Ипполит Богданович Богданович Ипполит Федорович (1743–1803) – поэт, переводчик. Богданович, как и его современник Фонвизин, а в Пушкинскую эпоху – Павел Ершов, остался автором одной книги. Фонвизин – «Недоросля», Павел Ершов – «Конька-Горбунка», а Богданович – «Душеньки», впервые вышедшей анонимно в 1778 и 1783 годах и начинавшейся стихами: Не Ахиллесов гнев и не осаду Трои, Где в шуме вечных ссор кончали дни герои, Но Душеньку пою. Тебя, о Душенька! На помощь призываю Украсить песнь мою... А в предисловии анонимный сочинитель сообщал: «Предки мои, служив верою и правдою государю и отечеству, с простым в дворянстве добрым именем, не оставили мне примера вознести себя выше обыкновенной тленности человеческой. Я же, не будучи из числа учрежденных писателей, чувствую, сколько обязан многих людей добродушию, которым они заменяют могущие встретиться в сочинениях моих погрешности». Трудно сказать, почему он решил откреститься от учрежденных писателей, к каковым многие годы принадлежал и сам, опубликовав две поэмы, множество оригинальных стихов и переводов, да и первый его стихотворный сборник «Лира» вышел за десять лет до «Душеньки». Все они быстро забылись, а «Душеньку» уже в самом начале XIX века Николай Карамзин назовет предвестницей русского сентиментализма, и имя Богданович навсегда войдет в историю русской литературы. Среди «забытых» окажутся все остальные его произведения, в том числе и духовные стихи, которые публиковались в 1860 и 1861 годах в одном из самых популярных журналов того времени «Полезное увеселение». В 1773 году он вновь вернется к ним, выделив в сборнике «Лира» в отдельный раздел «Оды духовные из разных псалмов Давидовых», заново переработав и переосмыслив многие тексты. Этими одами он представлен и в данной публикации среди других знаменитых псалмопевцев второй половины XVIII века. Оды духовные из разных псалмов Давидовых Доколе буду я забвен В бедах, о Боже мой, Тобою? Доколе будешь отвращен От жалоб, приносимых мною? Доколе вопиять, стеня? Мое всечасно сердце рвется:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Николай Некрасов Некрасов Николай Александрович (1821–1877) – поэт, издатель, критик. «Много истратят задора горячего//Все над могилой моей.//Родина милая, сына лежачего//Благослови, а не бей!..» – напишет он в предсмертных стихах, свидетельствующих о глубокой внутренней драме поэта «мести и печали». Ему суждено было стать центральной фигурой в литературной и общественной жизни 50–70-х годов XIX века. Возглавляемые им журналы «Современник» (1847–1866) и «Отечественные Записки» (1868–1877) не имели себе равных ни по степени влияния, ни по тиражам. В период «оттепели» (выражение Ф.И. Тютчева) он принял сторону «молодых». В результате «раскола» из «Современника» ушли И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, Ф .М . Достоевский, А.А. Фет, А.К. Толстой – цвет русской литературы. Журнал стал рупором идей Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Его поэзия в эти годы тоже становится идейно ангажированной. Сам он скажет об этом: «Злобою сердце питаться устало –//Много в ней правды, да радости мало». Он уничтожил тираж своей первой поэтической книги «Мечты и звуки», убедившись, что «Пушкин и Лермонтов до такой степени усвоили нашему языку стихотворческую форму, что написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий». Его гражданская лира не была гладенькой ни по форме, ни по содержанию. Но Ф.М. Достоевский недаром называл его «загадочным человеком». Наступив, как и многие поэты-революционеры, «на горло собственной песне», в глубине души он оставался проникновеннейшим лириком. Об этом свидетельствуют его «панаевский» цикл и «Последние песни». Но если мы сейчас более внимательно прочитаем его первую книгу «Мечты и звуки», то увидим, что самые лучшие стихи в ней – религиозные. В восемнадцать лет он написал стихотворение «Час молитвы», которое навсегда осталось такой же классикой русской поэзии молитв, как его же «Молебен». В этих двух молитвах – ранней и поздней – весь Некрасов. Былые попытки сделать из него поэта-атеиста – чудовищная ложь. Сохранилось «Слово, произнесенное при гробе Н.