2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-022-0581 9 .         Заявитель: издательство «Сибирская благозвонница». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги протоиерея Павла Гумерова «Мы вместе. Семейная жизнь: советы священника» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги протоиерея Павла Гумерова «Мы вместе. Семейная жизнь: советы священника». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-022-0582 10 .       Заявитель: издательство «Сибирская благозвонница». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Э. Качана «Куда уносит ветер» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Э. Качана «Куда уносит ветер» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-022-0583 11 .       Заявитель: ООО «Вольный Странник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Л. Ильюниной «Святая простота. Старец протоиерей Николай Гурьянов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Л. Ильюниной «Святая простота. Старец протоиерей Николай Гурьянов» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-022-0584 12 .       Заявитель: ООО «Вольный Странник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги протоиерея Алексия Лисняка «Навстречу солнцу. Повесть и рассказы» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги протоиерея Алексия Лисняка «Навстречу солнцу. Повесть и рассказы».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 18 от 3 октября 2013 года I. Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского Совета: 3. Заявитель: издательство «Ковчег». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Радость о Боге живом. Сборник воспоминаний о протоиерее Николае Гурьянове» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Радость о Боге живом. Сборник воспоминаний о протоиерее Николае Гурьянове». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-318-2395 4. Заявитель: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги М.Алёшиной " Рождество в северных льдах " , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги М.Алёшиной " Рождество в северных льдах " . 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-318-2396 5. Заявитель: Информационно-издательский центр «К Свету». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Ростов Великий - город русской святости» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Ростов Великий - город русской святости» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-318-2397 6. Заявитель: издательство Борисова. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Буря и маяки. Житие и подвиги православных старцев» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Л.А. Ильюнина Столп старчества. Всеправославное служение Старцы – это «детоводители ко Христу», это те, чьи молитвы слышит Бог , кому открыта воля Божия. И самое удивительное, что дух истинного старчества – смиренный, незлобивый и простой – во все времена ощущается верующими людьми как «благоухание духовное», исходящее от человека. Народ тянется к такому человеку, окружает его плотным кольцом, стремится если не побеседовать, то хотя бы благословение получить от такого батюшки – и так, без слов даже, получить утешение. Читаешь древние патерики, отечники, «достопамятные сказания» и поражаешься преемственности – и во времена древние, и в наши времена старцев отличала евангельская простота. Люди молили: «Дай нам наставление» – и слышали в ответ: «Не входи в состязание ни о каком предмете, но плачь и сокрушайся, ибо время близко» (сказано в VI веке аввой Маттоем), «Никого не осуждай, никому не досаждай и всем мое почтение» (сказано в XIX веке старцем Амвросием Оптинским ), «Верьте в Бога, и Он все устроит» (сказано в XXI веке старцем Николаем Гурьяновым ). «Не скрывается светильник под спудом» – суждено было батюшке уже на закате дней, который растянулся более чем на десятилетие, выйти на всенародное служение. До 1980-х годов о батюшке знал только достаточно узкий круг воцерковленных людей, ездили к нему в основном священнослужители, монашествующие и глубоко воцерковленные миряне. Но «Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти» – и людям малоцерковным или только ищущим «дорогу к храму» для этого нужен образец, источник незамутненный, нужен чистый призыв от чистого сердца. Таким для десятков тысяч наших соотечественников оказался старец Николай Гурьянов . Произошло это на исходе 1980-х годов, когда обстановка в стране стала меняться. После юбилея 1000-летия Крещения Руси стали проникать на страницы периодических изданий и на экран телевизора (увы, главного воспитателя народа) сюжеты на религиозные темы. Настоящим потрясением для миллионов телезрителей стал документальный фильм «Храм», вышедший в прокат в 1988 году. Фильм был посвящен жизни Русской Православной Церкви, на экране на несколько минут перед потрясенными зрителями впервые появился старец Николай. Батюшка ничего особенного не говорил в том фильме, он просто смотрел на нас своими небесно-голубыми глазами, и этот взгляд пробуждал душу от греховного сна, а потом он так трогательно, прямо в камеру обращаясь, показал на самовар и, протягивая стакан, как бы всем телезрителям сказал: «Выпейте-ка чайку!» Это теперь уже стало понятно, что батюшка таким образом призывал людей разделить с ним «духовную трапезу», показал, что он готов поделиться благодатью со всяким, кто придет к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

составитель Людмила Ильюнина Воспоминания о старце Николае Гурьянове   Записки о старце Николае, составленные его духовным чадом, грешным иеромонахом N Мой первый приезд к отцу Николаю произошел летом 1985 года, когда еще на остров регулярно ходила «Заря» и когда старца почти никто не знал. Я прибыл во Псков во второй половине дня. Сойдя с поезда и придя на пристань, я узнал, что пароход делает всего два рейса в день – в семь утра и в два часа дня. Был пятый час пополудни. Ночевать мне было абсолютно негде, и поэтому надо было как-то добираться до острова. Но как? Про дорогу через Толбицы я тогда ничего не знал. На пристани стояло прогулочное судно из Тарту с эстонцами-туристами. Поднявшись на палубу и пройдя в капитанскую рубку, я узнал, что через час судно отправится в обратный путь по озеру и будет проходить мимо Залита, но на сам остров заходить не будет. Зайдет только на некоторое время на соседний остров Белов, который находится от Залита в шести километрах водного пути. «Что делать? Рискну», – решил я и попросил капитана взять меня до Белова. Через час мы тронулись в путь. Пароходик казался пустым. День стоял солнечный. Разморенная дневной жарой и утомленная путешествием публика отдыхала по каютам. Найдя укромное место на палубе, где я никому не мешал и где меня никто не видел, я поудобнее устроился и предался созерцанию красивых берегов реки Великой. Вскоре пароходик вышел в необъятное Псковское озеро, и пейзаж сменился. Его однообразие мне быстро наскучило. Чтобы скоротать время, я раскрыл молитвенник и стал читать акафист Иисусу Сладчайшему. Насытив свой дух молитвой, я глянул в озерную даль. Однако заветный остров, который я поджидал с легким волнением, не появлялся. Не найдя, чем бы еще себя занять, я поднялся наверх, походил туда и сюда по палубе и, сам не зная как, очутился в рубке капитана, который оказался на редкость общительным человеком. Он с привычным вниманием покручивал свой штурвал. Мы разговорились. Я не обладаю счастливой способностью быстро сходиться с людьми. Однако добродушный капитан, от которого исходила спокойная уверенность, своей открытостью и широтой натуры быстро расположил меня к себе. Беседовал я с ним как с давно знакомым человеком. «А-а, ладно, – сказал неожиданно в конце разговора капитан, – поехали на Залит, так и быть, отвезу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

составитель Людмила Ильюнина Мы обречены… на Вечность 6 Священник Алексий Лихачев Отец Николай… Целая эпоха моей жизни вдохновлена и благословлена этим Человеком, в котором земное неизреченно было слито с Небесным. Когда едешь к нему, то пересматриваешь свою совесть, будто перед кончиной или Страшным Судом, ибо ничто не могло укрыться от его проницательного взора. И столько вопросов теснится в голове… Но что интересно – уже ночью, при подъезде к Новгородским и Псковским землям, начиналось удивительное прояснение сознания. Перечитываешь, бывало, свою памятную записочку к батюшке и видишь, что этот вопрос – праздный, его можно и не задавать, а тот – надуманный, ты еще не дорос, чтобы исполнить совет, а третий вопрос, оказывается, уже содержит в себе ответ. Оставалось главное: Господи, как мне исполнить Твою волю в той или иной ситуации, как не поступить самочинно, по страсти или малодушию? И вот, приезжая уже