XI. Замечательные мужи, жившие в Оптиной Пустыни От трехвекового периода, протекшего со времени основания Оптиной Пустыни, до ее возрождения, в начале текущего столетия, до нас не дошло никаких материалов для настоящей главы. Имена почивших о Господе братий сей обители остались лишь на листах древних ее синодиков, для всякого поминовения в роды родов, и, без сомнения, из числа их многие вписаны и в ту великую книгу жизни, которая некогда будет читана вслух неба и земли. Из полувекового же периода обители, протекшего от возрождения ее и до наших времен заимствуем, для помещения здесь, жизнеописания некоторых иноков, подвизавшихся в сей обители, а также и приснопамятных мужей, избравших Оптину Пустынь местом молитвенного успокоения после своей притружденной жизни 52 . 1. Архимандрит Мелхиседек Замечательный старец этот пребывал на покое в сей обители 17 лет и скончался на 80 году от рождения, в 1841 году апреля 15 дня. Начально поступил он в Николаевский Песношский монастырь в 1782 году, где и пострижен в монашество 1786 года славным архимандритом Новгородского Тихвинского монастыря Игнатием. В том же году посвящен во иеродиакона и иеромонаха, а в 1788 году переведен в Тихвин монастырь, где был ризничим. В 1791 году взят в ту же должность в Александро-Невскую лавру. Находясь здесь, между прочим, в 1794 и 1795 годах, он имел поручение переделать на ризницу придворный гардероб покойной Императрицы Елисаветы Петровны, для отсылки в, обращенные из унии, церкви четырех епархий. 1795 года произведен игуменом в Николаевский Моденский монастырь и оставлен наместником лавры. Впоследствии, в сане архимандрита, был настоятелем трех знаменитых монастырей: Ставропигиального Ростовского Яковлевского, потом Спасского Арзамасского и, наконец, Суздальского Спасо-Евфимиевского. В последнем, за отличное прохождение своей должности и благоразумное содержание арестантов в годину искушения для России (в 1812 и 1813 годах) Высочайше награжден орденом Св. Анны 2-й степени. Отказавшись, за немощью, от настоятельской должности, о. Мелхиседек в разное время проживал на покое во многих монастырях, но с 1824 года и по день кончины в 1841 году, имел постоянное жительство в Оптиной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (88) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2019-01-27) Происхождение изображения: Загружено 2019-01-27, анонимно. Описание: Прежде Рождества Дева. Окт. 17 д. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.50-51. С.52: Октябрь, 17 д. Прежде Рождества Дева. Образ Пресвятой Богородицы, нарицаемой Прежде Рождества Дева и по Рождестве Дева, признанный чудотворным, находится в Николаевском Песношском монастыре (Москов. губер.)) palomnik.org : Принесена икона в Николаевский Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святой образ оставил в своей келье. Была ли эта икона родовой в его доме, или была получена им лично в благословение от кого-либо – неизвестно. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Настоятель приказал поставить её над входной дверью в часовне преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители. Образ стал известен по всей России после чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной катастрофы, в которой погибло 21 человек и 35 получили ранения. Несмотря на то, что вагон, в котором находилась вся семья императора Александра III, разбился вдребезги, никто из членов семьи не пострадал. Событие это произошло 17 октября 1888 года – в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Вернувшись в Петербург, Царь повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Во многих из них такого образа не было, поэтому срочно было сделано множество списков. Судя по сохранившимся изображениям, образ " Прежде Рождества и по Рождестве Дева " из Николо-Пешношского монастыря являлась образцом западной живописи, а конкретнее - прекрасного итальянского письма. Кроме того, как это принято на западе - Богоматерь на иконе изображена в короне " . После закрытия монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен. Как пишет сайт Николо-Пешношского мужского монастыря, в настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Сейчас в обители находится образ, созданный мастерами Троице-Сергиевой Лавры, который в июне 2008 года мироточил. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Прежде Рождества И По Рождестве Дева " .

