Д.С. Бирюков Иоанн Филопон. Иоанн Филопон (букв.: трудолюбивый) являет собой личность громадного масштаба. Можно сказать, что фигура Филопона в некотором смысле предвосхитила дух византийского и европейского Возрождения. Влияние Филопона на последующую византийскую, мусульманскую и средневековую культуры было очень значительным, его сочинения активно читались, переписывались и переводились. Филопон родился около 490 г., умер около 575 г. Он был крещен в младенчестве и рос, вероятно, в христианской коптской семье. Около 510 г. Филопон становится учеником неоплатоника Аммония, ученика одного из значительнейших античных философов – Прокла. Филопон, наряду с Симпликием, был одним из лучших учеников Аммония, его помощником и редактором его комментариев к Аристотелю, вносившим в эти комментарии и немалый авторский элемент. Тем не менее около 529 г. Филопон вошел в разногласия с коллегами по неоплатонической школе, издав обширный трактат «О вечности мира, против Прокла». В этом трактате, как видно из его названия, Филопон полемизирует с представлением Прокла о вечном существовании мира, отстаивая христианскую позицию, причем Филопон использует чисто философскую аргументацию, опираясь, в частности, на Аристотеля и его комментаторов. В том же году, вероятно не без влияния этого трактата, император Юстиниан закрыл Афинскую академию. В качестве оппонента со стороны представителей античной философской традиции против Филопона выступил Симпликий, который подверг взгляды Филопона критике в комментариях на «Физику» и «О небе» Аристотеля. В ответ на критику Филопон написал трактат «Против Аристотеля», продолжая полемизировать с учением о вечности мира. Выдающимся признается вклад Филопона и в плане естественнонаучных вопросов. Так, Филопон является автором первого дошедшего до нас трактата, посвященного устройству астролябии («Об употреблении и устройстве астролябии»). Очень важным является открытие Филопона в сфере физики. В «Комментарии на „Физику Аристотеля» Филопон, полемизируя с ним, противопоставляет аристотелевскому представлению, согласно которому физическое движение обусловлено воздействием внешней среды, свое понимание причин движения. Это понимание предполагает наличие у движущегося предмета некоей бестелесной движущейся энергии, расходующейся на сопротивление среды. Позднее, в XIV в., схоласты Буридан и Николай Орем назвали этот запас энергии «импетусом» (impetus – импульс, толчок), и соответствующая идея была подхвачена Галилеем, который ссылается на Филопона в своей ранней работе, «О движении» (1595).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Георгия и св. Анны и лечившей прокаженных (в 1235 канонизирована католич. Церковью в связи с чудесными исцелениями у ее гробницы). Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната А. Ф. во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами» (Орем. С. 26). Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 г. Николай II и А. Ф. участвовали в торжестве прославления и открытия мощей прп. Серафима Саровского, на средства имп. семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пуст. лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой прп. Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника (Витте. С. 221). Заботами имп. семьи было воздвигнуто неск. правосл. храмов. На родине А. Ф., в Дармштадте, построен правосл. храм во имя св. Марии Магдалины в память первой российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны. 4 окт. 1896 г. в Гамбурге в присутствии Николая II, А. Ф., вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, вел. герц. гессенского в память коронования российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства имп. семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 авг. 1912 г., где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя прп. Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в русско-япон. войне 1904-1905 гг., и собора Св. Троицы в Петрограде.