таким, поработавшим над собой и просветленным, получаешь наконец из самих уст Божиих ответ, который бережно передается тебе этим небожителем на земле – светлоликим старичком-священником, которому открыта ТАЙНА, тайна святых – как жить, чтобы Царствие Небесное было «внутри вас». Познакомился я с ним в немного скорбный для меня момент. В 1991 году, будучи выпускником Московской семинарии, я был назначен в группу на Святую гору Афон для помощи в ремонте обители, однако вышло недоразумение, и я, имея билет и визу, не попал на поезд. Раздумывая, как мне лучше использовать освободившееся время, я решил поехать на остров Залит, где жил, как все говорили, необыкновенный батюшка. Раньше я всегда чувствовал неловкость в том, чтобы ехать к ТАКОМУ человеку из любопытства: особых вопросов и проблем у меня не было, все казалось просто. Я и в этот раз поехал попутчиком, чтобы помочь одному многодетному священнику тащить семейный скарб. И вот, на второй день моего пребывания на острове, отец Леонид Г. повел меня к заветной избушке… Батюшка открыл нам дверь и впустил обоих к себе. Пока с ним беседовал мой провожатый, я молился и немного осматривался. Скоро батюшка стал нас помазывать святым масличком и петь духовные стихи. Мне преподнес стакан густого жирного молока: «Пей, Алексеюшка, заговляйся» (было 13 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

«...Жители островов – усердные посетители приходских храмов. Обычай иметь свои часовни и собираться в них на молитвословие у них сильно распространен. Это напоминает пословицу: «Кто в море не бывал, тот Богу не маливался». Действительно, только глубокою верою в провидение, бесконечною преданностью Всеблагому промыслу можно объяснить те замечательные подвиги самоотвержения, терпения и выносливости, которые весьма нередко приходятся на долю приозерца и о которых, конечно, остается не известно никому, кроме таких же героев, как его соседи. Приютились рыбаки для ловли на хрупком весеннем льду, заходит ветер – падара, отрывает льдину и носит ее с рыбаками по озеру взад и вперед, носит по нескольку дней, а весеннее солнце делает все меньше и меньше импровизированное судно. Домашние в горе от неизвестности, а носимые ветром рыбаки, нередко разлученные между собой при разрыве ледяной глыбы на части, истомленные голодом и холодом, прибиваются к берегу, находя себе приют в первом попавшемся селении. Выехали ловцы на озеро в темную, длинную осеннюю ночь, которую проводят в трудах, пот льется градом, все мокры с головы до ног, а к берегу приезжают окостеневшие от наступившего заморозка; но этого мало, нужно на берег перетащить мокрый, весящий сотню пудов невод, и вот выступают из лодки прямо в воду вереницы с неводом на плечах. Вся эта вереница вместе с неводом покрывается льдом. Новые труды – сбросить невод с плеч так, чтобы он не поломался от мороза. Сколько труда и терпения приходится испытать ловцу по приходе домой, чтобы снять мокрую, приставшую к телу и промерзшую одежду. Но замечательно при этом, что ловцы вообще не слишком охочи до рассказов о своих подвигах. Они убеждены, что в их жизни иначе и не может быть, что опасности, с которыми постоянно встречаются они, посылаются Богом и по воле Его Одного и устраняются... Талабчане выглядят народом крепким и красиво сложенным. Да и нельзя не заметить, что тщедушный, слабый организм не вынесет ловецких трудов. Детство и даже младенчество обозерца проходит в плавании, в обучении управлению лодкой и рыболовецким трудам... У талабчан крайности часто сходятся между собой. Удачная ловля из бедняка делает богача, который на следующий год чуть ли не просит у других милостыню. Ловецкие занятия своего рода игра, и жизнь талабчан во многом сходна с положением человека, все житейские расчеты которого основаны на вере в счастье. Талабчанина редко можно застать в унынии оттого, что ему не только завтра, но и сегодня есть нечего. С надеждою он сморит на озеро...Понятие о богатстве и бедности, о довольстве и недостатках – понятия чисто условные, временные. Сегодня беден, завтра богат; сегодня нет хлеба, завтра все в изобилии. У талабчанина не заметите стремлений к каким-то сбережениям...» 14

