Иерарх-подвижник Казахстанской земли Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 К 65-летию со дня преставления священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского В ХХ веке Русская Церковь вынесла многочисленные гонения, украсившись памятью многих мучеников и исповедников. Среди них следует назвать имя митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая 1 . Он родился в 1874 году в семье Н. Могилевского, псаломщика села Комиссаровки Верхне-Днепровского уезда Екатеринославской губернии. Он родился весной, “в первый день Светлой Пасхи, под радостный звон колоколов и под торжественное пасхальное пение. И девизом всей жизни его стало слово Давида Псалмопевца: Пою Богу моему, дондеже есмь 2 . Ребёнка крестили с именем Феодосий. Благочестивый отец привил сыну любовь к церковному пению, а тот продолжил служение своего отца, поступив в десятилетнем возрасте в Екатеринославское духовное училище, затем окончил Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы. Желая “всецело служить Господу”, Ф. Могилевский стал думать о монашестве. Чтобы выбрать монастырь, в который направить свои стопы, он купил книгу с описанием монастырей. Прочитав её за несколько дней, он встал утром и нечаянно задел книгу. Она упала со стола, раскрывшись на описании Ниловой пустыни Тверской епархии. Первый раз он прибыл в обитель, основанную преподобным Нилом Столобенским (†1554; пам. 7 дек.), в 1902 году и затем в 1903 году стал послушником Ниловой пустыни. В следующем году накануне праздника святителя Николая он был пострижен в монашество и назван в честь Мирликийского чудотворца 3 . В 1905 году 27 мая в день празднования обретения мощей преподобного Нила Тверской архиепископ Николай (Налимов) рукоположил молодого монаха в сан иеродиакона, а 9 октября того же года Старицкий епископ Александр (Головин) рукоположил иеродиакона Николая в сан иеромонаха 4 .

http://pravmir.ru/ierarh-podvizhnik-kaza...

Верола. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1828 и 1838. Архитектор: Д.И. Висконти Адрес: Россия, Ленинградская область, Кировский район, с. Сухое (сев. окраина, мыза Верола) Координаты: 60.028328, 31.725254 Проезд:из Петербурга по Мурманскому шоссе (трасса М18), после деревни Дусьево, на 84 км съезд налево, на Сухое и Кобону; в деревне Сухое (через 11 км) - поворот налево на Кобону и Черное, после чего проехать еще 1,5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольская церковь в погосте Верола (северо-западная окраина с. Сухое) впервые упоминается в 1499-1500 годах. Поблизости, на берегу реки Влои, выше устья Ратвеевского ручья, по преданию, в XVI в. существовала Петропавловская церковь, позже обращенная в часовню. Около 1750 г. Никольский храм был перестроен, но вскоре сгорел. Новая церковь была перевезена из усадьбы Стуглево (ныне – южная окраина д. Заполек) в 1759 году и простояла до 1845 года. В 1828-1838 годах усердием помещиков М.К. Крыжановского и М.А. Майкова по проекту известного зодчего-классициста Давида Ивановича Висконти и при участии священника Павла Приморского (умер в 1844 году) был возведен величественный храм в виде ротонды с колокольней в западной части. Церковь пользовалась попечением местных землевладельцев – Майковых, Вихляева, Штальмана, действительного статского советника и городского головы В.А. Ратькова-Рожнова. С 1877 по 1930-е годы здесь прослужил протоирей Н.В. Белявин. Действовали церковно-приходское попечительство, шесть приписных часовен, четыре школы. Приход владел 33-мя десятинами земли. Последний священник Михаил Михайлович Налимов был расстрелян в декабре 1937 года. В годы войны в храме разместилась база для авторемонта, ныне он пуст, своды рухнули, здание в аварийном состоянии. 13 апреля 1999 года в селе Сухое был открыт молитвенный дом во имя Иверской иконы Божией Матери. http://www.sablino.ru/kirov/suhoe.htm

