, важна именно духовная ценность этой книги, которую она приобрела, пройдя через горнило испытаний вместе со своим автором. Не менее важно для нас и то, что издание словаря стало возможным благодаря процессу сближения двух частей Русской Церкви, который активно проходил в последние годы и ныне успешно завершен.

http://patriarchia.ru/db/text/256341.htm...

Прусынская Горка. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь Иоанна Предтечи в селе Прусыне. Общий вид с востока. Фото Буниатова Н. Г. 1920 - 1930х гг. из коллекции ГНИМА Дмитрий Волохов 1 августа 1920 Деревянная церковь Иоанна Предтечи в селе Прусыне. Общий вид с востока. Фото Буниатова Н. Г. 1920 - 1930х гг. из коллекции ГНИМА Дмитрий Волохов 1 августа 1920 Деревянная церковь Иоанна Предтечи в селе Прусыне. Общий вид с запада. Фото Буниатова Н. Г. 1920 - 1930х гг. из коллекции ГНИМА Дмитрий Волохов 1 августа 1920 Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Предтечи в Прусыне Село Прусыня стоит на правом берегу Волхова, в 140 вер. от Петербурга и в 50 вер. от Новой Ладоги. В старину было «выставкою» Городищенского погоста и принадлежало к Заонежской половине Обонежской пятины. Прусынею называется от речки Прусыни, впадающей в Волхов. По писцовым книгам видно, что здесь, в 1582 году, была церковь Рождества Иоанна Предтечи, с приделом Николая Чудотворца; эта ли церковь, или вновь построенная и освященная в то же наименование, сгорела в 1688 г., о чем говорит следующая грамота преосв. Корнилия, митрополита Новогорода и Вел. Лук: «Божиею Милостию... В нынешнем 7196 году, июля в 24 день, бил челом нам, преосв. митрополиту, Софийского дому и нашего приписного Никольского монастыря вотчины, Прусынской волости, поп Семен Моисеев с причетники, в челобитьи своем написал: в нынешнем году, Божиим изволением, церковь Божия во имя Иоанна Предтечи у них сгорела, и нам, преосв. митрополиту, ево попа Семена с причетники пожаловали, благословили и велеть на новую церковь лес ронить и всякой запас готовить, и из того нового лесу, на старом церковном месте, построить вновь церковь Иоанна Предтечи, и мы, преосв. Корнилий митрополит великого Новаграда и Великих Лук, его попа Семена с причетники помиловал, благословил и велел, на строение тоя церкви лес ронить и всякий церковный запас готовить и истого нового лесу, на том прежнем погорелом церковном месте, церковь Иоанна Предтечи строить, а верх бы на той церкви был не шатровой и олтарь сделать круглой тройной, и в церкви-б, в алтарных стенах посреди-б были царские двери, по правую же сторону южные, а по левую – северные, а подле царских дверей, между южных; вначале поставить образ Всемилостивого Спаса, и подле того Спасова образа поставить образ настоящева того святого храму, а по левую сторону царских дверей, меж северных, поставить образ Пречистыя Богородицы, и иные образы по чину четыре, а как Божиею помощию та церковь построитца и ко освящению совсем изготовлена будет, и тоя церковь освятить попу с диаконом, по чину, по тетратем, каковы освящения церкви наперед сего к закащином посланы, а по освящении тоя церкви антиминс из Софийския и из нашея казны мы, преосв. митрополит дать велели в Великом Новеграде, лета 7196 (1688) июля в 8 день».

http://sobory.ru/article/?object=55859

Храм бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых Космы и Дамиана в Шубине — известный храм в центре Москвы, на углу Столешникова переулка и Тверской улицы, около памятника Юрию Долгорукому. Приход храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине известен с 1625 года. Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1857 году. Содержание История [ править править код ] Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине находится в самом начале Столешникова переулка недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому. «Шубниками» предположительно называли местность, населенную скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. В XVIII веке часть современного Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский пер. по наименованию церкви. Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике под 1368 годом, где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана». В архивных документах упоминание о храме впервые встречается в 1625 году. В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа. В 1626 году во время пожара храм сгорел, на его месте начали строить новый каменный. Главный престол нового храма был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол во имя Космы и Дамиана до 1858 года располагался в трапезной церкви. Хотя точная дата окончания строительства нового каменного храма неизвестна, исследование каменной кладки показало, что оно растянулось до середины XVII века, о чем свидетельствует обнаруженный реставраторами в кладке орленый кирпич. По Описной книге церквей Белого города 1657 года есть запись: «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно... огорожено надолбами изретка». В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил патриарх Иоаким — «патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение». К началу XVIII века храм носил название «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_бессребре...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010