Кто без всякаго принуждения, безразсудно, отрекся Христа, тот может, согласно 73 правилу Василия Великаго , быть удостоен св. причастия пред смертию, и никто не может освободить его от епитимии, равно не может сделать ему какое-либо снисхождение. Св. Григорий Нисский , перечислив по порядку все, что касается апостатов (отступников), подвергает тому же наказанию всех, добровольно переходящих от веры к заблуждению, определяя, что продолжительность наказания должна равняться продолжительности самой жизни каждаго грешника; лиц же, сделавшихся отступниками по принуждению, подвергает наказанию блудников, т.е. девятилетней епитимии. Точно также подразделяет апостатов и Анкирский Собор, равно священномученик Петр Александрийский и Василий Великий в своем 81 правиле. Однако, церковь ныне следует тому, что установил и определил святейший константинопольский патриарх Мефодий, и, согласно с этим, поступает с теми, которые так или иначе провинились в данном преступлении. Ибо он (Мефодий) говорит, что тот, кто еще в детстве уловлен был нечестивыми и страха ли ради, или по неведению, или же по неосведомленности в вере, принужден был отречься от веры отцев, впоследствии, придя в зрелый возраст, снова обратится к христианской жизни и вступит в кафолическую церковь с покаянием и исповеданием, – пусть ежедневно до седьмаго дня слушает у священника четыре предписанныя молитвы, а в восьмой день да измыется; затем пусть совлечет свою одежду и опояшется лентионом и тогда помазан будет св. миром подобно новокрещающимся, и после всего этого, наконец, да будет удостоен св. причастия; в течение же дальнейших восьми дней пусть присутствует в церквах на св. богослужениях подобно новокрещающимся. Подобнаго человеколюбия да будет удостоен и тот, кто, уловленный нечестивыми в совершеннолетнем возрасте, принужден будет мучениями отречься от веры отцев. Только таковый должен прежде всего поститься дважды по сорока дней, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц, и, кроме того, по три дня каждую седмицу и от вина и елея; за все же это время пусть молится и творит поклоны, сколько будет сил. Затем, когда исполнится этот срок, дважды по сорока дней, пусть в течение семи дней слушает ежедневно молитвы умилостивления, а в восьмый день, подобно вышеупомянутому, да измыется, да помажется миром и удостоится св. причастия; в течение же следующих восьми дней пусть посещает церковныя службы. Добровольно отрекшегося от веры, без всякаго насилия, ожидает страшное наказание; но, по неизреченному Божию человеколюбию, и таковаго нужно лечить милостиво. Поэтому, таковый да постится два года, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц и, кроме того, по три дня каждую седмицу от елея и вина, и да творит ежедневно, по мере сил, по сто или двести поклонов. Когда исполнится два года, пусть и он семь дней слушает молитвы умилостивления, а в прочем да поступлено будет с ним, как сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРМЧАЯ КНИГА [Греч. Πηδλιον], название сборников, основную часть к-рых составляют правила Апостольские, Вселенских, Поместных Соборов, отцов Церкви, переведенные с греческого на слав. языки. Состав правил, признаваемых правосл. Церковью, был определен 2-м прав. VI Всел. Собора, а в дальнейшем пополнен правилами Соборов VII Вселенского, Константинопольских 861 и 879 гг. Эти правила создают общность традиции всех правосл. Церквей. Название «Кормчая книга» появляется в восточнослав. списках Русской редакции с XIII в. («Книга, глаголемая Кормчая») вместе с сохранением названия «Номоканон» и его слав. перевода «Законоправило». Скорее всего оно ориентировано на заглавие учительного сб. «Книга Кормчий, рекше Правитель душевный» (Каталог памятников древнерусской письменности XI-XIV вв. (Рукописные книги). СПб., 2014. С. 237, 240), переведенного в X в. в Болгарии, авторство которого в греч. традиции приписывается имп. Льву Премудрому, а в славянской - прп. Максиму Исповеднику. В описаниях рус. монастырских б-к в XVII в. употребляют названия «Книга правил святых апостол…» или «Правила святых отец», так же называлась К. к. и при подготовке издания в документах Московского Печатного двора. Название «Кормчая книга» получило развернутое обоснование в анонимном послесловии к печатному изданию («Описание книге сей, глаголемей Кормчей, и к любезным читателем»), после к-рого название получило широкое хождение и повлияло на составление греч. Кормчей (Пидалион). В научной лит-ре XIX в. как историками, так и филологами Кормчими называются сборники, содержащие своды церковных канонов, в то время как для тематических, сокращенных собраний, а также собраний епитимийного содержания употреблялось в исследованиях и описаниях название «Номоканон». История К. к. рассматривалась в фундаментальных работах Н. В. Калачова , Г. А. Розенкампфа , А. С. Павлова , Никодима (Милаша) , И. И. Срезневского , В. Н. Бенешевича , С. В. Троицкого , В. П. Любимова, И. Жужека, Я. Н. Щапова , Р. Константинеску.

