Митрополит Никодим прожил недолгую жизнь - всего 49 лет - однако вся она была наполнена необыкновенным напряжением преданного служения Церкви. Даже в последние годы жизни, несмотря на тяжелый сердечный недуг, Владыка сочетал активную внутри- и внешнецерковную деятельность с ежедневными богослужениями и составлением богословских трудов. Научные заслуги митрополита Никодима и по сей день признаны не только на родине, но и за рубежом. Вода живая , 28.08.2008. Поделиться Короткая ссылка Код для вставки в блог [/images/2008_2/080828nikodim1-1.jpg ] 5 сентября 2008 года исполняется 30 лет со дня кончины выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Каждый год, по традиции, в этот день на месте погребения митрополита Никодима – на братском кладбище Александро-Невской Лавры – собираются многочисленные архиереи Русской Православной Церкви, священнослужители и миряне. В этом году, в связи с юбилейной датой, помимо традиционных поминальных богослужений, в Санкт-Петербурге пройдет конференция. [/images/2008_2/080828nikodim1-1.jpg ] 5 сентября 2008 года исполняется 30 лет со дня кончины выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Каждый год, по традиции, в этот день на месте погребения митрополита Никодима – на братском кладбище Александро-Невской Лавры – собираются многочисленные архиереи Русской Православной Церкви, священнослужители и миряне. В этом году, в связи с юбилейной датой, помимо традиционных поминальных богослужений, в Санкт-Петербурге пройдет конференция. [/images/2008_2/080828nikodim1-1.jpg ] 5 сентября 2008 года исполняется 30 лет со дня кончины выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Каждый год, по традиции, в этот день на месте погребения митрополита Никодима – на братском кладбище Александро-Невской Лавры – собираются многочисленные архиереи Русской Православной Церкви, священнослужители и миряне. В этом году, в связи с юбилейной датой, помимо традиционных поминальных богослужений, в Санкт-Петербурге пройдет конференция.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

Памяти митрополита Никодима (Ротова) 5 сентября 2018 г. 18:02 5 сентября 2018 года исполняется 40 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) . Его короткая жизнь (владыка скончался от шестого инфаркта, когда ему не было и пятидесяти лет) была полностью посвящена Церкви, ее защите и развитию в тяжелейших условиях атеистического государства. Плоды трудов этого архипастыря доныне заметны в самых разных областях церковной жизни, но особенно важной была его работа в сфере внешних церковных связей. Началом этой работы можно считать 25 февраля 1956 года, когда будущий архипастырь был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, начальником которой он стал впоследствии. Митрополит Ювеналий вспоминает: «За эти годы (1956-1959) были установлены добрые контакты с представителями христианских исповеданий в Иерусалиме. Но самое главное, были укреплены братские отношения с Иерусалимским Патриархатом и лично с Блаженнейшим Патриархом Венедиктом I. В этот период не только христианские Церкви и церковно-религиозные представительства в Святой Земле, но и официальные государственные власти Израиля по-иному стали относиться к Русской духовной миссии». Во время пребывания в Святой Земле отец Никодим (Ротов) изучил древнееврейский язык, мог объясняться по-арабски, говорил по-гречески, и это, по свидетельству очевидцев, особенно располагало к нему представителей местного духовенства. О том, насколько самоотверженно он относился к своему служению на Святой Земле, свидетельствует случай, который упоминает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. «С периодом его пребывания в должности начальника Миссии совпали тревожные события на Ближнем Востоке. Они всем нам известны. Это англо-франко-израильская агрессия против Египта. Владыка тогда оставался в Святой Земле.

http://patriarchia.ru/db/text/5262974.ht...

Фото 15 жовтня 2019 р. 18:23 У пройшла «Митрополит Никодим (Ротов) його спадщина» 14 жовтня в Синьому Санкт-Петербурзького «Митрополит Никодим (Ротов) його спадщина», присвячена дня народження (рос.) 15 жовтня 2019 р. 15:17 У день дня народження митрополита Никодима (Ротова) Кирил звершив в 15 жовтня Кирил звершив Божественну в лаври в У цей день виповнилося 90 дня народження видатного церковного митрополита Новгородського Никодима (Ротова). Фото 4 жовтня 2019 р. 18:26 урочистий акт з нагоди я 3 жовтня за запрошенням губернатора я А.Ю. Воробйова митрополит Крутицький Коломенський урочистий акт з нагоди я, який пройшов в Будинку Уряду (рос.) 30 вересня 2019 р. 09:21 У з нагоди утворення екзархату 29 вересня в з нагоди дня утворення екзархату Московського (рос.) 27 вересня 2019 р. 13:54 У пам заходи, дня князя Донського 24 вересня в кафедральному соборному Христа Спасителя м. Москви громадський Фонд столичний храм в за Уряду Москви провели пам заходи, до дня кончини князя Донського. (рос.) 24 вересня 2019 р. 12:57 У пройшла присвячена майбутньому святкуванню екзархату 23 вересня в присвячена майбутньому святкуванню дня утворення екзархату. У взяв участь митрополит Заславський Павел. (рос.) 24 вересня 2019 р. 11:37 У день пам голова Синодального з звершив в в 23 вересня, в день пам з нею в з благословення Московського Кирила голова Синодального з та звершив Божественну в святих в (рос.) 23 вересня 2019 р. 09:55 У свято на в 21 вересня, в свято з благословення Кирила митрополит Сургутський Павел звершив в Успенському я Успенського Пюхтицького монастиря м. Когалима. (рос.) 19 вересня 2019 р. 19:24 У пройдуть пам заходи, дня кончини князя Донського 24 вересня з благословення Кирила в пройдуть пам заходи, дня кончини святого великого князя Донського.

