Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Колан) [румын. Nicolae Colan] (28.11.1893, Арапатак, комитат Харомсек, Венгерское королевство в составе Австро-Венгерской монархии (ныне Арач, жудец Ковасна, Румыния) - 15.04.1967, Сибиу, Румыния), митр. Трансильванский (1957-1967) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), политик, публицист, журналист, педагог. Почетный член и с 1943 г. действительный член Румынской академии (1938-1948). Род. в крестьянской семье в Вост. Трансильвании, входившей в то время в состав Венгрии. Начальное образование получил в сельской школе в родном селе, в 1906-1907 гг. проходил обучение на венг. языке в средней школе в г. Шепшисентдёрдь (ныне Сфынту-Георге, Румыния), в 1914 г. окончил одно из самых престижных в монархии Габсбургов румыноязычных средних учебных заведений - лицей им. митр. Андрея (Шагуны) в Брашшо (ныне Брашов, Румыния). В 1914-1916 гг. (до вступления Румынии в первую мировую войну) в венг. г. Надьсебен (ныне Сибиу, Румыния) учился в правосл. ДС (ныне богословский фак-т Ун-та им. Л. Благи), где в круг его общения входил ряд лиц, впосл. оставивших заметный след в румын. культуре (поэт и философ Л. Блага, историк А. Оцетя и др.). C 1915 г. сотрудничал с периодическим изданием «Gazeta Transilvaniei», тесно связанным с румын. национальным движением Австро-Венгрии, в 1916 г. опубликовал свои первые богословские статьи в основанном Н. Бэланом (впосл. митр. Трансильванский Николай ) в Сибиу издании «Revista teologic» (Богословское обозрение). Со вступлением Румынии в войну в авг. 1916 г. и началом боевых действий с Австро-Венгрией Н. в числе др. молодых трансильванских интеллектуалов бежал в Румынию, стал студентом филологического фак-та Бухарестского ун-та, затем (после поражения румын. армии и эвакуации к кон. 1916 из Бухареста румын. администрации и мн. учебных заведений) продолжил учебу в Яссах, куда переместился и королевский двор. В 1917 г., присоединившись к потоку румын. беженцев, устремившихся на восток, оказался на Украине, нек-рое время руководил церковным хором в селе близ Елисаветграда (ныне Кропивницкий), где находилось много беженцев из румын. земель. В окт. 1917 г. обосновался в Кишинёве, адм. центре Бессарабской губ., где вместе с др. трансильванцем, О. Гибу, редактировал газ. «România nou» (Новая Румыния), отстаивая на ее страницах идею национального единства румын и бессарабских молдаван. В кон. осени 1917 г. стал редактором газ. «Sfatul rii» (Сфатул цэрий; Краевой совет) - офиц. печатного органа одноименного законодательного собрания Бессарабии, провозгласившего образование Молдавской демократической республики. Поддержал декларированное весной 1918 г. присоединение Бессарабии к Румынии.

