Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV АВТОРИАН [Греч. Μιχαλ Ατωρειανς] († 13.11.1213 или 26.08.1214, Никея), патриарх К-польский в изгнании в Никее (с 20 марта 1208). М. А. начал службу в ведомстве Великой ц., стал протонотарием, затем хартофилаксом патриарха Иоанна X Каматира (1198-1206). В этом качестве в марте 1200 г. он составил соборный документ об осуждении ереси Михаила (Мирона) Сикидита о тленности евхаристических Даров (RegPatr, N 1195). Между 1200 и 1206 гг. М. А. стал великим сакелларием. В похвале М. А., произнесенной диаконом собора Св. Софии Сергием, сказано, что М. А. удалился на Вифинский Олимп, чтобы посвятить себя монашеской жизни, но по повелению имп. Феодора I Ласкаря он был выведен из уединения и избран патриархом ( Loukaki. 1994. P. 165). Патриарший престол на этот момент пустовал уже ок. 2 лет, поскольку Иоанн X Каматир ответил отказом на предложение Феодора и не переехал в Никею из Дидимотиха, где скрывался после взятия К-поля крестоносцами, и письменно отрекся от Патриаршества. К-польский клир через богослова и церковного деятеля Николая Месарита обратился к Феодору с просьбой созвать церковный Собор и избрать нового патриарха. Феодор собрал к-польский клир в Никее в 3-ю неделю Великого поста 1208 г., попросив всех не имевших возможности присутствовать лично отправить послание с указанием кандидатуры на престол ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 25-25; RegImp, N 1679). Церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул указывает в качестве даты избрания М. А. правильные число и месяц - 20 марта, но ошибается в индикте (называет 9-й вместо 11-го), что привело к появлению в научной лит-ре неверной датировки начала Патриаршества М. А. 1206 годом ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 5-12; Laurent. 1969. P. 129-133). Попытка датировать начало Патриаршества М. А. 1207 годом ( Γουναρδης. 1985. Σ. 65-70) неубедительна ( Georg. Acrop. 2007. P. 83). Став 1-м К-польским патриархом в изгнании, М. А. сразу предпринял шаги для укрепления авторитета имп.

http://pravenc.ru/text/2563670.html

[греч. Ιωννης Μεσαρτης] (ок. 1161/62, К-поль - 7.02.1207, там же), визант. церковный деятель, полемист, старший брат визант. писателя Николая Месарита , митр. Эфесского (ок. 1213 - после 1214). Основные сведения о жизни И. М. содержатся в посвященной ему надгробной речи Николая Месарита, произнесенной им 17 марта 1207 г. И. М. происходил из семьи, представители которой в XII в. служили в визант. гражданской администрации. С юности И. М. готовился к чиновной службе, однако интересовался жизнью подвижников. В 17 лет (ок. 1178) тайно от семьи он отправился в паломничество на Св. землю, но по настоянию отца был схвачен в порту Ираклии Фракийской и насильно возвращен домой. Получив хорошее образование, в 1183 г. И. М. поступил на службу при визант. имп. дворе. Однако в 1185 г., после убийства имп. Андроника I Комнина и беспорядков в К-поле, И. М. принял монашество. Подвизался в различных мон-рях в К-поле; пользовался авторитетом при дворе и в Церкви. При имп. Алексее III Ангеле (1195-1203) занял пост дидаскала (толкователя) Псалтири в патриаршем ведомстве Великой ц. Его текст толкования Псалтири, к-рый он написал, сгорел во время пожаров в осажденном крестоносцами К-поле в 1203/04 г. После захвата К-поля крестоносцами И. М. поселился в столичном мон-ре вмч. Георгия в Манганах. В первые годы правления латинян в К-поле И. М. стал одним из идеологов сопротивления правосл. греч. населения и клира насаждению римско-католич. веры и латинского обряда в церковную жизнь. В дек. 1204 г. И. М. как представитель К-польской Церкви участвовал в публичном диспуте с латинским легатом Пьетро Капуано. 29 сент. и 2 окт. 1206 г. И. М. вновь вел публичные диспуты о вере с кард. Бенедиктом. Основной темой бесед было обсуждение католич. учения о первенстве Рима в церковной иерархии и о примате папы; И. М., как и др. греч. участники диспутов, отверг притязания латинян и отказался признавать патриархом Томмазо Морозини , поставленного на К-польский престол латинянами. И. М. написал письмо папе Иннокентию III , в к-ром обвинял его в притеснении греч. правосл. клира на визант. землях, захваченных латинянами.

