Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Юрик Евгений Николаевич; 6.12.1910, с. Коростов, Галиция, Австро-Венгрия (ныне в Сколевском р-не Львовской обл., Украина) - 1.10.1984, Львов), митр. Львовский и Тернопольский. Происходил из старинного греко-католич. священнического рода (известен с XVIII в.). После первой мировой войны территория Зап. Украины, где проживала его семья, отошла к Польше (до 1939). В 1930 г. окончил гимназию в Станиславове (ныне Ивано-Франковск, Украина), поступил в Познаньский медицинский ин-т, затем перешел в греко-католич. Львовскую ДА. Окончил академический курс в 1937 г. в Станиславове, куда была переведена часть академии. В том же году принял священнический сан целибатом. Служил в с. Ганьковцы Снятынского повята (ныне район Ивано-Франковской обл.). В 1938 г. назначен настоятелем храма в с. Воскресинцы Коломыйского повята (ныне район Ивано-Франковской обл.), также был преподавателем гимназии в г. Коломыя. В 1943 г. назначен настоятелем греко-католич. Успенского собора в г. Черновицы (ныне Черновцы). В 1944-1945 гг. был настоятелем в с. Пробежная (ныне Чортковского р-на Тернопольской обл.). После Великой Отечественной войны активно поддержал движение за воссоединение укр. униатов с правосл. Церковью. Одним из первых вступил в организованную свящ. Г. Костельником (впосл. протопресвитер РПЦ) Инициативную группу (орган временного управления Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), созданный после ареста ее иерархов). Участник Львовского Собора 1946 г., принявшего решение об отмене Брестской унии 1596 г. После Собора перешел в Православие и был принят клириком в РПЦ. Стал ближайшим помощником Львовского и Тернопольского еп. Макария (Оксиюка ; впосл. митрополит). Был назначен управляющим епархиальной канцелярией, стал настоятелем Николаевского храма во Львове. В том же году протопр. Г. Костельник обратился с прошением в Московскую Патриархию о архиерейской хиротонии свящ. Е. Юрика. В ответе патриарх Московский и всея Руси Алексий I сообщал, что «вопрос о хиротонии о. Евгения решен принципиально, но владыка Макарий просил дать ему время поработать в канцелярии Львовского архиерея».

http://pravenc.ru/text/2566028.html

Николай (Юрик Евгений Николаевич), еп. Львовский и Тернопольский Родился 6 декабря 1910года в с.Коростив, Стрыйского района, Львовской области. Окончил классическую гимназию в г.Станиславе и там же духовную семинарию. Грек-католик. В 1937 году рукоположен во иерея и определен настоятелем церкви с.Ганковцы, Снятинского района, Станиславской области. С 1936 года – законоучитель гимназии в Колыме и настоятель в Воскресинцах, Станиславской области. С 1941 года – настоятель в с.Корнич, Коломыйского района, Станиславской обл. С 1944 года – настоятель в г.Черновцы. С 1949 года – настоятель в м.Пробижна. С 1946 года – настоятель церкви св.Николая в г.Львове и начальник Канцелярии Епархиального Управления. В 1946 году при воссоединении униатов с Русской Православной церковью был принят в общение с Московской Патриархией. С 1950 года находился за штатом. С 1955 года – настоятель Преображенской церкви во Львове. С 1957 года – секретарь Львовского архиепископа и настоятель той же церкви. 1960 год – настоятель той же церкви. С 15 апр.1969 года – секретарь Львовского Архиепископа. В октябре того же года пострижен в монашество, 21 октября возведен в сан архимандрита, а 31октября 1965 года хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, митрополит Ленинградский к Ладожский Никодим и архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП " 1965 12, стр.17. Литература : “ЖМП”1965, 11 стр.1; 12, стр. 17. Am 18.4 .1966Erhebung zum EB mit dem Recht, Kreuz am Klobuk zu tragen (MP 1966,6,2). Vom 31.3. bis 5.4.1968 nahm er an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag teil, vom 4. bis 19.7.1968 an der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala. Er war auch Mitglied der Delegation des Moskauer Patriarchen bei der Konferenz der Vertreter aller Religionen in der SU für Frieden in Zagorsk (1969). Im September 1971 war er wieder bei der Prager Friedenskonferenz.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Православие.Ru " 2013: лучшее Сегодня, 1 января по юлианскому календарю, мы подготовили подборку лучших материалов портала Православие.Ru за минувший 2013 год. Сделать это оказалось непросто: ведь у одних только постоянных наших авторов нашлись десятки отличных публикаций. В своем выборе мы учитывали как читательский рейтинг, так и самостоятельную ценность материалов, написанных подчас ещё малоизвестными авторами.      Рассказы Бедный Юрик Алексей Солоницын Подкатив к магазину, Юрик поставил свой велик так, чтобы его было видно сквозь стекла витрины. Когда он вышел из магазина, велосипед исчез. Дерево для Ионафана Юлия Кулакова — А я тоже люблю Христа, Даниэль. И очень хочу об этом с тобой поговорить. Но я убийца, — сказал Ионафан, откусывая от хлеба и всматриваясь в лицо собеседника. Радости Надежды Рассказ Ольга Рожнёва — Так мы ровесники?! Ну, тогда вы меня должны понять: что мы видели в жизни, какие радости?! Военное голодное детство, да и потом ничего хорошего не было. — Как это не было?! В моей жизни радостей случилось много. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18) Очень плохая новость Дмитрий Соколов-Митрич На полную катушку у нас верят только вот в это: «Эх, ребята, все не так, все не так, ребята!» А если кто-нибудь хотя бы в порядке предположения попробует оспорить этот символ веры — ох как нехорошо будет этому человеку. «У Бога на каждого из нас есть планы» Ник Вуйчич Родившийся без рук и без ног, Ник Вуичич с самого детства верил, что Бог создал его таким для какой-то особой цели. И однажды понял свое предназначение. «Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» Беседа с 98-летней Верой Николаевной Глазовой Николай Бульчук Жизнь Веры Николаевны Глазовой составляет одно целое с самыми трудными годами Русской Православной Церкви, которой она всегда была верна. Несмотря на возраст, о прошлом она помнит всё в тончайших деталях и подробностях. О современных подвижниках Священник Димитрий Фетисов Эта история о том, как можно нести свой тяжкий крест не только без ропота на Бога, но и без единой угрюмой морщинки на лице.

