Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Николай (Касаткин), архиеп. Японский. Фотография. Ок. 1911 г. (Касаткин Иван Дмитриевич; 1.08.1836, с. Берёза Бельского у. Смоленской губ.- 3.02.1912, Токио), равноап. (пам. 3(16) февр.), архиеп. Японский. Родители - диакон церкви с. Берёза Дмитрий Иванович Касаткин и его супруга Ксения Алексеевна (урожд. Савинская). Крещен с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. В семье Касаткиных было четверо детей - Гавриил (умер во младенчестве), Ольга, Иван и Василий. В 1841 г., когда Ивану было 5 лет, умерла Ксения Алексеевна. И. Д. Касаткин окончил Бельское ДУ, затем в 1857 г.- Смоленскую ДС первым студентом, в том же году отправлен за казенный счет в СПбДА (ректор с 1857 по 1859 - архим. св. Феофан Затворник (Говоров) ). Он с юности мечтал проповедовать язычникам. Еще во время учебы в семинарии рассказ проф. И. Ф. Соловьёва о Китае пробудил в нем желание поехать туда с проповедью Евангелия. В 1859 г., на последнем курсе СПбДА, Касаткин увидел объявление о приглашении священника для правосл. ц. в честь Воскресения Христова, возведенной на средства российского консульства в г. Хакодате стараниями консула И. А. Гошкевича, и решил ехать в Японию, приняв монашество, потому что «иначе нельзя для пользы дела» ( Андроник (Никольский). 1900. С. 430-432). Ректор академии архим. Нектарий (Надеждин) дал понять, что в случае принятия монашества Касаткину обеспечено хорошее место и в С.-Петербурге, но тот ответил, что желает быть монахом только для миссии (Там же). Решением членов Синода был выбрал Касаткин. По свидетельству прот. Н. В. Благоразумова , к-рый тоже был в числе пожелавших отправиться в Японию, «...студентов охотников (т. е. посвятить себя миссионерству) записалось тогда человек 10-12, и все при условии женитьбы, а Касаткин - один монахом и перебил всех» ( Кедров. 1912. С. 380). По ходатайству митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) ему была присвоена степень кандидата богословия без предоставления квалификационного сочинения, однако по мн. предметам он не получил аттестации, т. к. должен был пропустить целый учебный год. 24 июня 1860 г. И. Д. Касаткин был пострижен в монашество с именем Николай в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского, 29 июня рукоположен во диакона, а 30 июня - во иерея.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Ч. 1 Святой равноапостольный Николай (Касаткин), просветитель Японии 16 февраля 2007 года исполнилось 95 лет со дня преставления святителя Николая, архиепископа Японского, с именем которого связано утверждение Православия в Японии. Полувековой апостольский подвиг сделал его имя незабываемым и священным для православных японцев. Святитель Николай (в миру Иван Димитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии в семье диакона. По окончании Бельского духовного училища и Смоленской духовной семинарии Иван Касаткин в 1857 году в числе лучших воспитанников был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Узнав о настоятельской вакансии в русском консульском храме в г. Хакодатэ, юноша изъявил желание отправиться в Японию содействовать распространению Православия в Стране восходящего солнца. 24 июня 1860 года епископ Выборгский Нектарий (Надеждин; 1819–1874), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, совершил в академическом храме во имя Двенадцати апостолов постриг Ивана Касаткина с наречением ему имени Николай. В день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня (Собор Двенадцати апостолов) – во иеромонаха (даты по ст. стилю). Епископ Нектарий так напутствовал молодого инока: «С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские». В июле 1860 года иеромонах Николай выехал в г. Хакодатэ, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери. Ехать пришлось через Сибирь. В Николаевске-на-Амуре отец Николай зимовал. Здесь он встретился с прославленным святителем, апостолом Америки и Сибири, архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским (впоследствии митрополит Московский и Коломенский) Иннокентием (Вениаминовым; 1797–1879). Владыка Иннокентий оставил иеромонаха у себя почти на год. Это было настоящей миссионерской школой, практическим «курсом наук». Однажды владыка Иннокентий спросил у о. Николая: «А есть ли у тебя ряса-то хорошая?» «Конечно, есть», – отвечал о. Николай. Однако владыке академическая ряса не понравилась: «Поедешь туда, все будут смотреть, какой-де он, что у них за священники? Нужно сразу внушить им уважение. Покупай бархат». Бархат был куплен. Владыка вооружился ножницами и выкроил рясу для о. Николая: «Вот так-то лучше будет. А есть ли крест?» Креста еще не было: он дожидался о. Николая в Хакодатэ. «Ну, возьми хоть вот этот», – сказал владыка, надевая на шею о. Николая бронзовый крест за Севастопольскую кампанию. «Оно хоть и не совсем по форме, да все-таки крест, а без него являться к японцам не годится. Да и не одни японцы, и европейцы будут смотреть».

