Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Золотые пропорции бытия О поэзии Геннадия Иванова на основе сборника стихов «Горит костер» 01.11.2023 222 Время на чтение 12 минут (М.: Российский писатель. 2020 г., с.304) Если даже апостол Павел, восхищенный до третьего неба, все еще не постиг Непостижимого, то и никто не насытится созерцанием его, превышающего всякое постижение, и всегда останется возможность понимать его лучше и лучше. Николай из Кузы Внимательнее многих смертных к созерцанию Непостижимого, ощущаемого каждой человеческой душой, относятся богословы, философы и поэты. Это созерцание и фиксирование увиденного в соответствующих символах они, совершенствуясь, делают смыслом своей жизни. Понятно, что для земного ума абсолютная Истина непостижима. Поэтому, как осознавали уже средневековые и раннеренессансные мыслители, человеческое знание основывается на предположении. Через предположение мы совершенствуемся в знании. Так восклицал выдающийся немецкий философ XV в. Николай Кузанский: «поистине, неисчерпаемо приумножение познания истины», поясняя, «Поскольку же сотворенный разум, обладая ограниченной актуальностью, существует в ином только по-иному, так что между всеми высказывающими предположения сохраняется различие, то, несомненно, разные предположения разных людей будут ступенями к одной и той же непознаваемой истине, однако несоразмерными друг другу, а именно так, что мысль одного, хотя бы он и был очень близок к другому, никто никогда не представляет себе безошибочно. По чему и измышления, полученные путем долгих обдумываний из возможностей моего слабого ума и приведенные здесь мною, ты должен рассматривать только как мои предположения, возможно несравнимые с блестящими мыслями более достойных умов». Эти слова можно отнести и к процессу осмысления Непостижимого в мире, и самого мира через художественные предположения о его закономерностях, а также к исследованию собственно поэтического творчества, их отражающего. И понять, почему одни стихи нравятся, другие отталкивают, а некоторые кажутся родными, их хочется запоминать и повторять наизусть. К последней, высшей категории по моему мнению относится творчество современного русского поэта Геннадия Викторовича Иванова.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/01/...

Сортировать по Исключить новости Христианские корни современной науки Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 25 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Terra est stella nobilis 1 . Николай Кузанский. De docta ign., II, 17. Лишь небольшое число исторических фактов сравнимо по бесспорности с фактом связи современной науки и техники с религией и именно с христианским богословием. Чтобы в этом убедиться, достаточно констатировать то, что невероятное развитие современной техники со всей очевидностью предполагает теоретическую науку с её универсальным применением. Это та наука, которая позволяет представить все воспринимаемые невооружённым или вооружённым глазом феномены как видимые проявления отношений, представить их не тем, чем они являются, то есть соответствующими самым строгим образом не какому бы то ни было дискурсу, а — математическим формулам и функциям, имеющим к ним непосредственное отношение. Если хотите, эту науку можно назвать математической физикой. Следует, однако, уточнить, что эта физика не ограничивается какой-то частью Вселенной либо одним каким-то её частным аспектом: она должна и может включить в себя всё и без всякого исключения, что способна наблюдать (то есть во всяком случае рассмотреть в последней инстанции). Не может быть возражений против того, что математическая физика с её универсальным применением возникла в Западной Европе в XVI веке и что её появление нельзя обнаружить ни прежде, ни где-то в другом регионе. Несомненно, что в наше время она известна практически во всём мире. Тем не менее зарождение её мы можем констатировать лишь там, где религией является христианство, во всяком случае, в той цивилизации, которую у нас нет никаких оснований не называть христианской. Разумеется, диким народам при всём их разнообразии заниматься математической физикой помешало и мешает не только то, что они не были крещены. Однако что же могло помешать заняться этой наукой проницательным китайцам, которые по крайней мере массово участвовали в построении цивилизации, так отличающейся от всех прочих своей крайней рафинированностью? Почему индийцы, пользуясь эллинистическим искусством и наукой и распространяя их ещё и среди многих других народов, никогда не пытались преодолеть достаточно узкие границы той науки и тех технических достижений, наследниками которых они явились? Как могло случиться, что несколько великих древнееврейских мыслителей, желавших объединить иудаизм с интеллектуальными усилиями цивилизованных язычников, никогда не пытались каким бы то ни было способом внести свой вклад в развитие идей, способных однажды превратиться в науку в собственном смысле? Ислам не помешал арабам активно участвовать в развитии и распространении эллинистической традиции, и именно они первые позволили ей возродиться. Почему же, например, открыв для себя химию, они не попытались её математизировать вместо того, чтобы довольствоваться ассимиляцией и усовершенствованием чистой или небесной математики древних?

