Закрыть itemscope itemtype="" > Император Николай II как истинный христианин и православный Государь Память 17 июля 17.07.2023 4347 Время на чтение 12 минут «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия». Император Николай II Святой царь-мученик Николай Александрович Романов (Николай II) родился 6 (18) мая 1868 года в Царском Селе. Он был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Будущий император получил блестящее образование: знал 5 иностранных языков, изучил русскую и мировую историю, разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Всестороннее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, в чем была несомненная заслуга протопресвитера И.Л. Янышева, его духовника и учителя. И.Л. Янышев преподавал цесаревичу курс канонического права в связи с историей Церкви, знакомил высокородного ученика с главными отделами богословия и историей религии. Кстати, протопресвитер Янышев оставался царским духовником вплоть до кончины, последовавшей в 16-й год правления Николая II. Николай II вступил на престол 21 октября 1894 года в 26-летнем возрасте. Судьба этого благородного, прекрасного человека была глубоко трагичной. Родился будущий царь в день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального; этому совпадению царь придавал особое значение, так как остро чувствовал, что его судьба будет сходна с мученической жизнью праведного Иовы. «У меня более чем предчувствие, - говорил он, - что я обречен на страшные испытания». Николай II с честью прошел эти испытания, предпочитая смерть измене Христу и России. Вера во Христа-Спасителя была основой мировоззрения Императора Николая II. Личная вера для него была связана с обязательным исполнением установленных Церковью правил, посещением храма и молитвой. По свидетельству современников, Николай Александрович начинал и заканчивал свой день молитвой. Протопресвитер Георгий Шавельский, общавшийся с императором в Ставке во время мировой войны, свидетельствовал о «смиренной, простой и непосредственной» религиозности царя, о неукоснительном посещении им воскресных и праздничных богослужений. Николай II часто совершал паломнические поездки в церкви и монастыри во многих местах страны, благоговейно поклонялся местным святыням - святым мощам и чудотворным иконам, участвовал в торжествах в память многих российских святых и церковных событий.18 июля 1903 года царская чета побывала в Сарове на прославлении Серафима Саровского. Как и его прадед, император Николай I, он был покорен Промыслу Божию. Он верил, что само Провидение управляет его поступками.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/26/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) апреля Священномученик Николай (Караулов), епископ Вельский, викарий Вологодской епархии Священномученик Николай родился 28 мая 1871 года в селе Томаш Кадниковского уезда Вологодской губернии в семье священника Аполлония Караулова. В 1893 году Николай окончил Вологодскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в Георгиевский храм в городе Вологде. 26 декабря того же года он был рукоположен во диакона. 12 сентября 1894 года диакон Николай был переведен служить в Спасский собор и 14 сентября 1898 года рукоположен во священника к этому собору. 7 февраля 1901 года отец Николай был назначен настоятелем Екатерининской церкви, с которой была связана впоследствии вся его пастырская деятельность. В это время отец Николай был законоучителем в городском Колесниковском училище; в 1903-1904 годах он входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской Духовной семинарии, в 1909 году стал жертвователем на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном женском училище; в 1905-1906 годах он выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским православным братством во имя Всемилостивого Спаса. Как и всякий стремящийся к спасению души благочестивый человек, отец Николай в трудных случаях жизни находил утешение и почерпал силы в молитве у великих святынь Русской Церкви, беседовал с подвижниками-старцами, просил их молитв, зная, что молитвы людей, угодивших Богу, скорее будут услышаны, ибо много может молитва праведника. Незадолго до смерти горячо любимой супруги отец Николай посетил Черниговский скит и жившего здесь старца Варнаву . «Подходим к маленькому домику отца Варнавы, – вспоминал впоследствии отец Николай. – В сенцах толпится много народа. Кого тут нет: и простецы и интеллигенты, и богатые и бедные – все ожидают старца, чтобы принять его благословение, чтобы получить ответ на волнующий душу вопрос.