http://pravoslavie.ru/41329.html

Николай (Касаткин), архп. Японский Родился I августа 1836 года в семье диакона с.Березы Вельского уезда Смоленской губернии. В 1857 году окончил Смоленскую духовную семинарию и в 1860 году – СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. Когда из Святейшего Синода в Петербургскую духовную академию пришло предложение, не пожелает ли кто из студентов ехать консульским священником в Хакодать в Японию, с тем, чтобы, если представится возможность, начать там и христианскую проповедь , подписалось несколько человек, но все хотели ехать женатыми священниками. Подошел к подписному листу и студент Касаткин. Он раньше никогда не думал о монашестве, хотя знал, что будет на службе церкви. «Не ехать ли мне?» спросил он себя.«Да, нужно ехать», прозвучало в его совести. Только неженатым. Что-нибудь одно: или семейство, или миссия, да еще в такой дали и в неизвестной стране». Он подписался, что хочет ехать с принятием монашества. На следующий день он подал ректору академии прошение о пострижении в монашество. Так вдруг совершился поворот и совершился навсегда. 24 июня 1860 года он был пострижен в монашество, 29 июня рукоположен во иеродиакона, а 30 июня – во иеромонаха и назначен настоятелем русской консульской церкви в Японии. Ехать тогда пришлось через Сибирь. В Николаевске о.Николай зимовал, и здесь встретился с другим великим миссионером Преосвящен. Иннокентием. Святитель отечески обласкал юного миссионера, много ему говорил о будущем деле, делал всякие наставления.»А есть ли у тебя ряса-то хорошая», спросил раз владыка. «Конечно, есть». Однако владыке академическая ряса не понравилась. «Поедешь туда, все будут смотреть, какой де он, что у них за священники. Нужно сразу внушить им уважение. Покупай бархату». Бархат куплен. Владыка вооружился ножницами и выкроил рясу для о.Николая. “Вот- так-то лучше будет. А есть ли крест?» Ареста еще не было: он дожидался о.Николая в Хакодате. «Ну, возьми хоть вот этот», сказал владыка, надевая па шею о.Николаю бронзовый крест за Севастопольскую кампанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

15 000 километров за 11 дней, или Восточная миссия Патриарха Кирилла (часть 2) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96969.html 27 сентября 2012 Фаустова Милена 15 000 километров за 11 дней, или Восточная миссия Патриарха Кирилла (часть 2) Источник:  Фома Продолжение материала 15 000 километров за 11 дней, или Восточная миссия Патриарха Кирилла При слове Япония в голове возникают колоритные образы сакуры, самураев, буддийских и синтоистских храмов, японок в кимоно – словом всего того, что можно было почерпнуть из документальных и игровых фильмов, книг, фотографий. Полтора года назад к этой мозаике добавилась и другая картина – десятиметровая волна, которая накрывает дома, смывает машины, рушит постройки, вырывает с корнем деревья, безжалостное серое небо – немой свидетель трагедии целого народа. Визит Предстоятеля Русской церкви сюда – это не просто визит вежливости, это выражение сострадания и соучастия, духовной и душевной поддержки. Может быть, именно поэтому Патриарха Кирилла страна самураев встретила необычной теплотой и восточной нежностью. Остров Хоккайдо и город Хакодате – первая и неслучайная остановка в маршруте Предстоятеля Русской Церкви. Именно сюда в 1861 году прибыл молодой иеромонах из России Николай Касаткин. Простой клирик российского консульства на острове, он развил бурную миссионерскую деятельность, и уже десятилетие спустя в Японии стали появляться православные самураи. Влюбленный в культуру страны и знающий все тонкости ее традиций, Николай Касаткин очень скоро стал своим настолько, что даже в тяжелые годы Русско-японской войны начала XX века никто из местных не причислял его к врагам. К моменту кончины святителя Николая в 1912 году на четырех островах было две сотни православных общин, а общая численность верующих восточной ветви христианства достигала 33 тысяч человек. А в 1970 году Японская Православная церковь получила автономию от русского православия. Тогда же к лику святых был причислен и Николай Касаткин.