http://pravicon.com/image-33457

«Макарий был муж высокой добродетели. Лицо его казалось суровым, но сердце было преисполнено христианской любовью. Он жил не для себя, а для блага обители и для блага братии. Все находили в нем мудрого наставника, приветливого собеседника; мудрость наставлений его привлекала к нему не одних монашествующих, но и мирян». О. Василий Руднев издал в 1895 году отдельный очерк под названием «Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец как настоятель Николаевского Пешношского монастыря». Здесь тоже ясно вырисовывается идеал самого автора. Он пишет о Святителе Варсонофии (ок. 1495 – 1576): «Пост и молитва , бдение и чтение священных книг, были его любимым занятием». «Обильные средства, какими располагал монастырь при Святителе Варсонофии, нет сомнения, шли не на содержание только братии, но и на благоукрашение самой обители». Этот же идеал присутствует в описании настоятеля Песношского монастыря архимандрита Мефодия, которого о. Василий Руднев знал лично и сам слышал от него в 1866 году рассказы о прошлом обители. В произведении «Архимандрит Мефодий. Настоятель Николаевского Пешношского монастыря (Биографический очерк)», изданном в 1895 году, он подчеркивает: «До последних дней своей жизни архимандрит Мефодий ревностно заботился о благоустройстве монастыря; каждый год производились при нем постройки, поправки, улучшения. В 1868 году, имея уже 77 лет от рождения, он еще производил постройки и каждый день по нескольку раз бывал на постройках». «Келейные труды и подвиги о. Мефодия известны Единому Господу, но что они были велики, доказательством служат его строгое воздержание, продолжительные ночные молитвы, …множество сделанных им выписок из прочитанных книг. Монастырская братия вспоминает о нем, как о настоятеле добром, старце простом, наставнике опытном». Размышлял о. Василий Руднев и над опытом тех, кого он называл «подвижниками благочестия – невинными страдальцами». В 1898 году он напечатал очерк «Село Ворсино Московской губернии Подольского уезда». В ней он описал жизнь двоюродного дяди Святителя Филиппа митрополита Московского Григория Семеновича Колычева. Последнего Иван Грозный заключил в темницу только за то, что тот был родственником Святителя, и томился в ней «болярин Григорий» до самой смерти самодержца в 1584 году. Остаток дней своих Григорий провел в Ворсине в посте и молитве. После молитвы на его могиле многие получали благодатную помощь. «То же должен сказать о себе и составитель этого описания», – заключает о. Василий Руднев.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

– «Писал ты ко мне, – пишет царь святителю, – что в городе Казани устрояешь монастырь («Зилантов»), и другие намереваешься строить. Доброе дело ты предпринимаешь: помоги тебе Бог за то… Блага речь ваша, чтобы старцам детей обучать и неверных в веру обращать. Учить же младенцев не только читать и писать, но читаемое право разумевать и да могут и иных научать и басурман. О Боже! Сколь счастлива была бы Русская земля, если бы все владыки старцы были, как преосвященный Макарий и ты». Труды св. Гурия не были бесплодными – инородцы (главным образом татары) в значительном числе обращались в христианство. 6311 «Все настоящее время, – говорил св. Гурий, – есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости дарованы будут только тому, кто на земле подвизается, и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться, несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»» ( Рим.9:18 ). 6312 Схима – принятие великого ангельского образа, великой схимы, схимничества – есть совершеннейшее отчуждение от мира, вящее желание разрешиться от мира и со Христом быть. ( Фил. 1:23 ). (Схима – слово греческое, означает образ, вид, сан). 6315 Крым – полуостров в южной части Европейской России. Завоеван татарами в 1237, в 1783 покорен русскими. 6316 Андроников или иначе «Спасо-Андрониев» монастырь находится на берегу р. Яузы в Москве. Основан около 1360 г. иждивением св. митрополита Алексия и трудами прп. Андроника, ученика прп. Сергия. 