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Звёздочка моя ясная…» Статью републикуем в связи с кончиной Ольги Фокиной 13.10.2023 779 Время на чтение 7 минут Источник: СТОЛЕТИЕ «Звёздочка моя ясная…». Трудно найти сегодня человека, который бы не слышал песню «Звёздочка моя ясная…» на стихи Ольги Фокиной, впервые исполненную в начале 1970-х ВИА «Цветы». Знает её и вспоминает к случаю уже третье поколение и моей семьи. А как гениально её исполнял молодой вологодский гармонист Володя Топоров, ясной звёздочкой вспыхнувший и угасший на русском музыкальном небосклоне! Не так много у нас авторских песен, ставших поистине народными… Ольга Фокина – классик русской литературы и наша современница. Это всё равно что рядом с нами жили бы сейчас Алексей Кольцов или Николай Рубцов. «Лицом к лицу лица не увидать…». Классика – это то, что проверено временем. «Хоть тяжела классическая лира», как писал Анатолий Передреев, но она далась в руки скромной женщине. Боюсь, что не правда, а снится, Боюсь, что проснусь, не суди! Пройдись по моим половицам, На лавке моей посиди. Я выбегу в тёмные сени, Где издавна всё – наизусть, Но, как после землетрясенья, Споткнусь, оступлюсь, провалюсь. Убьюсь… и, не чувствуя боли, Уже не живая, пойду: В широком и ветренном поле Очнусь, наступив на звезду. Она расплеснётся, урвётся, Опять соберётся, жива! И к небу от лужи метнётся Мой взгляд, забирая права – На звёздность! На высь! На бездонность! Стихи Ольги Фокиной помню со школьных лет, с 1980-х годов, потому что книги её можно было купить, пожалуй, в любом областном, даже районном книжном магазине. И книги эти приобретались, «чтобы было в доме», и перечитывали их родители и дети. А как не перечитывать? Это же написано о нас! Попахни черёмушка, Родимой сторонушкой, Лежалой соломушкой, Шершавой коровушкой, Метёною улочкой, Осевшим крылечиком, Прошедшим и будущим Теплом человеческим. Всё в этих строках: и сказ о крестьянском быте, и драматургия человеческой жизни, что стоит за бесконечной сменой поколений. Стихи советского времени. А они – о вечности.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/13/zvezdo...

Н.И. Гнедич Николай Иванович Гнедич родился в Полтаве в 1784 г. 118 Сын небогатого помещика, он вырос в бедности и сиротстве; он рано лишился родителей, которые оставили ему и сестре его очень небольшое имение; в ранних также летах его посетила страшная оспа, которая изуродовала его лице и лишила его правого глаза. Это обстоятельство на всю жизнь его положило печать грусти, но не лишило однако же его бодрости; с терпением и твердостью он переносил все несчастия, привык к труду, отличался стойкостию своего характера, твердостию в своих убеждениях и в своих привязанностях к людям. Образование свое Гнедич получил сначала в полтавской семинарии, потом в харьковском коллегиуме и наконец в московском университете, где он познакомился с греческой и латинской литературой, занимался историей под руководством профессора Чеботарева, изучил французскую и немецкую литературу, читал Шекспира во французском переводе. Обладая звучным голосом, он еще в университете любил декламировать пред товарищами отрывки из трагедий и играл на университетском театре. Это впоследствии открыло ему доступ в богатые и знатные дома Строганова и Оленина и других меценатов, где любили литературные чтения и домашние спектакли. Особенно он понравился Оленину своей образованностию и знакомством с классической литературой. Первыми печатными трудами Гнедича были переводы. Он перевел трагедию Дюси: «Абюфар», потом «Короля Лира» Шекспира, «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера и «Танкреда» Нольтера. Гнедич любил театр, был знаком с лучшими актерами, долго был дружен с актрисой Семеновой, которая весьма много была обязана ему развитием своего драматического таланта. Оригинальные стихотворения Гнедича относятся главным образом к лирическим стихотворениям, которые состоят из посланий, надписей, эпиграмм и проч. и ничем особенным не отличаются. Лучшие из них те, которые имеют элегический характер: «На гробе матери», «К Провидению», «А. С. Пушкину», «На смерть графа Строганова», «На смерть барона Дельвига» и подражания песням Оссиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Воспоминания, статьи, письма В том вошли воспоминания, статьи, очерки и письма Лескова разных лет. Николай Семенович Лесков Собрание сочинений в одиннадцати томах Том 10 Последняя встреча и последняя разлука с Шевченко В мяч не любил он играть никогда: А. Плещеев. Итак, осиротела малороссийская лира. Лежит в гробу ее бездыханный поэт. Тараса Григорьевича Шевченко не стало. Сегодня гроб его опустили в сырую могилу на Смоленском