http://patriarchia.ru/ua/db/news/1264/pa...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВГУСТИН (НИКИТИН) Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Архим. Августин (Никитин) Августин (Никитин) (род. 1946 ), архимандрит , профессор Санкт-Петербургской духовной академии , церковный историк, публицист, путешественник В миру Дмитрий Евгениевич Никитин, родился 14 сентября 1946 года в Ленинграде в семье служащих. Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета в 1969 году. Трудился преподавателем в Доме культуры имени Шелгунова. Был иподиаконом митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) . При его содействии поступил в духовную академию, что было непросто для человека с высшим светским образованием. Поступил в Ленинградскую духовную академию . 28 октября 1973 года был пострижен в монашество с именем Августин митрополитом Никодимом в Благовещенской церкви его резиденции в Серебряном Бору в Москве . 4 ноября того же года был рукоположен во иеродиакона . 14 ноября 1974 года последовало его рукоположение во иеромонаха . Окончил академию со степенью кандидата богословия в 1975 году, защитив работу на тему Православное учение о примирении между Богом и человеком . С 1975 года вёл преподавательскую деятельность в Ленинградской (затем - Санкт-Петербургской) духовной академии. В 1977 - 1981 годах был членом богословской комиссии по подготовке всеправославно- лютеранского диалога. В 1977 - 1983 годах также являлся вице-президентом Синдесмоса , членом комиссии Всемирного совета церквей по диалогу с представителями нехристианских религий. После кончины владыки Никодима (Ротова) в 1978 году подготовил библиографию его трудов , а затем написал воспоминания о деятельности митрополита. С 1980 года - член комиссии Конференции европейских церквей Ислам в Европе . В том же году ему было присвоено звание доцента . С 24 января 1983 по 20 января 1985 года являлся инспектором Ленинградской духовной академии .

http://drevo-info.ru/articles/13677766.h...

В ноябре 1949 года отец Никодим был рукоположен в сан иеромонаха. Тогда же решил открыться родителям и уйти с 3-го курса светского вуза. С тех пор и до гробовой доски его жизнь была полностью посвящена Церкви. В дальнейшем имя Никодим митрополит оформил как свое гражданское, сменил паспорт. Очень редкий в советское время случай. Стремительный взлет Умевший быстро учиться (он сам про себя говорил: «Я быстро думаю»), впитывавший знания, как губка, отец Никодим очень быстро сумел пройти все ступени церковно-административной лестницы. Уже в 26 лет он являлся серьезной церковно-политической фигурой. В феврале 1956-го его отправили на служение в Иерусалим. В августе он назначается заместителем начальника миссии. Весной 1957-го возводится в сан игумена, а в сентябре становится во главе миссии. Далее становится архимандритом. Только исключительными дарованиями отца Никодима объясняется столь стремительный взлет будущего архиерея. Способности полемиста и дипломата, глубоко православного священнослужителя, блестящего знатока церковных традиций. Он не боялся своего времени, времени борьбы с религиозными пережитками. Но при этом не шел на открытую конфронтацию с официальными советскими властями. Удивительное сочетание многих достоинств пастыря и политика, умевшего находить разумные компромиссы. Люди старого воспитания не могли совмещать пастырство и политику так виртуозно, как митрополит Никодим. Самый молодой архиерей Блестяще зарекомендовав себя в Иерусалиме, а это было дипломатическое назначение, в июле 1959-го он становится и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. В новых условиях, когда председатель ОВЦС митрополит Николай (Ярушевич) вошел в прямое столкновение с Советом по делам Русской Православной Церкви, выступив против начавшегося в СССР гонения на религию, и попытался противостоять государственной антирелигиозной политике, коммунистическая власть была заинтересована в церковном иерархе, который отказался бы от открытого осуждения действий ЦК КПСС. Его нашли в лице архимандрита Никодима (Ротова).

http://blog.predanie.ru/article/netipich...

