поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Загадки жития святителя Николая " Не позднее VI века предание о том, что святитель Николай был на I Вселенском Соборе " Источник:  Татьянин День О святителе Николае может рассказать любой христианин. Почти все знают, что он помогает путешествующим, выдает замуж бедных девиц и приносит подарки на Рождество Христово под именем Санта Клауса. Многие вспомнят о том, что он дал пощечину Арию на I Вселенском соборе в 325 году, а уж число народных легенд и сказок, связанных с именем святого Николы столько, что они сами по себе составят увесистый том на разных языках. Мне нравится 4 Между тем житие святителя Николая заставляет нас по-новому взглянуть на самого известного христианского подвижника. Так получилось, что самым распространенным текстом, посвященным святому, был текст Симеона Метафраста. Написанный в Х веке, почти через 700 лет после кончины праведника он представляет собой компиляцию из жизнеописаний двух святителей Николаев. Первый жил в конце III – первой половине IV века, а второй святой Николай Пинарский жил в VI в. и скончался 10 декабря 564 года. Знакомое нам житие святителя Николая архиепископа Мирликийского, которое можно найти и у святителя Дмитрия Ростовского, называет имена родителей праведника – Феофан и Нонна. На самом деле так звали отца и мать святого Николая Пинарского, о чем еще в XIX веке писал архимандрит Антонин (Капустин). Из жития святителя Николая, жившего в VI веке, в житие другого святого Николая попала и история о путешествии молодого священника в Палестину для поклонения святым местам. Старший святитель Николай скончался не позднее 337 года. Уже будучи епископом он пострадал от гонений Диоклетиана, которые начались в 305 году, а святая Елена – мать Константина Великого обрела Честной и Животворящий Крест Господень не ранее 326 года. Объединение житий двух святых с одинаковыми именами, живших в разное время, в истории христианства случалось не раз. До ХХ века исследователи обычно соединяли образы двух праведников в один, и в результате более известный святой " поглощал " своего менее знаменитого коллегу. В случае со святителем Николаем именно так и произошло. Лишь в начале XXI группа российских ученых издает житие архиепископа Мирликийского, исправленное по древним рукописям. В результате мы можем узнать много нового о жизни самого известного и любимого на Руси христианского подвижника. В ХХ веке были также проведены исследования мощей святого, подтвердившие достоверность жития святителя Николая даже в тех отрывках, которые традиционно считаются агиографическими топосами (общими местами).

http://religare.ru/2_98703.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Житие, твердость наших шагов определяющее Житие Николая Чудотворца напоминает нам о мудрости и дерзновении во имя сохранения чистоты нашей веры и крепости духа 21.12.2020 803 Время на чтение 7 минут Мудрости и дерзновения во имя сохранения чистоты нашей веры и крепости духа, какие бы испытания ни выпали на нашу долю! Житие Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийских, любимого святого русского народа, которому на Руси поставлено за все века больше всего храмов, всегда напоминает нам именно о таком стоянии в земной жизни в преддверии Царствия Небесного. Его стоит помнить и знать каждому христианину. Особенно, как архиепископ противостал арианской ереси, не побоялся дать пощечину тому хулителю имени Христа и Его Божественного начала. Был заточен в темницу тут же, поскольку оказался единственным голосом Истины на тот момент, но правда восторжествовала и в итоге спустя длительное время заключения он был выпущен на свободу высшим духовенством и властью, признавшим его правоту. Бог даст, так получится и в моей истории, о которой я рассказал совсем недавно, за несколько дней до своего Юбилея, вот уже третьего по счету в тюрьме, а затем в лагере. Зато не побоялся сказать правду тем в верхах госвласти, включая МИД России, кто пытается ее от нас скрывать . Узник, способный много сделать для страждущих на свободе и предпринять определенные шаги против нечисти, вынужден наблюдать из-за стен колонии, как она лютует там. Его голос теперь приглушен . Но говорить надо, и мы будем говорить . Ибо стараемся быть достойны тех, именем которых наречены. Ниже то, что я не смог сказать, поскольку до меня это прожито и пережито гораздо более духовно крепкими и стойкими людьми, облеченными священнической властью и силой слова. Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца (Архиепископ Аверкий (Таушев) Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/21/zh...