http://pravenc.ru/text/2458663.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОТЛУЧЕНИЕ [Греч. φορισμς, лат. excommunicatio], вид церковного наказания. В канонах этот термин используется для обозначения прещений, применяемых по отношению к мирянам и клирикам, указывая в первом случае на запрещение причащаться, епитимию , во втором - на запрещение священнослужения . Принимать отлученного обратно в общение должен отлучивший его епископ: «Аще который пресвитер, или диакон во отлучении будет: не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим его: разве когда случится умрети епископу, отлучившему его» (Ап. 32). По толкованию еп. Никодима (Милаша), здесь речь идет об «отлучении духовного лица от священнодействия», что в наст. время называется запрещением священнослужения. Совр. терминология отличается от лексики и семантики канонических текстов: слово «отлучение» в отличие от языка канонов не употребляется как эквивалент «запрещения священнослужения». О. называется также и самое тяжкое церковное наказание - excommunicatio omnimoda, т. е. полное О. от Церкви, иначе называемое анафемой , к-рой могут быть подвергнуты как миряне, так и клирики за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство, совершение богослужений бывш. священнослужителем, извергнутым из сана. Полное О. заключается в совершенном исключении грешника из Церкви. Еп. Никодим (Милаш) в толковании на Ап. 4 различает малое О. (φορισμς μικρς, excommunicatio minor) и большое О. (παντελς φορισμς, excommunicatio major), к-рое он не отождествляет с анафемой. Малое О., по его толкованию, заключается в том, что «церковный суд лишает известное лицо права святого причащения на некоторое время», а большое О.- в том, «что известному преступнику воспрещено, кроме святого причащения, также и участие в церковных службах с остальными верными, а разрешается только участвовать в этих службах вместе с оглашенными, т. е. до начала литургии верных». За свои преступления клирики не подлежат наравне с мирянами ни О.

