Л.А. Ильюнина У старцев нужно учиться молитве. Протоиерей Николай Голубев храм в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Тосно Наше поколение – молодежь семидесятых годов – было очень активной, духовно ищущей. Мы искали истину, искали людей, которые могут показать путь к истине. Когда мы пришли в церковь , то почти все питерские прихожане молодого поколения (а было нас тогда не так уж много) знали друг друга, если что-то открывалось в духовной жизни, старались поделиться. Так, когда узнавали о духовно опытных людях, старались к ним съездить, чтобы учиться правильной духовной жизни. Мы ездили в Каменный Конец к отцу Василию Швецу, к блаженной/Любушке, к отцу Павлу (Груздеву) , к отцу Науму в Троице-Сергиеву Лавру. Архимандрит Наум стал моим духовником. И оказалось, что все священники, с кем мы встречались, к кому ездили за советом, очень почитают протоиерея Николая Гурьянова с острова Залит. Почитали его как опытного и в то время по возрасту самого старшего из духовников, как молитвенника, потому что сами условия его жизни располагали к молитвенному подвигу. Вот мы на приходах – в основном ремесленники, к нам народ идет с требами, мы постоянно в этой круговерти. А отец Николай много лет жил в таких условиях, что люди его особенно не донимали, и он имел возможность молиться. Я поехал к отцу Николаю именно с вопросом о молитве. Впервые тогда прочитал книгу С. Большакова «На высотах духа», где рассказывается о том, как православный мирянин учился молитве у подвижников, «собирал мед духовный», ездил к разным подвижникам именно для того, чтобы научиться правильно молиться. Потому что от этого все в жизни зависит. Нельзя не убавить, не прибавить. Нужно исполнять свою меру, это как на работе: хорошо работаешь, норму выполняешь, хорошо тебе платят, плохо работаешь, ничего не получаешь. Так в молитве, если прибавляешь или убавляешь, молитва превращается в забаву. И за это расплачиваешься. Чем? Болезнями, жизненными неприятностями. Правильно и хорошо молишься, и жизнь твоя течет в нужном русле. У меня были проблемы в личной жизни тогда, я понимал, что что-то не так с молитвой, и потому поехал к старцу Николаю. Кроме того, я чувствовал необходимость пересмотра жизненного пути. Я был в то время геодезистом, работал зав. лабораторией в Горном институте, много путешествовал по стране, но уже чувствовал духовную неудовлетворенность, душа искала иных путей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