http://pravenc.ru/text/2565986.html

Ханыков , Николай Владимирович, известный ориенталист и писатель по этнографии, род. в 1822 г., умер 3 ноября 1878 г. в Рамбулье близ Парижа. Окончив курс наук в Царскосельском лицее (1837), Х. в продолжение двух лет посещал лекции в С.-Петербургском университете, а в феврале 1838 г. был по прошению зачислен в департамент внутренних сношений министерства иностранных дел и вскоре за тем получил должность третьего переводчика. В ноябре того же 1838 г. Х. определился чиновником особых поручений при черниговском, полтавском и харьковском генерал-губернаторе, а в марте следующего года был перемещен на ту же должность к оренбургскому военному губернатору и принимал участие в Хивинской экспедиции с 18 ноября 1839 г. по 10 апреля 1840 г., после чего был переведен в Азиатский департамент переводчиком IX класса, с прикомандированием к оренбургскому военному губернатору. Х. имел призвание к ученым занятиям; где бы он ни был на службе, он везде интересовался местными особенностями и явлениями. Служба в Оренбурге привела его к изучению восточных языков и литератур. Языки давались ему очень легко, и в скором времени он приобрел известность среди ориенталистов; он хорошо знал арабский язык, а персидским владел в совершенстве; кроме того основательно изучил мусульманское богословие. В 1841 г. Х. отправился в Бухару с посольством майора Бутенева. Эмир Бухарский Наср-Улла, узнав, что в Сибири промывают золото, просил русское правительство прислать ему горных инженеров для обучения этому бухарцев. Таким образом представился благоприятный случай изучить Бухарское ханство во всех отношениях. В состав миссии вошли разные специалисты, обогатившие нашу литературу в высшей степени ценными сведениями. Посольство отправилось в мае 1841 г., а вернулось в Оренбург летом 1842 г. За эту экспедицию Х. получил в награду 400 червонцев и был определен переводчиком VIII класса для персидского языка в Азиатском департаменте. В научном отношении результатом пребывания Ханыкова в Бухаре явилось его «Описание Бухарского ханства» (СПб., 1834), с приложением географической карты и планов. Этот труд переведен на английский язык под заглавием: «Bokhara, its amir and its people». Translated by the baron Clement A. de Bode. London, 1851. Затем в 1844 г. Х. в «Журнале министерства внутр. дел» напечатал статьи «Городское управление в средней Азии» 5) и «О населении киргизских степей, занимаемых внутреннею малою ордою» 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Грамотность и народность (Заря; 1870 года). I. Много мы читали и слышали о безграмотности русского народа и о том, что Россия есть страна, где «варварство вооружено всеми средствами цивилизации». Когда это пишут и говорят англичане, французы и немцы, мы остаемся равнодушными или радуемся тому внутреннему ужасу за дальнее будущее Запада, который слышится под этими затверженными без смысла строками. К несчастию, подобное неосмысленное понятие о России и русских существует и у тех народов, которых связывают с нами племенная близость, или вера и политическая история. Случай заставил меня довольно долго прожить на Дунае. Жизнь на берегах Дуная очень поучительна. Не говоря уже о близости таких крупных национальных и политических единиц, как Австрия, Россия, Турция, Сербия, Молдавия и Валахия, – посещение одной такой области, как Добруджа, не может пройти бесследно для внимательного человека. В этой турецкой провинции живут под одним и тем же управлением, на одной и той же почве, под одним и тем же небом: турки, татары, черкесы, молдаване, болгары, греки, цыгане, евреи, немецкие колонисты и русские нескольких родов: православные малороссы (удалившиеся сюда отчасти из Сечи Запорожской, отчасти позднее во времена крепостного права), великороссы-старообрядцы (липоване), великороссы-молоканы и православные великороссы. Если прибавить сюда и берега Молдавии, которые так близки – Измаил, Галац, Вилково и т.