6317 Песношский (или Пешношский) Николаевский-Мефодиев монастырь находится в 26 верстах от г. Дмитрова, Московской губернии, – при впадении речки Пешноши в р. Яхрому. Основан в 1301 г. учеником св. Сергия Радонежского прп. Мефодием, который и был здесь первым игуменом. – Игуменом Пешношской обители прп. Варсонофий назначен в 1544 г. 6318 Архимандритом в Казань Варсонофий был назначен в 1555 году, куда и отправился вместе со святителем Гурием. 6319 Тверским епископом св. Варсонофий был назначен в 1567 году; рукоположен митрополитом Московским Филиппом. 6320 В сан митрополита Казанского Гермоген был поставлен в 1589 году. В Казани он проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. В 1606 году, при царе Василие Шуйском, Гермоген сделан Всероссийским патриархом. За свое противодействие полякам и мятежным боярам был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре и там умер голодною смертью 17 февраля 1612 г. – В бытность свою митрополитом Казанским Гермоген составил подробное житие свв. Гурия и Варсонофия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В настоящее время здания в нём каменные примечательнейшие есть следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца с двумя приделами, построена Московским гражданином, Герасимом Яковлевым, сыном Обуховым; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой, построена Максимом и Иваном Щелязными; 3)  ЦЕРКОВЬ во имя св. Апостолов Петра и Павла на вратах, построена Петром Романовым; 4) КОЛОКОЛЬНЯ сооружена Игуменом Варлаамом; 5) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 6) ОГРАДА каменная, построена бывшим в том монастыре на обещании Архимандритом Филаретом. До учреждения в 1764 году Штатов было за монастырём сим 876 душ крестьян, и настоятельство Игуменское. По Штатам же оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Николаевский Петровский монастырь См. Петровский Николаевский. Николаевский Понедельский монастырь См. Понедельский Николаевский. Николаевский Прилуцкий монастырь См. Прилуцкий Николаевский или Николаев. Николаевский Пустынский Новоторжский монастырь См. Новоторжский Николаевский Пустынский. Николаевский Песношский монастырь См. Песношский Николаевский. Николаевский Радовицкий монастырь См. Радовицкий Николаевский. Николаевский Рожковский монастырь См. Рожковский Николаевский. Николаевский Рыльский монастырь См. Рыльский Николаевский. Николаевский Рыхловский монастырь См. Рыхловский Николаевский. Николаевский Самарский монастырь См. Самарский Николаевский. Николаевский Староладожский монастырь См. Староладожский Николаевский. Николаевский Староруский Кречевский монастырь См. Кречев Николаевский. Николаевский Староторжский монастырь См. Староторжский Николаевский. Николаевский Столпенский монастырь См. Столпенский Николаевский. Прибавление из VI тома Николаевский Судбицкий монастырь См. Судбицкий Николаевский. Николаевский Суздальский монастырь Девичий, упразднённый. Находился во Владимирской Епархии в городе Суздали, в самом Кремле. Строения в нём были (прежде) две церкви: 1) во имя Св. Николая каменная, с приделом на южной стороне во имя Рождества Христова;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Но оказывается, что ему принадлежит честь только окончательного санкционирования, или утверждения, легенды (в помянутом описании монастыря), а что измышлена она кем-то до него. Автор «Истории иерархии» сообщает сведения о монастыре под словом «Песношский», причем называет его Песношским, Пестушским и Пестушенским и говорит, что он имеет название от реки Песноши, на берегу которой стоит (т. V, с. 520–521), но потом, когда по порядку алфавита доходит до слова «Пешношский», то приводит и это название монастыря, отсылая за сведениями к слову «Песношский» («Пешношский Николаевский Московской епархии заштатный мужеский монастырь. См.: Песношский», т. V, с. 551). Это, очевидно, значит, что автору «Истории иерархии» сообщено было из монастыря вместе с его подлинным названием Песношский и его нововымышленное название Пешношский. Но так как автор «Истории иерархии» ничего