И.А. Колонтаев Данная статья посвящена непростому жизненному пути епископа Кирилла (Наумов Василий Николаевич; 25.12.1823–10.02.1866), который является выпускником Санкт-Петербургской Духовной Академии. Основная деятельность его связана с Русской духовной миссией в Иерусалиме, куда он был назначен начальником в сане епископа, а позднее после политических интриг и конфликтов отправлен на покой в Спасо-Преображенский монастырь Казани. Его жизненный путь закончился трагически, а его личность осталась в безызвестности. Василий Николаевич Наумов родился 25 декабря 1823 года в городе Калуге. Дата его рождения по новому стилю относится к 1824 году. Мальчик родился в потомственной семье священнослужителей. Отец Василия, Николай Милайлович Наумов 1 был диаконом Михаило-Архангельской церкви города Калуги, а его дяди протоиерей Иоанн Михайлович Наумов и протоиерей Степан Михайлович Наумов окончили Санкт-Петербургскую Духовную Академию (далее СПбДА) и несли свое служение в Петербурге. Протоиерей Иоанн проявлял заботу к своим племянникам: Василию, Николаю и Елизавете. Николай был младшим братом Василия, учился также в СПбДА, окончив свое обучение двумя годами позже. Детские годы Василий провел в доме бедного отца, у которого была большая семья. С детства мальчик был окружен религиозным духом семьи, что впоследствии оказало влияние на его выбор служить Церкви. Начальное образование Василий получил в калужских духовных учили- щах. Он окончил обучение в приходском и уездном духовном училище, годы обучения (1832–1838 г.). Поступление в эти учебные заведения было характерно для детей священства. Во время своего обучения он учился прилежно и отличался скромностью и кротким характером 2 . Интерес Василия к наукам и хорошее поведение было замечено уже в первый год обучения в семинарии. После окончания Калужской Духовной семинарии в составе богословского класса Василий Николаевич был назначен к поступлению в СПбДА 3 . В 1843 году Василий Николаевич Наумов поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. Он является студентом XVII курса, который по своему составу был довольно большой. В Петербургской Академии В. Н. Наумов учился с большим успехом, среди его товарищей были такие выдающиеся, талантливые в учености люди, как Евграф Иванович Ловягин и Моисей Александрович Голубев , которые после окончания обучения в СПбДА впоследствии стали вместе с Наумовым профессорами родной им Академии. Первые три магистра курса: Евграф Ловягин , Моисей Александрович Голубев и иеромонах Кирилл (Наумов) . Все они были оставлены при Академии бакалаврами, а также 4-й – П. Е. Колоссовский 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Владыка Михей был таким, каким должен быть архиерей» К 100-летию архиепископа Михея (Хархарова) 05.03.2021 752 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.Ru В 2021-м году исполняется сто лет со дня рождения архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова). Эльвира Меженная, журналистка из Ярославля, подготовила целую серию публикаций об этом замечательном архиерее, часть которых мы уже опубликовали. Это материалы об участии Александра Хархарова в Великой Отечественной войне, о том, как он управлял Жировицким монастырем в Белоруссии, где в это время находился в изгнании архиепископ Ермоген (Голубев), о чудесной поездке в Крым по его благословению ярославских подростков. В соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, направленном архипастырям, клиру и пастве Ярославской епархии, а также всем близким покойного, в частности, говорилось: «Мы знали и любили покойного архипастыря как молитвенника, сильного перед Господом». Архиепископ Михей (Хархаров) Вместе с ним приходило такое ликование… В 1990-м году несколько столичных священников создали в Москве православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Протоиерей Владимир Воробьев, ныне ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, рассказал, как Братством был организован детский лагерь. Протоиерей Николай Лихоманов – Мы обратились к отцу Николаю Лихоманову, теперь ставшему епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином, с которым были знакомы с начала 1980-х годов. В то время он служил в Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской епархии. Хотелось, чтобы лагерь был в русской глубинке и чтобы рядом был храм. Отец Николай указал нам село Богослово недалеко от Тутаева. Это очень красивое место на берегу Волги, где сохранились несколько домов и храм, полуразрушенный и совершенно заброшенный. Здесь мы и устроили палаточный лагерь. Правящим архиереем Ярославской епархии в то время был архиепископ Платон (Удовенко). С ним я встречался один раз, на службе у отца Николая Лихоманова в Воскресенском соборе. Владыка благословил освятить этот заброшенный храм священническим чином. Полный ремонт, конечно, нам было сделать не по силам, но, что могли, мы подремонтировали и начали служить в главном приделе.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/05/vladyk...

Вступительное слово Саратовская Духовная семинария основана в 1830 году трудами епископа Моисея (Богданова-Платонова) и является одним из старейших вузов города Саратова. Её история непростая. Здесь можно выделить период расцвета, который ознаменован такими выдающимися выпускниками, как священномученик Константин Голубев, священномученик Феофан (Ильменский), Александр Павлович Лопухин , Виктор Иванович Несмелов , Николай Николаевич Фиолетов. Основной специализацией Саратовской Православной Духовной семинарии была миссионерская деятельность среди народов Поволжья и противодействие расколу и сектантству. Необходимо упомянуть о тяжёлом периоде жесточайших гонений на Церковь , приведшем в упадок духовное образование в России. Вскоре после революции Саратовская семинария была закрыта, учебный процесс прерван, здания и подсобные помещения перешли в ведение государства. Период возрождения семинария пережила в послевоенное время (1947–1960), но он был непродолжительным. Не хватало преподавательских кадров, практически полностью отсутствовали учебные пособия, здания и помещения были не приспособлены для занятий. Но даже в такое непростое время духовная школа подготавливала и выпускала достойных пастырей Церкви Христовой. В 1961 году в связи с возобновлением гонений на Церковь Саратовская семинария была вновь закрыта. Середина 80-х годов двадцатого века ознаменована возвращением к религиозной жизни. Коммунистическая идеология рухнула, люди стали на путь духовного поиска и переосмысления нравственных ценностей. Перед Церковью встала задача не только восстановить разрушенные храмы, но и возродить духовное образование, являющееся важной составляющей пастырского служения. Духовные школы восстанавливались практически из руин. Прерваны духовные и научные традиции, преподавательский состав малочислен. Но, несмотря на все эти трудности, Русская Православная Церковь с достоинством прошла путь духовного возрождения. В настоящее время подготовка священнослужителей осуществляется в пяти академиях и тридцати пяти семинариях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Иоанновская семья – это содружество храмов, монастырей, часовен, различных социальных учреждений, названных во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского . В разное время участники этого объединения поделились с порталом Pravprihod.Ru своими историями о том, как они пришли к Богу. Предлагаем их вашему вниманию. Епархиальный секретарь Томской епархии РПЦ, автор книги «Святой праведный Иоанн Кронштадтский », архимандрит Иосиф (Еременко): – К Богу меня принесли мама и бабушка – меня крестили в три месяца. Мне посчастливилось родиться в православной семье. Всегда знал, что буду служить Богу в Церкви. Моим религиозным воспитанием занимались прабабушка (она скончалась, когда мне было десять лет), бабушка и мама. Они и дали первые уроки веры и благочестия . Дома меня учили молитвам. Некоторые молитвы знал наизусть, еще не умея читать, на слух. Были дома Евангелие , духовная литература . Бабушка выписывала Журнал Московской Патриархии. По воскресеньям и праздникам ходили в церковь. А в остальном – все обычно: школа, Советская Армия, университет, Московские духовные школы и служение в Алма-Ате и Павлодаре, а теперь – в Томске. Благочинный Нелидовского округа, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского и церкви Балыкинской иконы Божией Матери, иеромонах Николай (Голубев): – Родился я в 1963 году здесь же, в Нелидово – как говорится, где родился, там и пригодился. В 1980м поступил в МГИМО, по окончании которого с 1985 по 1987 годы работал в генеральном консульстве СССР в Гамбурге. Затем вновь вернулся в Нелидово и работал в горкоме партии и горкоме комсомола. В 1989 году поступил в аспирантуру Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС, которая в результате … событий 1991 года преобразовалась в Российскую академию управления (сегодня это РАНХиГС). В 1992м защитил диссертацию «Значение и роль фактора национальной идентичности в объединении Германии (конец 1980х – начало 1990х гг.)». Получил степень кандидата исторических наук. Еще год отучился в докторантуре той же Академии, но в 1993 году вернулся вновь в Нелидово, где отработал три года в районной администрации.