http://pravmir.ru/korni-sovremennoi-nauk...

Часть вторая. Интуиция всеединства и отвлеченное знание Formae rerurn поп sunt distinctae, nisi ut sunt contracte. Ut sunt absolute, sunt una indistincta, quae est verbum in divinis… Unum enim infinitum exemplar tantum est sufflciens et necessarium, in quo omnia sunt ut ordinata in ordine, omnes quantumcumquas distinctas rerum rationes adaequatissime complicans. Николай Кузанский. De docta ignorantia II, c. 9 Глава 5. О сущности логической связи ν πιστμρ... ενεργεα μν μρος τ προχειρισδν ο χρεα και τοτο προττακτα, επεται μντοι κα τ λλα δυνμει λανθνοντα, κα στι πντα ν τω μρει... ρημον δ των λλων Θεωρημτων ο δει νομζειν. Плотин, Ennead. IV. 9,5· В предыдущих главах мы пытались разъяснить понятие предмета, т. е. объяснить возможность обладания «неведомым нечто», на которое мы направляемся в знании и которому мы приписываем познанное содержание. На очереди стоит теперь вторая основная гносеологическая проблема – вопрос о том, как возможно само познание, т. е. в чем состоит то «проникновение» в неведомое, то раскрытие непосредственно скрытого от нас содержания бытия, которым осуществляется знание о предмете. В намеченной выше формуле знания «х есть А» надлежит уяснить природу и условия перехода от х к А от неизвестного предмета к знанию его содержания. Однако обсуждение этого вопроса мы пока должны отложить. Его решение предполагает знакомство с некоторыми общими свойствами содержаний знания и их связей. В частности, вопрос о переходе от неизвестного предмета к его содержанию требует прежде всего уяснения логической природы и условий перехода в знании вообще, т. е. изучения логического следования. Каким образом и на каком основании мы переходим от одного, уже имеющегося знания к другому, новому, лишь в этом переходе осуществляемому знанию? Пусть нам дано, т. е. нами уже осуществлено некоторое знание, содержание которого мы схематически обозначаем, как А Спрашивается, как от него мы можем перейти к какомулибо новому, непосредственно еще не имеющемуся у нас знанию В? Этот вопрос есть, таким образом, вопрос о логической природе умозаключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/pr...

Часть третья. Конкретное всеединство и живое знание δετν πρτοις λεγομνην οσαν οκ εναι το εναι σκιν, λλ εχειν πλρες τ εναι. πλΤ ρες δ στι τ εναι, δταν εδοζ το νοεν κα Qtv λβη. μο ρα τ νοεν, τ ν, τ εναι ν τφ δντι. Плотин, Ennead. V, 6,6. Глава 10. Время и число Ex ео, quod mens divina unum sic intelligit et aliud aliter, orta est rerum pluralitas. Николай Кузанский, Idiotae. Ill, cap. 6. ε ον χρνον τις λγοι ψυχς, κινσει μεταβατικ ξ λλον βον ζων εναι, ρ ν δοκο τι λγειν, Плотин, Ennead. ΙΠ, 7,11. Когда вдумываешься в понятие времени, то первое, что бросается в глаза, есть близость между временем и числом. Эту близость усмотрел и определенно высказал уже Аристотель; в новой философии она была снова выдвинута Кантом и является в настоящее время предметом живого обсуждения. Близость эта может быть выражена, однако, в двух противоположных формах: либо время признается основанием числа, либо – напротив – число объявляетеся основанием времени. Первое имело места, как известно, у Канта, но в настоящее время это утверждение не пользуется успехом ни у современных математиков, ни у большинства философовкантианцев; с уяснением «чистого», логического характера числа гораздо более приемлемой представляется обратная теория, сводящая время к числа. 160 С другой стороны, в новейшее время обратила на себя внимание теория Бергсона, которая, в противоположность этому распространенному, невольно навязывающемуся убеждению о близости между числом и временем, подчеркивает коренную противоположность того и другого. Мы оставляем пока не решенными все эти проблемы. При избрании способа и порядка обсуждения природы времени мы руководимся лишь, вопервых, общей презумпцией о близости между числом и временем (которая не опровергнута, а разве лишь дополнена теорией Бергсона), и, во-вторых, презумпцией в пользу первенства числа. В силу этого мы считаем себя вправе начать с обсуждения проблемы числа; выводы наши должны показать, в какой мере наши презумпции были правильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/pr...