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Композитор Владимир Мартынов: «Для христиан любое время должно восприниматься как последнее» 29.12.2021 1547 Время на чтение 27 минут Источник: Православие.ру Фото: Композитор Владимир Мартынов. Каунас, 1977 Владимир Иванович Мартынов  – российский композитор, музыковед и философ. Участник ряда фольклорных экспедиций в различные районы России, Северного Кавказа, Центрального Памира, горного Таджикистана. Теоретик и популяризатор музыки европейского Средневековья и Возрождения. С 1979 по 1997 гг. – преподаватель Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Занимался реставрацией и расшифровкой памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей. Один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки  Devotio  Moderna . Автор факультативного курса музыкальной антропологии на философском факультете МГУ.     «Тогда все мы были “паломниками в страну Востока”» – Дорогой Владимир Иванович, расскажите о 1990-х годах – времени, которое многие называли периодом «второго Крещения Руси». – Знаете, для меня, наоборот, 1990-е годы были временем некоторых коллизий с Церковью, потому что как раз тогда, на мой взгляд, стали происходить какие-то ее «отношения с государством». Все же самое интересное как раз, я думаю, происходило ранее – в 1970-е годы (а точнее, началось в 1976-м году). Именно в эти годы происходило мое личное воцерковление. Обстановка вообще-то тогда была довольно специфическая – все мы были тогда «паломниками в страну Востока», отнюдь не православными. Рамакришна, Вивекананда, гуру Махараджа и все прочее… Многие из нас были вполне даже осознанными буддистами… – А как это было возможно в то время? Ведь советское государство вроде бы препятствовало даже знакомству с подобными учениями?.. – Сейчас очень много ерунды говорится об этом времени. Для тех же, кто хотел, все было возможно и все было доступно. Это сейчас все стало довольно сложно. Приведу такой пример: в 1970-е годы к  старцу Николаю (Гурьянову)  на остров Залит мы ездили когда хотели – и зимой, и летом. А вот уже потом, особенно за четыре года до его кончины, к нему вообще невозможно было попасть! Мы как-то с одним очень «крутым новым русским» поехали – так вот, какие-то кордоны казаков надо было проходить, потом заслоны каких-то стариц… В общем-то, к старцу уже и не попасть было в конце 1990-х годов. А в 1970-е годы все было проще...

http://ruskline.ru/opp/2021/12/29/kompoz...

Л.А. Ильюнина Если старец благословит, то и Бог благословит Игорь Изборцев. секретарь Псковского отделения Союза писателей России В начале лета 1993 года в моей жизни наметились важные перемены: мне предложили должность ответственного редактора псковского епархиального вестника «Благодатные лучи». Опыта работы на ниве духовного просвещения у меня не было, поэтому я, хотя и всем сердцем желал участвовать в этом душеполезном деле, испытывал некоторую нерешительность. И тогда мой духовник, рассудив, что без старческого благословения тут никак не обойтись, порекомендовал мне поехать на о. Залита. «Если старец благословит, то и Бог благословит», – сказал, осеняя крестом на дорогу. Рано утром следующего дня я уже садился на быстроходное речное судно, название которого странным образом соответствовало времени посадки – «Заря». Хотя рождающиеся от названия судна ассоциации этим не исчерпывались. Заря, восход солнца, восток... – с этими понятиями у нас, православных, связаны многие упования и надежды. Итак – с верой и надеждой в путь на Талабские острова! День, как помнится, был будний и пассажиров в салоне «Зари» сидело немного. Были среди них и паломники, явно тоже направляющиеся к о. Николаю – человек пять-шесть. Четверых я запомнил хорошо: женщину средних лет с юношей, по-видимому, сыном, и мужчину с окладистой бородой, стянутыми в хвост на затылке волосами, и оттого похожего внешним обликом на батюшку, со спутницей, быть может, матушкой. Православных паломников вообще несложно отличить от прочего люда. И главное тут не внешнее, свойственное облику воцерковленного православного христианина; нет, главное – внутреннее, то состояние духа, в котором пребывает в такие моменты верующий человек. Он горит, светится ожиданием встречи, волнуется, но и радуется; он словно видит пред собой прикрытое пока окошко в мир горний и доселе недоступный; предчувствует, что вот-вот окошко распахнется и небеса преклонятся долу, чтобы коснуться души и сердца. А вдруг там не чисто и не прибрано? Вдруг там холодная пустота? Оттого и трепет, волнение в груди; но и молитва оттого льется легче и искреннее: «Господи, помилуй... Господи, благослови...» Глаза паломника в такой момент смотрят внутрь самого себя, вовне мысль не находит уже ничего важного; и даже небо не привлекает взор. Сейчас путь к небу пролегает через душу и сердце – там место встречи; встречи, для которой проделан дальний путь...