http://azbyka.ru/way/put-k-bogu-uchastni...

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты До 1862 года на месте каменного стоял деревянный храм, построенный в 1720 году, уже тогда освященный во имя Пресвятой Троицы. Информация сайта Русские Церкви Храм построен в 1862 г., закрыт в 1920-е гг., вновь открыт в 1989 г. Ремонтно-восстановительные работы велись с 1989 по 2012 гг. Храм является памятником истории и культуры XIX в. http://hram-troitskoe.cerkov.ru/ Церковь Троицы Живоначальной — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Троицкое Липецкого района Липецкой области. Троицкое возникло в 1630-е годы. В Переписной книге 1646 года упоминается как слобода при селе Романово Городище (ныне село Ленино). Тогда в этой слободе уже была Троицкая церковь, поэтому позже село стало называться Троицким. В окрестностях села археологами найдены стоянки древнего человека, относимые к эпохе бронзового века. До 1928 года село территориально входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. До 1862 года на месте каменного стоял деревянный храм, построенный в 1720 году, уже тогда освященный во имя Пресвятой Троицы. В документах Тамбовской епархии 1876 года отмечено: «Троицкая церковь бывшаго города Романова, построена в 1862 году тщанием прихожанъ; престол один, главная, при ней въ томъ же г. Романове Николаевская церковь (ныне утрачена – прим. адм.), Рождество Богородицкая (ныне село Ленино – прим. адм.), Архангельская (ныне село Хрущевка – прим. адм.). В 1876 году в штате Троицкого храма числились: настоятель Гавриил Васильевич Голубев (священник 2 разряда, рукоположен в 1834 году), помощник настоятеля Иван Трофимович Чижов (священник 2 разряда, студент семинарии, рукоположен в 1858), Димитрий Автономович Андреевский (священник 2 разряда, рукоположен в 1840 году), Михаил Иванович Иванов (сверхштатный священник 2 разряда, рукоположен в 1868). Прихожан в слободе в это время насчитывалось 1196 душ мужского пола и 1204 женского пола. Храму принадлежало 66 десятин пахотной и сенокосной земли. Церковным старостой Троицкой церкви числился государственный крестьянин Загорский (с 1875 года). В 1893 году штат Троицкого храма состоял из: настоятеля (священник Михаил Петрович Баталин, 47 лет, рукоположен 2 марта 1868 года, награжден скуфьей), диакона (Феодор Канинский, окончил курсы семинарии, рукоположен в 1892 году) и двух псаломщиков (Евтихий Стефанович Пальмин, 33 года и Николай Васильевич Благодаров, 25 лет, домашнее образование). В земской школе села в конце XIX века обучалось 94, а в школе грамотности – 20 человек. Земли у церкви отмечено 40 десятин, душ мужского пола – 1330, в обществе трезвости – 73 человека.

