Афанасий Зоитакис Введение Восемнадцатый век вошёл в историю греческой общественно-политической мысли как время борьбы сторонников традиционных ценностей и идей новогреческого Просвещения 1 . Православный традиционализм долгое время оставался на периферии интересов Академической науки. Поэтому многие аспекты деятельности этого движения остаются дискуссионными, или вообще ещё не были предметом серьёзного научного исследования. Спорным остаётся, в частности, вопрос о характере традиционного просветительства: было ли оно единым идейным течением, или мы имеем дело с суммой самостоятельных общественно-политических концепций деятелей, принявших весьма дифференцированное участие в просвещении соотечественников. Одними из наиболее значимых приверженцев православной традиции были рассматриваемые в нашем исследовании персоналии: Косма Этолийский и один из лидеров так называемого движения коливадов 2 Никодим Святогорец . Святой Косма Этолийский (1714–1774) – один из самых известных деятелей новогреческой истории. Родился в центральной материковой Греции 3 . По завершении своего обучения, он принял постриг в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, святой отправился в первое миссионерское путешествие. С главной целью – укоренить православную традицию среди соотечественников и способствовать восстановлению утраченного языкового единства 4  – он посетил с проповедью почти всю территорию Константинопольского Патриархата и открыл более тысячи школ. В 1774 году Косма был схвачен турками и принял мученическую кончину. В 1961 г. Косма был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом. Святой Никодим Святогорец (1749–1809) – крупнейший православный богослов, талантливый и плодовитый писатель. Родился в 1749 г. на острове Наксос. С детства проявил выдающиеся способности, феноменальную память и тягу к знаниям. Закончив ряд учебных заведений, отправился на Афон, где принял постриг в обители Дионисиат. Изучил рукописи многих Афонских монастырей, был активным издателем и популяризатором авторских и переведённых им на народный язык святоотеческих произведений. Никодим активно сотрудничал со многими современными общественными и церковными деятелями, вёл активную переписку. Скончался в 1809 году на шестидесятом году жизни. Причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом 31 мая 1955 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

     Печаль - одна из главных страстей. Она широко распространена.Человек печалится постоянно, то по одному, то по другому поводу. Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских старцев о страсти печали. 1. Бывает одна печаль полезна, другая – вредна. Полезна в том случае, когда кто-то печалится о собственных грехах, о неведении ближнего, когда опасается, как бы не уклониться от доброй цели, то есть истинная и полезная печаль – это когда кто-то печалится и вздыхает, желая достичь совершенной святости. Но есть и другая печаль, приносящая вред. Она – от диавола, который производит в душе безотчетную и исполненную безумия печаль, некоторыми называемую беспечностью. Этого беса печали мы должны прогонять молитвой и псалмопением. Преподобный Никодим Святогорец 2. Не принимай помыслы, которые вызывают в тебе разочарование, чтобы не сделать бесполезными те дары, которые тебе дал Бог. Чем правильнее ты будешь смотреть на вещи, тем больше в тебе будет покоя и умиротворения, тем здоровее будешь и перестанешь пить лекарства. Печаль обезоруживает человека. Высасывает все соки душевных и телесных сил и не даёт ничего делать. Отравляет душу и в тело вносит беспорядок. Бьёт по самым чувствительным местам тела, вызывает страх и им изнуряет человека. Яд уныния может свалить не только человека со слабым организмом, но и очень сильного. Преподобный Паисий Святогорец 3. Кто доверяется Богу, тот сеет славословие и собирает Божественную радость и вечное благословение. Кто сеет печаль, тот и пожинает печаль и запасает беспокойство для своей души. Преподобный Паисий Святогорец 4. Бог принёс не печаль, принёс только радость. – Но почему, геронда я не всегда ощущаю в сердце радость? – Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум постоянно занят работой, суетой, потому и останавливается твой духовный мотор. Включи молитву и тихое песнопение, и полетишь вперёд, и будешь обращаться вокруг Христа словно звезда. Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос даёт радость и духовное утешение. Где Христос – там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел всё, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно» (См. Еккл.2,4–11).