69 святынь Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» находится для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. «Невская Скоропослушница» была написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афо­на (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора по­жертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императо­ра Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часов­не, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма. Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления. Вскоре часовня сгорела, и на пе­пелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом об­раз Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Арзамас. Николаевский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Богоявления Господня Карта и ближайшие объекты Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Основан, неизвестно когда, священником Феофилактом Яковлевым. Существовал уже в XVI веке. В монастыре находится чудотворная икона святителя Николая, пожертвованная игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря Сергием (+1585 год). При монастыре больница с аптекой, живописная мастерская и приют для девочек — сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский Николаевский женский монастырь основан в конце XVI века. В 1738 г. построена церковь Николая Чудотворца ( " Большой крест " ), в 1811 г. - церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь действующая, церковь Николая Чудотворца восстанавливается, но без колокольни. СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться НикольскойНикола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха). Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 гг. – монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса.

http://sobory.ru/article/?object=04969

Скорый в бедах заступник В начале прошлого века в приемной Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елисаветой в Москве, стояла небольшая модель церкви по проекту архитектора Щусева – для далекого итальянского городка Бари. Настоятельница обители давно мечтала построить храм и несколько зданий для русских паломников, приезжавших на солнечный итальянский берег поклониться мощам одного из самых почитаемых на Руси святых – святителя Николая чудотворца. 22 мая по новому стилю вспоминается перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры в Ликии (Малая Азия, сегодня – на территории Турции) в итальянский город Бари, где они хранятся и доныне. Трудно представить город на Руси без храма, посвященного святителю Николаю чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Не зря иностранцы величали святого Николая «русским заступником». Все узнают его лик на иконах – святого, всегда спешащего помочь в беде и печали. Заметим, что иконография святого разнообразна. Появлялись иконы Николы Ратного, Путного и Мокрого – святитель Николай почитался покровителем путешествующих (особенно по морю), а также ратников, крестьян и купцов. Икона Николы Зарайского изображает святого Николая, благословляющего правой рукой, а в левой держащего защищаемый им город. С мечом в правой руке угодник Божий изображен на иконе «Никола Можайский». Святитель родился в III веке в городе Патарах в Ликии. С детства посвятив свою жизнь служению Богу, святой Николай помогал бедным, неправедно осужденным, погибающим. Он претерпел гонения, обличал ереси. Став архиепископом Мирликийской епархии, святой был примером для своей паствы – в вере и любви. После непродолжительной болезни он мирно скончался. Необычен рассказ о том, как мощи Святителя появились в небольшом итальянском городке – Бари. В XI веке многие города христианского Востока подвергались набегам воинственных мусульман. В 1087 году святитель Николай явился одному священнику из Бари и сказал, чтобы его мощи перенесли в этот город. За мощами было отправлено три корабля, Чтобы скрыть истинную цель их путешествия, корабли нагрузили пшеницей. Однако вскоре разнеслась весть, что венецианские купцы тоже намерены отправиться в Миры и перенести мощи Святителя в Венецию. Но барийцы первыми прибыли к берегам Ликии и вывезли мощи к себе в Бари – на восточное побережье Италии. В пути неожиданно переменился ветер, и корабль направился по направлению к городу Патарам – родине святого Николая. И только когда пятеро барийцев признались, что взяли себе частицу мощей святого, море успокоилось, и подул попутный ветер.

http://pravoslavie.ru/1720.html

Балыкино. Церковь Николая Чудотворца. Храм во имя Святителя Николая Мирликийского Карта и ближайшие объекты Анна Ивановна Безбородко (1765-1824), жена графа Ильи Андреевича Безбородко, владельца имения в с.Гринево, на свои средства вызлатила Чудотворную Икону Балыкинской Божией Матери в 1811г. ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА Поставлена в центре села на холме -крепостном земляном городке времен Северной войны (1700-21), господствует в окружающем пейзаже. Построена в 1802 г. на месте более древней, известной с нач. 18 в. Стены бревенчатые, обшитые снаружи и внутри тесом, цоколь и площадки боковых входов, появившиеся в нач. 20 в., кирпичные. Оригинальный образец деревянного брянского храма с тремя главами, выполненного в стиле зрелого классицизма. Композиционно здание воспроизводит характерный для украинской архитектуры кон. 17 - 18 вв. трехчастный храм: крупный двусветный восьмерик с узкими диагональными гранями и примыкающие к нему более узкие пятигранный алтарь и прямоугольный притвор (бабинец). Однако трактовка всех этих частей типично классицистическая: их венчают полусферы куполов на низких глухих основаниях (восьмигранном над центром и цилиндрическими над алтарем и притвором) и главы (центральная более крупная) с низкими круглыми шеями и пологими кровлями, завершенными яблоками с крестами. Типично классицистической является и невысокая колокольня в два четверика (нижний служил папертью, верхний - звоном) с куполом. В лаконичном убранстве фасадов храма доминируют крупные портики боковых входов с двумя парами широко расставленных колонн тосканского ордера и фронтонами. Упрощенный антаблемент завершает здание на уровне верха портика, охватывая нижний ярус колокольни с фронтонами и пилястрами на углах. Основания куполов венчают карнизы. Все окна храма (внизу прямоугольные, вверху квадратные, а у звона колокольни арочные) заключены в простые обрамления; входные проемы отмечены сандриками. Центральное помещение храма имеет купольное перекрытие с парусами над диагональными гранями; над алтарем, притвором и ярусами колокольни плоские потолки. Отделка стен простая, с карнизом у основания купола. Внутреннее убранство, включая иконостас с иконами, по украинскому обычаю украшенными рушниками, в основном 19 - 1-й пол. 20 в.