http://sobory.ru/article/?object=17341

Фильм о затворнике Матвее Татомире представлен в Президентской библиотеке апреля 2017 Просмотр и обсуждение фильма " Страсти по затворнику " и награждение победителей международной патриотической акции " Память сердца - блокадный Ленинград " состоялись 6 апреля в Президентской библиотеке . Организаторы мероприятия - Президентская библиотека, киностудия " Леннаучфильм " , Санкт-Петербургская студия документальных фильмов и Российский институт истории искусств.  Показ фильма начался с минуты молчания в память о погибших 3 апреля в результате теракта в петербургском метро.  Перед просмотром фильма перед собравшимися выступила начальник экспертного отдела Президентской библиотеки Елена Смолина, затем слово взял автор сценария и режиссер фильма Николай Шеляпин. Он отметил, что фильм затрагивает многие актуальные проблемы современности: кризис веры и ее возрождение, опасность терроризма, в том числе и государственного, историческую связь России и Сирии. Но главные вопросы, затронутые в фильме, - поиск собственного духовного пути и проблема нравственного выбора перед лицом опасности.  Фильм о петербургском подвижнике Матвее Татомире построен по логике детектива, авторы предлагают зрителям ответить на вопрос, кто же такой Матвей Татомир и какую опасность он и его почитатели представляли для советской власти. Экспертами при съемках фильма выступили протоиереи Виктор Голубев и Александр Сорокин , иеромонах Пимен (Шевченко) , монахиня Севастиана (Богомолова), культуролог Ирина Москвина, церковный историк Илья Попов. Музыку и песню к фильму написала певица и композитор Анна Абикулова, а в качестве оператора-постановщика выступил Иван Тышко. Во второй половине 1920-х - начале 1930-х годов, в период начавшихся гонений против Церкви, объектом почитания верующих стала часовня над могилой блаженного Матвея Татомира (1848-1904) на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . Создателем кружка почитателей Матфея Татомира был Михаил Челюскин, в прошлом офицер императорской армии, принявший монашество с именем Матфей. Душой этого кружка стала крестная дочь самого блаженного Матфея Татомира Любовь Лимонштайн. Из их воспоминаний мы узнаем о жизни и духовных исканиях Матвея Татомира, родившегося 16 ноября 1848 года в семье приходского священника Подольской губернии. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Ермоген (Голубев) Ермоген (Голубев), архп. б. Калужский и Боровский. Родился в 1896 году в семье профессора Киевской духовной академии и университета С.Т. Голубева (доктора Церковной истории). Окончил Киевскую 2-ю гимназию с золотой медалью и затем – Московскую духовную академию при ректоре епископе Феодоре (Поздеевском) со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество в Московском Даниловом монастыре и там же рукоположен в иеродиакона. В 1919 году переведён в качестве миссионера в Киево-Печерскую Лавру. В 1920 году в Москве Святейшим Патриархом Тихоном рукоположен в иеромонаха и определён членом Духовного Собора Киево-Печерской Лавры. В 1921 году – участник Православного Всеукраинского Собора. В 1922 году возведён в сан архимандрита. В 1926 году избранием братии Киево-Печерской Лавры (к этому времени лишившейся лаврских храмов, занятых обновленцами) избирается настоятелем Лавры на место отсутствующего настоятеля архим. Климента (Лавра в 1924 году получила права ставропигии), в каковой должности и был утверждён Зам. Патр. Местоблюстителя митрополитом Сергием. Управлял братией Лавры (совершавший свои службы в Ольгинской церкви на Печерске в Киеве), в то время состоявшей в 600 с лишним человек, до 1931 года включительно. С 1942 года – настоятель собора в г. Самарканде. 1 марта 1953 года хиротонисан во епископа Ташкентского Среднеазиатского. Хиротония состоялась в Патриаршем Богоявленском соборе. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митрополит Коломенский Николай и архиепископ Макарий Можайский. С ноября 1955 года по июнь 1956 года временно управлял Алма-Атинской епархией. 31 мая 1956 года был освобождён от временного управления Алма-Атинской епархией. По его инициативе в начале 1957 года было начато в Ташкенте строительство обширного и вместительного храма и 11 декабря 1957 года этот храм был освящён. С 20 февраля 1958 года епископу Ермогену вторично поручено временное управление Алма-Атинской епархией. 28 августа 1958 года освобождён от управления ею и одновременно возведён в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Настоятель храма мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине протоиерей Николай Дятлов отметил 75-летний юбилей Москва, 20 декабря 2007 г. В день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, 75-летний юбилей отметил один из старейших клириков Троицкого благочиния, многолетний настоятель храма мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине, протоиерей Николай Дятлов. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжества в храме Адриана и Наталии в этот день возглавил архиепископ Истринский Арсений. Владыке сослужили благочинный Троицкого округа протоиерей Сергий Киселев, настоятель храма св. Мартина, папы Римского, протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Всех святых во Всехсвятском протоиерей Василий Бабурин, настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Михаил Голубев и клирики храма Адриана и Наталии. По окончании Божественной литургии архиепископ Арсений зачитал Патриаршее поздравление юбиляру, в котором Святейший Патриарх особо подчеркнул, что жизненный путь отца Николая начался в трудные для российского православия времена богоборческой власти, когда многие не выдерживали жестокости гонений и отступали от веры. «Ваши деяния всегда свидетельствовали о Вас как о пастыре, который является делателем неукоризненным, верным, преподающим слово истины, примером самоотверженного служения Церкви Христовой», — отметил Патриарх в своем поздравлении. В связи с юбилеем и за многолетние труды во славу Церкви Христовой протоиерей Николай Дятлов удостоен ордена прп. Серафима Саровского II степени, сообщает Патриархия.ru. В дар от московского духовенства юбиляру была преподнесена митра. Также протоиерея Николая Дятлова поздравил глава управы Ярославского района Александр Найденов и вручил юбиляру почетную грамоту префекта Северного административного округа. Глава управы подчеркнул, что во многом благодаря отцу Николаю храм Адриана и Наталии в Бабушкине является духовным центром района. Отец Николай Дятлов, один из старейших клириков Троицкого благочиния, является многолетним настоятелем храма мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.