http://sobory.ru/article/?object=03538

М.И. Одинцов Глава II. Призван к духовному деланию На Финляндской кафедре. 1905–1917 годы На революционный 1905 год пришелся и перелом в судьбе епископа Сергия. На заседании 6 октября 1905 года Синод постановил: «…быти преосвященному Ямбургскому Сергию архиепископом Финляндским и Выборгским». Правда, злые языки поговаривали, что владыка Сергий этим назначением перешел дорогу епископу Американскому Тихону (Белавину) . Его еще в марте 1905 года Синод избрал на эту кафедру. Однако поддержка и интриги В. К. Саблера сделали свое дело и Тихон был оставлен в Америке, хотя и был награжден архиепископством. Коллизия взаимозависимости этих двух иерархов повторилась в 1907 году. Тогда уже Сергия (Страгородского) «сватали» в Америку на Североамериканскую кафедру вместо архиепископа Тихона (Белавина) , которого переводили в Россию на Ярославскую кафедру. Сам Сергий не возражал, но выехать в Америку ему не пришлось, и 12 лет, как никто другой долго, оставался он на Финляндской кафедре. 15 октября Сергий сдал свою должность архимандриту Сергию (Тихомирову) , бывшему ректору Санкт-Петербургской духовной семинарии. Проводы архиепископа Сергия из стен академии прошли незаметно, так как академия была закрыта, а студенчество разъехалось по домам вплоть до начала декабря. Лишь официозный «Церковный вестник» откликнулся статьей о назначении Сергия на новую должность, отметив, что «уходящий оставляет по себе самую светлую память», и пожелав ему «успешного продолжения служения на пользу Православной церкви». Епархия, вверенная правлению Сергия, была еще очень молода. Как самостоятельная она была учреждена лишь в 1892 году. Паства, состоявшая из русских и финнов, насчитывала около шестидесяти тысяч человек. Имелись три монастыря, в которых было 600 монашествующих, 86 церквей и 90 часовен. При них учреждено было три с небольшим десятка библиотек, богаделен, приходских попечительств. Сергий был достаточно хорошо осведомлен о делах епархии, ибо уже с апреля 1905 года в связи с переводом в Тверь тогдашнего архиепископа Финляндского Николая (Налимова) временно управлял ею. Всем памятно было слово, сказанное преосвященным Сергием на молебне в Успенском соборе Гельсингфорса по случаю опубликования 15 августа манифеста о созыве Государственной думы. В нем выражалась надежда, что «объявленная правительством реформа приведет русский народ к благу и преуспеянию», и ее разделяло большинство присутствовавших и в храме, и за его пределами. Хотя следует признать, что «преуспеяния» представлялись различным социальным группам весьма по-особенному. Что, к примеру, касается финской паствы, то в своем большинстве она ожидала расширения свобод и укрепления независимости Финляндии от России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ (Никольский Евгений Иванович; 21.01.1860, с. Серебрянь Алексинского у. Тульской губ.- 18.01. 1922, Москва), митр. Крутицкий. Из семьи священника. Окончил Тульское ДУ и Тульскую ДС. В 1881 г. поступил в МДА, которую окончил кандидатом богословия. В канд. соч. «Предсказание пророка Исаии о Деве и Еммануиле» дал разбор с православной т. зр. работ ряда протестант. авторов о 1-м мессианском пророчестве Исаии. Определен в Могилёвское ДУ, служил учителем рус. и церковнослав. языка (с 1885). Помощник смотрителя (с 1888). Одновременно занимал должность члена Могилёвского уездного отд-ния епархиального училищного совета, исполнял обязанности делопроизводителя училищного управления. 3 авг. 1893 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий, 5 авг. рукоположен Гдовским еп. Николаем (Налимовым) во диакона, 6 авг.- во иерея. 11 сент. назначен в состав С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. 18 окт. во изменение предыдущего указа определен на должность ректора Иркутской ДС. 6 нояб. возведен в сан архимандрита. Помимо ректорства и преподавания в Иркутской ДС был председателем епархиального училищного совета, редактором «Иркутских ЕВ», членом Иркутского миссионерского об-ва. Евсевий (Никольский), еп. Владивостокский и Камчатский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Евсевий (Никольский), еп. Владивостокский и Камчатский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) 24 янв. 1897 г. хиротонисан во епископа Киренского. Назначен викарием Иркутской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в иркутском в честь Вознесения Господня мужском монастыре , возглавил Иркутский и Верхоленский архиеп. Тихон (Троицкий-Донебин). 4 окт. того же года назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. Прибыл в Благовещенск 4 февр. 1898 г. В связи с разделением Камчатско-Благовещенской епархии утвержден 24 дек. 1898 г. епископом Владивостокским и Камчатским (решение вступило в силу 1 янв. 1899). На всей огромной территории новоучрежденной Владивостокской епархии насчитывалось лишь 69 церквей, а также Уссурийский во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/187367.html