не говорит в объяснение второго названия и так как он пишет «Пешношский», а не Пешношский, то есть через е, а не через ять, как во втором случае,– то следует думать, что власти монастыря, сообщив ему нововымышленное название последнего, стеснились сообщить ему самую легенду о происхождении названия. Есть грамота князя Владимира Андреевича Песношскому монастырю 1555 года. Монастырь называется Песношской монастырь, Песноша. Начало грамоты, хранящейся в Архиве Министерства Юстиции 3794), напечатано у Карского в «Очерке славянской Кирилловской палеографии» (с. 440). Преподобный Иосиф Волоколамский в своем «Отвещании любозазорным» говорит, что старец Никита, ученик преп. Сергия и учитель преподобного Пафнутия, был архимандрит монастыря Высоцкого, что, примиряя с житием Пафнутиевым, вероятно, должно понимать как неточное обозначение того, что Никита, имев сан архимандрита, жил в Высоцком монастыре на покое. Несуществующий Никифор Боровский, очевидно, возник из нашего Никиты Боровского. В житии преподобного Стефана говорится, что он оставил Киев вместе со многими другими его жителями потому, что им овладели богомерзкие латиняне, которые начали утеснять и насиловать православных.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Феофилакт – 1806–1814 гг. (из купеческого звания; пострижен в Песношском монастыре в 1801 г., в 1806 г. назначен строителем Сретенского монастыря; 16 января 1814 г. назначен наместником Чудова монастыря, 12 февраля того же года посвящен во игумена Угрешского монастыря с оставлением за ним и должности наместника; в июне 1819 г. – архимандрит Дмитровского Борисоглебского монастыря; 22 февраля 1822 г. – архимандрит московского Златоустовского монастыря; перемещен в московский Данилов монастырь; 29 апреля 1831 г. по прошению уволен на покой, удалился в Песношский Николаевский монастырь и там скончался на 61-м году от рождения в 1842 г.) Строитель Израиль – 1819–1822 гг. (переведен в Николо-Угрешский монастырь) Игумен Сергий – ? (31 августа 1836 г. переведен в Песношский Николаевский монастырь; 3 июня 1851 г. произведен в архимандрита; † 22 мая 1857 г.) Строитель Мелхиседек – 12 августа 1836 г. – 23 ноября 1842 г. (произведен из казначеев Троицкой Сергиевой лавры; затем переведен в Высоцкий Богородичный монастырь в г. Серпухове Московской губернии; † 16 марта 1850 г.) Архимандрит Ионафан – ? (24 мая 1853 г. переведен в московский Покровский монастырь; в 1859 г. уволен по болезни) Архимандрит Виктор – ? (в 1859 г. переведен в Лужецкий Рождество-Богородичный монастырь у города Можайска Московской губернии; в мае 1872 г. – обратно в сретенский монастырь) Архимандрит Вениамин – 1863–1872 гг. (в мае 1872 г. переведен в московский Покровский монастырь) Архимандрит Виктор – с мая 1872 г. по 1879 г. (затем на покое в московском Донском монастыре) Архимандрит Антонин – с 1 мая 1883 г. по 25 октября 1883 г. (затем назначен епископом Старицким) Архимандрит Серафим – назначен 21 февраля 1884 г. с возведением в сан архимандрита (из иеромонахов московского Богоявленского монастыря; до пострига – протоиерей Димитрий Григорьевич Богоявленский; более 12 лет был настоятелем церкви при императорской Екатерининской богадельни в Москве; 20 июня 1882 г., в благодарность за собеседования его в читальне богадельни с народом, преимущественно фабричным, ему был поднесен слушателями золотой, украшенный бриллиантами, наперсный крест с золотой цепью и надписью: «Дорогому наставнику от благодарных слушателей» ; ранее, в 1874 г., поднесен был ему от фабрикантов и их рабочих золотой наперсный крест с украшениями за публичные беседы с народом; с 7 октября 1884 г., по благословению митрополита Московского Иоанникия, архимандрит Серафим каждый воскресный день в два часа пополудни в соборном монастырском храме ведет духовно-нравственные собеседования с народом, и всегда, к утешению православных, заключает их общим церковным пением)

http://pravoslavie.ru/31444.html