http://pravoslavie.ru/25272.html

Вольск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Последним построенным в Вольске приходским православным храмом стала Успенская церковь, построенная в населенном рабочей беднотой Клейменовском конце в 1904 года. Храм был построен на средства города и добровольные пожертвования. Деревянный оштукатуренный храм с деревянной же колокольней стремился повторить формы древнерусской шатровой архитектуры и был единственным исключением среди вольских церквей, тяготевших к классицизму. Этот сравнительно небольшой храм был, тем не менее, трехпрестольным. Помимо главного придела, освященного во имя Успения Божией Матери 10 августа 1904 года Саратовским епископом святым Гермогеном, было еще два: правый — во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца и равноапостольного благоверного князя Владимира, освященный Вольским епископом Палладием 15 мая 1905 года, и левый — во имя апостола Иакова, брата Господня, который был освящен местным благочинным 19 декабря 1904 года. Первым настоятелем Успенской церкви стал священник Иоанн Голубев. На 1912 год в штате причта храма состояли священник, диакон и псаломщик. После того, как в 1907 году Успенская церковь была расписана, ее настоятель священник Николай Кипарисов просил благочинного представить к награде ее прихожан особенно потрудившихся при строительстве и благоукрашении храма. Отмечались заслуги председателя Попечительства по благоустройству Успенской церкви мещанина Владимира Петровича Рыжова, пожертвовавшего на строительство свыше трех тысяч рублей, председателя Комитета по строительству купца Никифора Максимовича Залогина, церковного старосту Иллариона Борисовича Ефремова и члена Попечительства Никиту Ивановича Данилова, много потрудившихся во время постройки. Интересно заметить, что среди жертвователей были не только православные, но и единоверцы (потомственный почетный гражданин Гавриил Сергеевич Мельников, вольский городской голова купец Николай Федорович Ефимов), и старообрядцы (николаевский купец Константин Васильевич Якимов, вольский купец Александр Яковлевич Соловьев). Особым рапортом от 20 августа 1907 года священник Николай Кипарисов просил сообщить епархиальному начальству о пожертвованной Владимиром Петровичем Рыжовым в Успенскую церковь необыкновенной красоты Иверской иконы Божией Матери, написанной в иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на святой Афонской горе. Жертвователь купил эту икону за немалую для того времени сумму 107 рублей 50 копеек, затратив дополнительно 70 рублей на изготовление киота. Эта Иверская икона из Успенского храма по сей день благоговейно хранится в Благовещенской церкви Вольска.

http://sobory.ru/article/?object=21126

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010