кладбище, напутствуя его прощальным словом и братскою слезою. Не стану говорить, как велика эта потеря для малороссийской литературы в эпоху ее возникновения, в день рождения «Основы» , которой покойный поэт сочувствовал всей душою. Значение Шевченко известно всякому, кто любил родное славянское слово и был доступен чему-нибудь высокому, изящному, — но не могу отказать себе в удовольствии поделиться с читателями «Русской речи» теми впечатлениями, которые оставили во мне последняя моя встреча с покойным поэтом и последняя моя разлука с ним у его могилы. Из петербургских газет, я думаю, всем уже известно, что Т. Г. Шевченко прихварывал еще с прошлой осени, а в конце января этого года он уже почти не оставлял своей квартиры в доме Академии художеств. Квартира эта, отведенная ему после возвращения его в Петербург , состояла из одной очень узкой комнаты, с одним окном, перед которым Шевченко- художник обыкновенно работал за мольбертом. Кроме стола с книгами и эстампами, мольберта и небольшого диванчика, обитого простою пестрой клеенкой, двух очень простых стульев и бедной ширмы, отгораживавшей входную дверь от мастерской художника, в этой комнате не было никакого убранства. Из-за ширмы узкая дверь вела по узкой же спиральной лестнице на антресоли, состоящие из такой же комнаты, как и внизу, с одним квадратным окном до пола: здесь была спальня и литературный кабинет Шевченко- поэта. Меблировка этой комнаты была еще скуднее. Направо в угле стоял небольшой стол, на котором обыкновенно писал Шевченко; кровать, с весьма незатейливой постелью, и в ногах кровати другой, самый простой столик, на котором обыкновенно стоял графин с водой, рукомойник и скромный чайный прибор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Закрыть itemscope itemtype="" > О всеобщей украинской мобилизации Я лиру посвятил 23.01.2015 517 К народу возбуждать вниманье сильных мира - Чему достойнее служить могла бы лира?... Я лиру посвятил народу своему. Николай Некрасов Припорошит пороша Порошенко Указ, Может он и хороший, Только он не про нас. Не про ту Украину , что мы знаем с тобой, Не за ту Украину, чтобы ринуться в бой. Нам зима на подмогу, Завьюжит, закружит... Нам подскажет дорогу, Как же правильно жить? Может, холод собачий Нам поможет понять: Надо как-то иначе, По своим не стрелять. Может, ёкнет на сердце Или вспомним хоть раз: Дело там или дельце? Кто ж придумал Указ? Люди мы или звери? Вместе мы или врозь? Чтоб открытые двери Нам ломать не пришлось... Запорошит пороша Порошенскую Русь, Кто плохой, кто хороший - я судить не берусь, Порошенко своё нам - а пороша своё: Милый то ж всё родное: и твоё, и моё... Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы - Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..» Николай Некрасов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/23/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/122394_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь НИКОЛАЙ III (между 1212 и 1220 - 1280; до избрания папой - Джованни Гаэтано Орсини), папа Римский (с 25 нояб. 1277) НИКОЛАЙ V (ок. 1258 - 1333; до избрания папой - Пьетро Райнальдуччи), антипапа (12 мая 1328 - 25 авг. 1330) НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов «NOSTRA AETATE» [«В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОБСЕРВАНТЫ Обсерванты, в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций) ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке

http://pravenc.ru/rubrics/122074_25.html

[лат. Andreas de Sancto Victore] (ок. 1110-1175), англ. экзегет, комментатор ВЗ. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XII в. учился у Гуго Сен-Викторского в мон-ре Сен-Виктор (близ Парижа). В 1149 г. стал аббатом в Уигморе (Англия), но вскоре (1154/55) возвратился в Сен-Виктор. В 1161/63 г. А. С.-В. вновь отправился в Уигмор, где оставался аббатом до конца жизни. Сохранились комментарии А. С.-В. на Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Притч Соломона, Екклесиаст, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, 12 малых пророков и Паралипоменон (принадлежность последнего А. С.-В. нельзя считать установленной). Комментарий на Песнь Песней, приписанный А. С.-В. ( Hadfield. P. 2), в действительности ему не принадлежит ( Berndt. P. 76-77). Кроме того, А. С.