http://pravenc.ru/text/2581713.html

Правило 1. Вопрос. Может ли монах входить в святый алтарь, ибо воспрещает это 38 правило святаго Трулльскаго собора, которое не дозволяет непроизведенному в чтецы монаху петь и читать с амвона, а также воспрещают это и правила 15 и 21 Лаодикийскаго и 14 втораго Никейскаго соборов? Ответ. Воспрещено монаху, непроизведенному, исполнять на амвоне обязанности чтеца; однако, из уважения к монашескому чину, не думаю, чтобы монаху, свободному от всякаго преступления, воспрещено было входить в алтарь для возжигания свечей или лампад. (Трул. 83, 69; VII Всел. 14; Лаод. 15, 19, 21, 44). Как и все другие, так и данные правила патриарха Константинопольского Николая мы переводим из Аф. Синтагмы. В этом сборнике данные правила или канонические ответы приведены, как упомянуто выше (m.I, стр.43) 1 , в иной, чем в прочих сборниках, редакции, их меньше и по числу. Возможно, что более точное количество (17) этих ответов патр. Николая находится в Κανονικα διατξεις Гедеона, чему соответствует число их и в нашей Кормчей (хотя и не в редакции самих ответов). Мы нашли более обоснованным следовать и здесь афинскому сборнику, тем более что он согласуется и с изданием Беверегия (Бевериджа), а в существенном и с Пидалионом. Под какими нумерами находятся данные правила патр. Николая в Кормчей, – мы уже отметили (m.I, стр.44) 2 . О настоящем правиле патр. Николая мы уже упоминали в толкованиях 69-го трулльского правила и 15-го правила патриарха Никифора; а для лучшего его понимания надлежит сравнить толкования и прочих параллельных правил. Правило 2. Вопрос. Действительно ли нельзя совершать коленопреклонения в субботу, как это воспрещено в воскресение и в течение пятидесятницы? Ответ. Правилом это не воспрещено; однако многие не преклоняют колена в виду того, что в субботу не постятся. (Ап. 66; I Всел. 20; Трул. 55, 66, 90; Гангр. 18; Лаод. 29; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Феофила Алекс. 1). Так как в правилах суббота в отношении поста приравнивается к воскресению (Ап. 66), то многие думали, что если в субботу нельзя поститься, то нельзя и преклонять колена, как нельзя этого делать в воскресение (I Всел. 20). В настоящем правиле говорится, что канонического предписания, воспрещающего коленопреклонения по субботам, не существует и, следовательно, преклоняющие колена не согрешают. Правило 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Скачать epub pdf К истории Великого поста Общая история Великого поста прекрасно изложена в русском богословии: иеромонахом А. Соловьевым 1 , протоиереем В. Барсовым 2 , протоиереем А. Парвовым 3 , священником И. Воздвиженским 4 , а также в капитальном труде М. Скабаллановича «Толковый Типикон» 5 . Основной материал о Великом посте читатель также найдет в «Новой скрижали» архиепископа Вениамина 6 , в «Настольной книге для священно-церковно служителей» С. Булгакова 7 и в русском переводе толкование канонов Православной Церкви епископа Никодима Милаша 8 . И у инославных ученых довлеюще освещена история постов в Христианской Церкви 9 . Желающего изучить историю Великого поста отсылая к вышеуказанным авторитетам, от себя мы прибавим нечто малое: 1. С кажем о том, как понимался пост в ветхозаветные времена и как он совершался; исследуем тексты Нового Завета, говорящие о посте, и представим возникновение Великого поста в Православной Церкви; побеседуем об общем значении поста, как освящающего начала в христианской жизни и укажем на богатство мыслей в этом отношении, которое нам предоставляют богослужебные тексты. 2. З атем представим посильное толкование: почему Господь наш Иисус Христос совершил именно сорокодневный пост, и при этом приведем мнение, приписываемое св. Кесарию Назианскому; скажем о самом св. Кесарии и передадим отрывок из «Бесед» («Диалоги»); 3. И , наконец, познакомим читателя с посланием преп. Иоанна Дамаскина «О священных постах», в котором преподобный рассуждает относительно длительности Великого поста, свидетельствует о спорах, бывших в те времена в Церкви, относительно этого вопроса и выражает православное учение. Пост, как священный сопроводитель главного делание нашей души, усердной и спасающей молитвы, был всегда предметом указаний, постановлений и увещаний Священного Писания , которое также представило нам светлые примеры подвига поста. Пост был также предметом пастырской заботы св. Православной Церкви, пекущейся о спасении вверенных ей душ, забота, которая выражается в ея священных канонах, в писаниях свв. Отцов, а также в тех увещаниях и духовной поддержке постящимся, которые богато предлагают тексты великопостного богослужения. Можно сказать, что пост, молитва и делание добра ближнему, связаны друг с другом драгоценными узами духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Сербская/Новости Отошел ко Господу епископ Жичский Стефан HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Шестаков Отошел ко Господу епископ Жичский Стефан Во вторник, 4 февраля 2003 года, в монастыре Жича отошел ко Господу один из старейших сербских архиереев епископ Жичский Стефан (Боца). Свои соболезнования в связи с кончиной преосвященного Стефана выразили президент СРЮ Воислав Коштуница, престолонаследник Александр Карагеоргиевич, начальник генштаба Югославской армии генерал-полковник Бранко Круга. Во вторник, 4 февраля 2003 года, в монастыре Жича отошел ко Господу один из старейших сербских архиереев епископ Жичский Стефан (Боца). Владыка Стефан родился 21 августа 1916 года в Муньяве. После окончания гимназии и семинарии в Сараево поступил на Богословский факультет Белградского университета. В 1939 году был назначен катехизатором в Оточце. В 1940 г. рукоположен во иеродиакона. Во время Второй мировой войны был вынужден бежать в Сербию и исполнять обязанности катехизатора в Крагуевце до 1949 г. В 1955 году он становится преподавателем семинарии свт.Саввы в монастыре Раковице под Белградом, а в 1958 году отправляется в Англию, где защищает диплом в колледже св. Автустина в Кентербери. Во время учебы в Англии был избран епископом Далматинским. 10 июля 1959 года принял монашеский постриг в монастыре Раковица, в этом же году рукоположен в иеромонаха. 9 августа 1959 года в кафедральном соборе Белграда был хиротонисан во епископы Патриархами Сербским Германом и Антиохийским Феодосием. Владыка Стефан известен как прекрасный организатор, высоко образованный профессор богословия, церковный писатель. Он управлял Далматинской епархией с 1959 по 1978 гг. Его стараниями было построено 14 новых храмов и восстановлено 50, пострадавших во время Второй мировой войны, увеличилось число приходов. Большим достижением было открытие семинарии Трех святителей в монастыре Крка в 1964 году. Через стены этого учебного заведения прошли многие нынешние архиереи Сербской Церкви. Владыка Стефан перевел с английского труд епископа Николая (Велимировича) «Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви», который пережил несколько изданий и является прекрасным пособием для преподавания основ православного вероучения для детей и взрослых. Стараниями владыки Стефана вышел в свет известный труд его предшественника на Далматинской кафедре епископа Никодима Милаша «Православная Далмация». Им была подготовлены монографии «Монастырь Крупа 1317-1967», «Далматинский епископ Симеон Кочаревич и его время» (1970). Еще будучи епископом Далматинским он опубликовал в 1976 году сборник своих проповедей, а вторая и третья книги этого сборника вышли уже в монастыре Жича в 1983 и 1987 гг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Епископ Диомид в вопросах и ответах (Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:12 Священник Георгий Максимов Юрий Максимов О ситуации с осуждением бывшего Чукотского епископа Диомида в вопросах и ответах   1. Правда ли, что осуждение бывшего Чукотского епископа Диомида на Архиерейском соборе 2008 г. произошо незаконно, поскольку его не вызывали три раза на собор, что предписано в 74 апостольском правиле?   Нет, не правда. В 74 правиле святых апостолов говорится о том случае, когда против епископа выдвинуты обвинения некими «людьми, достойными доверия». В том же случае, когда обсуждению подлежат действия, которые епископ совершает публично и на виду у всей Церкви, как то было в случае бывшего Чукотского епископа Диомида, то Церковь вправе ограничиться единократным вызовом. Это видно, например, из 88 правила Карфагенского собора, повелевающего «возвестити первенствующему епископу Нумидийскому, да ведает, яко должен он своею грамотою увещати вышереченнаго Крескония о пришествии, да не отлагает он предстати на ближайший общий Африканский собор. Аще же вознерадит приити: да ведает, яко суд не него изречен будет». Как видим, для епископа Рекенского Крескония отцы оставили возможность только однократного вызова на Собор, причём не какого-то специального вызова, а письменного извещения о необходимости посетить очередной архиерейский собор Карфагенской Церкви. И в случае, если он проигнорирует эту обязанность, собор уведомляет, что произнесёт суд над ним в его отсутствие. Абсолютно то же самое произошло и на архиерейском соборе Русской Православной Церкви по отношению к бывшему Чукотскому епископу Диомиду. Кроме того, стоит обратить внимание на комментарий епископа Никодима (Милаша) к 74 апостольскому правилу: «В позднейших правилах упоминается о том, что епископ призывался на собор грамотой подлежащего областного митрополита, и притом только один раз (Антиох. 20; Лаодик. 40)».   2. Правда ли то, что вынесение Собором решения об извержении из сана бывшего Чукотского епископа Диомида, с отсрочкой вступления в силу этого решения до ближайшего заседания Священного Синода, является чем-то новым и несообразным с канонами и практикой Церкви?