Москве, ... Знаменский на старом государеве дворе, Вознесенский девичий монастырь, далее истлело... Донской Пресвятой Богородицы монастырь.... Рождественский девичий монастырь, что за Пушечным двором, Вознесенский монастырь, Давыдовская пустыня, Георгиевский девичий монастырь за житным рядом, Никольский, что за.... рядом, Воздвиженский монастырь, что на Арбате, Златоустов, что на Покровке, Воскресенский, что на Тверской, Воскресенский Москов. уезда на реке Истре... Богоявленский монастырь, Спасский Злотовороцкий, Успенский девичий, Покровский, что на Устье реки Нерли, Георгиевский, что во Владимире на Посаде, Николаевский-Златовороцкий, Козьмин монастырь. Город Дмитров... Борисоглебский монастырь на посаде, Никольский-Песношский, что на реке Нерли, Никольский-Песношский, что в Берендеевском стану. Можайск... Лужецкий монастырь, Петровский, что в Можайске на посаде, Иоакиманский на посаде, Предтеченский Колоцкий, Троицкий. Переяславль Залесский. Монастыри: Горицкий, Троицкий, Данилов, Никитский, Феодоровский, Борисоглебский, Покровский Антониевой пустыни, Семенов, что под Александровской слободой, Никольский, что на Болоте. Звенигород – Саввы Сторожевский. Верея. Входоиерусалимский. Волок–Ламский – Иосифов, Возницкий, Успенский-Левин. Боровск – Рождественский-Пафнутиев. Ярославец Малый – Тихонова пустынь. Масальск – Успенский Боровский. Калуга – Рождественский. Алексин – Богоявленский-Бундырев. Серпухов – Высоцкий, Владычний. Ржев Володимиров – Троицкий-Селижаров. Торопец – Троицкий-Кудин, Троицкий-Небин. Кострома – Ипацкий, Богоявленский, Девичий Воздвиженский, Успенский Шеренский, Геннадиев, Богородицкий-Ризоположецкий девичий, Сыпанов, (?) Спасский-Запрудный, Богородицкий Игрицкий, Надейная пустынь. Галич – Троицкий Варнавиной пустыни, Спасский, Богородицкий Верхней пустыни, Авраамиев-Городецкий, Устинский Жуковы пустыни, что на р. Вексе, Воскресенский, что на посаде у Соли, Васильевский, что в Галиче на посаде, Фроловский, что у Галицкого озера, Никольский, что в Галиче на посаде, Зачатиевский девичий, что в Галиче на Посаде, Макарьевский Желтоводский, Благовещенский, что на Упороже, Рождественский девичий, что в Галиче на посаде: Богородицкий Паисиев, Благовещенский Андреяновой пустыни, что на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

112 Что св. Варсонофий держался правил св. Василия Великого , это достаточно доказывают два обстоятельства: 1) св. Варсонофий в монашество пострижен в Московском монастыре Андроникове; а Андроник, основатель монастыря сего имени, был ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского. Потом он управлял монастырем Песношским, а Песношский монастырь основан св. Мефодием, тоже учеником преподобного Сергия. Преподобный же Сергий держал свой монастырь (см. его житие в Чет. Мин. 25 Сент.) на правилах общежития, каковые правила суть правила св. Василия Великого . Хотя отцом монашеского общежития называется преподобный Феодосий, общих житий начальник; но Феодосий только более осуществил и распространил употребление правил Великого Василия. «Феодосий бе», – говорит его житие, – «жития Василия Великого подражатель, писаний его богомудрых любитель». (См. Чет.Мин. Ианнуар. 11 день). 2) В библиотеке св. Варсонофия, во время его архимандритства в Казанском Спасо-Преображенском монастыре находились из аскетических книг наипаче следующие: Василий Кесарийский , Ефрем Сирин , без сомнения, с присоединением Дорофея, Исаака Сирина и Лествица. Смотр. Писцовые книги по городу Казани в 7074, 7075 и 7076 (то есть 1566, 1567 и 1568) годы. 117 Означенное время поставления св. Варсонофия в Песношского игумена несомненно усматривается из того, что апреля 28-го дня 7055 (1547) года он был Песношским игуменом; ибо в это время Царем Иоанном Васильевичем Грозным пожалована Варсонофию, как Песношскому игумену, с братией грамота на владение несколькими в разных местах селами и деревнями с их угодьями. (См. историч. и типографич. описание Песнош.монастыря. Москв. 