д., то этнографическая картина станет еще богаче, и в молдавских городах, сверх вышеисчисленных русских иноверцев найдем еще и скопцов в большом количестве. Между извозчиками, например, которые в фаэтонах возят по Галацу, очень много скопцов. То же самое, как слышно, было до последнего времени в Яссах и Бухаресте. Систематическое, сравнительное изучение быта племен, населяющих берега нижнего Дуная, могло бы дать, я уверен, замечательные результаты. Обстоятельства не позволили мне этого сделать, но я уже доволен и тем, что сама жизнь дала мне без внимательного и правильного исследования. Я дорожу особенно двумя добытыми результатами: живым наглядным знакомством с русским простолюдином, перенесенным на чужую почву, и еще знакомством со взглядами наших политических друзей на нас и на наш народ 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кому она нужна, эта Россия Великодержавие определяется способностью народа брать на себя бремя великих задач 11.03.2021 900 Время на чтение 11 минут В эфире одного из интернет-каналов Андрей Ваджра и Ростислав Ищенко провели беседу о русской национальной идее. Ведущая выпуска, очевидно, надеялась, что политологи раз и навсегда поставят точку в теме, которую, как она выразилась «мусолят на наших телевизионных экранах». Впрочем, участники программы сразу же расставили точки над «i», заявив, что русской идеи не существует. Но если Ростислав считает это положительным фактом (определяя «визжащих» о национальной идее «необразованными обормотами»), то Андрей предлагает некое видение того, что, по его мнению, могло бы придать направленность развитию страны. Между «обормотами» и «сепульками» Как поясняет Ищенко, национальная идея порождает государственную идеологию. Последняя становится препятствием в свободном социально-экономическом развитии государства, что непременно ведёт его к гибели. В пример приводится, правда, только СССР (расточавший свой экономический потенциал на помощь идейно близким режимам) и… США (поставившие либеральную идею превыше интересов государства). Америке, правда только предрекается участь Союза. Далее Ростислав совершенно справедливо замечает: «Сам факт существования государства и народа свидетельствует о том, что этих людей что-то объединяет». «Но как только мы начнём конкретизировать это “что-то”, с нами произойдёт то же самое, что произошло с большевиками, – продолжает мысль эксперт. – Те, убив царя, дворян, буржуа и т.д., стали убивать друг друга. Ибо, как бы вы не ограничивали рамки идеи, у вас всё равно будут разные взгляды на нюансы. Взгляды Бухарина отличались от взглядов Сталина только в одном – каким образом строить коммунизм. Но это не сильно Николаю Ивановичу помогло… Любое общество, загоняемое в жесткие идеологические рамки, не жизнеспособно. Потому что идея начинает доминировать над целесообразностью. А что такое национальная идея, как не жёсткая идеология? Если вы какую-то идею провозгласили национальной, то, получается, тот, кто её не разделяет, становится “врагом народа”. А если враг не сдаётся, его уничтожают. Так у вас и не будет ни народа, ни страны, ни идей в конечном результате».

http://ruskline.ru/opp/2021/03/11/komu_o...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Мы с Христом или с богоборцами? Беседа с доктором исторических наук, академиком РАЕН, преподавателем Николо-Угрешской православной духовной семинарии Владимиром Михайловичем Лавровым 23.07.2018 2241 Время на чтение 10 минут - Владимир Михайлович, сегодня нам все известно о ленинс ком эксперименте над Россией, в том числе благодаря вашим научным работам и вышедшим книгам на эту тему. Однако ведь были в 1910-1911 гг. «студенческие революции», и усадьбы жгли крестьяне (хотя многие крестьяне прятали своих помещиков от бунтовщиков), и Блок, и Есенин (дорогие русскому человеку поэты) славили революцию, пока не распознали ее ужасы (и это им стоило жизни), даже старообрядцы и русское купечество вкладывали деньги в революцию... Разве один Ленин виновен в уничтожении Российской империи и целых сословий народа? - Ленин несет огромную личную ответственность за то, что произошло с нашей страной в XX веке, за то, что наша страна во многом потеряла XX век. Если бы не было Ленина, то не было бы победившей Октябрьской социалистической революции и социализма как такового. Потому что нет Ленина - нет ленинской партии, самой организованной, крайне радикальной, крайне оппозиционной, не сдерживаемой никакими морально-нравственными тормозами. Такую партию мог создать только он. Не будь этой партии, вероятно, какие-то события произошли бы осенью 1917 г., но победившей большевистской революции, тем более построения реального социализма, не было бы. Никто, кроме Ленина, создать такую партию не мог. Даже Троцкий не мог, он вступил в партию большевиков только в июле 1917 г., с небольшим количеством своих сторонников. Что же касается других руководителей этой партии, то ни Зиновьев, ни Каменев, ни Бухарин, ни Сталин, ни Свердлов или Дзержинский на эту роль не тянули. Ленин превосходил их на несколько голов в своих организаторских способностях и как идеолог партии. Есть Ленин - есть победившая соцреволюция. Нет Ленина - и нет ленинского эксперимента над Россией. Это одна сторона вопроса.