http://radonezh.ru/analytics/episkop-dio...

Календар „Црква 2019.“ Српске Православне Цркве Црква 2019. – Календар Српске Православне за просту 2019. годину, издавач Свети Синод Српске Православне Цркве, главни и одговорни уредник др Саво Б. Београд 2019, страна 782. Угледно Светог Синода Српске Православне Цркве Календар „Црква 2019.“ изашао у знаку Српске Православне Цркве. Уредник овог календара као и претходних година високопречасни др Саво Б. главни секретар Светог Синода. Календар „Црква 2019“ доноси текстове из црквено-народне прошлости и по томе се од календара помесних Православних Цркава више на богослужбене попут, рецимо, општег или типика. Са друге стране, „Календар Црква“ поред свога дела, затим календарског, има и опсежан шематизам, пописни увид у свих 39 Српске Православне Цркве. Шематизам оваквог типа пут 2006. године, а пре тога 1996. са подацима о и активном свештенству. Шематизми су важан извор, преко се може упознати са опсегом, свештенством и верним народом помесне цркве и Пракса да се и црквене на шематски и статистички начин потиче из српске Карловачке Наиме, сама реч schematismus je грчког корена, се и у средини и означава табеларно и системски правног лица.      човекова да прави спискове и пописе имовине, свог блага, каналисана тада административним потребама државе, у односима са Црквом желела да буде што и што Први шематизам у Српске Православне Цркве издат на немачком и прилике на свих седам Карловачке уочи 1848. године. Реч о Universalis schematismus ecclesiasticus venerabilis cleri orientalis ecclesiae graeci non uniti ritus, Budae 1846/7. Треба нагласити да у српских шематизама до 1914 године, преглед далматинске бивао и епископа Стефана и Никодима Милаша готово сваког лета (почевши од 1859.) издаван по шематизам. да су први пописи храмова Српске Цркве у на Знамо за два из 1842. и 1843. године. Црквене општине српског народа XIX и почетком XX века шематизме су за читаоце, живе у модерним и преметнутим околностима, извор светла за прилике. Први шематизам за читаву Српске Православне Цркве 1925. године и то чувени Шематизам Источно-православне Српске по подацима из 1924. године (Сремски Карловци 1925).