http://pravicon.com/info-1709

…ОМОН Царя Небесного Точнее, не ОМОН, а СОБР, но я в этих штуках мало соображаю: знаю только, что и там, и там сильные дядьки есть, с которыми лучше не спорить, если виноват. Мы Серафиму Петровну не пугали «дядьками милиционерами», которые за плохое поведение «придут и заберут», – она их и не боялась. Более того – и не боится, повзрослев. Даже уважает. И вот по какому случаю.           Взяли мы ее однажды на Крещение на Водосвятие. Ночью. Ехать недалеко – от города километров 20. Говорят, там прекрасный источник есть, где вот уже несколько лет водосвятные молебны проходят. И устроил этот источник какой-то интересный дяденька, который сильно родную землю любит. Что за дядька? Что за источник? – Решили проверить. Приехали, вылезли из машины. Народу много – Серафима Петровна возьми и потеряйся. Паника у нас случилась: бегаем, глаза вытаращив, орем. Наташка вдруг говорит: «Ну-ко стой – во-он там, кажется, Сима стоит, с мужиком каким-то». Подбегаем: Серафима Петровна спокойно разговаривает с усатым великаном, тот держит ее за руку, улыбается и поверх головы смотрит: не появятся ли горе-родители? Увидел нас – показал Симе: «Вот твои мама и папа! А ты переживала!» Ну, руку-то мне пожал, а от комментариев воздержался. «Вы, – говорит, – проходите давайте. Потом поговорим. А вообще повнимательнее будьте, ладно?» Так и познакомились. Капитан СОБРа Николай Александрович Соколов смотрит-то по-доброму, конечно, но уж если какое правило установил, то лучше его не нарушать. Правда, как он сам говорит, «Самое главное правило – это не применять силу до последней возможности. Оружие – тем более. Люди ж не дураки – соображают. Поговоришь с человеком, обоснуешь то-сё, он и соглашается. А сила, оружие – это для врагов». Были всякие операции – и на Кавказе, и много еще где: и с преступниками сталкивался не раз. Заслуженные награды показывать не любит, да и не показывает особо: так – вскользь упомянет, если достанешь расспросами. Вышел на пенсию: «Надоела эта “романтика”, – говорит. – Пора бы и честь знать».

http://pravoslavie.ru/76534.html

Какое зрелищное кино этот чемпионат мира по футболу! Сколько страстей, сколько огней и фейерверков! Мы сидим на трибунах и орем, как будто нас режут. Болельщики из разных стран орут о своих странах. И мы орем о своей стране. О России орем. Мы в эту нашу Россию впустили сотни тысяч орущих иностранных болельщиков и теперь орем вместе с ними. Эти иностранные болельщики как ордынские полчища пройдут по святой земле нашего Отечества, оставив здесь продукты своей жизнедеятельности, пустые бутылки, много футбольных слов и эмоций, выброшенных в синее небо России. «Россия - щедрая душа» предлагает свои поля для мирового футбола. Вот так сто лет живем без Царя. И поэтому управление Россией напоминает игру в футбол, где команды игроков бегают по полю, пинают кожаный мяч. А этот мяч и есть сама Россия. Команды приходят, чтобы играть. Играют на всех уровнях. Игра стала самим смыслом жизни. Под девизом: «Что наша жизнь? Игра!» Играют в футбол, в политику, в карты, в рулетку... Играют с дьяволом. Думают, что играют они. А в реальности играют ими. Игры настольные и компьютерные. Игры в бисер и в биткойн. Игры словами и смыслами. В России с приближением последних времен набирает обороты игра «За Царя». Русский Царь все большему числу игроков не дает покоя. Лица, претендующие на звание архитекторов мира, не согласны с Божественным планом мироздания. Они ощущают себя столь великими, что хотят устроить мир по своему проекту. У них свой порядок мировой. Они давно подсчитали, сколько человек должно жить на земле, сколько должно быть уничтожено. Давно определили правила и порядок, по которым должно жить оставшееся на земле население. И во главе нового мирового порядка должен быть царь. Их царь - антихрист. И России они хотят дать такого царя, который ускорит встраивание нашей земли в дьявольский, цифровой мировой порядок. Но ведь принес великую жертву за Россию святой Царь Мученик Николай. И Господь прославил Русского Царя. Молитвами святых Царственных Мучеников возродится Русь Христова. И станет прибежищем для многих людей, ищущих спасения во Христе. Обратит Господь Свой любящий взор к России.Тако да погибнут бесы от Лица Божия. И сам антихрист убоится силы Крестной, Святую Русь питающей и от всякого зла ограждающей. А если даст Господь России Своего Помазанника, то продолжит он дело святого Царя Мученика Николая Александровича. Дело это - просвещение Руси и всего мира Светом Христовым.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/13/ok...