http://pravoslavie.ru/114902.html

Афанасий Зоитакис Глава IV. Традиционное просветительство и греческое освободительное движение 4.1. Восприятие народными массами деятельности традиционных просветителей. Последующее влияние традиционализма Прежде чем продолжить разговор о характере учения и просветительской деятельности традиционалистов (на сей раз в отношении их взглядов на перспективы антитурецкого восстания), мы должны определить, насколько соответствует истине устоявшаяся точка зрения, подчёркивающая их большое влияние на народные массы. В случае если его можно оценить как существенное, это даст нам возможность порассуждать на тему их роли в подготовке революции. Как мы уже установили в предыдущих главах нашего исследования, коливады Никодим Святогорец , Афанасий Паросский и Макарий Нотарас были не только писателями, но и востребованными современниками учителями и проповедниками. Однако устные проповеди коливадов не сохранились, недостаточно данных и об их контактах с народом, поэтому основным источником, характеризующим их влияние, станут их письменные сочинения. В свою очередь, проповеди и пророчества Космы Этолийского , его непосредственные контакты с народом во время миссионерских путешествий не только позволяют проследить влияние традиционной идеологии на разные социальные слои и группы, но и являются неоценимым источником по численному составу аудитории православных просветителей и востребованности идеологии, носителями которой все они были. О размахе деятельности Космы Этолийского свидетельствуют современники, многочисленные народные предания, вещественные источники. Его биограф ведёт речь о «более чем четырёхстах тысячах» розданных им косынок и платков, а также «чёток и крестиков более пятисот тысяч» 690 . Всё это было им куплено на пожертвования богатых людей, что говорит о влиянии его учения на разные социальные слои. Его первый биограф указывает на более чем четыре тысячи купелей, купленных на средства богатых дарителей по просьбе проповедника. Несмотря на то что наибольшая популярность Космы Этолийского была среди простого народа, а некоторые крупные землевладельцы открыто выступили против проповедника, многие влиятельные, знатные и образованные люди того времени почитали святого и признавали влияние его проповеди 691 . Али-паша Янинский испытывал глубокое уважение к деятельности проповедника, а самого его почитал за великого праведника и одну из самых выдающихся личностей своей эпохи. Они были лично знакомы, и паша всегда покровительствовал Косме Этолийскому , оказывая всестороннюю поддержку его просветительской деятельности 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афанасий Зоитакис Глава I. Начальный этап деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца 1.1. Ситуация в греческих землях и активная общественная позиция Космы Этолийского и Никодима Святогорца В данной главе нашего исследования в центре внимания будет сразу несколько дискуссионных и недостаточно исследованных в историографии проблем. Многие аспекты формирования мировоззрения, общественно-политических и педагогических взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца ещё не были предметом серьёзного исследования. Между тем именно в начальном периоде их деятельности следует искать причины их активной общественной позиции, истоки мировоззрения, взгляда на науку, просвещение и национальное освобождение. Мы также сопоставим мировоззрение Космы и Никодима на этапе его формирования в период начала их активной просветительской деятельности, определим временные рамки начала их сотрудничества, постараемся ответить на вопрос, являются ли выявленные тенденции простым совпадением или закономерностью. Безусловно, лишь на материале этой главы сложно будет сделать окончательные выводы об отнесении Космы Этолийского , Никодима Святогорца и других традиционалистов к единому идейному движению. Однако, на наш взгляд, именно в этапе формирования их мировоззренческих и просветительских концепций следует искать корни традиционного просветительства, истоки его программы по просвещению соотечественников, взгляда на перспективы национально-освободительного движения. Ключевой вопрос, до сих пор вызывающий полемику в историографии, – причины занятия традиционалистами активной общественной позиции и последующего выхода в мир с проповедью к соотечественникам. Полагаем, что наиболее оправданным решением станет рассмотрение этой проблемы в контексте предшествующей и современной им христианской традиции. Для понимания, были ли Косма и Никодим независимыми друг от друга фигурами, или, напротив, есть основания для отнесения их к единому мировоззренческому течению, следует установить, насколько