http://pravoslavie.ru/67500.html

29 января Кафедральный собор во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в Праге 1973 год – Святейший Патриарх Пимен и сопровождавшие его лица отбыли в Чехословакию. 30 января во Львове во время остановки поезда Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Львовский и Тернопольский Николай (Юрик), а в Мукачеве – архиепископ Мукачевский и Ужгородский Григорий (Закаляк). От имени своих епархий они преподнесли Его Святейшеству букеты цветов. В Чьерне-над-Тисой – первом приграничном городе Чехословакии – по благословению Блаженнейшего предстоятеля Чехословацкой Православной Церкви делегацию встретил и сопровождал до Праги епископ Пряшевский Николай. 31 января Святейший Патриарх Пимен прибыл в Прагу. В этот же день делегация Русской Православной Церкви посетила кафедральный собор в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. 1991 год – Состоялось заседание Священного Синода (29 - 31 января). По предложению Святейшего Патриарха Алексия II принято решение об образовании двух новых отделов Московского Патриархата – по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. Заслушано сообщение Святейшего Патриарха о передаче Русской Православной Церкви из архива Комитета государственной безопасности СССР материалов, относящихся к жизни и деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, в количестве 3000 листов. Среди них – подлинники рукописей святителя  Тихона, автографы религиозных, политических и общественных деятелей начала ХХ в. и другие документы. Принято решение образовать специальную комиссию под председательством преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Николая для систематизации и описи документов, а также иметь попечение о дальнейшем их изучении. 1998 год – В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах состоялась VIII ежегодная богословская конференция (29 - 31 января). Конференция была организована Православным Свято-Тихоновским богословским институтом. 2000 год – Святейший Патриарх Алексий II принял Генерального секретаря ООН Кофи Анана. 28 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5341.html