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Скачать epub pdf Прямая речь (Несколько слов о себе) Я родился 10 сентября 1938 года в селе Новый Ямполь, Зейского района, Амурской области. Мои родители – Авраам Никитич Мамонтов, 1899 года рождения, и Вера Дмитриевна Мамонтова, 1902 года рождения. Отец работал директором школы в Приморье. Был репрессирован и умер в лагере в 1943 году. Родители венчались в Благовещенске. Родилось девять детей. Сестры Зоя, Валентина, Раиса, брат Владимир живы, остальные умерли. Мама последние годы жизни жила в Южно-Сахалинске, умерла в 1993 году. После школы с 1955 по 1960 год я учился в Южно-Сахалинском педагогическом институте. По окончании института работал учителем, а позже – директором в деревенской школе Сорокопадского района. С 1962 по 1965 год учился в аспирантуре МГПИ им. В. И. Ленина. Моими учителями были профессора МГПИ Иван Григорьевич Клабуковский, Алексей Васильевич Терновский, Борис Иванович Пуришев. В 1965 году защитил диссертацию «Драматургия А. Н. Арбузова» и получил степень кандидата филологических наук, затем ученое звание доцента. Несколько лет работал в должности доцента в этом же институте, преподавал студентам русскую литературу. Мои студенты педагогического института были мне очень дороги. Недавно от одной из них я получил «Словарь православных терминов» с надписью «Виктору Авраамовичу Мамонтову от Марины Боровиковой. Никогда не забуду Ваши лекции-мысли о жизни, о светлом, духовном. 15.05.05». Я стал христианином в 1971 году. Меня крестил в Москве у себя на дому священник о. Дмитрий Дудко. Незадолго до его смерти я побывал у него, и он подарил мне свою книгу «Подарок от Бога», сделав надпись: «архимандриту Виктору с любовью. Спасибо Вам за память. Священник Дмитрий Дудко. 27 сентября 2000 года». В первые годы христианской жизни я встретился со многими людьми, которые оказали на меня большое духовное влияние. Это старцы архимандрит Косма, архимандрит Таврион, архимандрит Серафим, это протоиерей Николай Гурьянов , архимандрит Зинон, игуменья Варвара. У них было духовное сияние…

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Сортировать по Исключить новости Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна.  Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна. На подступах к Церкви человека одолевают сомнения: а тот ли это путь, почему верующие и священники не являют собою идеал человека, и т.д. Преодолев первый эшелон препятствий и войдя в Церковную жизнь,  перед неофитом возникают новые проблемы: почему я не меняюсь в лучшую сторону, почему приходят периоды ослабления в вере,  нормально ли то, что прежнее окружение вдруг стало чужим? Иногда эти сомнения кажутся неразрешимыми, и тогда душа человеческая сходит с прямой дороги к своему Творцу и идет дальше по жизни тернистым и окольным путем. Но как сказал один из старейших духовников Московской епархии отец Валериан Кречетов, «набор сомнений, которые вводят людей в искушение, не так велик». Мы попросили отца Валериана разрешить некоторые из таких сомнений. Отец Валериан решил стать священником еще в детстве, в школе он отказался вступить в пионеры и в комсомольцы, несмотря на все последовавшие за этим неприятности. Вернувшийся с войны и ставший священником отец, который в свое время прошел и Соловецкие лагеря, говорил ему: «Если хочешь быть священником, готовься к тюрьме». Потому закончив школу, Валериан поступил в Московский лесотехнический институт, — ведь в тюрьме на лесоразработки посылали в те времена. Но к счастью эта участь миновала о.Валериана. Он женился, стал отцом семерых детей (а сейчас уже дедушка 27 внуков) и с 1970 года служит в Покровском храме с. Акулово в Подмосковье. Он воспитал много священников, монахов и монахинь. Известный всей православной России старец о. Николай Гурьянов в последние годы принимал Причастие из рук о. Валериана и батюшка каждую неделю ездил к старцу из Москвы на остров Залита.  

http://pravmir.ru/protoierej-valerian-kr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010