преемственна их деятельность с предшественниками, действовали ли они независимо друг от друга или в рамках чёткой программы, нашли ли опору и поддержку у современных традиционалистов и Просветителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афанасий Зоитакис Заключение На развитие взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца оказала влияние, прежде всего, кризисная ситуация в образовательной, политической и духовной сфере. Именно в периоде формирования их мировоззрения следует искать истоки многих особенностей их педагогических концепций, а также причины тех или иных действий, предпринятых в ходе последующей работы по просвещению соотечественников. На наш взгляд, именно проблема нехватки литературы вынудила святого Никодима выбрать писательство как основной путь реализации своей просветительской программы. В то же время нехватка школ на родине святого Космы подвигла его к реализации программы по открытию ряда новых учебных заведений разного уровня. Знание обстановки в греческих землях не только предопределило их решение посвятить себя делу просвещения соотечественников, но и способствовало выработке комплексной просветительской программы, предлагавшей конкретные шаги по выходу из кризиса. Удалось установить, что на их концепции повлияло воспитание в православной семье и в среде, приверженной традиционным ценностям, а также полученное ими фундаментальное образование. Рассмотрение начального этапа деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца , в том числе и сквозь призму православной традиции, с учётом практики духовного наставничества, позволило полнее охарактеризовать формирование их мировоззрения и объяснить многие до сих пор непонятные мотивы их действий. Дело в том, что Косма и Никодим исходили из представления о возможности сочетания активного выхода в мир и исихастского подвижничества в современных им условиях. Свою просветительскую деятельность они рассматривали как исполнение своей прямой обязанности – монашеского служения. Выбор форм его реализации осуществлялся в соответствии со способностями и духовным уровнем того или иного монаха с благословения авторитетных духовных наставников. Светское образование они рассматривали не только как подготовку к просвещению соотечественников, но и как важный этап в своём духовном совершенствовании. При этом они полагали обретение исключительно мирских знаний недостаточным для выхода в мир условием и сознательно прошли школу афонского монашества, чтобы изучить традицию изнутри и получить необходимые духовные знания и опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афонские монашеские молитвенные дневники Молитвенные дневники старцев Феодосия и Никодима Карульских — ценнейшее свидетельство умного делания, «художества художеств». Об обстоятельствах написания дневников приведем две цитаты. Никодим Карульский в «Житии» своего учителя пишет: «Прибывъ на Аонъ, О. еофанъ не могъ разомъ успокоиться и войти въ ритмъ аонской жизни. Онъ началъ вести дневникъ, даже послалъ его къ вологодскому Владык Никону, который отпечаталъ его въ своемъ журнал «Троицкое Слово» подъ «На Распутьи». Въ этомъ его «духовномъ запечатллись его трудности найти себя, узнать волю утихомириться…». В начале своего «Дневника» Никодим Карульский пишет: «С сего 15 сентября 1937 г. по благословению старца (Феодосия Карульскаго — ред.) я начинаю вести свой дневник, записывать свои мысли и опыты из духовной своей жизни в намерении не упустительнаго самоиспытания и для лучшаго откровения старцу всего, что будет случаться в прохождении святого послушания и молитвы.» Помимо собственно двух дневников в книгу вошли: «Житие старца Феодосия, Карульского Святогорца», написанное Никодимом Карульским и беседа об Иисусовой молитве с ним же. Старецъ еодосий, великий pycckiй исихастъ, на тераске своей кельи, построенной имъ самимъ на обрыв Kapyлiu. Сзади виденъ церковный колоколъ, подаренный ему подвижниками Оптиной Пустыни. Родился Василий въ 1869 году въ Саратовской Родители его были изъ крестьянъ изрядно благочестивыхъ и зажиточныхъ. Они имли свою втряную мельницу 8-поставную. Отецъ его, Матвеевичъ Харитоновъ, характера былъ строгаго, хозяинъ, хотя и неграмотный, а много лтъ состоялъ волостнымъ старшиною и церковнымъ старостою. Въ семь вс его почитали и боялись. Бывало, когда возвращался онъ домой, то кто первый увидитъ его, всмъ сказываетъ: «Идетъ», и прекращали свои разговоры и вс, что не нравилось отцу. Мать, Авдеевна, характера была мягкаго, дти съ ней жили свободне. Она и передъ отцомъ часто заступалась за нихъ, говоря: «Что ты все ихъ грызешь, какъ теб не жалко ихъ, вдь они наши дти».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=982...