http://pravenc.ru/text/471377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЙ визант. худож. Известен по текстам Николая Месарита (1163/64 - после 1217), содержащим описание мозаичного убранства Апостолов святых церкви в Константинополе , как исполнитель образа Пантократора («τς χερας χοντι μλλον ελλους» (имеющим воистину сладкоречивые руки), по отзыву Никифора Каллиста Ксанфопула) в куполе и композиции «Св. жены-мироносицы у Гроба Господня». В последней Е. изобразил себя в виде недремлющего стража у отверстой могилы. Поскольку источники не препятствуют видеть Е. причастным к работе над всей серией цикла, Н. В. Малицкий ( Malickij. P. 151) приписывал Е. сцены, соседствующие с композицией «Св. жены-мироносицы у Гроба Господня» (отметил связь изображений плачущего ангела у Гроба Господня и ангела у ног Христа), и финальные эпизоды цикла - «Явление Христа у Тивериадского озера», «Чудесный улов», сравниваемые Г. Милле ( Millet. 1915) с аналогичными композициями росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.). Обширный евангельский цикл храма святых Апостолов начал формироваться еще в эпоху имп. Юстина II (565-578). Согласно иконографическому анализу, большинство изображений возводят к IX-XII вв. (напр., «Крещение», «Преображение», «Предательство Иуды», «Подкуп стражей», «Распятие»), когда, возможно, получили дополнение отдельные сцены VI в. (А. Гейзенберг , Малицкий, В. Н. Лазарев; Н. Беес отрицал наличие в храме мозаик VI в.) и был изменен порядок композиций (напр., сцены «Воскрешение сына вдовы» - Р. Баумштарк, Й. Стржиговский, О. Вульф). Е. как автору изображения арх. Михаила, находившегося, по предположению Бееса ( Bees. 1917), в основанном Мануилом Комнином (1143-1180) в К-поле мон-ре арх. Михаила (Кефели-джами), адресованы восхваления Никифора Каллиста Ксанфопула. Первым среди знаменитых художников Е. назван в эпиграмме Феодора Продрома, который также оставил свидетельство о выполненной Е. композиции «Благовещение» (икона?) для монастыря Богородицы Евергетиды в К-поле ( Heisenberg. 1908; Bees. 1917).

http://pravenc.ru/text/187152.html

Спасены святыни, перед которыми молятся и католики, и православные Париж со времен революции воспринимается  как некий символ неверия, легкомысленного отношения к религии, но в реальной жизни все иначе, уверен Тимофей Китнис, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе. Каковы последствия этой утраты для христиан всего мира и что объединит нас. Тимофей Китнис Произошла настоящая трагедия. Очень сильно поврежден не просто один из самых грандиозных памятников архитектуры, а один из важнейших религиозных центров христианства. И, подчеркиваю, не только западного христианства, но и восточного. В этой тяжелой ситуации радует и вдохновляет, что уникальные святыни собора были спасены. Святыни, перед которыми молятся и католики, и православные,  имеют непосредственное отношение к страстям Господним – это Святой Терновый венец, часть Животворящего Древа Господня, Святой гвоздь, которые были вывезены в свое время из Константинополя, где они очень долго находились и были описаны как в византийских источниках, у Николая Месарита, так и латинскими паломниками, к примеру, Таррагонским анонимом.   Эти святыни были выкуплены Людовиком IX у венецианских банкиров за огромные деньги в XIII веке, и для их хранения была построена Сент-Шапель. После Французской революции, во время которой святыни не были уничтожены буквально чудом, они сохранялись в Нотр-Дам де Пари.   Патриарх Алексий II молился у Тернового венца Господа, который выносили для поклонения каждую первую пятницу месяца. Святейший Патриарх подарил для собора список иконы Владимирской Божьей Матери, она находилась в соборе на почетном месте, и я пока не знаю, удалось ли ее спасти. Наши паломники молились у  Тернового венца Господа на протяжении последних 15 лет. Эта святыня для у многих православных паломников оставляла сильнейшее впечатление молитвенных переживаний на паломническом пути к святыням Франции, Германии. Для многих людей, в том числе далеких от веры, собор — культурный символ, глубоко затрагивающий сердечные струны.