http://fond.ru/kalendar/363/nikolay/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 23 (5 сентября) Мученик Николай Варжанский Мученик Николай родился 25 ноября 1881 в Овручском уезде Волынской губернии в семье чиновника Георгия Варжанского. Как и многие выходцы из западных губерний России, испытавшие на себе всю изощренность воздействия разного рода сект и инославия, Николай Юрьевич всем сердцем устремился к православию, понимая, что вне его нет спасения и что если делом своей жизни избирать служение народу, то оно должно быть связано с проповедью слова Христова. Поэтому он поступает в Духовную семинарию, а затем в Московскую Духовную академию, которую оканчивает в 1907 году со степенью кандидата богословия. В 1907 году Николай женился на девице Зинаиде, дочери протоиерея Неофита Любимова, настоятеля Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище в Москве. Протоиерей Неофит Любимов был известным в Москве миссионером и проповедником и имел свое издательство, выпускавшее миссионерскую и апологетическую литературу. Общие устремления сблизили впоследствии Николая Юрьевича с его тестем протоиереем Неофитом, а их миссионерская, просветительская деятельность и исповеднический подвиг были увенчаны мученическим венцом . В 1908 году Николай Юрьевич был назначен сначала на должность помощника противосектантского миссионера Московской епархии, а затем – московского епархиального миссионера. С 1911 года, не оставляя миссионерской деятельности, он служил в канцелярии Святейшего Синода; кроме того, он преподавал в Московской Духовной семинарии. В 1912 и в 1914 годах он был награжден орденами Станислава и Анны 3-й степени. В начале ХХ столетия одним из самых часто встречающихся пороков стало пьянство, распространившееся особенно широко среди рабочих. Пьянство доводило людей до отчаяния и самоубийства, разрушало семью и основы государства, сокрушало веру и заглушало добрые семена, посеянные Господом в сердцах людей. Как мужественный воин Христов вступил Николай Юрьевич в борьбу с этим страшным пороком. Им было организовано за Семеновской заставой в Лефортове, населенном в основном рабочими, Варнавинское общество трезвости, которое имело свое помещение и свой храм. В качестве лекторов Николай Юрьевич приглашал известных профессоров, и лекции собирали до тысячи человек. Вскоре ревностный и самоотверженный борец за души людей – Николай Юрьевич стал хорошо известен в среде рабочих. Но чем больше освободившиеся от пьянства рабочие привязывались к мужественному миссионеру, тем сильнее ненавидели его те, кто был заинтересован в распространении этого порока в народной среде.

http://fond.ru/kalendar/719/nikolay/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Николай Голышев Священномученик Николай родился 3 мая 1882 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Власия Голышева. В 1893 году Николай окончил земскую школу в селе Ашитково и с 1903 по 1914 год работал счетоводом на фабрике Бардыгина в Егорьевске, а затем, до 1917 года, помощником бухгалтера в Егорьевской городской управе и до 1920 года – заведующим счетно-кассовым отделом в городской администрации Егорьевска. Это была последняя его светская должность, а затем все течение его жизни кардинально изменилось. В тот самый момент, когда всякий член Православной Церкви мог стать исповедником и мучеником и когда многие священно- и церковнослужители находились в узах, а иные достигли уже мученического венца, он с решительностью заявил, что и он желает послужить Богу и Церкви, и 22 марта 1920 года был рукоположен во диакона к Успенскому собору города Егорьевска. Безбожная революция принесла с собою не только гонения, но внесла раскол и смуту в церковную среду. После заключения Патриарха Тихона под стражу в мае 1922 года благочинный Егорьевска священник Николай Светлов предложил всему духовенству поминать за богослужением вместо Патриарха Тихона новообразованное ВЦУ; диакон Николай, подчинившись благочинному, оказался в числе присоединившихся к обновленцам. В мае 1923 года он участвовал в обновленческом Соборе, который осудил Патриарха Тихона. После освобождения Патриарха Тихона из-под стражи диакон Николай с горечью осознал свое заблуждение и вину перед Церковью и просил прощения у Патриарха и был принят им в молитвенное общение, получив благословение вновь служить в Успенском соборе Егорьевска. 15 августа 1929 года диакон Николай был рукоположен во священника к Никольской церкви в селе Крутины Егорьевского района . Всего около полутора лет прослужил он здесь. После его прибытия в село сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения и расспрашивать жителей, которые могли бы дать о священнике нужные им показания.