Так когда же родилась наука? Имена многих схоластов хорошо известны: Фома Аквинский (1225–1274), Бонавентура (1218–1274), Альберт Великий (1206–1280), Роджер Бэкон (1214–1292), Иоанн Дунс Скот (1265–1308), Уильям Оккам (1285–1347). Многие замечательные схоласты конца XIII – начала XIV века будут развивать не только богословскую, но и предвосхищать современную научную мысль. Потому что – и об этом пишут многие историки науки – наука возникла вообще-то не сразу в XVII веке, а зарождается раньше – в XIII веке. И благодатную почву для ее развития как раз и создаст система университетов и методика подготовки интеллектуальных кадров. Уже в XIII веке эта система достигнет своего совершенного статуса, и в университетских стенах будет познаваться не только истина о Боге, но и иные истины. Начиная с XIII века появляются интересные мыслители, менее известные, чем перечисленные выше, но они внесут огромный вклад в познание материального мира: Раймунд Луллий (1232–1315), Николай Орем (1320–1382), Жан Буридан (1295–1358), Рихард из Медиавиллы (1249–1308)… Меня возмущает, когда говорят, что в средние века не занимались наукой, что Церковь якобы запрещала занятия наукой и преследовала ученых. Многие современные научные идеи возникают именно в это время. Впервые идея механического мышления, которую мы сейчас называем кибернетикой, возникла у Раймунда Луллия; идею координат, которые мы называем декартовыми координатами, сначала изложил Николай Орем, он же предложил идею вращения Земли вокруг своей оси; о необходимости занятия физикой для благоустройства нашего мира писал Роджер Бэкон, понятие импетуса, близкое к современному понятию импульса, для объяснения движения вводит Жан Буридан, а Рихард из Медиавиллы впервые высказал мысль о расширяющейся вселенной… Так что уже тогда, в XIII–XIV веках, возникает не только среда для развития науки – возникают и научные проблемы, потихоньку мыслители подбираются и к научному методу. Поэтому и Галилей, и Декарт, создатели современной науки, – в какой-то степени наследники средневековой западноевропейской учености.

http://pravoslavie.ru/92828.html

е. имеет абсолютное выражение. Более того, между различными бесконечными величинами, представляющими актуально бесконечные суммы абстрактных чисел, моментов времени или точек пространства, могут существовать пропорциональные отношения: одна бесконечность может быть в неск. раз больше или меньше др. ( Grosset. De luce). Полагающим и мыслящим в едином акте актуально бесконечную величину является неизвестный Аристотелю абсолютно всемогущий христ. Бог, Который «все расположил мерою, числом и весом» (Прем 11. 21) и, зная определенное «истинное» число первой меры (mensura) пространства (времени), заключающее в себе бесконечное множество его точек (моментов), измеряет им все проч. пространственные (временные) протяжения. Г. не открыл ни одного научного закона, но высказанными оригинальными концепциями и большим личным авторитетом оказал влияние на развитие философии и опытной науки XIII-XIV вв., в частности на закрепление представления о свете как о всеобщей «форме телесности» ( Альберт Великий , Бонавентура , Томас Йорк, Витело, Иоанн Пекам ), на разработку учения о «мультипликации видов» (Р. Бэкон, Петр Перегрин из Марикура, Тимон Иудей), на создание новых, основанных на возможности алгебро-геометрического выражения качества систем «математической физики» (Т. Брадвардин, «калькуляторы» из Мертон-колледжа при Оксфордском ун-те, а также Николай Орем ). Соч.: богословские и философские: Le Chasteau d’Amour/Ed. R. F. Weymouth. L., 1864; Die philosophischen Werke des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln/Hrsg. L. Baur. Münster-in-Westfalen, 1912. (Beitr. z. Geschichte d. Philosophie d. Mittelalters; Bd. 9. H. 2); On Light (De Luce)/Ed., transl. C. C. Riedl. Milwaukee (Wisconsin), 1942 (рус. пер.: О свете, или О начале форм/Пер.: А. М. Шишков//Знание и традиция в истории мировой философии. М., 2001. С. 173–195); De finitate motus et temporis/Ed. R. C. Dales//Traditio. N. Y., 1963. Vol. 19. P. 253–266; Templum Dei/Ed. J. Goering, F. A. C. Mantello. Toronto, 1984. (Toronto Medieval Latin Texts; 14); De decem mandatis/Ed.