http://religare.ru/2_96969_1_21.html

В тот самый день, когда Такума Савабе пришел в русское консульство, он не предполагал, что вечер навсегда изгладит настроение и мысли утра, и с этого момента не только для него, но и для его друзей, начнется жизнь совсем иная. Самурай и жрец синто, он заставил себя переступить порог «русского дома» с одной лишь целью — убить «Николая».   16 февраля — память равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского (1912) «…Тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи», — таковы были первые впечатления о Стране Восходящего Солнца русского иеромонаха Николая (Касаткина) — в будущем — святого Русской Православной Церкви. Впечатление это было отнюдь не поверхностным. Еще длился период «Токугава» — время национальной замкнутости перед расцветом новой Японии… …Перед началом «Мейдзи» В тот самый день, когда Такума Савабе пришел в русское консульство, он не предполагал, что вечер навсегда изгладит настроение и мысли утра, и с этого момента не только для него, но и для его друзей, начнется жизнь совсем иная. Самурай и жрец синто, он заставил себя переступить порог «русского дома» с одной лишь целью — убить «Николая». Казалось бы, какую угрозу представляет собой священник, преподаватель русского языка, изучающий культуру и язык Японии? Такума Савабе считал иначе; он был убежден в том, что православная вера является угрозой благосостоянию его родины. Прибытие о. Николая в Японию совпало с последними днями периода «Токугава». В те годы широкая проповедь Евангелия на японских островах казалась немыслимой. Недалеко еще было то время, когда появившихся здесь христианских миссионеров завертывали в соломенные мешки, складывали в кучи и сжигали заживо или же распинали. Православному священнику можно было ожидать любой провокации и со стороны ревнителей традиций, и со стороны властей. Только в 1873 году последовала отмена старых антихристиан­ских эдиктов, и появилась возможность для открытой проповеди основ христианского вероучения.

http://pravmir.ru/nemyslimaya-propoved/

От составителя Архиепископ Николай Японский (1836–1912) (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) широко известен во всем мире как глава Русской Православной Миссии в Японии, он отдал более 50 лет своей жизни делу просвещения японцев православной верой. В 1970 г. он был прославлен в лике святого равноапостольного Русской и Японской Православными Церквями. Будучи человеком необыкновенных дарований и неукротимой энергии, святитель Николай сумел не только организовать проповедь Православия в Японии, но и стал первым русским японоведом. Между тем, если миссионерские заслуги святителя Николая известны довольно широкому кругу людей в России, Японии и многих других странах, то его труды как автора первых серьезных отечественных работ по истории и культуре Японии до сих пор остаются малодоступными для широкого читателя. Эти работы публиковались в журналах и газетах второй половины XIX – начала XX веков и давно уже стали библиографической редкостью. Научные труды архиепископа Николая представляют большой интерес не только потому, что они написаны человеком высокого образования и пространных знаний в истории, литературе и богословии, но и потому, что и сегодня, пожалуй, найдется немного работ, столь добросовестно и талантливо повествующих об истории, культуре и национальном характере японского народа. Ученое наследие святителя Николая довольно обширно. В настоящее издание мы решили включить три его основополагающие исторические работы: «Япония с точки зрения христианской миссии»; «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам» и «Япония и Россия». Все три работы, видимо, написаны святителем Николаем во время его двух кратковременных пребываний в России в 1869–1871 гг. и в 1879–1880 гг. Первые две опубликованы соответственно в 9, 11 и 12 номерах «Русского Вестника» за 1869 г. В этих трудах автор подводит итог длительного восьмилетнего изучения Японии. Третья статья опубликована в ноябрьском номере журнала «Древняя и Новая Россия» за 1879 г. Известно, что в 1879–1880 гг. архимандрит Николай приезжал в Россию для принятия епископского сана и сбора средств на постройку токийского собора Воскресения Христова (известен в Японии под названием «Никорай-до» – храм Николая) стр. 39].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Японская Православная Церковь— автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая территория — Япония. 11 марта 2011 Япония подверглась разрушительному действию стихий. Статус Японская Православная Церковь— автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая территория — Япония. Епархии В Японской православной церкви действуют три епархии: Сендайская и Восточно-Японская епархия (кафедра в Сэндай); Киотоская и Западно-Японская епархия (кафедра в Киото); Токийская епархия (кафедра в Токио). С 2000 года предстоятель Церкви — митрополит Даниил (Нусиро), митрополит Токийский и всей Японии. Резиденция и кафедральный храм — собор Воскресения Христова в Токио (при котором находится единственная православная семинария). Собор широко известен как Никорай-до (в честь основателя ЯПЦ архиепископа Николая (Касаткина)). В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова (Николай-до) по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый монастырь Японской Автономной Православной Церкви. Настоятелем монастыря, освященного в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов). В клире состоит 22 священника и 6 диаконов (2008 г.). Регулярно издаётся журнал «Сейкё Дзихо» («Православный вестник»), на японском языке. Действует православное сестричество и общество православной молодёжи.   История Японская Православная Церковь основана русским миссионером архимандритом Николаем (Касаткиным) (1836—1912), который прибыл в Японию в 1861 году по решению Священного синода Русской православной церкви. В 1870 году он основал и возглавил Русскую православную миссию в Японии. Перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. Церковный собор, состоявшийся в июле 1879 года в лице 112 делегатов-японцев постановил ходатайствовать перед Святейшим Синодом о рукоположении начальника Миссии архимандрита Николая (Касаткина) в сан епископа. В Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая в епископа Ревельского, викария Рижской епархии. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Николай был возведён в сан архиепископа. Впоследствии он был канонизирован в чине равноапостольного святителя (10 апреля 1970 года).