http://pravoslavie.ru/119187.html

Иерарх Сербской Церкви прочитал лекцию учащимся Кузбасской семинарии Кескрово, 13 декабря 2015 г. 12 декабря епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий , находящийся в Кузбасской митрополии с дружеским визитом, посетил Кузбасскую православную духовную семинарию.      В сопровождении митрополита Аристарха, ректора духовной школы, иерарх Сербской Церкви ознакомился с устройством собора Рождества Христова и административного здания семинарии, в котором также осмотрел фотовыставку, посвященную новомученикам и исповедникам Церкви Русской, сообщаем сайт Кузбасской митрополии . Затем в актовом зале духовной школы епископ Иоанникий прочитал семинаристам лекцию, в которой осветил вопросы становления Сербской Православной Церкви и трудности, через которые ей пришлось пройти за свою историю. Отдельное внимание в своей речи архипастырь уделил жизни и духовным подвигам подвижников благочестия Сербской Церкви – священноисповедника Никодима (Милаша), святителя Николая Сербского и преподобного Иустина Поповича, а также трудам Патриарха Сербского Павла. Студенты, в свою очередь, задали владыке интересующие вопросы и сфотографировались с ним на добрую память. 13 декабря 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/88732.html

Давне, 1999. године, на редовном Светог Сабора, изабрани сте за Епископа далматинског. На трон ове древне и уведени сте у веома тешком времену? На Светог Сабора 1999. године, изабран сам за Епископа далматинског са седиштем у Шибенику. шест месеци нисам могао да одем у било потребно да визу за улазак у Републику Хрватску. То било заиста тешко време; у сам затекао апокалиптичку пустош. Када то кажем мислим на српска села, порушене и девастиране цркве и манастире – рата се буквално на сваком кораку. Пошто сам у то време био и администратор могу да слично било и тамо. Требало у црквеном и пастирском смислу заиста кренути од нуле, а то било лако. Хвала Богу, Он давао снаге и ми смо са свештенством и монаштвом успели да обновимо велики цркава и манастира и да поново црквени живот, у мери био нада за опстанак и повратак нашега народа на те просторе, где су православни Срби вековима живели. Оно што бих посебно нагласио, а сматрам то веома то да 2001. године поново почела са радом у манастиру Крки, што за све наше у па чак и у био знак живота и наде да опстати на тим просторима. У свештене манастира Крка, „Света Три на челу сте се налазили. Лепа прилика да нашим читаоцима приближите ове као и у периоду када сте се налазили на челу? сам рекао да почетак рада наше у Крки, 2001. године, био знак наде за све. После пет година рада у школи било педесет ученика, док су римокатоличка у Задру и имала само по десетину полазника. Крчка била наша снага. Деца су веома често радила са нама на манастирском у код Скрадина, а по некада су помагали свештеницима на То било за наш народ, за наше повратнике, су углавном били Они су непрестано говорили, ако и докле живи наша у Крки, има наде да и ми овде опстати. Као ректор и предавач свим силама сам се трудио да ту школу одржимо у животу, а то уопште било У томе су нам, поред Светог Синода, у многоме помагали благочестиви Срби из и као и угледни Срби из Године 2015. у манастиру Крки, у присуству Светости српског господина и великог СПЦ прославили смо велики – четири стотине година од као и стотину година од великог владике далматинског Никодима (Милаша). То био заиста величанствен сабор у сличан онима се у току лета по нашим а посебно да поменем Сведалматински сабор у манастиру Крки на на коме се знало окупити неколико десетина православних Срба.

http://pravoslavie.ru/125448.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010