http://pravenc.ru/text/168181.html

1339 г. офиц. запрет читать сочинения О. и обсуждать его взгляды (текст документа см.: Chartularium Universitatis Parisiensis. P., 1891. Vol. 2. P. 485-486. N 1023). В дек. 1340 г. был утвержден еще один документ, в котором осуждались приписанные неким «оккамистам» попытки свести все науки к логике и обсуждать не содержание высказываний, а исключительно их формальную правильность (текст см.: Ibid. P. 505-507. N 1042). Если судить по их пересказу в документе, взгляды этих оккамистов были весьма радикальными и мало похожими на осторожную позицию самого О. Наконец, в 1341 г. была введена особая клятва, произносившие ее бакалавры перед началом занятий на фак-те искусств обещали соблюдать введенные запреты и следовать не «оккамовской науке», а учению Аристотеля и Аверроэса, кроме тех случаев, когда оно вступает в противоречие с верой (текст см.: Ibid. P. 680). При этом теологический фак-т Парижского ун-та, несмотря на выдвинутые против О. в Авиньоне обвинения в ереси и негативное отношение к нему Папского престола, не стал присоединяться к запрету, вслед. чего изучение богословских мнений О. в Париже формально не было запрещено. Вероятно, решение факультета искусств было неэффективным и действовало недолго: О. продолжали цитировать, по меньшей мере, теологи; в 60-х гг. XV в. клятва уже не встречается в офиц. перечне (подробнее см.: Courtenay. 2008. P. 127-346, 380-401). С 40-х гг. XIV в. Париж стал основным центром обсуждения идей О. Именно в Париже преподавали наиболее известные философы и теологи, в позднейшей традиции и историографии более или менее обоснованно получившие наименование оккамистов: Иоанн из Миркура (ок. 1310 - после 1347), Николай из Отрекура ( после 1350), Григорий Риминийский (ок. 1300-1358), Николай Орем ( 1382), Пьер д " Айи (1350-1420), Жан Жерсон (1363-1429) и др. В области логики к числу единомышленников О. относили Иоанна Буридана, Альберта Саксонского (ок. 1316-1390) и Марсилия Ингенского ( 1396), хотя все они были создателями оригинальных интерпретаций средневек.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Лит.: В память Священного коронования Их Имп. Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны в Москве 14 мая 1896 года. СПб., 1896; Путешествие по России и за границей Их Имп. Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 13 авг.- 19 окт. 1896 г. СПб., 1896; Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей/Сост. прот. А. П. Мальцев. СПб., 1903; Гастфрейд Н. А. Обзор благотворительных учреждений в Германии. СПб., 1905; Шамборант А. В. Русский Царь с Царицею на поклонении московским святыням. СПб., 1909; Бельский Л. Легенды и повести о Святой Елисавете Венгерской, ландграфине Тюрингенской. М., 1910; Из моего альбома: 60 фотогр. снимков Е. И. В. Государыни Имп. Александры Феодоровны. Пг.; М., 1915; Березин В. Л. Святой пример царственных женщин. Пг., 1916; От Ее Имп. Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны: Памятка воину на 1916 год. М., 1916; Щеглов В. В. Собственные Е. И. В. библиотеки и арсеналы: Крат. ист. очерк, 1715-1915. Пг., 1917; Жильяр П. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р; Кологривов К. Арест государыни императрицы Александры Феодоровны и августейших детей их величеств//Рус. летопись. 1922. Кн. 3; Лукомский Г. К. Последняя ночь в Александровском дворце//Накануне. 1922. 189. 18 нояб. С. 2-3; Кизеветтер А. А. Письма императрицы Александры Федоровны к императору Николаю II//СЗ. 1922. 13. С. 322-334; Витте С. Ю. Воспоминания. М.; Пг., 1923. Т. 1; Гурко В. И. Царь и царица. П., 1927; Канторович В. А. Александра Федоровна: (Опыт характеристики). Л., 1927; Шуленбург В. Э. Воспоминания об Императрице Александре Феодоровне. П., 1928; Buxhoeveden S. The life and Tragedy of Alexandra Fedorovna, Empress of Russia. L., 1928; Орем С. И. Заговор: Ист. заметки. Белград, 1931; Савченко П. Государыня Императрица Александра Федоровна. Белград, 1939. Джорд., 1983; Польский М., прот. Государь император Николай II и его семья - новые мученики российские.