http://sobory.ru/article/?object=12403

В день памяти священномученика Николая Морковина глава Тверской митрополии совершил Литургию в кашинской тюрьме, где был расстрелян святой 29 февраля 2024 г. 12:50 28 февраля, в день памяти священномученика Николая Морковкина,  митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил тюремный храм в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского, в г. Кашине Тверской области на территории СИЗО 2. В этом году тюремному храму исполнилось 160 лет. Церковь, построенная в Кашинском тюремном замке в 1864 году на средства купца 1-й гильдии Н.В. Терликова, в 20-е годы прошлого века была закрыта, впоследствии ее переоборудовали в обычные тюремные камеры. Известно, что в этой тюрьме находился в заключении священномученик Николай Морковин, расстрелянный 28 февраля 1938 года по приговору тройки НКВД. В 2005 году в небольшом помещении была создана домовая церковь в честь святителя Ермогена Московского. Окормляющий СИЗО-2 священник Владимир Саулов выступил с инициативой, которую поддержала администрация изолятора, — восстановить историческую тюремную церковь. Общими усилиями администрации изолятора, Тверской епархии, общественного совета при УФСИН Тверской области за короткий срок помещение церкви было реконструировано, оборудовано и приготовлено к богослужениям. 22 декабря 2010 года состоялось великое освящение храма. Митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в тюремном храме. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков; благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин — правнук священномученика Николая; заместитель председателя Синодального миссионерского отдела по апологетической миссии, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии , клирик храма святителя Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки г. Москвы священник Сергий Фуфаев; настоятель храма Рождества Христова г. Кашина иерей Вадим Фомин; клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери иерей Максим Луканов; клирик Вознесенского кафедрального собора г. Кашина священник Александр Рычков; протодиакон Роман Соколов; диакон Иоанн Зорин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Полиносово. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:Между 1786 и 1790. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Александровский район, с. Полиносово Координаты: 56.416002, 38.426297 Проезд: Из Москвы по Ярославскому шоссе. Где-то через 90 километров повернуть направо на Александров в деревне " Верхние дворики " . Ехать прямо до деревни " Брыковы горы " , где затем надо завернуть направо (Надпись " Арсаки - 6 " ). Где-то через километр повернуть направо на грунтовую дорогу (Внимание! Указателей ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы по Ярославскому шоссе. Где-то через 90 километров повернуть направо на Александров в деревне " Верхние дворики " . Ехать прямо до деревни " Брыковы горы " , где затем надо завернуть направо (Надпись " Арсаки - 6 " ). Где-то через километр повернуть направо на грунтовую дорогу (Внимание! Указателей нет!). Едете прямо по грунтовой дороге. Через 3 километра будет каменный камень с надписью " Палево " (Полиносово). Повернуть направо и доехать до деревни. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь была построена в 1786-1790гг. вместо прежней деревянной (1721г.) В 1815г. был пристроен придел Сергия Радонежского, в 1816г. возведена колокольня. В советское время церковь была закрыта и сильно пострадала. Сохранились только стены двусветного четверика основного объема, которые и видны на фотографии. Завершение и перекрытие церкви, колокольня и трапезная утрачены. На фотографии видны сохранившиеся фрагменты обработки фасадов: угловые лопатки, поребрик между ярусами, обрамления окон. Со времени, когда сделана фотография, кажется, ничего не изменилось. Село Полиносово стоит при реках Дубне и Молокче. Впервые в документах оно упомянуто в 1574 году, когда «Андреем и Полуэктом Михайловичами было приложено в Троице-Сергиев монастырь усадище Полиносово по своей душе и по своих родителях». Усадищем называлась помещичья усадьба без деревни. Она и церковь были уничтожены в Смутное время. В патриарших дозорных книгах конца 17 века на пустоши Полиносовой значится «церковная земля Димитрия Солунского». В начале 18 века она заселяется, в 1720г. строится новая деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского, в 1721г. она освящена архимандритом Троице-Сергиева монастыря Тихоном Писаревым. В 1764 году после отобрания монастырских вотчин, Полиносово перешло в казённое ведомство.