Афанасий Зоитакис Обзор историографии Прежде чем приступить к рассмотрению историографии, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. По тематике, характеру и объёму греческая историография не сопоставима с зарубежной (в том числе и отечественной). Помимо историографии, которая непосредственно связана с Космой Этолийским и Никодимом Святогорцем , мы сочли необходимым привлечь работы по новогреческому Просвещению, а также по противостоявшему ему традиционному направлению греческой общественной мысли. Также наш интерес вызвали работы, предметом рассмотрения которых стало формирование греческого национального самосознания, различные представления о греческом этносе. В России на протяжении всего девятнадцатого века не ослабевал интерес не только к современной ситуации, сложившейся в Греции, но и к причинам, способствовавшим возрождению национального самосознания греков и их освобождению 57 . Особый интерес в ряду этих работ представляет изданная в Петербурге книга Константина Базили, посвящённая, в частности, оценке роли образования в достижении избавления от иноземного владычества 58 . Представление о том, что «без христианской веры не было бы уже греков» 59 , было характерно для большинства исследователей: «одно чувство религии сохраняет нравственную свободу греков в рабстве и составляет ещё народ из сих людей» 60 . Новогреческое Просвещение всегда было в центре внимания отечественной историографии. Яркий пример одной из работ по Просвещению в греческих землях – монография Б. Ордынского «Адамантий Корай 61  – просветитель новых греков», посвящённая идейному вдохновителю новогреческого Просвещения. Своеобразный панегирик Кораису, эта книга мало-информативна, в ней отсутствует глубокий анализ, тем не менее, она представляет определённый интерес как одна из первых попыток рассказать о новогреческом Просвещении в России. Вообще же следует отметить, что на протяжении всего девятнадцатого века в России не утихали споры вокруг, пожалуй, центрального вопроса полемики Просветителей и традиционалистов – отношения к Византийскому наследию. Сторонники Просвещения крайне негативно относились к византийской православной традиции, считая её признаком отсталости и невежества. Зачастую для характеристики Византийской империи использовались такие резкие термины как «римское иго» 62 . В ответ на подобную критику выходили такие работы как «Голос грека в защиту Византии» 63 . Эта полемика зачастую выходила за рамки споров о роли византийского периода в греческой истории и перерастала в споры о причинах, которые вызвали революцию 1821 г. Так, автор критической статьи на книгу Е. Феоктистова «Борьба Греции за независимость» обрушивается против «ходячего мнения», которое «до сих пор ещё нередко приходится слышать на публике, что героические порывы Греции в первой четверти нынешнего столетия возбуждены были сначала влиянием Французской революции» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афанасий Зоитакис Характеристика источников Всю совокупность источников можно разделить на несколько групп: творческое наследие Космы Этолийского (пророчества, поучения, письма), совокупность произведений Никодима Святогорца , наконец, воспоминания современников и другие свидетельства, проливающие свет на деятельность двух святых и отражающие их взгляды. Однако, для более полного раскрытия темы нашего исследования, мы сочли необходимым привлечь ряд дополнительных материалов. Прежде всего, это документы, позволяющие дать характеристику двум крупнейшим направлениям новогреческой общественной мысли конца восемнадцатого века – православного традиционализма и новогреческого Просвещения в целом. Также источники по греческой истории накануне национально-освободительной революции. Помимо освещения исторической обстановки в целом, они позволили полнее раскрыть образ рассматриваемых в нашем исследовании персоналий и осветить место их взглядов в общественной мысли Новой Греции. Следует особо отметить, что в исследовании использованы ненарративные: устные и вещественные источники. Также впервые вводятся в научный оборот архивные источники, найденные нами в библиотеках афонских монастырей и других архивных хранилищах. Творческое наследие Космы Этолийского достаточно обширно. Можно выделить три группы документов, авторство которых приписывается святому Косме и которые в той или иной степени отражают его учение и общественную деятельность: поучения (проповеди), письма и пророчества. Так как эти источники различаются по типу и по степени достоверности, следует рассмотреть их в отдельности. Однако общим подходом к их анализу будет установление их авторства и хронологии, а также характеристика языка, структуры, достоверности и происхождения. Для донесения своих идей до народа Косма Этолийский использовал поучения, которые произносились им при большом скоплении народа в различных населённых пунктах. Помимо текстов восьми поучений, до нашего времени сохранились несколько притч (небольших текстов дидактического характера) и отдельных отрывков. Они тесно связаны с поучениями как тематически, так и структурно, и, соответственно, будут рассмотрены в этом разделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Библиография трудов митрополита