униаты. Митр. Филарет заявил о необходимости замены бывш. униат. духовенства на молодых, не связанных с унией клириков. При этом митр. Филарет отверг направленное ему Н. ранее предложение об открытии недействовавших церквей в районах, где нелегальная УГКЦ сохраняла влияние. Н. организовал праздничные торжества в связи с 20-летием (1966), 25-летием (1971), 30-летием (1976) и 35-летием (1981) Львовского Собора. 23 нояб. 1983 г. Н. уволен на покой по прошению из-за ухудшения здоровья. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени. Скончался менее чем через год. В отпевании Н. 3 окт. 1985 г. во львовском кафедральном соборе св. Юра участвовали архиепископы Львовский и Тернопольский Никодим (Руснак ; впосл. митрополит), Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий (Свистун) и еп. Черновицкий и Буковинский Варлаам (Ильющенко ; впосл. архиепископ). Н. был похоронен на Яновском кладбище Львова в семейном склепе. Лит.: Наречение и хиротония архим. Николая (Юрика) во еп. Львовского и Тернопольского//ЖМП. 1965. 12. С. 17-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 221-222; Чобич С., прот. Высокопреосв. Митр. Николай, бывш. Львовский и Тернопольский: [Некр.]//ЖМП. 1985. 1. С. 18-19; Кметь В. С. Льbibcьka православна короткий огляд icmopiï//Шематизм Льbibcьko-Cokaльcьkoï Украïнськоï Православноï Церкви Киïвського nampiapxamy, 2000 pik: Cmam.-бiorp. дobiдhuk. Льbib, 2000. С. 8-43; Ahдpiй (Горак), митр. Владика Миколай (Юрик) - велика Людина i великий Архипастир//Митрополит Миколай (Юрик) - Украïнець, Людина: Спогади, фomoicmopiя. Льbib, 2004. С. 5-11; Шлixma Н. В. Церква тих, хто вижив: Радянська Украïна, середина 1940-х - початок 1970-х рр. Xapkib, 2011; Преловська I. М. Дiяльhicmь митр. Льbibcьkoro i Tephoniльcьkoro Миколая (Юрика) (31 жовтня 1965 р.- 23 листопада 1983 р.) на mлi церковно-державних biдhocuh доби «розвинутого coцiaлiзмy»//Труди КПБА. 2018. 1 (в печати). В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Соколов Иван Александрович; 1877-1968), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2566028.html

88. Колхозного собрания не будет. Переяславской Рады тоже. А Украинская поместная церковь?//Бюллетень Центра Религиозной Информации. 1996. N 6 (17). С.12-13. 89. Комаров Е. «Да не обольстит вас никто...» Размышления о приходской жизни в Галиции//ЖМП. 1991. N 8. С.24-31. 90. Комаров Е. «Самостийность», «незалежность» и автокефалия. Заметки с Западной Украины и с межрелигиозного форума, проходившего в Киеве 20-21 ноября 1991 года//ЖМП. 1992. N 3. С.7-13. 91. Кто овцы, кто пастыри?//Правда Украины. 1995. 25 июля. 92. «Лimepamypha Ykpaiha». 1989. 28 сентября (укр.). 93. Листовки на стенах Киево-Печерской Лавры//Благовест-Инфо. 1996. N 27. 26 марта-1 апреля. С.8. 94. Лоза А. Чи ichye Ykpaihcьka Православна Церква Kuibcьkuй Nampiapxam?//Православний bichuk. 1996. N 1. С.43-55. (укр.). 95. Локосов В., Оловянников П. Конфликт глазами социолога//Наука и религия. 1991. N 6. С.11. 96. «Молода Украина». 1990. N 9. 97. Московский патриарх осудил «киевских раскольников»//Киевские ведомости. 1995. 25 июля. 98. Мусафирова О., Соб.корр.»Комсомольской правды» специально для «Независимости»//Независимость. 1995. 21 июля. 99. Насильственная смерть?//Всеукраинские ведомости. 1995. 25 июля. 100. Натыкина Н. «Как некогда блудный сын, я возвращаюсь в отчий дом»//Православная Москва. 1994. N 4 (10). 101. «Haцiohaлicm». Xapkib. 1992. N 1. (укр.). 102. «Наша bipa». 1994. N 10-11. (укр.). 103. «Наша bipa Православ " я». 1989. N 1. (укр.). 104. «Наша bipa Православ " я». 1989. П2-3.(укр.). 105. «Независимость». 1993. 24 февраля. 106. Николаев К.Н. Восточный обряд. Париж: YMKA-PRESS, 1960. 335с. 107. Николай (Юрик), митрополит Львовский и Тернопольский. Возрождение Святого Православия в Западных областях Украины. Доклад на торжественном акте 15 мая 1976 года во Львове//Львовский Церковный Собор. Документы и материалы. Издание Московской Патриархии. М., 1982. С.157-161. 108. «Новая газета». 1995. N 32. 109. Новые «епископы» УПЦ КП//Бюллетень Центра Религиозной Информации. 1996. N 6 (17). 16-30 апреля. С.4-5.