В этот момент в истории высшего церковного управления происходит, казалось бы, незначительное, но имевшее далеко идущие последствия событие: в его составе появляется 30-летний архимандрит Никодим (Ротов; В 1960 г. он возглавил Отдел внешних церковных сношений, а позднее и Издательский отдел (до 1963 г.). С этого момента постепенно центр церковного управления из Чистого переулка перемещается на улицу Рылеева (сегодня — Гагаринский переулок), куда вскоре переехал ОВЦС. Точнее, у высшего управления Русской Православной Церкви появляются несколько центров: центр легитимности остается в Патриархии, а центром эффективности становится ОВЦС. С 1961 года — с момента вхождения еп. Никодима (Ротова) в Священный Синод можно отсчитывать новый период в истории высшего церковного управления. Формально ничего не изменилось. Священный Синод лишь пополнился двумя постоянными членами. (Их теперь стало пять.) Но в ОВЦС епископ, затем — митрополит Никодим создает разветвленный, четко действующий аппарат. Теперь именно здесь концентрируются интеллектуальные силы Церкви. В 1959 г. в Отделе начинает работать выпускник богословского факультета в Варшаве будущий протопресвитер Виталий Боровой. Митр. Никодим лично занимается подбором кадров на ключевые церковные посты. В результате ему удается вырастить собственное поколение архиереев и церковных деятелей. Его активная международная деятельность во многом ослабила пресс государства . Известно, что именно приглашение студентов-африканцев в Ленинградскую духовную академию позволило предотвратить ее закрытие . В силу своей харизмы митр. Никодим становится фактическим главой Русской Церкви, и в силу этого Отдел берет на себя функции не только сугубо внешних связей, но и вообще связей с «внешним» миром , в частности, с государственными органами.

http://bogoslov.ru/article/405847

— Вы уже упомянули о митрополите Никодиме. Общее место работ светских историков — противопоставление митрополита и затем Патриарха Пимена и митрополита Никодима (Ротова). Что можно сказать об их личных отношениях? Было ли это противостоянием? — Между Патриархом Пименом и митрополитом Никодимом не было никакого противостояния. Это были два достойных человека, и каждый занимался своим делом. Митрополит Никодим был «министр иностранных дел» Церкви и при этом потрясающий пастырь, а Патриарх Пимен известен как Патриарх-молитвенник, как архипастырь. У них не было разногласия именно потому, что каждый занимался своим делом. Я как историк не встречала, читая письма обоих, никаких недовольных слов в адрес друг друга. Тем более, один был все же молод, другой уже почтенным старцем в сединах. Я не встречала никаких признаков конфликта между ними. Более того, Патриарх Пимен говорил однажды в Совете по делам религий, что митрополит Никодим очень много делает для Церкви и для страны, что он много ездит по миру, и что он надеется, поскольку митрополит Никодим еще молод, что его деятельность со временем может быть направлена и в другое русло. Он говорил это, отмечая его заслуги как дипломата и как архипастыря. Записка об этом тоже известна. — В биографии патриарха Пимена, как мы ее знаем, есть очевидные пробелы. Мы знаем два отрезка: от юности до посвящения в иеромонахи, а затем видим его уже в конце войны в Муроме и затем в Одессе, Ростове, Псковских Печорах и так далее. О времени войны и предвоенных лет, когда в сведениях имеется разрыв, ходят разнообразные легенды: и героические (военные подвиги), и позитивные (исповедничество в лагерях), и негативные (сотрудничество с органами).