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/23/my_s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева? Впрочем, как и остальных русских земель Малороссии 27.02.2024 1675 Время на чтение 4 минуты Сенатор от Запорожской области Дмитрий Рогозин считает необходимым освобождение Одесской и Николаевской областей т.н. Украины и выход России к границам непризнанной ПМР. «С учетом военных угроз Черноморскому флоту и российскому судоходству в Черном море Одесская и Николаевская области должны быть также освобождены… И это – очевидный факт, продиктованный также необходимостью выйти на границы с Приднестровской Молдавской Республикой», – отметил он. А с учетом значительных сложностей при продвижении войск вдоль черноморского побережья Рогозин предлагает план взятия двух городов с северного направления: «Для войск предпочтительнее двигаться на Одессу и Николаев не с востока, а с севера, что, уверен, рассматривается Генштабом». Как верно пишут , освобождение Одесской и Николаевской областей в ходе спецоперации – тема, которую нужно так или иначе решать из-за угроз Крыму и Черноморскому флоту. Указанные территории могут войти в состав России, что помогло бы разобраться с главной проблемой Приднестровья. В Приднестровье в 2006 году состоялся референдум, на котором 96,62 процента населения высказались за присоединение к России, но, разумеется, не реализовано с российской стороны в первую очередь из-за территориальной проблемы (нет общих границ). Ещё в апрельском материале 2022 года «Приднестровье может быть потеряно в одночасье» говорил о планах США, НАТО и Румынии. При помощи Бухареста Молдавия готова к прыжку на Приднестровье, затем Румыния захватывает Молдавию, разумеется, вместе с Приднестровьем, причем, как бы, с согласия или при непротивлении самой Молдавии. Или наоборот? Сначала произойдет присоединение Молдавии к Румынии, а затем будет осуществлён захват Приднестровья. Какая разница? Факт в том, что Россия в таком случае теряет сразу и Приднестровье, и Молдавию. А о катастрофическом положении Черноморского флота, нападения на который происходят как раз с территорий Одесской и Николаевской областей, отмечал в недавнем материале.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/27/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ ВАМВАС [Греч. Νεφυτος Βμβας (Πμβας)] (1770 или 1776/77, о-в Хиос - 9.01.1855, Афины), иеродиакон, греч. просветитель. Основной источник сведений о его жизни (особенно по ее раннему периоду) - автобиография, опубликованная А. Гудасом ( Γοδας. 1869. Σ. 288-297). Однако надежность этого источника оспаривается исследователями. Так, К. Димарас доказывает, что традиционный год рождения Н. В. 1770 г., восходящий к сочинению Гудаса, является ошибочным ( Δημαρς. 1953. Σ. 16). Другой важный источник данных о жизни Н. В.- письма его друга и покровителя А. Кораиса . Н. В. (в миру Николай) начал обучение на греч. о-вах Хиос, Сифнос и Патмос. Скудость островных б-к и отсутствие в программе обучения латыни и др. европ. языков заставили Н. В. искать способы продолжить обучение вне Греции, однако его намерение отправиться с этими целями в Пизу не осуществилось. Н. В. продолжил обучение в Патриаршей академии в К-поле (1796-1807), где одновременно работал семейным преподавателем в домах богатых фанариотов и участвовал в создании словаря «Ковчег греческого языка». В 1803 г. посетил Бухарест. В 1808-1813 гг. Н. В. обучался в Париже, где сблизился с деятелем греческого просвещения Кораисом. В последующие годы Кораис финансово поддерживал Н. В., выплачивая ему по 50 франков в месяц за участие в подготовке к изданию его трудов. В 1813 