XV век Николай Кузанский XV век дал миру немало великих ученых, первооткрывателей и религиозных деятелей. Одним из них стал епископ Николай Кузанский. Этот немецкий философ и богослов был чем-то сродни великому русскому мыслителю Михаилу Ломоносову. Ведь им обоим с юных лет пришлось отчаянно бороться за свое право учиться грамоте и заниматься науками. Николай родился в простой семье из южной Германии, в селе под названием Куза. Потому-то впоследствии его и прозвали Кузанским. «Я появился на свет в 1401 году. Отец мой занимался рыбной ловлей и, кроме того, возделывал виноградник. Родители даже не помышляли отдать меня в школу – сызмальства я трудился наравне со взрослыми». Так вспоминал свое тяжелое детство прославленный деятель христианской Церкви. Но Николай с раннего возраста тянулся к знаниям. И, будучи подростком, он попросту сбежал из отчего дома. Способный мальчик сумел найти приют в Голландии. Там он и учился в школе. А потом поступил в знаменитый Гейдельбергский университет в Германии, где, как особо талантливый студент, учился за казенный счет. Но, даже окончив университет с отличием, Николай Кузанский стремился умножить свои знания. «Я поехал в Италию, в богословский институт города Падуи. Я хотел как можно глубже постичь Бога и Его творение – человека и природу». Позже Николай Кузанский напишет в одном из своих философских трудов: «Все люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение». Уже в 22 года этот исключительно одаренный юноша стал доктором канонического права. А в 25 лет, получив сан священника, был назначен секретарем легата, то есть полномочного представителя Римского папы, в Германии. Еще через два десятка лет Николай Кузанский в сане кардинала сам стал папским легатом. Это была стремительная для тех времен карьера. Но имя Николая Кузанского осталось в веках вовсе не из-за его высокой должности. Этот человек всю жизнь исследовал законы мироздания. И достиг высот познания, совершив немало великих открытий. Николая Кузанского называют одним из крупнейших философов эпохи Возрождения. Многие афоризмы этого мыслителя остались в обиходе до сих пор. Например, известное изречение: «Мы живем в придуманном мире» – не что иное, как цитата из его трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Николай Кузанский Профессиональные интересы: Философия, Политология, Богословие, Естествознание Краткая биографическая справка: Николай Кузанский  (1401–1464) [лат] – богослов, философ, политический мыслитель, математик, географ и астроном: кардинал Николай Кребс из Кузы на Мозеле. Его называют последним схоластом  и первым гуманистом, рационалистом  и мистиком. Сын рыбака, в юном возрасте поступил в школу " духовных братьев общей жизни " , затем учился в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах. Вступил в монашеский орден августинцев. Н.К. обладал всеми знаниями своей эпохи, и одновременно был верным членом католической Церкви. Как знаток греческого языка, он был включен в состав церковного посольства в  Константинополь для переговоров с об унии. В Константинополе Н.К. познакомился с Георгием Гемистом Плифоном, работал с греческими текстами. В богословии Н.К. развивал апофатический принцип Дионисия Ареопагита, соединяя апофатическую (отрицательную) теологию и спекулятивный логицизм. В философии Н.К. примыкает к платонизму. В сочинении о вращении земли он на сотню лет предварил Коперника. Его же должно считать родоначальником математического учения о бесконечном, которое он выводил из философского   принципа  " совпадения противоположных " . Библиография работ о персоне: Андрушко В.А. Николай Кузанский и его " Диалог об игре шара "http://Философские науки. – М., 1979. – 3. Асмус В.Ф. Натурфилософские и научные идеи Николая Кузанского//Фронт науки и техники, – 1938. – 2.