-В., вероятно, принадлежит «Хроника» (Chronicon), посвященная истории иудеев до пришествия Христа. В основу последнего труда легли исторические сочинения Иосифа Флавия , Беды Достопочтенного , блж. Иеронима , Исидора Севильского , Марка Юлиана Юстина (II в. по Р. Х.). В толковании как исторических, так и пророческих книг А. С.-В. стремится прежде всего раскрыть их букв. смысл, уделяя особое внимание историческим реалиям ВЗ, библейской хронологии и географии. Из предшественников наиболее ощутимо влияние блж. Иеронима, к-рого А. С.-В. цитировал местами дословно, и Гуго Сен-Викторского (гл. обр. в толковании первых 7 книг Библии; очевидны также общие методологические принципы, характерные для схоластической школы мон-ря Сен-Виктор). Встречаются также заимствования из Glossa ordinaria . А. С.-В. первым из средневек. ученых начал систематически обращаться к евр. тексту. Вопрос корректного перевода текста Свящ. Писания являлся для него центральным, поэтому в случае расхождений с Вульгатой предпочтение отдавалось евр. варианту. А. С.-В. пользовался раввинистической традицией толкования Писания, часто заимствуя текст из работ Раши , Рашбама , Иосифа Кары и др. (без указания источника). Общением с евр. диаспорой Парижа, видимо, объясняется и знакомство с агадическим толкованием Библии. В нек-рых сочинениях А. С.-В. часто чередует христ. и иудейские толкования текста Писания, не вынося никакого суждения об их авторитете. Однако местами он вступает в полемику, указывая на искаженное видение иудеями истории, обусловленное отвержением Христа (In Ezechielem 17. 22; 37. 25; In Isaiam 24. 16), а также на очевидное неправдоподобие нек-рых разъяснений (In Isaiam 24. 18). Работы А. С.-В. широко использовали др. средневек. богословы: Петр Коместор , Петр Кантор , Стефан Лэнгтон, Гуго Сен-Шерский, Николай Лира .

http://pravenc.ru/text/115316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА Николай де Лира. Гравюра из кн.: Thevet A. Les vraes portraits et vies des hommes illustres. P., 1584. T. 1. Fol. 151r Николай де Лира. Гравюра из кн.: Thevet A. Les vraes portraits et vies des hommes illustres. P., 1584. T. 1. Fol. 151r [Лат. Nicolaus de Lyra, также Nicolaus Lyranus или Nicolaus Lyrensis (Николай Лирский); франц. Nicolas de Lyre] (ок. 1270, Лира, ныне Ла-Вьей-Лир и Ла-Нёв-Лир, Франция - 14.10. 1349, Париж), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев . Жизнь и деятельность Сохранившиеся в источниках свидетельства о жизни Н. де Л. весьма немногочисленны и фрагментарны (общий обзор материала см.: Labrosse. 1906). Нек-рые события позднего парижского периода жизни Н. де Л. могут быть надежно установлены на основе исторических документов, однако все сведения о его происхождении, детстве и юности восходят к противоречивым преданиям и не имеют прямых подтверждений в источниках XIII в., поэтому проверить их достоверность невозможно. Год и день рождения Н. де Л. неизвестны. В помещенной на его могиле эпитафии сообщается, что он был членом ордена францисканцев 48 лет (см.: Ibid. P. 397). Соотнося это свидетельство с датой смерти Н. де Л., с сообщениями др. источников о том, что в 1322 г., начиная работу над своим главным экзегетическим сочинением, Н. де Л. был уже в преклонных летах, а также с утверждениями средневек. биографов, что он скончался в глубокой старости, исследователи условно датируют его рождение кон. 60-х - сер. 70-х гг. XIII в. (см.: Idem. 1907. P. 491-492; ср.: Glorieux. 1933. P. 215; Patton. 1999. P. 116). В лит-ре XV-XVII вв. встречаются разные сведения о месте рождения Н. де Л. Наименее вероятной является версия о том, что он был уроженцем Англии и происходил из Кингс-Линна; по-видимому, эти сведения восходят к ошибочному отождествлению Н. де Л. с англ. ученым Николаем Линнским (Linnensis). Мн. писатели, в т. ч. Эразм Роттердамский , считали Н. де Л. уроженцем Лиры в герц-стве Брабант (ныне Лир, Бельгия), однако эта гипотеза основана только на совпадении прозвища Н. де Л. с названием города и не находит др. подтверждений. Наиболее вероятной большинством совр. исследователей признается версия о происхождении Н. де Л. из Лиры в Нормандии. В пользу этой гипотезы свидетельствуют прямое указание на его нормандское происхождение в одной из эпитафий, хорошее знание им франц. языка и реалий франц. жизни, а также то, что его монашеский путь начался в мон-ре францисканцев, относившемся к кустодии Нормандия (подробнее см.: Labrosse. 1907. P. 492-495).

http://pravenc.ru/text/Николай ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010