г. в Париже была опубликована «Риторика» Н. В., созданная в тесном сотрудничестве с Кораисом, который не только участвовал в дискуссиях о содержании сочинения, но и занимался переговорами со спонсорами и работниками типографии и искал покупателей. В эти же годы Кораис, пользуясь своим авторитетом, начал переговоры о назначении Н. В. руководителем школы на о-ве Хиос. Весной 1815 г. Н. В. покинул Париж и возглавил школу на Хиосе. Благодаря изменениям, внесенным Н. В. в образовательный процесс (к занятиям греческим, богословием и математикой были добавлены уроки латыни, турецкого, живописи, химии, морского дела и музыки), и увеличению фонда б-ки западноевроп. литературой школа приобрела славу одного из самых сильных центров образования в греч. мире. В годы работы на Хиосе Н. В. переводил франц. учебники по химии (эти переводы остались неопубликованными), работал над трудом по этике, подготовил 1-е издание грамматики греч. языка (1821), почти полностью уничтоженное в ходе карательной операции турок в апр. 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2565020.html

Часть вторая. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии Татарское иго Монголы или татары, кочевой народ т. наз. алтайского или урало-алтайского семейства, обитавшие с древнего времени в той же обширной азиатской степи, в которой живут до настоящего времени их потомки и которая называется Монголией, – не составляли, до второй половины 12 века, одного государственного целого. Они распадались на отдельные племена и орды, состоявшия под властию своих, больших и малых, владетелей или ханов. В половине 12 века явился у монголов великий и страшный человек, сумевший соединить их в одно целое, совершить огромные завоевания вне Монголии и основать могущественнейшее монгольское государство. Это был Темучин, сын удельного владетеля одной монгольской орды, родившийся около 1155 года. Наследовав отроком отцу, он, долго ничем себя не проявляя, в 1195 г. вступил на стезю завоеваний. Через десять лет он, на съезде покоренных князей, принял титул Чингиз-хана, что значит великий, могущественный хан, и утвердил свою столицу в г. Каракоруме, на юго-запад от нынешней Кяхты, на правом притоке р. Селенги. Он быстро завоевал и покорил сев. Китай, Тибет с частью зап. Китая, Туркестан, Хиву (с Бухарой и Кокандом), часть Афганистана и отдельные места в сев. Персии. Затем захвачена была им туркмено-киргисская степь, называвшаяся кипчакской, продолжением которой являлась наша новороссийская степь. Чингиз-хан умер в 1227 г. Перед смертью он разделил свои завоевания между тремя сыновьями и внуком на четыре улуса, с тем, чтобы хан, пребывавший в Каракоруме, был великим ханом и имел верховную власть над остальными ханами, стоявшими во главе улусов. Русь была потом покорена ханами кипчакского улуса, который, занимая северную половину восточного Кипчака – степь киргиз-кайсацкую – отдан был Чингиз-ханом внукам – детям его старшего сына Джучи. В 1223 г. хорезмшах Мухаммед, разбитый монголами, бежал в Персию. Чингиз-хан для его преследования отрядил полководцев Джебе и Субута, которые, выполняя это, вторглись в кавкасские земли и оттуда в половецкие степи. Напав на половцев, они гнали их до границы Руси, которая начиналась за Переяславлем. Половецкие князья умоляли русских помочь им. Кн. Мстислав Мстиславич Удалой, сидевший тогда в Галиче, был зятем половецкого князя Котяна. Внимая мольбам тестя, он привлек на свою сторону кн. Мстислава Романовича киевского. Южные князья на съезде в Киеве решили выступить против татар. Отступившие от русских пределов, татары были настигнуты в юго-восточном углу будущей Екатеринославской губернии, на р. Калке (впадавшей в р. Калмиус, которая впадает в Азовское море ок. Мариуполя). Русские потерпели страшное поражение. Татары, преследуя их, дошли до Днепра в 70 вер. от Киева. Опустошив все на своем пути, татары отхлынули назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Бухарест, Сектор 4. Монастырь Вэкэрешти. Церковь Троицы Живоначальной. Manastirea Vacaresti Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1716 и 1736. Год утраты:1987 (разобрана при реновации территории) Адрес: Румыния, жудец Илфов, г. Бухарест, ул. Вэкэрешти, 1, сектор 4 (Calea Vacaresti, 1, Sectorul 4) Изменить описание