Мурсула. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Германовский скит. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Каменная Александро-Невская церковь в Германовском скиту Валаамского монастыря была заложена 22 Сентября 1901г. и строилась по проекту арх. Николая Дмитриевича Прокофьева. Ее торжественное освящение 25 Июля 1904г. совершил архиепископ Финляндский и Выборгский Николай(Налимов). К настоящему времени церковь сохранилась в аварийном состоянии. Старую фотографию этого храма можно найти в небольшом альбоме под названием " Альбомъ видовъ Валаамскаго Спасо-Преображенскаго монастыря и его скитовъ " , Одесса, 1911, 6 июля 2018 года началось восстановление храма святого благоверного великого князя Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюансаари – последнего порушенного храма Старого Валаама, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Данный храм был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю в весьма плачевном состоянии. На Старом Валааме было 13 скитов. Сегодня возобновлена монашеская жизнь в одиннадцати скитах: Никольском, в скиту во имя Всех святых, Предтеченском, Сергиевском, Ильинском, Святоостровском, Смоленском, Гефсиманском, Воскресенском, Коневском, Свято-Владимирском. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ведутся работы по возведению еще трех скитов: восстанавливается исторический скит во имя преподобного Авраамия Ростовского, Казанский скит, скит во имя преподобного Серафима Саровского на Парфирьевском острове. В летописи монастыря за 1878 год сохранилось описание отдаленных островов, на которых располагались Германовский и Сергиевский скиты: «Местность превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга и разнородные леса; между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары».

http://sobory.ru/article/?object=02289

Русская Православная Церковь ХХ век 10 июня Мцхета. Собор Светицховели 1908 год – Убит митрополит Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Архиепископ Никон (в миру Николай Андреевич Софийский) родился 14 мая 1861 г . в семье священника. Окончив Костромскую духовную семинарию, священствовал; в 1887 г . после смерти жены принял постриг. 8 марта 1898 г . состоялась его хиротония во епископа с назначением в Вольск, викарием Саратовской епархии. 6 февраля 1899 г . он был назначен епископом Нарвским, викарием столичной, Санкт-Петербургской епархии. Следующим местом его служения стала Вятка: с 10 ноября 1901 г . в течение трех лет владыка занимал Вятскую и Слободскую кафедру. 27 ноября 1904 г . он стал епископом Владимирским и Суздальским (с 6 мая 1906 г . – в сане архиепископа). Новое, и последнее, назначение – архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии – стало для владыки Никона воистину крестным. Историк Русской Церкви И. К. Смолич так оценивал ситуацию, сложившуюся в Грузинской Церкви: «В 1783 г . в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г ., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1914 г . Экзарх получил титул экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского: появились три грузинские епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско-Имеретинской синодальной конторы, секретарь которой был подчинен оберпрокурору Святейшего Синода. Епископы Экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой Экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте (Русанове) (1817—1821) началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения». Архиепископ Павел (Лебедев), находившийся на Грузинской кафедре в 1882—1887 гг., вынужден был, после совершения на него покушения, вернуться в Россию. В 1905— 1907 гг., в период Первой русской революции, волнения захлестнули и Грузию. Ушедшего на покой архиепископа Николая (Налимова) сменил владыка Никон (Софийский). За время своего пребывания в Грузии архиепископ Никон многое сделал для укрепления Грузинской Церкви. По его инициативе велась реставрация Мцхеты и других памятников храмового зодчества, были начаты пересмотр, исправление и выпуск богослужебных книг на грузинском языке. Но противостояние автокефалистов не утихало ни на день. 28 марта 1908 г . владыка был убит.