http://sobory.ru/article/?object=01243

Юрасово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Юрасово был построен в 1773 году вместо прежнего деревянного во имя Святителя Николая. Кроме основного Престола, освященного в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезной части был устроен придел во имя Святителя Николая. В начале 1930-х годов храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нем на краткое время возобновилось Богослужение. При советской власти в храме разместили элеватор, а затем хранилище химических удобрений, что привело к разрушению храма. Трапезная часть и колокольня полностью разобраны. Восстановление храма началось в 1999 году, с того же времени в нем возобновились Богослужения. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " . - Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г. Храм в честь Казанской Божией Матери распололожен на краю села Юрасово и является выразительным памятником архитектуры стиля барокко на Карачевской земле. Своё нынешнее название село приобрело в XVIII веке по фамилии его владельцев дворян Юрасовых. В то время помещики строили церкви нечасто, так как это требовало больших денежных затрат. Однако Пётр Юрасов подал прошение о строительстве нового каменного храма с двумя приделами, и Синод в 1734 году дал на то разрешение. Казанская церковь выстроена в 1773 году на месте деревянной во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского (1688), к тому времени сильно обветшавшей. И первый деревянный, и храм из кирпича были возведены на средства владельцев села дворян Юрасовых. Кроме основного престола, освящённого в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезной части был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца, в память о предыдущей. В 1854 году во время ремонта, осуществлённого на средства помещика П. Литвинкина, тёсовая кровля была заменена железной. Трёхчастная композиция здания отличалась особой компактностью и цельностью. При храме с 1898 года действовали школа грамоты и народная библиотека. В начале ХХ века в Казанской церкви хранились старинные предметы церковной утвари: Евангелие, напечатанное в Киеве в 1697 году; серебряный вызолоченный крест, изготовленный в 1714 году и пожертвованный помещицей Ивановой.

http://sobory.ru/article/?object=07363

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей» Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода 09.11.2022 1282 Время на чтение 5 минут Фото: indrik.ru В московском издательстве «Индрик» вышла новая книга: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода». Публикация и составление М.Г. Талалая и М.А. Бирюковой. Научная редакция М.Г. Талалая. М.: изд. «Индрик», 2022. (280 с., ил.). ISBN 978-5-91674-680-8, сообщает наш корреспондент. Первые два тома «Воспоминаний товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода» князя Николая Давидовича Жевахова (1874–1945), впервые опубликованные в Мюнхене в 1923 г. (том 1) и в Новом Саде в 1928 г. (том 2), неоднократно переиздавались в России после падения советского режима (вот только полные переиздания: 1) М.: Родник: Изд. отд. Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1993 (серия: Царский Архив); 2) СПб.: Царское Дело, 2007; 3) СПб.: Царское Дело, 2014). Они охватывают период с сентября 1915 года по январь 1920 года и вызывают у читателей неослабевающий интерес. Третий том воспоминаний, в которых автор описывал свои злоключения в эмиграции, так и не был им издан из-за отсутствия средств, и до последнего времени его местонахождение не было известно. И вот наконец рукопись найдена, и продолжение воспоминаний выходит в свет! В книге: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода» - в первые публикуется продолжение (3-й том) воспоминаний князя Н.Д. Жевахова. Это детальное и пристрастное повествование о прощании с Родинои, первых месяцах беженскои жизни в Сербии и прибытии в Италию ради главного дела жизни - устроиства паломнического подворья в Бари, близ мощеи святителя Николая Чудотворца. Вновь обнаруженные мемуары, обнимающие период с февраля по ноябрь 1920 года, дополнены редкими текстами Жевахова – очерками, заметками, воззваниями, касающимися Барградского дела. Особую часть (Приложение) составляют архивные материалы Императорского Православного Палестинского общества (впервые публикуются материалы, найденные в Архиве внешней политики Российской Империи и в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, за период 1910-1913 гг., в том числе письма Н.Д. Жевахова, выдержки из Журналов Заседания Совета Императорского Православного Палестинского Общества, касающиеся покупки земли и строительства православного храма во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в городе Бари, и странноприимного дома при нём ), курировавшего возведение подворья в Италии при непосредственном участии мемуариста. В книге собраны материалы, крайние даты которых помечены 1910 и 1944 гг., в совокупности они отражают не только жизнь и личность самого князя Жевахова, но и проливают ясный свет на историю Барградского православного храма и подворья.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010