http://pravenc.ru/text/64450.html

Роберт Гроссетест утверждал: природа геометрична Роберт Гроссетест (1175–1253), англичанин, канцлер Оксфордского университета, епископ Линкольна, обратил внимание на оптику, на то, как распространяется свет. Он утверждал, что свет распространяется по геометрическим законам: с одной стороны, по абсолютно прямой линии, а с другой – по сфере. Следовательно, природа геометрична и потому именно геометрия должна быть образцом для всех наук. Николай Орем (ок. 1320–1382), епископ Лизьё, продолжил размышлять об импетусе, введенном Жаном Буриданом, и придумал остроумную систему для наблюдения за изменением тела, в которой можно заметить прообраз идеи системы координат, которую впоследствии предложит Декарт. Кроме того, Орем высказывает сомнение в господствовавшей системе Птолемея и утверждает, что «никаким опытом нельзя доказать, что небо движется в своем дневном движении, а Земля остается неподвижной». Кстати, свои работы он писал не только на латыни, но и на французском языке, так что именно он, а не Декарт, как обычно утверждается, впервые изложил на простонародном языке сложные истины науки. Немногим ранее английский францисканский монах Рихард из Медиавиллы (Ричард из Мидлтауна, ум. нач. XIV в.) сделал не менее сенсационные выводы относительно Вселенной. Поскольку Бог всемогущ, то Он может сотворить Вселенную любых размеров. (По Аристотелю и Птолемею, как мы помним, Вселенная конечна и ограничена сферой неподвижных звезд.) Но бесконечной вселенная быть не может, поскольку бесконечен только Бог. Следовательно, утверждает Рихард, Бог может сотворить такую конечную Вселенную, которая будет расти бесконечно, при условии, что в каждый момент времени она будет конечной; точно так же Бог может бесконечно делить ее содержимое на части, величина которых в конце концов может оказаться меньше любого предела, при условии, что в каждый конкретный момент времени не существует бесконечного числа реально разделенных частей. Более того, Рихард допускает даже возможность сотворения Богом различных миров, поскольку епископ Парижа Этьен Тампье осудил утверждение аверроистов, наиболее последовательных сторонников Аристотеля, что Бог не может сотворить множество различных миров. На этом основании физик и историк науки Пьер Дюгем пишет: «Если нам требуется указать дату зарождения современной науки, то мы, безусловно, назовем 1277 год, когда епископ Парижа торжественно заявил, что могут существовать несколько миров и что множество небесных сфер может вне всякого противоречия быть оживлено прямолинейным движением».

http://pravoslavie.ru/95386.html

Поскольку Бог свободен в том, как Он устрояет мир, законы природы следует искать в наблюдениях и экспериментах, а не в абстрактном умозрении. Методологический натурализм Уже упомянутый методологический натурализм тоже восходит к монотеизму. В языческих представлениях природа была ареной действия множества воль – богов и духов, которые могли впадать в непредсказуемые капризы или конфликтовать между собой. В значительной степени такое восприятие отражало человеческий опыт – полный пугающих и непредсказуемых событий. Чтобы прийти к убеждению, что за кажущимся хаосом стоит рациональная упорядоченность, понадобилась вера в единого Бога, который создал вселенную как огромный часовой механизм. Как сказал французский философ XIV века Николай Орем, «творение подобно тому, как если бы человек завел часы и предоставил им идти и продолжать движение самим» 8 . Природа не обладает собственной волей – она подчиняется безличным законам, установленным Богом, и эти законы могут быть познаны человеком. Основания науки лежат за пределами её самой Итак, наука исходит из ряда предпосылок, и эти предпосылки не могут быть доказаны или обоснованы самой наукой. Исторически эти предпосылки связаны с верой в Бога Библии , хотя, отметим это еще раз, современный ученый, в отличие от своих предшественников, может этой веры и не разделять. Как писал выдающийся британский философ и логик Альфред Норт Уайтхед в своих «Гарвардских лекциях», «Я думаю, однако, что я еще не выявил наибольший вклад средневековья в формирование научного движения. Я имею в виду непоколебимую веру в то, что каждое конкретное событие может быть соотнесено с предшествующими совершенно определенным образом, так, что это отражает общие принципы. Без этой веры невероятные труды ученых были бы безнадежны. Именно это инстинктивное убеждение, живо возникающее перед воображением, является движущей силой исследования: что существует тайна, тайна, которая может быть раскрыта. Как это убеждение так живо укоренилось в европейском сознании?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010