http://fond.ru/kalendar/191/nikolay/

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему Николай II был канонизирован Русской Православной Церковью? 19 мая - день рождения Государя-страстотерпца 18.05.2021 6613 Время на чтение 21 минут Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье... Писатель Иван Бунин, удостоенный Нобелевской премии, 1919 г. 1. Вступление: марка моей души В детстве я коллекционировал марки, и на одной из них был изображен Николай II. Его лицо растрогало мое сердце, и 50 лет назад, в 1968 году, в 50-ую годовщину его мученической кончины, я, живя в своем родном городке недалеко от Колчестера, самостоятельно начал изучать русский язык. Вскоре обрел свой духовный дом в Русской Православной Церкви. Обнаружил, что дата расстрела царской семьи всего на один день отставала от моего Дня рождения и что Николай II и мой прадед родились в одном и том же году - 1868-ом. Изучая русский язык в Оксфорде, я узнал, что Феликс Юсупов, один из убийц Григория Распутина, учился в том же колледже, что и я, и что первым русским православным священником в Оксфорде был отец Николай Гиббс, учитель цесаревича Алексея. Я был знаком с несколькими людьми, хорошо знавшими его лично. В 1970-е годы я поехал учиться в Русскую семинарию в Париже, где познакомился с последними эмигрантами, знавшими царскую семью. Позднее, в 1995 году, увидел интервью со старейшей жительницей планеты Жанной Кальман - простой француженкой, дожившей до 122 лет. Она признавалась, что ужаснейшим событием в ее жизни было жестокое убийство Российской императорской семьи - и ее мнение разделяли многие другие. 2. Настоящий царь Николай В 1970-е годы Русская Православная Церковь за Границей наконец-то готовилась к прославлению новомучеников российских, включая и царскую семью. Если бы то, что твердили Западная и советская пропаганда, что Николай II - «слабый, глупый, неумелый реакционер», было бы правдой, то он не был бы святым. Поэтому я рассмотрел пять самых распространенных обвинений против него.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Протоиерей Николай Доненко. Фото Владимир Евдокимов ЖМП 12 декабрь 2013 /  16 декабря 2013 г. Протоиерей Николай Доненко: Спасение — это живые, творческие отношения с Христом Протоиерей Николай Доненко — в прошлом художник и скульптор, а сегодня пастырь и духовник. Он рассказывает об искусстве отсекать от души страстное и приумножать таланты ради служения Богу. Отец Николай служит в одном из красивейших храмов на Южном берегу Крыма — Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Нижняя Ореанда.  Осенью 1894 года здесь неоднократно служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этом храме причащалась великомученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все великие князья и княгини.  Храм построен в грузинско-византийском стиле по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Об особенностях приходской жизни в курортном городке протоиерей Николай Доненко рассказывает с пастырской точки зрения. — Отец Николай, ваш путь к священству необычен. Как вы, выпускник Харьковского художественно-промышленного института, скульптор, человек творческой профессии, избрали путь пастырского служения? — Половина моей жизни была посвящена скульптуре, ею я занимался профессионально и до сих пор являюсь членом Союза художников Украины. Но работать в этом направлении приходится всё меньше — не хватает времени и сил. Всё посвящено жизни прихода, преподаванию в семинарии, исследовательской и издательской работе. Это тоже творчество, только более широкое и глубокое, бесконечно более ответственное перед Богом и людьми. В скульптуре ты общаешься с материалом — с глиной или бронзой, здесь же с живыми бессмертными человеческими душами. С 16-летнего возраста я постоянно ходил в церковь, и мысль о священстве стала формироваться как очевидное, а спустя некоторое время как безальтернативное. Понимание особенной ответственности, с одной стороны, и суровая советская реальность — с другой в течение долгих лет выстраивали мое сознание. С 1982 года я стал чтецом в Троицком кафедральном соборе Симферополя, где и был рукоположен в сан иерея в 1991 году, в день Рождества Иоанна Предтечи.

http://e-vestnik.ru/church/nikolay_donen...