http://pravoslavie.ru/5478.html

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Парголовская) на Шуваловском кладбище. Спасо-Парголовская церковь Карта и ближайшие объекты В 1726 году земли севернее Озерков были пожалованы полковнику И.М. Шувалову, коменданту Выборга. Сыновья его Александр и Петр состояли в числе молодых дворян при дворе цесаревны Елизаветы Петровны, и в ночь на 25 ноября 1741 года участвовали в возведении её на престол. В 1758 году Петр Иванович пожертвовал значительную сумму на постройку в Шуваловском поместье деревянной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа, которая была возведена в том же году. Эта церковь, в постройке которой принимал участие Ф.Б. Растрелли, сгорела в 1791 году. В том же году вдовой графа Андрея Петровича Шувалова по проекту Л. Руска была построена новая, также деревянная церковь, несколько в стороне от прежней. Её строительство велось под надзором управляющего шуваловскими имениями Боде. В церкви хранилась икона Успения Пресвятой Богородицы с частицами мощей Святых Андрея Первозванного и Василия Великого. Замечательна была также икона Святой Троицы, писанная в 1676 году в Великом Устюге. При церкви в середине XVIII в. возникло кладбище. Здесь похоронены китаевед В.М. Алексеев, специалист по тибетской медицине П.А. Бадмаев, лингвист В.И. Чернышёв, футболист М.П. Бутусов, капитан советского ледокольного флота В. И. Воронин, литературовед В.А. Десницкий, химик, историк и искусствовед В.Я. Курбатов, скульптор В.В. Лишев, архитектор И.А. Монигетти, ориенталист Ф.И. Сарруф, певец Н.К. Печковский, почвовед К.Д. Глинка, химик А.Е. Порай-Кошиц, геолог В.П. Нехорошев, другие деятели науки и культуры, а также Герои Советского Союза П.А. Маркуца, Н.А. Зеленов, В.В. Хрустицкий. На Шуваловском кладбище - братские могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Свыше 10 исторических захоронений находятся под охраной государства. Каменная Спасо-Парголовская церковь заложена к северу от здания деревянной весной 1876 года и строилась на средства церковно-попечительского общества, представителем которого был граф Андрей Павлович Шувалов. Храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским Исидором 8 сентября 1880 года, при этом одновременно были освящены все три престола храма: главный - во имя Спаса Нерукотворного, правый - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а левый - во имя Святителя Николая Чудотворца. Здание церкви построено по проекту архитектора К. А. Кузьмина. Руководителем строительства стал настоятель церкви отец Александр (Налимов), чья могила находится ныне у восточного фасада церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00708

Святитель Афанасий, епископ Ковровский, исповедник 28 октября 2012 г. К 50-летию кончины святителя Афанасия (Сахарова) Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Он родился 2 июля 1887 года. Когда Господь порадовал чету — Григория и Матрону Сахаровых — рождением сына, имя младенцу было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на бумажных " жребиях " имена особенно чтимых им угодников Божиих (святителя Николая, преподобного Сергия и владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднес их младенцу, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Позже на вопрос своей крестной: " Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом? " (Она сама была врач) — он ответил: " Нет, мама крестная, я буду архиереем " . Девяти лет Сережа поступил в Шуйское духовное училище в 1896 году. Учение давалось нелегко: однажды мальчик даже оставался на второй год в 3-м классе. Но в 1902 году ему удалось успешно окончить учебу и поступить во Владимирскую духовную семинарию. Большое влияние на юного семинариста оказывал преосвященный Николай (Налимов), который с 1905 по 1914 год возглавлял Владимирскую епархию. Сережа прислуживал Владыке и однажды во время литургии, подавая архиерею умываться, со страхом заметил, что кувшин пуст. Он растерялся, но тут же получил возможность испытать на себе снисходительность Владыки. Преосвященный Николай, покрыв любовью его промах, " умылся " без воды, и заминка в службе была сглажена. Успешно окончив семинарию, Сергей Сахаров поступил в Московскую Духовную Академию, которая тогда цвела, возглавляемая преосвященным Феодором (Поздеевским), епископом Волоколамским: Алексей Лебедев, Василий Ключевский, Александр Голубцов, Евгений Голубинский, Митрофан Муретов, Николай Каптерев — вот неполный перечень профессоров будущего святителя.

http://e-vestnik.ru/analytics/afanasiy_s...