http://pravmir.ru/yaponskaya-pravoslavna...

Предисловие Жизнь и труды автора этой книги – архимандрита Сергия (в миру Ивана Николаевича Страгородского), впоследствии (с 1943 г.) – двенадцатого Всероссийского Патриарха, оставили заметный след в истории Русской Церкви конца XIX – первой половины XX столетия. Окончив в 1886 г. Нижегородскую духовную семинарию, Иван Николаевич Страгородский поступил на 1 курс Санкт-Петербургской духовной академии. 30 января 1890 г. он принял иноческий постриг и летом того же года, после блестящей защиты диссертации и получения степени кандидата богословия подал ректору академии – Преосвященному епископу Антонию (Вадковскому) прошение с просьбой отправить его на службу в состав Японской православной миссии. Аналогичное прошение было подано его академическим товарищем – иеромонахом Арсением (Тимофеевым). В августе 1890 г., по рассмотрении дела в Синоде и разрешении процедурных вопросов, оба миссионера отбыли из Петербурга в Одессу, а оттуда на Дальний Восток. В октябре месяце о. Сергий прибыл в Японию, а в 20-х числах – в г. Токио. Здесь он поступил в ведение начальника Русской миссии в Японии епископа Николая (Касаткина) , вошедшего в историю с именем «Апостола Японии» и канонизированного Русской Православной Церковью в 1970 г. Сам Владыка Николай прибыл в Японию в сане иеромонаха в самом начале 1860-х годов. Тогдашние японские власти крайне недоброжелательно относились к проповеди христианства и молодому пастырю пришлось поначалу ограничить свою деятельность лишь священнослужением в русском консульском храме. Он всецело отдал себя духовному самосовершенствованию, необходимому для несения миссионерского подвига, а также углубленному изучению японского языка и культуры. Довольно скоро уроки японского принесли первые успехи и по истечении восьми лет о. Николай смог совершенно свободно изъясняться устно и читать любые тексты. К 1868 г. относятся первые тайные крещения японцев, положившие начало проповеди Святого Православия на этой земле. В 1870 г. Святейший Синод удовлетворил ходатайство о. Николая об утверждении в Японии особой Миссии для проповеди Православия и в 1871 г. о. Николай возвратился из поездки в Россию в сане архимандрита, получив для помощи еще одного священника. А в 1880 г. в Петербурге состоялась епископская хиротония архимандрита Николая (Касаткина) в епископа Ревельского – событие, знаменовавшее собою новый этап в проповеди Евангелия в Стране восходящего солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