После Второй мировой войны , принесшей столько страданий и разрушений, по Британским островам прошла хоть и небольшая, но значимая волна обращений (или, вернее, возврата) в православную веру – нескольких тысяч человек. Результат мы видим: выросло третье и даже уже четвертое поколение православных христиан британского происхождения и английской крови. Было бы правильным не забывать наших православных предков и предшественников. Но я имею в виду не тех христиан, которые исповедовали православную веру в Британии в I тысячелетии, – я говорю о тех, кто до войны и в предыдущие столетия сподобились приобщиться здесь к православной вере и напитаться из ее живительного источника. И хотелось бы припомнить не только тех, кто удостоился стать православным священником, как, например, отец Стефан Хэтерли (в 1870-е годы) или архимандрит Николай Гиббс (в 1920-е годы), но и тех, восстановив их образ и сохранив его в сердце, кому выпало разделить мучения с великими братскими православными народами в не столь далекое от нас время. В сонме православных мучеников XX века есть и православный англичанин. Его зовут Николай Джонсон (Nicolas Johnson, в миру – Брайан; приняв Православие, он взял себе имя Николай). Николай Джонсон родился в России; говорил на английском языке с русским акцентом; он был англичанином по отцу. Возможно, мать Николая Джонсона была русской. Николай стал личным секретарем великого князя Михаила Александровича, вместе с которым принял мученическую кончину в Перми в праздник Вознесения Господня (31 мая/13 июня 1918 года), за месяц до мученической смерти брата великого князя Михаила – святого императора Николая II. Святой мученик Николай Джонсон поминается в хвалебных стихирах утрени праздника царственных страстотерпцев вместе с другими убиенными великими князьями и их верными слугами – все они чествуются 4/17 июля. Было бы правильным, если бы православные англичане, чтущие память святых новомучеников, почитали также и своего соотечественника, удостоившегося мученического венца вместе с русскими родственниками нашей королевской семьи. Да будет наше почитание святого новомученика Николая, до конца оставшегося верным Православию, как малый венок, положенный преданными православными людьми нашего острова у ног многих миллионов русских новомучеников. И да помянет нас Господь, хотя мы не достойны этого, во Царствии Своем, по молитвам новомученика Николая Джонсона, удостоенного небесной награды; и да будем мы называть своих сыновей в том числе и в честь этого славного новомученика.

http://pravoslavie.ru/61769.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Сегодня, когда со дня преставления протоиерея Николая Гурьянова (24 августа 2002 года) прошло уже пять лет, о нем написано очень много различных воспоминаний, некоторые из которых я читала с недоумением и даже огорчением. Например, никогда в жизни отец Николай не почитал Григория Распутина или Ивана Грозного святыми, как теперь ему приписывают. Да и вообще, почему же так непохож отец Николай, каким я его знала, на «батюшку» из этих статей? Может быть потому, что многие авторы описывают общение с ним, когда к нему со всех концов приезжали уже толпы паломников. Я же помню его еще до всех этих событий. Юлия Мезина регент храма Рождества Богородицы при СПб консерватории Моя бабушка, Александра Дмитриевна Федорова (1912 г.р.), была регентом в храме Святителя Николая на острове им. Залита, как и ее отец, который тоже служил в этом храме регентом еще до революции. Бабушка очень властная и строгая, всегда неукоснительно соблюдала церковные уставные порядки. Всех всегда учила и на все указывала, особенно когда касалось церкви. Отец Николай часто ее смягчал словами: «Александрушка! Не сердись!» или «Ну ничего, ничего, Александрушка…» Всегда очень спокойно, ласково, миролюбиво. Смиряя крутой нрав, моя бабушка всегда слушалась своего духовника. Мы с бабушкой часто бывали у него в гостях, да и я со своими друзьями тоже любила забегать к нему. И конечно он угощал нас сластями, которые всегда были припасены у него для деток. Отец Николай относился к нашим детским заботам очень серьезно, с пониманием выслушивал. Взрослые в деревне не очень воспринимали детские тревоги. У них всегда было много «взрослых» дел, а внимание и сочувствие находили мы у отца Николая. И, конечно, только он один лечил и выхаживал больных кошек и раненых птиц, которых мы носили ему постоянно. Был и такой случай (мне было лет шесть или семь), который навсегда мне запомнился. Отец Николай сидел на скамеечке, я стояла рядом, и вдруг увидела как на его руку сел огромный деревенский комар (только в деревнях такие гигантские комары). Я разволновалась, закричала, что надо его убить поскорей! Батюшка даже не шелохнулся, посмотрел на него и сказал мне успокаивающе: «Он тоже кушать и жить хочет…» И все. И не было в его словах и тоне позерства или нравоучительности, все очень просто и искренне.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/20...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 23 февраля (8 марта) Священномученик Николай Дмитров Священномученик Николай родился 1 мая 1878 года в селе Кунцево Московской губернии в семье священника Лавра Дмитрова, болгарина по происхождению. В 1900 году Николай окончил Московскую Духовную семинарию и стал работать учителем в селе Кунцево. В начале ХХ века в селе Завидове Тверской губернии служил священник Николай Розанов. В 1900-х годах он тяжело заболел, его разбил паралич, и приход остался без второго священника. Старшая его дочь, Екатерина, училась в то время в гимназии, где преподавательницей была двоюродная сестра Николая Дмитрова. Зная о намерении Николая принять сан священника и о том, что отец Екатерины безнадежно болен, она познакомила их. Екатерина Николаевна дала согласие на брак, но попросила отложить венчание на год, так как мечтала стать учительницей, а для этого надо было окончить гимназию. Венчание их состоялось в 1908 году. В 1909 году в храме Христа Спасителя в Москве Николай Лаврович был рукоположен во священника к церкви села Завидова Тверской епархии, куда и отправился служить и где терпеливо нес крест пастырского служения до мученической кончины. В селе Завидове до революции было два храма – зимний и летний, с престолами Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Причт храма составляли два священника, диакон и два псаломщика. В приход входили село Завидово, в котором было несколько сотен дворов, и окружающие его деревни, некоторые из них отстояли от храма на двадцать пять верст. Прихожане, узнав священника поближе, полюбили его за доброту, за отзывчивость, за безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, уже когда безбожная власть отобрала у него лошадь, он шел пешком в дальние деревни за двадцать пять километров причастить больного. У отца Николая с супругой родилось четверо детей, которых священник старался воспитывать в любви к Богу и Церкви, учил их поститься, с любовью и терпением относиться ко всем. Кроме священнических обязанностей, отцу Николаю приходилось исполнять и крестьянские работы, на которые он всегда брал детей, особенно на покосы. Они выходили косить рано утром, и часто бывало, что отец Николай, завидев в поле одинокую старушку, говорил: «Давайте, ребята, поможем ей. Она не управится». И они шли и помогали. В селе Завидове крестьяне почитали отца Николая за простоту в общении, за то, что он, сам будучи небогат и имея большую семью, никогда никому не отказывал в помощи и, если не имел возможности помочь деньгами, то помогал своим трудом, принимая участие то в крестьянской работе, то в починке дома.