XLIX. Речь при пострижении в монашество преподавателя С.-Петербургской духовной семинарии Николая Налимова 68 О радости при виде лиц, принимающих монашество в зрелом возрасте и с богатым запасом духовных дарований Приветствую тебя, возлюбленный брат, инок Николай, с принятием монашеского звания! При этом, столь важном событии в твоей жизни, я нахожу приличным поделиться с тобой теми мыслями и чувствами, которые наполняют мою душу по поводу твоего пострижения в монашество, и пожелать тебе тех благ, которых вправе ожидать от тебя наша православная церковь , в новом твоём звании, и которые, если ты осуществишь в своей жизни, послужат к спасению души твоей. Весьма обрадовался я, когда услышал о твоём намерении послужить церкви Божьей в монашеском звании, с полной христианской любовью я принял участие в твоём приготовлении к пострижению в монашество и с глубоким молитвенным чувством совершил оное. Да и как не радоваться, когда в принятии монашества людьми, получившими высшее духовное образование, видишь лиц, посвящающих себя всецело на служение церкви Божьей, в отречении от всех мирских привязанностей; когда видишь лиц, принимающих монашество, имеющих в себе богатый запас духовных дарований, могущих приносить пользу церкви не в священнодействии только её, но и в её учении и правлении; лиц, стоящих и имеющих стать в самое близкое отношение к духовному юношеству-надежде нашей церкви, в качестве учителей и руководителей его? Как не радоваться, когда видишь несколько примеров принятия монашества и здесь, и в других местах людьми, разумно смотрящими на жизнь, правильно понимающими её задачи и служение Богу, и спасение души ставящих выше всего на свете? Не есть ли это знамение проявлением лучшего направления в нынешнее скудное благочестием время? Не есть ли это фактическим опровержением материалистических взглядов нынешнего времени на настоящую жизнь, не признающих ничего духовного и полагающих всю цель жизни только в земном счастье? Словом, не есть ли это знамением поворота к лучшему в религиозно-нравственном отношении? Дай Бог! И если это так, то есть чему порадоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Пермь. Церковь Николая Чудотворца на Слудке. Никольская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Пермский край, г. Пермь, район дома по ул. Монастырской Координаты: 58.009192, 56.200333 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Никольская церковь на Слудке " Для удовлетворения религиозных потребностей рабочего населения Заимок в 1895 г. устраивается на Слудке небольшая деревянная церковь... В сооружении ее большое участие принимали преосвященный Петр, ректор семинарии протоиерей К.М. Добронравов и ... офицер Лопухилов " . В ней имелось два престола: во имя святителя и Чудотворца Николая и в память Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. В имуществе церкви значился деревянный дом, пожертвованный церкви мещанкой Александрой Семеновной Леготкиной в 1913 г., по Монастырской улице 150, при доме усадьба в 150 кв. саженей, в доме проживал дьякон-псаломщик. В 1904 г. настоятелем церкви назначен Николай Викторович Удинцев. Н.В. Удинцев родился в 1868 г. В 1889 г. окончил Пермскую духовную семинарию, в 1917 г. зачислен студентом юридического факультета Пермского университета. После окончания семинарии Н.В. Удинцев 5 лет служил в Оханском уезде, являлся благочинным Оханского уезда, затем переведен в Пермь. За годы службы он был неоднократно награжден: в 1892 г. - набедренником, 1895 - архипастырским благословением со свидетельством, 1896 - скуфьей, 1901 - камилавкой, 1904 - наперсным крестом, 1913 - благословением Св. Синода и грамотой, 1915 - орденом Св. Анны 3 степени, имел медали императора Александра 3 и 300-летия дома Романовых. Второй священник - Николай Васильевич Пьянков - также награждался набедренником, скуфьею, камилавкою, наперсным крестом. Псаломщиками служили Иоанн Афанасьевич Налимов и Николай Андреевич Козьмин.

http://sobory.ru/article/?object=55813

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010