http://sedmitza.ru/lib/text/440094/

Во львовском Николаевском храме настоятель ввел публичные причастия, устраивал концерты духовной музыки, организовал катехизаторскую школу для детей. Е. Юрик был возведен в сан протоиерея. По нек-рым данным, оказал помощь нескольким бывшим участникам т. н. Украинской повстанческой армии (УПА), не имевшим отношения к тяжким преступлениям, решившим порвать с националистическим движением и стать священниками, напр. Левку Крыжановскому (наст. имя Мирослав Стефурак). ( Ahдpiй (Горак). 2004. С. 10). Известно, что прот. Е. Юрик спас от ареста Анатолия Сидоренко, который во время войны служил санитаром в одной из рус. частей в нем. армии. Е. Юрик оформил ему новые документы, помог овладеть укр. языком и в дальнейшем стать священником. В 1950 г. прот. Е. Юрик был арестован по обвинению в антисоветской агитации. Его также обвинили в привлечении несовершеннолетних к богослужениям в церкви. Досрочно освобожден в 1954 г. В 1955 г. назначен настоятелем Преображенского храма во Львове. В том же году стал секретарем епархиального управления. В нач. 1957 г. местные власти приняли решение о высылке прот. Е. Юрика из Львова как бывш. заключенного. На его защиту встал Львовский и Тернопольский архиеп. Палладий (Каминский). В письме от 1 марта архиерей просил председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова не отправлять за пределы Львова прот. Юрика. Тогда же в Совет по делам РПЦ поступило письмо с аналогичной просьбой от 563 прихожан львовского Преображенского храма. Эти ходатайства были приняты к сведению, и 7 марта 1957 г. Карпов предложил председателю Львовского облисполкома «решить вопрос на месте». Львовское областное управление МВД 23 марта 1957 г. оставило прот. Юрика во Львове. 8 окт. 1965 г. по решению Синода РПЦ прот. Юрик был призван к архиерейскому служению и определен епископом Львовским и Тернопольским. 19 окт. он принял монашеский постриг с именем Николай, 21 окт. возведен в сан архимандрита. 31 окт. патриарх Алексий I возглавил хиротонию Н. в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.

http://pravenc.ru/text/2566028.html

конфессиями, действующими на территории Башкирии. Так, в мае 1970 г. он принимал участие в чествовании председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтия Шакира Хиялетдинова в связи с 80-летием со дня рождения и в связи с 20-летием служения на этом посту. В период архиерейского служения И. в Уфимской епархии постепенно налаживалась церковная жизнь. По данным Совета по делам религий, число крещений в Башкирской АССР в 1971 г. по сравнению с 1965 г. возросло на 20%, при этом родители крестили более 1/5 всех новорожденных; примерно на 21% выросло и число отпеваний, причем отпевали более 55% усопших; наиболее существенно выросло количество венчаний - в 3,5 раза. На 1/3 увеличились пожертвования верующих при сохранении числа приходов (с 756 тыс. в 1967 до более 1 млн р. в 1972). 16 июля 1971 г. Секретариат ЦК КПСС принял постановление «Об усилении атеистического воспитания населения», в котором указывалось на недостатки атеистической работы и в ряде городов и районов Башкирской АССР, «где влияние религии на некоторую часть населения все еще остается значительным». Башкирский обком КПСС в связи с этим принял программу мер по борьбе с религией, однако И. удалось не допустить сокращения числа общин и закрытия храмов Уфимской епархии. 16 окт. 1973 г. И. был назначен архиепископом Ивановским и Кинешемским. Уладил возникший ранее конфликт с церковным советом кафедрального собора, нормализовал взаимоотношения с советами приходов. 28 сент. 1977 г. обратился к Патриарху Пимену с прошением об уходе на покой, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст (в это время был старейшим по хиротонии иерархом РПЦ). 2 окт. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени, а 6 окт. уволен на покой. Последние месяцы жизни провел вместе с родными во Львове. Отпевание И. совершил Львовский и Тернопольский митр. Николай (Юрик) . Похоронен на Яновском кладбище Львова. Арх.: ГАРФ. Оп. 7. Д. 8, 60, 152; ЦГА Обществ. объединений Респ. Башкортостан. Ф. 122. Оп. 4. Д. 28; ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507; Оп. 2. Д. 14. Лит.: Струве П. А. Дело архиеп. Иова//ВРСХД. 1960. 3/4(58/59). С. 84-86; Гаюк С., свящ. Oфiцiйhuй некролог та прихована дiйchicmь//Свобода: Газ. Н.-Й., 1978. 185; Имшенник В., прот. Архиеп. Иов (Кресович), бывший Ивановский и Кинешемский: (Некр.)//ЖМП. 1978. 3. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 391-393; Цыпин. История РЦ. С. 286, 310, 389, 414, 428, 440, 441; Абдулов Н. Т. Уфимские епископы конца 60-70-х гг. ХХ в.: Мат-лы к биографиям//Река времени, 2000: Сб. ст. Уфа, 2000. С. 38-39; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 473, 481, 482; Зимина Н. П. Иов (Кресович)//Башкирская энциклопедия. Уфа, 2007. Т. 3. С. 186; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 398-406; Шкаровский М. В. РПЦ в ХХ в. М., 2010. С. 370.