http://pravoslavie.ru/39065.html

архим. Никодим (Ротов) Скачать epub pdf Фрагмент из книги архимандрита Никодима (Ротова) «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме»: Глава II. Возрождение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после Крымской войны и ее жизнь под управлением епископа Кирилла и архимандрита Леонида (Кавелина) Крымская война окончилась для России печально. «Россия потерпела сильное поражение, и на парижском конгрессе Россия потеряла право, которое старалась охранять в течение всего предшествующего времени, из-за которого возникла и война. В соглашении говорилось, что все державы обязуются уважать суверенность Турции; Россия отказывается от традиционного покровительства христианам Оттоманской империи, Турция обязуется улучшить положение всех христиан – своих подданных, а великие державы, все вместе, будут это обязательство контролировать, причем, ни одна держава не имеет права претендовать ни на какие себе привилегии. Такое требование явилось бы вызовом остальным участникам договора. Война эта была завершением всей предшествующей истории наших отношений к православному Востоку, когда Россия была исключительной и преобладающей покровительницей христианских подданных Турции. Она же открыла собою историю новых, совсем иных «отношении к православному Востоку, где мы должны были отказаться от всяких преимуществ и преобладания и действовать наравне и сообща со всеми другими представителями христианской Европы». «Положение и значение России на православном Востоке парижским трактатом было глубоко надорвано и поколеблено так, что если бы она после этого пожелала сколько-нибудь восстановить свое влияние на православном Востоке и, в частности, в Иерусалиме то ей необходимо было бы начинать дело с самого начала. Она так и сделала. Одним из первых действий русского правительства, направленных именно к восстановлению поколебленного положения России на православном Востоке, было учреждение официальной Духовной Русской Миссии в Иерусалиме. Учреждению Миссии предшествовал обстоятельный доклад Министра иностранных дел императору».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Игорь Цезаревич благоговел перед памятью приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). Он написал замечательное слово на его кончину, которое было опубликовано. Игорь Цезаревич имел и некий дар прозрения, ибо вёл, по сути, христоподражательный образ жизни. Он предрёк Владыке архиепископу Кириллу, отправленному после кончины митрополита Никодима в ссылку из Питера в Смоленск, славное будущее – восшествие на первосвятительский престол Патриархов Руси. И Святейший Патриарх Кирилл всегда заботился о нём, интересовался его здоровьем, лично просил Ректора Петербургской Духовной епископа Гатчинского Амвросия сделать всё возможное для его лечения. В последние годы к Игорю Цезаревичу потянулись и со всех концов Руси великой. Даже в Виннице, где он постоянно лишь однажды произнёс поучение на библейскую тему, к нему потянулся народ за духовной пищей. Слышал, что безчадные по его молитвам обретали радость быть родителями. Как-то, приехав в в его скромное жилище, я был поражён его поступком: он вышел из комнатки в коридор и неожиданно поклонился до земли, лобызая мои руки, со слезами благодаря за написание заупокойной «Чернобыльской Литургии», признавшись, что слушает её постоянно. К концу жизни он воистину стал поражая окружающих своим детским незлобием, веры в Живого Бога. Святейший Патриарх Кирилл как-то говорил о том, что он знает двух святых-современников. Я почему-то тогда подумал об Игоре Цезаревиче Мироновиче. Его кончина отозвалась болью в сердцах знавших и почитавших его. В первый же день его отшествия к Богу Сил, из далёкой Волыни по электронной почте я получил искренние слова сочувствия его памятные стихи. Вот, некоторые строки в смысловом переводе с украинского: «Смерть вяжет днесь свои снопы – Сырые, тяжкокрутобокие, Но это не о Вас: в жестокие часы Вы побуждали всех изречь «Прости!».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Закрыть itemscope http://schema.org/Article > Схиигумен Сергий (Романов) уходит в раскол? Между тем, Кремль и власти Екатеринбурга не собираются вмешиваться в разгоревшийся церковный конфликт 19.06.2020 3587 Время на чтение 6 минут Сегодня запрещённый в священнослужении схиигумен Сергий (Романов) выступил с очередным видеообращением , в котором заявил о прекращении поминовения Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Екатеринбургского Кирилла. Неистовый схиигумен призывает православных писать «во все церковные суды о привлечении к ответственности» Предстоятеля Русской Православной Церкви и целого ряда архиереев. А Патриарху Кириллу, митрополитам Илариону, Кириллу и многим другим «до церковного суда надо сложить свои полномочия», заявил он. Сам схиигумен Сергий «до решения церковного суда» будет «поминать правоверных патриархов и архиереев». Их имена он не называет, но заявляет, что «в РПЦ они есть и они вслух отстаивали догматы Православной веры». Из этого следует, что, во-первых, схиигумен Сергий не собирается выполнять наложенное на него прещение - запрет на совершение богослужений. А во-вторых, он полностью выходит из повиновения Священноначалию, прекращая поминать не только правящего архиерея, но и Предстоятеля Церкви. А это называется одним словом - РАСКОЛ! В своей проповеди он снова обвиняет власти в богоборчестве. Мол, «храмы не закрывали ни во время чумы, ни во время испанки», их «закрывали только богоборческие власти». «Делайте выводы сами», - заявляет отец Сергий. В своей проповеди опальный схиигумен пытается прикрываться необходимостью обличать «экуменизм, Всемирный совет церквей, еретиков и последователей Никодима (Ротова)». Последним он пытается оскорбить лично Патриарха Кирилла, который и является главным «последователем митрополита Никодима». Схиигумен Сергий утверждает, что он не находится в прелести. Это обвинение он адресует своим обвинителям, приводя цитату из Святителя Игнатия Брянчанинова: «Кто говорит, что он не в прелести, тот дважды в прелести».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/19/sh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010