http://pravmir.ru/u-notr-dam-my-videli-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Апостолейон) [греч. Αποστολεον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца. В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея , Луки и Андрея , а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в. Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. План К. Вульцингера Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. План К. Вульцингера В 536-550 гг., при имп. Юстиниане I, А. ц. была заменена на новую (освящена 28 июня 550). Храм известен по описаниям прежде всего Прокопия Кесарийского (сер. VI в.), Константина VII Багрянородного (сер. X в.), Константина Родосского (сер. X в.) и Николая Месарита (ок. 1200), давшего подробное описание его декора, включавшего живописный цикл деяний апостолов. Кроме того, Прокопий (De aed. 5, 1, 6) сопоставил архитектурную композицию А. ц. с ц. св. Иоанна в Эфесе , также VI в., к-рая сохранилась до наст. времени. Согласно описаниям, комплекс зданий второй А. ц. составляли мартирий апостолов Тимофея, Луки и Андрея; мавзолей императоров, где находились погребения правителей Византии IV - нач. VI в., в т. ч. святых равноапостольных Константина и Елены, святых Феодосия I Великого и Феодосия II; мавзолей имп. Юстиниана I, где были погребены почти все визант. императоры с сер. VI до нач. XI в., в т. ч. сам св. Юстиниан I, св. императрица Феодора , святые Юстиниан II , Константин III . Последним из визант. императоров в А. ц. был похоронен Константин VIII ( 1028). Алтарь А. ц. находился над мощами святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея. Также в алтаре располагались раки с мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Назианзина).

http://pravenc.ru/text/75726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЙЗЕНБЕРГ [Хайзенберг; нем. Heisenberg] Август (13.11.1869, Оснабрюк - 22.11.1930, Мюнхен), нем. византинист. В 1886-1889 гг. изучал филологию в ун-те Марбурга, затем переехал в Мюнхен, где стал учеником К. Крумбахера и всю дальнейшую научную деятельность посвятил византиноведению . Преимущественные интересы Г. были связаны с историей средневек. греч. языка и поздневизант. лит-рой. Его важнейшие работы - издание сочинений Георгия Акрополита, Никифора Влеммида, Николая Месарита, исследование греч. рукописей Баварской гос. б-ки. С 1910 г. профессор византиноведения в Мюнхенском ун-те, руководитель исследовательского семинара и главный редактор ж. «Byzantinische Zeitschrift». Почетный член Российской имп. академии наук (1913). Во время первой мировой войны, в 1916-1918 гг., находился на военной службе, изучая на практике греч. народные говоры. Установил принципы функционирования диглоссии (двуязычия) и основы формирования разговорного греч. языка в поздней Византии. Отец известного физика В. Гейзенберга. Изд.: Nicephori Blemmydae. Curriculum vitae et Carmina. Lpz., 1896. (BSGRT); Georgii Acropolitae. Opera: In 2 t. Lpz., 1903. Stuttg., 1978r; Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Komnenos. Würzburg, 1907. Соч.: Grabes-Kirche und Apostel-Kirche: zwei Basiliken Konstantins II. Lpz., 1908. 2 Bde; Dialekte und Umgangssprache im Neugriechischen. Münch., 1918; Das Byzantinische Reich//Propyläen-Weltgeschichte. Münch., 1932. Bd. 2; Quellen u. Studien z. spätbyzant. Geschichte: gesam. Arbeiten/Hrsg. H.-G. Beck. L., 1973. Рубрики: Ключевые слова: АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/text/161912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИЙАН Гийан [франц. Guilland] Рудольф (1888 - 5.10.1981), франц. византинист, ученик Ш. Диля и его преемник в отд-нии византиноведения в ун-те Сорбонна в Париже с кон. 40-х гг. ХХ в. по 1958 г. Преподавал также в лицее Карла Великого в Париже. Сфера научных интересов Г. первоначально касалась в основном истории Византии эпохи Палеологов (XIII-XV вв.), публикации наследия поздневизант. ученых - Никифора Григоры, Николая Месарита. В дальнейшем Г. занимался исследованием всей визант. эпохи, историей политических учреждений, чинов, гос. системы Византии и ее эволюции. В многочисленных публикациях в научных ж. «Revue des etudes byzantines», «Byzantinoslavica» и др. он опубликовал статьи о важнейших терминах визант. титулатуры, о деятельности чиновников разных рангов и эпох как в гос., так и в церковной сфере. Еще одно направление работы Г.- топография К-поля, история памятников и святынь города и жизнь визант. столичного общества на различных этапах его развития. Соч.: Essai sur Nicéphore Grégoras: l " homme et l " oeuvre. P., 1926; Correspondance de Nicéphore Grégoras/Ed. R. Guilland. P., 1927; Histoire de Byzance de 1204 à 1453//Histoire générale/Fondée par G. Glotz. P., 1945. T. 9. Pt. 1. P. 139-435; Recherches sur les institutions byzantines. B.; Amst., 1967. 2 vol.; Moines de l " Athos, patriarches de Constantinople (Nicolas II, Isaïe, Isidore)//ΕΕΒΣ. 1963. Τ. 32. Σ. 40-59; Études de topographie de Constantinople byzantine. P., 1969. 2 vol.; Titres et fonctions de l " Empire byzantin. L., 1976. Лит.: Darrouz è s J. R. Guilland: bibliorgaphie//REB. 1980. T. 38. P. 271-287; Lemerle P. R. Guilland: In memoriam//REB. 1982. T. 40. P. 222-223. Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи ГРАБАР Андре [Андрей Николаевич] (1896 - 1990), выдающийся франц. медиевист рус. происхождения, один из создателей франц. школы совр. византиноведения, основатель и научный редактор ж. «Cahiers archéologiques» (1945)