http://bogoslov.ru/person/3044487

Н. К. происходил из семьи состоятельного судовладельца и купца Генне Крифца ( ок. 1450; Henne Cryfftz на мозельско-франкском диалекте; нем. вариант - Йоханн Кребс; лат. вариант - Иоанн Канцер; букв. значение фамилии - «рак»; впосл. изображение рака Н. К. поместил на свой герб). Отец Н. К. перевозил вино и др. товары по р. Мозель, вел торговлю с жителями Трира, Айфеля и др. городов и селений долины Мозеля; мать, Катарина Рёмер ( 1427), также принадлежала к зажиточной торговой семье. Вследствие этого встречающееся в лит-ре утверждение о «демократическом» происхождении Н. К. из крестьян или мелких торговцев ныне признается не соответствующим действительности (см., напр.: Meuthen. 2010. P. 10-11). У Н. К. были 2 родные сестры и брат, а также множество родственников по отцовской и материнской линиям. С некоторыми из них он впосл. поддерживал связь, помогая их церковной или светской карьере. Во взрослые годы Н. К. нередко посещал родной город; это подтверждает, что его отношения с родителями и родственниками были добрыми и неконфликтными (семейное древо Н. К. см.: M ü ller. 2013. S. 184-185; подробнее о семье см.: Ibid. S. 39-46). Дом в Кузе, в к-ром род. Н. К. и жила его семья, существует и в наст. время, однако он был реконструирован в кон. XVI в. (см.: Ibid. S. 35, 188). Точный день рождения Н. К. неизвестен; на основании нек-рых косвенных источников исследователи заключают, что он род. между апр. и июлем 1401 г. (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 1. N 1). Н. К. был крещен в местной церкви, возможно, получив имя в честь одного из родственников. Первоначально Н. К. часто называл себя фамильным именем в соединении с местом рождения в немецкой или латиниз. форме - Николай Кребс из Кузы, Николай Канцер из Кузы. Впосл. более распространенной стала короткая форма Николай из Кузы (в лат. и нем. формах); широко использовался и др. вариант, где имя соединялось с лат. названием диоцеза, в котором Н. К. род. и первоначально исполнял церковное служение - Николай Трирский (Nicolaus Treverensis). Наиболее известная ныне форма Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) была введена итал. гуманистами и стала употребляться только с 40-х гг. XV в. ( Senger. 2017. S. 17; др. варианты написания имен см.: ActaCus. Bd. 1. S. 1801). Детство и юность

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Письмо Николая Кузанского от 1453 г. к аббату и братьям в Тегернзее, написанное по поводу таинственной теологии Дионисия Ареопагита Источник Скачать epub pdf (Переведено с немецкого Gessammelte Werke Nicolaus von Cusa, Tubingen – в выдержках – 1871 г.) 1 Достопочтимый Отец. Возлюбленные во Христе братья. Из ваших, всегда мне любезных писем, я увидел, что вы хотите знать мой взгляд на то, как Великий Дионисий Ареопагит велит Тимофею возвышаться без знания к таинственному богословию. Хотя тот ревнующий о Боге картезианский монах 2 придирчиво прочел писания канцлера Герсона и придерживается взгляда, что Герсон 3 не имеет правильного мнения о таинственной теологии, понимая последнюю как чистое созерцание, однако, насколько я это вижу и насколько дает это знать текст новейшего перевода, 4 Дионисий не имел в виду ничего иного, как сделать для Тимофея ясным, что созерцание, которое состоит в вознесении нашего разума вплоть до единения с Богом, и того видения, что без завесы (sine velamine) не может достичь своего завершения до тех пор, пока утверждается, что Бог познается им, как это и показал Дионисий в одном письме к монаху Гайю. 5 Здесь, говорит он, [на пути мистики ] надо вознестись над всем познаваемым, а также и над самим собою; тогда проникнешь в облака и мрак. Если мой дух больше не познает, это значит, что он пребывает во тьме незнания. Если он ощутит этот мрак, – это знак того, что здесь Бог , которого он ищет. В слабых глазах того, кто хочет увидеть солнце, возникнет тьма, произведенная превосходством (excellenciam) солнца. Это знак того, что он на правильном пути, что он видит солнце. Если же мрак не приходит, это значит, что он не на правильном пути подходит к всепревосходящему свету. Впрочем, хотя почти все мудрые и говорят, что мрак мы находим тогда, когда у Бога отнимается все, так что идущий находит скорее ничто, чем нечто, я все же не того мнения, что проникнет в мрак только тот, кто ограничил себя исключительно отрицательным