объекта Монастырь Вэкэрешти, также известный как тюрьма Вэкэрешти, представлял собой архитектурный ансамбль, построенный в 1716-1736 годах в брынковянском стиле, один из самых ценных исторических памятников Бухареста, снесённый в 1986 году по приказу Николае Чаушеску. На троне Валахии Николае Маврокордат, просвещенный правитель фанариотов, ценитель культуры и инициатор реформ, вознамерился построить прекрасное место для молитв, которое также выполняло бы функцию королевской резиденции, и которое по размеру и хорошему вкусу могло бы сделать его внушительным. Местом, выбранным для внушительного фундамента, был гребень «холма Вэкэрешти», как его называли жители Бухареста, фактически выступ карниза нижней террасы Дымбовицы, который доминировал над столицей в юго-восточной части. Строительство, начавшееся в 1716 году, вскоре было прервано похищением правителя австрийским отрядом и возобновилось после освобождения Маврокордата из его заключения в Трансильвании и его помазания правителем во второй раз. Работы были завершены в 1722 году, а 24 сентября 1724 года была освящена церковь монастыря, посвященная Святой Троице - грандиозное сооружение, суммирующее ряд архитектурных элементов Бранковени и влияний барокко Мунтении, которое некоторые историки считают венцом в Валахии. В 1730 году Николае Маврокордат умер от чумы и был похоронен в Вакэрешти, в церкви. Из любви к культуре воевода основал здесь школу греческого языка, типографию, в которой в 1741 году увидели свет несколько важных книг, и, что более важно, основал в Вакэрешти большую библиотеку, известную как одну из крупнейших и наиболее полных в Европе того времени (сохранившийся каталог библиотеки 1723 г. подтверждающий число в 237 авторов). К сожалению, после смерти правителя библиотека была разрознена.

http://sobory.ru/article/?object=55077

Бухарест, Сектор 1. Церковь Петра и Павла. Biserica Bradul Staicu Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:не позже 1740. реконструирована. в 1809 и 1875. Год утраты:1987 (разобрана при реновации территории) Адрес: Румыния, жудец Илфов, г. Бухарест, ул. Брадулуй, 30, сектор 1 (Str. Bradului, 30, Sectorul 1) Изменить описание объекта Панорамный вид с верхних этажей Национальной библиотеки открывает зрителю новые постройки, возведенные на набережной Дымбовица в период с 1985 по 1989 год, а также некоторые места, напоминающие о прошлом. По направлению к бульвару Нерва Траян перед вашими глазами тянется большая бетонная платформа, нетипичная для центральной части мегаполиса. Высокая растительность по сторонам от бульвара Унирии и бульвара Октавиана Гога действует как ширма и не притягивает взгляд спешащих пассажиров на бетонный четырехугольник. Но до осени 1987 года дома и сады располагались на этих местах, в старом районе, в центре которого находилась приходская церковь Браду Стайку. Как и в случае с другими культовыми сооружениями, истоки фундамента теряются в глубине веков. Николае Йорга заявил, что церковь Стайку стиля Брынковяну восходит ко второй половине XVII века. Документальные свидетельства говорят, что до 1726 года Стайку Логофэтул и его жена Деспа построили деревянную церковь в трущобах Раду-Водэ. Во времена воеводы Николае Маврокордата был произведен обмен землей, и это место находилось в районе домов под опекой семьи основателей. Из «Истории Бухареста», написанной Г. И. Ионеску-Гион в 1899 году, следует, что в конце XVIII века в трущобах Стаикулуй было 96 домов вокруг церкви Стаику Логофэтул (Staicu Logofatul). Из каменной надписи 1875 года, которая находилась над входом, мы видим, что это место было «основано в 1740 году из елового дерева владельцем гостиницы Джупаном Стайку» и посвящено Введению во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября). Гильдия трактирщиков взяла этого святого покровителя своим покровителем. Около 1809 года стены храма были возведены Джупаном Апостолом, сыном Велику Орэшану, который также хорошо разбирался в товарах, но был верным и щедрым человеком. Затем были добавлены два новых праздника: Воскресение Всех Святых, отмечаемое гильдией бакалейщиков, и праздник Святых Апостолов Петра и Павла (29 июня), отмечаемый пекарями.

http://sobory.ru/article/?object=54882

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010