http://pravenc.ru/text/578182.html

На 1965 г. во Львовской обл. состояло на регистрации 692 храма, 489 священников, 4 диакона и 492 псаломщика, в Тернопольской обл. оставались зарегистрированными 512 храмов, 276 священников, 292 псаломщика, а также Почаевская лавра, в которой проживали 33 насельника. 31 окт. 1965 на Л. е. был назначен прот. Е. Юрик, принявший монашество с именем Николай. В 1966 г. он возведен в сан архиепископа, а в 1971 г. награжден саном митрополита. 20-21 февр. 1974 г. в Киеве состоялось совещание архиереев зап. епархий Украинского Экзархата РПЦ, на котором митр. Филарет (Денисенко) заявил о необходимости постепенной замены бывшего униат. духовенства на молодых правосл. клириков, получивших воспитание, образование и рукоположение в новых, советских условиях жизни. Констатировалось, что наиболее «ненормальная» ситуация в этом отношении наблюдается во Львовской епархии, где из 676 священников 274 - бывш. униаты и только 64 - «староправославные», 53 - из др. епархий, 285 - рукоположены после 1946 г. При этом митр. Филарет отверг направленное ему 20 февр. предложение митр. Львовского Николая добиться у властей разрешения на открытие недействующих церквей в районах наибольшего распространения униат. агитации и нелегального униат. духовенства (Бродовском и Городокском р-нах Львовской обл., Залещицком р-не Тернопольской обл.). Ссылаясь на преклонный возраст и состояние здоровья, 6 окт. 1983 г. митр. Николай (Юрик) подал прошение патриарху Пимену об уходе на покой (1 окт. 1984 митрополит скончался). Согласно решению Синода от 23 нояб. 1983 г., Львовско-Тернопольскую кафедру возглавил архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) . В 1-й пол. 80-х гг. XX в. почти каждый год закрывались отдельные сельские храмы. К 1988 г. в Л. е. было 1060 общин (578 во Львовской обл. и 482 в Тернопольской). В 1988 г. львовский собор св. Георгия и Почаевская лавра стали центрами празднования 1000-летия Крещения Руси. В том же году началось возвращение правосл. общинам ранее закрытых храмов. Во Львовской обл.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Началась литургия. После Херувимской песни четыре епископа прочитали над присоединяемыми разрешительную молитву. Воссоединение было ознаменовано совместным участием в Евхаристии. Таким образом, приходы Греко-католической церкви Западной Украины официально переходили в ведение Московского Патриархата. В соответствии с этим было принято постановление об изменении церковно-административной, брачной и Богослужебной практики. Тогда же, 9 Марта, к 2 часам дня в собор св. Юра прибыл экзарх Украины митрополит Иоанн, которого приветствовали о. Г. Костельник и Е. Юрик (впоследствии митрополит Львовский и Тернопольский Николай – авт.). Затем Преосвященный Иоанн выступил перед собравшимися с речью. Было решено направить обращения Львовского Собора Патриарху Алексию, Вселенскому Патриарху Максиму, духовенству и верующим западных областей Украины, а также И.В. Сталину и председателю Совнаркома УССР Н.С. Хрущёву. 582 4 Апреля 1946 г. делегация Львовского Собора во главе с протопресвитером Г. Костельником (в ее состав входили также епископы Антоний и Михаил, священники Е. Юрик и Е. Леточинский) прибыла в Москву, где провела неделю. Здесь она была радушно принята Патриархом Алексием I и председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР Г.Г. Карповым. 583 9 Апреля о. Костельник и Преосвященные Антоний и Михаил дали интервью корреспонденту ТАСС, имевшее целью рассеять сложившееся у мирового общественного мнения впечатление о произошедших событиях как о насилии над совестью населения Западной Украины. 584 Нужно отметить, что теперь уже бывшие греко-католики, как отмечают очевидцы, в большей своей части достаточно индифферентно отнеслись к происшедшим переменам в их церковной жизни. Причину этого следует видеть, с одной стороны, в том, что строй их приходской жизни претерпел всё же не слишком значительные перемены, а, с другой стороны, определённую роль сыграло и внешнее давление. Однако, полностью ликвидировать униатскую церковь властям не удалось. Не поддающееся точному определению число стойких сторонников унии из числа клириков и мирян ушло в подполье, где организовало тайные общины, существовавшие вплоть до Перестройки, когда они смогли вновь легализоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010