богословием. Ибо, так как оно только снимает, но ничего не полагает, то через него Бог познается не открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Александр Голицын Скачать epub pdf Это отрывки из книги Голицина Et Introibo ad altare Dei: the mystagogy of Dionysius Areopagita: with special reference to its predecessors in the Eastern Christian tradition (Analekta Blatadon 59; Thessalonike: Patriarchikon Idruma Paterikon Meleton ; George Dedousis, 1994). Это его докторская диссертация написанная в Охфорде с Kallistos Ware. Сочинения, вошедшие в историю под названием Corpus Areopagiticum, оказали значительное влияние на развитие мировой философии последних полутора тысяч лет. В «Corpus Areopagiticum» входят следующие сочинения: «О Божественных именах», «О церковной иерархии» («О церковном священноначалии»), «О таинственном богословии» («О мистической теологии»), «О небесной иерархии» («О небесном священноначалии»), десять Посланий (четыре Послания Гаию служителю, Послание Дорофею литургу, Сопатру иерею, Поликарпу иерарху, Димофилу служителю, Титу иерарху, Иоанну Богослову). Corpus Areopagiticum вызывал большой интерес уже в Средние века. Начиная с Константинопольского собора 533 г., он активно обсуждался. К нему обращались и крупнейший схоластик восточного христианства – Иоанн Дамаскин , и крупнейший схоластик западного мира – Фома Аквинский. На основе сочинений Дионисия Ареопагита развивали свои неоплатонические воззрения ирландец Иоанн Скот Эриугена, французские мыслители Алан Лилльский и Александр из Гэльса. Идеи Дионисия Ареопагита оказали значительное влияние на развитие философских исканий мыслителей Сен-викторской школы. С началом исихастских споров в Византии в XIV столетии на авторитет Дионисия Аореопагита ссылались как аскетически настроенные паламиты, так и их противники – варламиты. Дионисий Ареопагит оказал влияние на европейских мистиков, например, Майстера Экхарта. Дионисий Ареопагит вызвал большой интерес у неоплатоников эпохи Возрождения: Николая Кузанского, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, который поставил Ареопагита выше Платона и Аристотеля. Идеи Ареопагита обсуждали Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, деятели Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Базельский собор Базельский собор (с 27 авг. 1431 по 7 марта 1449 г.) был последним из трех великих соборов XV века, стремившихся к спасению западной церкви от угрожавшего ей полного разложения. После того, как Констанцский собор, выдвинув идею вселенской церкви и главенства вселенских соборов над папами, постановил периодически созывать такие соборы, общественное мнение ухватилось за эту идею и начало настойчиво требовать ее осуществления. Под давлением этого мнения и особенно в виду опасного развития гуситского движения папа Мартин V (1417–1431) нашел себя вынужденным созвать собор, который и был созван сначала в Павии, затем в Сионе и, наконец, в Базеле. Вскоре, однако, он умер, но его преемник, Евгений IV, был принужден утвердить эту буллу и 27 августа 1431 г. собор был открыт Иоанном Паломарским и Иоанном Рагузским. Тем не менее, повсюду уже так мало было доверия к искренности папства, что только весьма немногие прелаты приняли приглашение, и только после того, как прибыл кардинал Чезарини, в сопровождении такого свободомыслящего писателя, как Николай Кузанский и римский король Сигизмунд прислал «протектора» от имени своего королевства, интерес к собору оживился и на него стали съезжаться представители из Франции, Германии и Италии, а также из Англии и других северных стран. Порядок делопроизводства, установленный собранием 26 сентября 1431 г., был хороший. Старая группировка членов собора по национальности была отменена и составлены четыре комитета: по предметам веры, политики, церковных преобразований, и общего делопроизводства. В этих комитетах предметы обсуждались отдельно, и необходимо было соглашение трех из них для того, чтобы можно было ставить вопрос на обсуждение в общем заседании, на котором председательствовал кардинал Чезарини, и сделать его постановлением соборным. Но как только собор хорошо устроился и начал вести дело, папство почувствовало, что собор взял силу, и притом, враждебную для него силу. Папа испугался, и 18 декабря 1431 г. послал кардиналу Чезарини буллу, которой собор распускался.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010