http://pravenc.ru/text/164973.html

далее... В 1827 году при обследовании гробницы святого Кутберта в кафедральном соборе Дарема среди архиерейских облачений был обнаружен фрагмент византийской ткани с надписью на греческом языке. Варварское, по свидетельствам очевидцев, вскрытие мощей, организованное протестантами с целью " разоблачения суеверий " , подтвердило историческую связь английского христианства с Православием. далее... Вопрос о происхождении и возрасте Земли, Луны, Солнца, планет, звезд и их скоплений и всей Вселенной в целом весьма существенен для выработки человеком своего мировоззрения. Мы рассмотрим некоторые возможные ответы, дававшиеся наукой прошлого и наукой современной, и сравним их с Библейским учением о Творении, неизменно сохраняемым в течение тысячелетий. Сразу же отметим, что создатели науки Нового времени, начиная с Коперника и Галилея, полностью принимали откровение книги Бытия о шестидневном сотворении мира. далее... На Святой Афонской Горе вблизи Кареи, в небольшой келии в честь Успения Пресвятой Богородицы, в 982 году подвизались старец со своим послушником. Одним субботним вечером, 10 июня, старец отправился на всенощное бдение в храм Протату, дав послушнику благословение не отлучаться из келии и самому вычитать всенощную. Едва стемнело, как в дверь кто-то постучал... далее... " Как среди морских волн возвышается остров, украшенный колосьями и виноградными листьями, цветистым лугом и лесистыми холмами, так посреди обширного храма зрится высокий амвон, состоящий из мраморов, испещренный цветниками камней и красотами искусства " , - говорит византийский поэт Павел Силенциарий об амвоне храма Святой Софии. Николай Месарит (XII век) сравнивает храм Двенадцати Апостолов в Константинополе с рекой, питающей всех жителей византийской столицы. далее... Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся - не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов " мира сего " . Пример тому - небывалые чудеса и исцеления от простой бумажной иконки святого царя Николая, ставшие ныне уже несомненной и славной страницей в новейшей истории русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/1422.html