http://fond.ru/kalendar/275/nikolay/

Александр Богатырев: Вот вам, граждане, и «год свиньи» 30.12.2021 10:27:23 Николай Борцов воцерковился поздно, но крепко. Церковных служб не пропускал. Отрастил бороду по грудь, волосы по плечи (завязал их в пучок на затылке), регулярно читал правила – и утренние и вечерние, да еще и по кафизме к правилу добавлял. В воскресные вечера читал акафист Николаю Угоднику. 6 лет кряду ездил в Вятку и проходил с Великорецким крестным ходом до реки Великой. Он и Иринарховского крестного хода ни разу не пропустил. Побывал во всех знаменитых монастырях, испросил благословение у известных православному миру старцев. Посетил Святую землю и Афон. Одним словом, испытал все, чего только может пожелать православная душа. Через 20 лет такой жизни он поседел, и, как всем казалось, зело укрепился духом. К своим шестидесяти пяти он стал походить на своего любимого святого, чьим именем и был назван. В 55 лет вышел на пенсию, проработав 15 лет машинистом электровоза, и зажил привольно. Иногда таксовал, завел библиотеку святоотеческих трудов, много читал, ездил по святым местам с женой Мариной. Она воцерковилась раньше его и была во всем замечательной помощницей. При офисе своего старого друга Николай организовал катехизаторские курсы. Лекции и беседы проводили местные батюшки, приезжающие на отдых столичные священники и преподаватели духовных школ. Жил он в черноморском городе, поэтому желающих отдохнуть у моря (даже не в сезон) было немало. Но чаще вел беседы с народом сам. Получалось у него неплохо. Среди местного люда Николай стал слыть мудрецом и большим знатоком (как говорила самая верная его почитательница) «всего божественного». В дни празднования Рождества Николай взял за правило одаривать болящих детей из местного интерната подарками. Покупал он их вместе с женой в канун Нового года, когда повсюду идет бойкая предновогодняя торговля. 30 декабря 2018 года Николай возвращался домой с заплечным мешком, в котором на сей раз всякой подарочной всячины было немного. Ему пришлось ремонтировать машину, и их семейный бюджет оказался почти на нуле. Они шли по украшенной гирляндами улице с деревьями, опутанными светящимися маленькими лампочками, и думали о том, где бы достать денег. Приходить к детям с таким скудным уловом было стыдно. Николай молился про себя Николаю Угоднику. Они шли мимо частной гостиницы, когда вдруг на Николая буквально набросился какой-то человек в маске поросенка.

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010