М.Н. Боголюбов Приложения К истории Православия в Японии: хронология (По материалам книги Наганава Мицуо «Никорай-До-но хитобито») 1836 г. (3 г. Тэмпо).      1 августа (13 августа по новому стилю) родился Иван Дмитриевич Касаткин (в последующем архиепископ Николай) в с. Егорье-на-Березе Вельского уезда Смоленской губернии. 1854 г. (1 г. Ансэй).      В октябре Путятин прибывает в Нагасаки с целью заключить договор о торговле. 1858 г. (5 г. Ансэй).      2 июня в Мориоке родился Мицуи Сюдзо (впоследствии Митиро). 1859 г. (6 г. Ансэй).      В Хакодате (ныне район Мотомати) закончено строительство храма Воскресения Спасителя. 1860 г.                  В начале лета И. Д. Касаткин решил стать миссионером в Японии, в августе отправился из Петербурга. 1861 г. (1 г. Бункю).      Февраль, Отмена крепостного права в России. В июне о. Николай прибывает в Хакодате. 1867 г. (3 г. Кэйё).            Октябрь. События «тайсэйхокан» (передача сегуном власти императору). 1868 г. (4 г. Кэйё).            Январь. Начало войны «босин». 1868 г. (4 г. Кэйё).            Крещение первых японцев: Павла (Савабэ), Иоанна (Сакаи), Якова (Урано). 1868 г.                  Сентябрь. Провозглашение эры Мэйдзи. 1868 г. (1 г. Мэйдзи).      Октябрь. Начало войны в Хакодате. 1869 г. (2 г. Мэйдзи).      О. Николай временно возвращается на родину. Май. Окончание войны в Хакодате. Июнь. «Хансэкихокан» (централизация Японии под властью императора). 1870 г. (3 г. Мэйдзи).      На призыв Савабэ в Хакодате прибывают самураи из княжества Сэндай и начинают изучение Священного писания. 1871 г. (4 г. Мэйдзи).      Февраль. О. Николай, став архимандритом, возвращается в Японию. Октябрь – ноябрь. Крещение Оно, Кая, Сасагава. Июнь. В предместье Новгорода родился Сергей Алексеевич Тихомиров (будущий митрополит). Декабрь. Прибытие в Японию иеромонаха Анатолия Тихая. 1872 г. (5 г. Мэйдзи).      Январь. О. Николай передает церковь в Хакодате на попечение о. Анатолия и отправляется в столицу. Останавливается в Цукидзи и начинает деятельность по распространению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Истина и успех. О миссионерских уроках равноапостольного Николая Японского Когда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» 19 февраля, 2014 Когда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» Конечно, мы осознаем, что дело это отнюдь не является заслугой отдельного человека, каким бы гениальным он ни был, что Церковь созидается Промыслом Божиим, для которого нет ничего невозможного. Однако и вклада конкретной личности, особенностей исторических обстоятельств деятельности миссионера, его ответа на призыв Божий мы тоже не можем отвергать. И в этом плане история японской православной миссии является чрезвычайно поучительной. Если мы обратимся к начальному периоду деятельности равноапостольного Николая Японского, то, скорее всего, не найдем желаемого вдохновения. Прибыв в июне 1861 года на японскую землю, молодой иеромонах Николай (Касаткин), будущий святой, видя перед собой необъятное поле для миссионерских трудов, не бросился сразу же в погоню за успехом. Лишь через четыре года у него появился первый ученик, и только к весне 1868 г. несколько человек готовились принять Более того, 29 июля 1867 г. равноапостольный Николай писал бывшему консулу И. Гошкевичу: «На моем месте патер давно бы уж почтительнейше донес кому следует о крещении девятерых. А я не только не думаю доносить, но и не крестил ни одного, хоть мог бы Однако не только эта медлительность просветителя Японии заставляет нас задуматься о проблеме успеха в миссионерском деле. Если говорить о дальнейших обстоятельствах деятельности равноапостольного Николая, то вопросов становится еще больше. Ведь нам часто кажется, что чем больше мы прилагаем усилий в каком-то добром деле, тем больше Господь будет нам помогать, то есть успех будет увеличиваться. И со временем именно этот количественный показатель становится для нас верным показателем того, что мы на правильном пути, и нужно продолжать в этом же русле. Однако действительность ломает обыденную логику, ставит ее под сомнение. И даже самое богоугодное дело – просвещение истиной неверных, — судя по внешним обстоятельствам, оказывается совсем лишенным Божией помощи.

http://pravmir.ru/istina-i-uspex-o-missi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010