Самой тяжкой ношей Г. считал грехи паствы. Он рассматривал таинство Причащения как выражение этих взаимных обязательств: «Много раз каждый год мы заходим в святилище Церкви, принося бескровную жертву за собственное и людское невежество и оплошности». Патриарх и паства объединяются таинством св. Евхаристии. Г. наставлял епископов, говоря о первостепенной важности проповеди. С его т. зр., священники обязаны крестить, епископы должны заниматься проповедью слова Божия. «Лучше служить нуждающимся и быть полезным, собственноручно заботясь о них, чем просто отрекаться от ответственности, бросив им монету». Г. стремился вернуться к евангельскому идеалу апостольской Церкви. Его проповеди обращены к простым людям: в качестве отправной точки он берет случай из собственной жизни, зачастую незначительный, и выводит из этого насущные проблемы наст. момента. Патриарх не развлекал слушателей изложением тех или иных происшествий, но знал способы завладеть вниманием аудитории и удержать его. По мнению Г., семейная жизнь и воспитание детей были предметом заботы Церкви. Проповеди были для Г. способом сделать Церковь истинным центром общества. Антилат. полемика Г. не выходила за рамки традиц. сюжетов. Г. подчеркивает вселенский авторитет патриарха в Никее. В письме папской курии он заявляет, что эфиопы, сирийцы, иберийцы, абасги, аланы, аласты, готы, хазары, русские и болгары «подчинены Греческой Церкви и непоколебимы в своем Православии» (RegPatr, N 1257). В письмах Г. к киприотам вера в Filioque считается наиболее серьезным нарушением «итальянцев». Письмо 1232 г. к монахам мон-ря св. Иоанна Предтечи содержит перечень притеснений греч. духовенства от латинян и стандартный список латин. заблуждений, традиционно возводимых к известным еретикам. В этом письме Г., в частности, относит учение о чистилище к основным заблуждениям Зап. Церкви и, как и Георгий Вардан , возводит его к Оригену. В полемике об опресноках аргументация Г. не столь богата, как у предшественников Константина Стилба или Николая Месарита.

http://pravenc.ru/text/164783.html

Также были обезглавлены диаконы Христофор и Харитон. София похоронила их рядом с Агафангелом. Вероятно, это произошло в 304 или в 309 г., но если считать, что мучения К. продолжались 28 лет (начиная с 284), то год его смерти - 312-й, хотя известно, что начало Диоклетианова гонения не совпадает с началом его имп. правления и датируется 303 г. Т. о., можно сделать вывод, что ни хронологию Мученичества, ни хронологию, предложенную болландистами, нельзя считать безукоризненными. Визант. историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул упоминает мучеников К. и Агафангела в «Истории Церкви», называя их величайшими из всех пострадавших за Христа, т. к. К. и Агафангел в течение мн. лет испытали все известные в то время пытки от 11 мучителей в разных городах. Кард. Ц. Бароний в примечаниях к Мартирологу пишет, что мучения К. преувеличены, вероятно, имея в виду, что у Мученичества К. была историческая основа, но до нас сказание дошло в лит., несколько утрированном виде. В К-поле существовал храм во имя К., где совершалась память К. и Агафангела 23 янв.,- в квартале Евдоксиу (нек-рые источники уточняют: «за Анаплом» (местность на европ. берегу Босфора)). Точно локализовать этот храм невозможно, поскольку нигде, кроме синаксарей, квартал Евдоксиу не упоминается. Часовня К. находилась в Большом имп. дворце, была построена при имп. Василии I Македонянине (867-886). Она находилась близ ц. св. Илии. В часовне хранилась глава К. и др. частицы его мощей ( Theoph. Contin. 330). Кроме того, по сведениям Николая Месарита, митр. Эфесского (1163/64 - после 1217), там же в серебряной раке хранились и мощи Агафангела ( Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Komnenos. Würzburg, 1907. P. 37-40). В позднейших источниках есть сведения о том, что глава К. и др. частицы его мощей находились в сокровищнице Св. Софии. Рус. паломник Стефан Новгородец сообщает, что видел мощи К. в К-поле в ц. св. Константина в 1350 г.; в 1419-1421 гг. иеродиак. Зосима свидетельствует о пребывании мощей К. в мон-ре Филантропос . Есть также сведения о том, что часть мощей К. Гавриил, митр. Анкирский, передал в 907 г. свт. Евфимию II (I) , патриарху К-польскому, к-рый положил их в основанном им Псамафийском мон-ре (близ Золотых ворот в К-поле). Вероятно, во время Крестовых походов главу К. переправили на Запад. Глава К. упомянута в грамоте Балдуина II (1247) (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М. 2006. С. 216). В XVII в. главу выставляли для поклонения в мон-ре Валь-де-Грас в Париже. В наст. время рука К. нахоится в мон-ре Петраки (Афины), есть сведения о том, что частицы его мощей хранятся в афонских мон-рях и др. мон-рях ЭПЦ (подробнее см. Meinardus O. Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 159).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010