Никодима Первые печатные работы митрополита Никодима по списку трудов) относятся ко времени пребывания его в Русской духовной миссии в Иерусалиме с 1956 по 1959 гг. На основе рукописных материалов архива Миссии написано его кандидатское сочинение (4). Несмотря на напряжённую работу, за время пребывания в Святой Земле он хорошо овладел древними языками. Краткие периоды отдыха неутомимый отец архимандрит использовал для посещения мест христианского паломничества. По возвращении на Родину он поделился своими воспоминаниями об этом периоде своей жизни (12). Совершенное знание древних монашеских традиций Православного Востока помогло владыке Никодиму в его паломничестве на Афон, где он был первым представителем Русской православной Церкви после долгих лет отсутствия живого непосредственного контакта со святогорской братией. Впоследствии он не раз бывал на Афоне, возглавляя паломнические группы Московского патриархата, делился своими впечатлениями об этих поездках (28), и если в настоящее время на Афоне могут подвизаться насельники, прибывшие туда из различных наших монастырей, то в этом немалая заслуга владыки. С 1961 г. число печатных работ владыки Никодима увеличивается. Это связано с тем, что он становится председателем Отдела внешних церковных сношений и активно включается в межправославную межхристианскую и миротворческую деятельность. Новые послушания на церковно-общественном поприще оставляли мало времени для занятия богословием, требовали составления докладов, речей, выступлений. Но и эти труды, регулярно появлявшиеся в церковной печати вплоть до самой кончины владыки, всегда были насыщены глубоким богословским содержанием. Первые проповеди владыки Никодима, произнесённые им за богослужениями, появились на страницах «Журнала Московской Патриархии» в 1962 г. (16, 17), и за 15 лет, прошедших с того времени, их было опубликовано около трёх десятков. Следует отметить, что это лишь очень малая часть того гомилетического наследия, которое оставил владыка. С уверенностью можно сказать, что не было ни одного совершённого им богослужения, за которым он не обратился бы к пастве со словом назидания. Но лишь в самое последнее время, предшествовавшее тому скорбному дню, когда навсегда умолкли его уста, стала осуществляться запись его проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Благословенные христиане, существуют две пары понятий, которые враждебны и непримиримы между собой. Это добродетель и благо, с одной стороны; грех и зло, с другой. Дело в том, что добродетель и благо произошли от Бога, Который есть начало, причина и корень всякой добродетели и всякого блага; грех же и зло не от Бога, а от дьявола, первого родоначальника и виновника всякого порока и всякого зла. Добродетель и благо суть вещь и сущность; грех же и зло невещественны и несущностны, лишены вещественности и сущности, как тьма лишена света. Как говорит божественный Григорий Нисский , «сущее отличается от несущего, и нельзя сказать, что реально несущее противопоставляется сущему, а говорим, что несуществование различается от существования; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели не как что-либо по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего» (Большое огласительное слово. Гл. 6). Добродетель и благо суть понятия естественные и входят во все неписаные законы природы, поскольку поддерживают и соблюдают всю природу и все, что есть на небе и на земле. Грех же и зло неестественны, но существуют вопреки природе, и все законы природы воюют против них и отвергают их, ибо они не только не укрепляют, но вредят и разрушают природу и все естественные вещи. Добродетель и благо внесены во все писаные законы Бога, в древние установления Ветхого Завета и в новые евангельские, и утверждены и закреплены в них. А грех и зло не внесены ни в один Божий закон, ни Ветхий ни Новый, и не утверждены ими. Более того, все Божьи законы отвергают, осуждают и лишают их силы. Добродетель и благо вписаны во все законы людей, то есть божественных пророков, духоносных апостолов, вселенских и поместных соборов вкупе, святых отцов, благочестивых православных царей, благоразумных судей и законодателей, мудрых учителей, досточтимых советников и других им подобных мужей и всех тех, с чьим голосом считаются люди, малые и великие своими благодеяниями и добротой. Грех и зло не внесены ни в один из законов: ни у православных, ни у кого из благоразумных и мудрых, ни у кого из имеющих здравое рассуждение, поскольку они вне закона, неразумны и лишены какого-либо здравого смысла. Короче говоря, добродетель и благо почитаются и восхваляются всеми законами природы, всеми божественными и всеми человеческими законами, а тот, кто творит добродетель и благо, прославляется и увенчивается в настоящей жизни согласно этим трем видам законов, а в жизни иной получает поистине полноценную награду – Царство Небесное и вечное. А грех и зло осуждаются всеми законами природы, всеми божественными и всеми человеческими законами, и тот, кто творит грех и зло, уже в нынешней жизни получит суровейшее наказание по всем вышеупомянутым законам, а в жизни иной обречены на вечные муки. Как утвердилось в мире зло

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010