1837 г. в Универс. типогр. в 8-ю долю, стр. 110–113). Но, чтобы между Песношскими игуменами св. Варсонофием и Трифоном Ступишиным, который в списке Песношских игуменов в означенном описании пропущен, но которому в 1542-м году дана митрополитом Макарием грамота о пошлинах с сельских церквей Песношского монастыря (смотр. Акты Археологич. Коммис. Том I, стр. 176), был кто-нибудь еще иной игумен, из истории не видно. Между тем известно что Трифон Ступишин в 1544-м году переведен архимандритом в Симонов монастырь (см. историч. описание Симонова монастыря изд. 1843 г. стр. 216 и Карамз. Т. IX, примеч. 93), а потом поставлен в епископа Суздальского 10 Марта 1549 года (Карамзин. Т. VIII, примеч. 246). Следовательно, св. Варсонофий именно в этом 1544 году и поставлен Песношским игуменом. В историческом и топографическом описании Николаевского монастыря полагается, что предшественником св. Варсонофия на Песноше был Гурий, бывший потом Смоленским Епископом; но это несправедливо, потому что Песношский игумен Гурий уже в 1542-м году был епископом Смоленским, как то видно из того, что он был в числе лиц, находившихся при поставлении митрополита Макария (см. Карамзин. Российс. Истор. Т. VIII, примеч. 120); а митрополит Макарий был поставлен 7050 (1542) года, Марта 19 дня. (см. Полн. Собран. Летоп. Том III, стр. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

36 и 92 5 . «Чтобы не быть согласным о общепринятым мнением, он прибегает к толкованию имен из финских слов, хотя конечно финского языка не знает. Чего проще слова: «Маковец», «Пешноша?» Пять веков их понимали по-русски, как производные от слов: маковка, пеш носил, – по Голубинскому это кажется выдумкой «любителей замысловатого», тогда как он и есть сам любитель замысловатого... Он отсылает читателя к финнам, если он хочет знать значение этих слов, а сам так и не говорит, что они значат». Тут аноним написал нечто такое, по поводу чего мне хочется сказать ему: «пять веков, взобравшись на нашу Троицкую колокольню, смотрят на тебя, господине (отче?), с ее высоты и разводят руками». Слово «маковец» действительно имеет пяти-вековую, и даже более чем пяти-вековую, давность; правда и то, что некоторые старые русские люди производили его от маковки или, точнее говоря, – понимали его в смысле маковки, о чем я прямо говорю в моей книге (стр. 89, прим. но на самом-то деле производить слово маковец от слова маковка значит являть из себя филолога, что называется, доморощенного и быть на смех если не курам, то по крайней мере добрым людям: пусть аноним обратится с спросом к настоящим филологам и ему скажут, что маковец (которого нет, как русского слова, о чем я говорю и в книге) но может быть производим от маковки. Что касается до слова «пешноша», то, во-первых, оно не есть настоящее русское слово, – настоящее русское слово было бы – пешеноша; а во-вторых, знает ли аноним, как велика древность употребления этого слова в качестве названия Песношского монастыря, которую он считает пяти-вековою? Вот ему 5-й том Истории иерархии, напечатанный в 1813-м году; на стр. 520-й этого тома читаем: «Песношский, Пестушский или Пестушенский Николаевский Московской Епархии заштатный мужеский монастырь. находится в Дмитровском уезде» и пр.; «название Песношского монастырь имеет от реки Песноши, на берегу которыя он стоит» 6 ... История иерархии, как мы сказали выше, составлена на основании сведений, полученных из самых монастырей; следовательно, вот еще когда Песношский монастырь не называем быль Пешношским. Но мы можем прямо сказать анониму: с какого времени и от кого именно идет название монастыря Пешношский. Оно идет с 1815–1816 года, от известного К. Ф. Калайдовича, который с 16 июля 1816-го года по 16 июля 1816-го года жил в Песношском монастыре и который составил его описание, напечатанное в 1837-м году (уже после смерти автора) под заглавием: «Историческое и топографическое описание мужеского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешношне, с присовокуплением устава его и чиноположения. Составлено из записок покойного К. Ф. Калайдовича» (см. этого описания монастыря по этому 1-му изданию стр. 8 и сноси с книгой Н. Барсукова: «,Жизнь и труды И. М. Строева», стр. 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010